Краткая биография годвин

Уильям Годвин

Уи́льям Го́двин (англ. William Godwin , [ˈwɪlyəm ˈgɒdwɪn] ; 3 марта 1756 — 7 апреля 1836) — английский журналист, политический философ и романист. Муж Мэри Уолстонкрафт, отец Мэри Шелли.

Содержание

Биография

Годвин родился 3 марта 1756 года в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье диссидентского проповедника. В 1773 году поступил в диссидентский колледж в Хокстоне близ Лондона, после окончания которого стал дисседентским сельским священиком. В 1784 году опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эскизы в шести проповедях». Знакомство с трудами Руссо, Гольбаха и Гельвеция окончательно расшатали его религиозные убеждения. После неудачной попытки основать школу для обучения мальчиков, безвозвратно отдался литературному труду. Вскоре начинает сотрудничать в ежемесячном политическом и историческом журнале «Английское обозрение» (англ. The English Review ). С 1786 года сотрудничал в либеральном «Новом ежегоднике» (англ. New Annual Register ), где вёл исторический отдел.

В 1793 году вышла книга Годвина «Исследование о политической справедливости», а в 1794 — известный роман «Вещи как они есть, или Калеб Вильямс», в котором Годвин популяризировал мысли, высказанные им в «Исследовании о политической справедливости».

В мае 1794 года арестованы и обвинены в государственной измене члены радикально-демократического «Корреспондентского общества» Британии за пропаганду политических реформ. Обвинение поддерживал лорд-главный судья Эйр (англ. Eyre ). Опубликованная в газете анонимно статья Годвина «Беглая критика обвинения предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных» перепечатана брошюрой и распространяется по всей стране. В результате суд вынужден был уступить давлению и оправдать всех обвиняемых. После того как авторство Годвина стало известно, популярность его достигла апогея.

В 1797 году Годвин женился на известной в то время в Англии публицистке Мэри Уолстонкрафт, авторе книги «Защита прав женщин». В том же году заканчивает работу «Исследователь: размышления о воспитании, нравах и литературе», которая побудила Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения». В 1798 году при рождении первого ребенка Мэри Уолстонкрафт умерла. Годвин опубликовал её жизнеописание под названием «Биография автора книги о защите прав женщин».

В 1805 году основал издательство под названием «Юношеская библиотека», которое он вел в течение двадцати лет.

Общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98% населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Они находятся в положении вьючных животных. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причина социального неравенства, а тем самым и нищеты — в существовании частной собственности. Необходимо уничтожить собственность и упразднить государство, покровительствующее богатым.

Произведения

Романы

  • 1794 — Приключения Калеба Уильямса (англ.Adventures of Caleb Williams )
  • 1799 — Сент-Леон (англ.St. Leon )
  • 1805 — Флитвуд (англ.Fleetwood )

Пьесы

  • 1800 — Трагедия Антонио (англ.The Tragedy of Antonio )
  • 1798 — Воспоминания об авторе (…) Прав женщины (англ.Memoirs of the Author of the (…) Rights of Woman )
  • 1803 — Жизнь Чосера (англ.Life of Chaucer )
  • 1820 — О народонаселении (англ.Of Population )
  • 1828 — История общественного благосостояния (англ.History of the Commonwealth )

Прочее

  • 1795 — Размышления о законопроектах лорда Гренвиля и г-на Питта
  • 1793 — О Собственности

Примечания

Ссылки

  • Годвин, Уильям в энциклопедии «Кругосвет»
  • Годвин в БСЭ
  • С. А. Фейгина. Жизнь и творчество В. Годвина

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уильям Гор Оусли
  • Уильям Гослинг

Смотреть что такое «Уильям Годвин» в других словарях:

Уильям Годвин — (1756 1836 гг.) писатель Самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) … Сводная энциклопедия афоризмов

Годвин, Уильям — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Годвин. Уильям Годвин William Godwin … Википедия

Годвин Уильям — Годвин, Годуин (Godwin) Уильям (3.3.1756, Уисбич, 7.4.1836, Лондон), английский публицист, писатель, историк. Род. в семье священника. По окончании духовной семинарии несколько лет был пастором. Под влиянием французских просветителей (Ж. Ж. Руссо … Большая советская энциклопедия

Годвин — (англ. Godwine, Godwin, нем. Godwin): Годвин Уэссекский (1001 1053) английский политический деятель XI века, эрл Уэссекса Годвин, Пауль (1902 1982) немецкий и нидерландский скрипач и эстрадный музыкант Годвин, Самсон (род.… … Википедия

ГОДВИН УИЛЬЯМ — (Godwin, William) (1756–1836) Британский философ радикального направления, автор явно утопической социальной теории анархизма (anarchism), согласно которой все формы правления злонамеренны, коррумпированны и несовместимы с понятием человеческого… … Политология. Словарь.

ГОДВИН (Godwin) Уильям — (1756 1836) английский писатель. Роман Калеб Вильямс (т. 1 3, 1794) знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей романтиков 19 в. Другие произведения Годвина близки к жанру готического романа. В трактате … Большой Энциклопедический словарь

ГОДВИН Уильям — (Godwin, William) (1756 1836), английский писатель, публицист, мыслитель. Родился 3 марта 1756 в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье священника. Закончил Хокстонскую духовную семинарию. Служил настоятелем приходов в Уэре, Стоумаркете и… … Энциклопедия Кольера

Годвин Уильям — (Godwin) (1756 1836), английский писатель. Роман «Калеб Вильямс» (т. 1 3, 1794) знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей романтиков XIX в. Другие произведения Годвина близки к жанру готического… … Энциклопедический словарь

Годвин — Годуин (Godwin) Уильям (3.3.1756, Уисбич, 7.4.1836, Лондон), английский публицист, писатель, историк. Род. в семье священника. По окончании духовной семинарии несколько лет был пастором. Под влиянием французских просветителей (Ж. Ж. Руссо … Большая советская энциклопедия

ГОДВИН — Г о д у и н (Godwin), Уильям (3 марта 1756 – 7 апр. 1836) – англ. утопист, политич. писатель и беллетрист. Получил духовное образование и несколько лет был проповедником. Восприняв идеи франц. просветит. философии 18 в., особенно Руссо, к 1781… … Философская энциклопедия

Назаров С. Годвин Уильям.

Уильям Годвин
(03. 03 1756 – 07. 04 1836)

Сегодня, когда я это пишу, исполняется 250 лет со дня рождения Уильяма Годвина. Эта дата и явилась поводом к этой небольшой заметке. Годвин родился в семье диссидентского священника в городке Уисбиче в Кембриджшире, но вскоре семья переехала в Суффолк. Здесь с семилетним Годвином занималась учительница местной школы в Гестике. Эти занятия ограничивались чтением Библии, но вскоре мальчик пошел в школу, где изучал арифметику, грамматику и латинский язык. После трехлетнего обучения Годвин был послан в Норвич к пастору-индепенденту Ньютону.

Смерть его отца в 1772 году грозила прервать обучение, но помощь матери из ее собственных скудных средств позволила Уильяму через год поступить в диссидентский колледж в Хокстоне возле столицы. Как это обычно и бывает в подобных биографиях, Годвин встретил здесь хорошего учителя, который привил ему интерес к античности. Это был преподаватель литературы Киппис. Опасное для будущего пастора увлечение литературой бросило в его душу зерно сомнения в истинности христианского учения. Годвин вовлек своего товарища по учебе в дискуссию о существовании Бога, сам, приняв (вполне искренне) отрицательный тезис. После окончания колледжа в 1777 году Годвин стал проповедником в Хертфордшире и проповедовал то, во что сам не верил 1 . В 1782 году с церковью он порвал под влиянием чтения Гольбаха и Гельвеция, но в 1787, году, читая Пристли, он вернулся ненадолго к деизму.

Оставив ремесло проповедника, Годвин переселился в Лондон и уже через год опубликовал «Жизнь Чатама». Вскоре он попытался открыть школу для мальчиков, для чего анонимно опубликовал объявление «Сведения о семинарии, которая будет открыта в понедельник 4 августа в Ипсоме в Сюррее». Но ни один студент не пришел в указанный срок. Денег у Годвина не было и нужно было быстро найти занятие, благо он обладал неимоверной работоспособностью. Частенько ему приходилось закладывать одежду или часы, чтобы просто пообедать. Сложив с себя сан, Годвин анонимно 2 в 1784 году выпустил «Английское обозрение», где дал критический разбор современной литературы.

3 , ставшем его близким другом на многие годы. Он только что вернулся из Франции, где находился в качестве газетного корреспондента. Побывав в Париже на премьере «Женитьбы Фигаро», он запомнил пьесу наизусть и переложил ее для английской сцены. Восторженность, с которой его новый друг относился к французской философии, укрепила Годвина в его рационалистических принципах. Сам же он стал сотрудничать с одним либеральным журналом, где вел исторический отдел. Французская революция и острая полемика по поводу ее оценки между Берком и Пейном 4 заставили Годвина оставить журналистику и посвятить себя написанию большого политического трактата. Целых шестнадцать месяцев Годвин работал с утра до ночи, и, наконец, в 1793 году выпустил свой капитальный труд «Исследование о политической справедливости». В одно мгновенье он стал известен всей читающей публике, а скоро его слава увеличилась еще больше. Дело в том, что в 1792 году в Лондоне Томасом Гарди было создано общество корреспондентов, целью которого являлся обмен новостями и идеями политических реформ. Эти либеральные идеи настолько надоели правительству, что в мае 1794 года члены этого общества были арестованы и обвинены в государственной измене. Обвинение поддерживал сам лорд-главный судья сэр Джеймс Эйр. Годвин написал статью «Беглая критика обвинения, предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных». Эта статья была опубликована анонимно и вскоре перепечатана отдельной брошюрой. Она быстро распространялась по все стране и так возбудила общественное мнение, что суд оправдал обвиняемых. Авторство Годвина стало известно, и слава его достигла своего апогея.

Через год Годвин выпускает памфлет, направленный против политики лорда Гренвилла и Уильяма Питта 5 . В 1797 году он опубликовал еще одну важную работу «Исследователь», которая побудила никому не известного тогда Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения». В этом же году Годвин женился на ярой феминистке Мэри Уолстонкрафт. Но вскоре она умерла после родов, оставив ему дочь – Мэри. Годвин позже написал воспоминания о первой жене — «Воспоминания об авторе трактата «О женском равноправии»» (1798 г.). Тем временем политический климат в Англии изменился на противоположный, и Годвин с вершины популярности попал в число гонимых публицистов. Особенно старался чернить его известный поэт Кольридж, издававший журнал «Страж». Но более чувствительный удар Годвин получил от своего друга пастора Парра, который произнес в 1801 году проповедь против его взглядов. Годвин ответил памфлетом, в котором прихватил и Мальтуса.

«Антоний» не оправдалась, пьеса провалилась на первом же представлении. Однако этот неуспех только удвоил силы автора, и новая трагедия «Фокинир» прошла уже шесть раз, но материального положения не поправила. Годвин совершенно не умел вести коммерческую деятельность и все больше впутывался в долги. Между тем его новая жена вносила разлад в его отношения с друзьями, спокойствия не было и дома. Годвина стал посещать молодой поэт Шелли, который приходил один и часто. Он проникся идеями книги Годвина «Исследование о политической справедливости», и эта книга стала для него библией. Летом 1816 года Шелли неожиданно увозит единственную родную дочь Годвина Мэри во Францию, хотя он уже был женат. Пара возвратилась лишь через три года, и Годвин не захотел их видеть, чем привел молодых людей в полное отчаяние. Самоубийство первой жены Шелли позволило ему оформить церковный брак с Мэри и примириться с тестем. Мэри Шелли оказалась дочерью первой феминистки и первого анархиста и женой воинствующего атеиста. Ядерная смесь! Впоследствии написала роман «Франкенштейн».

В 1819 году жизнь доставила Годвину новое сильное испытание. Покончила самоубийством Фани Годвин, усыновленная дочь его первой жены. Факт суицида он тщательно скрывал, чтобы не дать повода и так ожесточенным нападкам журналистов. Еще через три года погиб его зять Шелли, а сам Годвин был объявлен банкротом, впав в самую жалкую нищету. Не смотря на все это, он продолжал усиленно работать до последнего дня жизни еще пятнадцать лет.

Годвина называют самым радикальным политическим философом XVIII века. Он оказал влияние на Оуэна и анархизм, собственно он первый и обосновал доктрину анархизма. Главное его сочинение – «Исследования о политической справедливости и о влиянии ее на общую добродетель и благополучие» (1793 г.), самое оригинальное — «История общественного благосостояния» (1824 – 1828 гг.), другие сочинения по политической философии – «Очерк истории» (1784 г.) и «О народонаселении» (1820 г.), «Размышления о человеке, его природе, его труде и изобретениях». Кроме этого, он писал политические статьи и начал составлять серию биографий – «Жизнь Чаттема» (1783 г.), «Жизнь Чосера» (1783 г.), «Жизнь Питта» (1782 г.), «Жизнь Эдуарда и Джона-Филипса, племянников и учеников Мильтона». Годвин был знаком с Шериданом и даже написал пьесу для театра «Антоний» (1800 г.), но она провалилась при первом представлении, и вторую его пьесу «Аббас, персидский царь» не приняли к постановке, зато следующая трагедия «Фокинир» прошла шесть раз, но без особенного успеха. В 1807 году Годвин напечатал под псевдонимом Эдварда Болдуина сборник детских сказок. Он много написал для детей — Пантеон греческих и римских богов, краткую историю Англии, историю Рима, историю Греции, учебные книги по английской грамматике и языку, био-графию претендентки на английский престол в XVI веке Джен Грей под псевдонимом Теофила Марклифа. Помимо вышеупомянутых произведений он написал дневник, который вел на протяжении 48 лет, «Очерк о гробницах», «Историю английского государства от его начала до реставрации Карла II». Последнее, что издал Годвин при жизни — это «Биографию некромантов», где скептически рассматриваются библейские чудеса. До самой смерти он писал «Разоблачение духа христианства», эта книга была издана в 1873 году под названием «Очерки».

Читайте также  Краткая биография иванов в

Романы, написанные Годвином, и о которых я ни разу еще не упоминал — «Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса» (т. 1—3, 1794 г.), «Сент-Леон. Повесть XVI века» (т. 1—4, 1799 г.), «Флитвуд, или Новый человек» (т. 1—3, 1805 г.), «Мандевилль. Английская повесть XVII века» (т. 1—3, 1817 г.), «Клоудесли» (1830 г.), «Делорен» (1833 г.).

Общепризнано, что его лучший роман «Калеб Вильямс». Тут есть странная история с сундуком, который в романе играет главную роль, но что в этом сундуке, так и остается неизвестным. Вальтер Скотт применил этот же прием в романе «Монастырь». Удивительно, что Кольридж выступил против этого романа, назвав его философские принципы морально порочными. «Сен-Леон» — готический философский роман. На мой взгляд, написан он несколько шероховато, вступление слишком затянуто и скучно. Кроме этих двух романов на русском языке была издана восьмая книга его главного сочинения. Озаглавлена она «О собственности», а в приложении даны некоторые главы из других книг. Первое, что бросается в глаза при чтении – это афористичность. Из этой книги можно было бы составить обширный и хороший сборник изречений, но удивительно то, что, отталкиваясь от вполне разумной мысли, Годвин доводит ее до абсурда. Например, он пишет, что старение имеет своей причиной больше душевный настрой, нежели физиологию. Человек тридцати лет своей степенностью и своими предрассудками сам старит себя в противоположность тому, что продолжает себя вести, так же бодро, как и в двадцать. Это факт, и мы его часто наблюдаем в жизни, но Годвин, продолжая свое рассуждение, приходит к мысли о достижимости бессмертия! Отрицая пользу роскоши, он вычислил, что для обеспечения себя всем необходимым для жизни, человеку требуется работать только два часа в день. Способ вычисления довольно прост – Годвин разделил население Англии на количество земледельцев. Всякую пользу общественного труда он отрицает, а, расширяя эту идею, Годвин признает вредным и институт брака. Естественно не должно существовать и правительство. Рассуждения Годвина можно назвать наивными, но его идеи анархизма живы до сих пор.

Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса 1794 г.

Исследование о политической справедливости, и о влиянии ее на общую добродетель и благополучие 1793 г. (Книга I, глава V; Книга II, глава I Введение, глава IV; Книга IV, глава II, раздел 1; Книга V, глава XIV отрывок; Книга V, глава XXII, глава XXIII отрывок, глава XXIV; Книга VII, глава VIII отрывки; Книга VIII (глава 7 здесь переведена не полностью) )

Сент-Леон. Повесть XVI века 1799 г.

И собственно книги:

«Исследования о политической справедливости» Москва, Издательство АН СССР, 1958 г.

Годвин У. «Калеб Вильямс» М. -Л. ГХИЛ 1961 г.

Годвин В. «Сен-Леон» М. «Ладомир» 2003 г.

Кроме этих книг было только два издания «Калеба Вильямса» в 1838 и 1949 (тот же перевод Карнауховой, что в 61 году) годах и одно «Сен-Леона» в 1795. С одной книгой Годвина связан анекдот. Мой товарищ купил эту книгу в букинистическом магазине и обнаружил на титуле следующую дарственную надпись: «Буканову Александру за выращивание лука, получившему урожай 200 ц. с 1 га. Директор школы — Р. Турецкий» и печать Горбатской средней школы Селивановского района Владимирской области. Трудно себе представить пионера Сашу, который по вечерам собирает лук на колхозном поле, а по ночам штудирует основоположника анархизма.

Автор — Сергей Назаров

1 В 1784 году Годвин опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эскизы в шести проповедях».

2 До сих пор неизвестно, какие статьи он написал сам, а какие соавторы, потому что по моде того времени почти все печаталось анонимно.

ему самостоятельно изучить французский, немецкий и итальянские языки и сделаться драматургом. Кроме пьес Холкрофт написал автобиографический роман о жизни бродячих актеров. Он был полезен Годвину тем обстоятельством, что его богатый житейский опыт давал его товарищу материал для романов, тогда как сам Годвин вел замкнутую жизнь, посвященную литературной работе.

4 Годвин часто цитирует этого замечательного человека. В Англии Пейн познакомился с Франклином, который дал ему рекомендательное письмо в Америку. В колониях назревал конфликт с метрополией и Пейн выступил в защиту прав американцев на громадном митинге. Он же был послан с петицией к королю, а затем выпустил книгу «Здравый смыл», которая по выражению Вашингтона произвела переворот в умах американцев. За это Пейна прозвали крестный отцом Соединенных Штатов. Во время войны он издавал газету, одну из его статей Вашингтон приказал прочитать войскам вместо приказа и ее текст настолько возбудил солдат, что они немедленно бросились в бой, повторяя начальные слова статьи. После войны за независимость Пейн вернулся в Англию, где и вступил в спор с Берком. Во Франции он был выбран в Конвент и переехал в Париж. На родине тем временем он был осужден за оскорбление короля, но и во Франции ему не простили голосования против казни Людовика XVI. Пейн был арестован и написал в заточении книгу «Век разума». Над ним висел смертный приговор, но Пейну удалось бежать из тюрьмы в Америку. Президент Джефферсон выслал за ним целый корабль, но в Америке «крестного отца» встретили холодно и даже враждебно. Подобной благодарности Пейн не смог вынести, стал пить и, в конце концов, умер в полном одиночестве в Нью-Йорке.

в двадцать четыре года. Многим, которые уже перешли этот возраст, стоит над этим задуматься.

Годвин, Уильям

Уи́льям Го́двин (англ. William Godwin , [ˈwɪlyəm ˈgɒdwɪn] ; 3 марта 1756 ( 17560303 ) — 7 апреля 1836) — английский журналист, политический философ и романист, предшественник анархизма. Муж писательницы-феминистки Мэри Уолстонкрафт, отец писательницы Мэри Шелли.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Идеи
  • 3 Произведения
    • 3.1 Романы
    • 3.2 Пьесы
    • 3.3 Прочее
    • 3.4 Сочинения в русском переводе
    • 3.5 Литература
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Годвин родился 3 марта 1756 года в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье диссентерского проповедника. В 1773 году поступил в диссентерский колледж в Хокстоне близ Лондона, после окончания которого стал диссидентским сельским священником. В 1784 году опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эскизы в шести проповедях». Знакомство с трудами Руссо, Гольбаха и Гельвеция окончательно расшатали его религиозные убеждения. После неудачной попытки основать школу для обучения мальчиков, безвозвратно отдался литературному труду. Вскоре начинает сотрудничать в ежемесячном политическом и историческом журнале «Английское обозрение» (англ. The English Review ). С 1786 года сотрудничал в либеральном «Новом ежегоднике» (англ. New Annual Register ), где вёл исторический отдел.

В 1793 году вышла книга Годвина «Исследование о политической справедливости», а в 1794 году — известный роман «Вещи как они есть, или Калеб Вильямс», в котором Годвин популяризировал мысли, высказанные им в «Исследовании о политической справедливости».

В мае 1794 года арестованы и обвинены в государственной измене члены радикально-демократического «Корреспондентского общества» Британии за пропаганду политических реформ. Обвинение поддерживал лорд-главный судья Эйр (англ. Eyre ). Опубликованная в газете анонимно статья Годвина «Беглая критика обвинения предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных» перепечатана брошюрой и распространяется по всей стране. В результате суд вынужден был уступить давлению и оправдать всех обвиняемых. После того как авторство Годвина стало известно, популярность его достигла апогея.

В 1797 году Годвин женился на известной в то время в Англии публицистке Мэри Уолстонкрафт, авторе книги «Защита прав женщин». В том же году заканчивает работу «Исследователь: размышления о воспитании, нравах и литературе», которая побудила Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения». В том же году при рождении второго ребенка Мэри Уолстонкрафт умерла. Годвин опубликовал её жизнеописание под названием «Биография автора книги о защите прав женщин».

В 1805 году основал издательство под названием «Юношеская библиотека», которое он вел в течение двадцати лет.

Общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98 % населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Они находятся в положении вьючных животных. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причина социального неравенства, а тем самым и нищеты — в существовании частной собственности. Необходимо уничтожить собственность и упразднить государство, покровительствующее богатым.

Произведения

Романы

  • 1794 — Приключения Калеба Уильямса (англ.Adventures of Caleb Williams )
  • 1799 — Сент-Леон (англ.St. Leon )
  • 1805 — Флитвуд (англ.Fleetwood )

Пьесы

  • 1800 — Трагедия Антонио (англ.The Tragedy of Antonio )
  • 1798 — Воспоминания об авторе (…) Прав женщины (англ.Memoirs of the Author of the (…) Rights of Woman )
  • 1803 — Жизнь Чосера (англ.Life of Chaucer )
  • 1820 — О народонаселении (англ.Of Population )
  • 1828 — История общественного благосостояния (англ.History of the Commonwealth )

Прочее

  • 1795 — Размышления о законопроектах лорда Гренвиля и г-на Питта
  • 1793 — [piter.anarhist.org/godvin1.htm О собственности]

Сочинения в русском переводе

  • Обманутое дружество. — М.: Университетская типография у Ридигера и Клаудия, 1795.
  • Калеб Уильямс. — М.: Гослитиздат, 1949.
  • О собственности. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1958.
  • Сен-Леон. Повесть шестнадцатого века. — М.: Ладомир, 2003. — (Готический роман) — ISBN 5-86218-386-8

Литература

  • [annuaire-fr.igh.ru/books/19?locale=ru Чудинов А.В. Политическая справедливость Уильяма Годвина.] М.: Знание, 1990. 64 с.
  • [LaRevolution.ru/Tchoud_Burke1.html Чудинов А.В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин]. М.: Памятники исторической мысли, 1996. 301 с.

Напишите отзыв о статье «Годвин, Уильям»

Примечания

Ссылки

  • [www.krugosvet.ru/articles/30/1003031/1003031a1.htm Годвин, Уильям] // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М . : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • С. А. Фейгина. [www.book-free.name/index.php/uilyam-godvin/46-zhizn-i-tvorchestvo-v-godvina Жизнь и творчество В. Годвина]
  • [www.william-godwin.ru Сайт о Уильяме Годвине]Шаблон:Анархизм

Отрывок, характеризующий Годвин, Уильям

Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом , то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l’ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C’est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Читайте также  Краткая биография кребийон

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.

Годвин, Уильям

Уильям Годвин
англ. William Godwin

Портрет Уильяма Годвина кисти Джеймса Норткота (1802)
Имя при рождении Уильям Годвин
Дата рождения 3 марта 1756 ( 1756-03-03 ) [1] [2] [3] […]
Место рождения (графство Кембриджшир)
Дата смерти 7 апреля 1836 ( 1836-04-07 ) [1] [2] [3] […] (80 лет)
Место смерти Лондон
Гражданство Англия
Род деятельности писатель, философ, журналист, публицист, драматург, романист
Направление Готика
Язык произведений английский
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Уи́льям Го́двин (англ. William Godwin , [ˈwɪlyəm ˈgɒdwɪn] ; 3 марта 1756 ( 1756-03-03 ) — 7 апреля 1836 ) — английский журналист, политический философ и романист, драматург, один из основателей либеральной политической философии [4] и анархизма [5] . Муж писательницы-феминистки Мэри Уолстонкрафт, отец писательницы Мэри Шелли.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Идеи
  • 3 Произведения
    • 3.1 Романы
    • 3.2 Пьесы
    • 3.3 Прочее
    • 3.4 Сочинения в русском переводе
    • 3.5 Литература
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Годвин родился 3 марта 1756 года в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье диссентерского проповедника. В 1773 году поступил в диссентерский колледж в Хокстоне близ Лондона, после окончания которого стал диссентерским сельским священником. В 1784 году опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эскизы в шести проповедях». Знакомство с трудами Руссо, Гольбаха и Гельвеция окончательно расшатали его религиозные убеждения. После неудачной попытки основать школу для обучения мальчиков, безвозвратно отдался литературному труду. Вскоре начинает сотрудничать в ежемесячном политическом и историческом журнале «Английское обозрение» (англ. The English Review ). С 1786 года сотрудничал в либеральном «Новом ежегоднике» (англ. New Annual Register ), где вёл исторический отдел.

В 1793 году вышла книга Годвина «Исследование о политической справедливости», а в 1794 году — известный роман «Вещи как они есть, или Калеб Вильямс», в котором Годвин популяризировал мысли, высказанные им в «Исследовании о политической справедливости».

В мае 1794 года арестованы и обвинены в государственной измене члены радикально-демократического «Корреспондентского общества» Британии за пропаганду политических реформ. Обвинение поддерживал лорд-главный судья Эйр (англ. Eyre ). Опубликованная в газете анонимно статья Годвина «Беглая критика обвинения предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных» перепечатана брошюрой и распространяется по всей стране. В результате суд вынужден был уступить давлению и оправдать всех обвиняемых. После того как авторство Годвина стало известно, популярность его достигла апогея.

В 1797 году Годвин женился на известной в то время в Англии публицистке Мэри Уолстонкрафт, авторе книги «Защита прав женщин». В том же году заканчивает работу «Исследователь: размышления о воспитании, нравах и литературе», которая побудила Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения». В том же году при рождении второго ребенка Мэри Уолстонкрафт умерла. Годвин опубликовал её жизнеописание под названием «Биография автора книги о защите прав женщин».

В 1805 году основал издательство под названием «Юношеская библиотека», которое он вел в течение двадцати лет.

Общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98 % населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Они находятся в положении вьючных животных. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причина социального неравенства, а тем самым и нищеты — в существовании частной собственности. Необходимо уничтожить собственность и упразднить государство, покровительствующее богатым [ источник не указан 1358 дней ] .

Годвин, Уильям

Уильям Годвин
англ. William Godwin

Портрет Уильяма Годвина кисти Джеймса Норткота (1802)
Имя при рождении Уильям Годвин
Дата рождения 3 марта 1756 ( 1756-03-03 ) [1] [2] [3] […]
Место рождения (графство Кембриджшир)
Дата смерти 7 апреля 1836 ( 1836-04-07 ) [1] [2] [3] […] (80 лет)
Место смерти Лондон
Гражданство Англия
Род деятельности писатель, философ, журналист, публицист, драматург, романист
Направление Готика
Язык произведений английский
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Уи́льям Го́двин (англ. William Godwin , [ˈwɪlyəm ˈgɒdwɪn] ; 3 марта 1756 ( 1756-03-03 ) — 7 апреля 1836 ) — английский журналист, политический философ и романист, драматург, один из основателей либеральной политической философии [4] и анархизма [5] . Муж писательницы-феминистки Мэри Уолстонкрафт, отец писательницы Мэри Шелли.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Идеи
  • 3 Произведения
    • 3.1 Романы
    • 3.2 Пьесы
    • 3.3 Прочее
    • 3.4 Сочинения в русском переводе
    • 3.5 Литература
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Годвин родился 3 марта 1756 года в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье диссентерского проповедника. В 1773 году поступил в диссентерский колледж в Хокстоне близ Лондона, после окончания которого стал диссентерским сельским священником. В 1784 году опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эскизы в шести проповедях». Знакомство с трудами Руссо, Гольбаха и Гельвеция окончательно расшатали его религиозные убеждения. После неудачной попытки основать школу для обучения мальчиков, безвозвратно отдался литературному труду. Вскоре начинает сотрудничать в ежемесячном политическом и историческом журнале «Английское обозрение» (англ. The English Review ). С 1786 года сотрудничал в либеральном «Новом ежегоднике» (англ. New Annual Register ), где вёл исторический отдел.

В 1793 году вышла книга Годвина «Исследование о политической справедливости», а в 1794 году — известный роман «Вещи как они есть, или Калеб Вильямс», в котором Годвин популяризировал мысли, высказанные им в «Исследовании о политической справедливости».

В мае 1794 года арестованы и обвинены в государственной измене члены радикально-демократического «Корреспондентского общества» Британии за пропаганду политических реформ. Обвинение поддерживал лорд-главный судья Эйр (англ. Eyre ). Опубликованная в газете анонимно статья Годвина «Беглая критика обвинения предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных» перепечатана брошюрой и распространяется по всей стране. В результате суд вынужден был уступить давлению и оправдать всех обвиняемых. После того как авторство Годвина стало известно, популярность его достигла апогея.

В 1797 году Годвин женился на известной в то время в Англии публицистке Мэри Уолстонкрафт, авторе книги «Защита прав женщин». В том же году заканчивает работу «Исследователь: размышления о воспитании, нравах и литературе», которая побудила Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения». В том же году при рождении второго ребенка Мэри Уолстонкрафт умерла. Годвин опубликовал её жизнеописание под названием «Биография автора книги о защите прав женщин».

В 1805 году основал издательство под названием «Юношеская библиотека», которое он вел в течение двадцати лет.

Общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98 % населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Они находятся в положении вьючных животных. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причина социального неравенства, а тем самым и нищеты — в существовании частной собственности. Необходимо уничтожить собственность и упразднить государство, покровительствующее богатым [ источник не указан 1358 дней ] .

Исторические личности:
Уильям Годвин

Сегодня, когда я это пишу, исполняется 250 лет со дня рождения Уильяма Годвина. Эта дата и явилась поводом к этой небольшой заметке. Годвин родился в семье диссидентского священника в городке Уисбиче в Кембриджшире, но вскоре семья переехала в Суффолк. Здесь с семилетним Годвином занималась учительница местной школы в Гестике. Эти занятия ограничивались чтением Библии, но вскоре мальчик пошел в школу, где изучал арифметику, грамматику и латинский язык. После трехлетнего обучения Годвин был послан в Норвич к пастору-индепенденту Ньютону.

Читайте также  Краткая биография володин

Смерть его отца в 1772 году грозила прервать обучение, но помощь матери из ее собственных скудных средств позволила Уильяму через год поступить в диссидентский колледж в Хокстоне возле столицы. Как это обычно и бывает в подобных биографиях, Годвин встретил здесь хорошего учителя, который привил ему интерес к античности. Это был преподаватель литературы Киппис. Опасное для будущего пастора увлечение литературой бросило в его душу зерно сомнения в истинности христианского учения. Годвин вовлек своего товарища по учебе в дискуссию о существовании Бога, сам, приняв (вполне искренне) отрицательный тезис. После окончания колледжа в 1777 году Годвин стал проповедником в Хертфордшире и проповедовал то, во что сам не верил 1 . В 1782

Комментарии:
1 В 1784 году Годвин опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эскизы в шести проповедях».

году с церковью он порвал под влиянием чтения Гольбаха и Гельвеция, но в 1787, году, читая Пристли, он вернулся ненадолго к деизму.

Оставив ремесло проповедника, Годвин переселился в Лондон и уже через год опубликовал «Жизнь Чатама». Вскоре он попытался открыть школу для мальчиков, для чего анонимно опубликовал объявление «Сведения о семинарии, которая будет открыта в понедельник 4 августа в Ипсоме в Сюррее». Но ни один студент не пришел в указанный срок. Денег у Годвина не было и нужно было быстро найти занятие, благо он обладал неимоверной работоспособностью. Частенько ему приходилось закладывать одежду или часы, чтобы просто пообедать. Сложив с себя сан, Годвин анонимно 2 в 1784 году выпустил «Английское обозрение», где дал критический разбор современной литературы.

В это время Годвин познакомился с драматургом Томасом Холкрофтом 3 , ставшем его близким другом на многие годы. Он только что вернулся из Франции, где находился в качестве газетного корреспондента. Побывав в Париже на премьере «Женитьбы Фигаро», он запомнил пьесу наизусть и переложил ее для английской сцены. Восторженность, с которой его новый друг относился к французской философии, укрепила Годвина в его рационалистических принципах. Сам же он стал сотрудничать с одним либеральным журналом, где вел исторический отдел. Французская революция и острая полемика по поводу ее оценки между Берком и Пейном 4 заставили Годвина оставить журналистику и посвятить себя написанию большого политического трактата. Целых шестнадцать месяцев Годвин работал с утра до ночи, и, наконец, в 1793 году выпустил свой капитальный труд «Исследование о политической справедливости». В одно мгновенье он стал известен всей читающей публике, а скоро его слава увеличилась еще больше. Дело в том, что в 1792 году в Лондоне Томасом Гарди было создано общество корреспондентов, целью которого являлся обмен новостями и идеями политических реформ. Эти либеральные идеи

Комментарии:
2 До сих пор неизвестно, какие статьи он написал сам, а какие соавторы, потому что по моде того времени почти все печаталось анонимно.
3 Холкрофт был старше своего товарища на одиннадцать лет. В своей жизни он уже успел побывать коробейником, конюхом, бродячим актером, суфлером и школьным учителем. Подобная карьера, однако, не помешала ему самостоятельно изучить французский, немецкий и итальянские языки и сделаться драматургом. Кроме пьес Холкрофт написал автобиографический роман о жизни бродячих актеров. Он был полезен Годвину тем обстоятельством, что его богатый житейский опыт давал его товарищу материал для романов, тогда как сам Годвин вел замкнутую жизнь, посвященную литературной работе.
4 Годвин часто цитирует этого замечательного человека. В Англии Пейн познакомился с Франклином, который дал ему рекомендательное письмо в Америку. В колониях назревал конфликт с метрополией и Пейн выступил в защиту прав американцев на громадном митинге. Он же был послан с петицией к королю, а затем выпустил книгу «Здравый смыл», которая по выражению Вашингтона произвела переворот в умах американцев. За это Пейна прозвали крестный отцом Соединенных Штатов. Во время войны он издавал газету, одну из его статей Вашингтон приказал прочитать войскам вместо приказа и ее текст настолько возбудил солдат, что они немедленно бросились в бой, повторяя начальные слова статьи. После войны за независимость Пейн вернулся в Англию, где и вступил в спор с Берком. Во Франции он был выбран в Конвент и переехал в Париж. На родине тем временем он был осужден за оскорбление короля, но и во Франции ему не простили голосования против казни Людовика XVI. Пейн был арестован и написал в заточении книгу «Век разума». Над ним висел смертный приговор, но Пейну удалось бежать из тюрьмы в Америку. Президент Джефферсон выслал за ним целый корабль, но в Америке «крестного отца» встретили холодно и даже враждебно. Подобной благодарности Пейн не смог вынести, стал пить и, в конце концов, умер в полном одиночестве в Нью-Йорке.

настолько надоели правительству, что в мае 1794 года члены этого общества были арестованы и обвинены в государственной измене. Обвинение поддерживал сам лорд-главный судья сэр Джеймс Эйр. Годвин написал статью «Беглая критика обвинения, предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных». Эта статья была опубликована анонимно и вскоре перепечатана отдельной брошюрой. Она быстро распространялась по все стране и так возбудила общественное мнение, что суд оправдал обвиняемых. Авторство Годвина стало известно, и слава его достигла своего апогея.

Через год Годвин выпускает памфлет, направленный против политики лорда Гренвилла и Уильяма Питта 5 . В 1797 году он опубликовал еще одну важную работу «Исследователь», которая побудила никому не известного тогда Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения». В этом же году Годвин женился на ярой феминистке Мэри Уолстонкрафт. Но вскоре она умерла после родов, оставив ему дочь – Мэри. Годвин позже написал воспоминания о первой жене — «Воспоминания об авторе трактата «О женском равноправии»» (1798 г.). Тем временем политический климат в Англии изменился на противоположный, и Годвин с вершины популярности попал в число гонимых публицистов. Особенно старался чернить его известный поэт Кольридж, издававший журнал «Страж». Но более чувствительный удар Годвин получил от своего друга пастора Парра, который произнес в 1801 году проповедь против его взглядов. Годвин ответил памфлетом, в котором прихватил и Мальтуса.

В этом же году он женился на вдове Клермон, у которой уже было двое детей (одна из дочерей Клер была возлюбленной поэта Байрона). Материальное положение стало критическим. Надежда на гонорар от трагедии «Антоний» не оправдалась, пьеса провалилась на первом же представлении. Однако этот неуспех только удвоил силы автора, и новая трагедия «Фокинир» прошла уже шесть раз, но материального положения не поправила. Годвин совершенно не умел вести коммерческую деятельность и все больше впутывался в долги. Между тем его новая жена вносила разлад в его отношения с друзьями, спокойствия не было и дома. Годвина стал посещать молодой поэт Шелли, который приходил один и часто. Он проникся идеями книги Годвина «Исследование о политической справедливости», и эта книга стала для него библией. Летом 1816 года Шелли неожиданно увозит единственную родную дочь Годвина Мэри во Францию, хотя он уже был женат. Пара возвратилась лишь через три года, и Годвин не захотел их видеть, чем привел молодых людей в полное отчаяние. Самоубийство первой жены Шелли позволило ему оформить церковный брак с Мэри и примириться с тестем. Мэри Шелли оказалась дочерью первой феминистки и первого анархиста и женой воинствующего атеиста. Ядерная смесь! Впоследствии написала роман «Франкенштейн».

Комментарии:
5 К политике Питта можно относиться по-разному. Жестокое подавление ирландских волнений, уния, ограничение свободы прессы не вызывают симпатий, но следует признать, что этот человек возглавил правительство в двадцать четыре года. Многим, которые уже перешли этот возраст, стоит над этим задуматься.

В 1819 году жизнь доставила Годвину новое сильное испытание. Покончила самоубийством Фани Годвин, усыновленная дочь его первой жены. Факт суицида он тщательно скрывал, чтобы не дать повода и так ожесточенным нападкам журналистов. Еще через три года погиб его зять Шелли, а сам Годвин был объявлен банкротом, впав в самую жалкую нищету. Не смотря на все это, он продолжал усиленно работать до последнего дня жизни еще пятнадцать лет.

Годвина называют самым радикальным политическим философом XVIII века. Он оказал влияние на Оуэна и анархизм, собственно он первый и обосновал доктрину анархизма. Главное его сочинение – «Исследования о политической справедливости и о влиянии ее на общую добродетель и благополучие» (1793 г.), самое оригинальное — «История общественного благосостояния» (1824 – 1828 гг.), другие сочинения по политической философии – «Очерк истории» (1784 г.) и «О народонаселении» (1820 г.), «Размышления о человеке, его природе, его труде и изобретениях». Кроме этого, он писал политические статьи и начал составлять серию биографий – «Жизнь Чаттема» (1783 г.), «Жизнь Чосера» (1783 г.), «Жизнь Питта» (1782 г.), «Жизнь Эдуарда и Джона-Филипса, племянников и учеников Мильтона». Годвин был знаком с Шериданом и даже написал пьесу для театра «Антоний» (1800 г.), но она провалилась при первом представлении, и вторую его пьесу «Аббас, персидский царь» не приняли к постановке, зато следующая трагедия «Фокинир» прошла шесть раз, но без особенного успеха. В 1807 году Годвин напечатал под псевдонимом Эдварда Болдуина сборник детских сказок. Он много написал для детей — Пантеон греческих и римских богов, краткую ис¬торию Англии, историю Рима, историю Греции, учеб¬ные книги по английской грамматике и языку, био-графию претендентки на английский престол в XVI ве¬ке Джен Грей под псевдонимом Теофила Марклифа. Помимо вышеупомянутых произведений он написал дневник, который вел на протяжении 48 лет, «Очерк о гробницах», «Историю английского государства от его начала до реставрации Карла II». Последнее, что издал Годвин при жизни — это «Биографию некромантов», где скептически рассматриваются библейские чудеса. До самой смерти он писал «Разоблачение духа христианства», эта книга была издана в 1873 году под названием «Очерки».

Романы, написанные Годвином, и о которых я ни разу еще не упоминал — «Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса» (т. 1—3, 1794 г.), «Сент-Леон. Повесть XVI века» (т. 1—4, 1799 г.), «Флитвуд, или Новый человек» (т. 1—3, 1805 г.), «Мандевилль. Английская повесть XVII века» (т. 1—3, 1817 г.), «Клоудесли» (1830 г.), «Делорен» (1833 г.).

Общепризнано, что его лучший роман «Калеб Вильямс». Тут есть странная история с сундуком, который в романе играет главную роль, но что в этом сундуке, так и остается неизвестным. Вальтер Скотт применил этот же прием в романе «Монастырь». Удивительно, что Кольридж выступил против этого романа, назвав его философские принципы морально порочными. «Сен-Леон» — готический философский роман. На мой

взгляд, написан он несколько шероховато, вступление слишком затянуто и скучно. Кроме этих двух романов на русском языке была издана восьмая книга его главного сочинения. Озаглавлена она «О собственности», а в приложении даны некоторые главы из других книг. Первое, что бросается в глаза при чтении – это афористичность. Из этой книги можно было бы составить обширный и хороший сборник изречений, но удивительно то, что, отталкиваясь от вполне разумной мысли, Годвин доводит ее до абсурда. Например, он пишет, что старение имеет своей причиной больше душевный настрой, нежели физиологию. Человек тридцати лет своей степенностью и своими предрассудками сам старит себя в противоположность тому, что продолжает себя вести, так же бодро, как и в двадцать. Это факт, и мы его часто наблюдаем в жизни, но Годвин, продолжая свое рассуждение, приходит к мысли о достижимости бессмертия! Отрицая пользу роскоши, он вычислил, что для обеспечения себя всем необходимым для жизни, человеку требуется работать только два часа в день. Способ вычисления довольно прост – Годвин разделил население Англии на количество земледельцев. Всякую пользу общественного труда он отрицает, а, расширяя эту идею, Годвин признает вредным и институт брака. Естественно не должно существовать и правительство. Рассуждения Годвина можно назвать наивными, но его идеи анархизма живы до сих пор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: