Краткая биография филиппо

Филиппо Липпи: жизнь и творчество художника

Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Содержание

Биография Филиппо Липпи

Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от итал. frate, то есть брат).

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.

Творчество Липпи

Художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский.

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.

Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, — его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны — как предписывала флорентийская мода того времени.

Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов.

Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти.

Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в Лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же.

Интересные факты из жизни художника

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю.

Однако это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Филиппо Брунеллески биография, вклад и работы

Филиппо Брунеллески (1377-1446) был известным флорентийским архитектором, известным своим участием в итальянском ренессансе. Благодаря его интересу к науке, математике и технике, он открыл линейную перспективу, которая является одним из его самых важных вкладов, для которых он разработал принципы и законы.

Его работа в скульптуре и архитектуре привела его к общению с такими художниками, как Донателло, с которым он завязал тесную дружбу, которая продолжалась до конца его дней; и с Гиберти, его соперником с 1401 года, когда они боролись за разработку бронзовых дверей баптистерия Сан-Хуана (Флоренция), родного города обоих.

Он также общался с Тосканелли, который безуспешно пытался познакомить его с его математикой, потому что страсть Брунеллески к искусству была сильнее. Точно так же он преподавал геометрию, вызвал интерес к технике и помог ему в разработке одного из его символических произведений: купола Санта-Мария-де-Фьоре.

Брунеллески отличался способностью сочетать эстетические, геометрические, математические, архитектурные и инженерные принципы в своих работах; это связано с величиной их вклада. Он всегда был человеком, очень преданным обучению и сильному характеру, и считается отцом итальянского Ренессанса.

  • 1 Биография
    • 1.1 Первая тренировка
    • 1.2 Начало в искусстве
    • 1.3 Художественное развитие
    • 1.4 Смерть
  • 2 Взносы
    • 2.1 Линейная перспектива
    • 2.2 Театральная техника
    • 2.3 Другие вклады
  • 3 Работы
    • 3.1 Жертва Исаака (1401 г.)
    • 3.2 Il Duomo, купол собора Флоренции (Санта-Мария-дель-Фьоре) (1418)
    • 3.3 Больница младенцев (1419)
    • 3.4 Базилика Сан-Лоренцо (1421 г.)
    • 3.5 Часовня Пацци (1429)
    • 3.6 Дворец Питти (1446)
    • 3.7 Дворец Части Гюльфы (1420)
  • 4 Анекдоты Il Duomo
    • 4.1 таинственный человек
  • 5 ссылок

биография

Филиппо ди Брунеллеско ди Липпо Лапи был вторым из трех детей Брунеллеско ди Липпо и Джулианы Спини. Родился в 1377 году во Флоренции, Италия.

Первая тренировка

Его отец был адвокатом и работал нотариусом; по этой причине он хотел, чтобы его сын пошел по тому же пути, что и несколько лет назад. Цель его образования в области литературы и математики состояла в том, чтобы подготовить его к выполнению чаяний своего отца и, наконец, к тому, чтобы он стал государственным должностным лицом..

Однако вкусы Филиппо указали в другом направлении: искусство. Спустя годы он поступил в Arte della Seta, которая в то время была гильдией торговцев шелком, но также включала металлистов, ювелиров и бронзовых рабочих. Так в 1398 году Филиппо стал мастером-ювелиром..

Начала в искусстве

В 1401 году он начал свое соревнование с Гиберти, современным ювелиром с ним, за изготовление бронзовых дверей Баптистерия Флоренции. Лишь два года спустя, в 1403 году, после тяжелой работы он проиграл своему сопернику из-за техники и деликатности на работе..

Затем, в 1404 году, он отправился в Рим на несколько лет с Доннателло, близким другом, чтобы изучать и изучать древние римские руины. Брунеллески был поражен пейзажем, зданиями и совершенством классических скульптур; тогда его интерес к архитектуре действительно начался.

Художественное развитие

На протяжении всей своей активной жизни Брунеллески исследовал область архитектуры на разных уровнях. Он посвятил себя особенно строительству религиозных зданий, и наиболее символичным в его творчестве является купол собора Флоренции.

Это строительство имело место между 1418 и 1437 годами и привело к тому, что Брунеллески стал важным архитектором в то время, так как проект казался невозможным из-за особенностей первоначального проекта, который начал строиться в 1296 год Арнольфо ди Камбио.

смерть

Филиппо Брунеллески скончался в своем родном городе 15 апреля 1446 года, а спустя несколько лет закончил свою наиболее известную работу. Его останки покоятся в соборе Флоренции, и у его входа есть эпитафия, которую мы перефразируем следующим образом:

«И великолепный купол этой знаменитой церкви, и многие другие устройства, изобретенные архитектором Филиппо, свидетельствуют о его великолепных способностях. Поэтому, в честь его исключительных талантов, благодарная страна, которая всегда будет помнить, похоронит его здесь, на земле «..

взносы

Линейная перспектива

Первый большой вклад, за который он должен был быть признан, был, когда он изобрел линейную перспективу. Леон Баттиста дельи Альберти в 1435 году поделился этим изобретением, чтобы сделать его рабочим инструментом для всех художников того времени..

Эта концепция стремится имитировать трехмерное пространство на плоскости. До достижения подвига картина и ее оценка были намного сложнее, потому что работа не была разделена на плоскости, зритель должен был разделить картину, чтобы увидеть ее, чтобы оценить разделение, которое должно было быть между элементами.

Читайте также  Краткая биография марло

Линейная перспектива основана на математическом методе и элементах Евклида. Для своего исследования Брунеллески использовал два существующих здания и воссоздал их на рисунке: Баптистерий Сан-Хуана и Дворец Господень.

Техника заключается в том, что все линии рисунка сходятся в одной точке схода, передавая ощущение глубины.

Использование этого метода распространяется с момента его открытия, примерно в 1425 году, до сегодняшнего дня. Его использовали в Италии, чтобы использовать в Западной Европе, чтобы теперь использовать во всем мире..

Театральная техника

Брунеллески также посвятил себя разработке механизмов в церквях для религиозных или театральных представлений, которые имели место в них, и они попробуют истории о библейских чудесах..

Это требовало разработки артефактов этого стиля для событий, которые должны были симулировать, что персонажи, подобно ангелам, летали по воздуху, а также, если была необходимость воссоздать свет с помощью фейерверков..

Нет уверенности в том, сколько машин было создано Брунеллески; однако известно, что есть хотя бы один, так как есть запись об этом в церкви Сан-Феличе (Флоренция).

Другие вклады

Его интерес к различным дисциплинам позволил ему делать работы, выходящие за рамки его архитектурных работ. Например, он изобрел гидравлическое оборудование и современное часовое производство, артефакты, которые сейчас устарели..

Брунеллески также служил Флоренции путем проектирования укреплений, используемых флорентийской армией в их сражениях против Сиены и Пизы. В 1424 году он работал в городе, который защищал путь в Пизу, под названием Ластра а Синья. Семь лет спустя, в 1431 году, он работал на юге, на стенах деревни Стаггиа..

С другой стороны, в 1421 году он погрузился в мир кораблей, когда начал строительство большого судна под названием Il Baladone, которое будет служить транспортировкой мрамора из Пизы во Флоренцию через реку Арно..

За этот дизайн он получил первый промышленный патент, о котором есть свидетельства в истории. К сожалению, этот корабль не прошел первый парус и затонул в своем первом путешествии.

завод

Жертвоприношение Исаака (1401 г.)

Это была скульптура, с которой он запечатлел свое поражение от Гиберти в соревновании медных дверей баптистерия Сан-Хуана. Брунеллески создал кусок с обнаженным торсом Исаака и множеством кусков, привинченных к тарелке.

С другой стороны, его противник подготовил один кусок, золотую бронзовую панель, с помощью которой ему удалось научить своим знаниям и навыкам при отливке этого материала. Для этого они объявили его победителем, для демонстрации его сложных технических способностей..

Говорят, что именно этот факт вызвал у Брунеллески такое разочарование в скульптуре, которое заставило его сильнее посвятить себя архитектуре и пренебречь другой дисциплиной..

Il Duomo, купол собора Флоренции (Санта-Мария-дель-Фьоре) (1418)

Это работа, которая представляет его сильнее. Строительство было огромного размера, примерно 45 метров в ширину и 7 метров в высоту, вдохновленное куполом Пантеона Рима.

Модель была настолько большой и тяжелой, что Брунеллески должен был построить параллельные подъемные машины, которые выдерживали вес купола. Кроме того, он также разработал фонарик, который будет внутри этого.

Больница невинных (1419)

Это было первое здание во Флоренции, которое считается настоящим ренессансом. Комиссия, которую Брунеллески выбрал для реализации проекта, принадлежала гильдии, в которой он участвовал, когда учился в Arte della Seta..

Брунеллески не мог быть живым для своей кульминации, но его суть была воплощена в дизайне, с его колоннами и впечатляющими арками, примерно 8 метров, без присутствия чрезмерных декоративных элементов.

Базилика Сан-Лоренцо (1421 г.)

В принципе, Брунеллески был нанят для строительства ризницы церкви, но через год его попросили перепроектировать и построить всю церковь. В своем дизайне он использовал технику линейной перспективы, а также прямые колонны, рассчитанные, очень типичные для его стиля.

Поскольку Брунеллески умер до того, как он смог закончить работу, студенту было поручено продолжить его, завершая его в 1428 году. Его внешний вид аналогичен базилике Святого Духа, работа, также выполненная другими в 1444 году..

Часовня Пацци (1429)

Расположенный во дворе базилики Святого Креста, он был создан Арнольфо ди Камбио и другими. Это была последняя работа, которой Брунеллески посвятил.

Это небольшое здание с прямоугольным полом, центральным куполом, портиком, сводом и фасадом, образованным шестью колоннами.

Дворец Питти (1446)

Лука Питти Брунеллески назначен кто спроектирует и был ответственным за проект, но не смог закончить его и был обвинен студента ему: Lucca Francelli. Это строительство прошло через руки нескольких владельцев и подверглось многочисленным реконструкциям.

Дворец Гюльфы (1420)

Это была работа, выполненная в сотрудничестве с Вазари; это текущая штаб-квартира Calcio Florentino. Его имя происходит потому, что в древние времена, когда произошло столкновение между гвельфами и гибеллинами, был казарма гвельфов части города (защитники Папу).

Анекдоты Иль Дуомо

Эта работа представляла структурные проблемы с самого начала, поскольку первоначальный автор (Арнольфо ди Камбио) не оставил конкретных указаний на то, как это сделать, и Франческо Таленти подготовил модель, которая, казалось, не отвечала существующим потребностям..

Брунеллески понял, что предложение Таленти не было идеальным из-за нестабильности купола, и решил подготовить свою собственную модель. Спустя годы с ним связались мэры и синдикаты и попросили их вызвать экспертов из Европы, чтобы выслушать их предложения..

Излагая свои идеи, Брунеллески был отвергнут публикой. После этого он снова связался с мэрами и частными руководителями процессов. На новом собрании он отклонил предложения всех архитекторов и не представил его; на самом деле, его дизайн был загадкой на протяжении многих лет.

В этом случае Брунеллески бросил вызов своим соперникам, чтобы поставить яйцо вертикально на стол, и тот, кто достиг этого, получит контроль над проектом. Никто не получил это, и Брунеллески решил попробовать это.

Он схватил яйцо своими руками, положил его так, чтобы его больше базы вниз и мягко упала на стол, не полностью нарушая его, просто, чтобы он мог быть вертикально.

Отвращение, все жаловались ему и утверждали, что это решение могло быть предложено кем угодно, но он ответил, что они сказали бы то же самое о его дизайне. Вот как он гениально получил проект, награжденный ему.

Гиберти был назначен соавтором Брунеллески для этой работы. Работа была разделена, и, поскольку предложение, предложенное Гиберти, было недостаточно эффективным, оно было исключено из проекта, и Филиппо вернулся, чтобы принять это соло..

Таинственный человек

Некоторые исторические записи указывают на то, что Брунеллески был очень осторожен, чтобы не разглашать информацию о конструкции и механизме купола..

На протяжении веков это была загадка, которую Риччи (итальянский архитектор) мог разгадать после 40 лет исследований и исследований. Предоставляя информацию о своем открытии, он комментирует, что автором работы является мошенничество, ложные следы и запутанные идеи, так что никто не может найти его секрет.

Рабочие, которые работали на строительстве, получили приказ размещать кирпичи купола иначе, чем кирпичи внутреннего хранилища, с намерением обмануть тех, кто видел сооружение издалека, прежде чем закончить его. к используемой технике.

Брунеллески также попросил, чтобы они были отмечены таким образом, чтобы создать впечатление, что они были расположены продольно, а не сбоку..

Открытие методов, использованных в этой конструкции, произошло благодаря использованию передовых технологий. Хранилище раскололось, и Риччи сумел представить через него камеру, которая позволяла ему записывать все, а затем тщательно анализировать все наблюдаемое.

Фра Филиппо
Липпи

Биография и информация

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) – флорентийский художник и «монах-сластолюбец», учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения.

Липпи появился на свет в семье мясника Томмазо Липпи в Ардильоне – одном из бедных районов Флоренции, знаменитом разве что нахождением там крупной обители монахов-кармелитов. Своих родителей Филиппо не знал. Его мать Антония ди сер Биндо Серниджи скончалась в родах. Пару лет спустя не стало и отца. Сироту приютила тетка, Монна Лапаччи. Но она была небогата, к тому же рано осталась вдовой с тремя детьми на руках. Прокормить еще и племянника оказалось ей не по силам. По этой причине восьмилетний Филиппо был отдан послушником в кармелитский монастырь.

Монахи в неизменных коричневых рясах, характерных для их ордена, давали неплохое образование. Они были хорошими педагогами, вдумчивыми и терпеливыми. Но скоро вынуждены были смиренно признать: гуманитарные дисциплины даются Филиппо крайне плохо, а точные – не даются вообще. Вместо учения он, как говорит Вазари, «только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги» .

Читайте также  Краткая биография готорн

На картине Липпи «Богоматерь Смирение» (Музей Кастелло Сфорцеско, Милан) есть несколько мальчишек с разинутыми ртами и круглыми физиономиями, далёкими от всякой одухотворенности. Так и кажется, один из них – это и есть маленький Филиппо.

Только на уроках рисования рассеянный, бестолковый Липпи вдруг становился собран и внимателен. Он обнаруживал явное дарование. Кармелиты быстро смекнули: если вырастить в своих стенах даровитого художника, незачем будет платить за росписи алтарей и стен людям со стороны. Ради такого дела Филиппо даже разрешили не посещать уроки.

По-видимому, это решение принесло Липпи облегчение. Теперь то время, в которое он должен был безуспешно протирать рясу над грамматикой и геометрией, Филиппо проводил в особом для всех посетителей и послушников монастыря Санта Мария дель Кармине месте – капелле Бранкаччи. Она притягивала к себе всех, кто, подобно ему, начинал рисовать и желал совершенствоваться в живописной технике.

Всего за несколько лет капелла Бранкаччи приобрела статус легенды. Еще бы, ведь её расписывал сам Мазаччо! Гениальный первопроходец эпохи Возрождения, он умер всего 27-ти лет, оставив потомству громкую славу, а кармелитам – незаконченную капеллу.

Фрески Мазаччо на стенах капеллы Бранкаччи (в том числе наиболее известная из них в наши дни – «Изгнание из рая») принято считать революционным открытием, предопределившим переход от средневековой живописи к новому ренессансному искусству. Они стали образцом для первых самостоятельных работ Филиппо Липпи. С начала 1420-х до середины 1430-х он совмещает художественную деятельность с монашескими обязанностями и достигает в обеих сферах определённых успехов.

В 1426-м году Липпи становится правой рукой настоятеля кармелитского монастыря в Сиене, а первые упоминания о нём как о знаменитом художнике датируются началом 1430-х годов.

Филиппо Липпи обладал уникальным мастерством рисовальщика. По-видимому, чувство линии и перспективы у него было врожденным: трудно, зная его любовь к жизни и нелюбовь к науке, представить художника за геометрическими штудиями, которым, к примеру, отдал полжизни его современник Паоло Уччелло. Но и без научного подхода фресковая живопись Липпи настолько удаляется от готических канонов и приобретает такую жизненную достоверность и конкретность, что о нём начинают говорить, будто в него «вселился дух Мазаччо» .

Похвалы так вскружили Липпи голову, что в 1433-м году он снял рясу и оставил монастырь, выбрав жизнь вольного художника. О нескольких последующих годах в биографии Липпи нет точных сведений, зато есть множество интересных историй разной степени правдоподобности.

Рассказывают, что однажды, отправившись с друзьями в морское путешествие, Липпи попал в плен к арабским пиратам, был доставлен в Берберию (Северная Африка) и там продан в рабство. Целых полтора года он влачил жалкое существование невольника. В один прекрасный день Липпи по памяти нарисовал углем на стене фигуру своего хозяина в полный рост. Особенно достоверно он выписал одежды. Поскольку в той культуре существовал запрет на изображение человека, владельцу Липпи раньше не приходилось лицезреть собственных портретов. Он был настолько потрясён, что распорядился отпустить художника. В 1437 году его доставляют в Неаполь, а уже оттуда Липпи возвращается во Флоренцию.

Здесь, на родине, мы вновь застаём его в монашеской рясе. Изголодавшийся по кисти и краскам художник хватается за любые заказы и работает с большим вдохновением. «Коронование Марии» для церкви Сан Амброджо приносит Филиппо признание коллег, но главное – близкое знакомство с всесильным политиком и банкиром Козимо Медичи Старшим, которого называют «крёстным отцом Ренессанса». Одно время Липпи даже считался его любимым художником.

Близость к блестящему дому Медичи обострила природные склонности Филиппо Липпи. По натуре он был весёлым, предприимчивым, жизнелюбивым и падким до вина и женщин. Вазари свидетельствует, что его влюблённости были частыми и пылкими, причём, отдаваясь страсти, Липпи начисто забывал о делах, а когда ему нравилась какая-то женщина, «был готов отдать всё своё состояние» . Очень скоро к нему приклеивается прозвище «монах-сластолюбец» .

Подобный образ жизни мешал Филиппо выполнять заказы к назначенному сроку. Видя это, Козимо Медичи однажды вынужден был запереть его в комнате, чтобы тот сосредоточился на работе. После двух дней бесплодного томления Липпи разодрал простыни на лоскуты, сплёл из них канат и через окно выбрался на волю.

Но даже это не помешало его карьере: Медичи рассудил, что допустимо простить художнику аморальное поведение, ведь он наделён божественным даром, помогающим вернуть на путь истинный сотни других людей.
Липпи, однако, и дальше продолжал «путать божий дар с яичницей». В 1450-м его осудили за неуплату долга, еще через год он попал под суд за подлог. Обширные связи снова помогают ему выйти сухим из воды, и к 1455 году художник обосновывается в городе Прато, где приобретает имение. Из работ этого периода наиболее известна серия фресок для местного кафедрального собора, повествующая о жизни Иоанна Крестителя и святого Стефана (1, 2, 3).

В 1456-м году Филиппо исполняется пятьдесят, а его судьба делает еще один неожиданный виток: монаха-сластолюбца назначают исполнять обязанности капеллана в женском монастыре Санта Маргарита. 21-летняя монахиня по имени Лукреция Бути позировала Липпи и вскорости влюбилась в мэтра. Недолго думая, художник похищает Лукрецию из монастыря. В 1457-м году вне брака родился их сын, названный Филиппино (имя означает маленький Филиппо). Однако родные Лукреции бьют тревогу. Её находят и возвращают в монастырь. Скандал вспыхивает с новой силой и доходит до римского Святого Престола.

Решить проблему удаётся Козимо Медичи, который уговаривает Папу уладить дело миром и обойтись без наказаний. Понтифик своим указом снял с Липпи монашеский сан и, якобы, прокомментировал свое решение так: «Сутана сковывала способности фра* Филиппо. Я думаю, что уйдя в мир, он станет только ближе к Богу» .
В 1461-м году Липпи женился на Лукреции. Их второй сын, Алессандро, родится уже в законном браке. Жену и детей художника мы можем видеть, например, в одной из лучших его работ – «Мадонне с Младенцем и двумя ангелами» («Мадонне под вуалью»).

Горячая любовь к жизни противопоказана монаху, но именно она сделала Липпи художником. Его религиозная живопись необыкновенно лирична и проникновенна, и она больше воспевает земную прелесть флорентийской женщины, чем непостижимую красоту божественного предназначения Девы Марии.

С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи.

Одним из первых среди мастеров эпохи Возрождения Липпи стал включать в композиции своих картин автопортреты. Его круглое лицо с несколько саркастическим выражением мы можем видеть на фреске «Коронование Марии», находящейся сейчас в галерее Уффици. Причём Липпи фигурирует на картине дважды: один раз в виде простого монаха, подпирающего рукой подбородок, второй – в виде епископа в зеленом облачении.

«Мадонна с Младенцем, ангелами, святыми и молящимися», которую Липпи написал по заказу кармелитов, считается первой в истории итальянского искусства религиозной сценой, вписанной в интерьер.

Последними работами Липпи стали росписи стен кафедрального собора города Сполето, посвященные жизни Девы Марии. Не закончив работу, Липпи скоропостижно умер в 1469 году. Даже смерть «монаха-сластолюбца» сопровождалась нехорошими слухами: говорили, что ему подсыпали яду родственники несчастной, которую Филиппо Липпи соблазнил.

Сын Филиппино, которому на момент смерти Липпи было 12 лет, под руководство Боттичелли стал весьма известным художником. В 1480-е годы Филиппино, бережно сохранив стиль Мазаччо, наконец, завершит роспись капеллы Бранкаччи, которая когда-то своим совершенством сделала художника из его отца, Филиппо Липпи.

* «фра» — сокращение от итал. frate, то есть брат; указывает на монашеский статус

Эдуардо Де Филиппо

фотографии >>

биография

Эдуардо Де Филиппо

Eduardo De Filippo

Итальянский драматург, актёр, режиссёр.
Последний великий актёр-автор неаполитанского театра. В Италии его зовут просто ЭДУАРДО.

Родился 24 мая 1900 года в Неаполе (Италия), в семье великого неаполитанского актера Эдуардо Скарпетты.
На сцену впервые вышел в четыре года. Его детство, отрочество и юность прошли в театре его отца, где он учился будущей профессии, мастерству актерской игры, умению сочинять сценарии и пьесы, а также навыкам руководства труппой. Театр стал его жизнью и, по существу, единственной школой. Регулярного законченного образования он не получил: учился только в школе и недолго в колледже. В четырнадцать лет заключил свой первый контракт и был зачислен актером в театр сводного брата Винченцо Скарпетты, ведущую в то время неаполитанскую труппу. Эта труппа оставалась для него главной и в дальнейшем, хотя время от времени он работал и в других театрах.
В театре Винченцо Скарпетты были исполнены и его первые комедии, лучшие из которых — «Говорите ему всегда «да» (1927) и «Человек и джентльмен» (1922) — до сих пор остаются в репертуаре театров разных стран.

Читайте также  Краткая биография лавкрафт

Вместе с братом и сестрой много работал в кинотеатрах перед началом сеансов, а также в варьете, которое в те годы было очень популярно. Много сочинял для варьете, в основном одноактные пьесы.

В конце 1931 года вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной создал свою первую труппу «Юмористический театр Де Филиппо», с которым объездили всю Италию. Театр просуществовал 13 лет. В конце 1944 пути братьев разошлись, каждый из них возглавил свой театр. Сестра Титина осталась с Эдуардо. Для неё он написал много женских ролей в своих пьесах.

В марте 1945 года в Неаполе открылся «Театр Эдуардо» — на оперной сцене театра Сан Карло была дана премьера его пьесы «Неаполь-миллионер», имевшей огромный успех. С этой пьесы началась большая драматургия Филиппо и его театр.

Литературную деятельность Эдуардо Де Филиппо начал в 1926 году, начинал с диалектальных фарсов, так как вся жизнь его связана с театром Неаполя, прямым наследником комедии дель арте.
Первый успех пришёл к нему в 1931 году, после постановки комедии «Рождество в доме синьора Купьелло».

В кино как актёр он дебютировал в 1932 году, а как режиссёр — в 1939 году, поставив фильм «В полях упала звезда».

Расцвет творчества драматурга, испытавшего влияние Р.Вивиани, Р.Скарпетты, Л.Пиранделло, наступает после падения фашистской диктатуры в 1945 году. Лучшие его комедии — по сути, семейные драмы, сочетающие мелодраматическое и драматическое: «Неаполь — миллионер», «Филумена Мартурано», «Призраки», «Ложь на длинных ногах», «Де Преторе Винченцо», «Мэр района Санита».
Кроме театральных постановок этих пьес, он перенес несколько из них на экран, в том числе — «Неаполь — город миллионеров» (1950), «Филумена Мартурано» (1951), «Призраки» (1954). Пьесы Де Филиппо легли в основу фильмов Дино Ризи «Призраки» (1968), Витторио Де Сики «Брак по-итальянски» (1964).

Комедийное письмо де Филиппо значительно разнообразило художественные средства комедийного театра, ибо тонкий психологизм, социальная глубина легко уживаются с буффонной яркостью и гротесковостью.

Наиболее заметные актёрские работы Де Филиппо создал (кроме авторских экранизаций) в фильмах «Девушки с площади Испании», «Золото Неаполя», Все по домам».

В последние годы жизни драматург организовал во Флоренции школу молодых драматургов, в 1981 году — драматическую студию в Риме.

Был трижды женат. Во втором браке у него родилось двое детей — сын Лука и дочь Луизелла. Девочка внезапно умерла в возрасте 10 лет от кровоизлияния в мозг, эту трагедию он переживал очень тяжело. Сын Лука де Филиппо стал актёром. Ему Эдуардо Де Филиппо передал свой театр.

Филиппо Брунеллески — величайший зодчий Раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi; родился в 1377 году — умер 15 апреля 1446 года) — знаменитый итальянский художник XV века, величайший архитектор периода Раннего Возрождения, первооткрыватель теории линейной перспективы в живописи. Архитектурные шедевры Филиппо Брунеллески на протяжении многих столетий являются визитной карточкой Флоренции, в том числе великолепный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре — жемчужина зодчества кватроченто.

Филиппо Брунеллески также был гениальным скульптором, инженером и математиком. Помимо основной деятельности в сфере архитектуры он разрабатывал уникальные механизмы для церковных театрализованных мероприятий, военные укрепления для защиты городов, гидравлическое спецоборудование и успешно занимался кораблестроением.

Биография Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески появился на свет во Флоренции в 1377 году в семье преуспевающего нотариуса и по совместительству государственного служащего Брунеллески ди Липпо. По линии матери близкими родственниками ему приходились члены влиятельных местных фамилий Спини и Альдобрандини.

Филиппо был старшим ребенком в семье и с раннего детства обнаружил недюжинные способности к наукам. Благодаря стараниям отца, который планировал в старости передать мальчику свою практику, будущий художник получил отличное гуманитарное образование. За время обучения Брунеллески в совершенстве изучил латынь и с огромным вдохновением читал тексты древнеримских авторов в оригинале.

Юный Филиппо искренне проникся идеалами античного искусства и отказался от блестящей карьеры нотариуса. В пятнадцатилетнем возрасте он стал учеником ювелира, у которого обучился основам рисования, лепки и гравировки. А в 1398 году Брунеллески приняли в элитную гильдию цеховиков Арте делла Сета в качестве ювелира и скульптора.

Самыми первыми из работ мастера считаются фигурки апостолов для алтаря базилики Пистойского собора, созданные в 1399-1400 годах. Искусно изготовленные из бронзы статуэтки и сегодня украшают внутреннее убранство этого храма.

В 1401 году в жизни Филиппо Брунеллески произошло событие, кардинально повлиявшее на его последующую судьбу. В числе других молодых авторов он принял участие в конкурсе, участники которого должны были представить проект барельефа для ворот Флорентийского баптистерия. Авторитетное жюри в итоге объявило победителем Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), а Филиппо занял лишь второе место.

Поражение в финале конкурса Брунеллески принял очень близко к сердцу. Молодой художник решил навсегда порвать с профессией скульптора и уехал в Рим, чтобы заняться раскопками античных архитектурных древностей. Вместе с Донателло (Donatello) он в течение трех лет зарабатывал на жизнь изготовлением ювелирных украшений, а все свободное время посвящал изучению древнеримских руин. Так Брунеллески увлекся архитектурой, которая впоследствии принесла ему всемирную славу.

По возвращении из Рима Филиппо не только продолжал трудиться в гильдии Арте делла Сета, но и стал пробовать свои силы в качестве архитектора. Кроме того, в период между 1415-1420 годами мастер вплотную занялся теорией прямой перспективы и первым в мире составил ее подробное описание. На современников произвели огромное впечатление революционные идеи художника, а после того, как Брунеллески показал публике ряд опытов по созданию картин в центре Флоренции, он стал настоящей знаменитостью.

Признание заслуг мастера в теории искусств стало поворотным этапом в жизни Филиппо Брунеллески. В 1419 году он наконец получил персональный заказ на создание архитектурного проекта — Воспитательного дома или приюта для младенцев. По мнению искусствоведов это здание стало первой в Италии постройкой в стиле Ренессанса.

С этого момента и до конца своих дней Брунеллески больше никогда не испытывал недостатка в заказах. По его проектам и под личным руководствам мастера были построены десятки зданий во Флоренции и близлежащих городах Италии — шедевры эпохи Раннего Возрождения. Оставшуюся часть жизни гениальный архитектор посвятил любимой работе и единственному наследнику — усыновленному в 1415 году мальчику Иль Буджиано.

Филиппо Брунеллески умер 15 апреля 1446 в возрасте 68 или 69 лет. В ознаменование заслуг великого мастера его останки были с большими почестями захоронены в центральной базилике Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре. В наши дни скульптура архитектурного гения установлена на площади перед знаменитым собором, а внутри храма старинная эпитафия указывает туристам место, где покоится с миром этот уникальный человек.

Самые известные работы Филиппо Брунеллески

Более 500 лет прошло с момента смерти великого итальянского художника, но время сохранило для потомков множество его уникальных шедевров. Среди самых известных работ Филиппо Брунеллески можно выделить:

  • Цикл бронзовых фигур алтаря Святого Якова в Пистойе (1399–1400) — самый ранний образец творчества мастера, созданный под влиянием художественных идей Джованни Пизано (Giovanni Pisano). Скульптуры изготовлены с помощью юного 13-летнего Донателло (Donatello), который стал близким другом Филиппо до конца жизни.
  • Бронзовый рельеф для Флорентийского баптистерия (1401) — работа, изменившая творческую судьбу художника. Она знаменует собой конец карьеры скульптора и начало прославленного творческого пути архитектора.
  • Воспитательный дом во Флоренции (1419-1445) — первый самостоятельный архитектурный проект мастера, в котором строительные традиции античности гармонично переплетаются с идеалами эпохи Ренессанса.
  • Купол собора Санта Мария дель Фьоре (1446–1461) — образец оригинального решения сложной инженерной задачи. Восьмигранный кирпичный купол в наши дни по праву считается главным символом Флоренции и архитектуры эпохи Возрождения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: