Краткая биография чаадаев

Биография Чаадаева

Детство и юность

Петр Яковлевич Чаадаев появился на свет 27 мая (7 июня) 1794 года в Москве в старинном дворянском семействе. Родители Петра скончались, когда он был еще маленьким. Со старшим братом Михаилом он был взят на воспитание родной теткой по материнской линии, княжной Анной Щербатовой.

Получив достойное домашнее образование, в 1808 году Петр Чаадаев поступил в Московский университет. Способный вдумчивый юноша быстро снискал благосклонность своих преподавателей, а известный философ И. Т. Буле считал его своим любимым учеником.

Уже в студенческие годы Петр Яковлевич был образцом светского денди: одевался он по последней моде, умел поддержать любой разговор и выгодно отличался умением танцевать. Чаадаев пользовался большим вниманием у женщин, а его интеллектуальное превосходство никто не осмеливался оспаривать.

Военная служба

С началом Отечественной войны 1812 года братья Чаадаевы в чине подпрапорщиков вступили в лейб-гвардию Семеновского полка.

Во время военных действий Петр Чаадаев принимал участие в знаменитом Бородинском сражении и за проявленное мужество был произведен в прапорщики. Также участвовал во многих других важных сражениях, в том числе во взятии Парижа. Был награжден орденом Св. Анны 4-й степени, прусским орденом «Pour le Mérite» («За заслуги») и Кульмским крестом.

Год спустя Петр перешел на службу в Ахтырский гусарский полк, а затем — в лейб-гвардию Гусарского полка. Во время дислокации полка в Царском селе судьба свела Чаадаева с Александром Пушкиным, который посвятил своему новому другу несколько стихотворений.

Военная карьера Чаадаева развивалась очень удачно, но в 1821 году он неожиданно для всех ушел в отставку. Если кратко, самое важное решение в жизни он принял после приватного разговора с императором, породившего множество легенд и слухов.

Общественная деятельность

После отставки Чаадаев погрузился в тяжелую депрессию. Чтобы поправить здоровье, он отправился в путешествие по Европе, во время которого занялся поиском книг на религиозную тематику. Петр Яковлевич не собирался возвращаться в Россию, однако из-за проблем со здоровьем был вынужден сделать это.

Еще во время службы Чаадаев был принят в масонскую ложу, затем — в Союз благоденствия, а в 1821 вступил в Северное тайное общество декабристов. По возвращении в Россию Чаадаев был арестован по обвинению в причастности к декабристам, но спустя время был отпущен под подписку о непричастности к действиям любых тайных обществах.

Философия и творчество

По возвращении в Россию Петр Яковлевич поселился под Москвой, где завел переписку со своей соседкой Екатериной Пановой. Желая ответить на многие вопросы Пановой касательно религии и философии, Чаадаев написал свой главный труд — произведение в эпистолярном жанре «Философические письма».

Публикация этой книги вызвала в обществе большой резонанс. Чаадаев посмел подвергнуть критике один из важнейших столпов монархии — культ православия. Он был уверен, что православие не освобождает народ от рабства, а, в отличие от западного христианства, еще более порабощает его.

В итоге Чаадаева признали сумасшедшим и установили за ним врачебный надзор. Панову сослали в психиатрическую лечебницу. Журнал «Телескоп», в котором в 1836 году впервые были опубликовано «богохульное» произведение, был закрыт, а его редактор отправлен на каторгу.

Надзор с Чаадаева был снят с условием ничего более не писать. Однако Петр Яковлевич нарушил этот запрет в том же году, написав «Апологию сумасшедшего», в которой причины отсталости русского народа.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Чаадаев был избалован женским вниманием, личная жизнь его сложилась несчастливо. Он не был женат, не оставил после себя потомства. В жизни Петра Яковлевича было три сильных любви, но лишь со стороны женщин: философ никого не осчастливил своей благосклонностью.

Судьбы этих женщин — Катерины Паниной, Авдотьи Норовой и Екатерины Левашовой — были неразрывно связаны с судьбой Чаадаева, который никого из них не смог сделать счастливой.

Скончался Петр Яковлевич 14 (26) апреля 1856 года в Москве. Причиной смерти стала пневмония. Согласно последней просьбе, философ был похоронен на Донском кладбище в Москве, рядом с могилой Авдотьи Норовой.

Петр Чаадаев

Биография

Петра Чаадаева называли нравственным идеалом эпохи, а после публикации философского труда, идущего в разрез с царским строем – «государственным сумасшедшим». Его биография легла в основу ряда литературных образов: Евгения Онегина, Александра Чацкого, князя Мышкина, Пьера Безухова. В отличие от своих персонажей Чаадаев жил вдали от человеческих страстей и ушел из жизни одиноким.

Детство и юность

Петр Яковлевич Чаадаев родился 27 мая (7 июня) 1794 года в Москве. Отец Яков Петрович служил советником Нижегородской уголовной палаты, матерью была княжна Наталья Михайловна, дочь князя Михаила Михайловича Щербатова. Родителей Петра и Михаила, его старшего брата, рано постигла смерть, и в 1797 году мальчиков взяла на попечение старшая сестра матери Анна Щербатова.

Петр Чаадаев в молодости

В 1808 году Петр Чаадаев, получив достойное домашнее образование, поступил в Московский университет. Среди его учителей были историк права Федор Баузе, исследователь рукописей Священного Писания Христиан-Фридрих Маттеи. Философ Иоганн Буле называл Чаадаева любимым учеником. Уже в студенческие годы Чаадаев проявлял интерес к моде. Мемуарист Михаил Жихарев так описывал портрет современника:

«Искусство одеваться Чаадаев возвел почти в степень исторического значения».

Петр Яковлевич славился умением танцевать и вести светский разговор, что выставляло его в выгодном свете среди женщин. Внимание со стороны противоположного пола, а также интеллектуальное превосходство над сверстниками сделали Чаадаева «жесткосердным себялюбом».

Военная служба и общественная деятельность

Отечественная война 1812 года застала братьев Чаадаевых в Московском обществе математиков. Молодые люди вступили в лейб-гвардию Семеновского полка в чине подпрапорщиков. За мужество, проявленное в Бородинском сражении, Петра Яковлевича повысили до прапорщика, наградили орденом св. Анны и Кульмским крестом за штыковую атаку в сражении под Кульмом. Также он участвовал в Тарутинском маневре, сражении под Малоярославцем.

Портрет Петра Чаадаева

В 1813 году Чаадаев перевелся в Ахтырский гусарский полк. Декабрист Сергей Муравьев-Апостол объяснял этот поступок Петра Яковлевича желанием покрасоваться в гусарском мундире. В 1816 году он перешел в лейб-гвардию Гусарского полка, произведен в поручики. Спустя год Чаадаев стал адъютантом будущего генерала Иллариона Васильчикова.

Гусарский полк дислоцировался в Царском селе. Именно здесь, в доме историка Николая Карамзина, Чаадаев познакомился с Александром Пушкиным. Великий русский поэт посвятил философу стихотворения «К портрету Чаадаева» (1820), «В стране, где я забыл тревоги прежних лет» (1821), «К чему холодные сомненья» (1824), а Петр Яковлевич, будучи другом Пушкина, «заставлял его мыслить», беседуя на литературные и философские темы.

Петр Чаадаев и Александр Пушкин

Васильчиков поручал Чаадаеву серьезные дела, например, доклад Александру I о бунте в лейб-гвардии Семеновского полка. После встречи с императором в 1821 году адъютант, подающий надежды на блестящее военное будущее, ушел в отставку. Известие шокировало общество и породило множество легенд.

Читайте также  Краткая биография лиханов

Согласно официальной версии, Чаадаев, некогда служивший в Семеновском полку, не вытерпел наказания близких товарищей. По иным соображениям, философу претила мысль доносить на бывших однополчан. Современники также предполагали, что Чаадаев опоздал на встречу с Александром I, потому что долго подбирал гардероб, либо что государь высказал мысль, которая противоречила идеям Петра Яковлевича.

Расставшись с военным делом, Чаадаев погрузился в затяжной духовный кризис. Из-за проблем со здоровьем в 1823 году он отправился в путешествие по Европе, не планируя возвращаться в Россию. В поездках Петр Яковлевич активно обновлял библиотеку религиозными книгами. Особенно его привлекали работы, основная идея которых состояла в сплетении научного прогресса и христианства.

Состояние здоровья Чаадаева ухудшилось, и в 1826 году он решил вернуться в Россию. На границе его арестовали по подозрению в причастности к восстанию декабристов, которое произошло годом ранее. С Петра Яковлевича взяли расписку о том, что он не состоял в тайных обществах. Впрочем, эта информация являлась заведомо ложной.

Еще в 1814 году Чаадаев входил в Петербургскую Ложу Соединенных друзей, достиг сана «мастер». Философ быстро разочаровался в идее тайных обществ, а в 1821 году и вовсе покинул соратников. Тогда же он вступил в Северное общество. Позже он критиковал декабристов, считая, что вооруженное восстание отодвинуло Россию на полвека назад.

Философия и творчество

Вернувшись в Россию, Чаадаев поселился под Москвой. Его соседкой была Екатерина Панова. С ней у философа завязалась переписка — сначала деловая, потом дружеская. Молодые люди обсуждали в основном религию, веру. Ответом Чаадаева на духовные метания Пановой стали «Философические письма», созданные в 1829-1831 годах.

Портрет Петра Чаадаева

Написанное в эпистолярном жанре произведение вызвало негодование политических и религиозных деятелей. За высказанные в труде мысли Николай I признал Чаадаева и Панову сумасшедшими. За философом установили врачебный надзор, а девушку сослали в психиатрическую больницу.

Острую критику «Философические письма» вызвали потому, что в них развенчивался культ православия. Чаадаев писал, что религия русского народа, в отличие от западного христианства, не освобождает людей от рабства, а напротив, порабощает. Эти идеи публицист Александр Герцен позже назвал «революционным католицизмом».

Император Николай I

Журнал «Телескоп», в котором в 1836 году было опубликовано первое из восьми «Философических писем», был закрыт, редактора сослали на каторгу. До 1837 года Чаадаев ежедневно проходил медицинское освидетельствование, чтобы доказать свое умственное благополучие. Надзор с философа был снят с условием, что он «не смеет ничего писать».

Данное обещание Чаадаев нарушил в том же 1837 году, написав «Апологию сумасшедшего» (не опубликована при жизни). Труд отвечал на обвинения в «негативном патриотизме», рассказывал о причинах отсталости русского народа.

Книга Петра Чаадаева

Петр Яковлевич считал, что Россия находится между Востоком и Западом, но по своей сути не относится ни к одной из сторон света. Нация, которая стремится почерпнуть лучшее из двух культур и при этом не стать последователем ни одной из них, обречена на деградацию.

Единственный правитель, о котором Чаадаев говорил с уважением, — Петр I, который вернул России былое величие и могущество путем введения в русскую культуру элементов Запада. Чаадаев был западником, но славянофилы относились к нему с уважением. Доказательство тому – слова Алексея Хомякова, яркого представителя славянофильства:

«Просвещенный ум, художественное чувство, благородное сердце – таковы те качества, которые всех к нему привлекали; в такое время, когда, по-видимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон. Он был особенно дорог тем, что он сам бодрствовал и других побуждал».

Личная жизнь

Недоброжелатели называли Чаадаева «дамским философом»: он постоянно был окружен женщинами, умел влюблять в себя даже преданных мужьям жен. При этом личная жизнь Петра Яковлевича не сложилась.

Петр Чаадаев и Авдотья Норова — прототипы Евгения Онегина и Татьяны Лариной

В жизни Чаадаева было три любви. Екатерина Панова, адресат «Философических писем», сильнее всего пострадала от мужского честолюбия. Даже после освобождения из психиатрической больницы девушка не винила возлюбленного в своем несчастье. Она искала встречи с философом, но умерла без ответного письма, одинокой безногой старухой.

Чаадаев послужил прототипом для Евгения Онегина из одноименного романа Александра Пушина, а в роли Татьяны Лариной выступила Авдотья Норова. Она влюбилась в философа без памяти, и когда у него не осталось денег на оплату прислуги, предложила бесплатно присматривать за ним, но тот уехал в Москву, к семье Левашовых.

Петр Чаадаев и Екатерина Левашова

Авдотья была девушкой болезненной и слабой, а потому рано умерла – в 36 лет. Чаадаев, долгое время оставлявший письма Норовой без ответа, навестил ее в больнице незадолго до смерти.

Екатерина Левашова, хоть и была замужней женщиной, искренне любила Чаадаева. Супруг и старшие дети не понимали, почему она не берет с философа денег за жилье. Трепетное отношение Екатерины к гостю продолжалось 6 лет, вплоть до ее кончины.

Смерть

14 апреля 1856 года в газете «Московские ведомости» появился короткий некролог:

«В 5 часов пополудни скончался после непродолжительной болезни один из московских старожил Петр Яковлевич Чаадаев, известный почти во всех кружках нашего столичного общества».

Он умер от воспаления легких, немного не дожив до 63 лет. Мемуарист Михаил Жихарев однажды спросил философа, почему он бегает от женщин, «как черт от ладана», а тот ответил:

Чаадаев велел похоронить себя возле любимых женщин — в Донском монастыре у могилы Авдотьи Норовой или в Покровском храме около Екатерины Левашовой. Философ нашел последний покой на Донском кладбище в Москве.

Цитаты

«Тщеславие порождает дурака, надменность – злобу».

«Никто не считает себя вправе что-либо получить, не дав себе труда по крайней мере протянуть за этим руку. Одно есть исключение – счастье. Считают совершенно естественным обладать счастьем, не сделав ничего для того, чтобы приобрести его, то есть чтобы его заслужить».

«Неверующий, на мой взгляд, уподобляется неуклюжему циркачу на канате, который, стоя на одной ноге, неловко ищет равновесие другой».

«Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас».

ЧААДАЕВ ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ

Русский философ, публицист. Автор знаменитых «Философических писем» (1829-1831), за написание которых был официально объявлен сумасшедшим (1836).

Принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец – Яков Петрович Чаадаев.

Рано остался сиротой, вместе с братом Михаилом воспитывался теткой по матери княжной А.М. Щербатовой, сестрой известного историка князя М.М. Щербатова. Князь Д.М. Щербатов стал опекуном мальчиков. Чаадаев получил хорошее домашнее образование. В 1807-1811 годах слушал лекции в Московском университете. Здесь он познакомился с будущими декабристами И.Д. Якушкиным и Н.И. Тургеневым. В 1811 году переехал в Петербург.

В мае 1812 года Чаадаев вместе с братом поступил лейб-прапорщикам в Семеновский полк. В 1813 году Петра Яковлевича перевели в Ахтырский гусарский полк. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, сражался в Бородинской битве, участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. Во время них сражался под Лейпцигом и Парижем. Чаадаев стал кавалером ордена Св. Анны и прусского Кульмского креста.

Читайте также  Краткая биография сайге

В 1816 году он перешел в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный в Царском селе. Здесь он познакомился с А.С. Пушкиным. В то же время Чаадаев вступил в масонскую ложу, познакомился с С.П. Трубецким, П.И. Пестелем, М.И. Муравьевым-Апостолом.

В 1817 году стал адъютантом командира гвардейского корпуса генерала И.В. Васильчикова. В 1820 году произошло восстание Семеновского полка. Петр Яковлевич был послан с донесением об этом государю в Троппау. Это событие стало поворотным моментом в жизни блестящего офицера. Вскоре после поездки Чаадаев подал в отставку. В феврале 1821 года прошение было удовлетворено. Это вызвало огромный резонанс в обществе, в котором Петр Яковлевич славился своим блестящим умом, образованностью и дендизмом. Причины этого до сих пор не выяснены.

Знакомство с будущими декабристами не прошло для Чаадаева бесследно. Еще в 1819 году он вступил в «Союз благоденствия», в 1821 году – в Северное общество, хотя относился к их идеям довольно скептически.

События 1820 года оставили неизгладимый след на Петре Яковлевиче. Пережитый им тогда духовный кризис привел его к погружению в религию и мистику. В 1823-1826 годах Чаадаев путешествовал по Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Германии. Заграницей он также хотел поправить свое пошатнувшееся здоровье. Перед отъездом, в 1822 году Чаадаев разделил имущество с братом Михаилом, т.к. собирался остаться за рубежом. В 1825 году в Карлсбаде он познакомился с Шеллингом, с которым потом состоял в переписке. Во время путешествия он пополнял свои знания по богословию, философии и истории.

В 1826 году Чаадаев все же вернулся на родину. Тут же он был арестован по делу декабристов, но вскоре отпущен за отсутствием доказательств вины. После этого инцидента Петр Яковлевич обосновался в Москве. Несколько последующих лет он переживал второй свой внутренний кризис: жил в затворничестве и уединенном размышлении. Именно тогда полностью сложилось его мировоззрение. Чаадаев задумал написать обширный труд по философии истории в виде писем.

В 1829-1831 годах он создал свои знаменитые «Письма о философии и истории», адресованные Е.Д. Пановой, больше известные как «Философические письма». Вскоре они были представлены публике и начали ходить по рукам в списках. В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано первое письмо, что стало целым событием и имело неприятные последствия для издателя журнала Н.М. Надеждина, сосланного в Усть-Сысольск, для цензора Болдырева, пропустившего его в печать и лишившегося из-за этого своей должности, и для самого автора, объявленного властями сумасшедшим. Как умалишенный, Чаадаев должен был находиться под домашним арестом в доме на Новой Басманной, в котором он жил. Также ежедневно его осматривал врач, чей надзор был снят в 1837 году. Философу было запрещено писать.

Резкая реакция на «Философические письма» общества и правительства была вызвала взглядами Чаадаева на Россию и ее роль в мире. В «Письмах…» он говорил об отлученности нашей страны от мировой культуры, об ее отсталости и духовном застое. Там же можно было заметить его холодность к православной вере и симпатии к католицизму, который философ считал прямым наследником апостольской церкви. Согласно ему, православие ушло в сторону после Схизмы и осталось за пределами влияния европейской мысли. Также и православная Россия была обречена на изоляцию. Вся ее история после Схизмы не дала ничего для мира, ее будущее туманно. Вместе с тем, Чаадаев писал, что даже географически России было предопределено вместить в себя дух Востока и дух Запада, быть великой страной. Но теперь для этого ей было необходимо, по мысли философа, сблизиться с Западом.

В 1837 году, несмотря на запрет, Петр Яковлевич написал «Апологию сумасшедшего», в которой Россия представала уже несколько иначе. Здесь Чаадаев говорил о ее потенциале, об ее особенностях и особенностях русского духа, благодаря которым она также сможет перенять у западной цивилизации только все лучшее, оставив в стороне ее пороки. «Апология» была опубликована только после смерти автора.

Дальнейшую жизнь Чаадаев провел в Москве. Он участвовал в общественной жизни, тесно общался с будущими западниками и славянофилами, на идеи которых имел большое влияние.

После поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов подумывал о самоубийстве. Умер П.Я. Чаадаев 14 (26) апреля 1856 года в Москве от пневмонии. Похоронен на Донском кладбище.

Чаадаев в искусстве

П.Я. Чаадаев считается прототипом Александра Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

А.С. Пушкин сравнивает с известным денди Чаадаевым своего Евгения Онегина: «Второй Чадаев мой Евгений…».

Стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» (1818), «К портрету Чаадаева» (1818-1820).

Сочинения:

Философические письма. Казань, 1906.

Сочинения и письма. В 2-х т. М., 1913-1914.

Статьи и письма. М., 1989.

Полное собрание сочинений и письма. Т. 1-2. М., 1991.

Чаадаев биография, факты, личная жизнь

Писатель — нравственный идеал эпохи, был признан «государственным сумасшедшим» после публикации своих философских работ. Чаадаев, как сообщает его биография, стал прообразом для создания литературных персонажей: Онегина, Чацкого, князя Мышкина, Пьера Безухова.

Чаадаев Петр Яковлевич краткая биография

Датой рождения Петра Яковлевича Чаадаева принято считать 7 июня 1794 г. Семейство зажиточных дворян проживало в Москве. Отец семьи — Яков Петрович Чаадаев, как сообщает краткая биография, трудился в уголовной палате, мать — Наталья Михайловна, происходила из княжеского рода Щербатовых. Родители умерли едва будущему писателю минуло 3 года. Осиротевших детей сестры взяла на воспитание Анна Щербатова. Домашнее образование полученное в доме тети было блестящим. В 14 лет Петр стал студентом Московского университета. Выделялся среди молодых людей своим умом и светскими манерами. Имел репутацию щеголя и модника. Изучал историю права, исследовал рукописи Священного Писания Христиан, особенно его выделял учитель философии — Иоганн Буле.

Служил в армии, участвовал в знаменитом сражении при Бородино. После завершения военной карьеры, Петр Чаадаев, как повествует биография, был в депрессии. Много путешествовал, решил не возвращаться на родину. В 1823 году уехал в Европу. Слушал лекции философа Шеллинга, после которых изменил свое мировоззрение. Здоровье было подорвано, в 1826 году писатель вернулся в Россию. Состоял в тайном сообществе — Петербургской Ложе Соединенных друзей, которую покинул в 1821 г. Стал членом Северного общества. Не женился. Умер в 1856 г. Причиной смерти стало воспаление легких.

Военная служба

С 1812 года подпрапорщик Чаадаев Петр Яковлевич, как повествует биография, служил в Семеновском полку. Успешно проявил себя в знаменитом сражении под Бородино, получил повышение — стал прапорщиком. Был участником Тарутинского выступления, сражался под Малоярославцем. Через год Чаадаев — гусар Ахтырского полка. Позже — получил чин поручика в Гусарском полку. С 1817 г. Чаадаев служил адъютантом И.Васильчикова, по поручению которого, ездил с докладом к императору — Александру I. После этого визита, где докладывал о бунте сослуживцев по Семеновскому полку, подающий надежды адъютант уволился со службы.

Читайте также  Краткая биография ли г.

Литературное творчество

После возвращения в Россию жил в Подмосковье. Завязал переписку на религиозные темы с соседкой — Екатериной Пановой. В результате в 1829-1831 г. им были написаны «Философические письма». За это произведение автора признали сумасшедшим и установили медицинский надзор. Панову насильно поместили на лечение в психбольницу.

«Революционный католицизм» произведения развенчивал православный культ. Автор считал, что религия должна давать свободу, а не порабощать.

Первое из «Философических писем», напечатанное в журнале «Телескоп», в 1836 году послужило поводом к закрытию издательства. Руководитель журнала был сослан на каторгу. Год Петр Чаадаев был вынужден регулярно проходить осмотры у врачей на предмет умственного благополучия. Краткая биография сообщает, что писателю запретили издавать свои литературные произведения.

В этом же году он создал труд — «Апология сумасшедшего», которая повествовала об отсталости русских людей. Произведение было издано после смерти создателя.

В поездках изучал вопросы соединения научного и духовного миров.

Петр Чаадаев: личная жизнь

Чаадаев Петр Яковлевич, как информирует краткая биография, был несчастен в личной жизни.

С Екатериной Пановой, получателем опального литературного труда, прошедшей лечение в клинике для душевнобольных, писатель не встречался.

В Чаадаева была самозабвенно влюблена Авдотья Норова. Отношения не сложились. Авдотья умерла в возрасте 36 лет.

Екатерина Левашова, была замужем, но искренне любила Чаадаева. Она позволила писателю жить у нее бесплатно.

Интересные факты

Портрет писателя художник вынужден был переписывать 15 раз из-за недовольства заказчика.

Завещал себя похоронить рядом с любимыми им женщинами. Нашел последний приют на Донском кладбище, где захоронена Авдотья Норова.

Чаадаев, Петр Яковлевич

Чаадаев, Петр Яковлевич

Пётр Яковлевич Чаадаев

Пётр Яковлевич Чаадаев
Дата и место рождения: 27 мая (7 июня) 1794, Москва
Дата и место смерти: 14 (26) апреля 1856, Москва
Школа/традиция:

Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же) — русский философ и публицист.

Содержание

Биография

Чаадаев родился в старинной зажиточной дворянской семье. В 1807—1811 учился в Московском Университете, дружил с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским Кульмским крестом. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу. В 1816 был переведён в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. В доме Н. М. Карамзина Чаадаев познакомился с А. С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Чаадаеву посвящено несколько стихотворений Пушкина. Не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего в 1820 Семеновского полка, Чаадаев отказался от блестящей карьеры и в 1821 вышел в отставку. Вступив в общество декабристов, участия в его делах не принимал. П. Я. Чаадаев считается одним из возможных прототипов Александра Чацкого — главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Творческий путь

Испытал сильнейшее влияние немецкой классической философии в лице Шеллинга, с идеями которого познакомился во время своего путешествия по Европе в 1823—1826 годах. В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Письма о философии истории» (на французском языке; было переведено Кетчером), за которыми закрепляется название «Философических писем». Обнародование первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвало резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаевым в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837) осталась неопубликованной при жизни мыслителя.

Чаадаев оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской философской мысли, во многом инициировав полемику западников и славянофилов.

Философия

«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».

Сочинения

  • Философические письма
  • Апология сумасшедшего
  • Несколько слов о польском вопросе
  • Отрывки и разные мысли (1828—1850 е годы)

Литература

  • Тарасов Б. Н. Чаадаев. М.: Молодая гвардия, 1986, 1990. — (Жизнь замечательных людей) ISBN 5-235-01032-9
  • О. Э. Мандельштам «Петр Чаадаев» Собрание сочинений в четырех томах под редакций проф. Г. П. Струве и Б. А Филиппова, том II.

«Сильнейшая потребность ума была для него в то же время и величайшей нравственной необходимостью»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: