Краткая биография бар

Великий русский поэт Баратынский Евгений Абрамович: биография, творчество

Баратынский Евгений Абрамович, биография которого вызывает искренний интерес у поклонников поэтической лирики, – знаменитый русский поэт 19 века, современник и друг Александра Сергеевича Пушкина.

Детские годы

Родился 19 февраля 1800 года в небогатой семье дворян, проживавшей в Тамбовской губернии. Его мама Александра Федоровна была фрейлиной, а отец Абрам Андреевич — генерал-адъютантом.

Мальчик с раннего детства владел иностранными языками. Французский был принят в доме Баратынских, в 8-летнем возрасте Женя свободно на нем общался. Итальянский познал благодаря своему дяде – итальянцу Боргезе, а немецкий изучал в частном пансионе Петербурга, куда родители отдали его в 1808 году.

В 1810 году отца не стало, и заботы по воспитанию сына мать – умная образованная женщина — полностью взвалила на свои плечи. В 1812 году Евгений поступил в Пажеский корпус города Петербурга. Там с определенной группой товарищей принимал участие в шалостях, закончившихся для него весьма грустно. Одна из них граничила с преступлением (кражей) и стала поводом для исключения юноши из учебного заведения без права поступления на государственную службу, кроме солдатской.

Это позорное происшествие сильно подействовало на 15-летнего Евгения. Молодой человек не раз был готов попрощаться с жизнью. Словно сквозь мрачное стекло, стал смотреть на окружающий мир Евгений Баратынский. Стихи его имели пессимистический настрой, граничащий с душевными терзаниями, пережитыми муками позора.

Баратынский Евгений Абрамович: биография

После исключения Баратынский уехал в Тамбовскую губернию, в деревню к матери. Периодически навещал дядю – адмирала Б. А. Баратынского, проживавшего в Смоленской губернии. Жизнь на сельских просторах полностью пробудила в Евгении стихотворный талант. Рифмованные строки раннего периода были достаточно слабые, но за пару Баратынский приобрел уверенность и собственный индивидуальный стиль.

В 1819 году Евгений Баратынский, стихи которого изучаются школьной программой, был зачислен в Петербургский егерский полк рядовым. Интерес к литературе в этот период побудил его к тому, что молодой автор целенаправленно стал искать знакомство с писателями. Его работы по достоинству оценил Антон Антонович Дельвиг, оказавший значительное влияние на стиль написания Баратынского. Литератор нравственно поддержал юношу, помог в издании собственных произведений и познакомил с такими известными писателями, как Петр Плетнев, Вильгельм Кюхельбекер, Василий Жуковский и Александр Пушкин.

«Я безрассуден – и не диво!» — Евгений Баратынский именно к Дельвигу обращается в этом стихотворении, написанном в 1823 году, где рассказывает о своих сердечных страданиях, а проявлением дружбы с Александром Сергеевичем стала публикация книги «Две повести в стихах», в которую вошли поэмы Баратынского «Бал» и Пушкина «Граф Нулин».

Годы в Финляндии

В 1820 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого вызывает искренний интерес поклонников его творчества, в чине унтер-офицера попал в Нейшлотский полк, базировавшийся в Финляндии. Там он задержался на 5 лет. Жизнь вел спокойную, уединенную. Круг общения составляли пара-тройка офицеров, с которыми он встречался у полкового командира. Этот период, оставивший глубочайшие впечатления в сознании Баратынского, ярко отразился на его поэзии. Суровый край был описан в стихотворениях «Водопад», «Финляндия», «Эда».

В печати периодически стали появляться эпиграммы, мадригалы, элегии и послания Баратынского. Особый успех ему принесла поэма «Пиры», опубликованная в 1820 году. В это время Евгений сблизился с мемуаристом и историком Н. В. Путятой, дружбу с которым сберег до конца своих дней. Николай Васильевич описывал Евгения как худощавого бледного человека, черты которого выражали глубочайшее уныние.

Баратынский Евгений Абрамович: интересные факты

Благодаря ходатайству Путяты в 1824 году Евгению было разрешено приехать в Гельсингфорс (столицу Финляндии). Там он состоял при корпусном штабе генерала Закревского и очень сильно увлекся его женой Аграфеной. Своей музе поэт посвятил множество стихотворных строк («Мне с упоением заметным», «Оправдание», «Нет, обманула вас молва», «Фея», «Бал», «Я безрассуден — и не диво!»). Евгений Баратынский много страдал из-за этой любви. Позже у покорительницы мужских сердец случился роман с А. С. Пушкиным.

Тем временем друзья Баратынского упорно добивались для него присвоения офицерского звания и все время наталкивались на отказ со стороны императора. Причиной этому был независимый характер творчества литератора, его оппозиционные высказывания. Баратынский не был декабристом, но идеи, получившие воплощение в деятельности тайных обществ, полностью овладели его сознанием. Политическая оппозиционность отразилась в эпиграмме на Аракчеева, элегии «Буря», стихотворении «Стансы». Наконец-то в 1825 году Евгений был произведен в офицеры, что дало ему возможность распоряжаться собственной судьбой. Он поселился в Москве, завел семью (женой Евгения Баратынского стала Настасья Львовна Энгельгард) и вскоре вышел в отставку.

Оседлая жизнь Баратынского

Жизнь его стала однообразной; жена имела неспокойный характер, чем причиняла немало страданий Евгению и повлияла на то, что от него отдалились многие друзья.

Мирная семейная жизнь сгладила в поэте все то мятежное, буйное, что терзало его последние годы. Поэт жил то в столице, то в своем имении (село Мураново), то в Казани, часто ездил в Петербург.

В 1839 году Баратынский познакомился с Лермонтовым Михаилом Юрьевичем. В Москве сошелся с такими писателями, как Н. Ф. Павлов, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, С. А. Соболевский. Итогом первого периода творчества Евгения Баратынского стало опубликованное в 1827 году собрание его стихотворений.

Творчество Баратынского

Разгром декабристского восстания круто изменил общественную жизнь России, что не могло не отразиться на поэзии Баратынского. Темы одиночества, великой скорби, прославление смерти как «разрешения всех цепей» («Смерть», «На что вы, дни», «Последняя смерть», «Недоносок», «К чему невольнику мечтания свободы?») вышли на первый план в его творчестве. В стихотворениях остро ощущаются пессимистические мотивы скорби, тщетности бытия, обреченности искусства, неполноценности человеческой природы, грядущей гибели человечества.

В 1832 году начал публиковаться журнал «Европеец»; одним из активных авторов стал Баратынский. Состоялось всего два выхода издания, после чего журнал был запрещен. Великий русский поэт, лишившийся сильного побуждения к словесным трудам, впал в безысходную щемящую тоску.

В 1835 году было опубликовано второе издание его произведений, казавшееся на тот момент завершением его творческого пути. Последней опубликованной при жизни Баратынского книгой стал сборник «Сумерки» (1842), объединивший стихотворения 1830-1840-х годов и посвященный князю Вяземскому Петру Андреевичу. В нем ярко выражено противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека.

Путешествие в Неаполь

С конца 1839 года Баратынский Евгений Абрамович (годы жизни — 1800-1844) с женой и девятью детьми жил в подмосковном имении Мураново, позднее принадлежавшему Тютчевым. Деревенская жизнь нравилась поэту: он с удовольствием занимался хозяйством, не прекращая творческих поисков.

В 1843 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого подходила к концу, отправился за границу со старшими детьми и женой, полгода провел в Париже, встречался с писателями и общественными деятелями Франции. Чтобы познакомить со своей поэзией французов, поэт перевел на родной им язык несколько стихотворений.

В 1844 году Баратынский отправился морем в Неаполь через Марсель. Еще в начале пути он чувствовал недомогание, к тому же врачи предупреждали его о возможности неблагоприятного воздействия знойного климата Италии. По прибытии в Неаполь с супругой Баратынского случился болезненный припадок на нервной почве, который очень сильно подействовал на Евгения Абрамовича. У него резко усилились головные боли, часто его беспокоившие. На следующий день после случившегося – 11 июля 1844 года — Баратынский внезапно скончался.

Тело поэта было перевезено в Петербург и погребено на Лазаревском кладбище, в Александро-Невском монастыре.

Поэзия Баратынского – поэзия мысли

Как говорил великий русский поэт Александр Пушкин, поэзия Баратынского – это поэзия мысли. Поэт нового времени, романтик со сложным душевным миром, полным горести и скорби, вкладывавший в искусство большую личную страсть, был оригинален, ибо мыслил правильно и независимо. Белинский справедливо полагал, что из всех поэтов — современников Пушкина первое место занимает Баратынский Евгений Абрамович. Творчество его являет собой огромное наследие для современного поколения. После смерти Баратынского наступил длительный период практически полного забвения его произведений. Интерес к творчеству поэта возродился в конце 20 – начале 21 века.

В школьную программу входит стихотворение, которое в 1832 году написал Евгений Баратынский, – «Весна». С неповторимой трепетностью и нежностью автор передает всю необыкновенность прихода весны. Природа под пером Баратынского словно оживает, дышит и поет.

Совершенно противоположное настроение в стихотворении «Где сладкий шепот…». Евгений Баратынский описывает приход зимы, ее леденящий холод, мрачное небо и злой бушующий ветер.

Евгений Баратынский: биография и личная жизнь

  • 11 Марта, 2020
  • Искусство
  • Olga Lans

Евгении Баратынский, биография которого рассматривается в статье, — второй по значению после Александра Сергеевича Пушкина русский поэт первой трети XIX века, рассказчик и эссеист, один из самых ярких, загадочных и недооцененных авторов в русской литературе. Незаслуженно забытый после смерти, он был заново открыт современному читателю во второй половине XX века стараниями Анны Ахматовой, Иосифа Бродского и Модеста Гофмана.

Долее будет представлена краткая биография Баратынского Евгения Абрамовича.

Детские годы

Баратынский родился 19 марта 1800 года в родовом имении Мара Тамбовской губернии, которое пожаловал император Павел I его отцу, генерал-лейтенанту Абраму Андреевичу.

Воспитанием Евгения занимался гувернер-итальянец и мать, Александра Федоровна, выпускница Смольного института. К восьми годам мальчик прекрасно знал итальянский, свободно общался и писал на французском, много читал.

В 1808 году Евгений начал учиться в немецком пансионе в Санкт-Петербурге. Через два года умер отец, обучение пришлось прервать, Евгений вернулся в Мару. Последующие два года его образованием занималась Александра Федоровна, целенаправленно готовя сына к поступлению в Пажеский корпус – самое престижное учебное заведение империи.

В декабре 1812 года Евгений был зачислен в него. Но учеба продлилась недолго и окончилась крайне неприятно.

Преступление и наказание

Пажеский корпус предоставлял возможность его выпускникам занимать высокие чины в армии и флоте. Евгений мечтал о военно-морской службе. Но, вырвавшись из-под опеки матери, которая окружала его смесью гиперлюбви и требованиями полного подчинения, не смог выстроить адекватную линию поведения, уравновешивающую шалости и подчинение строгому, почти армейскому распорядку.

Все это закончилось крайне неприятным инцидентом: вместе с товарищами была совершена кража. Подростки украли у отца одного из участников табакерку и деньги. Вряд ли они понимали, что дело может принять серьезный оборот.

Евгения исключили с запретом служить на госслужбе. Разрешалась только служба в армии рядовым. И оправили в родовое поместье.

Унижение этого сурового наказания состояло в том, что оно было пожизненным. Нельзя не отметить такое пятно в биографии Баратынского. Оно перечеркивало все юношеские надежды и не могло не сказаться на характере и дальнейшей судьбе Евгения.

Служба в армии

В 1818 году Баратынский возвращается в Петербург и поступает рядовым в армию.

После деревенского заточения он окунулся в насыщенную культурную жизнь столицы. Евгений становится постоянным посетителем литературных салонов и философских кружков, знакомится с петербургскими поэтами и писателями.

Самое время представить творческую биографию Баратынского Е. А. Он начинает писать стихи, становится участником объединения «Арзамас». Эта группа творческих людей сыграла важную роль в становлении и развитии молодого поэта.

Певец Финляндии

В 1820 году Баратынский служил в пехотном полку, расквартированном в Финляндии, и писал стихи. В своих элегиях он изображал суровый северный финский пейзаж и себя, вынужденного вести изолированную жизнь поэта в изгнании.

Стихи, написанные Евгением Абрамовичем в Финляндии – «Финландия», «Пиры», «Эда» и ряд других поэтических произведений – и опубликованные в журнале «Полярная звезда», принесли ему популярность и положительные отзывы критиков. И наградили прозвищем «певец Финляндии».

Отношение человека к природе и роль поэта в обществе останутся ведущими темами и в более поздней лирике Евгения Баратынского.

Его первый опубликованный сборник стихотворений включал много произведений, в которых сквозило разочарование пренебрежением человека к красоте природы и отчуждением от нее.

Критики поэзии Баратынского и его друзья, в том числе и А. С. Пушкин, высоко оценивали оригинальность, лиричность и острые психологические озарения, проявляющиеся в его поэтических монологах.

Евгений Абрамович смело экспериментировал с языком, используя неологизмы и элементы старославянского языка, добиваясь яркости и образности звучания. Мастер слова Баратынский очень умело манипулировал и ритмом стиха.

Почти все поэтические произведения финляндского периода свидетельствуют о конфликте между разумом и чувствами, который терзал поэта.

Офицер Баратынский

В период службы в Финляндии Баратынский вынужденно вел очень уединенную жизнь. По происхождению и образованию он не принадлежит к сословиям, которые могут служить рядовыми. Получить офицерское звание не позволяет наказание, полученное в Пажеском корпусе. Офицеры не принимают в свой круг солдата.

Его круг общения в те годы составляли два-три офицера, которых он встречал в доме командира полка Лутковского, давнего друга семьи и соседа по имению.

Только весной 1825 года благодаря настойчивым ходатайствам Жуковского и Тургенева Баратынский был произведен в офицеры.

Он наконец-то почувствовал себя свободным: «Судьбой наложенные цепи упали с рук моих».

У Евгения Абрамовича появился выбор: продолжать служить в армии или подать в отставку. Он выбрал последнее. В январе 1826 года он уходит в отставку и возвращается в Москву.

Личная жизнь

В июне Евгений Баратынский женился на старшей дочери генерал-майора Энгельгарта Анастасии. Она была умна и образованна, имела тонкий вкус и стала помощницей Евгения по литературным делам, правила его рукописи, составляла сборники.

Семейная жизнь Баратынского казалась счастливой, но глубокая меланхолия оставалась фоном его ума и поэзии.

Творчество Е. А. Баратынского

Евгений Баратынский занимает важное место среди поэтов, внесших свой вклад в Золотой век русской поэзии, который достиг своего апогея в 1820-е гг. Его стиль воплощает элементы как классицизма, так и романтизма. В поэзии Баратынского важное место занимают такие темы, как роль поэта в обществе, разочарование, взаимоотношения человека и природы.

Читайте также  Краткая биография кассиль

В сознании современников Баратынский был поэтом-философом, выразившим в своем творчестве духовную драму того поколения, которое ощутило неумолимый гнетущий шаг «железного века».

Евгений Абрамович хорошо известен своими чувствительными элегиями, посвященными потере и отчаянию, а также откровенным тоном своей любовной лирики.

При жизни Евгений Баратынский издал три сборника. Он выпустил несколько стихотворных книг, которые высоко ценились Пушкиным и другими проницательными критиками, но встречали сравнительно прохладный прием публики и яростные насмешки со стороны молодых журналистов «плебейской партии». Со временем настроение Баратынского перешло от пессимизма к безнадежности, и элегия стала его излюбленной формой выражения.

Третий сборник и критика

Хотя Баратынский получил похвалу от критиков за свои первые два поэтических сборника, ко времени выхода в свет его третьего и последнего сборника критики его уже считали почти маргиналом в русской литературе.

Белинский написал разгромную статью о сборнике «Сумерки», опубликованном в 1842 году. Сама композиция сборника была новаторской, он был первым в истории русской литературы, в котором каждое последующее стихотворение было логически связано с предыдущим.

По мнению многих, разгромная и оскорбительная статья Белинского приблизила смерть поэта.

Последнее путешествие

Осенью 1843 года поэт вместе с женой и старшими детьми предпринял заграничное путешествие. В Париже он встретил теплый прием соотечественников и французских писателей, перевел несколько своих стихотворений на французский язык и опубликовал их. В апреле 1844 года Баратынские прибыли в Италию, где поэт написал свои последние стихи: “Пироскаф” и “К Ушеру-итальянцу».”

29 июля 1844 года Баратынский скоропостижно скончался в Неаполе во время отпуска. Его тело привезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.

Заключение

Краткая биография Евгения Баратынского и биография творческая представили вашему вниманию достаточно драматических моментов. Забытые почти полностью к концу жизни, Баратынский и его произведения были вновь открыты в конце XIX века русскими поэтами-символистами. Полное собрание его произведений было впервые издано в начале XX века.

Современная критика его поэзии сосредоточилась на стиле. Много писали о философских идеях Евгения Абрамовича, подчеркивали его стремление к личному поэтическому видению, обсуждали влияние идей Шиллера на «Цыганку».

Р. М. Грау, пишущий о единственном законченном произведении Баратынского в прозе «Перстень», обращает внимание читателя на три различных уровня возможной интерпретации сказки и предполагает, что Баратынский писал в ней о попытке художника остаться верным своему личному поэтическому видению.

Многие критики исследовали взаимодействие и влияние поэзии Баратынского на наиболее яркие фигуры русского романтического периода, включая Пушкина и Тургенева.

Боратынский, Евгений Абрамович

Евгений Абрамович Боратынский

19 февраля (2 марта) 1800 ( 18000302 )

Евге́ний Абра́мович Бораты́нский (Бараты́нский; 19 февраля (2 марта) 1800 — 29 июня (11 июля) 1844, Неаполь) — русский поэт, друг Пушкина, один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

Содержание

Правописание фамилии

Большинство публикаций в литературных журналах 1820-х-1830-х годов подписаны фамилией Баратынский. Однако последняя подготовленная поэтом к печати книга стихов — «Сумерки» — подписана через «о»: «Сумерки. Сочиненіе Евгенія Боратынскаго». В начале XX в. преобладало написание фамилии поэта через «о», в советское время — через «а». В 1990—2000-е годы вновь стало активно использоваться написание Боратынский; так его фамилия пишется в Полном собрании сочинений под редакцией А. М. Пескова и в Большой российской энциклопедии.

Биография

Происходил из древнего польского рода, с конца XVII века жившего в России. Отец Абрам Андреевич Боратынский (1767—1810) — свитский генерал-лейтенант Павла I, мать — фрейлина императрицы Марии Фёдоровны.

Родился 19 февраля 1800 года в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии.

В детстве у Боратынского дядькой был итальянец Боргезе, и мальчик рано ознакомился с итальянским языком; вполне овладел французским, принятым в доме Баратынских, и лет восьми уже писал по-французски письма. В 1808 году Боратынского отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку [1] .

В 1810 году умирает отец Боратынского, и его воспитанием занялась его мать, женщина образованная и умная. Из немецкого пансиона Боратынский перешёл в пажеский корпус. Сблизившись с некоторыми товарищами, Боратынский участвовал в серьёзных шалостях, из которых одна, граничившая с преступлением — кража у отца одного из соучеников, повела к исключению его из корпуса, с воспрещением поступать на государственную службу, кроме военной — рядовым. Боратынскому было тогда 15 лет [1] .

Покинув пажеский корпус, Евгений Боратынский несколько лет жил частью с матерью в Тамбовской губернии, частью у дяди, брата отца, адмирала Богдана Андреевича Боратынского, в Смоленской губернии, в сельце Подвойском. Живя въ деревне, Боратынский начал писать стихи. Подобно многим другим людям того времени, он охотно писал французские куплеты. От 1817 года до нас дошли уже русские стихи, впрочем весьма слабые. Но уже в 1819 году Боратынский вполне овладел техникой, и его стих стал приобретать то «необщее выражение», которое впоследствии он сам признавал главным достоинством своей поэзии. В деревне дяди Боратынский нашёл небольшое общество молодёжи, которая старалась жить весело, и он был увлечён в ея забавы [1] .

После усиленных хлопот, ему было разрешено поступить рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Боратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы.

В 1820 году, произведённый в унтер-офицеры, был переведён в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии. Полком командовал его родственник Г. А. Лутковский. В Финляндии (с наездами в отпуск в Петербург, где он активно общался с литераторами и посещал литературный салон С. Д. Пономарёвой) унтер Боратынский провёл около шести лет до производства в прапорщики, после чего вышел в отставку, женился на Анастасии Львовне Энгельгардт (1826) и поселился в Москве. В 1827 году вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества. В 1843 году отправился с семейством за границу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844. Тело Боратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Газеты и журналы почти не откликнулись на его кончину. Белинский сказал тогда о почившем поэте: «Мыслящий человек всегда перечтет с удовольствием стихотворения Баратынского, потому что всегда найдет в них человека — предмет вечно интересный для человека» [2] .

Сочинения Боратынского в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1869 и 1884 годах.

Творческая биография

Боратынский начал писать стихи ещё юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетнёвым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-«романтиков». Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны, усилило романтический характер поэзии Боратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенной яркостью отразились в первой поэме Боратынского, «Эда» (1826), которую Пушкин приветствовал как «произведение, замечательное своей оригинальной простотой, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски означенных». Вслед за этой поэмой явились «Бал», «Пиры» и «Цыганка», в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и ещё более — влиянию «властителя дум» современного ему поколения — Байрона. Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не уступающего пушкинскому, эти поэмы обычно ставятся всё же ниже лирических стихотворений Боратынского.

Последние годы Боратынского ознаменованы нарастающим одиночеством в литературе, конфликтом как с давними оппонентами пушкинского круга (литераторами вроде Полевого и Булгарина), так и с нарождавшимися западниками и славянофилами (редакция «Москвитянина»; тем и другим Боратынский посвящал эпиграммы). В 1842 Боратынский издал свой последний, самый сильный сборник стихов — «Сумерки. Сочинение Евгения Боратынского». Эту книгу часто называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века.

Оценка

Современники видели в Боратынском талантливого поэта, но поэта прежде всего пушкинской школы; его позднее творчество критика не приняла. Литературоведение второй половины XIX века считало его второстепенным, чересчур рассудочным автором. На такую репутацию оказали влияние противоречивые (иногда одного и того же стихотворения) и одинаково безапелляционные оценки Белинского. ЭСБЕ (литературная редакция Семёна Венгерова) оценивает его так: «Как поэт, он почти совсем не поддаётся вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишён определённого, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко — глубину содержания…»

Пересмотр репутации Боратынского был начат в начале XX века русскими символистами. Он начал восприниматься как самостоятельный, крупный лирик-философ, стоящий в одном ряду с Тютчевым; в Боратынском при этом подчёркивались черты, близкие самим символистам. О Боратынском тепло отзывались практически все крупнейшие русские поэты XX века.

Цитата

Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

Библиография

  • Собрание стихотворений Боратынского в первый раз издано в 1827 году (2 изд., Москва, 1835; 3-е — 1869 и 4-е — 1884, Казань).
  • Полн. собр. соч. : В 2 т. / Под. ред., с примеч. и вступ. ст. М. Л. Гофманн. — Спб., 1914—1915;
  • Полн. собр. стихотворений: В 2 т. / Ред., коммент. и биогр. ст. Е. Н. Купреяновой и И. Н. Медведевой; Вступ. ст. Д. П. Мирского. М.; Л., 1936
  • Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма / Подгот. текста и примеч. О. Муратовой и К. В. Пигарева.— М., 1951;
  • Полн. собр. стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Е. Н. Купреяновой. Л. 1957;
  • Стихотворения. Поэмы / Изд. подгот. Л. Г. Фризман.— М., 1982 [2] .

Примечания

  1. 123http://www.feb-web.ru/feb/boratyn/encyclop/neb-173-.htm Валерій Брюсовъ.
  2. 12Л. Г. Фримзан

Ссылки

  • Полное электронное собрание сочинений в трёх томах: Том 1: Стихотворения, Том 2: Поэмы , Том 3: Проза, статьи, письма.
  • Е. А. Боратынский «Полное собрание сочинений под ред. М. Л. Гофмана. Том 1. 1914»
  • Боратынский в ФЭБ
  • Боратынский на Стихии
  • Боратынский Е. А. Собрание стихов на Строки.нет

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бораты (эфиры)
  • Борац (футбольный клуб)

Смотреть что такое «Боратынский, Евгений Абрамович» в других словарях:

БОРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович — БОРАТЫНСКИЙ Е. А., см. Баратынский Е. А. (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович) … Энциклопедический словарь

Боратынский Евгений Абрамович — Евгений Боратынский Имя при рождении: Евгений Абрамович Боратынский Дата рождения: 19 февраля (2 марта) 1800(18000302) Место рождения: Кирсановский уезд, Тамбовская губерния Дата смерти … Википедия

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович — (1800—1844), русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике «Сумерки»… … Большой Энциклопедический словарь

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович — (1800, село Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 1844, Неаполь), поэт. Потомок древнего дворянского польского рода. В 1808—10 (до смерти отца) жил в Москве. Обучался в петербургском Пажеском корпусе, был исключён оттуда за… … Москва (энциклопедия)

Евгений Абрамович Баратынский — Евгений Боратынский Имя при рождении: Евгений Абрамович Боратынский Дата рождения: 19 февраля (2 марта) 1800(18000302) Место рождения: Кирсановский уезд, Тамбовская губерния Дата смерти … Википедия

Евгений Абрамович Боратынский — Евгений Боратынский Имя при рождении: Евгений Абрамович Боратынский Дата рождения: 19 февраля (2 марта) 1800(18000302) Место рождения: Кирсановский уезд, Тамбовская губерния Дата смерти … Википедия

Баратынский, Евгений Абрамович — Евгений Абрамович Баратынский. БАРАТЫНСКИЙ (Боратынский) Евгений Абрамович (1800 44), русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания ( Финляндия , Разуверение , Признание , Две доли ); поэмы ( Эда , Бал ), отмеченные лиризмом,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Баратынский Евгений Абрамович — Боратынский (1800 1844), русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике «Сумерки» … Энциклопедический словарь

БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович — БАРАТЫНСКИЙ (Боратынский) Евгений Абрамович (1800 44) русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания ( Финляндия , Разуверение , Признание , Две доли ); поэмы ( Эда , Бал ), отмеченные лиризмом, психологической и философской… … Большой Энциклопедический словарь

Баратынский Евгений Абрамович — Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович [19.2(2.3).1800, село Мара Тамбовской губернии, ‒ 29.6(11.7).1844, Неаполь; похоронен в Петербурге], русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье. С 1819 зачислен рядовым в один из петербургских… … Большая советская энциклопедия

Краткая биография Е. А. Баратынского: факты о поэте

Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, друг и последователь Александра Сергеевича Пушкина, живший и творивший в начале девятнадцатого столетия. Биография Е. А. Баратынского поможет узнать, почему его считают одним из наиболее недооцененных представителей русской литературы золотого века и почему приписывают предсказание собственной смерти.

  1. Детство и юность
  2. Военная карьера
  3. Гражданская жизнь
  4. Последние годы

Детство и юность

Будущий поэт родился 19 марта 1800 года под Тамбовом. Его отец, поляк Абрам Баратынский, долгое время служил офицером в Преображенском полку, состоял в свите Павла Первого. Мать, Александра Федоровна, происходила из дворянского рода Черепановых, до рождения сына была фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

Читайте также  Краткая биография дюма

Отец Баратынского скоропостижно скончался в 1810 году. Мать была вынуждена взять на себя заботы о воспитании детей. Маленький Евгений получил достойное домашнее образование, изучал итальянский, французский и немецкий языки. С детства он грезил петербургским Пажеским корпусом, куда и поступил в 1812 году. Это заведение считалось лучшим местом для обучения детей знатных дворянских фамилий.

Несмотря на желание посвятить себя военно-морской службе, юноша плохо учился и сопротивлялся установленным порядкам, из-за чего был исключен из корпуса в 1816 году. Невозможность продолжать обучение Баратынский принял болезненно.

Примерно в это же время в молодом человеке проснулся явный интерес к литературе. Годы, проведенные в семейном имении после его исключения из Пажеского корпуса, прошли с пользой. Он много читал, в основном, труды отечественных и зарубежных классиков, совершенствовал свои знания и делал первые шаги на поприще литературы.

Военная карьера

После нескольких лет уединенной жизни Баратынский решил покинуть материнское имение и стал рядовым Егорского полка. В тот период начинающий поэт сблизился с А. Дельвигом, который ввел его в круг подающих надежды литераторов и познакомил со своим лицейским товарищем А. Пушкиным.

Позже Баратынский напишет множество стихотворений, адресованных его знакомым-литераторам. Среди них:

  • «Мой Гораций» (1819), «Напрасно…» (1821) к А. Дельвигу
  • «Прости, поэт!» (1820) к В. Кюхельбекеру;
  • «Осень» (1837) к А. Пушкину;
  • «Память поэту» (1841) к М. Лермонтову.

Все свободное от службы время молодой поэт посвящал написанию стихотворений, пробовал жанры элегии, мадригала и эпиграммы. Он стал частым гостем различных литературных мероприятий. В 1819 году его творчество вступило в осознанную фазу, автор приобрел собственный, ни на кого не похожий стиль.

В начале 1820 года Баратынский получил повышение по службе и уехал в Финляндию в качестве унтер-офицера. Он много писал, вдохновляясь суровой, но прекрасной финской природой. Его поэзия все больше приобретала выраженный романтический характер. Общее настроение стихотворений того времени было элегическим.

Наиболее яркими стихами «финской» поры в творчестве Баратынского являются:

  • «Больной» (1821);
  • «Финским красавицам» (1820);
  • «Водопад» (1821);
  • «Весна» (1820) и т. д.

Несмотря на историческую обстановку на родине и волнения среди декабристов, в число которых вступило несколько его приятелей, Баратынский оставался подчеркнуто аполитичным. За ним закрепилась слава диалектика, а не реакционера.

Через четыре года службы Баратынского перевели в Хельсинки, столицу Финляндии. Там он встретил свою первую серьезную любовь — замужнюю графиню Аграфену Закревскую, состоявшую в родстве с Толстыми. Баратынский посвятил Закревской множество трогательных и печальных стихотворений. Кроме того, он вдохновился ее образом, создавая лирический портрет Нины, одной из героинь его поэмы «Бал» (1825−1828).

В 1825 году поэта произвели в офицеры и отправили на службу в Петербург, затем в Москву. Баратынский, уставший от военной службы и от постоянных разъездов, решил выйти в отставку. Его прошение удовлетворили в краткий срок. В 1826 году поэт начал новую жизнь.

Гражданская жизнь

Баратынский, отвыкший от регулярных светских визитов и необходимости в учтивом общении с неприятными ему людьми, тяготился пребыванием в Москве. Ситуацию спасло его судьбоносное знакомство с Анастасией Львовной Энгельгардт (1804 — 1860), впоследствии ставшей его женой и родившей ему девять детей.

Анастасия обладала интересной внешностью, хоть и не была признанной красавицей. Она имела острый ум и нервный характер. Чтобы лишний раз не беспокоить жену, Баратынский докладывал ей о любых своих перемещениях и редко приглашал гостей в дом, из-за чего потерял связь со многими приятелями.

Благосостояние жены позволило поэту не задумываться над решением финансовых вопросов. Поэтому после выхода в отставку в жизни Баратынского осталось одно главное дело — его литературное творчество, которое активно развивалось в те годы. В течение пяти лет в печать вышло четыре поэмы автора:

  • «Эда» (1826);
  • «Пир» (1827),
  • «Бал» (1828);
  • «Цыганка» (1831).

Несмотря на то что поэта активно печатали, особой любви критиков того времени ему так и не удалось заслужить. Его нередко обвиняли в подражании Пушкину, в преувеличенном романтизме и в отстраненности от революционной реальности.

В 1830 году в жизни Баратынского произошел неприятный инцидент. Его приятель по московскому литературному кружку И. Киреевский владел журналом «Европеец», где издавал произведения своих современников. Специально для него поэт написал свой первый рассказ детективного жанра «Перстень», ставший его единственным произведением в прозе.

В свет вышло лишь два выпуска журнала, третий номер был изъят из продажи. Киреевского обвинили в политической пропаганде под видом литературной критики. Сообщение о внезапном запрете журнала сильно расстроило поэта. Он решил отложить публикацию рассказа на некоторый срок. Согласно Википедии, «Перстень» был опубликован только в 1832 году.

После ситуации с «Европейцем» в творчестве Баратынского наступил период затишья. В течение четырех последующих лет он написал не более десяти новых стихотворений. Он занимался редактированием старых рукописей, подготавливал их к изданию в рамках собрания сочинений, но не брался за какие-либо большие литературные работы.

Итогом длительного перерыва стал выход второго сборника ранее написанных стихотворений, презентованного публике в 1835 году. В тот момент Баратынский считал, что достиг пика своего творчества. Он проводил много времени с семьей, управлял капиталом. Кратко говоря, вел спокойную обывательскую жизнь.

Последние годы

Поздняя поэзия Баратынского приобрела новые черты, абсолютно не свойственные произведениям, созданным в начале его литературного пути. Он отрицал привычный ему романтизм, на первый план выводил риторику, избавлялся от эмоциональных эпитетов, провозглашал подчеркнутую сухость изложения.

Современники поэта с недоумением наблюдали за его литературными экспериментами. Критические статьи, посвященные позднему творчеству Баратынского, сильно ранили его самолюбие. В его письмах к близким друзьям сохранилось немало упоминаний о различных конфликтах с известными литераторами. Наиболее сильный из них произошел с В. Белинским, который обвинил поэта в том, что его новое творчество отвращает читателей от истинной поэзии.

Результатом серьезных душевных переживаний автора, фактически оказавшегося противопоставленным всему литературному обществу середины девятнадцатого века, стал последний, самый сильный и глубокий сборник его стихотворений под названием «Сумерки» (1842).

В конце 1843 года Баратынский вместе с семьей отправился в долгожданное путешествие за границу. Поэт втайне надеялся отвлечься, получить новые впечатления и избавиться от гнетущего ощущения непризнанности. Он посетил множество европейских городов, познакомился с известными зарубежными литераторами, но нигде не оставался подолгу.

Последним пунктом назначения семейного путешествия Баратынских стал Неаполь. По прибытии в город у Евгения Абрамовича случился очередной приступ сильной мигрени, от которой он страдал на протяжении долгого времени. 29 июня 1844 года он умер на руках у своей жены. Интересно, что еще в далеком 1819 году молодой Баратынский написал стихотворение «Прощание», содержащее слова «в стране чужой окончу я мой век унылый», ставшие для него пророческими.

Смерть Баратынского не вызвала общественного резонанса. Он нашел свое временное пристанище на одном из кладбищ Неаполя, но через год его тело перевезли в Петербург для последующего захоронения на территории Александро-Невского монастыря. Несмотря на то что на панихиду по поэту были приглашены все его давние друзья и знакомые, кроме родных с ним пришли проститься лишь В. Сологуб, П. Вяземский и В. Одоевский.

В начале двадцатого века творчество автора обрело новое прочтение благодаря поэтической школе символистов, представители которой заново открыли его для соотечественников. К примеру, В. Брюсов считал Баратынского поэтом-мыслителем, а Д. Мережковский называл его вдохновленным диалектиком.

Евгений Абрамович Баратынский стоял у самых истоков русской классической поэзии золотого века. Он не стремился к известности и никогда не задумывался над составлением автобиографии, считая, что всю правду о себе он уже выразил своим творчеством.

Стихотворения его строги и одновременно торжественны. В них нет легкости и богатой образности, однако они несут в себе глубокий подтекст. И хоть их лексика иногда кажется устаревшей и сложной для понимания, их по-прежнему проходят на уроках литературы, потому что мысли и чувства, которые автор в них вкладывал, не теряют актуальности и по сей день.

Краткая биография Евгения Баратынского самое главное

Евгений Баратынский, русский поэт польского происхождения. Он прожил очень короткую жизнь и умер на чужбине. Одни называют его великим писателем XIX века, другие говорят, что его талант слишком преувеличен. Тем не менее, Евгений Баратынский оставил свой след в истории российской литературы, как поэт и писатель.

Его литературная деятельность развивалась в несколько этапов. Впервые он начал писать стихи после того, как был исключён за непристойное поведение из самого знаменитого военно-учебного заведения Российской империи – Пажеского корпуса. После того как его стихи начинают приобретать известность, у Баратынского завязываются весьма дружеские отношения с ведущими литераторами того времени и вскоре он начинает посещать различные литературные представления.

Затем наступает период военной службы, и его стихи приобретают очертания, связанные с армией. В это время, самые знаменитые стихи Баратынского начинают появляться на страницах ведущего альманаха «Полярная Звезда». После оставления службы и возвращения в Москву, Евгений Баратынский полностью посвящает себя писательскому делу. Определённая слава к нему приходит в 26 лет, после того как вышли две его поэмы – «Пиры» и «Эда», затем были не менее известные поэмы – «Наложница» и «Бал». Его стихи по-прежнему продолжают печатать ведущие альманахи и журналы. Уже под самый конец своей жизни, Евгений Баратынский перебирается за границу. Там он тоже знакомится со многими писателями и производит на них определённое впечатление. Но к этому времени, его литературная деятельность движется к своему закату. Он сумеет написать лишь одно стихотворение, которое будет называться – «Пироскаф», подразумевающее под собой философию жизни и смерти. И хотя человек он был очень скромный, застенчивый, и не любил находиться в центре внимания, его вклад в российскую литературу – весьма колоссален.

На сегодняшний день стихи Евгения Баратынского вызывают у читателей разный интерес. Однако некоторые его стихи, заслуживают особого внимания. Например: «Элегия», «Муза», «Звезда», «Признание», Водопад, Пироскаф, Чудный град порой сольётся. Все они наполнены определённой энергией и вызывают чувство благодати.

Все вышеперечисленные стихи относятся к самым знаковым произведениям Евгения Баратынского. Они легко и непринуждённо читаются и в них есть определённый смысл. Проанализировав данные стихотворения, можно с уверенностью сказать, что мы не зря их выбрали в качестве основной работы.

Подробнее

Наследие Баратынского дорого и важно сегодняшнему читателю. В историю отечественной литературы он вошел, как признанный мастер философской лирики.

Родился поэт в 1800 году в усадьбе Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Поместье родителей находилось в живописной местности. Евгений с детства впитал любовь к родному краю, вследствие чего часто приезжал сюда, чтобы отдохнуть. Первоначально он получил домашнее образование. С самого детства с ним занимались его родители. В 5-летнем возрасте он умел читать и писать, не только на русском, но и на французском языке. В 1812 году он был зачислен в Пажеский корпус. Однако поэт не нашел общего языка с преподавателями и в 1816 году был исключен из корпуса за отвратительное поведение. Кроме того он не имел право поступать на любую службу, кроме воинской. Осенью этого же года он приезжает в Петербург и начинает служить обыкновенным рядовым в егерском полку. В1823 году он отбывает со своим полком в Москву. Через 2 года Евгений получает офицерский чин и приезжает в столицу к матери, которая на тот момент сильно болела.

В 1826 году он женится на старшей дочке генерала Л.Н.Энгельгардта Анастасии. Супруга вдохновляла Евгений Абрамовича на создания новых произведений. Вскоре он знакомится с П.А.Вяземским. Они стали близкими друзьями. Их объединяли общие литературные интересы, занятия, вкусы. О талантливом поэте услышал и Пушкин, который высоко оценил его работы. Вернувшись из ссылки, он сразу же встретился с Баратынским и в 1829 году они были избраны в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. Их дружба была настолько крепка, что в 1828 году в свет вышли в одной книжке труд Пушкина «Граф Нулин» и Баратынского «Бала». В 1831 году Баратынский издает поэму «Наложница», которая позже была переработана и стала называться «Цыганка». Через 4 года он издает свой второй сборник стихотворений.

Вскоре поэт знакомится с Лермонтовым. Эта встреча подвигла его выпустить окончательный сборник творений «Сумерки». В 1843 году поэт отправляется с семьей за границу, где в Париже состоится его знакомство с писателями Мериме и Виньи. Однако, прибыв в Италию, в 1844 году, внезапно Баратынский умирает. И поныне, нас восхищает в его стихах своеобразная поэтическая манера, энергичный и меткий ко всем проявлениям жизни слог, мудрость и любовь к свободе.

Биография Баратынского для детей 4 класс

Евгений Баратынский – самый недооценённый отечественный писатель. Человек, о котором говорят самые разные невероятные вещи, вплоть до того, что ему приписывают уникальные способности. Этот человек по истине заслужил своё место в истории, но, к сожалению, он является одним из самых недооценённых писателей того времени, скорее всего из-за того, что в своё время он не получил достаточной популярности дабы увековечить своё имя в истории отечественной литературы.

Родился Евгений Баратынский в 1800 году, в небольшой деревне. Род Баратын происходит от древнего аристократического рода, который в своё время занимал довольно высокие посты в политических играх знати. Сам же он рос в довольно мирной обстановке, в которой его любили, и весьма тщательно относились к его образованию. Так как его отец был военным, то он решил дать своему сыну пойти по своим стопам, и всё детство готовил сына к военной службе, чему тот был очень рад. В детстве мальчик показывал довольно неплохие результаты во всех науках, которые ему приходилось изучать. Он также был особенно хорош в языках и в литературе, показывая свой талант родителям.

Читайте также  Краткая биография коршунов

После окончания начального учебного заведения родители отправляют его в частный учебный пансионат, где он также показывает прекрасные результаты, а также свой литературный талант. Учителя настойчиво рекомендуют родителям направить талант юноши в нужное русло, однако как кажется родителям его судьба предрешена, и он станет военным. После окончания пансионата, юноша отправляется в лучшее на то время военное учебное заведения, и пишет домой письма о том, что всю жизнь хочет посвятить военной службе, и это его главная цель и задача. Но, в связи с одним неприятным случаем кражи денег в заведении, юношу отправляют домой, с предшествующим отчислением из учебного заведения.

В возрасте 19 лет юноша решает отправиться на службу. Поначалу он служит в небольшом полку, в низком звании, но позже получает офицерский чин, но, так как ему не очень нравится военная жизнь, он бросает всё и отправляется в столицу. Там он заводит новые знакомства и начинает работать над своими первыми произведениями, так как чувствует свою тягу к литературе. Прочувствовав все невзгоды на себе, наполнившись вдохновением, он издаёт своё первое произведение в 1819 году. Далее его литературная карьера пошла, ввысь, после чего о нём начали хоть и немного, но говорить, чему юноша был очень рад.

В последние годы жизни Баратынский отправляется со своей семьей в путешествие по Европе, в котором знакомится с множеством интереснейших личностей, которые вновь вдохновляют его на написание произведений, однако новому произведению так и не суждено было выйти в свет, так как Баратынский внезапно скончался от сильных головных болей.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен. Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.

Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца.

Иосиф Бродский – видная личность в культурной жизни прошлого столетия. Известен, в первую очередь, как российский поэт и автор многочисленных эссе, лауреат Нобелевской премии по литературе, переводчик и драматург.

Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) — биография, жизнь и творчество поэта

Детские годы

Будущий стихотворец родился в деревне Вяжля Тамбовской губернии. Дата рождения — 2 марта 1800 год. Родители Баратынского принадлежали к классу хотя и небогатых, но дворян и притом знатного рода — потомки польских шляхтичей.

Отец Абрам Андреевич — генерал-лейтенант в отставке, участвовал в Русско-шведской войне, был приближённым любимцем императора Павла Первого. Но потом оказался в немилости и пришлось выйти в отставку. Мать Александра Фёдоровна была воспитанницей Смольного института, а затем любимой фрейлиной императрицы.

В 1804 году Баратынские переезжают на окраину Вяжли — живописное место, где стояла новая барская усадьба Мара. Здесь и прошло детство будущего поэта. Позже в Маре была сотворена элегия «Запустение», которая посвящалась воспоминаниям.

Когда Женю в 1808 году отправили учиться в Петербург в частный немецкий пансион, мальчик уже безупречно владел французским и итальянским. В семье принято было вести разговор на французском, поэтому мальчик уже в восемь лет свободно и правильно писал письма на иностранном языке.

Итальянский язык Женя знал благодаря его воспитателю, который был итальянцем. А в учебном заведении выучил ещё и немецкий.

Поступление в Пажеский корпус

В 1810 году Абрама Андреевича не стало и заботы по воспитанию полностью легли на плечи матери — умной и энергичной женщины, но несколько деспотичной — от её чрезмерной любви Евгений страдал до самой женитьбы. Она же контролировала его подготовку в престижное военное заведение. В 2012 году Женя поступил в Пажеский корпус.

Мальчик часто писал маме, рассказывая о мечте стать служащим военного флота. Изучив письма, биографы выяснили, что строй мыслей у подростка в то время был не по возрасту мрачным и пессимистичным. Он изучал трактаты по философии и часто углублялся в свои мысли.

Сначала учёба протекала ровно и благополучно. Позже организовалась компания товарищей, которая развлекалась тем, что досаждала своими проделками наставников и преподавателей. Среди них был и Женя. Ребята называли себя «Обществом мстителей».

Дошло до того, что шалости привели к нехорошему поступку — у отца одного из соучастников украли деньги и табакерку в золотой оправе. Этот случай привёл к исключению Евгения из корпуса. Все планы на будущее рухнули и к тому же последовала тяжёлая психологическая травма, которая отразилась на поэзии Баратынского — стихи отличались пессимистическим настроем, граничащим с душевными терзаниями и пережитыми муками позора.

Теперь шестнадцатилетний юноша не имел права служить в высоком военном чине, мог быть только солдатом. От позора он готов был попрощаться с жизнью, смотрел на окружающее будто сквозь мрачное стекло.

Начало творческой деятельности

Оставив Петербург, юноша вернулся домой в Мару, где в течение двух лет жил у матери, периодически заезжая к дяде, брату отца, который проживал в Смоленской губернии, в селе Подвойском. Здесь Евгений сошёлся с молодыми людьми, в обществе которых начал писать популярные в то время французские куплеты (интерес к сочинительству появился у молодого человека ещё в Пажеском возрасте).

До нашего времени дошли стихи и на русском языке от 1817 года. Поэзия на раннем этапе творчества была не особо качественной, хотя полна романтизма, как высказывались критики. Но за время нахождения в живописной Маре, у Баратынского появились уверенность и собственный стиль.

В 1819 году снова едет в Петербург, где его зачисляют в Петербургский егерский полк простым солдатом. Всё более увлекаясь литературой, молодой человек начал целенаправленно искать встреч с творческими людьми, занимающимися сочинительством. Его познакомили с бароном А. Дельвигом, который по достоинству оценил необыкновенный поэтический талант Баратынского и оказал большое влияние на стиль написания его стихов.

Литератор нравственно поддержал молодого поэта, а также помог издать его сочинения. В то время завязались дружеские отношения с А. Пушкиным, В. Кюхельбекером, П. Плетнёвым, В. Жуковским. Первые произведения, которые появились в печати — это послания:

  1. «К Креницыну».
  2. «К Кюхельбекеру».
  3. «Дельвигу».

Талантливый юноша посещал вечера поэзии, литературные «среды» Плетнёва, «субботы» Жуковского. Его произведения начали печатать в известных петербургских журналах и альманахах:

  1. «Благонамеренный».
  2. «Сын Отечества».
  3. «Соревнователь Просвещения и Благотворения» и др.

Уже к 1819 году молодой стихотворец довольно хорошо овладел поэтической техникой. Особенности лирики: оригинальность, глубина мысли и изящный слог принесли молодому автору большую известность.

Служба в Финляндии

Поэта тяготило положение, в котором он находился. Дворянское происхождение не предусматривало службы в солдатах, поэтому молодой человек чувствовал себя довольно ущербно, а просить о повышении непозволительно.

Наконец, в январе 1820 года Баратынскому присвоили звание унтер-офицера и перевели в Нейшлотский пехотный полк, который стоял в Финляндии. Командовал им полковник Г. Лутковский — родственник молодого человека. Евгений жил у него и пользовался немалыми привилегиями, в том числе и возможностью бывать в Петербурге. За годы нахождения в Финляндии (1820−1825) свои впечатления от сурового края поэт отразил в лучших произведениях:

  • «Финляндия»;
  • «Водопад»;
  • «Эда».

Поначалу жизнь в чужой стране протекала спокойно, размеренно и уединённо — круг общения состоял из двух-трех офицеров, с которыми он познакомился в доме полковника Лутковского. Позже подружился с адъютантами генерал-губернатора А. А. Закревского — А. Мухановым и Н. Путятой, с которым приятельские отношения сохранились на всю последующую жизнь. Н. Путята составил словесный портрет впервые увиденного Баратынского: худощав и бледен с чертами, выражающими уныние.

По ходатайству друзей в 1824 году Евгения призвали нести службу в Гельсингфорсе при штабе генерала Закревского. Здесь поэта закружила шумная и беспокойная жизнь. Кроме того, он увлёкся замужней женщиной — женой генерала, у которой позже был роман и с А. С. Пушкиным. Пушкин говорил тогда, что кто бы ни приближался к Закревской, не мог не поддаться её очарованию.

Эта любовь доставила Баратынскому немало страданий, которые нашли своё отражение в поэзии:

  • «Фея»;
  • «Я безрассуден, и не диво…»;
  • «Оправдание»;
  • «Как много ты в немного дней»;
  • «Нет, обманула вас молва» и др.

В письмах к Н. Путяте поэт писал, что часы уединения он посвящает сочинению элегий, связанных с его музой — Закревской, без которой не мыслит жизни. Также занятиям любимой математикой и написанию писем к возлюбленной.

Возвращение в Россию

Из письма Баратынского тому же Путяте стало известно, что из-за болезни матери в сентябре 1825 года Евгений перевёлся в полк, стоявший в Москве. В Финляндию поэт больше не возвращался. Сразу по прибытии в Россию Баратынский женился на Анастасие Львовне Энгельгардт, которая родила ему девять детей. Затем подал в отставку и стал служить в Межевой канцелярии.

Биографами установлен интересный факт о Баратынском. Оказывается, он с удовольствием вёл хозяйство подмосковного поместья Мураново — приданого жены: отремонтировал мельницу, создал лесопилку, посадил новый лес. Вместо старого усадебного был выстроен новый двухэтажный деревянный дом, позже обложенный кирпичом. Кстати, Евгений Абрамович самостоятельно подготовил чертежи для строительства. В этом доме и по сей день сохранилась обстановка рабочего кабинета поэта.

Анастасия Львовна не выделялась красотой, но была умна и отличалась тонким вкусом. Ее чересчур беспокойный характер доставлял немало страданий самому Евгению Абрамовичу и стал причиной отдаления от поэта многих друзей. Мирная, но монотонная семейная жизнь сгладила все вызывающие, бунтарские черты характера поэта. Окружающая в то время обстановка оказала влияние на его творчество. Стихи Евгения Абрамовича Баратынского постепенно теряют свою ценность и успех у публики, сопровождавшие ранние произведения.

Но поэт и не подумал отказываться от новаторских идей. Критики и современники не совсем понимали поэзию этого периода. Лишь Пушкин оценил ее по достоинству — в ней прослеживается изощрённый анализ душевного состояния и это принесло поэту славу тонкого и проницательного «диалектика». Особо Пушкин выделил, написанные в 1826 году поэмы «Эда» и «Пиры». Далее были созданы:

  1. В 1827-м— первое полное собрание лирических стихотворений.
  2. В 1828-м поэма «Бал».
  3. В 1831-м поэма «Наложница».

Замечательные произведения отличались безукоризненностью форм и выразительностью изящного стиха, который не уступал пушкинскому. Евгений Баратынский негласно считался одним из лучших поэтов своего времени. Кроме того, его творчество подарило почитателям таланта огромный список цитат, афоризмов и крылатых выражений. Например, в «Стансах» цитата: «Промчалось ты, златое время!» и сейчас популярна в разговорной речи.

Работа с издательством

В 1832 году начал выпускаться журнал «Европеец», основанный писателем Иваном Киреевским, с которым Баратынский познакомился в Москве. Активным автором изданий был Евгений Абрамович. Однако вышло только два выпуска — Николай I приказал закрыть журнал по причине якобы пропаганды конституционного правления.

Баратынский на какое-то время был лишён стимула к созданию новых творений, что вызвало состояние безысходной щемящей тоски. За три года было написано несколько стихов, а напечатано только два. Он занялся редактированием старых произведений и подготовкой их к изданию.

В 1835 году вышло в свет второе полное собрание его стихов, а в 1842-м последний опубликованный при жизни поэта сборник «Сумерки», в который вошли произведения 30−40-х годов.

Путешествие по Европе

Баратынский давно мечтал отправиться в путешествие за рубеж. Когда завершилось строительство нового дома в поместье, на средства, вырученные от продажи леса, он с супругой и тремя старшими детьми отправился за границу. Зиму 1843−1844 годов семья провела в Париже, где русский поэт быстро сошёлся с известными французскими писателями и общественными деятелями Франции: Мериме, Морисом Шевалье, Шарлем Нодье и др. Чтобы французы имели представление о его творчестве, несколько своих произведений перевёл на родной им язык.

С приходом весенней поры Баратынские отправились по морю в Неаполь. На корабле автор создавал своё творение «Пироскаф», в котором выражалась готовность умереть для истинной жизни. Возможно, поэт чувствовал скорый свой уход.

Ещё перед отъездом из Парижа Евгений Абрамович страдал недомоганием, к тому же доктора предостерегали его о неблагоприятном влиянии жаркого климата южной Италии. Едва семья прибыла в Неаполь, как у супруги поэта случился нервный приступ — один из тех, что и раньше случались и доставляли много хлопот её мужу и окружающим.

Это так повлияло на Евгения Абрамовича, что у него начались ужасные головные боли, которые и раньше его беспокоили. На следующий день — 11 июля 1844 года поэта не стало.

Только через год тело перевезли в Санкт-Петербург и похоронили на Ново-Лазаревском кладбище. Кроме родственников, на церемонии прощания с поэтом, незаслуженно обойдённым вниманием и славой, присутствовали только три-четыре литератора. Пресса почти не отреагировала на смерть великого поэта.

Издательством произведений Баратынского занимались его сыновья в 1869, 1883 и 1884 годах. Сейчас книги с творениями мятежного романтика и лирика есть во всех библиотеках страны, а жизнь и творчество Баратынского тщательно изучаются и присутствуют в учебных программах российских школ и вузов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: