Краткая биография антокольский

Марк Матвеевич Антокольский - биография и история жизни известного скульптора.

Краткая биография антокольский

Биография Марка Матвеевича Антокольского

Марк (Мордух) Матвеевич Антокольский родился 2 ноября 1843 года в городе Вильне в бедной еврейской семье. Родители его содержали небольшую харчевню. Кроме младшего сына Марка, в семье было еще шестеро детей. Уже будучи известным скульптором, Антокольский вспоминал свое детство редко, неохотно и с содроганием. О матери Антокольский отзывался с нежностью. Отец, по его воспоминаниям, был человеком жестоким и грубым.

Портрет работы Васнецова

С юных лет проявилось художественное дарование Антокольского. По ночам, тайком ото всех, он лепил из глины или вырезал из дерева маленькие фигурки людей и животных. Увлечение мальчика было непонятно родителям, но они все же отдали сына в ученики в мастерскую резчика по дереву. Усердно и старательно там работая, Антокольский в свободное время вырезал головы Христа и Богоматери, скопировав их с гравюры Ван Дейка.

В судьбе молодого скульптора приняла участие А.А. Назимова, жена виленского генерал-губернатора, женщина просвещенная и любящая искусство. С трудом преодолев сопротивление отца Антокольского, она добилась его согласия на отъезд сына в Петербург.

Антокольский приехал в столицу в 1862 году и определился вольнослушателем в Академию художеств. Его способности заметил известный скульптор, профессор Академии Н.С. Пименов и взял в свой класс. После смерти Пименова учителем и наставником Антокольского стал гравер и скульптор И.И. Реймерс, о котором ваятель всегда вспоминал с большой благодарностью.

В Академии художеств Антокольский попал в среду передовой демократически настроенной молодежи, выступавшей за новое, реалистическое искусство. Утверждение основ реализма проходило в упорной борьбе с официальным искусством, оплотом которого была Академия художеств. Убежденный сторонник реализма, Антокольский уже для своих ранних работ, созданных в годы обучения в Академии художеств — горельефов «Еврей-портной» и «Еврей-скупой», черпал темы из хорошо знакомого ему с детства быта. Горельефы были исполнены непосредственно с натуры в Вильно во время летних каникул. В этих первых произведениях проявляется индивидуальность и самостоятельность Антокольского.

«Иван Грозный»

Исполненные, в отличие от академических произведений того времени, в реалистической манере, горельефы своими сюжетами и мастерством сразу привлекли внимание художественных кругов и вызвали восторженный отзыв передовой критики. Руководство Академии художеств вынуждено было признать выразительность образов, мастерство исполнения горельефов и посчитаться с общественным мнением. За эти работы Антокольский получил Малую серебряную медаль и стипендию.

Последовательное осуществление Антокольским реалистических принципов в своей творческой практике вызвало нарастание конфликта с Академией. Ваятель на время оставляет ее. Когда он через некоторое время снова возвращается в Академию, то отходит от жанровой тематики. Героями его произведений становятся крупные исторические личности. В семидесятые годы он обращается к образу Ивана Грозного.

АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙ

Собственное видение и понимание Грозного вызывали у скульптора желание поскорее взяться за дело. Но о какой работе могла идти речь, если у Антокольского не было постоянной мастерской, где бы он мог делать вещь крупного масштаба. После многих и унизительных хождений по начальству Антокольский получил небольшую каморку на четвертом этаже академического здания.

Непосильный труд в сырой и холодной мастерской, требовавший большого творческого и физического напряжения, резко ухудшил и без того некрепкое здоровье Антокольского. Работа по настоянию врачей неоднократно прерывалась.

Антокольский отказывается от ложной патетики и пафоса, свойственных в то время парадной форме царского портрета, и раскрывает противоречивость Грозного как исторической личности на основе глубокой психологической характеристики.

Еврей-портной. 1864. Горельеф. Дерево

Грозный изображен в момент тревожных раздумий. На нем монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла. На коленях царя поминальный синодик, но он не читает его. Под нависшими бровями как бы застыл суровый сосредоточенный взгляд, худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением. Большую роль в раскрытии психологической характеристики Грозного играют руки одной он сжимает четки, другой судорожно схватился за подлокотник кресла.

Композиция статуи замкнута, она как бы имеет свое пространственное ядро, вокруг которого концентрируются ее основные объемы. Это придает образу сосредоточенность, углубленность. Статуя устойчива и в то же время некоторая композиционная асимметрия сообщает ей оттенок динамизма. Тяжелые формы драпировок нижней части статуи контрастируют с пластическим ритмом легких складок подрясника в верхней ее части. Рельеф скульптуры, то глубокий и мощный, то лишенный больших пространственных захватов, предопределяет контрастную пластику статуи.

В 1872 году статуя была показана на Международной выставке в Лондоне. Успех «Ивана Грозного» был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Это был беспрецедентный случай в истории отечественной скульптуры. Еще ни одна работа русского мастера не попадала до сих пор в зарубежные музеи. Статуя вызвала большой интерес русской и зарубежной печати. Ее критиковали, ею восторгались, о ней спорили, ее репродуцировали на страницах художественных изданий.

История жизни Марка Матвеевича Антокольского

В 1874 году статуя была показана на Первой передвижной выставке. К скульптору приходит большой успех. «Иван Грозный» вызвал восторженные отзывы современников, в частности И.С. Тургенева и В.В. Стасова.

Статую посмотрели президент и вице-президент Академии художеств — великая княгиня Мария Николаевна и князь Г.Г. Гагарин. Она произвела на них большое впечатление, и великая княгиня уговорила брата Александра II посетить мастерскую Антокольского. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров, и Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика.

В 1871 году Антокольский уезжает за границу и большую часть своей жизни проводит в Риме и Париже. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся еще во время создания образа Грозного, — начал лепить статую Петра I. В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой, Петр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность. В июне 1872 года статуя была окончена. Она приняла участие в первой Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра I.

«Скупой»

Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии. Поднятая голова, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Выразительностью моделировки отличается лицо Петра с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями, резко очерченным профилем, пристальным пытливым взором.

В основе идеи статуи «Христос перед судом народа» коллизия столкновения героя и толпы. Начиная с этой работы, Марк Матвеевич будет ставить перед собой одну из сложнейших задач воплощение в мраморе или бронзе высокой нравственной красоты.

На работу неизвестного итальянцам русского скульптора обратили внимание многие итальянские газеты и журналы. Небывалый успех статуи отметили русские художники и писатели, находившиеся тогда в Риме. Тургенев признавался, что он давно не получал «столь сильного и глубокого впечатления. Это вполне гениальная вещь».

М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г

Еще в 1874 году скульптор задумал другую статую — «Смерть Сократа». Он изобразил Сократа полулежащим в кресле. Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке.

В 1877 году Антокольский переехал с семьей в Париж. Через год он уже участвовал в Международной выставке. Марк Матвеевич удостоился высшей премии — Большой золотой медали. Затем его наградили орденом Почетного легиона и единогласно избрали членом-корреспондентом Парижской академии художеств.

В это время Антокольский решается на создание образа Мефистофеля. Его ведет желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев. Непрестанная работа шла в течение всего 1883 года. Мефистофель одиноко сидит на острой скале. «Это, — писал скульптор, — наш тип, нервный, раздраженный, больной, который с озлоблением готов все уничтожить, над всем надругаться, все осквернить, все, что есть мало-мальски честного, хорошего. »

Надгробие на могиле Антокольского

В конце восьмидесятых годов Марк Матвеевич возвращается к темам отечественной истории. Еще в 1874 году у художника появилась мысль создать статую «Нестор-летописец», а в 1890 году работа была завершена. Скульптор запечатлел Нестора сидящим за деревянным столом в естественной и непринужденной позе. Чуть ссутулилась спина летописца. Величавого спокойствия преисполнено мудрое старческое лицо. А взгляд сосредоточен и задумчив.

Другим историческим деятелем, к которому вскоре обратился Антокольский, был русский князь Ярослав Мудрый. В этой работе скульптор достиг настоящей правдивости, пластической красоты и выразительности образа.

В 1886-1891 годах Антокольский работает над статуей Ермака.

Умер Антокольский в 1902 году в Германии, а похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище.

Скульптор Марк Антокольский. Известные скульптуры, памятники, биография

Автор:
Павел Ин

Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], — выдающийся русский скульптор.

Марк Антокольский в своём творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения скульптора на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления , его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей. Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея). Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал Марк Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). Марком Антокольским исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891; обе — Русский музей). Ряд произведений Марк Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей).

статуя «Иван Грозный»

Христос

Ермак


ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА «НЕ ОТ МИРА СЕГО»

Статуя «Петр Первый

* смотрите также образ этого мифологического персонажа на подборке картинки русалок

Биография Антокольского

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) наиболее значительный русский скульптор второй половины XIX века. Его творчество не утратило своего значения и в наши дни. Идеи гражданственности и патриотизма, нашедшие образное воплощение в лучших работах этого замечательного скульптора, глубоко волнуют советского зрителя.

Антокольский родился в Вильне (Вильнюсе) в небогатой еврейской семье. Его художественное дарование проявилось в раннем возрасте, и он был отдан родителями на учение в мастерскую резчика по дереву. Около трех лет трудился юноша под руководством виленских резчиков по дереву, выполняя иконостасы для церквей. Па его работы обратили внимание местные влиятельные лица, и на их средства Антокольский поехал в Петербург. Здесь он поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Читайте также  Краткая биография кюхельбекер

Первым его руководителем стал известный скульптор Н. С. Пименов. После смерти Пименова Антокольский занимался в мастерской гравера и скульптора И. И. Реймерса. Еще в годы пребывания в Академии Антокольский сблизился с молодым И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, композиторами А. Н. Серовым и М. П. Мусоргским и другими выдающимися деятелями передового демократического лагеря русской культуры. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом. Идейность содержания, стремление к художественной правде явились основой его взглядов на искусство.

«Правда в искусстве — выше всего, — писал Антокольский В. В Стасову, — но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным».

Уже в произведениях, созданных в период академической учебы — горельефах «Еврей-портной» (1864), «Еврей-скупой» (1865), «Нападение испанской инквизиции на евреев» (1863-1869), Антокольский, отбросив далекие от жизни традиции Академии, показал себя художником, ищущим новой, оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. В начале 1870-х годов Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений статую Ивана Грозного, которая была экспонирована на Первой передвижной выставке. Эта статуя изображала Грозного в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика — книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных врагов.

Работая над «Иваном Грозным», скульптор основательно подорвал здоровье и поэтому после окончания Академии вынужден был уехать лечиться за границу. Живя в Риме, он создал второе крупное произведение — статую «Петр Первый» (1872). Образ дальновидного и решительного преобразователя России Антокольский как бы противопоставил психологически противоречивому образу Грозного. Созданная к 200-летпю со дня рождения Петра, эта статуя послужила проектом памятника, установленного в Таганроге и Архангельске. Меньший ее вариант украсил Нижний парк Петродворца (Петергоф).

В годы пребывания за границей Антокольский обращался к темам морально-философского содержания («Христос перед судом народа», 1874 1876; «Смерть Сократа», 1876; «Спиноза», 1882; «Мефистофель», 1883, и другие). Наиболее удачное из произведений этого плана — «Христос перед судом народа», в котором скульптор стремился показать Христа реформатором, «восставшим за правду, за братство, за свободу». В последние годы творчества Антокольский вновь обращается к темам русской истории. В 1889 году им была закончена статуя «Нестор-летописец». Почти одновременно с этой работой он исполнил статую «Ермак Тимофеевич» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Антокольский не раз принимал участие в конкурсах на проекты монументальных памятников (например, на памятник Пушкину). Им был исполнен ряд надгробий. Много времени уделял он портрету (портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева и др.). Умер Антокольский в Германии, но похоронен был в Петербурге. До конца своих дней он оставался верен Родине. «Вся душа моя, — писал он Стасову, принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня. «

Творчество Антокольского, сформировавшееся в пору революционно-демократического подъема России 60-х годов, а позднее всем своим содержанием связанное с идеями передвижничества, представляет замечательное явление в истории русского искусства.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1973 год

Как мальчик из бедной семьи стал гордостью Российской империи: Скульптор Марк Антокольский

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Удачные встречи

Родился он в 1843 году в городе Вильне, точнее, не в самом городе, а в пригороде под названием Антоколь, где жили члены еврейской общины. Так и возникла фамилия Антокольских.

Марк Матвеевич тогда еще носил имя Мордух Матысович. Появился он в семье небогатой, отец был трактирщиком и помимо Марка, содержал еще семерых детей. Жили бедно, о своем детстве скульптор впоследствии вспоминать не любил, и даже свою автобиографию предпочел начать по-настоящему уже с петербургского периода, о детстве упомянув лишь, что было оно мрачным и безрадостным, а сам он чувствовал себя нелюбимым ребенком.

Родители были верующими людьми, а в своем отпрыске хотели бы видеть человека делового и владеющего полезным ремеслом, приносящим регулярный доход. Но Марк с детства любил рисовать, рисовал везде. Ему серьезно попало за «украшение» недавно побеленной дома печи. Но спустя время родители смирились с этой страстью своего сына и даже отдали его в мастерскую позументщика подмастерьем. Марк Антокольский начал учиться резьбе по дереву.
Так и прошла бы, скорее всего, его жизнь на небольшой, приносящей какой-никакой доход работе, которая никак не обещала славы, но тут вмешался случай. Случаи вообще станут интересной составляющей биографии этого мастера. Дело в том, что однажды Антокольскому попалась на глаза репродукция картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь», и он вырезал эту композицию в дереве. Произведение увидела Анастасия Назимова, известная в Вильне покровительница искусств, супруга генерал-губернатора.

Работа произвела такое впечатление на Назимову, что она тотчас же написала письмо к своей петербургской приятельнице, фрейлине великой княгини, а та, в свою очередь, поспособствовала зачислению Марка Антокольского в столичную Академию художеств. Это и был первый из нескольких счастливых билетов в судьбе Марка Антокольского.

«Иван Грозный»

В Академию он был принят вольнослушателем – из-за того, что не владел техникой рисования. К тому времени Марку было девятнадцать. Работал он много, напряженно, не только осваивая искусство скульптуры, но и усиленно изучая историю, литературу, русский язык. Дома говорили на идиш, и русский язык Антокольский знал плохо, отчего до конца жизни писал с ошибками.

Обучение в Академии дало Антокольскому много знакомств, он подружился с Ильей Репиным, Иваном Крамским, Модестом Мусоргским, Владимиром Стасовым. Все они сыграют большую роль в творчестве скульптора, но главное, что приведет к успеху и появлению его имени в истории искусства – это, конечно, напряженный постоянный упорный труд, к которому Антокольский относился почти с религиозным чувством.

В 1863 году он изготовил горельеф под названием «Еврей-портной», за что удостоился серебряной медали Академии. Спустя два года такую же медаль он получил за другой горельеф – «Еврей-скупой». А вот произведение под названием «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования Пасхи» в Академии сочли слишком смелым. В поисках новых путей творческого самовыражения Антокольский придумал вот что: он проделал сбоку от горельефа отверстие, сзади размещал свечи или лампу, и композиция приобретала особенный эффект благодаря игре света. Но Академия сочла приемы Антокольского не искусством, а «изготовлением резных игрушек».

Несмотря на то, что работал скульптор много и непрерывно, он постоянно опасался отчисления из Академии: это грозило не только репутации и карьере. По тогдашним правилам беспаспортного еврея могли забрать в солдаты, такой перспективы Антокольский страшился.

В 1867 году 24-летний скульптор писал в одном из писем: «В классе работаю целый день и не имею свободной минуты, но зато теперь не падаю духом». Открывались новые горизонты, которые обещали, помимо неизбежной критики, еще и новые открытия.

В 1868 году Антокольский уехал в Берлин. Сделал он это по нескольким причинам – во-первых, манила западная культура, а во-вторых, к путешествию склоняла уверенность, что на грядущих экзаменах он провалится и покинет Академию. Не дожидаясь этого грустного события, Антокольский испросил себе отпуск. Но в Берлине он пробыл недолго, вернулся через полгода – несколько разочарованным: европейские академии искусств слишком напоминали отечественную, условностью искусства, его оторванностью от настоящей жизни.

Весь этот период жизни Антокольского пронизан постоянной нехваткой денег, поиском средств к существованию. Чтобы прокормить себя, он подрабатывал в токарной мастерской, вырезая номера на бильярдных шарах, и лепил младенцев-амуров. Кроме того, он получал небольшую стипендию из существовавшей тогда в Петербурге кассы вспомоществования нуждающимся евреям. Все изменилось после создания первой его крупной скульптуры «Иван Грозный». Именно тогда, по собственному признанию Антокольского, он «заснул бедным, проснулся богатым». Проснулся он еще и модным скульптором.

Антокольский задумал создать произведение для конкурсной программы Академии, на что не имел формального права как вольнослушатель. В порядке исключения такую привилегию он себе выхлопотал – опять случай! Произведение не было закончено в срок из-за слабого здоровья скульптора, подорванного работой в условиях мастерской, где стены были изъедены плесенью, а по углам росла трава. Но в 1871 году готовая глиняная скульптура попалась на глаза вице-президенту Академии князю Гагарину, который, будучи в полном восторге, поделился своим открытием с президентом Академии великой княгиней Марией Николаевной и с императором. Александр II выразил желание приобрести скульптуру «Иван Грозный». Она была куплена за серьезные для того времени деньги – восемь тысяч рублей, к тому же Антокольскому были заказаны копии – мраморная и бронзовая. Кстати, впоследствии гипсовый слепок скульптуры был продан в Кенсингтонский музей, что стало первым случаем продажи русской скульптуры на запад.

Тургенев признавал за статуей «Иван Грозный» «верх совершенства историко-психологической оценки». Он писал: « По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, избранного художником, — статуя эта решительно превосходит все, что являлось у нас до сих пор в этом роде ».

История в скульптурах Антокольского

Антокольскому после триумфального успеха «Ивана Грозного» присвоили звание академика. Вскоре по сложившейся традиции, он уехал в Рим и Париж – это входило в высшее художественное образование, подразумевая необходимость познакомиться с произведениями западного искусства. Была и вторая причина – к тому времени Антокольский нуждался в перемене климата – его здоровье ухудшалось.

В Риме он начал работу над статуей Петра I – как противоположностью созданной в Петербурге. Он всячески подчеркивал этот антагонизм между двумя произведениями и двумя правителями: « Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное ». В первый момент скульптуру не оценили – ни критики, ни даже ближайшие друзья, выразив свое разочарование новой работой Антокольского.
Тем не менее, показанная на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, эта работа имела огромный успех. Марк Матвеевич получил высшую награду выставки. Скульптура была несколько раз повторена, один из вариантов по инициативе Антона Павловича Чехова был установлен в Таганроге, другие попали в Петергоф, Петербург и Архангельск.

Читайте также  Краткая биография баум

Работы Антокольского стали настоящим прорывом, новаторством в отечественной скульптуре. Он избирался почетным членом многих европейских академий, включая академии Вены, Берлина, Лондона. Жил он преимущественно в Европе, работал постоянно, выполнял заказы соотечественников, поддерживал русских художников, в том числе и материально. У самого скульптора денежные дела шли все хуже, под конец жизни он был вынужден распродавать свои произведения.

Умер Антокольский в Германии в возрасте 59 лет. Похоронен в Петербурге – на Преображенском еврейском кладбище, вернувшись, как и мечтал, в Россию, пусть и после смерти.

Создается впечатление, что Антокольский был довольно одиноким человеком, несмотря на большое количество поклонников его таланта и друзей. Но он, тем не менее, создал семью, в которой родились дочери Эсфирь и Александра, сделавшие удачные партии в смысле замужества.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Марк Антокольский

Р аботы Марка Антокольского — неоднозначные и новаторские для своего времени — критика принимала не всегда. Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения. Антокольский стал известен еще до 30 лет, когда скульптуру его авторства купил для Эрмитажа Александр II.

Слишком смелый для Академии художеств

Марк Антокольский родился 2 ноября 1843 года в Вильне (сегодня — Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно. Кроме Марка у Антокольских было еще шестеро детей — он был самым младшим.

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве. За первый художественный опыт — мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь — его наказали, да и в целом родители не поощряли увлечение сына. В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех».

Когда Антокольский подрос, его отдали подмастерьем к резчику по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка Антокольского взяли в Академию художеств — в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.

Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским, Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора. В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев». Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи.

Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило — слишком смело. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене. Чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин.

«…Заснул бедным, встал богатым»

«Даль всегда заманчива… Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство… О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский. В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм. Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию.

Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Он создал статую Иоанна Грозного. Автору предоставили скульптурные классы, но вскоре ему пришлось менять помещение: из канцелярии Академии пришел приказ немедленно освободить мастерскую. Антокольский переезжал на другой этаж, и, чтобы перенести глиняную фигуру, ее пришлось разрезать на части. На ноябрьскую выставку скульптор не попал: он успел закончить работу только в феврале 1871 года. Зато Антокольский пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну — президента Академии. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II. Он же и приобрел бронзовую статую для Эрмитажа за 8000 рублей — по тем временам это были очень большие деньги. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика.

«Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», — вспоминал скульптор. В это время он познакомился с Иваном Тургеневым, Константином Кавелиным, Сергеем Боткиным и другими. Вскоре его имя стало известно и за границей: гипсовую копию «Иоанна Грозного» приобрел Кенсингтонский музей.

Антокольский — почетный член западноевропейских академий

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение — статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного. Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

Впервые готовую работу увидели посетители Всероссийской политехнической выставки в Москве. Критики не оценили статую, и ее вернули автору в Рим. А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже — и это был успех. По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир, а позже на ее основе были созданы памятники царю в Таганроге и Архангельске.

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу». Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — разрушили традиционный облик Христа. К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов.

В 1876 году Антокольский перебрался в Париж, где прожил почти безвыездно до конца жизни. В Рим он возвращался, только чтобы завершить скульптуру «Сократ», создать надгробный памятник княгини Марии Оболенской, барельеф «Безвозвратная потеря» и другие работы. В 1878 году в Париже на Всемирной выставке ему присудили высшую награду и орден Почетного легиона. Вскоре Антокольского избрали почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской академий. В 1880 году в Петербурге скульптору присвоили звание профессора.

Парижская жизнь кипела. Антокольский вместе с Иваном Тургеневым и Алексеем Боголюбовым образовал «Художественный кружок». В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель».

В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней — бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды был вынужден распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году (по другим версиям во Франкфурте-на-Майне). Похоронили скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.

Марк Антокольский — русский скульптор, который очень любил Родину, но почти всю жизнь прожил вдали от нее

Марк Антокольский (Mark Antokolsky; 21 октября 1843 — 26 июня 1902 гг.) — знаменитый русский скульптор XIX века, выдающийся представитель реалистического стиля в отечественном искусстве. Марк Антокольский большую часть своей карьеры посвятил воплощению в мраморе, гипсе и бронзе реальных персонажей российской истории и добился широкого признания уже в молодом возрасте. Его творчество высоко ценили не только в России, но и заграницей, художник был избран членом многих европейских академий искусств, а в биографии мастера есть немало выдающихся достижений и интересных фактов.

Марк Антокольский также был весьма успешным литератором. Он часто писал публицистические статьи, посвященные развитию изобразительного искусства, а незадолго до смерти выпустил в свет роман, описывающий реальные события из жизни евреев в Российской империи.

Биография Марка Антокольского

Марк Матвеевич Антокольский (настоящее имя — Мордух Матысович) родился 21 октября 1843 года в Вильнюсе. Его родители были глубоко религиозными людьми, они воспитали всех своих восьмерых детей в лучших традициях иудейской веры. Мальчик с детства увлекался рисованием и все свободное время посвящал любимому занятию, расписывая стены и мебель в доме замысловатыми узорами и картинками.

Несмотря на негативное отношение отца к искусству, родители все же решили развивать творческие способности сына и отдали его на обучение к местному резчику по дереву. Вскоре слухи о юном подмастерье распространились по всему городу и о нем узнала Анастасия Александровна Назимова — жена виленского генерал-губернатора. Именно благодаря ее протекции в 1862 году Марк стал вольным слушателем Петербургской академии художеств, и получил возможность изучать скульптуру на профессиональном уровне.

Уже в 1864 году молодой ваятель получил свою первую академическую медаль за скульптуру «Скупой». На раннем этапе творчества Марк Антокольский, в основном, создавал произведения на еврейскую тематику, но за время обучения всерьез увлекся русской историей, после чего его пристрастия кардинально изменились.

В 1870 году мастер изготовил из бронзы скульптурную композицию «Иван Грозный», которая моментально принесла ему широкую известность. Эта работа очень понравилась сестре императора Александра II Марие Николаевне — действующему Президенту Академии художеств. Великая княгиня рассказала русскому царю о молодом скульпторе и его шедевре, после чего всесильный монарх купил за 8 000 рублей «Ивана Грозного». Вдобавок Антокольскому были присвоены звания академика и почетного гражданина.

Заработанные деньги помогли художнику обустроить личную жизнь. Став богатым и известным человеком, он тут же приобрел половину роскошного дома в родном Вильнюсе и женился на дочери местного купца Юделиса Апатоваса — красавице Елене. Вместе с женой Марк Антокольский в 1871 году уехал за границу — сначала побывал в Риме, а затем прочно обосновался в Париже. В Вильнюс он до начала 1880-х годов вместе с семьей постоянно приезжал на летние каникулы, но позже из-за проблем со здоровьем вынужден был отказаться от таких поездок и каждое лето отдыхал на итальянских или немецких курортах.

Читайте также  Краткая биография гарди

Хотя с начала 1870-х годов Марк Антокольский большую часть времени жил во Франции, он никогда не терял связь с Родиной: постоянно выполнял заказы для царской семьи и Российской академии художеств, писал статьи для отечественных журналов, а в Санкт-Петербурге с завидной регулярностью проходили персональные выставки его работ.

Семейная жизнь художника сложилась удачно. В браке у него родилось двое прелестных дочерей, которые впоследствии очень удачно вышли замуж: одна — за английского лорда, а другая — за итальянского графа. Обе они не питали теплых чувств к России и всю жизнь прожили вдали от нее.

Зато их отец всегда оставался в душе русским художником и даже завещал похоронить себя в Санкт-Петербурге. К сожалению, гениальный скульптор многие годы страдал хронической язвой желудка и прожил всего лишь 58 лет. 26 июня 1902 года Марк Антокольский скоропостижно скончался в немецком курортном городке Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ от обострения болезни. Тело мастера в специальном вагоне доставили в Санкт-Петербург и с большими почестями похоронили на Преображенском кладбище.

Самые известные работы Марка Антокольского

Знаменитый русский художник оставил потомкам немало прекрасных скульптурных произведений. И все же, самыми известными работами Марка Антокольского считаются:

  • «Скупой» (1868) — небольшой горельеф, изготовленный мастером из слоновой кости и дерева. За эту работу художник получил не только заслуженную награду Академии, но и по личному распоряжению императора стал стипендиатом высшего учебного заведения.
  • «Иван Грозный» (1870) — шедевр, который прославил молодого автора на всю Российскую империю. Автор изобразил всесильного царя в образе умудренного жизнью старика, который, несмотря ни на что, прочно держится за трон и внушает страх своим подданным.
  • «Памятник Петру I» (1872) — статуя великого российского императора, созданная мастером специально для дворца в Петергофе. Впоследствии художник изготовил еще две бронзовые копии этого произведения, которые были установлены в Архангельске и Таганроге.
  • «Нестор-летописец» (1890) — скульптурное изображение древнерусского монаха, автора знаменитой «Повести временных лет». Эту работу художника Центробанк России увековечил в памятной монете, выпущенной в 2016 году в честь 150-летия Русского исторического общества.

Марк Антокольский был уникальным скульптором в истории отечественного искусства. Будучи евреем по происхождению и большую часть жизни прожив заграницей, он всегда оставался русским художником и горячо любил свою Родину.

Скульптор Антокольский Марк Матвеевич: биография, семья, работы

В статье поговорим о скульпторе Антокольском. Этот человек прославился своими удивительными творениями, которые стали любимы многими. Как жил Марк Матвеевич, какой была его жизнь? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Детство

Марк Матвеевич Антокольский появился на свет в 1840 году, 2 ноября. Фамилия мужчины восходит к названию пригорода Вильны Антоколя, где жило все семейство. У Марка было 8 братьев и сестер. Все они родились в еврейской семье. Мать и отец жили довольно скромно, так как были людьми небогатыми. При этом большое внимание уделялось религии. Однако она не особо интересовала маленького Марка, который с ранних лет чувствовал интерес к рисованию. Поскольку мальчик рисовал, что хотел и где хотел, родители отнеслись к его увлечению поначалу несерьезно, а потом негативно. Однако причина была не только в этом – они не хотели видеть в своем отпрыске художника. Тем не менее время шло, и родительское сердце смягчалось, когда они смотрели на старания своего чада. Когда Марк подрос и уже явно обладал талантом к рисованию, его направили учиться к резчику по дереву. Парень быстро обучался и в скором времени даже превзошел своего учителя. Через некоторое время о талантливом юнце знали уже многие.

Будущим скульптором Антокольским заинтересовалась жена виленского генерала В. Назимова, которая помогала молодым дарованиям. Именно благодаря ее упорству и связям Марка приняли учиться в Академию художеств. Ему было позволено стать вольнослушателем в скульптурном классе.

Первые достижения

Уже в 1864 году Марк Матвеевич Антокольский получает серебряную медаль за созданный им горельеф «Еврей-портной». Спустя еще четыре года напряженного труда парень получает золотую награду за горельеф под названием «Скупой».

Кстати, уже во время обучения в Академии художеств парень отлично владел русским языком, а также активно интересовался русской литературой и историей. При этом надо учесть, что дома он разговаривал на идише. Увлекшись русской культурой, он создает статую «Иван Грозный» в 1970 году, которая возносит его практически до небес — молодой скульптор Антокольский получает звание академика в своем учебном заведении. Княгиня Мария Николаевна, которая была покровительницей Академии художеств, пришла в неописуемый восторг при виде работы Марка. Именно она рассказала о талантливом молодом человеке императору Александру II, на которого статуя повлияла так же. Он даже решил приобрести ее для Эрмитажа и отдал за работу 8 тысяч рублей, что по тем временам было огромнейшей суммой денег.

Период зрелости

Антокольский Марк Матвеевич, биографию которого мы рассматриваем, после окончания Академии решил отправиться в Париж и Рим. Кстати сказать, в те времена это было обычным делом для выпускников. Так сказать, практика. Считалось, что для того, чтобы человек стал хорошим мастером и сумел привнести что-то новое, он должен был увидеть работы лучших творцов в оригинале и полностью окунуться в культурную атмосферу. Памятник Петру 1 в Таганроге был задуман скульптуром ещё во время его обучения в Академии, но работу над ним он начал только в Риме. Параллельно с этим мужчина становится членом-корреспондентом Парижской академии. Уже в 1878 году он демонстрирует свои лучшие творения на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Кстати, памятник Петру 1 в Таганроге считается как раз одним из лучших.

Скульптор Антокольский получил наивысшую из возможных наград и орден Почетного легиона. Через некоторое время мужчина уже был членом-корреспондентом ряда академий Западной Европы: Лондонской, Венской, Берлинской и др.

Поздние годы

В 1889 году мужчина создает статую «Нестор-летописец». Спустя 2 года скульптор завершает еще две значимые работы: статую из бронзы «Ермак» и майолику «Ярослав Мудрый».

Кроме скульптуры, Марк в последние годы много писал. Его статьи по искусству публиковали самые разные журналы Европы. В 1887 году вышла в свет его «Автобиография», а незадолго до собственной кончины он написал роман «Бен-Изак», который посвятил жизни евреев.

После смерти великого человека была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи».

Умер Антокольский во Франкфурте-на-Майне, но некоторые утверждают, что он предался небесам в городке Бад-Хомбурге. Похоронили его на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге. Стоит отметить, что с детства мужчина был верующим человеком, каким и остался до конца своих дней, соблюдая обычаи иудаизма. Надгробный памятник украшен изображениями свитка Торы, менора и Звезды Давида.

Семья

Что касается семьи, то у скульптора не было ни жены, ни детей. Его семьей считается племянница Елена Тарханова, которая тоже была художницей. Женщина была замужем за известным физиологом Иваном Тархановым. С Антокольским они были родственными душами, поэтому всегда поддерживали связь, вместе переживали творческие кризисы.

Интересные факты

Скульптуры Марка Матвеевича Антокольского очень известны. Такой талантливый человек имел много последователей. Двое из них — это Борис Шац и Илья Гинцбург.

Первая скульптура российского производства, которая была куплена на Западе, – работа Антокольского «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Приобретена работа была в Кенсингтонский музей.

В Иерусалиме есть улица, которая названа в честь М. Антокольского.

«Ермак» и «Иван Грозный»

Рассмотрим одну из самых интересных скульптур Марка Матвеевича Антокольского — «Ермак». Для начала стоит сказать, что все свои работы скульптур выполнял в стиле реализма, отчего они и являются такими притягательными. Кроме того, хочется отметить точность и четкость его творений. Работу над «Ермаком» Антокольский начал в 1881 году. Ермак Тимофеевич – историческая фигура. Известный казак-атаман, который руководил завоеванием Сибири для государства Русского. Совсем неудивительно, что Марка, который так интересовался русской историей, привлекала фигура Ермака. А саму идею ему подала круглая дата – трехсотлетие со дня покорения Сибири. При этом официально заказ на создание скульптуры пришел «сверху».

Несмотря на то что в литературе было достаточно описаний этого героя, Антокольский хотел передать живой образ, показать эмоции. Перед ним стояла задача создать образ, который бы олицетворял силу духа всего русского народа. Поразительно, но Марку Матвеевичу действительно удалось все это воссоздать в чертах лица одного единственного человека. Громадная фигура мужчины поражает своими размерами и мощью. Примечательно, что доспехи воина выполнены с огромной точностью и исторической достоверностью. Очень много сил и времени было потрачено на создание этой дивной скульптуры, но оно того стоило.

Статуя «Иван Грозный» была первой масштабной работой мужчины. Это творение выполнено с необычным вниманием к малейшим деталям. Царь восседает на высоком троне, его плечи укрыты мягкой шубой, а у его ног – власть над всей страной. Поразительно, как в одной скульптуре Марк Антокольский умел изобразить практически все, что пережил человек и что было для него важно. Во время своего правления царю пришлось пройти через многое, отчего он в старости был в ужасе. Однако признаваться в своих ошибках царю очень сложно, оттого и наклонена его спина, делающая его похожим на угрюмого старика. Несмотря на осознание своих грехов, он не может просить прощения, отчего ему становится еще тяжелее.

Марк Матвеевич Антокольский: «Смерть Сократа»

Задумка родилась у автора в 1874 году. Известно, что многие работы этого творца наполнены внутренним драматизмом, особенно это касается статуй мыслителей древности. Создана данная работа была в 1877 году.

У Сократа был выбор: отречься от своих взглядов или умереть. Мыслитель выбрал второй путь. Задача скульптура была в том, чтобы изобразить стойкое угасание жизни и величие нравственного подвига. Сам Марк Матвеевич говорил, что хотел создать скульптуру в момент смерти Сократа, чтобы изобразить великий трагизм того, как человек гибнет за свои идеи.

Мы поговорили о жизни и творческом пути скульптора Антокольского. Жизненный путь его был полон не только ярких событий, но и преград. Несмотря на какие-то внутренние конфликты, мужчина упрямо шел вперед и занимался любимым делом, доводя его до совершенства.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: