Краткая биография бань - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография бань

Биография Себастьяна Баха Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, капельмейстер, виртуозный органист. Более двух веков прошло после его смерти, а интерес к написанным

Краткая биография бань

Биография Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, капельмейстер, виртуозный органист. Более двух веков прошло после его смерти, а интерес к написанным произведениям не угасает. По версии «Нью-Йорк Таймс» был составлен рейтинг мировых композиторов, которые создали шедевры, стоящие над временем, и Бах занимает в этом списке первое место. Его музыку как лучшее, что смогло сотворить человечество, записали на Золотую пластинку Вояджера, прикрепили к космическому аппарату и запустили с Земли в Космос в 1977 году.

Детство

Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городке Эйзенах. В многодетной семье Бахов он был младшим, восьмым ребёнком (четверо из них умерли в младенческом возрасте). Их род ещё с начала XVI века славился своей музыкальностью, многие из его родственников и предков были профессионалами в музыке (исследователи их насчитали около полусотни). Прапрадед композитора Фейт Бах имел профессию пекаря и отлично играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в виде ящичка).

Отец мальчика, Иоганн Амброзиус Бах, играл в церкви Эйзенаха на скрипке и работал придворным концертмейстером (на этой должности он занимался организацией светских концертов). Старший брат, Иоганн Кристоф Бах, служил в церкви органистом. Из их рода вышло столько трубачей, органистов, скрипачей и флейтистов, что фамилия «Бах» стала нарицательной, так называли любого более или менее стоящего музыканта сначала в Эйзенахе, а потом и во всей Германии.

При такой родне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал обучаться музыке раньше, чем научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получал от отца и очень радовал родителя своею жадностью к музыкальным познаниям, усердностью и способностями. Мальчик обладал превосходным голосом (сопрано) и, будучи ещё совсем маленьким, солировал в хоре городской школы. В его будущей профессии не сомневался никто, из Себастьяна обязательно должен был получиться музыкант.

Когда ему было девять лет, умерла мама Элизабет Леммерхирт. Спустя год скончался и отец, но ребёнок не остался одинок, его забрал к себе старший брат Иоганн Кристоф. Он был степенным и уважаемым в городе Ордруф музыкантом и учителем. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф учил младшего брата играть церковную музыку на клавесине.

Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и мучительными. Он стал заниматься самообразованием, тем более когда прознал, что у старшего брата в закрытом шкафу имеется тетрадка с произведениями известных композиторов. По ночам юный Бах проникал в шкаф, доставал тетрадь и при свете луны переписывал ноты.

От такой утомительной ночной работы у юноши начало портиться зрение. Как же было обидно, когда старший брат обнаружил Себастьяна за таким занятием и отобрал все записи.

Образование

В Ордруфе юный Бах окончил гимназию, где изучил богословие, географию, историю, физику, латынь. Школьный учитель посоветовал ему продолжить учёбу в известной вокальной школе при церкви Святого Михаила в городе Люнебурге.

Когда Себастьяну исполнилось пятнадцать лет, он решил, что уже вполне самостоятелен, и отправился в Люнебург, прошагав пешком из Центральной Германии на север почти 300 километров. Здесь он поступил в школу и в течение трёх лет (с 1700 по 1703 годы) находился на полном пансионе и даже получал небольшую стипендию. За время учёбы побывал в Гамбурге, Целле, Любеке, где познакомился с творчеством современных музыкантов. В это же время он попробовал создавать свои собственные произведения для клавира и органа.

Окончив вокальную школу, Себастьян имел право поступления в университет, но не воспользовался им, так как нужно было добывать средства на жизнь.

Творческий путь

Бах поехал в Тюрингию, где устроился в частную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского придворным музыкантом. В течение полугода он играл на скрипке для господ и приобрёл первую исполнительскую популярность. Но молодому музыканту хотелось развиваться, открывать для себя новые творческие горизонты, а не ублажать слух богатеев. Он уехал в Арнштадт, что в 200 километрах от Веймара, где стал работать придворным органистом в церкви Святого Бонифация. Бах трудился всего три дня в неделю и при этом получал достаточно высокое жалование.

Церковный орган был настроен по новой системе, у молодого композитора появилась масса новых возможностей, которыми он воспользовался и написал около тридцати каприччио, сюит, кантат и других органных произведений. Однако через три года Иоганну пришлось покинуть город Арнштадт, так как у него сложились напряжённые отношения с властями. Церковному начальству не нравился его новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений. При этом слава о талантливом органисте распространялась по Германии быстрее ветра, и Баху во многих немецких городах предлагали выгодные должности.

В 1707 году композитор приехал в Мюльхаузен, где поступил на службу в церковь Святого Власия. Здесь он начал подрабатывать мастером по ремонту органов и написал праздничную кантату «Господь – мой царь».

В 1708 году он с семьёй переехал в Веймар, где задержался надолго в должности придворного композитора и органиста. Считается, что именно здесь и в этот период начался его творческий путь как сочинителя музыки.

В 1717 году Бах уехал из Веймара, чтобы устроиться придворным капельмейстером в Кётене у князя Леопольда Ангальта, ценившего талант композитора. Князь хорошо платил Баху, предоставил ему полную свободу действий, но он исповедовал в религии кальвинизм, что исключало использование в богослужениях утончённой музыки. Поэтому в Кётене Бах в основном занимался написанием мирских произведений:

  • сюиты для оркестра;
  • шесть Бранденбургских концертов;
  • французские и английские сюиты для клавира;
  • 1-й том «Хорошо темперированного клавира»;
  • сюиты для виолончели соло;
  • двухголосные и трёхголосные инвенции;
  • сонаты;
  • три партиты для скрипки соло.

В 1723 году Себастьян переехал в Лейпциг, где устроился в церковь Святого Фомы кантором хора. В скором времени ему предложили занять должность «музыкального директора» всех Лейпцигских церквей. Этот период его творческой деятельности ознаменовался написанием следующих произведений:

  • «Страсти по Матфею»;
  • «Рождественская оратория»;
  • «Страсти по Иоанну»;
  • месса си минор;
  • «Высокая месса»;
  • «Величальная оратория».

За всю жизнь композитор написал более тысячи произведений.

Семья

Осенью 1707 года Иоганн сочетался браком со своей троюродной сестрой Марией Барбарой. В семье родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте.

Двое из тех, кто выжил, стали впоследствии довольно известными в музыкальном мире людьми:

  • Вильгельм Фридеман так же, как и отец, был органистом и композитором, импровизатором и мастером контрапункта.
  • Карл Филипп Эммануил тоже стал музыкантом, композитором, известен как Берлинский или Гамбургский Бах.

В июне 1720 года Мария Барбара скоропостижно умерла, и Бах остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми.

Когда боль от утраты немного стихла, Себастьян вновь задумался о полноценной семье. Он не хотел привести в дом мачеху для своих детей, но и одному было уже невмоготу. Как раз в этот период в Кётене выступала с концертами певица Анна Магдалена Вильке – дочка его старинного друга, придворного музыканта в Вейсенфельде. Молоденькая Анна несколько раз бывала в гостях у Баха и мило играла с его детьми. Себастьян долго не решался, но, в конце концов, сделал ей предложение. Несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, девушка согласилась стать супругой композитора.

В 1721 году Бах и Анна Магдалена обвенчались. Его молодая жена принадлежала музыкальной династии, обладала потрясающим голосом и слухом. Этот брак стал для композитора более счастливым, чем первый. Добрая и покладистая Анна приняла детей, как своих родных, к тому же была отличной хозяйкой. В их доме теперь всегда было чисто и уютно, вкусно, шумно и весело. Для своей любимой Иоганн Себастьян создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

По вечерам в доме зажигали свечи, собирались в гостиной, Бах играл на скрипке, а Анна пела. В такие моменты под их окнами собирались толпы слушателей, которых потом пускали в дом поужинать вместе с хозяевами. Семья Бахов была очень щедрой и гостеприимной.

В этом браке родилось тринадцать детей, выжило из них только шестеро.

К сожалению, после смерти Иоганна начались разногласия между его детьми. Все разъехались, с Анной Магдаленой остались лишь две младшие дочери – Регина Сузанна и Иоганна Каролина. Материальной помощи никто из детей не оказывал, и остаток жизни супруга великого композитора провела в полной нищете. После смерти её даже похоронили в безымянной могиле для нищих. Самая младшая дочь Баха Регина влачила ужасное существование, в конце жизни ей оказал помощь Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни и смерть

Иоганн Себастьян прожил 65 лет. В последние годы у него сильно ухудшилось зрение, подпорченное ещё в юности. Композитор решился на операцию, которую ему сделал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора нельзя было назвать хорошей, но Себастьян цеплялся за последнюю надежду. Однако оперативное вмешательство оказалось неудачным, и Бах полностью ослеп. При этом он не перестал сочинять, теперь свои произведения диктовал жене или зятю.

За десять дней до смерти произошло чудо, и к Баху вернулось зрение, словно для того, чтобы он последний раз смог увидеть лица любимой жены и детей, свет солнца.

28 июля 1750 года сердце великого музыканта остановилось. Похоронили его в Лейпциге на церковном кладбище.

Краткая история бань и русской бани

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Все мировые цивилизации сопровождались появлением и расцветом бань разных типов.

Так, египтяне придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

Все мировые цивилизации сопровождались появлением и расцветом бань разных типов. Так, египтяне придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

Баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в древней Индии. В Древней Греции бани являлись также особым местом в культуре, что перешло к их преемникам римлянам, а уж какой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян — об этом не знает только ленивый. Это был истинный культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани.

«Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки. В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день. Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью — драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников.

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке — камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром. В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное, -утверждал Асклепиад — завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Читайте также  Краткая биография алигер

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) многими авторами ошибочно связана только со славянами — хотя ее точные корни связаны с народами Поволжья и Урала — славянскими, финскими, угорскими, кочевыми и охотничьими племенами Урала и Сибири, каждое из которых внесло свою лепту в это гениальное коллективное творение (до сих пор в тайге можно найти таежные избушки зимовки охотников- построенные как баня).

Затем во время великого переселения часть финских народностей перенесла баню в неизменном виде (баня по-черному) в страны Скандинавии и Европы. Сибирские племена скорее всего перенесли баню в Америку, где она процветавшая в эпоху расцвета американских цивилизаций, сохранилась и доныне в виде бань-темаскуали, в которых парятся вениками из кукурузных стеблей, переложенных лечебными травами.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом. Татары и монголы осевшие в Поволжье также очень крепко полюбили баню, о чем есть многочисленные исторические упоминания.

О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане. а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому, что он не любил бани.

«Русские, — сообщает Олеарий,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе.

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения большим общественным баням и ходили туда не ради мытья, а ради пара и релаксации. Ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект, которого практически невозможно достигнуть в небольших домашних баньках. Впрочем, и в общественных (торговых) банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие «просветители» и «моралисты» того времени считали общие бани главным очагом разврата, доступным для горожан того времени, когда публичные дома еще отсутствовали, а проституция была бытовой, военной и банной.

Ни один иностранец, посетивший Московию в 15-17 веках, не обошел молчанием столь чуднОго явления, как совместный помыв мужчин и женщин, что в принципе было обычным и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей по их мнению каждому цивилизованному (то есть европейскому) человеку.

В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, промежду всех, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки. В обязанности растиральщиц входили не только обмахивания клиентов большими ветвями свежим паром (вениками работали более крепкие мужики), не только полная помывка, но и прочие радости, коли того клиент захочет случайным образом. Вот как описывал работу растиральщиц Пушкин в «Руслане и Людмиле»:

Осип Иванович Бове — краткая биография

ФИО: Бове Осип Иванович
Дата рождения: 4 ноября 1784 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Архитектор
Дата смерти: 28 июня 1834 г. (49 лет)

Осип (Джузеппе) Иванович Бове – знаменитый российский архитектор. Главной его заслугой является восстановление Москвы после пожара в 1812 году. Роль его неоценима, так как вклад архитектора в облик города весьма высок. Множество проектов были выполнены им в стиле неоклассицизма и ампира

Детство и юность

4 ноября 1784 года Осип Иванович Бове родился в семье Винченцо Бовы и Екатерины Кнаппе. Отец его, неаполитанский художник-резчик, в 1782 году переехал в Петербург для работы в Эрмитаже, а мама была дочерью художника Карла Кнаппе, академика Императорской Академии художеств.

Через некоторое время после рождения первенца молодожёны переехали в Москву, где Осипу Ивановичу было предначертано стать отцом для множества строений. В 1797 родился брат Осипа Ивановича – Михаил, а ещё через несколько лет – Александр.

Краткая биография

  1. 1801 год – будущий мастер поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Ф. Компорези, ставший его первым учителем, читал лекции, благодаря которым Бове смог осознать все тонкости предстоящего дела. Первым опытом для него стала постройка Голицинской больницы. Конечно же, он строил её не сам, а лишь помогал Матвею Казакову в этом деле.
  2. 1809 – 1810 гг. – следующим профессиональным опытом для зодчего стала работа с юным Росси при поездке в Тверь на строительство замка для принца Георга Ольденбургского. Позже Росси сделает невероятный вклад в архитектуру Санкт-Петербурга.
  3. 1812 год – служил корнетом Иркутского гусарского полка во время Отечественной войны.
  4. 1813 год – Осип Иванович вернулся с войны на городскую службу. В тот момент была сформирована Комиссия о строении Москвы для восстановления сожжённых построек. Участники Комиссии поделили городскую площадь на четыре участка и каждой области назначили архитектор. Бове стал над центральным участком и отвечал за Арбатскую, Тверскую, Новинскую, Пресненскую и Городскую части. В Комиссию за короткий срок могло прийти около сотни прошений о строительстве сооружений. Осип Иванович усердно работал, исправляя старые проекты и создавая новые, продумывал архитектурные комплексы, а также участвовал в руководстве по обновлению стен и башен Кремля.
  5. 1814 год – был назначен архитектором «фасаднической части» и смотрящим за точным исполнением постройки. Первой его работой стала реконструкция Красной площади. До пожара она имела большое значение в повседневной жизни – на ней обильно были расставлены прилавки для торговцев. Но Осип Иванович решил изменить значение площади с бытового на культурный, чтобы она стала сердцем и украшением города. Он разработал особый ансамбль, в состав которого вошли: Кремлевская стена со Спасскими и Никольскими башнями, Покровский собор (собор Василия Блаженного).
  6. 1816 год, февраль – Осип Иванович был награждён званием архитектора от совета Императорской Академии художеств
  7. 1816 год, весна – подал на звание академика архитектуры. В ответ на это челны Академии дали ему задание на проектирование театра на 3 тыс. человек, но Бове этого не сделал, потому и не получил соответствующего звания.
  8. 1816 год, конец – закончил перестройку Верхних и Средних торговых рядов. Архитектор сохранил характер постройки, притом дал ей оттенок величественности. Например, он украсил лепниной, колоннами и портиками углы некоторых зданий. У него была ещё одна грандиозная идея – построить и Нижние торговые ряды, дабы объединить их с Китай-городом, но данные планы были реализованы только во второй половине XIX века.
  9. 1817 год – утверждён генеральный план, который Бове и воплотил в жизнь, обозначив Москву как город-монумент, славящий всю Россию.
  10. 1818 – 1824 гг. – строительство Театральной площади. На это Осип Иванович был назначен ещё в 1816 году. Для строительства сносили старые кварталы вокруг Петровского театра, которые горели ещё до Отечественной войны.
  11. 1821 – 1824 гг. – строительство Большого театра. Бове переработал план и чертёж Андрея Михайлова, который был невероятно дорогостоящим и громоздким – уменьшив само здание, он смог сохранить облик строения.
  12. 1824 – 1825 гг. – работал над декоративной и скульптурной частями Манежа, построенного по чертежам Августина Бетанкура. Он решил придать зданию военного характера – в основу украшений легли античные военные доспехи, а внутри и снаружи по рисункам Бове были сделаны дорические колонны и украшения в виде эмблем римских легионеров. К сожалению, Осип Иванович не смог воплотить все имевшиеся идеи в жизнь, так как в один момент просто прекратилось финансирование.
  13. 6 января 1825 года – после первого спектакля в Большом театре зрители оценили лёгкость и изящество убранства, эффект «висящих» лож и галереи.
  14. 1827 – 1834 гг. – постройка Триумфальной арки при въезде в Москву со стороны Питера. В 1829 году был утверждён проект данной постройки. Бове разрабатывал скульптурные эскизы, а сделали их И. Тимофеев и Витали.
  15. 28 июня 1834 года – Осип Иванович Бове умер, не дожив до открытия Триумфальной арки совсем немного. Он похоронен на кладбище при Донском монастыре.
  16. 1834 год, сентябрь – состоялось открытие Триумфальной арки, возведённой в честь русской победы в войне 1812 года.

Личная жизнь

Единственные сведения о личной жизни Осипа Ивановича – это то, что в 1816 году он перешёл в православие и женился на вдове, княгине Авдотье Семёновне Трубецкой, в девичестве Гурьевой, первым браком бывшей замужем за князем Алексеем Ивановичем Трубецким.

Жена – Авдотья Семёновна

Свадьба эта была скандальной для той эпохи. Знатная дама выходила за обычного зодчего, простолюдина. Если сейчас архитектор – это хорошая партия, то раньше между ним и камердинером не было особой разницы. «Москва помешалась – художник, архитектор, камердинер – все подходят, лишь бы выйти замуж!», – писала княжна Туркестанова.

Заключение

Осип Иванович Бове произвёл невероятный вклад в облик Москвы, без него мы не знали бы её такой, какая она есть сейчас. Но он знаменит не одним Большим театром, Триумфальной аркой и Театральной площадью.

Архитектор Осип Бове

Кроме них Бове возводил и другие, не менее значимые, постройки – здания для жилья и общественных собраний. За его авторством остаётся и Градская больница – первая общественная в Москве. Доходные дома, в которых владельцы жили на верху, лавки базировались внизу, а среднее пространство шло под сдачу в аренду, также появились лишь от стараний Осипа Ивановича. Помимо домов для дворян и купцов, проекту Бове принадлежат также и особняки нового типа – с флигелями и небольшим парадным двором.

История русской бани.

Вы любите баню? Я люблю. Жаль нечасто приходится выбираться. Что же это такое — баня? Чем же она так хороша и полезна? И откуда пошла традиция мыться именно в бане и разговоры о пользе парной?

Сложно сказать откуда появилась любовь человечества к бане. Многие авторы, изучавшие данный вопрос, говорят, что скорее всего прообразом бани послужили природные горячие источники. Древние люди заметили благотворное влияние на здоровье горячей воды и пара, и попытались моделировать это в искусственных условиях.

Принято считать, что первые бани появились в Древней Греции. И только благодаря им мир узнал о существовании бани. Однако, еще задолго до появления Колумба в Америке, древние индейцы Северной и Южной Америки устраивали себе банные дни.

Индейцы Южной Америки устраивали темескаль — глиняное куполообразное строение, так называемая «камера для потения». Для процедуры мытья использовался пар и целебные травы.

Индейцы Северной Америки использовали обычный вигвам в котором нагретые камни поливали водой.

Древние скифы — полуземлянки или шалаши с нагретыми камнями.

Японцы парились в бочках с нагретыми опилками, а для мыться использовали бочки с чистой водой.

В древней Индии в каждом доме были ванные комнаты, а в древней Ирландии археологи до сих пор находят ямы для потения, выкопанные в земле.

Читайте также  Краткая биография задорнов

В Англии в 12-13 вв. в качестве бани использовалась бочка с вырезом для шеи и скамейкой внутри для удобства принимающего процедуры. Пар подавался по специальной трубке из отдельно нагревающейся емкости, которая присоединялась к бочке.

И все таки, первые настоящие бани, в том виде который дошел практически до наших дней появились в Древней Греции. Эти бани послужили примером для создания римских терм, турецкого хамамма, роскошных персидских бань и нашей русской бани.

Почему же они так различаются внешним видом? Все просто, каждый из народов приспособил идею бани под условия своей жизнедеятельности и собственные возможности.

В наших северных условиях сложно протопить огромное помещение, поэтому величина площади русской бани уменьшилась до максимально возможной.

По одним источникам банная история на Руси начинается с V века, по другим — археологи обнаруживают бани возрастом XI века. Это всегда небольшой сруб, стоящий в стороне от основных домовых построек (противопожарная безопасность) с непропорционально большой печью и отверстием для выхода дыма. Примерно в таком неизменном виде русские бани дошли аж до середины 20 в. Да, да их можно еще обнаружить если поискать в отдаленных деревнях нашей необъятной Родины.

Баня была известна по всей территории славянских земель, пользовались баней и любили попариться и князья, и простой люд, и богатые купцы. Тогда баня имела много названий, именовали ее и мыльней, и мовней, и влазней (откуда и происходит украинское название бани – лазня), называлась баня также мовью.

В те далекие времена баню использовали и как место для мытья, и как роддом, и как лечебницу. И в этом есть здравый смысл: высокие температуры, фенолы из дыма, никаких микробов и высокая степень стерильности помещения. Кроме того, русская баня великолепный кардиостимулятор.

Особенностью русской бани являются веники, париться с вениками – чисто русская традиция, неизвестная более ни в одной стране. Березовый веник, хорошенько распаренный и нагретый, создает эффект массажа, глубокого, согревающего и бодрящего. Такое новшество в банном деле прекрасно воздействует на кожу, улучшает кровообращение, помогает прогреться.

При этом функции у бани были не только гигиеническими, но и обрядовыми. Так, перед большими праздниками или венчанием обязательно предписывалось посетить баню. Этот поход в парную сопровождался специальными обрядами и традициями.

И в настоящее время, баню любят и ценят, пожалуй, гораздо больше, чем просто принятие ванны. Баня в России ценится за ее лечебное воздействие, оздоровление и закаливание организма.

Баня, bania, bain, bano этимология

Съгръшихъ частымъ омываниемъ баинымъ
Словарь русского языка XI-XVII вв. Требник, XVI.

Воду древние люди воспринимали как очищающую материю, в материнской религии (иудаизме) один из главных обрядов – ритуал омовения, верующим приписывается, накануне субботы и праздников совершать погружению в МИКВУ (досл. скопление вод, бассейн для ритуального омовения). Традиция омовения Ветхого Завета перешла в иудеохристианство, где обряд КРЕЩЕНИЯ (Иоанн Креститель, погружение в воду) был ИДЕОЛОГИЧЕСКИ УСИЛЕН и стал символом христианства.

Уход за телом древнейшая естественная процедура в культуре народов, обычно производится путем обмывания тела водой, частота и способы этого гигиенического акта зависят от природных и климатических условий и религиозной традиции. Купание совершалось в любом водном источнике: ручье, реке, озере, море, в странах с холодным климатом для купания строили специальные помещения (бани, термы) которые обычно располагали у ИСТОЧНИКОВ воды. В жарких странах, где всегда остро стояла проблема нехватки воды, купались в приспособленных для этих целях природных (пещеры с источниками) или искусственных емкостях и водоёмах, воду собирали в период дождей.

1) Краткая история бань
а) Античный период
На греческом сосуде 480 г. до н.э. (Берлинский государственный музей) сохранилось изображение девушек купающихся под струёй воды (источник, фонтан); купание у греков в основном носило гигиенический характер, употребление теплых ванн порицалось. Тем не менее, упоминаются и теплые бани, в Афинах были общественные и частные платные (2 обола) бани-купальни с банщиками (balaneis, любопытно, что в иврите подобный термин – БАЛАН банщик). Римские термы поначалу были очень простыми купальнями, затем были роскошно обустроены, а купание в термах стало важным элементом римской культуры (Реальный словарь классических древностей по Любкеру. СПб, 1885, с. 202; http://ancientrome.ru/).

б) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
«Местом купания в библейскую эпоху служили исключительно реки и ключи (II кн. Цар., 5, 10). Самый значительный из ключей в Иерусалиме был источник Силоа; раскопками здесь были открыты развалины купального заведения (ср. Baedeker, Pal;stina u. Syrien, 6 Aufl., Leipzig, 1904, стр. 75). Раввины считали эту купальню идеальной (Иер. Таан., II, 65а). Другое купальное заведение было на реке Бетесда близ Иерусалима; там была купальня, окруженная пятью колоннадами.
В талмудическую эпоху местом купаний служили … ямы, цистерны и пещеры; последние находились, вероятно, за городом в горах, и ими более прочих пользовались; … В то время как термальные ванны запрещались по субботам из опасения, чтобы не топить в субботу, купанье в пещерах было разрешено (Шабб., 14а). Ямы и цистерны находились на дворах и в домах (ср. II Сам., 11, 2, где речь, очевидно, идет о цистерне, наполнявшейся дождевой водой и находившейся на дворе; ср. также купальню Сусанны, находившуюся в парке, согласно версии Феодосия, 15). В башне Фазаеля в Иерусалиме, где было и жилое помещение, находилась и купальня …, «чтобы не было недостатка ни в чем», как выражается Флавий («Иуд. войн.», V, 4, 3, § 168). Сюда относятся в известном смысле и … фонтаны, упоминаемые в Мидраше. Талмуд говорит также о корыте, служившем ножной ванной, … (M. Jad, IV1) ,. Купались и в реках (Berach., 22а), в Палестине — преимущественно в Иордане, в Вавилонии же — в Евфрате. Любимым местом для купанья считалось море (Шабб., 35а), особенно Средиземное.
Теплые купанья и специальные приспособленные к тому общественные бани появляются у евреев лишь после знакомства их с греческой цивилизацией; талмудические названия Бани, или бе-Бани, (баня или Балон, (банщик) или Баанора, (утиральник) и т. д. указывают на греческое происхождение еврейских бань (valaneion баня)».

Последнее утверждение авторов статьи (XIX в.) не совсем точно, так как еврейский талмудический термин БЕИ БАНИ – баня, не соответствует фонетически греческому термину (b)valane;o – баня (русск. (Б)ВАЛАНИО, разные способы чтения). Тесные культурные связи евреев, греков и римлян в античный период предполагают как и заимствование, так и создание своих терминов для обозначения предмета распространенного у другого народа.

б) Бани на Руси
Сведения о гигиеническом омовении (купании) на территории Руси противоречивы, чиновник аббасидского халифа аль-Муктадира Ахмед ибн Фадлан в 921-922 гг. совершил дипломатический визит в Волжскую Булгарию, по итогам которого составил «Записку», где нелестно отзывается о гигиене руссов-язычников: «И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой ГРЯЗНОЙ воды…».

В Повести временных лет (XII век, известна по спискам XIV века) летописец рассказывает о путешествии апостола Андрея (I в.) по славянским землям, факт вымышленный (церковная легенда), славян не существовало в этот период. Однако в Крыму еврейские памятники (надгробья) I века зафиксированы археологией, вполне возможно, что какой-либо деятель раннего иудеохристианства посетил и днепровские земли, возможности для этого были. В этом сюжете летописец описал процесс мытья в русской бане, употребив при этом термин БАНЪ, естественно, что деятель, живший в XII веке о быте славян более раннего времени сведений не имел. Современный ему племенной языческий славянский мир он характеризует отрицательно, а описание БАНЪ очевидно связано с уже русским христианским городским бытом Киевской Руси.

2) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень – бан; окончание – я. Значение – специальное учреждение или помещение, где люди моются и парятся. Этимология – по Максу Фасмеру.
Подобные термины в итал. – bania; фр. bain; исп. bano.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера
русск.-цслав., с XI в.; см. Срезн. III, Доп. 7. Ср. укр. ба;ня – то же, ст.-слав. баньскъ (Син. Пс.), сербохорв. ба;ња (с XIV в.) – то же, болг. ба;ням «мою». Сюда же следует отнести вышеупомянутые слова (см. ба;нка) со знач. «банка, сосуд, медицинская банка».
Дальнейшая этимология: Скорее всего, старое заимств. из народнолат. *baneum (ср. лат. греч.). Отсюда же франц. bain, ит. bagno; см. Мейе, MSL 11, 178 и сл.; Et. 182; RS 2, 68; Бернекер 1, 42 и сл.; Романский, JIRSpr. 15. 92 и сл.; Богач, LF 35, 370. Заимствование из формы, предшествующей нов.-греч. mpaneio «баня», невероятно, вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 38; RS 3, 261) и Зеленину (AfslPh 32, 602). Столь же сомнительно родство с д.-в.-н. bahen «парить, греть»; ср.-в.-н. bahen, д.-в.-н. bad «баня» (Тори 256). Врюкнер (14) считает слав. слово древним ввиду наличия польск. banior «болото» (у В. Потоцкого; ср. Эстеррейхер, JP 16, 9 и сл.; Галяс, JP 16, 8), но последнее может не иметь сюда никакого отношения. Ильинский (ИОРЯС, 23, 2, 200) отстаивает исконнослав. происхождение, указывая на значительное разнообразие значений (баня, сосуд, купол, улей), но их наличие можно объяснить также заимствованием.

в) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975, БАНЯ
БАЙНА, БАЙНЯ. Баня. «Поставити изба трех сажень, да клеть, да БАЙНЮ …» 1599 г. «А в БАЙНЫ де мы были в субботы ввечору у Осипа паритсе», 1651.

г) Обобщения и выводы
Этимология термина БАНЯ не определена, лингвистами высказывается множественные «народные» истолкования, никто не опирается на сакральный язык идеологии иудеохристианства.
Итак, мы выяснили, что изначально люди купались в любом водном источнике, с развитием общества процесс купания в ряде стран выделяется как мероприятие своеобразного досуга и отдыха, преимущественно для элиты.
В иудаизме выделено понятие «живая вода» — ПРОТОЧНАЯ вода источников, родников, ключей, именно в проточной воде галахические постановления рекомендовали проводить обряд водного очищения. Идея была заимствована православием и внедрена в русское сознание: «Различие живой и мертвой воды является только в славянских сказках и не повторяется более нигде … Кто выпьет живой, или богатырской, у того тот час прибывает сила великая» (ЭСБЕ, Живая вода).
Вывод
Представления об ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ воды сформировалось в русском сознании под влиянием идеологии иудаизма, соответственно и русский термин БАНЯ, БАЙНА, БАЙНЯ должен содержать термин языка иврит и указывать на природный объект – ГДЕ БРАТЬ ЖИВУЮ ВОДУ?

3) Этимология и образы иудаизма
Приведем изначальные термины русского языка в форму близкую к лексике иврита – БАЙНА (БАЙНЯ) = Б + АЙНА (я).
Б + АЙНА = Б в, внутри, в виде + АЙНА, АЙНЯ = АИН ключь, родник, источник.; т.е. термин сообщает, что БАНЯ должна создаваться у источника, иметь чистую (живую) проточную воду.

Образы иудаизма
Термин АИН (источник) употребляется в Библии в прямом и переносном смысле 88 раз.
Бытие 24:13: «я стою у источника (АИН) воды».
Исход 15:27: «И пришли в Елим; там было двенадцать источников (АИН) воды».
Судей 15:19: «Он напился, и возратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имея месту сему: «Источник (АИН, ЕН) взывающего»».
Песни Песней 4:15: «садовый источник (МАИАН) — колодец живых вод».

Вывод
Очевидно, что русский термин БАНЯ и подобные термины в итал. – bania, фр. bain; исп. bano, является заимствованием из лексики иврита, ОБРАЗЫ иудаизма и терминология иврита совпадают с ОБРАЗАМИ и терминологией русского языка, что является основанием для вывода. Только крупная идеологическая организация, обладавшая организационным и научным аппаратом на местах, десятками тысяч специалистов-агитаторов, пропагандистов (миссионеров), исследователей и всеми признанной идеологией могла установить на громадных территориях однообразную терминологию – таким было ИУДЕОХРИСТИАНСТВО.

История и традиции русской бани: краткий очерк

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».

Читайте также  Краткая биография ваншенкин

Понятие русской бани и ее появление

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловки — устройства для ловли и обезвреживания блох, в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела. И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу.

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X-XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V-VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня.

И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю.

Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: