Краткая биография франс

Франс Анатоль

Краткая биография франс

Франс Анатоль

Краткие содержания

(1844-1924)

Французский писатель-прозаик и критик в области литературы Анатоль Франс родился в 1844 году 16 апреля. Настоящее имя писателя — Франсуа Анатоль Тибо, место рождения — Париж, Франция. Биография Анатоля Франса включает в себя страницы службы во французской армии, работы библиографом, журналистом, замдиректором библиотеки при французском Сенате, членства во Французском Географическом обществе. В 1896 году писатель стал членом Французской академии, а в 1921 году заслуги Анатоля Франса были отмечены Нобелевской премией по литературе, деньги от которой он пожертвовал для голодающего населения России.

Родился писатель в семье владельца книжного магазина. Отец больше всего внимания уделял литературе, так или иначе связанной с историей революции во Франции, такова была специализация книжного магазина. В юности Анатоль Франс с большой неохотой учился в иезуитском колледже, с трудом его закончив после нескольких провалов на выпускных экзаменах. Писателю было уже 20, когда он, наконец, завершил обучение.

С 1866 года Анатоль Франс сам начинает зарабатывать себе на жизнь, устроившись библиографом. Постепенно вращаясь в литературных кругах того времени, он становится активным участником парнасской школы. Затем писатель служит какое-то время в армии, а после демобилизации вновь начинает писать собственные сочинения и заниматься редакторской работой.

В 1875 году парижское издание «Время» заказывает Анатолю Франсу ряд критических статей о современных литературных течениях и авторах. Это была хорошая возможность писателю проявить свое журналистское умение. Спустя несколько месяцев он уже ведет собственную рубрику «Литературная жизнь».

С 1876 года и на протяжении 14 лет писатель занимает должность заместителя директора библиотеки Сената Франции, обстоятельства сложились наилучшим образом. Теперь у Франса была возможность и средства погрузиться в любимое творчество — литературную деятельность.

У писателя были идейные разногласия с церковью. В 1922 году его сочинения вошлив католический «Индекс запрещенных книг».

Анатоль Франс вел активную общественную деятельность, участвовал в деле Дрейфуса. В 1898 году писатель под влиянием Марселя Пруста первым подписывает знаменитый манифест-письмо Эмиля Золя «Я обвиняю». После этого принимает самое деятельное участие на стороне реформистского, а затем социалистического лагеря, читает лекции для рабочих, принимает решения в устройстве народных университетов, и в митингах левых сил. Близким другом Франса является лидер социалистов Жан Жорес, писатель становится выразителем идей, мэтром Французской соцпартии.

Творческий путь Анатоля Франса прошел от ранних легкомысленных сатирических романов к тонким психологическим повестям, социальным романам и социальной сатире. Самым первым произведением, принесшим автору известность, был роман 1881 года «Преступление Сильвестра Боннара». Это сатира, в которой возносятся легкомыслие и доброта, их предпочтение перед суровой добродетелью.

Следующие повести и рассказы свидетельствуют об огромной эрудиции и тонком психологическом чутье автора. В 1893 году выходит в свет «Харчевня королевы Гусиные лапки» — сатирическая повесть, характерная для 18 века. Главное действующее лицо здесь — аббат Жером Куаньяр. Он внешне благочестив, но легко живет греховной жизнью, оправдываясь, что его «падения» служат для усиливания духа смирения. Этот же персонаж фигурирует и в «Суждениях господина Жерома Куаньяра». В этих произведениях Франс очень искусно воссоздал дух ушедшей исторической эпохи.

В очень многих произведениях автора, в частности, в сборнике 1892 года «Перламутровый ларец», поднята его излюбленная тема. Писатель сопоставляет языческое и христианское мировоззрения, в рассказах из раннего Возрождения или первых веков христианства, сюжеты Франса очень яркие и фантазийные. В таком ключе написаны «Святой сатир», оказавший в дальнейшем влияние на Дмитрия Мережковского, а также роман «Таис» (рус.1890), рассказывающий об истории знаменитой куртизанки древности, сумевшей стать святой. Здесь автор демонстрирует удивительную смесь эпикурейства и христианского милосердия.

Роман «Красная лилия» (рус.1894) представляет собой типично парижскую адюльтерную драму в духе Бурже, на фоне изысканных и утонченных художественных картин Флоренции и живописи низменного в человеческой натуре.

Социальные романы Анатоля Франса собраны автором в серию «Современная история». Эта историческая хроника подана под ракурсом философского взгляда на события. Острополитические романы продемонстрировали проницательность и объективную беспристрастность Франса как ученого-изыскателя, историка современности, но также и тонкого скептика, иронизирующего над человеческими чувствами и начинаниями, но и знающего им цену.

Вымышленный сюжет в этих романах переплетается с реально происходившими общественными событиями. Изображается избирательная агитация, интриги вездесущей бюрократии, показаны инциденты процесса Дрейфуса, уличные акции протеста. Но Франс также описывает научную деятельность, отвлеченные от действительности теории «кабинетного» ученого с некоторой ограниченностью и близорукостью в жизненных делах, у которого есть неурядицы в укладе жизни, неверность жены, а психология демонстрирует неприспособленного к жизни мыслителя.

Главное действующее лицо, проходящее через все романы серии — ученый историк Бержере. Это идеал философии автора с его снисходительно-скептическим отношением к действительности, иронической невозмутимостью и толстокожестью в суждениях, касающихся окружающих.

Сатирический роман Анатоля Франса, двухтомник «Жизнь Жанны д’Арк» был издан в 1908 г. Произведение несколько демистифицировало Жанну, а с точки зрения исторической правды книга была недостаточно верна первоисточникам. Поэтому труд был довольно плохо принят публикой.

Но уже следующее творение Франса — пародия на историю Франции «Остров пингвинов» была воспринята публикой и критикой очень благосклонно. В произведении сюжет закручивается вокруг того, что близорукий аббат Маэль ошибочно принял за людей пингвинов и окрестил их, вызвав гнев как со стороны неба, так и на земле. Далее Франс сатирично описывает появление частной собственности и государства, первой королевской династии, затем черты средних веков и Возрождения.

Основная часть книги о современных автору событиях: несостоявшемся перевороте Ж.Буланже, деле Дрейфуса и позиции кабинета Вальдека-Руссо. В финале автор дает невеселый прогноз на будущее: наступит власть финансовых монополий и атомный терроризм, ставший причиной гибели цивилизации. Однако в истоге общество вновь возродится для того, чтобы прийти снова к подобному финалу — здесь очевидный намек автора на тщетность ожиданий изменения пингвинской (человеческой) натуры.

Роман «Боги жаждут» был следующим большим художественным произведением писателя. Здесь подняты вопросы французской революции. Затем был роман «Восстание ангелов» (1914) — социальная сатира с мистификациями. Фабула романа: на Небесах царит вовсе не всеблагой Бог, а злобный и несовершенный Демиург, против которого Сатана поднимает восстание, подобно тому, как на земле происходит социальное революционное движение. Это был последний социально-сатирический труд Анатоля Франса, далее автор обращается к автобиографическому творчеству, создает очерки о годах детства и отрочества, вошедшие в романы «Маленький Пьер» и «Жизнь в цвету».

Дата смерти Анатоля Франса — 12. 10. 1924 г.

ФРАНС АНАТОЛЬ

Франсуа Анатоль Тибо. / Ориг. : Фр. Anatole France / François-Anatole Thibault

Французский писатель. Лауреат Нобелевской премии (1921).

Биография

Происходил из семьи владельца книжного магазина. Обучался в иезуитском коллеже, однако учеба здесь ему не нравилась, в результате после нескольких провальных попыток выпускных экзаменов смог окончить коллеж в 20-летнем возрасте.

С середины 1860-х молодой человек избрал себе работу библиографа. Она привела его в мир французских литераторов. Он познакомился и сблизился с парнасцами – представителями нового направления в поэзии, отбрасывавшими устаревший романтизм. После участия во франко-прусской войне 1870-1871 годов Франс трудился редактором. В 1875 году он написал ряд статей о писателях-современников для издания «Le Temps». После этого газета предложила ему постоянное место литературного критика. Он блестяще вел свою рубрику, став одним из ведущих сотрудников. С 1876 и до 1890 года Франс замещал директора библиотеки Сената. Эта должность позволяла ему спокойно заниматься литературным творчеством.

Анатоль Франс придерживался левых политических взглядов. В 1898 году он участвовал в печально известном деле Дрейфуса, первым подписав письмо-протест Эмиля Золя. Он выступал с лекциями перед рабочими и на митингах, участвовал в организации народных университетов. Был близок к французским социалистам, с лидером которых, Жаном Жоресом, был в дружеских отношениях.

В 1913 году Франс посетил Россию. После получения Нобелевской премии в 1921 году средства от нее он направил голодающим нашей страны, только что пережившей гражданскую войну.

Острое, ироничное перо Анатоля Франса привело к вхождению его произведений в «Индекс запрещенных книг» Католической церкви в 1922 году.

Писатель умер через два года, осенью 1924-го. Погребен на парижском кладбище Нейи-сюр-Сен.

Творчество

Писательский дебют Анатоля Франса состоялся в 1881 году, когда он создал роман «Преступление Сильвестра Боннара». В нем уже проявилась характерная для Франса ирония и критика окружающей действительности.

В 1890-е автор часто обращался к различным аспектам христианской религии. Роман «Таис» (1890) повествовал о куртизанке, пришедшей к святости. Первым векам христианства и возрожденческой эпохе посвящен сборник рассказов Франса 1892 года «Перламутровый ларец». Героем двух других повестей («Харчевня королевы Гусиные лапки» и «Суждения господина Жерома Куаньяра» 1893) становится католический аббат Куаньяр, борющийся со своими грехами.

Читайте также  Краткая биография бах

Позднее Анатоль Франс обратил свое внимание на социальные романы, которые характеризовала яркая политическая сатира. Это четыре произведения («Под городскими вязами», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень», «Господин Бержере в Париже»), составляющие цикл под названием «Современная история». Он создавался автором в 1897-1901 годах. Цикл объединял главный герой – историк Бержере, сочетавший в себе скептически-ироничный и одновременно беспристрастный взгляд на действительность с ее политической и социальной борьбой.

В 1900-е Франс обратился к истории. Так, в 1908 году он создал двухтомную «Жизнь Жанны д’Арк», прохладно встреченную публикой. Больший успех имел написанный в привычной сатирической манере роман «Остров пингвинов», по сути пародировавший французские исторические и современные реалии. На тему Великой французской революции в 1912 году был написал роман «Боги жаждут». Произведение 1914 года «Восстание ангелов» иронично описывало непростые отношения бога и дьявола, что также намекало на революционные события в жизни земной.

В последние годы жизни мастер более увлекается автобиографическими темами, которые нашли отражение в сочинениях «Маленький Пьер» 1918 года и «Жизнь в цвету» 1922 года.

В своем творчестве Анатоль Франс выступил последовательным и острым критиком современной ему действительности и исторических событий прошлого, при этом сохраняя некую невозмутимость и спокойствие наблюдателя со стороны, что стало его отличительной авторской чертой.

Мудрость Человечества

Биография

Анато́ль Франс (фр. Anatole France; настоящее имя — Франсуа́ Анато́ль Тибо́, François-Anatole Thibault; 16 апреля 1844 года, Париж, Франция — 12 октября 1924 года, Сен-Сир-сюр-Луар (рус.)фр., Франция) — французский писатель и литературный критик.

Член Французской академии (1896).Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.

Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции. Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.

С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.

Во время Франко-прусской войны 1870—1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.

В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».

В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1913 году посетил Россию.

В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».

Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г. Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен. Его имя было присвоено ряду улиц в разных городах и коммунах Франции, а также станциям метро в Париже и Ренне.

Общественная деятельность

Был членом Французского Географического общества.

В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю».

С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже — социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Творчество

Раннее творчество

Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара» (рус.)фр., опубликованный в 1881 году — сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.

В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (рус.)фр. (1893) — сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893).

В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (рус.)фр. (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию; его любимая тема — сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде — «Святой сатир» («Saint Satyr»). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского. Роман «Таис» (рус.)фр. (1890) — история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой — написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.

В романе «Красная лилия» (рус.)фр. (1894), на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин).

Период социальных романов

Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.

Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.

В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.

Сатирические романы

Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.

Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» (рус.)фр., опубликованная также в 1908 году, была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже, делу Дрейфуса, нравам кабинета Вальдека-Руссо. В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской (человеческой) природы.

Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут» (рус.)фр. (1912), посвящён французской революции.

Его роман «Восстание ангелов» (рус.)фр. (1914) — это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург, и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.

После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).

Франс и оперное искусство

Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне.

Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Франс — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.

Читайте также  Краткая биография магха

Анатоль Франс: фото, биография писателя

Анатоль Франс (1844—1924)

У Франса беспристрастный ум ученого. Выросший в атмосфере учености, он был книжником и редким эрудитом и обладал ко всему острым умом. Бич его сатиры был удивительно изящен, и Франс пользовался им весьма успешно. Бесподобный по своей прозрачности и изяществу стиль Франса — это поэзия чистого разума. Он был истый француз. Мы вряд ли еще когда-нибудь встретим такое блестящее воплощение французского остроумия.

Великая французская литература прошлого столетия представлена именами Стендаля, Бальзака, Гюго, Флобера, Мопассана, Золя. Казалось бы, это «солнцестояние» не могло продолжаться и далее. Но появился Анатоль Франс, и выяснилось, что без него ряд был бы незаконченным. Он стал одним из тех, кто на своих плечах перенес французскую литературу из XIX в XX век. Франсуа Мориак относил Франса к «великим из великих», наряду с Вольтером.

Франс прожил полные 80 лет, рано начал писать и имел правило работать не менее 8 часов каждодневно. Его наследие обширно и разнообразно и представлено преимущественно образцами большой прозы, а также поэзией, публицистикой и критическими эссе.

Ни один из его романов не похож на другой, они различаются и темами, и манерой. В этом нередко искали опору для критики, говори­ли, что творчество Франса эклектично, что у него нет основной линии, которая легко обнаруживается, например, у Бальзака, Мопассана или Золя. Да и интерес читателей к его произведениям в межвоенный период снизился. Однако это охлаждение не перешло в заморозки, и в последующие десятилетия к Франсу пришло множество новых поклонников.

Франса называли «писателем самым французским, самым париж­ским, самым изысканным». А в дипломе лауреата подчеркнуты «изяще­ство и неизменный галльский темперамент» его сочинений. Именно свободная игра ума — свойство, воспринимаемое как одна из основных особенностей французского национального характера,— в то же время является и наиболее типичной чертой Франса-писателя. Непревзой­денная эрудиция, скрепленная отточенным мастерством, позволила ему прекрасно ощущать и передавать связь времен, и он не испытывал затруднений в выборе места и времени действия своих персонажей. Читая его, попадаешь то в современность, то в эпоху раннего хри­стианства, то во времена Жанны д’Арк, то в начало XVIII века, то в Париж, терзаемый Робеспьером. Однако Франса не прельщал легкий путь модернизации истории, хотя созвучие проблем разных эпох всегда было в центре его внимания. Целые мировоззрения оказыва­лись под скальпелем безошибочного знания Франса, и все же прежде всего его интересовал человек. Гуманизм Франса окрашен юмором и скептицизмом, в чем он берет начало от Монтеня и Вольтера. И вместе с тем Франс-писатель умел постоянно сохранять увлекательность пове­ствования.

Настоящее его имя — Анатоль Франсуа Тибо. Отца звали Франсуа Ноэль Тибо, и в своем узком кругу он был известен под уменьшитель­ным именем Франс. До 14 лет Анатоль не знал, что его фамилия Тибо, а не Франс. Отец был эрудитом-самоучкой. Лишь 23 лет от роду, во время службы в Королевской гвардии, он обучился грамоте. Потом приехал в Париж и устроился приказчиком в книжную лавку, а вскоре стал ее владельцем. Мать Анатоля, женщина скромная и богобоязнен­ная, обожала единственного сына. Мальчик большую часть времени проводил в книжной лавке, расположенной на берегу Сены, и совсем не знал природы — естественно, что строй его чувств отмечен печатью книжности и урбанизма. В наше время об этом периоде жизни писа­теля напоминает название одной из набережных Сены — набережная Анатоля Франса.

Семи лет Анатоля отдали в католическую школу. В эти годы он много читал. В 18 лет он покинул коллеж, не окончив его, а в 20, со вто­рой попытки, сдал экзамен на бакалавра, что давало право на поступле­ние в университет, однако дальше этого дело не пошло. Затягивало сотрудничество в двух библиографических журналах, в одном из них — в качестве основного редакционного работника. Через некото­рое время он добился положения профессионального критика и редак­тора с приличным заработком.

В 30 с небольшим лет Анатоль женился на дочери крупного чинов­ника. Приданое, довольно значительное, пошло на устройство особ­няка вблизи Булонского леса. Но жена не верила в талант мужа, прези­рала его профессию, и через 10 лет они разошлись. Свою единственную дочку Франс нежно любил.

Литературную деятельность Франс начал с участия в группе «Пар­нас», о которой уже шла речь в очерке о Сюлли-Прюдоме, выпустил несколько сборников стихов и драматическую поэму «Коринфская свадьба» (1876).

К этому времени Франс уже признанный эрудит, он постоянно копит знания. В первых прозаических опытах — двух повестях — он выступил еще в роли ученика Флобера. Известность принес роман «Преступление Сильвестра Боннара», рассказывающий о чудакова­том кабинетном ученом, влюбленном в книгу. В этот год Франсу исполнилось 37 ле г. Он не торопится жить, как будто знает, какой долгий срок ему отпустит судьба. Вообще в его творчестве нет резких взле­тов или падений, оно развивалось постепенно, но неуклонно, как и сле­дует ожидать от литературы, ведомой интеллектом.

С 1885 года Франс — постоянный хроникер в журнале «Иллюстри­рованный мир». Каждые две недели появлялись его обозрения «Па­рижская хроника», охватывающие разные стороны жизни, чаще всего литературу и искусство. За 13 лет этой работы им написано 350 очер­ков — они не вместились бы и в 10 томов. И каждую рукопись он сдавал в срок. Кроме того, с 1887 года Франс сотрудничал в газете «Время», и очередной воскресный номер обязательно содержал его критические заметки под рубрикой «Литературная жизнь». За 8 лет в этой газете появилось 300 его эссе. Франс становится одним из самых авторитет­ных в стране критиков.

В эти годы Франс познакомился, а потом сблизился с красавицей- аристократкой Леонтиной де Кайаве. Он привлек ее внимание как кандидат на роль литературной знаменитости для ее салона. Поначалу Франс не понравился ей характером и манерами, но потом его ум оча­ровал ее, и с 1888 года до смерти Леонтины в 1910 году они жили вме- сте. Она выполняла секретарскую работу, помогала разыскивать нуж­ные материалы, приводила в порядок рукописи Франса, читала гран­ки. Эта высокообразованная, энергичная женщина оказала на него сильное влияние. И постепенно Франс переходит от позиций скепти­ческого наблюдателя к активному участию в общественной жизни. Соответствующие сдвиги произошли и в его творчестве.

Роман «Таис», вышедший, когда автору было 46 лет, подтвердил его репутацию одного из первых писателей страны. В нем Франс обра­тился к временам раннего христианства, к столкновению языческого и религиозного мировоззрений. Фабула романа сводится к следующе­му. Монах Пафнутий уводит из мирской жизни погрязшую в греховно­сти александрийскую куртизанку Таис. В монастыре она действи­тельно как бы заново рождается, но сам Пафнутий уже одержим страс­тью к Таис, и никакие самоистязания не могут спасти его. Когда он при­ходит к ней в монастырь, Таис при смерти, но спокойна. Пафнутий же «стал до того безобразен, что, прикоснувшись рукой к лицу, ощутил, как мерзок». Такова расплата за его противоестественную ненависть к жизни.

Позже из-под пера Франса вышло еще немало произведений: романы «Харчевня королевы „Гусиные лапы»» (1892) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893), объединенные общим героем и повествующие о Франции начала XVIII века; любовный роман «Крас­ная лилия» (1894); тетралогия «Современная история» (1897—1899); роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908), в пародийных тонах трак­тующий историю Франции; двухтомное историческое исследование «Жизнь Жанны д’Арк» (1908), роман «Боги жаждут» (1912), проникну­тый отвращением к якобинскому террору; антиклерикальный роман «Восстание ангелов» (1914) и ряд других, а также несколько сборников новелл.

Популярность росла, в 1896 году Франса избрали во Французскую академию — исполнилась мечта, владевшая им с 6-летнего возраста. Он все более вовлекается в общественную жизнь, мужественно выступает в деле Дрейфуса и после эмиграции Золя занимает место вождя дрейфусаров. Возглавляет демократическую Лигу прав человека. Сближается с лидером социалистов Жаном Жоресом и вступает в Социалистическую партию Франции.

Конец жизни Франса был тяжелым. Неожиданную смерть Леон- тины от воспаления легких он глубоко переживал. Их связывала высо­кая дружба. Они вместе работали и отдыхали, каждый год путешество­вали по Италии, семь раз посетили Грецию. Франс вообще много ездил, побывал в России, Северной Африке, Южной Америке. В последние годы Леонтина отдалила его от себя ревностью, иногда обо­снованной, но после ее кончины он был близок к самоубийству.

Читайте также  Краткая биография манн л. г.

Жизнь наносила ему удар за ударом. В огне мировой войны сгорели все опоры его мировоззрения. В первые дни войны он посылает письмо военному министру: «Я уже не очень молод, но здоров. Сделайте из меня солдата». Но патриотический пыл быстро сменяется крайней подавленностью. Франс пишет друзьям: «Существование мое невыно­симо, и только небытия жажду я и алчу». А чуть позже: «Разум покинул меня». Разум, бывший основой его миропонимания, потерял почву. В 1918 году от гриппа умерла его дочь. До войны Франс — крепкий муж­чина, после войны — глубокий старик. Он уже не видит жизненных ориентиров. Ему кажется, что старая культура (а может быть, и куль­тура воообще?) оказалась несостоятельной. Как утопающий хватается за соломинку — он пытается найти прибежище своим надеждам в скоро­спелых социальных теориях. В 1921 году примыкает к коммунистам. В одном личном письме заявляет, что он «большевик сердцем и душой». Трудно представить себе, что это тот самый Франс, которого 50 лет назад Парижская коммуна так ужаснула, что он бежал из Парижа, как из зачумленного места.

На этом закончилась одиссея могучего ума. Последние месяцы жизни принесли непрерывные страдания: неизлечимая стадия тяже­лого склероза. Но эта «собачья жизнь» не отпускает его; он просит пре­кратить его мучения, умирает целую неделю. Утром в день смерти, улы­баясь, говорит доктору: «Это мой последний день».

Незадолго до смерти он писал: «Мало благ земных досталось на мою долю, но я любил жизнь ради нее самой, я любил жизнь в ничем не при­крытой ее наготе, то ужасной, то прелестной».

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

Анатоль Франс

Anatole France, 16 апреля 1844 — 12 октября 1924 • 80 лет (177)

  • Биография
  • Общественная деятельность
  • Творчество
  • Интересные факты

Французский писатель и литературный критик.

Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921) за «блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом», деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.

Биография

Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции. Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.

С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы. Во время Франко-прусской войны 1870—1871 годов Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу. В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета Le Temps (1861—1942) заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».

В 1876 году Франс назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».

Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г. Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен. Его имя было присвоено ряду улиц в разных городах и коммунах Франции, а также станциям метро в Париже и Рене.

Общественная деятельность

Был членом Французского Географического общества.

В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю».

С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже — социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Творчество

Раннее творчество

Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара», опубликованный в 1881 году — сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.

В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (1893) — сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893).

В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию; его любимая тема — сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде — «Святой сатир» (Saint Satyr). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского. Роман «Таис» (1890) — история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой — написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.

В романе «Красная лилия» (1894), на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин).

Период социальных романов

Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.

Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.

В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.

Сатирические романы

Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.

Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» (L’Île des Pingouins), опубликованная также в 1908 году, была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже, делу Дрейфуса, нравам кабинета Вальдека-Руссо. В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской (человеческой) природы.

Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут» (Les dieux ont soif) (1912), посвящён французской революции.

Его роман «Восстание ангелов» (La Révolte des anges) (1914) — это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург, и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.

После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).

Интересные факты

  • Анатоль Франс, познакомившийся с Марселем Прустом в 1889 году, написал предисловие к его раннему сборнику «Утехи и дни» (1896) и хотел выдать за него свою дочь Сюзанну, но позже охладел к молодому писателю. В свою очередь, Пруст использовал характерные черты внешности и некоторые детали литературного стиля Франса для создания образа писателя Бергота в цикле романов «В поисках утраченного времени» (1913—1927).
Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: