Краткая биография бютор

Бютор, Мишель

Мишель Мари Франсуа Бютор

Содержание

Биография

Изучал философию в Сорбонне (окончил в 1947 г.). Преподавал в Египте, Манчестере, Салониках, США, Женеве. Сотрудничает с бельгийским композитором Анри Пуссером.

Творчество

Журналисты и критики ассоциируют его произведения с новым романом, но сам Бютор всегда отрицал свою принадлежность к этому течению.

Автор нескольких поэтических книг, сборников эссе, многие из которых посвящены художникам (Мондриан, Джакометти, Виейра да Силва, Алешинский и др.).

Библиография

Романы

  • «Миланский проезд» (1954)
  • «Времяпрепровождение» (1956)
  • «Изменение» (1957)
  • «Степень человеческого родства» (1960)

Публикации на русском языке

  • Бютор М. Изменение; Роб-Грийе А. В лабиринте; Симон К. Дороги Фландрии; Саррот Н. Вы слышите их? М., 1983
  • Роман как исследование. М.: МГУ, 2000

Признание

Лауреат многих литературных премий (включая премию Ренодо).

Ссылки

  • [1]
  • Стихи Бютора на сайте Вавилон

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Визуализация техпроцесса
  • Крот Рубеан

Смотреть что такое «Бютор, Мишель» в других словарях:

Бютор Мишель — Мишель Бютор Мишель Мари Франсуа Бютор (фр. Michel Butor; 14 сентября 1926, Мон ан Барёль, Нор) французский писатель. Содержание 1 Биография … Википедия

Бютор Мишель — (Butor) (р. 1926), французский писатель, представитель «нового романа». Психологически изощрённые романы «Распределение времени» (1956), «Изменение» (1957), «Ступени» (1960). В экспериментальной прозе сплав разнородных типов повествования:… … Энциклопедический словарь

Бютор Мишель — Бютор (Butor) Мишель (р. 14.9.1926, Монс ан Барёль, предместье Лилля), французский писатель. В ритмичной прозе Б. (роман «Миланский проезд», 1954) отразился его опыт человека и поэта (поэма «Мичурин», 1949, опубликована 1966). Герои Б. проявляют… … Большая советская энциклопедия

БЮТОР Мишель — (Butor, Michel) (р. 1926), французский писатель. Его творчество включает в себя ряд романов; литературно критические статьи в сборниках Репертуар (Repertoire, 1960); стихотворения, четыре тома под общим названием Иллюстрации (Illustrations, 1964… … Энциклопедия Кольера

Мишель Бютор — Мишель Мари Франсуа Бютор (фр. Michel Butor; 14 сентября 1926, Мон ан Барёль, Нор) французский писатель. Содержание 1 Биография … Википедия

Бютор — Бютор, Мишель Мишель Мари Франсуа Бютор Michel Butor Дата рождения: 14 сентября 1926 … Википедия

Бютор М. — Мишель Бютор Мишель Мари Франсуа Бютор (фр. Michel Butor; 14 сентября 1926, Мон ан Барёль, Нор) французский писатель. Содержание 1 Биография … Википедия

БЮТОР (Butor) Мишель — (р. 1926) французский писатель, представитель нового романа . Психологически изощренные романы Распределение времени (1956), Изменение (1957), Ступени (1960). В экспериментальной прозе сплав разнородных типов повествования: репортажные зарисовки … Большой Энциклопедический словарь

Бютор — (Butor) Мишель (р. 14.9.1926, Монс ан Барёль, предместье Лилля), французский писатель. В ритмичной прозе Б. (роман «Миланский проезд», 1954) отразился его опыт человека и поэта (поэма «Мичурин», 1949, опубликована 1966). Герои Б.… … Большая советская энциклопедия

Бютор М. — БЮТÓР (Butor) Мишель (р. 1926), франц. писатель, предст. нового романа . Психол. изощрённые ром. Распределение времени (1956), Изменение (1957), Ступени (1960). В эксперим. прозе – сплав разнородных типов повествования: репортажные зарисовки … Биографический словарь

Мишель Бютор (род. 1926)

М. Бютор, в отличие от А. Роб-Грийе и Н. Саррот, рассматривал литературу как «мозаичное» панно, составленное из достижений всей мировой культуры. Его тексты представляют коллаж цитат, аллюзий, ссылок на различные явления культуры (как массовой, так и элитарной). Писателю остается, по мнению Бютора, варьировать и пародировать уже созданное. В романах 1950-х годов «Миланский проезд» (1954), «Изменение» (1957), «Ступени» (1960) писатель использует прием «подвижного повествователя», т.е. переключение композиционной точки зрения с одного персонажа на другой.

В «Изменении»писатель реализует блестящую литературную находку, написав роман от второго лица множественного числа, решив таким образом одно из главных противоречий поэтики нового романа: противоборство между автором, уничтожающим персонажей, и читателем, очеловечивающим их. Сре-

ди предшественников Бютора называют Дидро, отстаивавшего мысль, что любое произведение является диалогом писателя и читателя. В романе Бютора героем становится читатель, который, «перечитывая свою жизнь», узнает о себе больше того, что знал вначале, и становится писателем. Читатель, который привык отождествлять себя с главным персонажем, носителем композиционной точки зрения, целиком заполняет художественное пространство романа: Леон Дельмон, 45 лет, агент по продаже пишущих машинок. Внешности нет, возраст средний, обращение на «вы» имеет еще и добавочный смысловой подтекст: «вы все типичные среднестатистические французы, с одинаковыми заботами и мечтами о «дорогах перемен»».

М. Бютор в «Изменении» пародирует жанр «любовного» треугольника. «Методично пародируя тексты. можно придать им совершенно иную окраску, изменить то, что они могут сказать». В памяти Дельмона, отправляющегося в очередную поездку в Рим, симметрично выстраиваются девять предыдущих поездок: поездки с женой и поездки в Рим к Сесиль. Эти поездки в разное время, с разными женщинами накладываются друг на друга, теряя семантическую и хронологическую конкретность; образы женщин раздваиваются, обретая функцию двойников-антагонистов: свадебное путешествие с Анриетт, наполненное счастьем, и встречи с Сесиль, вносившие в скучный быт Дельмона глоток свободы и радости; повторная поездка с женой в Рим спустя 10 лет, в поисках утерянного счастья принесла то же разочарование, что и приезд Сесиль в Париж: «. образы римских улиц, домов и людей, окружавших Сесиль, с каждым километром вытеснялись из твоего воображения видениями других людей. тех, что окружали Анриетт и твоих детей. Сесиль постепенно превращалась в призрак».

Прием удвоения, разрушающий схемы отработанного жанра, превращает историю любовного треугольника в архетип человеческих отношений: Дельмон придумывает имена, биографии своих случайных попутчиков-молодоженов, история которых в его воображении становится зеркальным отражением его собственной жизни: «А когда вы вернетесь из этой поездки, когда вы окажетесь в Париже, и суровая жизнь подомнет вас под свой тяжелый каток. А через 10 лет, что останется от вас, от этого согласия, от радости, не знающей пресыщения, превращающей жизнь в чудесное питье? И сохранится ли в твоем взгляде, Аньес, прежняя заботливость или наоборот, в нем появится то недоверие, которое мне так хорошо известно, а в твоем, Пьер, та внутренняя опустошенность, которую я замечаю каждое утро, глядя в зеркало во время бритья, и от которой ты будешь освобождаться лишь на время, на несколько дней римской грезы и только с помощью какой-нибудь Сесиль, которую ты не способен будешь перевезти в тот город, где сам живешь постоянно».

Путешествие Дельмона в замкнутом пространстве купе, его «неподвижное» восприятие раскручивающихся в памяти, в воображении, в снах событий, объединяющих разные фрагменты времени, порождает иллюзию движения. В чередовании движения / неподвижности угадывается аллюзия на парадокс Зенона, суггетивно воплощающий закон повседневности – ее движение в бесконечном повторении. Упоминания о Юлиане Отступнике, разбросанные по тексту романа, являются метафорой «ложно» выбранного пути реконструкцией экзистенциалистской идеи «недолжного» существования: «не в силах ничего изменить, ты лишь молча наблюдал за тем, как сам предавал себя». Сны и видения Дельмона о сошествии в загробный мир, о встрече со своим «двойником» порождают аллюзию с «Божественной комедией» и «Илиадой», эмблематически воплощая «пробуждение» сознания, осознающего, что надо менять не женщину, а образ жизни. Реконструкция экзистенциалистских идей происходит на другом эстетическом уровне: лишь написав книгу, он изменит свой статус, вырвется из пут быта, превратится в автора, творца.

Сюжетная история возвращается к теме творчества, к рефлексии романа о романе. «Поскольку критика и творчество оказываются двумя видами одной и той же деятельности, то их жанровое противопоставление исчезает, давая место организации новых форм». Эта тенденция, подчеркивал писатель, является одной из основных черт современного искусства, «сближая его с искусством предшествующих эпох, в частности, с искусством барокко; в обоих случаях эта сосредоточенность текста на себе – реакция на изменение картины мира». Литература сводится к игре, в которой участвуют автор и читатель: «Ты думаешь: «Хорошо бы показать в этой книге, какую роль может играть Рим в жизни человека, живущего в Париже»». Автор уступает место «приключениям» письма. Многостраничные фразы (явление, которое порицалось во французской культуре, хранившей верность классической прозрачности и ясности языка. Этим объясняется непопулярность Пруста до второй половины XX века) передают хаотичность потока сознания, внутренней речи, управляемой штампами и стереотипами. Бютор описывал свои стилистические поиски как максимальное замедление ритма фразы повествования, воплощающего «остановку» времени, его «опрокинутость» в вечность. События, связанные ассоциативно, наплывают друг на друга, удваиваются, теряют четкость очертаний и подчеркивают «иллюзивность» смыслов. «Реальность житейских банальных историй становится частью романного вымысла. Роман, по выражению писателя, является «генетическим кодом культуры», «общей ткани», которая отражается в каждом из современников».

Александр Бутлеров: биография, научная деятельность и достижения

  • 7 Января, 2020
  • Наука и Техника
  • Екатерина Лебедева

В настоящей статье дана краткая биография Бутлерова Александра Михайловича ― выдающегося русского химика, во многом определившего органическую химию такой, какая она есть сейчас, создавшего знаменитую на весь мир «Теорию строения органических соединений». Именно на ее основе любой химик может интерпретировать химические реакции между любыми органическими веществами, открывать новые соединения и разрабатывать методы их синтеза.

Кроме того, этот ученый был еще и замечательным преподавателем, активным общественным деятелем, специалистом в самых разных сферах естествознания и техники, а биография Бутлерова полна курьезными случаями. При всем этом он был сострадательным, мягким и обаятельным, легким в общении человеком.

Ранняя биография Бутлерова

Александр Михайлович Бутлеров родился 15 сентября 1828 года в Казанской губернии и первые восемь лет своей жизни провел в деревне Бутлеровке, в своих родовых владениях. Мальчик рано потерял мать: она умерла от разрыва сердца вскоре после родов. Его воспитывали в основном бабушка и дедушка, но особенно близким другом и наставником был для него отец.

Возможно, именно Михаил Васильевич послужил примером для будущего великого химика. После войны с Наполеоном он получил звание полковника, предлагали ему и должность вице-губернатора, но Михаил Бутлеров отказался и поселился в своем поместье. Он был страстным любителем охоты и рыбалки, на которые часто брал с собой Сашу, отличался трудолюбием, разбирался в некоторых отраслях естествознания, даже сам лечил своих крестьян, поскольку путь до земской больницы был достаточно дальний. Он не уставал говорить сыну: «Всегда и всего добивайся сам», он же привил ему дисциплину и дал образование. Юный Бутлеров любил читать, владел несколькими языками. Хотя, справедливости ради, выбор сына в пользу естественных наук Михаил Васильевич не слишком одобрял.

В чем-то его можно понять. В свое пребывание в пансионе Топорнина, где обучали будущих гимназистов, Александр Бутлеров постоянно экспериментировал со взрывоопасными веществами, пытаясь изготовить порох для бенгальских огней, и как еще это могло окончиться, как не грандиозным взрывом, перепугавшим и воспитателей, и воспитанников?

К счастью, при этом никто не пострадал, кроме самого Александра, который опалил волосы и бровь и был посажен под замок. Этот проступок настолько возмутил руководство, что к Александру применили невиданное в стенах пансиона доселе наказание: вывели в обеденную залу с табличкой на груди, саркастично гласившей: «Великий химик».

Первые шаги в науку

Как в воду глядели. После гимназии Бутлеров уже в 16 лет стал студентом Казанского университета, где здорово выделялся своим умом среди однокурсников, а едва перешагнув 20-летний порог, стал преподавателем. В 29 лет он и вовсе был избран профессором.

Но в студенческие годы Бутлерову тоже были не чужды разные проделки. Например, они с товарищами так пугали по вечерам суеверных прохожих: влезали друг другу на плечи и накрывались длинной шинелью, что издалека создавало иллюзию невероятно высокой фигуры.

Читайте также  Краткая биография алексиевич

Биография Александра Бутлерова пестрит такими безобидными выходками. Рассказывают, что атлетически сложенный Бутлеров запросто мог прийти с визитом и, не застав хозяев дома, скрутить кочергу в форме буквы «Б» и оставить ее как визитную карточку.

Это не мешало ему быть серьезным и основательным во всем, чем он занимался. Поначалу он больше внимания уделял энтомологии, в частности, его выпускная университетская работа была посвящена бабочкам. Его коллекция и по сей день хранится в зоологическом музее Казанского Федерального университета. Она пережила революцию, Великую Отечественную войну, оставшись в довольно хорошем состоянии. Специалисты говорят, что она не уникальна с научной точки зрения, но вполне грамотно и интересно составлена.

Он собирал насекомых, часто забираясь далеко от города. В связи с этим в юности Бутлеров трагически потерял отца. По несчастью, в одной из своих научных экспедиций он слег с брюшным тифом. Отец, ухаживая за ним, тоже заразился, но, к сожалению, перенес эту болезнь хуже и вскоре скончался. Это стало для Бутлерова тяжелым ударом, и к занятиям он смог вернуться нескоро. После этого интересы ученого всецело сосредотачиваются на химии.

Бутлеров — химик

В 1851 году он защитил диссертацию «Об окислении органических соединений». Работа, объединившая и логически выстроившая труды различных ученых, была высоко оценена его коллегами. Как мы знаем, в химии систематический подход имеет большое значение.

В 1853 году Бутлеров выступил с диссертацией «Об эфирных маслах», такого же теоретически-обобщающего содержания, но она была доработана впоследствии с результатами его собственных экспериментов. В Москве в 1854 году он с отличием сдал докторский экзамен и получил степень доктора физики и химии.

25 сентября 1854 года он был практически единогласно избран на должность профессора, и в октябре в ней утвержден.

В 1857–1858 годах Александр Бутлеров был за границей, где обменивался опытом со множеством авторитетных европейских химиков, участвуя в заседаниях Парижского химического общества.

В первом публичном выступлении он высказал мысль, что за радикалы следует считать не только органические группы, но и гидроксильные, амино- и другие группы, то есть все то, что впоследствии мы стали называть функциональными группами.

Достижения в органической химии

Император Александр II назначил Бутлерова ректором Казанского университета, который уже тогда был одним из самых уважаемых и известных учебных заведений в Российской империи. Несмотря на молодой возраст, Александр Михайлович пользовался безграничным уважением коллег, но спустя три года сам оставил должность, чтобы полностью уйти в науку.

В январе 1869 года Бутлеров стал работать на кафедре органической химии в Петербургском университете. Его первую лекцию, состоявшуюся 23 января 1869 года, студенты встретили с восторгом.

Лекции Бутлерова были доступны всем желающим, и, надо сказать, залы всегда были набиты битком. Он действительно был одним из самых ярких лекторов, умел простым языком, последовательно и вместе с тем образно объяснить сложные вещи и увлечь аудиторию. Послушать его лекции приезжали даже крестьяне.

Другие сферы интересов

В конце 1860-х он, вернувшись из поездки за рубеж, занялся газификацией университета. По его проекту здание освещалось газом, который по трубам поступал в люстры. Это было совершенной новинкой для России.

На протяжении всей жизни А. Бутлеров питал особую любовь к пчелам. По воспоминаниям друзей, у Александра Михайловича в имении повсюду были превосходные пчельники: и в лесу, и возле дома, даже в самом доме. Их он конструировал сам. Наверное, такая увлеченность и позволила ему создать свою теорию разведения пчел. Он хотел своим примером помочь крестьянам освоить основы рационального пчеловодства, выпустил книгу, переиздававшуюся множество раз, организовал и журнал на эту тему.

Любопытно, не с биографии Бутлерова ли Конан Дойл списал некоторые черты своего самого знаменитого персонажа, помимо всего прочего, талантливого химика и пчеловода на пенсии? А, может статься, сложность пчелиной организации завораживает всех людей, имеющих аналитический ум.

Интересовался он и растениеводством: разводил чай и особые сорта роз.

Жизнь и общественная деятельность

Бутлеров активно распространял идею доступности высшего образования для женщин. Помогал организовывать Высшие женские курсы в 1878 году, устроил там химические лаборатории, прочитал множество лекций.

На протяжении многих лет он принимал активное участие в работе земских учреждений Казанской губернии. Он поднимал насущные проблемы крестьян. Предлагал организацию страхования, касс взаимопомощи, хлебных запасов, обществ призрения и так далее. Помогал открывать новые сельские школы, сам выступал с лекциями по химии для самой широкой аудитории.

Александр Михайлович, когда бывал в своем имении, по примеру отца лечил крестьян: мог вскрывать нарывы, накладывать швы, перевязывать раны. В округе приобрели известность «бутлеровские порошки». Бутлеров рад был помочь простому народу и в качестве ветеринара.

В 1886-м году Бутлеров умер от болезни, ему было тогда 58 лет. Свою последнюю лекцию великий ученый прочитал всего за год до этого.

Теория строения органических соединений

Бутлеров имел обширные интересы во всех областях, но главным делом его жизни стала теория химического строения органических веществ, перевернувшая взгляды химиков того времени. Он был уверен, что свойства определенного вещества зависят не только от химических элементов, входящих в состав его молекулы, и от их количества, но и от того, как атомы этих элементов связаны между собой. То есть, не только от состава, но и от структуры молекулы. Он ввел понятие изомеров — веществ одинакового химического состава, но разного химического строения, благодаря этому различающихся по своим свойствам.

Теория Бутлерова быстро завоевывала авторитет в международном сообществе химиков. Учебник с изложением этой теории практически сразу был переведен на все основные европейские языки.

Менделеев особо отмечал заслуги Бутлерова в том, что он развивал свои собственные, оригинальные идеи, и в создании им химической школы, и за огромный вклад не только в российскую, но и в мировую науку.

Наследие

Среди учеников Бутлерова, ставших известными химиками, такие представители: Марковников, Зайцев, Попов, Коновалов. На основе теории Бутлерова, продолжив начатое им исследование явлений полимеризации, С. В. Лебедев смог открыть промышленный способ получения синтетического каучука.

Интересные факты из биографии Бутлерова А. М

  • Помимо охоты Бутлеров с юности любил музыку. Часто подбирал на рояле аккомпанемент к услышанным песням немецких студентов, которые ему так нравились. Став старше, полюбил ходить в оперу. В деревне у него был рояль, под аккомпанемент которого он иногда с удовольствием пел.
  • Он был женат на племяннице писателя Аксакова. Женился в 23 года.
  • Преподавателями Бутлерова в университете были профессора Клаус и Зинин, уже известные на весь мир, а ректором Казанского университета в то время был сам Николай Иванович Лобачевский, знаменитый математик.

Бутлеров Александр Михайлович: краткая биография, достижения, открытия

Все мы прекрасно понимаем, насколько важны в наше время знания о различных химических элементах и их свойствах. Но при этом далеко не каждый человек знает об ученых, живущих и работающих для развития химии. В этой статье пойдет речь о великом русском деятеле по имени Бутлеров Александр Михайлович, краткая биография которого приведена ниже. Его достижения и работы не останутся без внимания.

Рождение и образование

Выдающийся исследователь мира молекул и мелких частиц появился на свет 15 сентября 1828 года в семье бывшего офицера, принимавшего участие в битвах Отечественной войны 1812 года. Место рождения нашего героя – Казанская губерния, Чистополь. Первые годы жизни Бутлеров Александр Михайлович (краткая биография его доступна во многих источниках) провел в деревне, а чуть позже стал жить непосредственно в Казани.

Начальное образование молодой человек получил в стенах частного пансиона, который руководил Топорин – учитель французского языка из казанской гимназии. В период 1844 – 1849 годах был студентом Казанского университета. В этом вузе Александр очень сильно заинтересовался зоологией и ботаникой и в качестве выпускной работы написал диплом по теме, касающейся бабочек волго-уральской фауны. Впоследствии одаренный химик не перестал любить природу и был даже одним из основателей журнала, носящего название «Пчеловодный листок».

Работа ученого в родном университете

После того, как Бутлеров Александр Михайлович, краткая биография которого очень часто изучается современными студентами, окончил университет, он остался на родной кафедре. Его основной целью в тот момент была подготовка и защита диссертации. Успешная защита этой научной работы произошла в 1854 году, и он стал доктором химии. Далее последовала многолетняя работа, направленная на теоретическую сторону химии. В 1858 году, находясь на заседании научного общества в Париже, он озвучил свои взгляды, которые спустя три года уже изложил в более обширном формате — в виде доклада.

С 1860 по 1863 год Бутлеров Александр Михайлович – русский химик – был ректором Казанского университета.

Новый период в жизни

В 1868 году ученый стал обладателем премии имени Ломоносова, а также был избран профессором химии в Петербургский университет. В этом учебном заведении он развернул работы, направленные на анализ непредельных соединений. Также были продолжены разнообразные теоретические работы, начатые еще в Казани.

В 1885 году химик ушел в отставку, однако не перестал читать лекции. В 1874 году ему присвоили звание ординарного академика Петербургской АН. Также ученый был почетным членом множества научных обществ, как в самой России, так и за ее пределами.

Личная жизнь ученого

Краткая биография Александра Бутлерова позволяет читателям узнать, что он был женат на женщине по имени Надежда Михайловна. Пара воспитала сына Владимира Александровича, который во взрослом возрасте удостоился чести быть избранным в Государственный совет Российской империи. Сам же он был известным предпринимателем и помещиком.

Научная работа

Бутлеров Александр Михайлович, биография и жизнеописание которого содержат интересные моменты, еще будучи учеником пансиона, вместе с сокурсниками изготавливал как порох, так и «бенгальские огни». Достоверно известно, что однажды такая активная деятельность завершилась тем, что произошел сильный взрыв. За это воспитатели поставили молодого еще Александра в угол на время обеда, а на шею повесили доску с надписью «Великий химик».

В 1851 году Бутлеров сумел защитить диссертацию магистра, а в 1854 году – докторскую. В период 1857 – 1858 годов ученый был за границей, где смог найти общий язык и сблизиться с такими выдающимися химиками, как Кекуле и Эрленмейер. В Париже Бутлерову удалось открыть новый способ, направленный на получение йодистого метилена. Также русский муж смог исследовать многочисленные производные этого компонента. Чуть позже синтезировал уротропин и триоксиметилен. Кстати, последний названный элемент ученый даже смог перевести в сахаристое вещество под названием метиленитан после обработки его известковой водой.

Также Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886 – годы его жизни) был одним из тех, кто стоял у истоков создания теории полимеризации, на основе которой его ученик по фамилии Лебедев впоследствии смог открыть промышленный способ создания каучука.

Педагогика и работа с учениками

Непременно стоит заметить, что Бутлеров сумел создать первую русскую школу химиков. Еще во время жизни ученого его бывшие студенты смогли стать профессорами в разных институтах. Примечательно, что все эти великие исследователи имели прекрасную возможность следить за тем, как их наставник самостоятельно проводил различные опыты. Александр Михайлович не только не запрещал, но и даже, наоборот, всячески поощрял, чтобы его ученики всегда наблюдали за ним во время многочисленных практических работ в лаборатории.

Также нельзя обойти вниманием тот факт, что легендарный химик был ярым сторонником того, чтобы женщины обязательно получали высшее образование. Именно он в 1878 году стал организатором Высших женских курсов.

Читайте также  Краткая биография симонов

Но не только химией жил великий ученый. Бутлеров Александр Михайлович, краткая биография которого не позволяет полностью раскрыть его многогранную личность, был также заядлым садоводом и пчеловодом. Помимо этого, профессор оказался причастен к культивированию чая на территории Кавказа. А на закате 1860-х годов стал уделять очень пристальное внимание спиритизму.

Умер всемирно известный химик 17 августа 1886 года на родной земле.

Александр Михайлович Бутлеров — биография химика

ФИО: Бутлеров Александр Михайлович
Дата рождения: 15 сентября 1828 г.
Место рождения: Чистополь
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Ученый-химик
Дата смерти: 17 августа 1886 г. (57 лет)

Родители, детство и юность

Выдающийся русский химик Александр Михайлович Бутлеров родился 6 сентября 1828 года в городе Чистополь Казанской губернии.

Отец Александра – Михаил Васильевич, после военной компании 1812 года, в звании полковника, вышел в отставку, и поселился в своём родовом имении в селе Бутлеровка. Он имел добрый характер, был хорошо образован и трудолюбив. Через некоторое время отец женился на дочери местного помещика – Стрелковой Софье Александровне.

Перед рождением Александра, Михаил Васильевич увёз жену в Чистополь, где имелась больница, в которой она могла получить при родах врачебную помощь. Однако, Софья Александровна через несколько дней, после рождения сына, неожиданно умерла.

Раннее детство мальчика прошло в имении отца. В восемь лет его отправили учиться в один из пансионов Казани. Уже в то время Александр отличался от сверстников своей самостоятельностью, пытливостью и аккуратностью. В 1842 году после закрытия пансиона Бутлеров продолжил учёбу в городской гимназии.

В 1844 году Александр стал студентом естественного отделения Казанского университета. В начале учёбы, которая давалась ему легко, молодой человек отдавал предпочтение курсам зоологии и биологии. Особенно ему нравились занятия на природе, во время которых студенты занимались сбором коллекций насекомых и растений.

В 1846 году Бутлеров принял участие в университетской экспедиции в киргизские степи и заболел там брюшным тифом. Александра в тяжёлом состоянии доставили в больницу Симбирска и вызвали туда отца. Когда сыну стало лучше, Михаил Васильевич вернулся в Бутлеровку, но уже по дороге домой почувствовал себя плохо. Он также заразился тифом и вскоре умер.

Вернувшись к занятиям в университете, Александр стал всё больше внимания уделять занятиям по химии. Этому немало способствовали профессора университета К. К. Клаус и Н. Н. Зинин.

Преподаватель и учёный

  • После окончания университета в 1849 году Александра Михайловича оставили при учебном заведении, в качестве преподавателя химии.
  • В 1851 году Бутлеров, представил комиссии университета диссертацию «Об окислении органических соединений» и успешно защитил её. После этого ему была присвоена учёная степень магистра. В этом же году молодой учёный опубликовал свою первую научную работу – «О действии осмиевой кислоты на органические соединения».
  • В 1853 году он представил в Казанском университете диссертацию на степень доктора химических наук, под названием «Об эфирных маслах». Однако мнения коллег по поводу научного труда Бутлерова разделились и ему рекомендовали обратиться для соискания докторской степени в другое высшее учебное заведение. В июле 1854 года учёный защитил диссертацию в университете Москвы.
  • Вернувшись в Казань, учёный был утверждён в должности профессора университета. Три последующих года он вёл преподавательскую деятельность и написал несколько научных работ по органической химии.
  • В 1857 году Александр Михайлович выехал в длительную командировку в страны Европы. Он посетил Германию, Швейцарию, Италию, где осмотрел лаборатории университетов, а также побывал на ряде химических заводов.
  • В 1858 году он прибыл во Францию и несколько месяцев работал в лаборатории члена академии Парижа Ш. А. Вюрца, проводя исследования йодистого метилена. Опубликовав результаты исследований в научном журнале, учёный вновь вернулся в Германию, где слушал лекции химиков Р. В. Бунзена и Ю. Либиха.
  • После возвращения в Казань, Бутлеров занялся лабораторией университета, оборудование которой явно не соответствовало европейским стандартам.
  • В течении следующих двух лет были опубликованы 5 его научных работ, среди которых подробное описание открытого им уротропина, нашедшего в дальнейшем применение в медицине. В этот период ученый по-прежнему основное время посвящал преподавательской работе.
  • В 1860 году Александра Михайловича, неожиданного для него, назначили ректором Казанского университета. Новые административные обязанности тяготили профессора и мешали научной работе.
  • Летом 1861 года Бутлеров вновь уехал в командировку в Германию. На этот раз он больше всего посещал научные диспуты и встречается со многими видными западными учёными-химиками. В Шпейере он выступил с докладом «Нечто о химическом строении тел», в котором наметил основы нового учения о строении молекулы.
  • Вернувшись в Казань в 1862 году, Бутлеров опубликовал помимо отчёта о командировке несколько научных работ. В 1863 году он уволился с должности ректора и вплотную занялся проверкой и теоретическим обоснованием выдвинутой им теории химического строения.
  • В следующие несколько лет учёный провёл ряд исследований, целью которых было объяснение, при помощи выдвинутой им теории, явления изомерии химических соединений (когда разные по свойствам вещества имеют одинаковый атомный состав и молекулярную массу). Полученные им практические результаты полностью подтверждали его теоретические выводы.
  • В 1865 году Александр Михайлович закончил работу над книгой «Введение к полному изучению органической химии». Через год он выехал в Европу для редактирования этого труда, вышедшего на немецком языке.

Жизнь в Петербурге

  • Вернувшись из Европы в 1868 году, Бутлеров узнал, что совет Петербургского университета, по ходатайству Д. И. Менделеева, избрал его профессором кафедры химии.
  • Осенью 1869 года, получив подтверждение на перевод, учёный покинул Казань. Обосновавшись в столице, он приступил к преподавательской и научной работе.
  • В 1870 году Бутлеров стал одним из организаторов научных курсов для женщин в Петербурге и Владимире. Не забывал учёный и о своём давнем увлечении пчеловодством. В 1871 году он опубликовал книгу «Пчела, ее жизнь и главные правила пчеловодства».
  • Много времени Александр Михайлович уделял работе в лаборатории университета, хорошую практическую школу в которой прошли множество студентов, некоторые из которых стали дальнейшем известными учёными.
  • В 1874 году Бутлеров был избран ординарным академиком Академии наук. Здесь он совместно с другими русскими учёными начал борьбу с преобладанием в ней иностранцев.
  • В 1876 году, на Варшавском съезде, учёный сообщил о завершении им работы об изобутилене, которая была опубликована в 1877 году в периодическом издании Русского химического общества.

Последние годы

  • В 1879 году учёный выступил с докладом «Современное значение теории химического строения», как бы подводя черту под проделанной им научной работой.
  • Бутлеров по-прежнему читал лекции в университете, но из-за боли в ногах ему всё труднее было справляться с этими обязанностями. В 1880 году он хотел оставить преподавание, однако по просьбе учёного совета остался в штате учебного заведения ещё на пять лет.
  • С 1880 по 1885 годы он также много работал в химической лаборатории, занимаясь различными экспериментальными исследованиями, а также вёл активную общественную работу, в том числе и по пчеловодству.
  • Свою последнюю лекцию в университете Бутлеров прочитал весной 1885 года. В 1886 году была опубликована его классическая работа «Основные понятия химии».
  • Великого учёного не стало 5 августа 1886 года. Он умер в Бутлеровке и похоронен на местном кладбище.

О личном

Александр Михайлович был женат на Глумилиной Надежде Михайловне, которая приходилась племянницей писателю С. Т. Аксакову.

Жена — Надежда Михайловна

В этом браке родились сыновья: Михаил 1852 года рождения и Владимир, появившийся на свет в 1864 году.

Александр Бутлеров с сыном Владимиром

Судьба забросила часть потомков учёного в Парагвай. Внук Бутлерова – Георгий, служил в императорской армии. Во время Гражданской войны воевал на стороне белогвардейцев. В 1921 году он с семьёй эмигрировал, отличился в борьбе за независимость своей новой родины, став её национальным героем.

Заслуги и память

Бутлеров создал и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил явление изомерии и синтезировал ряд органических соединений.

Помимо этого он был ярким популяризатором науки, выступал за право женщин получать высшее образование, а также уделял массу времени развитию пчеловодства и садоводства.

Именем великого учёного названы улицы в России и Украине, ему установлены памятники в Москве и Казани, в его честь назван кратер на луне и высшее учебное заведение.

“Изменение” Бютора в кратком содержании

Роман написан во втором лице единственного числа: автор как бы отождествляет героя и читателя: “Ты ставишь левую ногу на медную планку и тщетно пытаешься оттолкнуть правым плечом выдвижную дверь купе…”

Леон Дельмон, директор парижского филиала итальянской фирмы “Скабелли”, выпускающей пишущие машинки, втайне от своих сослуживцев и от семьи уезжает на несколько дней в Рим. В пятницу в восемь утра, купив на вокзале роман, чтобы читать в дороге, он садится в поезд и отправляется в путь. Он не привык ездить утренним поездом –

Но, оставив в Париже стареющую жену, Леон едет в Рим к тридцатилетней любовнице, рядом с которой надеется обрести уходящую молодость. Он отмечает взглядом все подробности сменяющегося за окном пейзажа, внимательным взглядом окидывает своих попутчиков. Он вспоминает, как утром его жена Анриетта рано встала, чтобы подать ему завтрак, – не потому, что так сильно любит его, а для

Леон знает наизусть весь маршрут, ведь он регулярно ездит в Рим по делам фирмы, и сейчас он мысленно повторяет названия всех станций. Когда сидящая в одном с ним купе молодая пара отправляется в вагон-ресторан, Леон решает последовать их примеру: хотя он совсем недавно выпил кофе, посещение вагона-ресторана является для него непременной частью путешествия, входит в его программу. Вернувшись из ресторана, он обнаруживает, что его любимое место, на котором он привык сидеть и до этого сидел, занято.

Леон досадует, что не догадался, уходя, положить книгу в знак того, что он скоро вернется. Он спрашивает себя, почему, отправляясь в поездку, которая должна принести ему свободу и молодость, он не ощущает ни воодушевления, ни счастья. Неужели все дело в том, что он выехал из Парижа не вечером, как привык, а утром?

Неужели он стал таким рутинером, рабом привычки?

Решение ехать в Рим пришло внезапно. В понедельник, вернувшись из Рима, где он был в командировке, Леон и не думал, что так скоро вновь отправится туда. Он давно хотел подыскать для своей любовницы Сесиль работу в Париже, но до последнего времени не предпринимал сколько-нибудь серьезных шагов в этом направлении. Однако уже во вторник он позвонил одному из своих клиентов – директору туристического агентства Жану Дюрье – и спросил, не знает ли тот о каком-нибудь подходящем месте для знакомой Леона – тридцатилетней женщины незаурядных способностей.

Сейчас эта дама служит секретарем у военного атташе при французском посольстве в Риме, но готова согласиться на скромное жалованье, лишь бы вновь вернуться в Париж. Дюрье позвонил в этот же вечер и сказал, что задумал провести реорганизацию в своем агентстве и готов предоставить работу знакомой Леона на весьма выгодных условиях. Леон взял на себя смелость заверить Дюрье в согласии Сесиль.

Сначала Леон думал просто написать Сесиль, но в среду, тринадцатого ноября, в день, когда Леону исполнилось сорок пять лет и праздничный обед и поздравления жены и четверых детей вызвали у него досаду, он решил положить конец этому затянувшемуся фарсу, этой устоявшейся фальши. Он предупредил подчиненных, что уедет на несколько дней, и решил отправиться в Рим, чтобы лично сообщить Сесиль, что нашел ей место в Париже и что, как только она переберется в Париж, они будут жить вместе. Леон не собирается устраивать ни скандала, ни развода, он будет раз в неделю навещать детей и уверен, что Анриетта примет его условия. Леон предвкушает, как обрадуется Сесиль его неожиданному приезду – чтобы устроить ей сюрприз, он не предупредил ее-и как она еще больше обрадуется, когда узнает, что отныне им не придется встречаться изредка и украдкой, а они смогут жить вместе и не расставаться.

Читайте также  Краткая биография шукшин

Леон продумывает до мелочей, как утром в субботу он будет поджидать ее на углу напротив ее дома и как она удивится, когда выйдет из дома и вдруг увидит его.

Поезд останавливается, и Леон решает по примеру соседа-англичанина выйти на перрон подышать воздухом. Когда поезд трогается, Леону вновь удается сесть на свое любимое место – человек, который занял его, пока Леон ходил в вагон-ресторан, встретил знакомого и перешел в другое купе. Напротив Леона сидит человек, читающий книгу и делающий пометки на ее полях, вероятно, он преподаватель и едет в Дижон читать лекцию, скорее всего по вопросам права. Глядя на него, Леон пытается представить себе, как он живет, какие у него дети, сравнивает его образ жизни со своим и приходит к выводу, что он, Леон, несмотря на свое материальное благополучие, был бы более достоин жалости, чем преподаватель, занимающийся любимым делом, если бы не Сесиль, с которой он начнет новую жизнь.

До того, как Леон познакомился с Сесиль, он не испытывал такой сильной любви к Риму, лишь открывая его для себя вместе с ней, он проникся огромной любовью к этому городу. Сесиль для него – воплощение Рима, и, мечтая о Сесиль подле Анриетты, он в самом сердце Парижа мечтает о Риме. В минувший понедельник, вернувшись из Рима, Леон стал воображать себя туристом, наезжающим в Париж раз в два месяца, самое большее – раз в месяц.

Чтобы продлить ощущение, будто его путешествие еще не завершено, Леон не стал обедать дома и пришел домой только к вечеру. Чуть больше двух лет назад, в августе, Леон ехал в Рим. Напротив него в купе сидела Сесиль, с которой он еще не был знаком. Он впервые увидел Сесиль в вагоне-ресторане.

Они разговорились, и Сесиль рассказала ему, что по матери она итальянка и родилась в Милане, но числится французской подданной и возвращается из Парижа, где провела отпуск. Ее муж, работавший инженером на заводе “Фиат”, через два месяца после свадьбы погиб в автомобильной катастрофе, и она до сих пор не может оправиться от удара. Леону захотелось продолжить разговор с Сесиль, и он, выйдя из вагона-ресторана, прошел мимо своего купе первого класса и, проводив Сесиль, ехавшую третьим классом, до ее купе, остался там.

Мысли Леона обращаются то к прошлому, то к настоящему, то к будущему, в памяти его всплывают то давние, то недавние события, повествование следует за случайными ассоциациями, повторяет эпизоды так, как они появляются в голове героя – беспорядочно, часто бессвязно. Герой часто повторяется: это рассказ не о событиях, а о том, как герой воспринимает события.

Леону приходит в голову, что, когда Сесиль не будет в Риме, он уже не будет ездить туда в командировки с прежним удовольствием. И сейчас он в последний раз собирается поговорить с ней о Риме – в Риме. Отныне из них двоих римлянином станет Леон, и он хотел бы, чтобы Сесиль, прежде чем она уедет из Рима, передала ему большую часть своих знаний, пока их не поглотили парижские будни. Поезд останавливается в Дижоне.

Леон выходит из вагона, чтобы размять ноги. Чтобы никто не занял его место, он кладет на него купленную на парижском вокзале книгу, которую так еще и не раскрыл. Вернувшись в купе, Леон вспоминает, как несколько дней назад Сесиль провожала его в Париж и спросила, когда он вернется, на что он ответил ей: “Увы, только в декабре”.

В понедельник, когда она снова будет провожать его в Париж и снова спросит, когда он вернется, он снова ответит ей: “Увы, только в декабре”, но уже не грустным, а шутливым тоном. Леон задремывает. Ему снится Сесиль, но на ее лице застыло выражение недоверия и укора, которое так поразило его, когда они прощались на вокзале.

И не из-за того ли он хочет расстаться с Анриеттой, что в каждом ее движении, в каждом слове сквозит вечный укор? Проснувшись, Леон вспоминает, как два года назад он так же проснулся в купе третьего класса, а напротив. него дремала Сесиль. Тогда он не знал еще ее имени, но все же, довезя ее в такси до дома и прощаясь с ней, он был уверен, что рано или поздно они обязательно встретятся. И правда, через месяц он случайно встретил ее в кинотеатре, где шел французский фильм.

В тот раз Леон задержался в Риме на выходные и с наслаждением осматривал его достопримечательности вместе с Сесиль. Так начались их встречи.

Придумав своим попутчикам биографии, Леон начинает подбирать им и имена. Глядя на молодоженов, которых он окрестил Пьером и Аньес, он вспоминает, как когда-то ехал вот так же вместе с Анриеттой, не подозревая о том, что однажды их союз станет ему в тягость. Он обдумывает, когда и как ему сказать Анриетте, что он решил с ней расстаться. Год назад Сесиль приезжала в Париж, и Леон, объяснив Анриетте, что связан с ней по службе, пригласил ее в дом.

К его удивлению, женщины прекрасно поладили, и если кто и чувствовал себя не в своей тарелке, так это сам Леон. И вот теперь ему предстоит объяснение с женой. Четыре года назад Леон был в Риме с Анриеттой, поездка оказалась неудачной, и Леон спрашивает себя, любил ли бы он так свою Сесиль, если бы их знакомству не предшествовала эта злосчастная поездка.

Леону приходит в голову, что, если Сесиль переедет в Париж, их отношения переменятся. Он чувствует, что потеряет ее. Наверно, ему надо было читать роман – ведь он для того и купил его на вокзале, чтобы скоротать время в дороге и не дать сомнениям поселиться в его душе. Ведь хотя он так и не взглянул ни на имя автора, ни на заглавие, он купил его не наобум, обложка указывала на его принадлежность к определенной серии.

В романе несомненно говорится о человеке, который попал в беду и хочет спастись, пускается в путь и вдруг обнаруживает, что выбранная им дорога ведет совсем не туда, куда он думал, что он заблудился. Он понимает, что, поселившись в Париже, Сесиль станет гораздо дальше от него, чем когда она жила в Риме, и неизбежно будет разочарована. Он понимает, что она будет его упрекать за то, что его самый решительный шаг в жизни обернулся поражением, и что рано или поздно они расстанутся. Леон представляет себе, как в понедельник, сев на поезд в Риме, он будет радоваться, что не сказал Сесиль о найденной для нее в Париже работе и о квартире, предложенной на время друзьями.

Это означает, что ему не надо готовиться к серьезному разговору с Анриеттой, ибо их совместная жизнь будет продолжаться. Леон вспоминает, как вместе с Сесиль ехал в Рим после ее неудачного приезда в Париж, и в поезде сказал ей, что хотел бы никогда не уезжать из Рима, на что Сесиль ответила, что хотела бы жить с ним в Париже. В ее комнате в Риме висят виды Парижа, так же как в парижской квартире Леона висят виды Рима, но Сесиль в Париже так же немыслима и не нужна Леону, как Анриетта в Риме.

Он понимает это и решает ничего не говорить Сесиль о месте, которое подыскал для нее.

Чем ближе Рим, тем тверже Леон в своем решении. Он считает, что не должен вводить Сесиль в заблуждение и перед отъездом из Рима должен прямо сказать ей, что, хотя в этот раз он приехал в Рим только ради нее, это не означает, что он готов навсегда связать с ней свою жизнь. Но Леон боится, что его признание, наоборот, вселит в нее надежду и доверие, и его искренность обернется ложью.

Он решает на этот раз отказаться от свидания с Сесиль, благо он не предупредил ее о своем приезде.

Через полчаса поезд прибудет в Рим. Леон берет в руки книгу, которую за весь путь так и не раскрыл. И думает: “Я должен написать книгу; только так я смогу заполнить возникшую пустоту, свободы выбора у меня нет, поезд мчит меня к конечной остановке, я связан по рукам и ногам, обречен катиться по этим рельсам”. Он понимает, что все останется по-прежнему: он будет по-прежнему работать у Скабелли, жить с семьей в Париже и встречаться с Сесиль в Риме, Леон ни словом не обмолвится Сесиль об этой поездке, но она постепенно поймет, что тропинка их любви не ведет никуда.

Несколько дней, которые Леону предстоит провести в Риме в одиночестве, он решает посвятить писанию книги, а в понедельник вечером, так и не повидавшись с Сесиль, он сядет в поезд и вернется в Париж. Он окончательно понимает, что в Париже Сесиль стала бы еще одной Анриеттой и в их совместной жизни возникли бы те же трудности, только еще более мучительные, так как он постоянно вспоминал бы о том, что город, который она должна была бы приблизить к нему, – далеко. Леон хотел бы показать в своей книге, какую роль может играть Рим в жизни человека, живущего в Париже.

Леон думает о том, как сделать, чтобы Сесиль поняла и простила ему то, что их любовь оказалась обманом. Здесь может помочь только книга, в которой Сесиль предстанет во всей своей красоте, в ореоле римского величия, которое она так полно воплощает. Самое разумное – не пытаться сократить расстояние, разделяющее эти два города, но помимо реального расстояния существуют еще непосредственные переходы и точки соприкосновения, когда герой книги, прогуливаясь неподалеку от парижского Пантеона, вдруг поймет, что это одна из улиц близ Пантеона римского.

Поезд подходит к вокзалу Термини, Леон вспоминает, как сразу после войны они с Анриеттой, возвращаясь из свадебного путешествия, прошептали, когда поезд отошел от вокзала Термини: “Мы вернемся снова – как только сможем”. И сейчас Леон мысленно обещает Анриетте вернуться с ней в Рим, ведь они еще не так стары. Леон хочет написать книгу и оживить для читателя решающий эпизод своей жизни – сдвиг, который совершился в его сознании, пока его тело перемещалось от одного вокзала до другого мимо мелькавших за окном пейзажей.

Поезд прибывает в Рим. Леон выходит из купе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: