Тема любви в лирике А.А. Фета

Тема любви в лирике А. А. Фета

В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни, современники отмечали холодность, даже некоторую жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире Фета — мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.

И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.

Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.

Ты отстрадала, я еще страдаю.
В тиши и мраке таинственной ночи.

Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта — это стремление к идеалу и надежда за воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика поэта наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви — это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания.
Например, как стихотворение “На заре ты ее не буди” наполнено различным смыслом. Вначале вроде бы показан тихий, спокойный сон девушки, но уже потом появляется какое-то напряжение.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон.

Эта строка указывает на болезненное состояние. Любовь Фета — это костер, как и поэзия — пламя, в котором сгорает душа:

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
здесь человек сгорел!

Но время шло, а любовь его не угасала, она была настолько велика, сильна, что даже его друзья удивлялись, как он смог написать стихотворение “На качелях” по прошествии сорока лет.
“Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра”, — пишет Фет в письме к Полонскому. Насколько же память о своей девушке рождает такие воспоминания, не дает покоя в течение всей жизни!
Поэзия поэта — это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которому он отдал все, что испытал, пережил, потерял.
Конечно же потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, поэт пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант, который открыл ему дорогу в поэзию для выражения своих чувств и переживаний.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь — это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. “Любви все возрасты покорны”.
Любовь — прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым.
Возможно, смерть любимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.

Любовная лирика Фета тема любви в творчестве Фета сочинение

Величайший поэт своего времени – Афанасий Афанасьевич Фет, огромное внимание уделяет теме любви. Так, в своих произведениях, Фет представляет нам лирического героя, который обладает тонкой душевной организацией. Писатель в своих произведениях, использует приём параллелизма: настроение лирического героя, его чувства и эмоции, которые часто находят отражение в природе. Природа для него – это часть светлого чувства. Фет убежден в том, что и природе свойственны всё эти чувства и многообразие красок, которое присутствуют в любви.

Любовная лирика Фета – нечто волшебное и неземное. В своих стихотворениях он описывает любовь как тёплое и светлое чувство, отражает её в бесконечном разнообразии. Он считает, что любовь – это чувство, которое никогда не угасает и остаётся надолго в памяти каждого из нас. Зачастую, работы автора имеют форму воспоминания. Так, например, в своём стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад.» Афанасий Афанасьевич Фет наделяет лирического героя воспоминаниями. Данная работа автора имеет свою историю. Так, поэт, услышав песни в исполнении Татьяны Берс, находит в ней музу. Татьяна заставила его сердце испытать любовь, о которой он и рассказал в своём стихотворении. Фет пишет о любви, которая по воле случая оказалась несостоявшейся. Автор, передавая всё через лирического героя, повествует о своём состоянии.

С первый строк мы узнаём о том, что поэт полон переживаний, он наделён воспоминаниями о прошлом, которые, к сожалению, терзают его. Описывая возлюбленную, которая играет со струнами инструмента, он проводит некую грань между человеческим сердцем и струнами инструмента. Он хочет слышать голос возлюбленной, но, увы, не может… Читая стихотворение, читатели всё больше погружаются в любовную лирику Фета, которая наполнена воспоминаниями и переживаниями.

В своём творчестве, великий поэт Афанасий Афанасьевич Фет описывает любовь во всей её красе. Вероятнее всего, жизнь поэта была открыта для искренних чувств и теплых воспоминаний, которые будоражили Афанасия Афанасьевича. Наверняка автор убежден в том, что такое светлое чувство должно быть представлено во всей гамме чувств. Он с огромным рвением доносит до каждого человека чувства лирического героя, заставляет сопереживать ему. В своих произведениях он пытается пробраться в душу читателя и надолго поселить там свою мысль, которая затрагивает самое прекрасное чувство в мире – любовь. Ведь любовь — чувство душевной привязанности, который испытывал каждый человек на Земле. В глазах Афанасия Афанасьевича Фета, любовь — это то, что никогда не забывается и заставляет нас вспоминать всё, что происходили в определенный момент счастья, связанный с любовью. Читая его работы, читатель погружается в рассуждения, проникает и понимает взгляды поэта. Всё его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление.

Сочинение Тема любви в лирике Фета

Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал в 1840 году, и название его было «Лирический пантеон». В 1860 годах, когда покой народа был нарушен революцией, Афанасий Афанасьевич встал на сторону помещиков. Фет перестает писать и возвращается к своему творчеству лишь к склону лет и издает четыре сборника и выпускает их под одним названием «Вечерние огни».

Афанасий Афанасьевич необычный писатель его стихотворения музыкальны и затрагивают каждую нотку сердца. Лирика Фета наполнена любовью и эта самая отличительная черта ото всех. Важную роль в его лирических стихотворениях сыграла трагическая любовь. Афанасий Афанасьевич был влюблен в очень умную девушку по имени Мария Лазич. Любовь к ней окрыляла писателя, но все закончилось трагедией. По непонятным причинам девушка погибла, а Афанасий Афанасьевич Фет до конца своих дней испытывал чувство вины из-за ее гибели.

Афанасий Афанасьевич был человеком холодным и расчетливым, но в своих произведениях он так красиво лирически описывал чувство любовь, что многие в это не верили. После смерти Лазич чувство вины Фета настолько велика, что это является некоторым толчком для двоемирия Афанасия Фета. Возможно поэтому в реальной жизни он неприступный и холодный, а в своих произведениях его герои лиричны и их переполняет чувство любви.

Много стихотворений Афанасий Афанасьевич написал о своей любви и разлуке с Марией Лазич. В стихотворениях он говорит, что она уже отмучалась, а ему еще предстоит, мается на этой земле. Всю свою жизнь он надеялся на воссоединение со своей любимой и пронес к ней любовь чувственную и крепкую.

Афанасий Афанасьевич жил своей поэзией и это был для него совсем другой мир, в котором он хотел показать всю красоту лирических героев. Афанасий Афанасьевич хотел показать всем читателям, насколько можно изменить мир, если наполнить его любовью.

Читайте также  Краткое содержание повести Майская ночь или утопленница Гоголя Н.В.

Фет писал об утраченной любви и как ему не хватает его любимой, и он хочет с ней скорее встретиться. Он посвятил много произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке.

Любовная лирика Фета

Несколько интересных сочинений

Всемирно известная картина «Буря» великого художника Ивана Константиновича Айвазовского, является одной из мои любимых работ в жанре пейзажной живописи.

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки

Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

Что такое мечта? Что может быть общего между мечтой и реальностью, ведь мечта — это наша цель на будущее. А реальность — это то, что нас сейчас окружает. Общего между ними это то, что мечта со временем перерастёт в реальность.

Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.

Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Афанасий Афанасьевич Фет.
Любовь в лирике Фета

Любовь в лирике Фета

Особое место в фетовской лирике занимает тема любви. «Любовь фетовской лирики, – писал Д. Д. Благой, – отнюдь не некое восхищенно-мечтательное, бесплотное, а самое что ни на есть естественное, порожденное природой для продолжения на земле чувство, именно в этой своей сущности бесконечно прекрасное – одно из высших проявлений «музыки» мира, подобно красоте, разлитой во вселенной».

Но следует отметить и другую особенность любовной лирики Фета: поэт поразительно сильно сумел передать мысль о преображении человека чувством любви: обретении им способности под влиянием переживаемого чувства открыть душу мира, его тайную прекрасную жизнь:

Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос –
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

Созерцание возлюбленной, внимание ее голосу позволяет герою понять и красоту мира и придают ему поразительную мощь, способность к полету и обретению тайны мироздания – счастья и радости, скрытых в слезах и муках. Но любящему герою не только открывается красота и тайна мироздания. Любовь делает его всемогущим, помогая преобразить сам мир, передать ему частицу собственного огня – своей души, одухотворить – зажечь его своим чувством, внести тепло и свет в холодную мглу:

Теснее и ближе сюда!

Ты – в сердце с румянцем стыда,
Я – луч твой, летящий далеко.

На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.

Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами:
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями.

Пожалуй, впервые в русской поэзии чувство любви осознается как сила, меняющая человеческую природу, рождающая у человека способность к взлету – подобно птице или ангелу – над земным бытием. Столь характерный для последующего поэтического поколения – русских символистов мотив полета влюбленных источником имеет, конечно же, поэтически дерзкий образ А. Фета:

Люби меня! Как только твой покорный
Я встречу взор,
У ног твоих раскину я узорный
Живой ковер.

Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным, –
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!

И, просияв в лазури сновиденья,
Предстанешь ты

И красоты.

Современники не раз подшучивали над способностью старого поэта вдохновенно сочинять стихотворения о любви с юношеским пылом. Этой способности поэта хранить чистоту и непосредственность переживаний объяснение дал сам Фет. В одном из писем Я. П. Полонскому он утверждал: «Ты совершенно прав, полагая, что человек, не переживший лично всего любовного томления во всевозможных его оттенках, не способен писать о нем; но человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может называться поэтом».

Пытаясь определить своеобразие звучания темы любви у Фета, исследователи отмечают неизменное соединение в переживаниях героя двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания, усматривая в фетовской поэзии источник известного блоковского утверждения «Радость – Страданье – одно». Любовь, даже любовь счастливая, у Фета всегда вызывает не только свет, но и боль. Неразделимость этих двух чувств во многом и определяет переживания фетовского героя. Так, вспоминая о счастливом событии юности, герой говорит о горечи счастья («Глядя в огонь, я забывался, / Волшебный круг меня томил, / И чем-то горьким отзывался / Избыток счастия и сил»). Высшее переживание любви определяется героем с помощью оксюморона «страданье блаженства» («В страданьи блаженства стою пред тобою»).

Можно отметить еще одну особенность поэзии Фета богиней или небесным светилом. При этом идеальное явление обретает трепет и чувства человека, а в человеческом переживании соединяется земное чувство любви с преклонением и благоговением:

Упреком, жалостью внушенным,
Не растравляй души больной;
Позволь коленопреклоненным
Мне оставаться пред тобой!

Ты милосердно разреши
Мне упиваться чистотою
И красотой твоей души,

Глядеть, каким прозрачным светом

Как Божий мир на свете этом
В голубоватой тонет мгле.

О, я блажен среди страданий!
Как рад, себя и мир забыв,

То же соединение земного и небесного в образе героини можно увидеть в стихотворении «Ты вся в огнях, – твоих зарниц», 1888):

И я сверканием украшен.
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен,

Но я боюсь таких высот,

Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею?

Такие стихотворения позволили позднее Блоку говорить о том, что идея Вечной Женственности была прочно установлена еще Фетом. Можно сказать, что поэтический образ любви в лирике Фета поразительно совпадает с концепцией любви, утверждаемой в работах младшего фетовского современника, философа Вл. Соловьева. По мнению философа, есть два рода любви: к высшему существу – богине и к человеку. «Любовью восходящей» «мы любим высшее по отношению к нам существо, получая от него богатство, которым он обладает и которого мы не можем достичь своими собственными силами». «Любовью нисходящей» «мы любим низшее по сравнению с нами существо, которому мы даем имеющееся у нас духовное богатство, получив его от нашего высшего возлюбленного». И только соединение двух этих переживаний и составляет, по Вл. Соловьеву, любовь совершенную.

С поразительной силой любовь восходящая и нисходящая, земная и небесная соединяются в переживаниях героя в стихотворении «С какой я негою желанья», 1863. Здесь высокая любовь к звезде позволяет герою осознать свою любовь к земной подруге, предназначенность ее ему:

С какой я негою желанья
Одной звезды искал в ночи!
Как я любил ее мерцанье,

Любовь, участие, забота
Моим очам дрожали в ней

С ночного зеркала морей.

Не шлет мне луч ее нигде,
Как у корней плакучей ивы,
В твоем саду, в твоем пруде.

Любовь к земной женщине и любовь к богине не противопоставлены в лирике Фета. Пожалуй, можно сказать, что и «она» – богиня, и «она» – земная женщина в чем-то близки для лирического «я». Близкими, похожими их делает свет, излучаемый и юной возлюбленной, и небесным светилом («Если зимнее небо звездами горит. », «Ах, дитя, к тебе привязан. »).

Любовь в лирике Фета

Особое место в фетовской лирике занимает тема любви. «Любовь фетовской лирики, – писал Д.Д. Благой, – отнюдь не некое восхищенно-мечтательное, бесплотное, а самое что ни на есть естественное, порожденное природой для продолжения на земле чувство, именно в этой своей сущности бесконечно прекрасное – одно из высших проявлений «музыки» мира, подобно красоте, разлитой во вселенной».

Читайте также  Анализ лирики Блока А.А.

Но следует отметить и другую особенность любовной лирики Фета: поэт поразительно сильно сумел передать мысль о преображении человека чувством любви: обретении им способности под влиянием переживаемого чувства открыть душу мира, его тайную прекрасную жизнь:

Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос –
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

Созерцание возлюбленной, внимание ее голосу позволяет герою понять и красоту мира и придают ему поразительную мощь, способность к полету и обретению тайны мироздания – счастья и радости, скрытых в слезах и муках. Но любящему герою не только открывается красота и тайна мироздания. Любовь делает его всемогущим, помогая преобразить сам мир, передать ему частицу собственного огня – своей души, одухотворить – зажечь его своим чувством, внести тепло и свет в холодную мглу:

Теснее и ближе сюда!
Раскрой ненаглядное око!
Ты – в сердце с румянцем стыда,
Я – луч твой, летящий далеко.

На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.

Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами:
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями.

Пожалуй, впервые в русской поэзии чувство любви осознается как сила, меняющая человеческую природу, рождающая у человека способность к взлету – подобно птице или ангелу – над земным бытием. Столь характерный для последующего поэтического поколения – русских символистов мотив полета влюбленных источником имеет, конечно же, поэтически дерзкий образ А. Фета:

Люби меня! Как только твой покорный
Я встречу взор,
У ног твоих раскину я узорный
Живой ковер.

Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным, –
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!

И, просияв в лазури сновиденья,
Предстанешь ты
Царить навек в дыханьи песнопенья
И красоты.

Современники не раз подшучивали над способностью старого поэта вдохновенно сочинять стихотворения о любви с юношеским пылом. Этой способности поэта хранить чистоту и непосредственность переживаний объяснение дал сам Фет. В одном из писем Я.П. Полонскому он утверждал: «Ты совершенно прав, полагая, что человек, не переживший лично всего любовного томления во всевозможных его оттенках, не способен писать о нем; но человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может называться поэтом».

Пытаясь определить своеобразие звучания темы любви у Фета, исследователи отмечают неизменное соединение в переживаниях героя двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания, усматривая в фетовской поэзии источник известного блоковского утверждения «Радость – Страданье – одно». Любовь, даже любовь счастливая, у Фета всегда вызывает не только свет, но и боль. Неразделимость этих двух чувств во многом и определяет переживания фетовского героя. Так, вспоминая о счастливом событии юности, герой говорит о горечи счастья («Глядя в огонь, я забывался, / Волшебный круг меня томил, / И чем-то горьким отзывался / Избыток счастия и сил»). Высшее переживание любви определяется героем с помощью оксюморона «страданье блаженства» («В страданьи блаженства стою пред тобою»).

Можно отметить еще одну особенность поэзии Фета, оказавшуюся столь необычной на фоне современной ему лирики и столь значимой для следующего поэтического поколения: героиня его стихов предстает не только идеальным воплощением земной женщины, но и богиней или небесным светилом. При этом идеальное явление обретает трепет и чувства человека, а в человеческом переживании соединяется земное чувство любви с преклонением и благоговением:

Упреком, жалостью внушенным,
Не растравляй души больной;
Позволь коленопреклоненным
Мне оставаться пред тобой!

Горя над суетной землею,
Ты милосердно разреши
Мне упиваться чистотою
И красотой твоей души,

Глядеть, каким прозрачным светом
Окружена ты на земле,
Как Божий мир на свете этом
В голубоватой тонет мгле.

О, я блажен среди страданий!
Как рад, себя и мир забыв,
Я подступающих рыданий
Горячий сдерживать прилив!

То же соединение земного и небесного в образе героини можно увидеть в стихотворении «Ты вся в огнях, – твоих зарниц», 1888):

Ты вся в огнях. Твоих зарниц
И я сверканием украшен.
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен,

Но я боюсь таких высот,
Где устоять я не умею:
Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею?

Такие стихотворения позволили позднее Блоку говорить о том, что идея Вечной Женственности была прочно установлена еще Фетом. Можно сказать, что поэтический образ любви в лирике Фета поразительно совпадает с концепцией любви, утверждаемой в работах младшего фетовского современника, философа Вл. Соловьева. По мнению философа, есть два рода любви: к высшему существу – богине и к человеку. «Любовью восходящей» «мы любим высшее по отношению к нам существо, получая от него богатство, которым он обладает и которого мы не можем достичь своими собственными силами». «Любовью нисходящей» «мы любим низшее по сравнению с нами существо, которому мы даем имеющееся у нас духовное богатство, получив его от нашего высшего возлюбленного». И только соединение двух этих переживаний и составляет, по Вл. Соловьеву, любовь совершенную.

С поразительной силой любовь восходящая и нисходящая, земная и небесная соединяются в переживаниях героя в стихотворении «С какой я негою желанья», 1863. Здесь высокая любовь к звезде позволяет герою осознать свою любовь к земной подруге, предназначенность ее ему:

С какой я негою желанья
Одной звезды искал в ночи!
Как я любил ее мерцанье,
Ее алмазные лучи!

Любовь, участие, забота
Моим очам дрожали в ней
В степи, с речного поворота,
С ночного зеркала морей.

Но столько думы молчаливой
Не шлет мне луч ее нигде,
Как у корней плакучей ивы,
В твоем саду, в твоем пруде.

Любовь к земной женщине и любовь к богине не противопоставлены в лирике Фета. Пожалуй, можно сказать, что и «она» – богиня, и «она» – земная женщина в чем-то близки для лирического «я». Близкими, похожими их делает свет, излучаемый и юной возлюбленной, и небесным светилом («Если зимнее небо звездами горит. », «Ах, дитя, к тебе привязан. »).

Читайте также другие статьи о творчестве А.А. Фета:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Литература. 10 класс

Конспект урока

Любовная лирика Фета

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Влияние личной жизни поэта на образную структуру стихотворений;

2. Художественный мир в поэзии Фета.

«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.

Ассонанс — это многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков.

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность.

Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Оксюморон — это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.

Список литературы

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 431 с.

2. Тютчев Ф. Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1980. — 382 с.

1. Маранцман В. Г. Литература 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2009г. — 383 с.

2. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. М.: Русское слово, 2012. — 364 с.

1. Юношеская любовь, пронесённая сквозь годы. «Культура.РФ»: сайт о культуре России. https://www.culture.ru/materials/51956/yunosheskaya-lyubov-pronesennaya-skvoz-gody (дата обращения 18.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1878 году Афанасий Фет написал стихотворение «Alter ego». В нём есть такие слова:

Читайте также  Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд;

Он сумеет нас сразу в толпе различить,

И мы вместе придём, нас нельзя разлучить!

Это стихотворение о любви написано поэтом в зрелом возрасте. В нём он придаётся воспоминаниям о трагически погибшей возлюбленной Марии Лазич. И даже спустя годы Фет чувствует её присутствие и думает о ней.

Любовь — одна из вечных тем. И чем бы ни закончились отношения, она оставляет след в сердцах навсегда.

Какой была любовь в душе Фета? Какие слова о любви не умрут?

Множество стихотворений посвящены Марии Лазич, поэт пронёс её воздушный образ через всё своё творчество. Красивая, умная, прекрасная пианистка Мария нежно и страстно любила Фета. В своих мемуарах он называл её Еленой Лариной, дав ей фамилию героини Пушкина и греческое имя, означающее «факел», «светоч». Так он писал о ней: «Меньшая Ларина Елена. мало участвовала в шумном веселье подруг и, будучи великолепной музыкантшей, предпочитала играть на рояле для танцующих. Большого роста, стройная брюнетка, она далеко уступала лицом своей сестре, но зато превосходила её необычайною роскошью чёрных с сизым отливом волос… Только после некоторого продолжительного знакомства с Еленой, я узнал, что она почти с детства любила мои стихотворения. Не подлежало сомнению, что она давно поняла задушевный трепет, с каким я вступал в симпатичную её атмосферу. Понял и я, что слова и молчание в этом случае равно значительны… Казалось, что могли бы мы приносить с собою из наших пустынь? А между тем мы не успевали наговориться. Бывало, все разойдутся по своим местам, и время уже за полночь, а мы при тусклом свете цветного фонаря продолжаем сидеть в алькове на диване. Никогда мы не проговаривались о наших взаимных чувствах. Да это было бы совершенно излишне».

Но счастье оказалось коротким… Девушка была дочерью бедного помещика, а Фет искал богатую невесту. Их отношения закончились, она трагически погибла при пожаре. Фет женился на другой, но душевная боль так и не утихла. Спустя многие годы поэт понял, что счастье не зависит от материальных благ. Горечь утраты он пытался излить в стихах, исполненных страсти и покаяния.

Призрачный образ возлюбленной узнаваем в стихотворениях «Светил нам день, будя огонь в крови. », «Долго снились мне вопли рыданий твоих. », «Томительно-призывно и напрасно. », «В тиши и мраке таинственной ночи.

Спустя 16 лет после трагической гибели, в 1864 году, появляется стихотворение «В тиши и мраке таинственной ночи». В нём образ Марии имеет вполне реальные черты, он приходит во снах, и только там поэт может с ней встретиться:

В тиши и мраке таинственной ночи

Я вижу блеск приветный и милый,

И в звёздном хоре знакомые очи

Горят в степи над забытой могилой.

1871 год. Прошло 20 лет с момента вечной разлуки. Появляется стихотворение «Томительно-призывно и напрасно. »:

Томительно-призывно и напрасно

Твой чистый луч передо мной горел;

Немой восторг будил он самовластно,

Но сумрака кругом не одолел.

Пускай клянут, волнуяся и споря,

Пусть говорят: то бред души больной;

Но я иду по шаткой пене моря

Отважною, нетонущей ногой.

Я пронесу твой свет чрез жизнь земную;

Он мой — и с ним двойное бытие

Вручила ты, и я — я торжествую

Хотя на миг бессмертие твое.

Безмерная тоска по утерянному подвигла Фета на создание прекрасных любовных стихотворений и раскрыла его гений. Образ Марии Лазич оказался для него бессмертным, несмотря на её трагическую судьбу. Свои любовные переживания Фет излил в стихотворной форме.

Почти через 30 лет рана поэта стала ещё более глубокой. Утомлённый годами разлуки, он мечтает лишь о том, чтобы встретиться с любимой в ином мире. Этому посвящено стихотворение 1878 года «Ты отстрадала, я ещё страдаю. »:

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей. —

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твоё,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твоё небытие!

В 1887 году в стихотворении «Нет, я не изменил. До старости глубокой» поэт признаётся в своей верности возлюбленной. Фет признаётся, что он по-прежнему раб любви, что «старый яд цепей, отрадный и жестокий, ещё горит в моей крови». Он отмечает, что неважно, что с возлюбленной его разделяют годы и могила, её образ по-прежнему ярок и свеж в его душе. «Не в силах верить я, что ты меня забыла, когда ты здесь, передо мной», — восклицает поэт.

Но действительно ли Мария Лазич была единственной любовью поэта? Это одна из загадок лирики Фета, одна из тайн его сердца. Вместе с тем отношение поэта и к жене, Марии Петровне Боткиной, полно нежности. Кроме того, известны и другие посвящения в его стихотворениях. Предполагается, что Фет был влюблён и в последние годы жизни, но имя этой женщины неизвестно. Ей посвящено одно из лучших произведений русской лирики — «Я тебе ничего не скажу. », написанное в 1885 году:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Стихотворение наполнено грустью. Испытывая годами душевную боль, поэт больше не готов раскрыть своё сердце. Он будет хранить свою тайну и предаваться мечтам — таков теперь его удел. Его любовь по-прежнему призрачна, однако благодаря ей он ощущает полноту жизни.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. », созданное в 1850 году, тоже посвящено Марии Лазич. Картины природы сплетаются в нём с переживаниями возлюбленных. Кажется, чувства переполняют героя настолько, что малейшее промедление может спугнуть счастье.

Ещё одним шедевром лирики Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад», написанное в 1877 году. Оно было создано под впечатлением от пения Татьяны Берс (в замужестве Кузминской, сестры Софьи Андреевны Толстой, жены великого писателя), которая, кстати, стала прототипом Наташи Ростовой.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Длинные строки придают музыкальность. Звуки здесь символичны, поэт подчёркивает, что важно жить так, как в эту восхитительную ночь — «звука не роняя». Искусство должно одухотворять, позволять сердцу петь. Здесь и любовь, и женщина сливаются в одну мелодию, которая воплощает мир прекрасного.

Как и многие стихи Фета, «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» стало основой романса. По мнению Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». И до сих пор современные исполнители цитируют прекрасные фетовские строки.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Назовите адресата любовной лирики Фета.

Множество стихотворений посвящены Марии Лазич, поэт пронёс её воздушный образ через всё своё творчество. Красивая, умная, прекрасная пианистка Мария нежно и страстно любила Фета. В своих мемуарах он называл её Еленой Лариной, дав ей фамилию героини Пушкина и греческое имя, означающее «факел», «светоч».

Множественный выбор.

Укажите литературные приёмы, наиболее часто встречающиеся в лирике Фета.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живого существа. Эпитет определение при слове, влияющее на его выразительность. Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: