Краткая биография газданов
Гайто Газданов. Литература русского зарубежья
Сергей Федякин, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома Русского зарубежья имени Солженицына, доцент Литературного института.
Все лекции цикла можно посмотреть здесь .
Гайто Газданов – один из самых своеобразных писателей русского зарубежья. Он относится к младшему поколению, он вступил в литературу там, находясь за границей. По происхождению он осетин, но родной язык для него русский. Родился он в Петербурге, отец его занимался лесным хозяйством и часто бывал в командировках. И еще ребенком Газданов увидел самую разнообразную Россию – от Сибири до Харькова, и юг России тоже захватил у родственников на Кавказе бывал. Поражает то, что он родился в конце 1903 года, он по возрасту примерно, как Аркадий Гайдар, чуть постарше на несколько месяцев. При этом жизненных впечатлений, как и у Гайдара, то есть как и у людей, прошедших через Гражданскую войну, было очень много. Того, что он пережил за жизнь ему хватило бы целую библиотеку написать.
Пожалуй, автобиографические книги особенно обычно привлекают внимание, но он писал и о другом и не стремился именно изображать себя. Тем не менее он вместе с белой армией сначала откочевал в Константинополь, там встретился со своей сестрой, она была довольно известная балерина – Аврора Газданова и сестра вместе с ее мужем устроили его в русскую гимназию, которая переехала в болгарский город Шумен, то есть уже и здесь продолжается очень сложная, довольно насыщенная биография, разнообразная, много, что он видел и пережил. После того, как он закончил гимназию в городе Шумен, а до этого он не мог закончить гимназию, потому что началась гражданская война и он в ней участвовал, он перебрался в Париж, как очень многие, был разнорабочим. То есть в самых разных местах пытался найти какую-то работу и где-то оставаться, работал грузчиком и мойщиком паровозов – это профессия, где просто моют трубы паровозов. Одно время был клошаром, то есть как по-нашему сейчас сказали бы, бомжом и поразительно, что даже в эти трудные времена он пытается писать и что-то такое делать. То есть настойчивость с которой он входит в литературу достойна особого уважения.
Его рассказы начинают появляться в 1920-е годы и по началу они кажутся очень не то что авангардными, но необычно написанными – короткая фраза, жесткая интонация. Но буквально проходит несколько лет, постепенно интонация меняется и в 1929 году он заканчивает книгу, которая стала одной из самых популярных книг в русском зарубежье. Роман называется «Вечер у Клэр». Не смущало читателей даже это название, отсылающее к французскому имени. Героиня – француженка, которая когда-то жила в России, теперь живет за границей. Главный герой тот, кто знал ее в России, долго любил без взаимности и именно здесь за границей он добивается этой взаимности. И вот когда это происходит, герой ночью лежит рядом со своей возлюбленной и вспоминает всю свою жизнь с детских лет, где проходит все… хотя героя зовут Николай Соседов, но понятно, что это Газданов пишет его с самого себя, проходит эта биография и через смерть отца, и через Гражданскую войну, в которой он участвовал. Ей отведено очень много времени и там очень много о России и только самый конец – это уже отъезд из России. Роман тоже закольцован, как это бывает у многих писателей русского зарубежья, по крайней мере так было у Набокова. Первая фраза:
«Клэр была больна; я просиживал у нее целые вечера и, уходя, всякий раз неизменно опаздывал к последнему поезду метрополитена…» — и так далее.
Последняя фраза романа, герой уже покинул Россию и плывет в неизвестность, но при этом думает о своей возлюбленной:
«Звук, неизменно нас сопровождавший, только звук колокола соединял в медленной стеклянной своей прозрачности огненные края и воду, отделявшие меня от России, с лепечущим и сбывающимся, с прекрасным сном о Клэр…»
Имя Клэр открывает роман, имя Клэр закрывает роман. В конце он еще ее не достиг, в начале он постепенно к ней приходит, и она становится одним из главных людей в его жизни. Особенность строения фразы Газданова поражала его современников: «фраза плавная, медленная», — это зрелый Газданов именно так писал.
Некоторые вспоминали Марселя Пруста, но надо сказать, что все-таки различия заметны, потому что у Пруста биография не очень богатая и он вспоминает как бы свою жизнь, воссоздавая из мелочей, допустим, из глотка чая может вывести целую картину. У Газданова жизнь, очень насыщенная была и события очень драматичные происходят в этом романе, но при этом ощущение, что герой немножечко отстранен от этих событий и когда он вспоминает как бы экран памяти, в котором это все проходит, медленно проходит и в сущности мысли о Клэр, которая как бы вела его в этой жизни и то, к чему он пришел, заставляет второй раз пройти эту самую жизнь.
Он будет автором очень интересных рассказов, а перед Второй мировой войной он напишет еще один роман, он правда будет опубликован уже после войны и может быть один из самых сильных романов, написанных и самим Газдановым, и писателями русского зарубежья, называется «Ночные дороги». Газданов был ночным таксистом и эти впечатления ночного таксиста в этом романе будут запечатлены, но там происходит движение судеб и русских эмигрантов, и французов, которых ночной Париж как бы затягивает в огромную воронку. Это движение разных судеб – это и есть эти ночные дороги, а не только ночные дорогие по которым проезжает этот таксист главный герой. Образы, которые остаются в памяти и без которых уже трудно представить русскую литературу этого периода. После войны он будет писать и романы, и рассказы, он будет работать на радиостанции «Свобода». Надо сказать, что он еще успел поучаствовать в движении Сопротивление, то есть поработал на свое отечество в роли, связанной с партизанским движением, которое было во Франции. Хотя радиостанция «Свобода» — это уже несколько противоположная деятельность, где он пытался перевести разговор на литературные темы. Тем не менее – это как бы для советских людей была вражеская радиостанция. Но эта работа немножечко расслабила его, как романиста, но он все больше приходит к счастливым концам. Зато в рассказах он по-прежнему держит планку очень высоко. И до самого конца жизни остается в этом смысле прозаиком очень сильным и надо сказать, что его настоящее возрождение и внимание к нему придет уже в 1990-е годы, когда его опубликуют в отечестве.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Рубрики
- Абракадабра, разное (555)
- Анонсы и объявления (305)
- Армия России (14)
- Астрология (55)
- Аудио и видео (439)
- Афоризмы и цитаты (75)
- Всё официально (212)
- Выборы Президента России 2018 (29)
- Генераторы и роботы (215)
- Земля и космос (216)
- Информеры и баннеры (202)
- История и политика (1117)
- Великая Отечественная (91)
- Первая мировая (17)
- Преступления на Украине (135)
- Третья мировая (53)
- Компьютер и интернет (407)
- Киберугрозы и хакеры (42)
- Косметика и парфюмерия (7)
- Кулинария и питание (25)
- Культура и религия (511)
- Год культуры (23)
- Дохристианская Русь (1)
- Православие (4)
- Старообрядчество (1)
- Лингвистика (71)
- Литература и искусство (848)
- Год литературы 2015 (124)
- Путь в вечность (30)
- Личности, мыслители (727)
- Любаша К и все друзья (255)
- Мода и стиль (64)
- Мое зеркало (376)
- Мой дневник и ЛиРу (583)
- Москва, СПб и Мурманск (241)
- Мужчина и женщина (166)
- Музеи мира и России (85)
- Наука и жизнь (186)
- Непознанное и мистика (115)
- Новороссия (193)
- Новости в мире (286)
- Новый год (53)
- Олимпиада Сочи-2014 (57)
- Отсебятина и мои опросы (295)
- Праздники и развлечения (592)
- Шоубизнес (11)
- Психология и тесты (73)
- Путешествия и туризм (112)
- Радио и телевидение (67)
- Россия и весь мир (1333)
- Пятая колонна (66)
- Русский Мир — Русский Век (31)
- Субъекты РФ (2)
- Уникальные памятники России (11)
- Семья и дети (132)
- Спорт и здоровье (224)
- Строительство и архитектура (2)
- Субкультура и молодёжь (133)
- Театр и кино (195)
- Год кино (28)
- Теософия и оккультизм (28)
- Технологии (186)
- Уроки, грамота и помощь (506)
- Философия (212)
- Фото и фотошоп (103)
- ФСБ и Росгвардия России (7)
- Спецслужбы и МЧС (2)
- Человек и природа (251)
- Экономика (8)
- Энциклопедии и словари (155)
- Эротика как искусство (20)
- Юмор и сатира (120)
—Музыка
—Всегда под рукой
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Биография Гайто Газданова
Газданов Гайто (Георгий Иванович) родился 6 декабря 1903 года в Петербурге. Умер 5 декабря 1971 года в Мюнхене (похоронен под Парижем на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа).
Детство прошло в Петербурге. Отдан в кадетский корпус в Полтаве. До начала гражданской войны учился в Харьковской гимназии. Воевал в белой армии в звании рядового солдата, часть службы проходила в бронепоезде.
В ноябре 1920 года уплыл на пароходе из Крыма в Константинополь. Затем — в Болгарию, где окончил русскую гимназию.
Переехал в Париж, продолжил образование в Сорбоне. Начал работать таксистом. В годы второй мировой издавал информационный бюллетень французского движения Сопротивления.
Позже в Мюнхене работал в русской службе радиостанции «Свобода».
Газданов известен как русский писатель. О своем родном языке он писал: «Осетинского языка я не знаю, хотя его прекрасно знали мои родители»
Учился в Парижском университете, но русский язык остался для меня родным».
В 1930 поступил в продажу первый роман Газданова — «Вечер у Клэр», и писатель сразу был провозглашен талантом.
Вся эмиграция хвалила роман. Регулярно начинает публиковать рассказы, романы наряду с Буниным, Мережковским, Алдановым, Набоковым в «Современных записках» (самым авторитетным и солидным журналом эмиграции).
Активно участвует в литературном объединении «Кочевье». В 1936 отправляется на Ривьеру, где встречает свою будущую жену Гавришеву, урожденную Ламзаки (из богатой одесской семьи греческого происхождения».
В 1937 — 39 каждое лето приезжает сюда, на Средиземное море, проводя самые счастливые годы жизни.
В 1939, когда началась война, остается в Париже. Переживает фашистскую оккупацию, помогает тем, кто находится в опасности. Участвует в движении Сопротивления. Много пишет: романы, рассказы. Единственное, что было написано в это время и получило признание, — это роман «Призрак Александра Вольфа» (1945 — 48).
После войны была опубликована книга «Возвращение Будды», имевшая большой успех, принесшая известность и деньги.
С 1946 живет только литературным трудом, иногда подрабатывая ночным таксистом.
В 1952 выходит роман «Ночные дороги», затем «Пилигримы» (1952 — 54). Последние романы, увидевшие свет, — «Пробуждение» и «Эвелина и ее друзья», начатые еще в 1950-е, но законченные в конце 60-х.
Как прозаик обратил на себя внимание романом Вечер у Клэр (1930), передавшим вынесенное Газдановым с Гражданской войны чувство, что «душа выжжена» и что его поколение входит в мир без иллюзий, утратив способность видеть в жизни что-нибудь, кроме постоянно повторяющихся трагических ситуаций, однако еще сохраняя память о романтических переживаниях и мечтах ранней юности.
Влияние И.А.Бунина и особенно М.Пруста на становление писательской индивидуальности Газданова проступило во многих его рассказах, публиковавшихся журналами «Воля России» и «Современные записки».
Однако по характеру коллизий и сюжетов, привлекавших Газданова, его проза скорее сопоставима с творчеством И.Бабеля.Характеризуя собственные художественные установки, Газданов говорил о стремлении «передать ряд эмоциональных колебаний, которые составляют историю человеческой жизни и по богатству которых определяется в каждом отдельном случае большая или меньшая индивидуальность». Э
то стремление сполна осуществлено им в поздних романах Возвращение Будды (1954) и Пробуждение (1966), хотя они не принадлежат к числу бесспорных творческих удач. И по жизненному опыту, и по характеру дарования Газданов не ощущал близости к литературе русского Зарубежья, особенно к ее старшему поколению, которое, на его взгляд, продолжало жить представлениями и художественными верованиями, вывезенными из России.
В начале 1930-х годов, переписываясь с М.Горьким, который намеревался опубликовать его первый роман на родине, Газданов обсуждал планы своего возвращения в СССР, оставшиеся неосуществленными.
В 1936 напечатал статью О молодой эмигрантской литературе, заявив,что сознание нового поколения, на собственном опыте познавшего революцию и Гражданскую войну, органически чуждо ценностям и понятиям, восходящим к Серебряному веку, и что после этого опыта стало невозможно писать так, как писали корифеи русской литературы в изгнании.
Существование молодого поколения Газданов объявил мифом, поскольку оно представлено только В.В.Набоковым, тогда как другие писатели по-прежнему не осознали, что давно порвалась связь с «культурным слоем» русской классики, ставшей мертвой для тех, кого эмиграция превратила из интеллектуальной элиты в социальные низы.
Статья вызвала острую полемику и обвинения ее автора в «писаревщине», однако они не поколебали веры Газданова в необходимость поиска существенно нового художественного языка, чтобы передать существование «в безвоздушном пространстве… с непрекращающимся чувством того, что завтра все опять „пойдет к черту“, как это случилось в 14-м или в 17-м году».
Газданов долгое время не был известен у себя на Родине. Для российского читателя газдановское наследие было открыто в конце 1990-х годов. В его произведениях сочетается порой жестокое, порой лирическое изображение жизни и романтико-утопическое начало.
В раннем творчестве заметно движение от изображения всего сущего (экзистенционального бытия человека) к должному, к утопии, идеалу. Проза Газданова рефлексивна. Повествование в наиболее характерных, «газдановских» вещах ведётся от первого лица, а всё описываемое: люди, места, события — подаётся через призму восприятия рассказчика, сознание которого становится осью, соединяющей разнообразные, иногда, казалось бы, никак не связанные звенья повествования.
В центре внимания оказываются не события сами по себе, а рождаемый ими отклик — черта, роднящая Газданова с Прустом, с которым, кстати, его часто сравнивали. Эта особенность газдановских текстов часто вызывала недоумение современной автору эмигрантской критики, которая, отмечая необыкновенное чувство слова и ритма, признавая магию рассказчика, тем не менее сетовала на то, что произведения эти, в сущности, «ни о чём» (Г. Адамович, Н. Оцуп).
Причиной такого амбивалентного отношения со стороны критики был отказ Газданова от традиционного построения фабулы.
Произведения его часто строятся на сквозной теме: путешествие, с целью обретения любимой, а через неё и самого себя — в «Вечере у Клэр», судьба и смерть — в «Призраке Александра Вольфа» и т. д. Здесь нет фабульной стройности, но есть, по выражению М. Слонима, «единство настроенности».
Центральная тема объединяет, удерживает в своём поле внешне не связанные элементы сюжета, переход между которыми часто осуществляется по принципу ассоциации.
Гайто Газданов
|