Краткая биография воробьёв - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография воробьёв

Биография Константина Воробьёва

Краткая биография воробьёв

Биография Константина Воробьёва

Константин Дмитриевич Воробьёв родился 24 сентября 1919 года в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье — у Воробьёв было 5 сестер и брат.

Отца своего Воробьёва не знал. В деревне считали его сыном белого офицера. Отчим, вернувшись после Первой мировой войны и германского плена, усыновил Воробьёва. По воспоминаниям жены Воробьёва, писатель всегда вспоминал об отчиме «с чувством любви и благодарности за то, что тот никогда не упрекнул его куском хлеба, никогда не тронул, как говорится, и пальцем». От матери Воробьёв унаследовал резкий, беспокойный, не терпящий несправедливости характер. Детство Воробьёва, несмотря на большую семью, было одиноким и не слишком радостным. «Мне всегда хотелось есть,— вспоминал он,— потому что никогда не приходилось наесться досыта — семья большая, жизнь была трудной, и я не был способен попросить, чувствуя себя лишним ртом, чужаком».

В 1933, после ареста отчима за недостачу в сельмаге, которым тот заведовал, Воробьёв стал работать. Плату за работу грузчиком в магазине он получал хлебом, что позволило семье выжить в голодный год.

Окончив сельскую школу, Воробьёв поступил в Мичуринский сельхозтехникум, но через 3 недели вернулся в село. Окончил курсы киномехаников, полгода ездил с кинопередвижкой по окрестным деревням.

В 1935 Воробьёв стал селькором районной газеты и даже некоторое время работал в ней литературным инструктором. Но вскоре Воробьёва уволили из редакции «за преклонение перед царской армией». Поводом для увольнения стало увлечение Воробьёва историей Отечественной войны 1812.

После увольнения Воробьёв уехал в Москву к сестре. В Москве работал ответственным секретарем редакции фабричной газеты, окончил вечернюю среднюю школу.

В октябре 1938 К. Воробьёв был призван в армию. Служил в частях, расположенных в Западной Белоруссии; в 1939 работал в редакции военной газеты.

В декабре 1940, возвратившись из армии, работал в редакции газеты Военной академии им. Фрунзе. Оттуда его направили на учебу в военное училище им. Верховного Совета РСФСР.

В октябре 1941 в составе роты кремлевских курсантов Воробьёв попал на фронт. В декабре под Клином он оказался в плену. За время плена прошел клинский, ржевский, смоленский, каунасский, саласпилсский лагеря для военнопленных, паневежисскую и шяуляйскую тюрьмы. Дважды бежал, командовал партизанским отрядом, был в подполье.

В 1943 в шяуляйском подполье за 30 дней написал повесть о пережитом в плену. «Повесть эта, — как отметил писатель-фронтовик В. Кондратьев, — не только явление литературы, она — явление силы человеческого духа, потому как. писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена. ».

В 1946 рукопись повести была отправлена в «Новый мир», но не опубликована. У самого писателя полного экземпляра повести не сохранилось, только в 1985 рукопись обнаружилась в архиве журнала, хранящемся в РГАЛИ, и была напечатана уже после смерти автора под названием «Это мы, Господи. ».

После освобождения Шяуляя Воробьёв был назначен начальником штаба МПВО, организованного на базе партизанской группы. Работая на этой должности, Воробьёв смог помочь многим из бывших пленных. «Он отстоял жизнь и будущее всех, кто был в его отряде и кто обращался потом, после прихода наших войск», — вспоминала его жена.

В 1947 Воробьёв был демобилизован, переехал в Вильнюс, работал в разных снабженческих и торговых организациях, в 1952 даже заведовал магазином.

В эти же годы Воробьёв работал над повестью о литовской послевоенной деревне. В 1948 она была закончена, но напечатана только через 10 лет в журнале «Нева» под названием «Последние хутора».

Первая же публикация Воробьёва — рассказ «Ленька» — состоялась в 1951 в милицейской газете. В следующем году несколько рассказов Воробьёва были напечатаны в республиканской газете «Советская Литва». Рассказы эти, как говорил сам писатель, были «наивно сентиментальны и даже милы своей простодушностью».

В 1956 в Вильнюсе вышел первый сборник рассказов Воробьёва «Подснежник».

В 1958 в Литве был издан второй сборник — «Седой тополь». В это же время Воробьёв начал печататься в России — в журнале «Нева» были опубликованы рассказ «Ермак» и повесть «Последние хутора».

После выхода первого сборника Воробьёв оставил мешавшую творчеству работу в торговле, но быстро выяснилось, что на гонорары прожить трудно. Воробьёв, как он говорил, «пошел служить» — стал заведующим отделом литературы и искусства газеты «Советская Литва». Но и газетная повседневная работа мешала основному делу — писательству.

В 1961 Воробьёв, наконец, получил возможность оставить газетную службу.

В начале 1960-х написал две небольшие повести о войне: «Убиты под Москвой» (1961) и «Крик» (1962). Правда, вторая из них была опубликована раньше первой. «Убиты под Москвой» была напечатана в феврале 1963 в журнале «Новый мир», Воробьёв считал эту повесть своей удачей и гордился ее публикацией именно в «Новом мире». В основу обеих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Повести, по замечанию одного из критиков, «художественно восстанавливали «первичную действительность» войны, ее реальное обличье, увиденное в упор».

Именно это «реальное обличье» войны вызвало полное неприятие повестей Воробьёва официальной критикой. Она воспринимала их как «искажение правды о войне». Писателя стали постоянно упрекать «за настроение безысходности, бессмысленности жертв». В конце концов результатом таких критических нападок стало молчание о творчестве Воробьёва.

После выхода в свет военных повестей Воробьёв в 1960-е опубликовал ряд повестей о довоенной деревне, написанных в значительной мере на основе впечатлений собственного детства и юности: «Сказание о моем ровеснике» (1963), «Почем в Ракитном радости» (1964), «Друг мой Момич» (1965). Последнюю из этих повестей Воробьёв задумывал как часть большого романа. Позднее она стала самостоятельным произведением, но полностью опубликовать ее долго не удавалось. Набор сборника, куда она была включена в московском издательстве «Советская Россия», был рассыпан. В Вильнюсе удалось в 1967 напечатать часть повести под названием «Тетка Егориха». Полностью повесть «Друг мой Момич» была издана только после смерти писателя в одноименном сборнике в 1988. Сам Воробьёв считал ее «выполнением своего гражданского долга, изобразив правду о гибели русской деревни».

В 1971 была опубликована в журнале «Наш современник» и вышла в Вильнюсе отдельной книгой повесть Воробьёва «Вот пришел великан. » — книга о несчастливой любви, разрушенной обывательским ханжеством, противостоять которому оказывается не в силах героиня. Об этой повести Воробьёв в одном из писем говорил: «Хотелось провести там мысль, что не стало личности, индивидуальности. »

До 1974 Воробьёв работал над оставшейся неоконченной книгой «. И всему роду твоему». Повесть, по словам жены писателя, задумывалась «как отчет о прошлом и настоящем и раздумья о будущем». Очевидно, что писатель отдал главному герою, Родиону Сыромукову, не только многое из своей биографии, но и свои размышления о мире и жизни в нем, свое беспокойство за будущее, за судьбу детей в этом мире и в этом будущем.

Много раз Воробьёв, начиная работу над очередной повестью, полагал, что пишет часть большого романа. Большой роман он так и не написал, роман в традиционном понимании. Однако повести, объединенные общностью биографий и характеров героев, постепенно составили тот роман, о котором Воробьёв сказал: «Я и в самом деле пишу роман. Сюжет его — просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека земле своей, его доблесть, терпение и вера».

Константин Воробьёв умер 2 марта 1975 года в Вильнюсе.

Константин Дмитриевич Воробьёв

ВОРОБЬЕВ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1919−1975), русский писатель. Родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников. В 1935 стал литературным консультантом районной газеты г. Медвенка, где с 14 лет публиковал очерки и стихи. В качестве литературного консультанта проработал недолго: за стихотворение На смерть Кирова был исключен из комсомола и вскоре уволен. Поводом послужила найденная у него книга об Отечественной войне 1812, которую партийные идеологи сочли свидетельством «преклонения перед царскими генералами».

В 1937 переехал в Москву, окончил вечернюю школу и стал сотрудником заводской газеты. Находясь на срочной службе в армии (1938−1940), сотрудничал в армейской газете. По возвращении из армии некоторое время работал в газете Военной академии им. , затем был направлен на учебу в Высшее пехотное училище. В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть Дорога в отчий дом (опубл. в 1986 под названием Это мы, Господи!). В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей.

После освобождения Советской Армией Шяуляя Воробьев был назначен в этом городе начальником штаба ПВО. Демобилизовавшись в 1947, до 1956 работал в торговых организациях Вильнюса, писал прозу. Его первый рассказ Ленька (1951) был опубликован в милицейской газете. В рассказах конца 1940-х — начала 1950-х годов и в повести Одним дыханием (1948) в основном шла речь о буднях литовской деревни.

После выхода в свет первого сборника рассказов Подснежник (1956) Воробьев стал профессиональным литератором, но вскоре по материальным причинам был вынужден найти работу — до 1961 заведовал отделом литературы и искусства газеты «Советская Литва».

В начале 1960-х годов вышли в свет повести, принесшие Воробьеву известность: Сказание о моем ровеснике (др. название Алексей, сын Алексея, 1960), Убиты под Москвой (1963), Крик (1962). Действие повести Сказание о моем ровеснике происходило в 1920—1930-е годы в русской деревне. Главные герои — дед Митрич и Алешка-матросенок — становились свидетелями трагического слома крестьянской жизни.

Повесть Убиты под Москвой стала первым произведением Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941.

Трагедия главного героя повести Крик — гибель от взрыва его любимой девушки — становилась символом трагедии целого поколения, юность которого совпала с войной. Манеру, в которой была написана эта и последовавшие за ней повести Воробьева, критики назвали «сентиментальным натурализмом».

В произведениях середины 1960-х годов Воробьев стремился рассказать «правду о гибели русской деревни». Это стремление воплотилось в повестях Почем в Ракитном радости (1964) и Друг мой Момич (1965). Из-за несоответствия официальным идеологическим установкам повесть Друг мой Момич при жизни автора полностью не публиковалась; сокращенный вариант был опубликован под названием Тетка Егориха (1967). Герой повести Почем в Ракитном радости всю жизнь винил себя за то, что написанная им, мальчиком-селькором, газетная заметка стала причиной ареста его родного дяди. Спустя много лет дядя и племянник встретились в сталинском лагере, в который бывший селькор попал после фашистского плена. Воробьев проводил важную для него мысль о том, что трагедии деревни, войны и плена имели общие корни: разрушение нравственных и социальных основ жизни при Сталине. Герои «лейтенантских» и «деревенских» повестей Воробьева, а также его рассказов (Немец в валенках, 1966, Уха без соли, 1968, и др.) после страшных испытаний оказывались способны на духовный взлет, через душевную боль приходили к катарсису. Воробьев стремился к тому, чтобы способность к духовному взлету сохранили в себе и герои тех его произведений, действие которых происходило в современной ему действительности, — повестей Вот пришел великан… (1971) и И всему роду твоему (1974, не завершена). Писатель понимал, что герои этих повестей живут во время, когда «не стало личности, индивидуальности», и этим усложняется их нравственная задача. Незадолго до смерти писатель работал над романом Крик, который должен был стать продолжением одноименной повести. Определяя его сюжет, он писал, что это «просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека земле своей, его доблесть, терпение и вера». Умер Воробьев в Вильнюсе 2 марта 1975. Посмертно удостоен премии Александра Солженицына (2000).

Читайте также  Краткая биография стоппард

Константин Дмитриевич Воробьёв родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец в России в многодетной семье. По окончанию семи классов в школе поступил на курсы киномехаников. В 1935 году его взяли в районную газету на должность литературного консультанта, где он начал публиковать свои литературные произведения.

За произведение «На смерть Кирова» был исключен из рядов комсомольцев, а за хранение запрещенной книги «Война 1812 года» был с треском уволен из газеты. В 1937 году переехал в Москву к сестре, поступил в вечернюю школу и устроился работать секретарем заводской газеты.

С 1938 по 1940 года проходил воинскую службу, где активно сотрудничал с армейской газетой. С 1941 года работал литературным редактором в газете Военной академии, откуда был направлен проходить обучение в Высшее пехотное училище. Лейтенантом в роте кремлевских курсантов защищал подступы к Москве, но попал в плен. Последующие два года Константин Дмитриевич провел в концлагерях Литвы, откуда сбежал в 1943 году и создал свою партизанскую группу, которая немного позже присоединилась к литовскому партизанскому отряду.

После освобождения от фашистских захватчиков города Шяуляй был назначен здесь начальником штаба ПВО. В 1947 году демобилизовался и переехал в Вильнюс, где много писал и работал в торговле вплоть до 1956 года. Тогда Константин Дмитриевич принял решение уволиться, ведь занимаемая должность очень мешала ему заниматься творчеством, но очень скоро он понял, что на гонорары долго не проживешь, и вскоре устроился заведующим отдела литературы и искусства газеты «Советская Литва».

С 1961 года к писателю за издание большого количества отличных повестей и рассказов к нему пришло всеобщее признание. 2 марта 1975 Константин Дмитриевич скончался в Вильнюсе, а последней премии Солженицына писатель был удостоен в 2000 году посмертно. В 1995 году перезахоронен супругой в курском мемориале павших в годы Великой Отечественной войны.

Биография Воробьева Константина Дмитриевича

ФИО: Воробьёв Константин Дмитриевич
Дата рождения: 24.09.1919
Место рождения: д. Нижний Реутец, Курская область
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Писатель
Дата смерти: 02.03.1975 (55 лет)

Испытания детских лет

У писателя К.Д. Воробьева (24.09.1919—2.03. 1975), выходца из крестьянской многодетной семьи, было трудное, бедное детство. Под одной крышей с Константином росли брат и пятеро сестёр, сводные по матери, Марии Ивановне. Все они долгие годы жили ежедневной надеждой на кусок хлеба.

Родина литератора, деревня Нижний Реутец в Курской области, оставила в его памяти жестокие картины коллективизации, раскулачивания, человеческого горя.

Мальчик не знал своего родного отца. Виной этому были обстоятельства войны. Глава и хозяин дома Дмитрий Матвеевич Воробьёв, участник Первой мировой, долго не возвращался с фронта. Думали, что он погиб или пропал. Но он вернулся и узнал, что жена в его отсутствие родила ребёнка.

Муж принял этот факт по-человечески достойно и мудро. Он пошёл в сельсовет, оформил усыновление, дал Константину свою фамилию и относился к нему как к своим собственным детям.

В 1933 году его арестовали за недостачу в магазине, где он был заведующим. Там же 14-летнему Косте довелось получить работу грузчика. Платили за труд хлебом. Это тогда спасло Воробьёвых от голодного вымирания.

Вспоминая тяготы деревенского детства, Воробьёв отмечал, что с ними удивительно уживались моменты радости, постоянная готовность к счастью и вера в будущее.

Жизнь и творчество

Становление личности

В 1933 году, окончив сельскую семилетку, юноша поступил в Мичуринский сельскохозяйственный техникум, но проучился меньше месяца. Курсы киномехаников позволили быстрее получить профессию и встать на ноги. Константин вернулся в своё село и стал работать на кинопередвижке, показывать кино по деревням.

Дорога в литературу началась с публикаций в районных «Медвенковских новостях» стихотворений и статей. Заметки рождались у юного киномеханика после бесед с сельскими жителями. Он не только «крутил кино», а и слушал их истории, размышления о жизни.

В августе 1935 года в эту газетную редакцию К.Д. Воробьёв был зачислен сотрудником. Последующая четверть века его жизни была связана с работой в разных газетах: фабричной, армейской, военной, институтской, республиканской («Советская Литва»).

В медвенковской «районке» он пережил первые столкновения с «системой». Его стихи «На смерть Куйбышева» редакция не только не напечатала, а настояла на исключении автора из комсомола. В них звучали антисталинские мотивы.

Вскоре начальство нашло повод избавиться от крамольного сотрудника. Воробьёва обвинили в том, что он хранил у себя книгу «Война 1812 года» и любил читать о героях и полководцах, а значит, преклонялся перед генералами царской России.

Газетная работа

Избежать в 30-ые годы гонений местечковых властей можно было, только уехав в большой город. Воробьёв отправился к сестре в Москву, побывал грузчиком, водителем кара. получил среднее образование в вечерней школе. Работа редакционным ответсекретарём фабричной многотиражки «Свердловец» укрепила в решении писать, оттачивать слог.

Неудивительно, что и армейская служба обернулась выполнением журналистских заданий для газеты военного округа – «Призыв». Писатель служил в Западной Белоруссии с 1938 по 1940 годы.

Позже недолго занимался газетными выпусками в Военной академии им. Фрунзе. Из неё он был направлен в пехотное военное училище и стал кадровым офицером младшего комсостава.

Война: плен, побег, подполье, клеймо недоверия

Осенью 1941 года младший лейтенант Воробьёв был отправлен на защиту Москвы в числе кремлёвских курсантов. Во время боя под Клином получил контузию и был взят в плен. Прошёл ад двух тюрем и пяти лагерей, где были унижения, издевательства и знакомый с детства голод.

Нечеловеческие условия заставили искать возможности вырваться из плена. Побег из шяуляйского лагеря оказался удачным – 24 сентября 1942 года. Этот день Константин Дмитриевич стал всегда указывать как день своего рождения, хотя фактически родился 16 ноября. Побег дал шанс возродиться и жить дальше, чтобы рассказать свою правду о войне.

Воробьёв воевал в Шяуляе, в партизанском подполье, командовал отрядом. Его мужество было отмечено литовской властью. После освобождения города его назначили начальником штаба МПВО. Это помогло отстоять перед «смершевцами» всех, с кем командир отряда был в подполье. Писатель и позже помогал многим бывшим пленным, которых напрасно изводили подозрениями, обвиняли в измене.

При этом сам он не избежал унизительных проверок НКВД, участи неугодного и отмеченного клеймом плена. Лишь полученная медаль «Партизану Отечественной войны» I степени сняла вопросы и ослабила мёртвую хватку чекистов. Но подозрения остались навсегда.

После войны Константину Воробьёву было запрещено жить в центральной России. В письме к сибиряку В.П. Астафьеву он признавался, что на просьбы о поселении в Курске или Рязани слышит от чиновников рык и брань.

До конца своих дней он оставался жителем Вильнюса. В литовской земле в 1975 году был похоронен после тяжёлой болезни (опухоль мозга). Только в 1995 году его прах перезахоронили в Курске на Мемориале воинской славы.

Литература как своё слово о пережитом

Писательская деятельность К. Воробьёва – это созданная им на протяжении 20-и лет деревенская и военная проза, размышления о своём времени. Любимыми жанрами стали рассказ и повесть.

В 1943 году в условиях подполья и ежедневного риска за один месяц была написана повесть об ужасах и кошмарах плена. После войны, в 1946 году, она не попала в планы журнала «Новый мир», хотя была одобрена.

Она в принципе не могла быть напечатана нигде. Шёл «госзаказ» на прославление армии-победительницы и её героев. Тема плена, потерь первых лет войны долго замалчивалась.

Произведение было почти на 40 лет утрачено, позже обнаружено в архиве и увидело свет в 1985 году под названием «Это мы, Господи. »

Первые отдельные рассказы были напечатаны в газетах в 1951-1952 годах. Написанную в 1948 году повесть о литовской послевоенной деревне «Последние хутора» удалось опубликовать лишь в 1958 году в журнале «Нева».

Этапы писательского пути

С середины 50-ых годов имя писателя стало регулярно появляться на обложках книжных изданий. Хронологию и тематическую палитру творчества К.Д. Воробьёва можно представить так:

  • 1956 год – первый сборник рассказов «Подснежник».
  • 1958 год – второй сборник рассказов «Седой тополь».
  • 1963 год – повесть «Алексей, сын Алексея. Сказание о моем ровеснике» – о судьбах поколения периода гражданской войны.
  • Проза о событиях Великой Отечественной войны:
  • 1962 год – повесть «Крик»
  • 1963 год – повесть «Убиты под Москвой».
  • Произведения о коллективизации и деревенской действительности предвоенных лет:
  • 1964 год – повесть «Почём в Ракитном радости»
  • 1967 год – повесть «Тётка Егориха»
  • Рассказы «Ермак», «Синель», «Чертов палец», «Волчьи зубы».
  • Сочинения о жизни современных писателю героев после войны:
  • 1968 год – повесть «Генка, брат мой…»
  • 1971 год – повесть «Вот пришёл великан…»
  • 1975 год – повесть «…И всему роду твоему» (не завершена).
  • Рассказы «Живая душа», «Уха без соли», «Белая ветка», «Урок».
  • Публикации, осуществлённые после смерти писателя:
  • 1985 год – повесть «Это мы, Господи. » (1943 г.) – о немецком плене, лагерях, побеге.
  • 1988 год – повесть «Друг мой Момич» (1965 г.) – о гибели русской деревни, варварстве раскулачивания, разрушении векового уклада жизни.

Неугодная правда

Наследие писателя состоит из 10 повестей и более чем 30 рассказов. При жизни он не был признан бюрократической литературной верхушкой, которая раздаёт награды и присуждает звания. Самые важные для автора произведения были напечатаны после его смерти.

Идеологическая установка хвалить «всё наше» шла вразрез с представлениями К. Воробьёва о честности и принципиальности. Своим примером он доказал: человек всегда сможет сказать правду, даже если расплатой будут годы травли, гонений и замалчивания.

Он отразил своё виденье войны, чуждое ура-патриотизма и фанфарного звона. За это был обвинён в очернительстве подвига народа, упаднических настроениях и отсутствии патриотизма.

Так же была воспринята литературными чиновниками и деревенская проза автора. Повесть «Друг мой Момич» была рассыпана в наборе. Она показывала обескровленную раскулаченную деревню, которая так и не стала крепким коллективным хозяйством. Разруха в жизни и в душах крестьян – вот итог коллективизации.

Боль за свой народ и надежда на его духовное возрождение водили пером писателя, который в дневнике отметил: «Я не требовал наград за свои дела, потому что был настоящим русским».

Семья К.Д. Воробьёва

Поддержку и понимание писатель всегда находил в своей семье. В 1945 году он женился на Вере Викторовне Дзените. В этом же году родилась дочь Наташа, а в 1955 – сын Сергей.

Любовь к жене и детям, забота о них порой не давали впасть в отчаяние от навешанных газетчиками ярлыков и откровенной клеветы.

После смерти мужа Вера Викторовна и дети делали всё возможное для возвращения имени и памяти Константина Дмитриевича на родину – в Курск. Убедительную настойчивость проявила Вера Викторовна, чтобы был перезахоронен прах писателя. При её поддержке в школе № 35 открыли музей литератора и присвоили учебному заведению его имя.

Признание новых поколений

Время перестройки, переоценки фактов истории доказало правоту писателя. Его произведения утверждают ценность отдельной человеческой личности, недопустимость лжи в освещении событий. Истина проста: полуправды не бывает. Любой обман – это зло сродни предательству.

Суровую правду о том, как воевали в 1941 году и выживали в фашистском плену, мы черпаем на страницах повестей «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи. », «Крик». Произведения

К. Воробьёва изучаются в школе. Они переведены на многие языки. Изданы 3-томное и 5-томное собрания сочинений.

Гуманизм, высокая нравственность и художественное мастерство прозы автора были посмертно отмечены наградами: премией имени Преподобного Сергия Радонежского (1991 г.) и литературной премией А.И. Солженицына (2001 г.). В 2009 году в Курске установлен памятник К.Д. Воробьёву. В этом городе его имя носит библиотека, школа, улица.

Константин Дмитриевич Воробьев

Фото Все

Видео Все

Выпуск программы Россия 1 Константин Воробьев

Дмитрий Быков «Живой КОНСТАНТИН ВОРОБЬЕВ» Советская литература

Читайте также  Краткая биография достоевский

Громкое чтение «К.Воробьёв «Немец в валенках»

Константин Воробьев — биография

Константин Воробьев — известный советский писатель, самый яркий из всех представителей «лейтенантской прозы». Участвовал в Великой Отечественной войне, имел звание лейтенанта. В 1941 году попал в плен, где пробыл до 1943 года. С 1943-го по 1944-й годы командовал партизанской группой, потом был назначен начальником штаба противовоздушной обороны в городе Шяуляй.

Он писал «лейтенантскую прозу». Именно таким емким определением назвали критики произведения Константина Воробьева, известного писателя. Он мечтал написать большой роман, но как-то не сложилось, зато его повести и рассказы настолько глубокомысленные и интересные, что их хочется перечитывать несколько раз, и каждый раз находить в них что-то новое, которое сразу и не заметил.

Детство и юность

Родился Константин Воробьев 24 сентября 1919 года в небольшом селе Нижний Реутец Курской губернии, хотя в других источниках местом его рождения называют деревню Шелковка. Семья будущего писателя была многодетной, кроме него родители растили еще одного сына и пять дочерей. Трудовую биографию начал в четырнадцатилетнем возрасте, заставила нужда. Он устроился в хлебный магазин, зарплату получал в натуральном виде — хлебом. Таким образом подросток буквально спас семью от голодной смерти. После окончания сельской школы стал студентом сельскохозяйственного техникума в Мичуринске. Потом учился на курсах киномехаников, и только после этого вернулся домой, в родную деревню.

В 1935-м его приняли в районную газету в качестве литературного сотрудника. В это время Константин уже делал первую пробу пера, стал автором антисталинского стихотворения под названием «На смерть Куйбышева», но даже и не думал его публиковать. В то время это было равносильно смерти. Молодой человек и так опасался, что станет жертвой доноса, и чтобы не подвергать риску собственную жизнь, Воробьев уехал к одной из сестер, которая жила в Москве. В столице устроился работать в газету «Свердловец», посещал вечернюю школу.

Константин Воробьев в юности

Осенью 1938 года Воробьева призвали в ряды Красной Армии. Он попал в Белорусский военный округ, стал сотрудником армейской газеты «Призыв». Спустя год на страницах этой газеты свет увидели его первые публикации — рассказы «У колодезного журавля» и «Черный кисель», в 1940 году вышел еще один его рассказ — «Часы». Демобилизовался в декабре 1940-го, устроился на работу в газету Академии Красной Армии имени Фрунзе литературным сотрудником. Вскоре получил направление и стал курсантом Московского Краснознаменного пехотного училища им.Верховного Совета РСФСР.

Война, плен

На фронт Воробьев ушел в звании лейтенанта. Его часть вела бои под Москвой. В декабре 1941-го, во время одного из боев под Клином, Константина контузило, и он очнулся уже в плену. Его поместили сразу в Клинский лагерь для военнопленных, потом за три года плена он сменил еще несколько таких лагерей — Ржевский, Смоленский, Каунасский, Саласпилсский, Шяуляйский. Два раза предпринимал попытку побега. Вторая попытка оказалась успешной, Константин бежал 24 сентября 1943 года, прямо в свой день рождения, который стал называть вторым рождением. В 1943 году Воробьев возглавил партизанскую группу, в которую вошли бывшие военнопленные, сумевшие бежать из плена. Его группа входила в состав партизанского отряда, действовавшего близ города Шяуляй (Литва).

После того, как Советская Армия освободила город Шяуляй в 1944 году, Константин Воробьев получил новое назначение — начальник штаба ПВО. Литву писатель всегда считал своей второй родиной, но и там не обошлось без изнуряющих проверок органами НКВД. Только спустя долгих десять лет Воробьеву вручили заслуженную награду — медаль «Партизану Отечественной войны» первой степени.

Творчество

Творческая биография писателя началась в 1943-м, в партизанском отряде. Именно тогда родилась его автобиографическая повесть под названием «Это мы, Господи!», в которой он делится воспоминаниями и плене и концлагерях. В 1946-м писатель отдал свою повесть в редакцию журнала «Новый мир», с надеждой, что ее опубликуют. Однако ее побоялись печатать. Писатель не сохранил свое творение в личном архиве, и поэтому это произведение долгие годы считалось утерянным. Однако в 1986-м рукопись нашлась. Ее обнаружила обычная аспирантка ЛГПИ (Ленинградского государственного педагогического института) И.Соколова. Как выяснилось потом, рукопись и все архивы журнала «Новый мир» попали в Центральный государственный архив литературы и искусства, где она и пролежала долгих сорок лет. В том же, 1986-м, ее напечатал на своих страницах журнал «Наш современник».

Демобилизовался Константин Воробьев в 1947-м, поселился в Вильнюсе. Работал где придется, примерил на себя массу специальностей. Шофер, грузчик, киномеханик, конторщик, заведующий промтоварным магазином. В 1950-м устроился на работу в ежедневную газету «Советская Литва». Вскоре получил должность заведующего отделом литературы и искусства. В том же году русская секция Союза писателей в Литве рекомендовала опубликовать повесть писателя под названием «Одним дыханием» в одном из местных альманахов. Однако публикация так и не состоялась. Спустя год вильнюсский альманах напечатал его рассказ «Ленька». В 1956-м Воробьев выпустил в Вильнюсе свой дебютный сборник рассказов, которому дал название «Подснежник». Спустя два года порадовал читателей новым сборником своих произведений — «Седой тополь», а в 1960-м третьей книгой повестей и рассказов под названием «Гуси-лебеди».

Константин Воробьев в творческом процессе

Достаточно долго длилась переписка Константина Воробьева и Виктора Астафьева. После того, как Астафьев прочел повесть Воробьева «Алексей, сын Алексея», напечатанную журналом «Молодая гвардия», он написал ему письмо, которое послал через редакцию этого издания. На конверте он оставил просьбу, переслать лично Константину Воробьеву и его другу Назиру.

По мнению известного советского критика-сталиниста Лесюческого, повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой» — это клеветническое произведение. С ним согласны далеко не все коллеги-критики и читатели.

В общей сложности Воробьев стал автором свыше трех десятков очерков, рассказов, повестей. Произведения, в которых он рассказывает о реалиях войны, о той жестокости и бесчеловечности, что там творилась, публиковались далеко не сразу, к тому же, в значительно сокращенном виде. Опытом войны, самой кровавой и беспощадной, писатель делится в самой известной своей повести — «Убиты под Москвой». Хоть и написана она была в конце 40-х, читатели смогли впервые познакомиться с ней только в 1963 году, когда Александр Твардовский напечатал ее в журнале «Новый мир».

Еще одно произведение автора увидело свет спустя почти четверть века после его написания. Это повесть под названием «Мой друг Момич», написанная в 1965 году и опубликованная только в 1988-м, уже после смерти писателя. Такая же участь ждала и еще два произведения Воробьева — повести» Ермак» и «Одним дыханием».

Пользовались популярностью и другие повести Константина Воробьева -«Генка, брат мой», «Сказание о моем ровеснике», «Синель», «Вот пришел великан», «Почем в Ракитном радости», «Седой тополь». Прозаика часто называли «русский Хемингуэй», а Дмитрий Быков видел в нем самого американского из всех русских писателей, в котором как-то странно сочетаются Хемингуэй и Капоте. Он считал, что Воробьев — автор «нежнейших и мощнейших текстов в русской послевоенной прозе».

Произведения Константина Воробьева

Произведения Воробьева печатали русские издания в Литве, их могли оценить читатели газеты «Советская Литва» и журнала «Литва литературная». Кроме этого, повести и рассказы известного прозаика публиковали газеты и журналы СССР — «Учительская газета», «Молодая гвардия», «Звезда», «Нева». Повесть под названием «…И всему роду твоему» писатель так и не закончил.

Многие из произведений Воробьева перевели на другие языки. Они выходили на латышском, болгарском, польском и немецком языках. На литовском языке вышел рассказ писателя «Настя», который напечатали в еженедельном издании «Литература ир мянас», и небольшой отрывок из произведения «Это мы, Господи!», опубликованный в ежедневной газете «Теса» в 1988 году. Также вышло несколько сборников на литовском языке.

Константин Воробьёв

Страна: Россия
Родился: 24 сентября 1919 г.
Умер: 2 марта 1975 г.

Константин Дмитриевич Воробьёв — русский писатель, лауреат премии Александра Солженицына, один из ярких представителей «лейтенантской прозы».

Родился в селе Нижний Реутец Медведенского района Курской области в многодетной крестьянской семье — у Воробьёва было 5 сестёр и брат. Отца своего он не знал. В деревне считали его сыном белого офицера. Отчим, вернувшись после Первой мировой войны и германского плена, усыновил мальчика. Писатель всегда вспоминал об отчиме «с чувством любви и благодарности за то, что тот никогда не упрекнул его куском хлеба». Детство Константина, несмотря на большую семью, было одиноким и не слишком радостным.

В 1933 году отчим, заведовавший сельмагом, был арестован за недостачу. Для того чтобы спасти свою семью от голода, Константин Воробьёв в возрасте 14 лет стал работать в местном магазине грузчиком, где ему платили хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в Мичуринский сельхозтехникум, но через три недели вернулся. Закончил курсы киномехаников, полгода ездил с кинопередвижкой по окрестным деревням. В августе 1935-го устроился селькором в районную газету, где опубликовал свои первые стихи и очерки. В 1935 году будущий писатель написал стихотворение на смерть Куйбышева, в котором были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок». После таких стихов Воробьёв из газеты был уволен, хотя официально ему в вину ставили увлечение историей Отечественной войны 1812 года: «Идеал русского офицера времён Отечественной войны покорил его воображение. Это было соприкосновение с тем миром, который помогал сохранить в себе чувство чести, достоинства, совести. ».

Последовав советам знакомых, Константин Воробьёв не стал ждать худших мер и в 1937 году переехал в Москву к своей сестре. В Москве он учился в вечерней школе и одновременно с этим продолжал свою литературную деятельность, работая в редакции газеты «Свердловец». Во время службы в Красной армии с 1938 по 1940 годы он сотрудничал с армейской газетой «Призыв», а после окончания службы работал в газете Академии им. Фрунзе. Отсюда он был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Благодаря высокому росту и своему происхождению из крестьян Константин Воробьёв был зачислен в роту курсантов Кремлёвского училища. По сути, писатель оказался в элитной части Красной Армии, тогда это считалось удачей. Никто не мог подумать, что в 1941 году этих курсантов бросят на передовую навстречу наступающим на столицу немецким танкам. Для большинства из них эти первые бои под Москвой стали последними.

Константин Воробьёв оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар немецкого наступления на столицу, когда части гибли практически в полном составе, многие попадали в плен, который приравнивался к измене Родине. Позднее эту обстановку до мельчайших деталей писатель воспроизведёт в своём самом известном произведении, повести «Убиты под Москвой». В данной повести писатель не утаил одного из главных предметов той эпохи – безотчётного страха не перед врагом, а перед другом.

В декабре 1941 года под Клином лейтенант Константин Воробьёв контуженым попадает в плен, после чего долгое время до 1943 года содержится в различных концентрационных лагерях, откуда он дважды бежал. В 1943-1944 годах, бежав из лагеря, расположенного на территории Литвы, он возглавляет партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. За своё участие в партизанском движении писатель был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал своё первое большое произведение – автобиографическую повесть «Дорога в отчий дом», которая была посвящена времени проведённому в плену. В 1946 году уже после войны он передал данную рукопись в журнал « Новый мир », но тогда публикация не состоялась, так как данная повесть шла вразрез с тем, что тогда публиковалось о войне. Лишь в 1986 году, спустя 40 лет, данная повесть была обнаружена в архивах « Нового мира ». Повесть была напечатана в том же году в журнале « Наш современник » под названием «Это мы, Господи. ».

С 1947 года Константин Воробьёв жил в Вильнюсе. Здесь он сумел сменить большое количество профессий: шофёр, киномеханик, конторщик, заведующий магазином промтоваров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва», где заведовал отделом искусства и литературы. Именно в Вильнюсе вышел первый сборник его рассказов «Подснежник» (1956), а также сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958) и «Гуси-лебеди» (1960). Первые произведения автора конца 1940-х начала 1950-х годов в основном повествовали о буднях литовской деревни.

Но известность писателю принесли его повести 1960-х годов. Это были повести «Алексей, сын Алексея» (1960), «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963). Все они были задуманы как единое произведение со сквозным героем, но в итоге вышли в разное время и зажили своей самостоятельной жизнью.

Повести «Крик» и «Убиты под Москвой» относятся к тем, которые критики привыкли называть «лейтенантской прозой». В них писатель рассказывал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточённых боёв под Москвой в конце 1941 года. Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с войной. Позднее данные повести были дважды экранизированы.

В середине 1960-х годов Константин Воробьёв писал повести, в которых стремился донести до читателя «правду о гибели русской деревни». Это его стремление воплотилось в повестях «Почём в Ракитном радости» (1964) и «Друг мой Момич» (1965). Из-за того, что вторая повесть не соответствовала официальным идеологическим установкам, при жизни автора она полностью не публиковалась, сокращённый вариант был опубликован в 1967 году под названием «Тётка Егориха».

Творческий путь писателя оборвала тяжёлая болезнь, 2 марта 1975 года он умер от опухоли мозга в Вильнюсе. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище.

В 1994 году Константину Воробьёву посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 году — премия Александра Солженицына с формулировкой: «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов».

В 2009 году в Курске был открыт памятник писателю К. Воробьёву работы скульптора В. Бартенева. В родном селе писателя, Нижний Реутец, в 2014 году открылся дом-музей Воробьёва.

«Лейтенантская проза». Константин Воробьёв

Константин Дмитриевич Воробьев – русский писатель, принимавший участие в Великой Отечественной войне, один из ярких представителей «лейтенантской прозы», хотя его произведения в советской России задвигались, печатались с купюрами или не публиковались. Так повесть «Это мы, Господи!» увидела свет уже после смерти писателя, спустя более чем 40 лет после того, как была напечатана. В 1994 году писатель был посмертно удостоен премии им. Сергея Радонежского, а в 2001 году премии им. Александра Солженицына.

Константин Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Курской области. По слухам его настоящим отцом мог быть белый офицер. Но точно о нем ничего не известно. По словам сына писателя, Константин не знал своего отца, а Воробьев была не его фамилия. Необыкновенно красивая мать будущего писателя Марина была по природе очень любвеобильной женщиной. Константин появился на свет, пока ее муж был на германском фронте. Вернувшись домой, Дмитрий Матвеевич Воробьев простил грешницу и дал ребенку свою фамилию и отчество. Марина же так и не посвятила никого в свою тайну. При этом папины родственники называли 2-х возможных отцов мальчика – богатого человека по фамилии Письменов, в дом которого Марина ходила заниматься уборкой, а также австрийца, стоявшего у них на постое.

Детство писателя пришлось на становление советской власти в стране. Но в 20-е годы семья Воробьевых жила достаточно благополучно, в том числе и благодаря тому, что глава семейства работал заведующим сельским магазином. Но однажды в сельмаге была обнаружена недостача, и Дмитрий Матвеевич был арестован. Вскоре после этого центральные области страны накрыл страшный голод, который стал следствием проводимой в СССР коллективизации. В 1933 году село Нижний Реутец вымирало целыми семьями. Все то, что он пережил в детстве, Константин Воробьев впоследствии отразил в своих произведениях. В первую очередь речь идет о его деревенской прозе повести «Друг мой Момич», а также «Почем в Ракитном радости» и «Синель». Свои лучшие произведения о войне он написал также, основываясь на своем собственном опыте, том, что ему пришлось пережить самому.

Для того чтобы спасти свою семью от голода, Константин Воробьев в возрасте 14 лет стал работать в местном магазине, где ему платили хлебом. После окончания сельской школы он некоторое время проучился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринск, а после этого окончил курсы киномехаников, возвратился назад в свое родное село и устроился литературным сотрудником в районную газету. В 1935 году будущий писатель написал стихотворение на смерть Куйбышева, в котором были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок». После таких стихов Воробьев из газеты был уволен, хотя официально ему в вину ставили хранение книги «Война 1812 года», которая была для будущего писателя настольной.

Последовав советам знакомых, Константин Воробьев не стал ждать худших мер в свой адрес и переехал в Москву к своей сестре. В Москве он учился в вечерней школе и одновременно с этим продолжал свою литературную деятельность, работая в редакции газеты «Свердловец». Во время службы в РККА с 1938 по 1940 годы он также работал на этом поприще, сотрудничая с армейской газетой «Призыв», а после окончания службы работал в газете Академии им. Фрунзе. Отсюда он был направлен на учебу в Московское Краснознамённое пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Благодаря высокому росту и своему происхождению из крестьян Константин Воробьев был зачислен в роту курсантов Кремлевского училища.

По сути, писатель оказался в элитной части Красной Армии, тогда это считалось удачей. Никто не мог подумать, что в 1941 году этих молодых ребят, отборные кадры, всех как на побор высокого роста со стрелковым оружием и бутылками с зажигательной смесью бросят навстречу наступающим на столицу немецким танкам. Для абсолютного большинства из них эти первые бои под Москвой станут последними в их жизни.

Константин Воробьев оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар немецкого наступления на столицу, когда в котлах переваривались целые дивизии Красной Армии, части гибли практически в полном составе, многие попадали в плен, который в СССР приравнивался к измене Родине. Позднее эту обстановку до мельчайших деталей писатель воспроизведет в своем самом известном произведении, повести «Убиты под Москвой». В данной повести писатель не утаил одного из главных предметов той эпохи – безотчетного страха не перед врагом, а перед другом. Это видно даже по такой детали из повести: никто из роты кремлевских курсантов не решался взять листовку, что были сброшены с немецкого самолета. Глядя на это, капитан Рюмин задавался вопросом: «кого они боятся, меня или друг друга?». Этот же мотив проходит и во время встречи капитана Рюмина с командиром отряда НКВД, образ которого отражается в одной единственной характеристике – «щупающей душу усмешке». Кажется, что ни в одном из советских произведений о войне не было показано ее оборотной стороны так, как это было свойственно всем произведениям Воробьева.

В декабре 1941 года под Клином лейтенант Константин Воробьев контуженым попадает в плен к немцам, после чего долгое время до 1943 года содержится в различных концентрационных лагерях, откуда он дважды бежал. В 1943-1944 годах, бежав из лагеря, расположенного на территории Литвы, он возглавляет партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. За свое участие в партизанском движении писатель был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал свое первое большое произведение – автобиографическую повесть «Это мы, Господи!», которая была посвящена времени проведенному в плену. В 1946 году уже после войны он передал данную рукопись в журнал «Новый мир», но тогда публикация ее не состоялась, да, скорее всего, это было просто невозможно, так как данная повесть шла вразрез с тем, что тогда публиковалось о войне. Лишь в 1986 году, спустя 40 лет, данная повесть была обнаружена в архивах «Нового мира». Обнаружила ее Ирина Соколова аспирантка Ленинградского Государственного педагогического института. Повесть была напечатана в том же году в журнале «Наш современник».

С 1947 года Константин Воробьев жил в Вильнюсе. Здесь он сумел сменить большое количество профессий, он работал и шофером, и киномехаником, и конторщиком, заведовал магазином промтоваров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва», где заведовал отделом искусства и литературы. Именно в Вильнюсе вышел первый сборник его рассказов «Подснежник» (1956), а также сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958) и «Гуси-лебеди» (1960). Первые произведения автора конца 1940-х начала 1950-х годов в основном повествовали о буднях литовской деревни.

После выхода сборника рассказов «Подснежник» Константин Воробьев стал настоящим литератором. Но известность ему принесли его повести 1960-х годов. Это были повести «Алексей, сын Алексея» (1960), «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963). Все они были задуманы как единое произведение со сквозным героем, но в итоге вышли в разное время и зажили своей самостоятельной жизнью. В повести «Алексей, сына Алексея» действие происходило еще в довоенной деревне в 1920-1930-е годы. Главные герои данного произведения дед Митрич и Алешка-матросенок становились свидетелями трагического слома крестьянской жизни.

Повести «Крик» и «Убиты под Москвой» относятся к тем, которые критики привыкли называть «лейтенантской прозой». В них писатель рассказывал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточенных боев под Москвой в конце 1941 года. Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его любимой девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с этой страшной войной. Манеру, в которой было написано это и последующие произведения автора, критики позднее назовут «сентиментальным натурализмом». Позднее данные повести были дважды экранизированы. В 1983 году вышел фильм «Экзамен на бессмертие», а в 1990 году «Это мы, Господи!». Первый из них строился на сюжете повестей «Крик» и «Убиты под Москвой», а второй только на повести «Убиты, под Москвой», при этом авторы последнего использовали для фильма название другой повести Воробьева.

В середине 1960-х годов Константин Воробьев писал повести, в которых стремился донести до читателя «правду о гибели русской деревни». Это его стремление воплотилось в повестях «Почем в Ракитном радости» (1964) и «Друг мой Момич» (1965). Из-за того что вторая повесть не соответствовала официальным идеологическим установкам при жизни автора она полностью не публиковалась, купированный вариант был опубликован в 1967 году под названием «Тетка Егориха». Герой повести Воробьева «Почем в Ракитном радости» всю жизнь винил себя за то, что написанная им, еще будучи мальчиком-селькором, газетная заметка стала причиной ареста его родного дяди. Много лет спустя дядя и его племянник встретились в сталинском лагере, в который бывший сельский корреспондент попал после фашистского плена. В этом произведении Воробьев старался провести важную для него мысль о том, что трагедии русской деревни, войны и плена имели под собой общие корни: разрушение социальных и нравственных основ жизни при Сталине. Герои и «деревенских», и «лейтенантских» повестей и рассказов Константина Воробьева после выпавших на их долю страшных испытаний оказывались способными на духовный взлет и через душевную боль приходили к катарсису.

Жизненный и творческий путь писателя оборвала тяжелая болезнь, 2 марта 1975 года он умер от опухоли мозга в Вильнюсе. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: