Краткая биография грильпарцер

Биография Франца Грильпарцера

Франц Грильпарцер – австрийский поэт и драматург – родился 15 января 1791 года в Вене (Австрия).

Был старшим сыном адвоката Менцеля Грильпарцера и его супруги Марианны (урожд. Зоннлейтнер). Учился в гимназии, с 1807 по 1811 изучал право в Вене. В 1813 поступил на государственную службу, в 1832 Грильпарцер стал директором имперских архивов, в 1847 был избран в члены Академии наук.

С 1856 Грильпарцер на пенсии в чине надворного советника. В 1861 стал членом австрийской палаты господ.

Дружил с Генрихом Гейне, Людвигом Бёрне, Людвигом ван Бетховеном, Францем Шубертом.

Франц Грильпарцер умер 21 января 1872 года в Вене. Похоронен на Хитцингском кладбище.

Грильпарцер начал свою литературную деятельность в шестнадцать лет, одним из его творческих амплуа были беллетристические и критические произведения (новеллы, дневники путешествий, критические заметки, воспоминания), стихи. В основном, известен драмами.

Многие произведения Грильпарцера проникнуты протестом против реакционного феодально-бюрократического режима канцлера Меттерниха, поэтому часто его драмы запрещались цензурой или враждебно встречались буржуазной публикой (комедия «Горе лжецу», 1838).

Грильпарцер серьёзно изучал историю, философию и литературу многих стран — как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл «Элегии с Понта» (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы — «Сандомирский монастырь» (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и «Бедный музыкант» (Der arme Spielmann, 1847).

Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии «Бланка Кастильская» (Blanca von Kastilien), он создал трагедию «Праматерь» (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Далее последовала пьеса «Сапфо» (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818-1821 Грильпарцер опубликовал трилогию «Золотое руно» (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду.

Его следующие две трагедии «Величие и падение короля Оттокара» (König Ottokars Glück und Ende, 1825) и «Верный слуга своего господина» (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828) развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определённых кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал «Волны моря и любви» (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка «Сон — жизнь» (Der Traum, ein Leben).

Единственная комедия Грильпарцера «Горе лжецу» (Weh’ dem, der lügt) увидела свет в 1838; эта серьёзная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: «Либуса» (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; «Раздор в доме Габсбургов» (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552-1612), и «Еврейка из Толедо» (Die Jüdin von Toledo), блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.

Франц Грильпарцер считается национальным поэтом Австрии. Его творчество высоко ценили Франц Кафка, Гуго фон Гофмансталь. Знаменитый режиссёр Лесь Курбас перевёл «Горе лжецу» на украинский. Ромен Роллан посвятил отношениям Грильпарцера и Бетховена статью. Франц Грильпарцер изображен на почтовых марках Австрии 1947, 1972 и 1991 годов.

Грильпарцер Франц

Краткие содержания

(1791-1872)

Франц Грильпарцер родился 15 января 1791 года в Вене, Австрийская империя. Он был известен как выдающийся драматург. Основными направлениями его деятельности были романтизм, реализм и классицизм. Он писал свои произведения в основном в жанре драма. Франц является не только драматургом, но и австрийским поэтом.

Биография Франца Грильпарцера основана на многих событиях, которые касались Вены. Он родился в семье адвоката и был старшим из сыновей Менцеля Грильпарцера и его жены Марианны, которая была истинной урожденной Зоннлейтнеркой. 1807- 1811 года Франц пошел по стопам отца и начал изучение основ адвокатского дела, учился в гимназии в Вене. В 1813 году он стал служить в Государственной Армии Вены, а в 1832 году стал одним из директоров архивов Империи.

В 1847 году Франц стал членом Академии наук, в1856 году стал пенсионером в должности надворного советника, и, наконец, в 1861 стал членом австрийской палаты господ.

Он дружил с такими видными деятелями того времени, как Гейн, Бёрн и Бетховен.

Его творческий путь начался в возрасте шестнадцать лет. Некоторые из его произведений и стихотворений были написаны или в беллетристическом, или в критическом жанрах, — это новеллы, критические заметки, дневники путешествий и воспоминания. Главным образом, стал популярен своими драматическими произведениями, некоторые из которых переведены на русский язык — «Сафо» и «Праматерь».

Большинство произведений Франца являются воплощением протеста против реакционного феодально-бюрократического режима канцлера Меттерниха, поэтому многие его драмы негативно встречались буржуазным обществом или не допускались к изданию из-за цензуры. Например, такая комедия как «Горе лжецу», которое поэт создал в 1838 году.

Поэт начал глубоко изучать философию, историю и литературу большинство стран мира — и древнюю, и современную, что нашло свое отражение в его многих критических эссе и в драмах. Он также написал большое количество лирических стихотворений, а также цикл «Элегии с Понта», изданный в 1835 году, и две новеллы — «Бедный музыкант», который был опубликован в 1847 году, и «Сандомирский монастырь», который вышел в свет 1828 году.

Своей мировой славой поэт обязан, главным образом, своей драматургии, в которой переплелись некоторые черты классицизма, реализма и романтизма.

В юношеские годы он пробовал писать и написал такие трагедии как «Бланка Кастильская», «Праматерь», которая была издана в 1817 году и с большим успехом ставилась в Вене и по всей территории Германии. Затем написал такую пьесу как «Сафо», которая была издана 1818 году, в которой повествовалось о трагической любви одной довольно великой и легендарной греческой поэтессы.

С 1818 по1821 года Грильпарцер издал трилогию под названием «Золотое руно», в которой очень грамотно переписал одну античную легенду. Последующими его двумя трагедиями были «Величие и падение короля Оттокара», изданный в 1825 г., и «Верный слуга своего господина», который вышел в свет в 1828 г., где развивается тема истории Австрии. В первом произведении прославляется создание австрийской Габсбургской династии, а во втором — говорится о верности трону. Эти две пьесы были приняты в некоторых кругах общества так враждебно, что поэт решил вернуться к античным сюжетам, и написал произведение «Волны моря и любви», которое было опубликовано лишь в 1831 году; сюжет был основан на истории о Леандре и Геро. Через три года, приблизительно в середине 1834 г. свет увидела сказка «Сон — жизнь». Грильпарцером было написано лишь одно произведение в комедийном жанре, которое стало известным под названием «Горе лжецу» и было опубликовано в 1838 году. Это довольно серьёзная пьеса, которая заканчивалась счастливым финалом. Она была сильно раскритикована, после чего драматург решил больше не публиковать свои драмы.

Читайте также  Краткая биография элиот т. с.

После смерти Франца в его кабинете нашли рукописи трех трагедий, которые были опубликованы в 1873 году: «Либуса», которая является драматическим пересказом известной легенды об создании Праги; «Раздор в доме Габсбургов» — эта истинная картина душевного болезни Рудольфа II, а также «Еврейка из Толедо» — прекрасный пересказ одной из пьес Лопе де Веги.

Франк Грильпарцер умер 21 января 1872 года в возрасте 81 гола в Вене, Австро-Венгрии. Его могила находится на венском кладбище Хитцинг.

Грильпарцер, Франц

Франц Грильпарцер (нем. Franz Grillparzer ; 1791—1872) — австрийский поэт и драматург.

Содержание

Биография

Франц Грильпарцер родился в Вене 15 января 1791 года, был старшим сыном адвоката Менцеля Грильпарцера и его супруги Марианны (урожд. Зоннлейтнер).

Учился в гимназии, с 1807 по 1811 года изучал право в Вене.

  • 1813 поступил на государственную службу,
  • 1832 стал директором имперских архивов,
  • 1847 году был избран в члены Академии наук,
  • 1856 вышел на пенсию в чине надворного советника,
  • 1861 — член австрийской палаты господ.

Творчество

Грильпарцер начал свою литературную деятельность в шестнадцать лет, одним из его творческих амплуа были беллетристические и критические произведения (новеллы, дневники путешествий, критические заметки, воспоминания), стихи; В основном, известен драмами, из которых на русский язык переведены трагедии «Праматерь» и «Сафо».

Многие произведения Грильпарцера проникнуты протестом против реакционного феодально-бюрократического режима канцлера Меттерниха, поэтому часто его драмы запрещались цензурой или враждебно встречались буржуазной публикой (комедия «Горе лжецу», 1838) [1] .

Грильпарцер серьёзно изучал историю, философию и литературу многих стран — как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл Элегии с Понта (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы — Сандомирский монастырь (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и Бедный музыкант (Der arme Spielmann, 1847).

Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Далее последовала пьеса Сафо (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818—1821 Грильпарцер опубликовал трилогию Золотое руно (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду.

Его следующие две трагедии «Величие и падение короля Оттокара» (König Ottokars Glück und Ende, 1825) и «Верный слуга своего господина» (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828) развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определенных кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал «Волны моря и любви» (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка «Сон — жизнь» (Der Traum, ein Leben).

Единственная комедия Грильпарцера «Горе лжецу» (Weh’ dem, der lügt) увидела свет в 1838; эта серьёзная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: «Либуса» (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; «Раздор в доме Габсбургов» (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552—1612), и «Еврейка из Толедо» (Die Jüdin von Toledo), блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.

Признание

В 1864 году назван почетным жителем Вены. Грильпарцер скончался 21 января 1872 в возрасте 81 года, в 1889 году ему поставлен памятник в Венском народном саду.

Грильпарцер в России

Драму Грильпарцера «Праматерь» перевёл Александр Блок.

Примечания

  1. Франц Грильпарцер. Праматерь. Перевод Александра Блока

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Франц Грильпарцер

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Суворовское военное училище
  • Рыбная деревня

Смотреть что такое «Грильпарцер, Франц» в других словарях:

ГРИЛЬПАРЦЕР Франц — (Grillparzer, Franz) ФРАНЦ ГРИЛЬПАРЦЕР (1791 1872), выдающийся австрийский драматург и поэт. Родился 15 января 1791 в Вене. В 1813 поступил на государственную службу, в 1832 стал директором имперских архивов, в 1856 вышел на пенсию в чине… … Энциклопедия Кольера

Грильпарцер Франц — (Grillparzer) (1791 1872), австрийский писатель. В сочетающих черты романтизма и классицизма драмах на мифологические («Праматерь», 1817; «Сафо», 1818; «Золотое руно», 1822), исторические («Величие и падение короля Оттокара», 1825) и сказочные… … Энциклопедический словарь

Грильпарцер Франц — Франц Грильпарцер Franz Grillparzer Дата рождения: 15 января 1791 Место рождения: Вена, Австрийская империя Дата смерти: 21 января 1872 Место смерти … Википедия

Грильпарцер Франц — Грильпарцер (Grillparzer) Франц (15.1.1791, Вена, ≈ 21.1.1872, там же), австрийский драматург. Изучал право в Вене, совмещал литературную деятельность с государственной службой. В 1856 вышел в отставку, путешествовал по Европе. В 1826… … Большая советская энциклопедия

Грильпарцер, Франц — ГРИЛЬПАРЦЕР (Grillparzer) Франц (1791 1872), австрийский писатель. В сочетающих черты романтизма и классицизма драмах на мифологические (“Праматерь”, 1817; “Сафо”, 1818; “Золотое руно”, 1822), исторические (“Величие и падение короля Оттокара”,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГРИЛЬПАРЦЕР Франц — ГРИЛЬПАРЦЕР (Grillparzer) Франц (1791—1872), австрийский писатель. Пьесы, в т.ч. трагедии «Праматерь» (1817, п. 1885, пер. А. Блока, 1908), «Сафо» (1818, п. 1895), «Величие и падение короля Оттокара» (ист.; 1825), «Волны моря и любви» (1831 … Литературный энциклопедический словарь

Грильпарцер Франц — (1791 1872) австрийский драматург … Словарь литературных типов

Грильпарцер — Грильпарцер, Франц Франц Грильпарцер Franz Grillparzer Дата рождения: 15 января 1791( … Википедия

Грильпарцер — Франц (Franz Grillparzer, 1791 1872) немецко австрийский писатель. Сын адвоката. С 1813 1832 служил чиновником, с 1832 1856 директором архива министерства финансов. Первые драмы Г. сделали его популярным, последующие его произведения разочаровали … Литературная энциклопедия

Грильпарцер — (Франц Grrillparzer, 1791 1872) самый выдающийсяавстр. драматург. Прослушав курс юридических наук, он в 1813 г. поступилна государственную службу. Уже первая его трагедия Die Ahnfrau (ейпредшествовали юношеские опыты: Blanka von Kastilien ,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Биография Грильпарцер Ф.

Франц Грильпарцер (нем. Franz Grillparzer; 1791—1872) — австрийский поэт и драматург.

Франц Грильпарцер родился в Вене 15 января 1791 года, был старшим сыном адвоката Менцеля Грильпарцера и его супруги Марианны (урожд. Зоннлейтнер).

Учился в гимназии, с 1807 по 1811 года изучал право в Вене.

— 1813 поступил на государственную службу,
— 1832 стал директором имперских архивов,
— 1847 году был избран в члены Академии наук,
— 1856 вышел на пенсию в чине надворного советника,
— 1861 — член австрийской палаты господ.

Дружил с Генрихом Гейне, Людвигом Бёрне, Людвигом ван Бетховеном, Францем Шубертом.

Похоронен в Вене на Хитцингском кладбище.

Грильпарцер начал свою литературную деятельность в шестнадцать лет, одним из его творческих амплуа были беллетристические и критические произведения (новеллы, дневники путешествий, критические заметки, воспоминания), стихи. В основном, известен драмами, из которых на русский язык переведены трагедии «Праматерь» и «Сапфо».

Читайте также  Краткая биография родосский

Многие произведения Грильпарцера проникнуты протестом против реакционного феодально-бюрократического режима канцлера Меттерниха, поэтому часто его драмы запрещались цензурой или враждебно встречались буржуазной публикой (комедия «Горе лжецу», 1838).

Грильпарцер серьёзно изучал историю, философию и литературу многих стран — как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл Элегии с Понта (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы — Сандомирский монастырь (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и Бедный музыкант (Der arme Spielmann, 1847).

Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Далее последовала пьеса Сапфо (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818—1821 Грильпарцер опубликовал трилогию Золотое руно (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду.

Его следующие две трагедии «Величие и падение короля Оттокара» (König Ottokars Glück und Ende, 1825) и «Верный слуга своего господина» (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828) развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определенных кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал «Волны моря и любви» (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка «Сон — жизнь» (Der Traum, ein Leben).

Единственная комедия Грильпарцера «Горе лжецу» (Weh’ dem, der lügt) увидела свет в 1838; эта серьёзная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: «Либуса» (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; «Раздор в доме Габсбургов» (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552—1612), и «Еврейка из Толедо» (Die Jüdin von Toledo), блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.

В 1864 году избран почетным жителем Вены. Грильпарцер скончался 21 января 1872 в возрасте 81 года, в 1889 году ему поставлен памятник в Венском народном саду. Считается национальным поэтом Австрии. Его творчество высоко ценили Фридрих Энгельс, Франц Кафка, Гуго фон Гофмансталь. Знаменитый советский режиссёр Лесь Курбас перевёл «Горе лжецу» на украинский. Ромен Ролан посвятил отношениям Грильпарцера и Бетховена статью. Изображен на почтовых марках Австрии 1947, 1972 и 1991 годов.

Грильпарцер в России

Драму Грильпарцера «Праматерь» перевёл Александр Блок.

Фильмография

— 1910 — Праматерь / Die Ahnfrau (Австрия, реж. Якоб Флек)
— 1914 — Праматерь / Die Ahnfrau (Германия, реж. Вигго Ларсен)
— 1919 — Праматерь / Die Ahnfrau (Австрия, реж. Якоб и Луиза Флек)
— 1919 — Сандомирский монастырь / Das Kloster von Sendomir (Германия, реж. Рудольф Майнерт)
— 1920 — Сандомирский монастырь / Klostret i Sendomir (Швеция, реж. Виктор Шёстрём)
— 1971 — Праматерь / Die Ahnfrau (Германия, реж. Пер Рабен)
— 1972 — Горе лжецу / Weh dem, der lügt (Австрия, реж. Эрнст Хаусман)
— 2006 — Слава и закат короля Оттокара / König Ottokars Glück und Ende (Австрия, реж. Петер Шёнхофер)

— По мотивам пьесы «Волны моря и любви» греческий композитор Андреас Незеритис написал оперу «Геро и Леандр».

Франц Грильпарцер – выдающийся австрийский драматург и поэт

Франц Грильпарцер родился в Вене 15 января 1791 года и был старшим сыном адвоката доктора Менцеля Грильпарцера и его супруги Марианны, урожденной Зоннляйтнер. Он окончил гимназию и с 1807 по 1811 год слушал курс юридических наук в Венском университете. В 1813 году юноша поступил на государственную службу и в 1832 году стал директором имперских архивов. В 1847 году Грильпарцер был избран в члены Австрийской академии наук, а в 1861 – в члены Австрийской палаты господ. В 1856 году он вышел на пенсию в чине надворного советника.
Важную роль в жизни поэта играли женщины: многочисленные романтические приключения, несчастная любовь к Марии Смок и сложные отношения с «вечной невестой» Катариной Фрёлих, остававшейся главной любовью часто увлекавшегося Грильпарцера.
Франц Грильпарцер серьезно изучал историю, философию и литературу многих стран – как древних, так и современных, что отразилось на его личности. Под влиянием Лессинга, Гердера, Шиллера и Гёте он уже в 16 лет начал свою литературную деятельность. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл ТЭлегии с ПонтаТ (Tristia ex Ponto, 1835 г.) и две прекрасные новеллы – ТСандомирский монастырьТ (Das Kloster bei Sendomir, 1828 г.) и ТБедный музыкантТ (Der arme Spielmann, 1847 г.).
Но своей славой Грильпарцер обязан прежде всего драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии ТБланка КастильскаяТ (Blanca von Kastilien), он создал трагедию ТПраматерьТ (Die Ahnfrau, 1817 г.), которая с огромным успехом ставилась в Вене, а также во всей Германии. Далее последовала пьеса ТСафоТ (Sappho, 1818 г.) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы. В 1818 – 1821 годах Грильпарцер опубликовал трилогию ТЗолотое руноТ (Das goldene Vliess), для которой мастерски обработал античную легенду.
Две его следующие трагедии, ТВеличие и падение короля ОттокараТ (KЪnig Ottokars GlЯck und Ende, 1825 г.) и ТВерный слуга своего господинаТ (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828 г.), развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены настолько враждебно в определенных кругах, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал ТВолны моря и любвиТ (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831 г.) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834 году, была поставлена сказка ТСон – жизньТ (Der Traum, ein Leben). Взяться за драматургию побудил Грильпарцера известный в то время драматург Шрейфогель, он же способствовал появлению на сцене «Праматери». Это был рассвет драматургической деятельности Грильпарцера, и окончился он в 1838 году, когда поэт, под давлением цензуры, критики и публики, холодно встретившей его последние драмы, почти совершенно отказался от обнародования своих произведений. Единственная комедия Грильпарцера, ТГоре лжецуТ (Weh’ dem, der lЯgt), увидевшая свет в 1838 году, эта серьезная пьеса со счастливым концом, вызвала столь резкие нападки критиков, что драматург вообще решил более не выносить на суд общественности свои произведения. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, которые были опубликованы в 1873 году: ТЛибусаТ (Libussa) – драматическое переложение популярной легенды об основании Праги, ТРаздор в доме ГабсбурговТ (Ein Bruderzwist in Habsburg) – правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II и ТЕврейка из ТоледоТ (Die Judin von Toledo) – блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.
21 января 1872 года, изведав радость чинов и почестей а также тягость критических и цензурных гонений, изъездив практически всю Европу, Грильпарцер тихо скончался в родном городе. Его торжественно похоронили, как большую знаменитость, а позже ему был поставлен памятник в Фольксгартене – Венском народном саду. Редкий памятник имеет такую благополучную историю, как этот. Не было ни споров по поводу места установки, ни денежных махинаций. Уже через четыре года после смерти Грильпарцера начал работу частный комитет, который сразу же получил для памятника место в Народном саду, да и пожертвования потекли рекою. Не хватало только самого главного – проекта. Все предлагаемые варианты отклонялись общественностью и плохо воспринимались критикой. Только спустя 12 лет был принят окончательный проект. Но стоило подождать столько времени, чтобы получить на века такой прекрасный монумент. Самые лучшие художники и архитекторы того времени принимали участие в работе. Этот памятник по праву можно считать удачным совместным творчеством нескольких выдающихся скульпторов. Карл Кундман работал над мраморной скульптурой поэта, Рудольф Веер был ответственным за декор и рельеф, а Карл Хазенауер сделал общее декоративное оформление.
Поэт сидит на стуле в неглубокой нише. С двух сторон нишу симметрично обрамляют колонны. По верху проходит орнамент с театральными масками, несущими лавровую ленту. По обоим бокам выполнены рельефные сцены из произведений драматурга.
Произведения Грильпарцера были достаточно острыми в отношении монархического строя. Из-за этого он имел частые проблемы с цензурой. Даже для памятника сцены для барельефа выбирались с учетом пожеланий царского двора.
Памятник был открыт 23 мая 1889 года. Оставшиеся от проекта 8 тысяч гульденов были переданы в столичный магистрат для дальнейшего поддержания памятника в надлежащем состоянии и проведения своевременных ремонтных работ.
Многие произведения Грильпарцера были напечатаны только после его смерти.
На русский язык была переведена трагедия «Сафо» (перевод Арбенина в журнале «Артист» 1895 г.). Что касается «Праматери», то она, под названием «Прародительницы», с успехом шла на петербургской казенной сцене в 1830 году в переводе Ободовского; в переводе Блока трагедия была поставлена в 1908 году в «Драматическом театре» Комиссаржевской.
Драматические произведения Грильпарцера подлинно гуманистичны, их основная тема – борьба человека за светлые и справедливые идеалы. Несмотря на то, что его собственные политические убеждения были более чем умеренными, в период реакционного режима Меттерниха Грильпарцер выступал против деспотизма, национального гнета, бесправия человеческой личности. Герои пьес Грильпарцера исполнены пафоса, страстного стремления к индивидуальной свободе, это – активные, деятельные натуры, ищущие путей к счастью человека. В его пьесах показано, что реальная действительность, а не личные качества героев, приводит их к отказу от борьбы, к забвению своих идеалов, хотя драматург не понимал необходимости решительных изменений в обществе и в жизни и боялся открытых революционных выступлений.
Деятельность Грильпарцера была неразрывно связана с венским Бургтеатром, где ставились его пьесы, с руководителями труппы И. Шрейфогелем и Г. Лаубе. Романтический характер произведений Грильпарцера, демократическая направленность, введение в пьесы элементов фантастики, постановка проблемы борьбы добра и зла были определены прямой связью творчества драматурга с народными традициями австрийский культуры.

Читайте также  Краткая биография села

Франц Грильпарцер

Franz Grillparzer, 15 января 1791 — 21 января 1872 • 81 год (230)

  • Биография
  • Творчество
  • Признание

Австрийский поэт и драматург.

Один из первых членов Венской Императорской академии наук (1847).

Биография

Франц Грильпарцер — старший сын адвоката Менцеля Грильпарцера и его супруги Марианны (урожд. Зоннлейтнер).

Учился в гимназии, с 1807 по 1811 года изучал право в Вене.

  • 1813: поступил на государственную службу,
  • 1832: стал директором имперских архивов,
  • в 1847 году вошёл в число первых членов Академии наук,
  • 1856: вышел на пенсию в чине надворного советника,
  • 1861: член австрийской палаты господ.

Похоронен в Вене на Хитцингском кладбище.

Творчество

Грильпарцер начал свою литературную деятельность в шестнадцать лет, одним из его творческих амплуа были беллетристические и критические произведения (новеллы, дневники путешествий, критические заметки, воспоминания), стихи. В основном, известен драмами, из которых на русский язык переведены трагедии «Праматерь» и «Сапфо».

Многие произведения Грильпарцера проникнуты протестом против реакционного феодально-бюрократического режима канцлера Меттерниха, поэтому часто его драмы запрещались цензурой или враждебно встречались буржуазной публикой (комедия «Горе лжецу», 1838).

Грильпарцер серьёзно изучал историю, философию и литературу многих стран — как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл Элегии с Понта (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы — Сандомирский монастырь (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и Бедный музыкант (Der arme Spielmann, 1847).

Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Далее последовала пьеса Сапфо (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818—1821 Грильпарцер опубликовал трилогию Золотое руно (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду.

Его следующие две трагедии «Величие и падение короля Оттокара» (König Ottokars Glück und Ende, 1825) и «Верный слуга своего господина» (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828) развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определённых кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал «Волны моря и любви» (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка «Сон — жизнь» (Der Traum, ein Leben).

Единственная комедия Грильпарцера «Горе лжецу» (Weh’ dem, der lügt) увидела свет в 1838; эта серьёзная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: «Либуса» (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; «Раздор в доме Габсбургов» (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552—1612), и «Еврейка из Толедо» (Die Jüdin von Toledo) — переложение одной из пьес Лопе де Веги («Звезда Севильи»).

Признание

В 1864 году избран почетным жителем Вены. Грильпарцер скончался 21 января 1872 в возрасте 81 года, в 1889 году ему поставлен памятник в Венском народном саду. Считается национальным поэтом Австрии. Его творчество высоко ценили Фридрих Энгельс, Франц Кафка, Гуго фон Гофмансталь. Знаменитый советский режиссёр Лесь Курбас перевёл «Горе лжецу» на украинский. Ромен Роллан посвятил отношениям Грильпарцера и Бетховена статью. Изображен на почтовых марках Австрии 1947, 1972 и 1991 годов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: