М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма - Sogetsu-Mf.ru

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

В данной статье вы рассмотрите вклад М. В. Ломоносова в развитие русской литературы.

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

Ломоносов в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Михаил Васильевич Ломоносов — яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.

Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.

Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) — человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.

За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.

Ломоносов и классицизм

М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.

Классицизм — эстетическое направление в культуре XVII — XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.

Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.

Классицизм в литературе — это направление, основывающееся на идеях рационализма.

Готовые работы на аналогичную тему

Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.

В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.

М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.

Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.

Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Оды Ломоносова

Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.

Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.

Ода — лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.

Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия — захвату турецкой крепости.

Торжественные оды М. В. Ломоносова:

  1. «Утреннее размышление о Божием Величестве»;
  2. «Вечернее рассуждение о Божием Величестве»;
  3. «Ода на день восшествия на престол. »;
  4. «Ода на день рождения Императрицы Елисаветы Петровны»;
  5. «Ода великому Государю Императору Петру Феодоровичу».

Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.

Реформы русского языка и русской литературы

Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу не ограничивался его произведениями. Совместно с поэтом и филологом В.К. Тредиаковским он провёл силлабо-тоническую реформу русского стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения; чередование ударных и безударных слогов в строгом порядке, применяемом ко всем строкам произведения.

Начиная с XVI века, всё русское стихосложение строилось на силлабическом принципе, который не учитывал уникальные особенности русского языка. Тонический принцип, впрочем, тоже русскому языку не совсем подходил, поскольку основывался на чередовании долгих и кратких звуков. Рождение же силлабо-тонического стихосложения сделало возможным создание всех стихотворений, созданных на русском языке начиная с середины XVIII века.

Ломоносов создал классический русский ямб.

Помимо этого Ломоносов создал теорию трёх штилей, активно используемую в русском классицизме. Это учение дифференцировало высокие, средние и низкие жанры, не допуская их смешения.

Высокий штиль:

  1. Ода;
  2. Героическая поэма;
  3. Трагедия;
  4. Ораторская речь.

Средний штиль:

  1. Элегия;
  2. Драма;
  3. Сатира;
  4. Эклог.

Низкий штиль:

  1. Комедия;
  2. Басня;
  3. Песня.

Что касается реформы русского языка, то в 1755 году М.В. Ломоносов составил «Российскую грамматику» — учение о частях речи в русском языке, содержащее в себе орфоэпические рекомендации и понятие средств художественной выразительности.

М. В. Ломоносова называли «отцом русской литературы».

Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество.

Цель-выявить характерные черты литературы 18 века, закрепить понятие «классицизм»; познакомить с личностью и творчеством М.В. Ломоносова.

Скачать:

Вложение Размер
9_klass_literatura_xviii_veka._klassitsizm._lomonosov_m.v._zhizn_i_tvorchestvo.rar 186.54 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Наталия Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ Аннинской СОШ №1.

Литература XVIII века. Классицизм. Ломоносов М.В. Жизнь и творчество.

Цель: -выявить характерные черты литературы 18 века, закрепить понятие «классицизм»; познакомить с личностью и творчеством М.В. Ломоносова.

Оборудование урока: презентация, тексты стихотворений, учебник.

С Ломоносова начинается наша литература.
Он был её отцом и пестуном. Он был её Петром Великим.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа по статье учебника стр. 31-32 («Литература» под. ред. Т.Ф.Курдюмовой 7-е издание, М: Просвещение,2010. )

— В XVIII веке произошёл резкий скачок в развитии русской литературы. Чем он был обусловлен? (Слайд 2)

//РЕФОРМЫ ПЕТРА I

  • Развитие промышленности, флота, производства;
  • Учрежден Сенат;
  • Губернская реформа;
  • Северная война;
  • система светского образования .

2. Какие писатели были в это время?

//ПИСАТЕЛИ XVIII ВЕКА:

Антиох Дмитриевич Кантемир

Александр Петрович Сумароков

Михаил Васильевич Ломоносов

Иван Андреевич Крылов

Денис Иванович Фонвизин

Николай Княжин, Майков, Державин и др.

3. Какое литературное направление начинает развиваться в это время?

4. Чем он характеризовался? Какое значение имел?

// Класссицизм требовал правды от искусства, верности природе.

Он помог созданию национального государства, способствовал выработке идеалов, гражданственности, создал героический характер, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную культуру опыт античности, показал способность к аналитическому изображению душевного мира человека.

III. Новый материал

Жизнь М.В. Ломоносова (Слайды 5,6,7)

1. Работа с текстом в группах .

I группа, используя метод ТКМ « Инсерт», готовит сообщение о жизни М.В. Ломоносова

— сын государственного крестьянина

— родился и вырос в Северном крае России, возле Архангельска

— влекомый жаждой знаний, он пешком без денег, уходит из родного дома за рыбацким обозом в Москву

— Скрыв своё происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию

( нужда, успешная учёба), где в 1735 году дошёл до предпоследнего класса -«философии»

— Основательное овладение латинским и греческим языками открыло перед ним сокровища античной и европейской культуры

— 1735 Петербургский университет при Академии наук

— 1736 год – Германия, изучение горного дела и металлургии…..

— рано обучался грамоте, пытался поступить в Холмогорское училище , но ему , как сыну крестьянина, доступ туда запрещен был законом

Первые стихотворные опыты Ломоносова

Таблица заполняется учащимися полностью

II группа, используя метод ТКМ «Кластер», готовит сообщение о достижениях М.В. Ломоносова

ДОСТИЖЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

Опыт физической химии

Изучает электричество «Российская грамматика»

Первая в России мозаичная мастерская Создаёт мозаику «Письмо о правилах

Научно-исторический труд «Древняя Российская история»

Теория «трёх штилей»

2. Подведение итогов работы групп.

Какими талантами был щедро одарён Ломоносов?

Запись в тетрадях : « Ломоносов – химик, физик, геолог, географ, астроном, лингвист, поэт, реформатор стихосложения».

Скажется ли это на его поэтическом творчестве?

Каких стихотворений вы ждёте от Ломоносова? (Слайд 8)

Устами движет бог; я с ним начну вещать.

Я тайности свои и небеса отверзу,

Свидения ума священного открою.

Я дело стану петь, несведомое прежним!

Ходить превыше звезд влечет меня охота,

И облаком нестись, презрев земную низкость

Ну как? Не удивила дерзновенность Ломоносовской мысли?

Что ещё можно ждать от поэта после этих строк?

// Конечно, он непременно осуществит своё намерение « ходить превыше звёзд» и «облаком нестись» — взмоет в небеса, первым побывает в космосе!

IV. Практическая работа. Анализ стихотворения.

1. Чтение стихотворения « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» , 1743

— Обманул поэт ваши ожидания?

— Что же услышали, а может быть , и увидели в его необычном и, конечно, же, непростом стихотворении?

— А не хочется ли перенести строки Ломоносова на рисунок?

(Работа с иллюстрациями) (по желанию)

— Какова композиция этого произведения?

// 1. Изображение явлений знакомых человеку по его ежедневным впечатлениям.

2. Поэт-учёный приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной

— Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль учёного.

Ломоносов пишет о

1. явлениях, знакомых человеку по его ежедневным впечатлениям;

2. бесконечности Вселенной, в которой человек как маленькая песчинка в бездонном океане;

3. вопрос о возможности жизни на других планетах;

4. предлагает ряд гипотез о физической природе северного сияния (колебания электро-магнитных волн)

— Какие образы вас поразили особенно? Чем?

— А какие строки стали крылатыми выражениями?

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

— А меняется ли интонация стихотворения? Его синтаксис? Почему так настойчив поэт в вопросах?

В стихотворении 13 вопросительных строк, причём четырежды вопросительные строки идут подряд.

— Как же надо читать Ломоносова?

// Постижение тайн мироздания.

Неторопливая панорама «дня» и «ночи», их смена, видение небесной бездны в замедленном движении ломоносовского ямба.

Беспокойство мысли и страстность чувства в ораторском пафосе ломоносовских строк.

V. Домашнее задание (Слайд 10)

— подготовить выразительное чтение стихотворения « Разговор с Анакреоном»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит .

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме «Древнерусская литература и литература XVIII века» в форме литературной игры.

План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h.

Преподавание литературы в школе находится в поле пристального общественного внимания: дискуссии о том, зачем и как изучать литературу, периодически ведутся на страницах печати, на телевидении. О препо.

Цикл уроков № 5 — 7 на основе методического пособия Беляевой Н. В. «Уроки литературы в 9 классе. Поурочное планирование: пособие для учителей общеобразовательных организаций».

Тест состоит из 3 частей с ответами.

Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм».

Классицизм и творчество Ломоносова

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Классицизм и творчество Ломоносова

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова.

Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено). Четкое деление жанров на высокие(трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня).

М.В.Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр Ӏ.

«Ода на день восшествия…» – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.

1. Вступление. Мир – основа блага государства.

2. Величие России, ее процветание:

– хвала щедротам Елизаветы

– заслуги Петра перед народами России

– неисчерпаемые богатства России

– призыв к российской молодежи овладевать науками

3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо), усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.

В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей»¹, которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

¹Тео́рия трёх шти́лей — разработанная М. В. Ломоносовым стилистическая система русского языка. Ломоносов выделял три «стиля»:

Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, арабская речь.

Средний штиль: трагедии, сатиры, элегии, дружеские сочинения.

Низкий штиль: комедии, письма, эпиграммы, песни.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов.

«Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым , интересен не только образцовыми переводами Анакреона, но и тем, что в нем нашло отражение поэтическое кредо самого Ломоносова . Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Более того, «Разговор с Анакреоном» помогает уточнить место Ломоносова и в русском классицизме и прежде всего установить отличие его гражданской позиции от позиции Сумарокова. В понимании Сумарокова, служение государству было связано с проповедью аскетизма, с отказом от личного благополучия, несло в себе ярко выраженное жертвенное начало. Особенно четко эти принципы отразились в его трагедиях. Ломоносов выбрал другой путь. Ему одинаково чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное самоубийство Катона. Он верит в благостный союз поэзии , науки и просвещенного абсолютизма.»

М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 761
  • КНИГИ 649 049
  • СЕРИИ 24 721
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 629

К изучению поэтики батализма у Ломоносова

Господствующим направлением в русской литературе с 1730—1750 гг. становится классицизм. В идейной направленности писателей этой школы была борьба за национальную культуру и просвещение, стремление создать сильное национальное государство. Значительное место в искусстве классицизма занимало изображение войны, она считалась «высокой» темой и наиболее широкое изображение получила в героической поэме, оде и трагедии. Достижения поэтики классицизма широко использовались поэтами XIX в. и в какой-то степени сохранили свое значение для более позднего времени. Каковы поэтические особенности батализма у ведущего поэта классицизма М. В. Ломоносова — исследованию некоторых вопросов этой проблемы и посвящена данная работа.

Жанровые ограничения предписывали поэтам классицистам определенный комплекс образов, для изображения батальных сцен закреплялись установленные приемы.

Война — это всегда потрясение, всегда горе и несчастие для народа. В связи с этим для показа ее использовалась определенная система художественных образов. У Ломоносова война — «буря шумная»,[1] «зверско неспокойство» (8, 663). В оде 1742 г. Россия сравнивается с «сильным вихрем», а Швеция с гонимым из полей «прахом» (8, 87); в трагедии «Тамара и Селим» Мумет уподобляет татарские орды на Куликовом поле «буре шумной» (8, 302), Нарсим — «тучей бурной» называет уже не татар, а русских (8, 362); в поэме «Петр Великий» обступившие Шлиссельбург русские войска сравниваются поэтом с «тучей грозной» (8, 724). У земледельческого народа, жизнь которого зависела от природных условий, широкое распространение в поэзии получило изображение связей между природой и людьми. Для изображения войны или отдельной битвы Ломоносов широко использовал также образ огня, молнии, пожара. В оде 1742 г. на прибытие Елизаветы Петровны в Петербург война, начатая шведами, изображается как пожар, увиденный мирными жителями: «На нивах жатву оставляет || От мести устрашенный Фин, || И с гор, оцепенев, взирает || На дым, всходящий из долин, || На меч, на Готов обнаженный, || На пламень, в селах воспаленный: || Там ночью от пожара день, || Там днем в пыли ночная тень; || Багровый облак в небе рдеет, || Земля под ним в крови краснеет…» (8, 93). Иногда битва сравнивалась с извержением вулкана, с потоком горящей лавы. Это уподобление сражения огнедышащему вулкану пришло из западной литературы, оно имело старую традицию. Напомним оду Буало на взятие Намюра: «Et dans son sein infidèle || Par tout la terre y récèle || Un feu prêt à s’élancer, || Qui soudain perçant son gouffré, || Ouvre un sépulchre de soufré || A quiconque ose avancer».[2]

У Ломоносова: «Представь себе в пример стихий ужасный спор, || Как внутренность кипит воспламененных гор, || Дым, пепел и смола полдневну ясность кроют, || И выше облаков разжжены холмы воют. || В таком трясении, во пламени и реве || Стоит, отчаявшись противу Росса Швед…» (8, 723).

Эти образы битвы-непогоды, бури близки к батальным картинам в поэзии молодого Пушкина.[3] У Пушкина война перефразируется, как непогода («И ярость бранных непогод»; «Среди трудов и бранных непогод Являлася всех витязей славнее»). Поход Карла XII также сравнивается с бурей: «Он шел на древнюю Москву, || Взметая русские дружины, || Как вихорь гонит прах долины || И клонит пыльную траву»). У Пушкина война — огонь: «И раздувать холодный пепел брани», чесменское морское сражение, в огне которого погиб турецкий флот, уподобляется пожару («Вот, вот могучий вождь полунощного флага || Пред кем морей пожар и плавал и летал»). В виде извержения вулкана у Пушкина представляется не война вообще, но народное восстание («Тряслися грозно Пиринеи || Волкан Неаполя пылал»). В данном случае извержение вулкана в стихотворении может быть отнесено к реальному вулкану Везувию, который не прекращает своей деятельности и в наше время.[4]

Мы не будем касаться вопросов сопоставления батальной одической поэзии Ломоносова с изображением Полтавского боя у Пушкина. В литературоведении этому посвящено несколько работ.[5]

Исследователи уже указывали на то, что, будучи поэтом классицизма, Ломоносов не ограничивал свою поэтику рамками рационализма и старался воздействовать не только на разум, но и на эмоции читателей. Он писал о том, что человеческие страсти больше всего приходят в движение от живо представленных описаний и зрительно осязаемых картин. В описании войны в целом, и отдельного сражения в частности, он не ставил перед собой цели изобразить их конкретные черты. Главная задача состояла в том, чтобы создать глубоко эмоциональный образ, грандиозную картину стихии — бури, втянувшей в свой водоворот многих людей. Реальные события вплетались в ткань поэтического изображения и обостряли его воздействие.

В одах широко использовалась гипербола, как способ создания образа. Подобно тому, как в фольклоре рассказ о могучей силе богатыря является средством сосредоточить внимание на великой силе народа, возвеличивание подвигов Петра I, его последователей и соратников служило цели возвеличения России.[6] В оде на взятие Хотина от гула сражения трясется «понт», «стонут громады», в крови тонут молдавские горы (8, 20), стрельба русских пушек подобна грому, который заставляет «завыть Ладогу» (8, 724). О Карле XII говорится, что он «…пал и звук его достигнул || Во все страны и стахом двигнул || С Дунайской Вислу быстриной» (8, 223).[7] Выделению существенных черт в поэзии способствует широкое использование сравнений, где один предмет постигается через некоторые черты другого. Так, в оде на взятие Хотина Россия сравнивается с мирным пастухом, а турки с хищными волками (8, 30). Как мы уже видели, прямые сравнения боя с непогодой-бурей и пожаром подчеркивают присущие этому явлению стремительность, быстроту, губительный характер.

Со времен Малерба, изображавшего врагов королевской власти в виде поверженных титанов, в одической поэзии опасных противников олицетворяли или сравнивали с гигантом, исполином, великаном, драконом, Антеем.[8] В оде Ломоносова 1754 г. фигурирует «дракон ужасный», (8, 562): о прусском короле Фридрихе II сказано, что он «необузданный гигант»; в оде 1764 г. Марс сравнивается со «сверженным гигантом».

В более поздней поэзии образ исполина, великана чаще употреблялся с положительным значением. У Пушкина: «Бессмертны мы вовек, о Росски исполины»; «Но не ему вести борьбу С самодержавным великаном» (о Петре I), «Потешный полк Петра Титана»; «задунайский великан» (о П. А. Румянцеве-Задунайском). И лишь в применении к Наполеону эпитет великан использован в значении, близком к тому, которое давали ему в поэзии XVIII в.: «И длань народной немезиды || Подъяту видит великан».

Широко использовалось в поэзии классицизма олицетворение. Ломоносов олицетворял Стокгольм в спящем человеке (8, 87),[9] пушки — в виде извергающего огонь дракона или какого-то другого зверя: «рыгая огнь жерлами» (8, 75),[10] «громады вдруг ревут» (8, 723), буря, ураган — в разбушевавшемся человеке: «Оковы тяжкие вдруг буря ощущает» (8, 702) и т. п. Высокая выразительность достигалась использованием перифраз. Количество образов при перифрастическом обозначении явления или предмета часто зависело от важности изображаемой темы. Смелость воинов и решимость добиться победы, состояние возбужденности перефразировались как «жар в сердцах» («Великий воспылал в сердцах унывших жар» — 8, 362; «С железом в сердце раскаленным» — 8, 653).[11] Стрельба из пушек у Ломоносова — рев громад, махин, удары огня («Огня ревущаго удары» — 8, 89; «громады вдруг ревут» — 8, 723; «вдруг жерл медных подан знак» — 8, 724; «свист ядер и махин рев» (8, 725).[12] У Пушкина пушки также ревут: «На холмах пушки присмирев, прервали свой голодный рев». Окончание войны, желание пресечь ее у Ломоносова перефразировалось: «Воздвигнуть против брани брань» (8, 635); «Войнами укроти войны» (8, 748) и т. д. Исследователи уже отмечали смелость и неожиданность, с какой Ломоносов выбирал эпитеты, их колоссальную эмоционально-психологическую значимость и остроту.[13] Эмоционально-метафорические эпитеты расширяли предметное значение слова: «шумный меч», «бурные ноги»,[14] «скорая корма», лирические эпитеты с оценочным значением: «прехрабрый воин», «орлиные полки», «беглые полки», «разумная храбрость», «правдивый меч».

Презентация по теме » Классицизм.М.В. Ломоносов:жизнь и творчество». Материалы к уроку литературы в 9 классе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

КЛАССИЦИЗМ. Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы в 9 классе. Выполнила: Башкова Юлия Николаевна- учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 10 г. Пласта Челябинской области

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра А.С.Пушкин

В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

Причины возникновения классицизма Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.

Особенности литературного направления Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных. — Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. — Каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий, Но строгой логике от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Вы новое лицо введете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он самим собой. (французский теоретик литературы Н. Буало

2. Эстетика классицизма Принцип трех единств: — Единство времени (действие развивается не более суток); — Единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10); Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое). Но забывать нельзя, поэты, о рассудке; Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н. Буало

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

Биография М. В. Ломоносова Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.

В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии.

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, — и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты

Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на «три рода речений». Теория «трех штилей» имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) Шекспир. «Гамлет». . Высокий стиль

изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль

— допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения) Низкий стиль

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство — моя утеха. »,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Реформа стихосложения

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ). Двусложные размеры стиха

Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _ Трёхсложные размеры стиха

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Награды имени Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова — ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века

Использованные ресурсы 1. Иллюстрации и справочные материалы Интернет- ресурсов; 2.Литература. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Коровин В.И. 3. Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Башкова Юлия НиколаевнаНаписать 14151 29.08.2014

Номер материала: 165123082915

  • Русский язык
  • 9 класс
  • Презентации
    29.08.2014 1241
    29.08.2014 18427
    29.08.2014 1311
    29.08.2014 6601
    29.08.2014 6128
    29.08.2014 493
    29.08.2014 1593

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки не требует обязательной вакцинации студентов от коронавируса

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки дали пояснения к рекомендациям для вузов

Время чтения: 2 минуты

Молодым россиянам начислят по 3000 рублей на культурное просвещение

Время чтения: 1 минута

В Петербурге создали программу для защиты детей в интернете

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки дополнительно обсудит рекомендации по вакцинации студентов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России перезапустило сеть федеральных инновационных площадок

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: