Краткая биография гонкур

Эдмон де Гонкур Эдмон де Гонкур родился в мае 1822 г. в Нанси, в состоятельной семье кадрового военного. Восемью годами позже, уже в Париже появился на свет его младший брат Жюль. Не смотря на

Краткая биография гонкур

Эдмон де Гонкур

Эдмон де Гонкур родился в мае 1822 г. в Нанси, в состоятельной семье кадрового военного. Восемью годами позже, уже в Париже появился на свет его младший брат Жюль. Не смотря на большую разницу в возрасте, между братьями всегда существовала поразительное духовное сродство. Унаследовав после смерти родителей довольно значительное состояние, они могли не заботиться о хлебе насущном, и потому отказались от службы. В шумном и полном соблазнов Париже братья вели уединенное, чуть ли не отшельническое существование: у них не было близких друзей, не знали они и сильных любовных увлечений, ни один из них так и не обзавелся семьей. Вся их жизнь была заполнена напряженным творческим трудом, изучением документов, наблюдением за «кусками жизни», которые они делали предметом изображения в своих книгах, искусствоведческими штудиями, да еще коллекционированием всякого рода изысканных, мастерски выполненных безделушек, гравюр, японских панно и тому подобного. Собирание художественных коллекций сделалось для Гонкуров не просто излюбленным занятием; это была настоящая страсть, органически связанная с мировоззрением братьев, с их жизненной позицией. Окружая себя произведениями живописи, скульптуры, художественных ремесел, стараясь постоянно дышать воздухом искусства, Гонкуры как бы применяли в своей повседневной жизни убеждение, что искусство превыше всего в мире, что оно есть высшая форма проявления духовных возможностей человека.

Сообща собрав материал, обсудив план и основные сцены, наметив задание на рабочий день, Гонкуры писали очередной фрагмент книги по отдельности. Позднее написанное сопоставлялось и за основу брался более разработанный вариант. Эдмон вносил в него лучшие места из отброшенного, а Жюль осуществлял постраничную шлифовку стиля. Гонкуры понимали друг друга с полуслова и поэтому многие считали, что о них надо говорить как об одном выдающемся писателе. Их произведения создавались ими совместно и публиковались только под обоими именами, и ни современники братьев, ни исследователи их творчества в новейшее время никогда не могли установить, каков именно был вклад каждого из них в общую работу.

В литературе братья дебютировали романом «В 18… году», написанном в духе «неистового романтизма». Потом они несколько лет занимались журналистикой, пока с головой не ушли в историю. Первым трудом Гонкуров в этой области были «История французского общества времен Революции» (1854) и «История французского общества времен Директории» (1855). В обоих книгах их мало занимали бурные политические события, борьба классов и партий. Главный предмет их интереса — быт и нравы общества, описываемой ими переломной эпохи. Для того чтобы создать свои труды, они собрали около пятнадцати тысяч документов, причем в подавляющем большинстве это были материалы, которыми пренебрегают профессиональные историки: афишки, пригласительные билеты, картинки мод, карикатуры, частные письма и тому подобные вещи. Описав годы Революции, братья обратились к предшествующей ей эпохе, которая уже давно вызывала в них жгучей интерес. Жизнь актрис и художников, праздный быт аристократов, легкомысленно прожигающих жизнь, когда тут и там уже проглядывали признаки грядущей катастрофы, салонные развлечения, «галантные празднества» и маскарады, любовные похождения, погоня за наслаждениями, дух царивших тогда утонченности и изнеженности, — все это бесконечно пленяло Гонкуров. Они не только стремились воскресить быт и нравы минувшего столетия, но и проникнуть в психологию живших тогда людей, увидеть наиболее сокровенное в их жизни, заглянуть в «тайники сердца».В 1857-1858 гг. выходят их «Интимные портреты», в 1858 г. – «История Марии-Антуанетты», в 1860 — «Любовницы Людовика XV», в 1862 г. – «Женщина в XVIII веке». Позже были опубликованы еще две книги: «Актрисы XVIII века» и «Любовь в XVIII веке». Особый труд был посвящен талантливым живописцам, рисовальщикам и графикам XVIII века (книга «Искусство XVIII века», выходившая с 1859 по 1875 год отдельными выпусками).

С начала 60-х гг. Гонкуры возвращаются к художественной литературе и один за другим выпускают свои романы: «Шарль Демайи» (1860), «Сестра Филомена» (1861), «Рене Мопрен» (1864), «Жермини Ласерте» (1864), «Манетта Саломон» (1867), «Госпожа Жервезе» (1869). В большей или меньшей мере все эти книги способствовали складыванию французского натурализма (своего рода «классикой» натурализма стал роман «Жермини Ласерте»). Отличительный признак своего литературного дарования Гонкуры видели в том, что они – «писатели с нервами». Они и в самом деле были основоположниками особой импрессионистской манеры письма, передающей тончайшие психологические состояния и субъективные ощущения. Другая характерная черта романов Гонкуров – интерес к биологической природе человека, которая как магнит собирает вокруг себя особое пространство и пронизывает его своими токами, окрашивает в постоянно колеблющиеся тона и полутона. Обычно в центре их внимания — история болезни, ведущая к вырождению и гибели главного героя.

В конце 60-х гг. Жюль Гонкур заболел душевным расстройством, быстро приведшем его к полному распаду личности, и в июне 1870 г. он скончался. Эдмон Гонкур долго не мог приспособиться сочинять в одиночку. Лишь в 1877 г. он выпускает задуманный им еще вместе с братом роман «Девка Элиза». В 1879 г. появляются «Братья Земганно», а в 1882 г. он публикует «Актрису Фостен» — быть может, лучшее из всего, что им было написано. В 1884 г. увидел свет последний роман Эдмона «Шери». После его неудачи Гонкур больше не писал романов. Он снова взялся за изучение XVIII века, занимался японским искусством. Умер Эдмон Гонкур в 1896 г.

«АКТРИСА ФОСТЕН». В этом новаторском романе Гонкур попытался изобразить внутренний мир талантливой актрисы в тот период, когда в ней происходит кристаллизация сценического образа, когда она находится в лихорадочном состоянии почти маниакальной сосредоточенности и непрерывных исканий. Каждая глава – словно яркая вспышка, озаряющая какой-то момент творческого процесса. В первой главе, которая является как бы экспозицией ко всему роману, Жюльетта Фостен и ее сестра Мария вдвоем на берегу моря. Прекрасная южная ночь располагает к откровенности, и Жюльетта рассказывает сестре о прекрасной, страстной любви, которая связывала ее с богатым английским аристократом Уильямом Рейном. Увы, теперь все в прошлом – по настоянию отца Уильям уехал в Индию, и уже долгое время Фостен находится на содержании богатого биржевика Бланшерона, который окружил ее роскошью, но не смог внушить и десятой доли тех чувств, что она испытала с Рейном. По ходу разговора вскользь упоминается о том, что Жюльетта должна через несколько месяцев дебютировать во Французском театре в роли Федры.

Далее шаг за шагом Гонкур рисует долгий и мучительный процесс «вхождения в роль». И все это на фоне театральных будней и жизни театральной богемы с ее склоками, интригами, мишурным блеском и грязью. С чрезвычайной живостью, демонстрируя великолепное знание закулисной жизни, Гонкур создает целую галерею типов: режиссеры, модные писатели, восторженные поклонники. Сестра Жюльетты Мари, уже давно махнувшая рукой на свою артистическую карьеру и избравшая роль богатой содержанки, с головой ушла в эту богемную жизнь. Но ее старшая сестра совсем другая. Она как бы вне ее и выше ее.

Когда мы в третьей главе вновь видим Фостен, она пресыщена, растеряна, разочарована. Она постоянно размышляет о Федре, но не знает даже как ей подступиться к этой роли. Жюльетта едет к греку Атанассиадису, который читает ей «Ипполита» Еврипида на греческом языке. Это мало ей помогает. Далее мы видим Фостен на первой репетиции, где актеры заученными голосами скованно читают текст. Все идет из рук вон плохо, и рассерженный директор театра переносит репетицию на другой день. Вот мы присутствуем на другой репетиции, где дело немножко продвинулось вперед. Фостен декламирует монолог Федры. Режиссер и директор, обрывая ее на каждом слове, дают свои советы.

Глубокое проникновение в роль внезапно зажигает в теле Фостен то же пожирающее пламя, которое сжигало жену Тезея. «Она сама удивлялась теперь той полноте чувств, тем вибрациям, той волнующей радости, какую вызывали в ней внешние впечатления, как, например, жадно вдыхаемый аромат сорванного цветка, и, полузакрыв глаза, с дрожащими ресницами, словно прислушиваясь к какому-то шуму в ушах, похожему на тот, что сохраняется внутри морских раковин, Фостен проводила долгие часы, погрузившись в жгучие мечтания, отдаваясь кипению мозга, которое еще не мысль, и ее неудовлетворенное, созданное для любви тело вздрагивало от легких чувственных разрядов. Яростная потребность любить, обратившаяся сначала к воспоминаниям об Уильяме Рейне, продолжала жить в ней, но теперь уже неукротимая, беспредметная, готовая излиться на кого угодно… Актрису не покидала мысль, что если все ее существо не будет взволнованно случайной страстью, бурным порывом, мимолетным и жгучим увлечением, каким-нибудь внезапным переворотом в повседневной рутине ее женского существования, то она не найдет в себе той нежности, того огня – словом тех драматических средств, которых требовала пламенная роль Расина». Когда Фостен оказывается наедине с учителем фехтования она испытывает страстное желание отдаться ему, и только вспыхнувшее в мозгу воспоминание об Уильяме в последний момент удерживает ее от этого безумного шага.

Наступает день премьеры. Выступление как будто удалось. Публика провожает Фостен бурными овациями. Но подлинного успеха нет. «На следующий день после премьеры «Федры» и после этого ужина, продлившегося почти до рассвета, Фостен встала с ощущением той беспросветной тоски, того беспричинного и безотчетного уныния, которые являются неизбежным следствием огромной затраты нервной энергии, сопутствующей всякому глубинному движению – большой радости, лихорадочному возбуждению». Ее мучат сомнения. Она идет в театральное кафе, чтобы услышать отзывы на свою игру, а потом едет к старому театралу и своему давнему покровителю маркизу де Фонтебизу. Тот без оговорок говорит ей, что она играла плохо. «Ты совершенно лишена любовного пыла, — говорит он, — а Федра, сыгранная без истинного пыла, — это не то, не то, не то!»

Когда Фостен принимает ванну, ей сообщают о приезде лорда Эннендейла. Она не сразу понимает, что это вернулся ее любимый Уильям, унаследовавший титул после смерти отца. Теперь все неясные, смутные образы, томившие и мучившие Фостен, получают материальное воплощение! Великолепно описание влюбленной женщины, которую томит, сжигает страсть. Следующий спектакль она играет для одного Эннендейла, к нему одному обращая все свои монологи. И она превосходит самою себя! С первых ее слов публика попадает под очарование ее голоса. Далее, от сцены к сцене, воодушевление зала все нарастает. В конце он просто неистовствует: аплодисменты, крики браво. Все потрясены правдивым изображением страсти, и мало кто догадывается, что Фостен не играла страсть, она ею жила.

Читайте также  Краткая биография оутс

Пламенная ночь любви венчает этот день величайшего успеха. Счастье Фостен не разрушает даже самоубийство ее прежнего покровителя Бланшерона, не пережившего ее возвращения к лорду Эннендейлу.

На этом можно было закончить роман. Но Гонкур ведет повествование дальше и продолжает исследование таинственных глубин психики артистической натуры. Любовь Фостен к Эннендейлу, которая помогла ей гениально сыграть Федру, теперь выступает как сковывающая ее сила. Эннендейл поселяет Фостен в великолепном особняке. Она окружена множеством слуг и изысканной роскошью. Однако любимый тяготится театральной жизнью Жюльетты, тем обстоятельством, что она принадлежит, помимо него, еще множеству людей. И вот Фостен идет во имя любви на огромную жертву: она уходит из театра. Влюбленные отправляются в Швейцарию, снимают особняк и ведут жизнь, полную сладостного ничегонеделанья. Но спустя несколько месяцев в Фостен просыпается тоска по прошлому. Она томится воспоминаниями о театре, о той трудной, утомительной, но несказанно прекрасной жизни, которую она вела, будучи актрисой. Но теперь между ней и театром стоит ее любовь!

Однажды ночью, поднявшись с ложа любви, Эннейдал падает как подкошенный. Инсульт превращает юного красавца в бесчувственное тело. Все попытки спасти его оказываются бесполезными. Начинается агония, которая принимает крайне редкую, сардоническую форму. Мускулы лица искажаются таким образом, что умирающий лорд начинает смеяться. Наблюдая эту изумительную картину, Фостен забывает обо всем. «Это зрелище, на мгновение убив любовницу, заставило женщину, помимо ее воли снова стать актрисой». Словно повинуясь чей-то деспотической воле, Фостен начинает копировать мимику умирающего. Она хватает зеркало и изображает тот смех, который подсмотрела на губах умирающего. Лорд Эннейдал, к которому в последнюю минуту возвращается сознание, последним усилием изгоняет ее вон из комнаты. «Актриса… — говорит он, — вы только актриса… женщина, неспособная любить!»

ГОНКУР

ГОНКУР (Goncourt), братья Эдмон Луи Антуан (1822–1896) и Жюль Альфред Юо (1830–1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев.

Эдмон родился 26 мая 1822 в Нанси, Жюль –17 декабря 1830 в Париже. В 1834 они потеряли отца, в 1848 – мать, оставившую состояние, что позволило им посвятить себя литературе, истории и искусству.

Поначалу они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились провалом. Также не имел успеха их первый роман В 18.. году (En 18..), опубликованный в 1851, в день декабрьского переворота Луи Наполеона. Хотя в художественной критике им недоставало чутья при оценке современников, они сумели восстановить репутацию А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше и других французских художников минувшего столетия в классической работе Искусство 18 века (L’Art du dix-huitième siècle, 1859–1875). В сфере истории они проявили интерес к той же эпохе, сосредоточившись не столько на политических, сколько на социальных ее аспектах, с большим успехом и очень искусно используя внешне заурядные документы, вроде театральных программок, выкроек одежды и ресторанных меню в работах История французского общества эпохи Революции (Histoire de la Société francaise pendant la Révolution, 1854) и Портреты восемнадцатого века (Portraits intimes du dix-huitième siecle, 1857–1858).

Убежденные в том, что «документальной основой романа должна быть сама жизнь», Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения. Так, в книге Шарль Демайи (Charles Demailly, 1860) они вывели знакомую супружескую чету; в Сестре Филомене (Soeur Philomène, 1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей; героиня романа Рене Мопрен (Renée Mauperin, 1864) была подругой их детских игр; в Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux, 1864), первом великом французском романе из жизни низшего класса, предвещавшем появление пролетарских книг Золя, говорится о распутной жизни, которую некогда вела экономка Гонкуров; Манетт Саломон (Manette Salomon, 1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в Мадам Жервезэ (Madame Gervaisais, 1869) повествуется об обращении, религиозном помешательстве и смерти их тетки.

Когда Жюль скончался 20 июня 1870, Эмиль на несколько лет отошел от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу о проститутке Девка Элиза (La Fille Elisa, 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frères Zemganno, 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin, 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821–1858).

В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав книги Утамаро (Outamaro, 1891) и Хокусай (Hokusaï, 1896), и вносил дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours, 1887–1896; рус. перевод 1964 под названием Дневник) – одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую братья начали в 1851, а Эдмон продолжал вплоть до своей кончины. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896.

Гонкур Э. и Ж. Дневник (. ), тт. 1–2. М., 1964
Гонкур Э. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. М., 1972
Шор В. Гонкуры и импрессионисты. – В кн.: Импрессионисты, их современники, их соратники. М., 1976
Меньшиков Г.Ф. Братья Гонкуры. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Самарканд, 1985

ГОНКУР

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое ГОНКУР в других словарях:

ГОНКУР

ГОНКУР(Goncourt), братья Эдмон Луи Антуан (1822-1896) и Жюль Альфред Юо (1830-1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев.Эдмон родился 26 мая 1822 в Нанси, Жюль -17 декабря 1830 в Париже. В 1834 они потеряли отца, в 1848 — мать, оставившую состояние, что позволило им посвятить себя литературе, истории и искусству.Поначалу они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились провалом. Также не имел успеха их первый роман В 18.. году (En 18..), опубликованный в 1851, в день декабрьского переворота Луи Наполеона. Хотя в художественной критике им недоставало чутья при оценке современников, они сумели восстановить репутацию А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше и других французских художников минувшего столетия в классической работе Искусство 18 века (L’Art du dix-huitime sicle, 1859-1875). В сфере истории они проявили интерес к той же эпохе, сосредоточившись не столько на политических, сколько на социальных ее аспектах, с большим успехом и очень искусно используя внешне заурядные документы, вроде театральных программок, выкроек одежды и ресторанных меню в работах История французского общества эпохи Революции (Histoire de la Socit francaise pendant la Rvolution, 1854) и Портреты восемнадцатого века (Portraits intimes du dix-huitime siecle, 1857-1858).Убежденные в том, что «документальной основой романа должна быть сама жизнь», Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения. Так, в книге Шарль Демайи (Charles Demailly, 1860) они вывели знакомую супружескую чету; в Сестре Филомене (Soeur Philomne, 1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей; героиня романа Рене Мопрен (Rene Mauperin, 1864) была подругой их детских игр; в Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux, 1864), первом великом французском романе из жизни низшего класса, предвещавшем появление пролетарских книг Золя, говорится о распутной жизни, которую некогда вела экономка Гонкуров; Манетт Саломон (Manette Salomon, 1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в Мадам Жервезэ (Madame Gervaisais, 1869) повествуется об обращении, религиозном помешательстве и смерти их тетки.Когда Жюль скончался 20 июня 1870, Эмиль на несколько лет отошел от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу о проститутке Девка Элиза (La Fille Elisa, 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frres Zemganno, 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin, 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821-1858).В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав книги Утамаро (Outamaro, 1891) и Хокусай (Hokusa, 1896), и вносил дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours, 1887-1896; рус. перевод 1964 под названием Дневник) — одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую братья начали в 1851, а Эдмон продолжал вплоть до своей кончины. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896. смотреть

ГОНКУР

goncourt) де, братья: Эдмон (1822, Нанси – 1896, Шанпросе) и Жюль (1830, Париж – 1870, там же), французские писатели и историки культуры. Писательское содружество братьев Гонкур – своеобразное явление в мировой литературе, основанное на слиянии двух различных творческих индивидуальностей. Гонкуры происходили из бедной провинциальной дворянской семьи, их отец был военным. В 1850-е гг. они создают ряд исторических и искусствоведческих исследований, посвященных в основном эпохе барокко, – «История французского общества эпохи Революции» (1854), «История французского общества эпохи Директории» (1855), «История Марии-Антуанетты» (1858), серию очерков «Искусство XVIII века» (1859–75). С конца 1850-х гг. соавторы начали писать романы, отражающие современность, – «Сестра Филомена» (1861), «Рене Мопрен» (1864), «Жермини Ласерте» (1865), «Девка Элиза» (1877), «Актриса Фостен» (1882) и др. В это время складывается оригинальный метод Гонкуров – «натурализм нервов», с характерным акцентом на физиологическом начале и интересом к патологии в сочетании с импрессионистичностью стиля. Темы первых романов Гонкуров – история нравственного падения, болезни и гибели простой девушки («Жермини Ласерте», «Девка Элиза»), понимание таланта как почти физиологической аномалии, роковой для того, кто обладает даром («Шарль Демайи», 1860; «Актриса Фостен»). Гонкуры следуют принципу документально точного воспроизведения жизни, ищут обоснования судьбы человека в его наследственности и социальной среде. Их романы кон. 1860-х гг. «Манетт Саломон» (1867) и «Мадам Жервезэ» (1869) задуманы как «истории болезней». После смерти Жюля Эдмон Гонкур пишет трагический роман «Братья Земганно» (1879), содержащий автобиографические черты и проникнутый тоской по умершему брату; в 1884 г. публикует роман «Шери». Он также выпускает ряд работ о японском искусстве и актрисах 18 в. Братья Гонкур вели дневник, который после смерти Жюля продолжил Эдмон. В нем широко представлена литературная жизнь эпохи, даны портреты выдающихся современников. Братья активно участвовали в литературной жизни: знаменитые «четверги» у Гонкуров были местом встречи писателей, критиков, журналистов, художников. Эдмон Гонкур стал основателем ежегодной Гонкуровской премии, ставшей одной из крупнейших литературных наград Франции. смотреть

Читайте также  Краткая биография кинг

ГОНКУР

Гонкур (Goncourt) Гонкур (Goncourt), братья Эдмон (1822 — 1896) и Жюль (1830 — 1870) Французские писатели. Афоризмы, цитаты• История — это роман, котор. смотреть

ГОНКУР

ГОНКУР (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822 — 96) и Жюль (1830 — 70). Романы из жизни разных слоев общества, в том числе «социальных низов» («Жермини Ласерте», 1865, и др.). Известность приобрел «Дневник» (опубликован в 1887 — 96, полностью в 1956 — 58) — своеобразная летопись литературно-театральной жизни Парижа, отмеченная проницательностью авторских оценок, остроумием, интеллектуальной игрой. По завещанию Эдмона Гонкура (автора романа «Братья Земганно», 1879, «Актриса Фостен», 1882) в 1896 основана так называемая Гонкуровская академия, в 1903 учреждена ежегодная Гонкуровская премия (присуждаемая десятью видными литераторами), фонд которой составляет завещанный Эдмоном Гонкуром капитал.
. смотреть

ГОНКУР

(Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822 — 96) и Жюль (1830 — 70). Романы из жизни разных слоев общества, в том числе «социальных низов» («Жермини Ласерте», 1865, и др.). Известность приобрел «Дневник» (опубликован в 1887 — 96, полностью в 1956 — 58) — своеобразная летопись литературно-театральной жизни Парижа, отмеченная проницательностью авторских оценок, остроумием, интеллектуальной игрой. По завещанию Эдмона Гонкура (автора романа «Братья Земганно», 1879, «Актриса Фостен», 1882) в 1896 основана так называемая Гонкуровская академия, в 1903 учреждена ежегодная Гонкуровская премия (присуждаемая десятью видными литераторами), фонд которой составляет завещанный Эдмоном Гонкуром капитал. смотреть

ГОНКУР

ГОНКУР (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70). В романах из жизни разных слоев французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник» (полностью опубликован в 1956-58) — летопись литературно-театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написал романы «Братья Земганно» (1879), «Актриса Фостен» (1882) и др. По его завещанию в 1896 основана т. н. Гонкуровская академия.

ГОНКУР

— (Goncourt) — французские писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль(1830-70). В романах из жизни разных слоев французского общества («»ЖерминиЛасерте»», 1865; «»Рене Мопрен»», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма инатурализма. «»Дневник»» (полностью опубликован в 1956-58) — летописьлитературно-театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написалроманы «»Братья Земганно»» (1879), «»Актриса Фостен»» (1882) и др. По егозавещанию в 1896 основана т. н. Гонкуровская академия. смотреть

ГОНКУР

Гонку́р прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються.

ГОНКУР (GONCOURT)

ГОНКУР (Goncourt) — французские писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70). В романах из жизни разных слоев французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник» (полностью опубликован в 1956-58) — летопись литературно-театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написал романы «Братья Земганно» (1879), «Актриса Фостен» (1882) и др. По его завещанию в 1896 основана т. н. Гонкуровская академия.
. смотреть

ГОНКУР (GONCOURT)

ГОНКУР (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70). В романах из жизни разных слоев французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник» (полностью опубликован в 1956-58) — летопись литературно-театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написал романы «Братья Земганно» (1879), «Актриса Фостен» (1882) и др. По его завещанию в 1896 основана т. н. Гонкуровская академия. смотреть

ГОНКУР (GONCOURT)

ГОНКУР (Goncourt) , французские писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70). В романах из жизни разных слоев французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник» (полностью опубликован в 1956-58) — летопись литературно-театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написал романы «Братья Земганно» (1879), «Актриса Фостен» (1882) и др. По его завещанию в 1896 основана т. н. Гонкуровская академия. смотреть

ГОНКУР (GONCOURT) ДЕ, БРАТИ

ГОНКУ́Р (Goncourt) де, брати• ГОНКУР (Goncourt) де, братиЕдмон (26.V 1822, Нансі — 16.VII 1896, Шанпросе) і Жюль (17.XII 1830, Париж — 20.VI 1870, там . смотреть

ГОНКУР БРАТЬЯ ДЕ ЭДМОН И ЖЮЛЬ

ГОНКУ́Р (Goncourt) де Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830—1870), братья, французские писатели, соавторы. Ром. «В 18 году» (1851). «Шарль Демайи» (1860. п. . смотреть

ГОНКУР ЭДМОН

(дополнение к статье Гонкуры)(Goncourt) — французский писатель; ум. в 1896 г.

ГОНКУР ЭДМОН, ЖЮЛЬ

Гонкур (Goncourt) де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, — 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, — 20.6.1870, там же), французские писатели. Их . смотреть

Журнал «ПАРТНЕР»

  • Новости
    • По материалам европейских СМИ
  • Политика
    • Германия
    • Европейский Союз
    • Мир
  • Иммиграция
    • Поздние переселенцы
    • Еврейская имммиграция
  • Экономика и финансы
    • Экономика Германии
  • Работа
    • Трудовое законодательство
  • Семья
    • Семейные взаимоотношения
  • Образование
    • Немецкая школа
    • Высшее образование
  • Общество
    • Право
    • Полезная информация
    • Люди и судьбы
    • Криминал
    • Человек и общество
    • Мода
  • Техника и наука
    • Новости науки и техники
  • Здоровье
    • Здоровые зубы
    • Знать свой организм
  • История
    • Люди, вошедшие в историю
    • Неизвестное об известном
  • Культура
    • Деятели культуры
    • Литература
    • Выставки и музеи
  • Путешествия
    • Путешествия по Германии
    • Путешествия по Европе
    • Здесь интересно побывать (парки, зоопарки)
  • Досуг
    • Спорт
    • Хобби, увлечения
    • Тесты, загадки, головоломки, кроссворды

Братья Гонкур: знаменитый дуэт

17 декабря – 185 лет (1830) со дня рождения Жюля де Гонкура

Пожалуй, в ХХ веке такой единый во взглядах творческий союз повторили только братья Стругацкие.

Жюль де Гонкур и его старший брат Эдмон рано лишились родителей, получив от них большое наследство. Оба брата одинаково увлекались историей, искусством, литературой, а родительское наследство не заставляло их трудиться ради куска хлеба. Сначала они решили попробовать себя в драматургии, потом в живописи, но и в том, и другом больших успехов не достигли. С первым романом «В 18…году» им тоже не повезло. Он вышел именно в тот день, когда Луи Наполеон совершил переворот. И читающей публике было тогда не до романа неизвестных авторов. К счастью, на этом они не остановились. А на их роман публика обратит внимание позже, после выхода следующих книг. Книги братьев стали выходить одна за другой: «Сестра Филомена» (1861), «Рене Мопрен» (1864), «Жермини Ласерте» (1865), «Манетт Соломон» (1867) и «Госпожа Жервезе» (1869). Тогда-то публика и отметила поразительное изящество их прозы, а главное – правдиво и ярко написанные не только картины современной жизни, но и персонажи, которые можно встретить в любой парижской семье. Читатели гляделись в эти романы, как в зеркало, узнавая себя.

Жюль и Эдгар Гонкуры создали новое литературное направление, которому свойственно описание жизни в мельчайших подробностях и ее анализ. Это направление стали называть натуралистическим. Их последователями считают Золя, Мопассана и целую плеяду других прозаиков. Естественно, публика, с увлечением читающая их книги, нередко обсуждала и самих авторов, точнее – специфику дуэта. Читатели часто спорили о том, кто среди авторов главнее. И смерть Жюля де Гонкура позволила им это определить. Он умер рано, едва достигнув 40 лет. Эдмон продолжал публиковать свои книги дальше. Но они уже не отличались тем блеском, той новизной образов, которые были при жизни Жюля.

В память о братьях с 1903 года во Франции стала присуждаться самая престижная литературная премия за лучший роман. Гонкуровская премия являлась итогом голосования членов Гонкуровской академии на торжественном ужине в парижском ресторане «Друан». Премия составляет. 10 евро. И хотя размер премии символический, ее результат материализуется в большие тиражи, сам же лауреат сразу становится знаменитостью.

Братья Гонкур —>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Братья Гонкур — французские писатели-натуралисты Жюль де Гонкур (фр. Jules de Goncourt ; 17 декабря 1830, Париж — 20 июня 1870, Париж) и Эдмон де Гонкур (фр. Edmond Huot de Goncourt , 26 мая 1822, Нанси — 16 июля 1896, Шанрозе).

Биография

Братья Гонкуры родились в семье провинциальных дворян. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всём и ко всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных талантов придаёт всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности побудили Гонкуров заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но всё-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Гонкуры сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет « le goût du bibelot » («вкус безделушки»). Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, братья Гонкуры воспитали в себе особую остроту зрения, уменье понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой они и дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII века.

Читайте также  Краткая биография ахмадуллина

Творчество

Братья Гонкуры заложили основы натурализма и импрессионизма во французской литературе. Вершиной их творчества считается роман «Жермини Ласертэ» (1864) — жизнь служанки, её трагедия стали предметом исследований писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма.

Публика любит выдуманные романы; этот роман правдивое произведение. Она любит книги, герои которых делают вид, что вращаются в обществе; эта книга отражает улицу», «Пусть не ожидают найти обнаженную фотографию наслаждения; предлагаемый роман представляет клиническое исследование любви.

После прочтения романа Гюстав Флобер в письме братьям Гонкур в 1865 году писал:

Книга сильная, увлекательная, она драматична, патетична, захватывает. Шанфлёри, кажется мне, превзойден. Больше всего восхищает меня в вашем произведении постепенность эффектов, психологическое нарастание. Жутко от начала до конца, а временами просто величественно. Последний эпизод (на кладбище) превосходит всё предшествовавшее и проводит как бы золотую черту под вашим произведением. Никогда ещё так прямо не ставилась великая проблема реализма. В связи с вашей книгой можно здорово поспорить о целях искусства.

Гонкуры разработали методику «клинического письма» — новую разновидность психологизма: «научное наблюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутренней жизни, которое проливает свет на внешние аналогичные поступки героев.

Гонкуры создали импрессионистский стиль, в котором смена мыслей вытесняется передачей мгновенных ощущений. Одним из решающих средств в создании этого стиля стал внесенный ими в литературу импрессионистский пейзаж.

Романы

  • «В 18.. году» (« En 18.. »)
  • «Шарль Демайи» (« Charles Demailly », 1860; первоначальное название — «Литераторы»)
  • «Сестра Филомена» (« Sœur Philomène », 1861)
  • «Рене Мопрен» (« Renée Mauperin », 1864; первоначальное название — «Молодая буржуазия»)
  • «Жермини Ласерте» (« Germinie Lacerteux », 1865)
  • «Манетт Соломон» (« Manette Salomon », 1867)
  • «Госпожа Жервезе» (« Madame Gervaisais », 1869)
  • «Девка Элиза» (« La Fille Elisa », 1877)
  • «Братья Земганно» (« Les Frères Zemganno », 1879)
  • «Актриса Фостен» (« La Faustin », 1882)

Дневник и исторические труды

С 1851 года братья вели общий Дневник (Memoire de la vie litteraire), который Эдмон продолжил после смерти брата. Эти хроники представляют собой наполненный огромным историко-культурным материалом литературный памятник эпохи. А. Франс, отмечая, что этот «глубоко личный дневник является в то же время дневником сугубо литературным», писал: «Оба его автора, как бы слившиеся в единое целое, так истинно преданы своему искусству, до такой степени мученики его и жертвы, так поглощены им, что самые заветные их мысли принадлежат только литературе. Перо и бумага для них то же, что клобук и нарамник для принявших постриг. Вся жизнь их — это непрерывная работа, это наблюдение и поиски выразительных средств» [1] .

Они выпустили несколько исторических монографий (История французского общества в годы Революции, 1854; История французского общества в годы Директории, 1855; История Марии-Антуанетты, 1858, и др.), книгу о своем друге, французском художнике «Поль Гаварни, человек и творчество» (изд. 1873).

Гонкуровская премия

По завещанию Эдмона де Гонкура, составленному в 1896 году, в 1900 году было учреждено Общество братьев Гонкур, и 21 декабря 1903 года вручена первая Гонкуровская премия.

Почему любой французский писатель мечтает выиграть всего 10 евро: Гонкуровская премия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Выразить невыразимое»

Одно то, что братья Жюль и Эдмон Гонкуры сочиняли вдвоем, уже гарантировало им место в истории французской литературы. Это был удивительный тандем – работа двух людей, полностью разделявших вкусы и мировоззрение друг друга, при этом талантливых, способных вносить в литературу новое, не копируя чужие истины, не вступая в пустую полемику с авторитетами. Эдмон, родившийся в 1822 году, и Жюль, появившийся на свет в 1830, стали современниками большого количества именитых мастеров, но среди писательского бомонда заняли заслуженное место.
Их литература – логическое продолжение идей романтизма, реализма, натурализма и импрессионизма. А продолжением их собственных творческих поисков стало учреждение общества, которое помогало другим писателям получить известность и быть услышанными.

Братья решили, что после их смерти их собственность должна быть продана, а вырученный капитал следует инвестировать под небольшие, но надежные проценты, которые использовались бы на благо французской литературы. Предполагалось, что самые талантливые авторы будут получать из учрежденного фонда сумму, достаточную для того, чтобы не отвлекаться на мысли о пропитании и сосредоточив внимание на творчестве.

Жюль, младший из братьев, умер в 1870 году на сороковом году, Эдмон пережил его на двадцать шесть лет. Кстати, дневник, который вели братья, продолжил пополняться новыми записями и после смерти одного из них. Эдмон де Гонкур скончался в 1896 году, а в 1900 году, согласно его завещанию, было создано Общество братьев Гонкуров. Впоследствии оно получит название Академия.
В знаменитом дневнике Гонкуров записано: «Одна из гордых радостей писателя, — если он подлинный художник, — это чувствовать в себе способность обессмертить на свой лад все то, что ему захочется обессмертить. Сколь бы мало он ни значил, он сознает себя как бы творящим божеством».

26 февраля 1903 года в парижском Гранд-отеле неподалеку от Оперы состоялся первый ужин «десятки», тех самых членов Общества, которые объявляли лучшие из французских книжных новинок. 21 декабря была вручена первая Гонкуровская премия – ее получил Джон-Антуан Но за роман «Враждебная сила».

Гонкуровская премия

С тех самых пор и вплоть до настоящего момента Академия Гонкуров не переставала работать, а премия вручалась ежегодно, не исключая и годы войны – как Первой мировой, так и Второй. Десять самых авторитетных литераторов Франции – членов Академии – раз в месяц встречаются во время официального ужина в ресторане, а в течение нескольких месяцев принимают решение о присуждении Гонкуровской премии автору лучшего, на их взгляд, произведения текущего года.

Победителю выплачивается премия, как того и хотели Гонкуры – правда, теперь она носит символический характер. Финансовые преобразования и потрясения, через которые прошла Франция в XX веке, сказались на размере выплат лауреатам. Если когда-то победители получали в качестве награды 5000 франков, то нынешним положено всего лишь десять евро. Правда, к символической сумме приза прилагаются контракты от ведущих издательств вместе с гарантированно высокими тиражами и продажами – так что автор в любом случае выигрывает прежде всего с финансовой точки зрения.

Кстати, и самим академикам положена лишь символическая плата за осуществление ими почетной функции членства в обществе. Победитель определяется голосованием, каждый из десяти голосов может быть подан за одну книгу – в том случае, если нескольким книгам отдано равное количество голосов, решающим оказывается выбор председателя.

По правилам Академии каждый автор может получить Гонкуровскую премию лишь один раз в жизни. Правило было нарушено только однажды, и то по недосмотру: Писатель Ромен Гари, получивший приз в 1956 году за роман «Корни неба», в 1975 стал победителем под псевдонимом Эмиля Ажара. Эта мистификация вскрылась уже после объявления результатов конкурса.

Статус обладателя Гонкуровской премии по литературе мгновенно переводит автора в категорию лучших писателей современности. С 1987 года вручается Гонкуровская премия лицеистов – этот конкурс финансируется и проводится французскими властями. Победителем может стать автор-старшеклассник возраста 15 – 18 лет, причем лучшее произведение выбирают опять-таки старшеклассники.

За что критикуют Гонкуровскую Академию

При всей внешней респектабельности Академии и премии Гонкуров, отношение к ним в литературных кругах неоднозначное. Членов жюри упрекают в том, что из поля их зрения выпадали крупнейшие французские писатели XX века – например, Гийом Аполлинер, Андре Жид, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. То есть получалось так, что действительно лучший роман года премии часто не удостаивался.

Критерии, по которым та или иная книга признается достойной главного приза Гонкуровской академии, тоже не считаются достаточно прозрачными, более того, жюри обвиняют в чрезмерном академизме, а самое неприятное – в пристрастии к книжной продукции нескольких крупных издательств. Последнее стало причиной введения в правила Академии нового требования – с 2008 года ее членам запрещалось работать в издательском бизнесе.

Был ограничен и возраст, до которого можно числиться в рядах действующих десяти членов Академии – 80 лет, тем, кто преодолевает этот рубеж, предоставляется статус почетного члена. В отличие от других книжных премий – Букеровской, Пулитцеровской – состав жюри, принимающего решение о присуждении премии, не меняется.
Серьезным упреком Гонкуровской академии стало возмутительно малое количество женщин среди обладателей главной премии. За все время существования конкурса всего десять представительниц прекрасного пола удостоились звания лучшего писателя в глазах жюри.

А писатель Жан-Луи Бори, получивший Гонкуровскую премию в 1945 году за роман «Мое село в немецкие времена», назвал эту награду болезнью, отвращающей читателя – «между волчанкой и гонореей», поскольку книгу читают по той единственной причине, что у нее Гонкур, а последующие произведения того же автора не читают, поскольку у них Гонкура никогда не будет.

Братья Гонкуры стали не единственными среди родственников, которые добились успеха в общем деле и прославились.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: