Краткая биография свирский

Жизнеописание преподобного Александра Свирского. Также вашему вниманию предлагаются труды и сочинения автора, все или многие из которых можно скачать в форматах для электронных книг: fb2, mobi, epub, pdf.

Краткая биография свирский

преподобный Александр Свирский

Широко чтимый в России святой. Игумен основанного им монастыря. Согласно преданию, удостоился при жизни сверхъестественного созерцания Святой Троицы.

Биография

На пути к монашеству

Преподобный Александр Свирский появился на свет 28 июня 1448 года, в селе Мандере Олонецкой губернии. Родители преподобного, Стефан и Васса, были глубоко верующими людьми. Долгое время они не имели детей и лишь когда достигли зрелого возраста, Бог, в ответ на сердечные молитвы, даровал им долгожданное дитя. Сына назвали Амосом, в честь ветхозаветного библейского пророка.

Родители питали к Амосу самые нежные чувства, однако не забывали и об ответственности перед Богом за его воспитание. Когда ребенок подрос, его определили для обучения грамоте к опытному наставнику. Поначалу учёба не давалась ему. И Амос много молился о ниспослании помощи. Бог услышал его, просветил его разум. Со временем, благодаря благодатной поддержке и, конечно же, личному усердию, Амос стал значительно превосходить своих ровесников знаниями и благочестием.

От мирской суеты он отгораживался аскетическим деланием и молитвой. С юности изнурял свою плоть воздержанием, постами, бдением. Васса, с любовью и материнским переживанием, просила сына не подвергать себя столь тяжелым упражнениям. Он же её успокаивал, отвечая, что воздержание приятно ему.

По достижении Амосом брачного возраста родители хотели было устроить его личную жизнь: они желали, чтобы их сын создал семью. Но Амос всячески уклонялся. Сердце влекло его на монашеский путь.

Однажды Промысл Божий свёл его с Валаамскими иноками, прибывшими в его селение по нуждам монастыря. Они рассказали ему о Валаамской обители, говорили и об иночестве вообще. От этих тёплых рассказов его сердце воспламенилось и он стал упрашивать иноков взять его с собой. Но те отвечали, что не вправе без благословения настоятеля брать с собой детей без родительского изволения. Между тем один старец посоветовал Амосу не тянуть с исполнением желания, пока диавол не наполнил его сердце плевелами.

Когда Амос окончательно решился отправиться на Валаам, он помолился перед дорогой и тайно покинул родительский дом. Во время ночлега, на берегу красивого озера, находясь в полусне, он вдруг услышал таинственный голос. Взывавший к нему благословил его путь и возвестил, что однажды здесь будет воздвигнута обитель. Согласно преданию, Господь также послал ему ангела в образе путника, который довёл его до монастырских ворот.

Монашеский подвиг

По времени прохождения искуса, Амос, в возрасте двадцати шести лет, принял монашеский постриг и получил новое имя — Александр. Какое-то время спустя, после ухода Амоса из дома, отец, получил о нём весть и отыскал его в монастыре. Увидев в сыне изможденного подвигами, но возмужавшего и окрепшего духом подвижника, он излился слезами, но тот нашёл слова утешения и ободрил его.

Проведя в обители 13 лет, Александр стал искать для себя уединенного, отшельнического жительства. Старец же, полагая, что ещё не пришло время, до поры удерживал его. Но вскоре, при вмешательстве Божьем, Александр получил желанное благословение и удалился в смирении на Рощинское озеро. Шёл 1486 год.

На расстоянии семи верст от Свири, в непроходимом лесу, он заложил и построил себе скромную келью. Здесь, на безлюдье, в полном безмолвии, жил он суровой аскетической жизнью. Помимо физических трудностей, много хлопот доставляли ему падшие духи, досаждавшие искушениями и страхованиями, желая скорее изгнать святого угодника прочь.

Как-то раз, занимаясь охотой, к жилищу преподобного вышел боярин Завалишин, совершенно не ожидавший встретить в этом глухом уголке леса монаха-отшельника. Испугавшись, он было подумал, что перед ним привидение, а потом, успокоившись, вступил с преподобным в беседу и упросил рассказать его о своей жизни.

Александр Свирский, взяв с боярина обещание никому не сказывать о нём, выполнил просьбу. При этом святой поведал, что за семь лет пребывания здесь он не видел людей и ни разу не ел даже хлеба, но только траву, а случалось — и землю. Ещё он рассказал, что когда от такой пищи у него заболел желудок, и ему стало невмоготу, ему явился некто светлый и исцелил от болезни, добавив: «Не согрешай, работай Господу!».

С тех пор изумленный боярин стал доставлять подвижнику потребное для его существования.

Основание монастыря. Игуменство

Со временем к святому стали подтягиваться люди, искавшие безмолвия, но главное — спасения души. Постепенно людей становилось всё больше. Братия вместе трудились, сообща возделывали землю, чтобы питаться плодами своего труда. Поначалу отшельники жили раздельно, но впоследствии, по внушению свыше, определились строить монастырь.

Однажды святой удостоился явления Пресвятой Троицы, в чём-то подобного тому явлению, которого сподобился Авраам. Тогда же он услышал владычное повеление о воздвижении храма Святой Троицы. Потом представший пред ним ангел небесный указал место, где следует построить этот храм.

Приблизительно в 1508 году преподобный Александр Свирский принял священство и должность игумена. Поначалу, несмотря на уговоры со стороны братии, он, по смирению, уклонялся. Но затем в дело вмешался Новгородский епископ Серапион. Возглавив обитель, преподобный не утратил монашеской скромности, носил ветхие одежды, продолжал выполнять самые трудные и даже черные работы. Рассказывают, что незнакомые лично с отцом Александром при встрече не могли даже предположить, что перед ними — известный игумен.

Существует предание, что однажды святого встретил рыбак, направлявшийся в обитель к игумену. Рыбак не знал отца Александра в лицо и преподобный стал говорить о себе, что игумен — блудник и пьяница, на что рыбак ему возразил. Тогда же он рассказал преподобному и о цели визита. Оказалось, что однажды, поймав большого осетра, он продал его без согласования с судьёй и с тех пор терпит от него притеснения. Святой посоветовал рыбаку забросить сеть, поймать такого же осетра и отнести судье. Рыбак ответил, что и рад бы, да это невозможно, но всё же закинул свой невод и, к немалому удивлению, вытащил осетра.

Вслед за деревянною церковью братия построили мельницу, воздвигли каменный храм, на том самом месте, на которое указал Божий ангел (каменщиков для строительства прислал великий князь; он же пожертвовал на строительство внушительную сумму).

Постепенно обитель приобретала всё большую и большую известность. Количество приходящих росло. Одно время братия роптали на своего игумена, мол, зачем он так сильно расширяет обитель. Между тем многие нуждались в утешении, советах и благословении. И преподобный старался никого не оставлять без надлежащего внимания.

Многие жертвовали на нужды монастыря, каждый из них вносил свою лепту. Однако не всякое пожертвование было угодно игумену. Однажды он отверг подношение некоего поселянина Григория, сказав ему, что рука его смердит, ведь он бил свою мать. Обескураженный таким вразумлением, Григорий спросил, что ему делать и получил наставление.

В последний период земной жизни святого Александра Свирского был воздвигнут ещё один каменный храм, во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого преподобный был утешен видением Божьей Матери с Младенцем в окружении ангельских воинств. Пав перед Нею как раб пред Небесной Царицей, он услышал обетование, что над этой обителью не оскудеет Её благотворный покров, и что обитель будет приумножаться спасающимися. Свидетелем чуда был и его ученик, Афанасий, лежавший при этом как мертвый.

Милостью Божьей преподобный дожил до глубокой старости. Незадолго до смерти он выбрал в кандидаты на игуменство четырех благочестивых монахов, с тем, чтобы святитель Макарий назначил из них наиболее достойного. В завещании братиям он указал, что казны не осталось, всё пошло на строительство храмов и содержание монастыря. Вместе с тем он молился о них Богородице и Богу.

30 августа 1533 года святой оставил земную храмину и отошел ко Господу. Его тело было погребено возле обители.

Преподобный Александр Свирский

Краткое житие преподобного Александра Свирского.

празднование совершается 17/30 апреля и 30августа/12 сентября

П реподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василисы (Вассы). Стефан и Василиса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. Однажды во время молитвы благочестивые супруги услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество. имате родити сына . в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог». День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

Читайте также  Краткая биография чивилихин

Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожий Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Востани, не бойся: а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В девятнадцать лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст. Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел Небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. Когда родители узнали о местонахождении сына, Стефан приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг во Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

На берегу Святого озера в 36 верстах от нынешнего г. Олонца и в шести верстах от реки Свирь преподобный Александр построил малую келлию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений. Но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он, лежа, напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину (+1549; память 26 августа).

Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130 саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначалъной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные Небесной славой, они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во Имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе»,— сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначалъной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону (+1516; память 16 марта). В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежду носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден»,— сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем на месте алтаря в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем,— сказала Она,—но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

Читайте также  Краткая биография афанасьев

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI; память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский (+8 января 1516 года; память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский (+1532; память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (+26 августа 1549; память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский (+1557; память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (+1565; память 23 января).

Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летним старцем.

В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году ученик и преемник преподобного Александра Иродион, по повелению архиепископа Новгородского Феодосия, составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образом были обретены нетленными и положены в Преображенском храме, с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа — день преставления и 17 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

В «Иконописном подлиннике» о преподобном Александре сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобнические, рука благословенная, в другой свиток, а в нем написано: «Терпите, братия, скорби и беды, да избавитеся муки вечныя», одежда его бе свита толста вельми и искрашена, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти; поживе 85 лет».

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовнопросветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь и при основании Санкт-Петербурга в 1703 году. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской Державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей: Михаила Федоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексея Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов.

Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри.-

Свирский Алексей

Алексей Иванович (до крещения — Шимон Довид Вигдорович; 1865, Петербург /по другим данным — Житомир/, — 1942, Москва), русский писатель.

Родился в семье рабочего табачной фабрики. Когда Свирскому было пять лет, его родители развелись, и он покинул Петербург. До 12 лет он жил на родине матери в Житомире, а после ее смерти пристал к беспризорникам и 15 лет вел бродяжнический образ жизни. Свирский скитался по всей Российской империи (Север, Центральная Россия, Украина, Балтийский край, Литва, Польша, Крым, Кавказ, Бессарабия, Туркестан), был также в Персии и Турции. Его спутниками были «бродяги, промысловые нищие, воры, мелкие авантюристы, проститутки, босяки всякого рода и вида», которые, как и он, находили временный приют в тюрьмах (объявляя себя беспаспортными, «не помнящими родства»), ночлежных домах и притонах. Повзрослев, Свирский жил случайными заработками — был портовым грузчиком, упряжным в шахтах, чернорабочим на нефтяных вышках, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ным рабочим на виноградниках и табачных плантациях, маркером хлопковых тюков, подбивал шпалы на железной дороге и т. д. В 17 лет под влиянием сестры, вышедшей замуж за русского и проживавшей в Москве, в надежде обрести кров Свирский принял православие.

Печататься начал в 1892 г. в газете «Ростовские-на-Дону известия» (стихотворение «Памяти А. В. Кольцова», сценка «Народный защитник»), редактор которых Н. Розенштейн (псевдоним Пикквик; умер в 1902 г.) ввел его в литературу, предложив полуграмотному автору регулярно публиковать очерки из жизни босяков и городского дна. Рассказы и очерки Свирского о людях, отвергнутых обществом, объединенные в сборники «Ростовские трущобы» (1893), «В стенах тюрьмы. Очерки арестантской жизни» (1894), «По тюрьмам и вертепам» (1895), «Несчастные дети» (1897), «Погибшие люди» (тт. 1–3, 1898) были благожелательно встречены критикой (А. Скабичевский и другие) и имели успех у читателей. В 1896 г. Свирский переехал в Петербург и начал сотрудничать в газетах «Новости», «Петербургский листок», а затем в журналах «Жизнь», «Современная мысль», «Вестник Европы», «Всходы» и других.

Сблизившись с социал-демократами (начало 1900-х гг.) Свирский начинает писать о жизни рабочих (повести «Записки рабочего», 1906, дважды запрещалась цензурой; «Черные люди», 1908, и другие), для этих произведений характерна социальная заостренность, они художественно слабы и носят черты агитационности. Более убедительны произведения, где рассказывается о непосредственно виденном и пережитом: рассказы и повести о жизни преступного мира, Востока («Бухарский праздник», 1900; «Лагерь смерти», 1911), беспризорных детей (повесть «Рыжик», 1901–1904, 1962, переведена на многие языки, в 1960 г. экранизирована; «Дети улицы», 1909). Свирский писал также пьесы, некоторые из них пользовались сценическим успехом («На покое», 1908, совместно с А. Куприным, поставлена в Александрийском и Малом театрах).

Наиболее ярко литературный талант Свирского проявился в повести «Рыжик» и в произведениях, посвященных национально и социально бесправной еврейской бедноте черты оседлости. К еврейской теме он пришел не сразу: в ранних произведениях эпизодически встречались еврейские персонажи, в рассказах и повестях начала 1900-х гг. появились живые, эмоционально окрашенные образы евреев. Так, в рассказе «Искатели янтаря» (1901) еврейский мальчик спасает утопающую русскую девочку, и когда ее брат в знак благодарности хочет подарить ему янтарь, отказывается, так как рад тому, что «оценили и признали в нем человека»; в «Рыжике» наряду с другими действующими лицами фигурирует малолетний вор Мошка Каракуль, а во вставной главе «В еврейском местечке» подробно описывается его специфический быт. После Кишиневского погрома (см. Кишинев), а в особенности после волны погромов 1905 г. еврейская тема становится доминирующей в творчестве Свирского. В 1904 г. он начинает активно сотрудничать в сионистском журнале «Еврейская жизнь» («Десятый», №3; «Мечты Фейге-Рейзеле», №5; «Вечные странники /Записки коммивояжера/», №10) и в «Книжках «Восхода» («Из путевого дневника /Картинки еврейской действительности/», №5–9). Он также публикует сборники «Вечные странники», 1905; «Еврейские рассказы», т. 1, 1909; «В черте», 1914; новеллы «Отцовская кровь», 1913–15; «На костре», 1916, и другие. Еврейский цикл Свирского, полный боли за свой народ, чувства протеста и раскаяния за отступничество («Отцовская кровь»), за национальную мимикрию так называемого образованного общества и состоятельных слоев еврейства («Из путевого дневника», «Проситель»), был близок основным социальным и эстетическим направлениям современной ему русско-еврейской литературы. В своем творчестве Свирский, как Д. Айзман и С. Юшкевич, не только описывал национальное и социальное угнетение евреев, но и подчеркивал проявления классовой борьбы и розни в их среде. В этих произведениях Свирский показал умение при помощи яркого диалога персонажей придать повествованию необходимый колорит, дать точную зарисовку бытовой обстановки еврейского местечка. В некоторых рассказах, особенно посвященных нищим коммерсантам, так называемым людям воздуха («Миллионеры», 1912), заметно влияние Шалом Алейхема.

После революции 1917 г. Свирский активно занимался общественно-политической работой, в 1919 г. вступил в коммунистическую партию, был членом объединения пролетарских писателей «Кузница». В 1922 г. он переехал в Москву. Его рассказы из послереволюционной жизни («Стальное сердце», 1925; «Хорошее время, 1922) — явно неудачная дань «социальному заказу». В те годы были переизданы некоторые его сборники на еврейские темы («Вечные странники», М., 1925; «В дни бесправия», Харьков, 1927; «Евреи», М., 1934), а в 1928–30 гг. в десяти томах вышло полное собрание сочинений Свирского. С 1928 г. он работал над автобиографической книгой «История моей жизни» (1929–40), повестью (в пяти частях) о нелегком и противоречивом пути еврейского мальчика из полунищей семьи, ставшего русским писателем, многие страницы которой посвящены еврейской жизни и проблемам антисемитизма, как государственного, так и общественного.

Читайте также  Краткая биография алексиевич

Преподобный Александр Свирский

Дни памяти преподобного Александра Свирского

Дни памяти преподобного Александра Свирского — 17 (30) апреля, 30 августа (12 сентября).

Детство Александра Свирского

Преподобный Александр Свирский чудотворец родился 28 июня 1448 года в селе Мандере Олонецкой губернии в верующей крестьянской семье. Его родители Стефан и Васса долгое время молились Богу о даровании им третьего ребенка. У них уже было двое взрослых детей. Сын появился лишь тогда, когда отец и мать достигли зрелого возраста.

Ребенку дали имя Амос в честь Ветхозаветного пророка. Когда Амос подрос, его отдали учиться. В житие сказано, что учился косно и нескоро. Отрок много молился Богу о помощи. Молитвы были услышаны и вскоре Амос стал лучшим учеником в классе. С раннего возраста он соблюдал посты и долго молился.

Валлам

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители решили женить его, но будущий подвижник решил посвятить свою жизнь Богу. Встреча с Валаамскими иноками, рассказавшими о своей обители, окончательно укрепила Амоса в его решении уйти в монастырь. Когда Амосу исполнилось девятнадцать лет, он тайно покинул родительский дом и пешком отправился на Валаам. Остановившись по дороге на ночлег на берегу озера, он услышал голос, который повелел ему идти на Валаам, а через несколько лет вернуться и основать на том месте обитель.

Утром Амос повстречал попутчика, который довел его до монастыря. Согласно преданию, это был Ангел, посланный Господом. После семи лет послушничества на Валааме, Амос принял иноческий постриг с именем Александр. Это случилось в 1474 году.

После этого около семи лет Александр жил в пещере на уединенном острове. В 1475 году игумен монастыря благословил Александра отправиться на Святое озеро, расположенное неподалеку от реки Свирь. В лесу, прямо в расщелине скалы Александр Свирский построил себе скромную келью. Здесь в полном одиночестве он провел семь лет, питаясь травой, иногда и землей. Александр страдал не только от голода, холода и болезней, но и от бесовских нападений. Однако он не переставал возносить молитвы Господу. Когда Александр занемог, ему явился светлый Ангел и исцелил от болезней, совершив крестное знамение.

Затворничество и явление Святой Троицы

Обо всем этом Александр Свирский рассказал боярину Андрею Завалишину, который набрел на жилище отшельника во время охоты. Боярин не раз видел свет на месте, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Александр. Александр просил боярина никому не рассказывать о нем. Завалишин стал навещать отшельника и впоследствии принял постриг с именем Адриан. Постепенно к Александру Свирскому стали приходить люди, которые искали уединения. Они стали учениками преподобного.

После двадцати пяти лет затворничества во время ночной молитвы Александр Свирский удостоился явления Пресвятой Троицы. Во время видения ему было велено воздвигнуть храм во имя Троицы. Считается, что ранее Святая Троица являлась только Ветхозаветному праведнику Аврааму. Впоследствии Ангел указал Александру место для постройки храма. В том же году Александр Свирский построил деревянную церковь Живоначальной Троицы. В 1526 году ее перестроили в каменную.

Около 1508-го года преподобный Александр Свирский принял священнический чин и стал игуменом Троицкого (впоследствии Александро-Свирского) монастыря. Став игуменом, преподобный продолжал вести скромную монашескую жизнь. Он выполнял самую черную работу в монастыре.

В конце жизни преподобный решил построить Покровский храм в честь Пресвятой Богородицы. Во время строительства Александру Свирскому явилась Богоматерь с Богомладенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала, что обитель будет всегда находиться под Ее благотворным Покровом и показала преподобному множество будущих подвижников его обители. Ученик Александра Свирского Афанасий присутствовал при чудесном явлении Богородицы.

30 августа 1533 года на 85-ом году жизни преподобный отошел ко Господу. Перед кончиной он сам выбрал четырех достойных кандидатом на игуменство, предоставив право выбора святителю Макарию. Тело преподобного Александра Свирского погребли возле обители.

17 апреля 1641 года при перестройке Преображенского храма открыли могилу преподобного, и людям явились нетленные мощи Святого. Люди прикладывались к мощам, после чего получали помощь и исцеление. С началом гонений на Церковь Святые мощи увезли из монастыря. После того, как монастыри возвратили Церкви, мощи преподобного Александра обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской академии. С 1998 года нетленные мощи вернули в Александро-Свирский монастырь. Дни памяти преподобного совершаются дважды в год:

12 сентября — в день кончины Александра Свирского;

17 апреля — в день первого обретения мощей Святого.

О чем молятся преподобному Александру Свирскому

Преподобному Александру Свирскому молятся:

  • Об избавлении от тяжких недугов (есть множество свидетельств о чудесных случаях исцеления после молитвенных просьб к преподобному);
  • При желании родить ребенка;
  • Об обретении смирения;
  • Об укреплении в вере;
  • Желающие уйти в монастырь.

Но молитвы можно совершать и с другими просьбами и благодарностью преподобному, по зову сердца.

Читайте также:

Краткая биография свирский






150 лет со д.р. писателя Свирского Алексея Ивановича (1865-1942).

Алексей Иванович родился 8 октября 1865 года в бедной еврейской семье. Мальчика назвали Шимон-Довид Вигдорос, но после смерти родителей, попав в Москву, где жила его сестра, по ее настоянию принял крещение. Так он стал Алексеем Ивановичем Свирским.

Работал, где придется: был грузчиком на Волге и в портах Черного моря, работал на шахтах в Донбассе, рабочим на винокурнях, на плантациях табака и хлопковых полях, на кирпичных заводах. Свирский побывал примерно в 32 тюрьмах, иногда сам приходил в полицейский участок и заявлял об отсутствии у него паспорта, чтобы хоть как-то пережить зиму. Вот так однажды, уже в двадцатитрехлетнем возрасте, у Свирского появился учитель грамоты — им стал помощник тюремного надзирателя.

Образы и темы для своих произведений Свирский черпал из окружавшей его среды. В 1892 году публикуются его стихи «Ростовским поэтам». Несколько позже стали публиковаться его репортажи и заметки, фельетоны и очерки. Литературная деятельность продолжилась циклами «Ростовские трущобы» и «Тюремные очерки» (1893).

С 1896 года писатель живет в Петербурге. В газетах и журналах появляется серия очерков «Углекопы» о жизни рабочих, пришедших на заработки из деревень. В 1898 году увидел свет трехтомник очерков «Погибшие люди». Знакомство с Горьким открывает новую страницу в жизни писателя. Во время сотрудничества с журналом «Жизнь» публикуются лучшие рассказы Свирского: «Подаяние», «Мишка-свистун», «Смертная казнь» (1900), «Бунт» (1902), «Зверь» (1910), «Там, внизу» (1912), повесть «Преступник» (1900), «Записки рабочего» (1906), рассказ «Депутат» (1905). Талант Свирского-драматурга проявился в пьесе «Тюрьма» (1901), инсценированной в Петербургском Малом театре в 1906 году. Вслед за первой пьесой написана драма «Белый ангел» (1908), совместно с А.И. Куприным — «На покое» (1908), комедии «Заратустра села Будникова» и «Дьявол».

В 1918 году Свирский становится членом большевистской партии и добровольцем уходит в Красную Армию.

С 1922 года писатель живет в Москве, работает в культурно-просветительных организациях — преимущественно на административно-хозяйственных должностях. В это время написаны рассказы «Стальное сердце», «Феликс», «Хорошее время». «Книгой человеческой печали» называет Свирский автобиографический роман «История моей жизни», над которым работал с 1928 по 1938 годы. Главной творческой удачей Свирского по праву считается повесть «Рыжик», написанная в 1901-1902 гг. Повесть объединяет вокруг себя рассказы «Дети улицы», «Первый выход», «Тряпичники», «Силач», «Вор», «Искатели янтаря», написанные в начале двадцатого века. Развенчивая романтику бродяжничества, показывая гибельность «дна», Свирский говорит о необходимости человека бороться за свою жизнь, быть нужным людям.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: