Краткая биография юнсон

Краткая биография юнсон

Шведский прозаик Эйвинд Улуф Веркер Юнсон родился 29 июля 1900 года в Солтшобадене, городке северной провинции Швеции Норботтени в семье рабочего рудника. Тяжелая жизнь в детстве, воспитание в родственников стало причиной того, что в 13 лет Юнсон пошел со школы в самостоятельную жизнь. Он сменил десятки профессий, настойчиво занимался самообразованием, жадно читал художественную литературу, особенно античную. В 1919 г. Э. Юнсон приехал в Стокгольм, где и началось литературное творчество. Поездки в Берлин и Париж были просто поиском какой-либо работы, и семь лет за границей ему, кроме впечатлений, ничего не дали — лишь изредка появлялись в газетах его корреспонденции и новеллы.

Первые книжки Юнсона — сборник новелл «Четыре чужака» (1924) и роман «Тиманы и справедливость» (1925) были написаны во время непродолжительных приездов на родину. Жизнь шведского города возникает в романе «Город во тьме» (1927), а следующий — «Город в свете» (1928) посвящен изображению нищей жизни молодого писателя-шведа в Париже (мотив «Голода» К. Гамсуна). В этих произведениях ощутимо влияние философов А. Бергсона и З. Фрейда, писателей Д. Джойса, А. Жида и М. Пруста. Влияние французских мастеров особенно ощутимо в романе «Воспоминания» (1928), где в центре внимания — группа молодых людей, которые растерялись перед трудностями жизни; влияние М. Пруста ощутимо в романе «Комментарии к падению звезды» (1929) — сложному за композицией произведению о коррупции в Стокгольме.

Восхищенный реформистскими идеями социал-демократов, Э. Юнсон вернулся в Швецию в 1930 г. Он нашел нового действующего персонажа — писателя Мортена Торпара. Роман «Прощание с Гамлетом» (1930) — произведение идеологическое, в нем отброшены «гамлетовские» вопросы. Написанный уже на родине роман «Бобинак» (1932), по словам критики наиболее заплутанное произведение Юнсона — сатира на шведский средний класс. Несчастья и катастрофы, разводы, убийства и самоубийства — симптомы гибели буржуазного мира. Роман «Дождь на заре» (1933) рассказывает о «возвращении к источникам» — городской чиновник, выходец из села, возвращается домой. Но и здесь полно проблем, и он разрывается в клубке противоречий. «Ночь здесь» (1932) — сборник рассказов, где особенно интересными и оригинальными являются рассказы о жизни Древней Греции.

В 1934-1937 гг. вышел четырехтомный цикл романов о рабочем Улофе Персоне — «Роман об Улофе», который стал шведской классикой: » Это был 1914 год», «Вот она, твоя жизнь», «Не озирайся!», «Последняя игра юности». Это слепок из жизни Юнсона от четырнадцати до девятнадцати лет. Недаром же произведение заканчивается разделом, где герой, как и сам автор, стал лидером забастовки. Это также история шведского общества того времени.

Антифашистские романы «Ночные маневры» (1938) и «Возвращение солдата» (1940) были актуальными для его страны. Писатель старался в них нащупать социальные и психологические корни фашистских настроений в шведском обществе. Другая сторона этих романов связана с болезненной для Юнсона проблемой насилия в борьбе с фашизмом. Ведь Юнсон был принципиальным противником насилия во всех его проявлениях. Роман-трилогия «Крилон» (1941-1943) — рассказ об обычном человеке, который хочет сохранить свое лицо в нейтральной Швеции.

Послевоенный роман «Прибой» (1946) — известнейшее произведение Э. Юнсона. В Англии он вышел под названием «Возвращение на Итаку Одиссея, пересказанное на современный лад». Действительно, поэма Гомера использована, чтобы дать ответы на важные вопросы XX века, что были обостренные прошедшей войной. Сам Одиссей не герой, это глубоко травмированный войной человек, которого мучают воспоминания о ее ужасе. Боги же в романе — современные диктаторы.

После этого произведения Юнсон написал еще девять романов. «Мечты розы и огня» (1949) — рассказ о суде над ведьмами в Франции в XVII веке. Современную и философскую проблематику воссоздавали также романы «Дни его светлости» 1960) — рассказ о Карле Великом и произведение, которое ему предшествувало, — «Облака над Метапонсьоном» (1957), где археолог в XX столетии идет по следам греческих воинов, описанных в «Анабасисе» Ксенофонта. Не достиг Юнсон изобразительной силы и философской глубины предыдущих произведений в романах о современности «Уберите солнце» (1951) и «Одинокий Авель» (1968).

Почетный доктор нескольких университетов, член Шведской академии, Э. Юнсон был удостоен Нобелевской премии в 1974 г. «за повествовательное искусство, которое охватывает много стран и эпох и подчиненное идее свободы». Высокую награду Э. Юнсон разделил с X. Мартинсоном.

К сожалению, автор 46 книжек, из которых 30 романов, шведский нобелист Э. Юнсон мало переводился на другие языки.

Умер Э. Юнсон 25 августа 1976 г. в Стокгольме, где и был похоронен.

Биография Юнсон Э.У.

Эйвинд Улуф Вернер Юнсон (швед. Eyvind Olov Verner Johnson; 29 июля 1900 — 25 августа 1976) — шведский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 года «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».

Жизнеописание

Родился в селе Свартбьёрнсбюн (швед. Svartbjörnsbyn ), неподалеку от города Буден в лене Норрботтен. В семье было шесть детей. Работавший каменщиком отец заболел силикозом, и четырехлетнему Эйвинду пришлось воспитываться у бездетных дяди и тети до 14 лет. Начав самостоятельную жизнь, юноша с 1915 по 1919 сменил несколько профессий. Переехав в Стокгольм, устроился работать на завод Эрикссона. В то же время агитировал за социализм и писал статьи для левой прессы. В 1920 году произошла забастовка, и Юнсон попробовал зарабатывать на жизнь изящной словесностью. Результаты были неутешительны, но вместе с другими литераторами он основал журнал «Наша современность» (швед. Vår Nutid), который напечатали в 6 номерах. Затем он стал членом Общества писателей будущего, которые называли себя «Зелёные» (швед. De Gröna).

С осени 1920 по осень 1921 вместе с двумя-тремя друзьями он косил сено и заготовлял лес на маленькой ферме в Уппланде, где было свободное время читать и писать.

Осенью 1921 года Юнсон посетил Берлин, а через несколько месяцев — Париж. Там писал для шведских газет, был рабочим и мойщиком посуды в большом отеле возле Северного вокзала в Париже. Снова перебрался в Берлин, где жил до осени 1923 года, а затем вернулся в Швецию.

Первую книгу — сборник рассказов «Четверо чужеземцев», опубликовали осенью 1924 года. После зимней поездки на север Швеции Юнсон написал вторую книгу, которую опубликовал осенью 1925 года. В это время он снова находился во Франции, где прожил следующие 5 лет. В 1927 Юнсон женился на Осе Кристофферсен. Их сын родился в Туре в 1928 году. В 1930 году семья вернулась на родину.

Его первые три романа «Тиманы и справедливость» («Timans och rättfärdigheten», 1925), «Город во тьме» («Stad i mörker», 1927) и «Город в свете» («Stad i ljus», 1928) во многом подражательны по стилю и содержанию. Чувствуется влияние новых идей и стилевых находок Андре Жида, Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Зигмунда Фрейда и Анри Бергсона.

Читайте также  Краткая биография сименон

В 1936 году умерла жена Юнсона, и через два года он женится на Силле Франкенгойзер, писательнице и переводчице, от которой имел троих детей. В результате супружеского профессионального сотрудничества появились шведские переводы произведений Камю, Франса, Сартра, Ионеско, а также датских, немецких и английских писателей.

В 1938 году Юнсон издал книгу «Ночное учение» («Nattövning») в которой подверг критике нацизм. В годы Второй мировой войны он совместно с Вилли Брандтом издавал газету норвежского Сопротивления «Рукопожатие» (швед. Håndslag). В 1941—1943 годах Юнсон писал трилогию «Крилон. Роман о возможном» (швед. Krilontrilogin), посвященный аллегорической борьбе со злом.

После войны писатель стал в резкую оппозицию коммунистическому сталинскому режиму. В 1946 году он издал роман «Прибой» («Strändernas svall»), известный в английском переводе как «Возвращение в Итаку: Пересказ „Одиссеи“ как современного романа» (англ. Return to Ithaca: The Odyssey Retold as a Modern Novel). Юнсон использовал поэму Гомера для оценки проблем XX века. Этот роман считают величайшим произведением Юнсона.

Став представителем Швеции в ЮНЕСКО, в конце 1940-х годов Юнсон путешествовал по Европе. 1949 году написал роман «Мечты о розах и пламени» («Drömmar om rosor och eld», 1949), в котором рассказал о суде над ведьмами в Лудене во Франции XVII века (этот сюжет использовал также Кшиштоф Пендерецкий в опере «Дьяволы из Лудена»).

В 1953 году Юнсон получил почётную степень доктора Гётеборгского университета. После выхода в свет романа «Тучи над Метапонтом» («Molnen over Metapontion», 1957) по мотивам «Анабасиса Кира» Ксенофонта Юнсон был избран членом Шведской академии. Роман «Эпоха его величества» (швед. Hans Nådes tid, 1960) о восприятии тоталитаризма жителями страны, которую завоевал Карл Великий, принес Юнсону литературную премию Северного совета в 1962 году.

В произведении «Роман о заключенных» («Några steg mot tystnaden», 1973), автор провел параллель между варварскими обычаями старины и теми, что приняты в якобы цивилизованном XX столетии.

В 1974 году Юнсон стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе». Эту награду он разделил со своим соотечественником Харри Мартинсоном. Такое решение принято после острого спора членов Нобелевского комитета. Тогда же лауреатами могли стать Владимир Набоков, Сол Беллоу и Грэм Грин.

Эйвинд Юнсон умер в Стокгольме в возрасте 76 лет.

Произведения

Из 46 написанных им книг 30 были романами.

— De fyra främlingarna (1924) — «Четверо чужеземцев»
— Timans och rättfärdigheten (1925) — «Тиманы и справедливость»
— Stad i mörker (1927) — «Город во тьме»
— Stad i ljus (1928) — «Город в свете»
— Minnas (1928) — «Воспоминания»
— Kommentar till ett stjärnfall (1929) — «Комментарии к падению звезды»
— Avsked till Hamlet (1930) — «Прощание с Гамлетом»
— Natten är här (1932) — «Наступила ночь»
— Bobinack (1932) — «Бобинак»
— Regn i gryningen (1933) — «Дождь на рассвете»
— Än en gång, Kapten! (1934) — «Еще раз, капитан!»
— Romanen om Olof: — Цикл романов об Улуфе
— 1. Nu var det 1914 (1934) — «Это было в 1914-м»
— 2. Här har du ditt liv! (1935) — «Вот она, твоя жизнь!»
— 3. Se dig inte om!(1936) — «Не оглядывайся!»
— 4. Slutspel i ungdomen (1937) — «Эндшпиль смолоду»
— Nattövning (1938) — «Ночное учение»
— Den trygga världen (1940) — «Надежный мир»
— Soldatens återkomst (1940) — «Возвращение солдата»
— Krilonromanen: — «Крилон. Роман о возможном»:
— 1. Grupp Krilon (1941) — «Группа Крилона»
— 2. Krilons resa (1942) — «Путешествие Крилона»
— 3. Krilon själv (1943) — «Крилон собственной персоной»
— Sju liv (1944) — «Семь жизней»
— Strändernas svall (1946, för teater 1948) — «Прибой»
— Dagbok från Schweiz (1949) — «Дневник из Швейцарии»
— Drömmar om rosor och eld (1949) — «Мечты о розах и пламени»
— Lägg undan solen (1951) — «Отодвинь солнце»
— Romantisk berättelse (1953) — «Романтическое повествование»
— Tidens gång (1955) — «Течение времени»
— Vinterresa i Norrbotten (1955) — «Зимняя прогулка в Норрботтене»
— Molnen över Metapontion (1957) — «Тучи над Метапонтом»
— Vägar över Metaponto — en resedagbok (1959) — «Пути через Метапонт — дорожные записки»
— Hans Nådes tid (1960) (ingår i Världsbiblioteket) — «Эпоха его величества» (этот роман отнесён ко «Всемирной библиотеке» — списку ста лучших произведений мировой литературы, которые определяет голосование экспертов из нескольких учреждений, в том числе Шведской академии, книготорговцев, библиотекарей и просто читателей)
— Spår förbi Kolonos — en berättelse (1961) — «Следует мимо Колонна — рассказ»
— Livsdagen lång (1964) — «Течение жизни»
— Stunder, vågor — anteckningar, berättelser (1965) — «Часы, волны — записки, рассказы»
— Favel ensam (1968) — «Фавель в одиночестве»
— Resa i hösten 1921 (1973) — «Путешествие осенью 1921-го»
— Några steg mot tystnaden (1973) — «Несколько шагов навстречу тишине» («Роман о заключенных»)

Издания на русском

Эйвинда Юнсона сравнительно мало переводили. Помимо изданий на русском языке, известно восемь его произведений на немецком, четыре — на английском, одно — на венгерском и одно — на украинском.

— Зимняя игра. М.: Известия, 1986 г. Серия: Библиотека журнала «Иностранная литература»
— Избранное. М.: Радуга, 1988 г. ISBN 5-05-002287-8
— Прибой и берега. М.: Вагриус, 1995 г. Серия: Архив Вагриус. ISBN 5-7027-0171-2
— Прибой и берега. М.: Вагриус, 1997 г. Серия: Современная проза. ISBN 5-7027-0502-5

Награды и отличия

— 1936 — Большая премия Девяти
— 1944 — Премия Сикстена Хеймана
— 1951 — Премия Доблоуга
— 1953 — Почетный докторат Гётеборгского университета
— 1956 — Большая поощрительная литературная премия
— 1958 — Премия BMF
— 1960 — Премия Доблоуга
— 1962 — Литературная премия Северного Совета
— 1967 — Övralidspriset
— 1974 — Нобелевская премия по литературе
— 1974 — Большая поощрительная литературная премия за роман

Туве Янссон

Об авторе

Туве Янссон – знаменитая финская писательница, художница и иллюстратор.

Краткая биография

Туве Марика Янссон родилась 9 августа 1914 года в Хельсинки, тогда на шведский лад называвшемся Гельсингфорсом и входившим в состав Финляндского Княжества Российской империи. Ее мать – художница Сигне Хаммарштен, а отец – скульптор Виктор Янссон. Туве очень мало говорила о своем отце и большую часть жизни была симбиотически близка с матерью, но изданную в зрелом возрасте автобиографию назвала «Дочь скульптора».

Янссон, как и ее братья, с детства росла в атмосфере любви к искусству, поэтому выбрала творческую профессию: в пятнадцать лет она уехала в Швецию, где поступила в Колледж искусств. К тому времени она уже была известна на родине, так как с десяти лет рисовала иллюстрации для журнала Garm, редакцией которого заведовала хорошая знакомая Янссонов. После возвращения в Хельсинки она продолжила зарабатывать на жизнь, иллюстрируя книги и рисуя на заказ карикатуры для разных изданий. Позже она также делала настенные росписи: их можно увидеть, например, в зданиях мэрии Хельсинки и Хамина.

Читайте также  Краткая биография хемингуэй

Мама муми-троллей

Туве Янссон считала себя, прежде всего, художницей и не слишком серьезно относилась к литературному творчеству, хотя именно книги сделали ее не только знаменитой, но и очень богатой женщиной. Писательница не приветствовала излишнюю коммерциализацию своего творчества, но именно средства от продажи сувениров с муми-тематикой позволили ей выкупить в Финском заливе остров Кловахарун, где она проводила каждое лето до глубокой старости.

Прообраз муми-тролля – персонаж Снорк, которого Туве рисовала на всех иллюстрациях и карикатурах, а также использовала для подписи своих работ. Позже Снорк заметно поправился и округлился, став симпатичным маленьким муми-троллем. Всего писательница издала восемь повестей, сборник рассказов и четыре книги в картинках, в которых описала приключение обитателей муми-долины:

  • «Маленькие тролли и большое наводнение»;
  • «Муми-тролль и комета»;
  • «Шляпа волшебника»;
  • «Опасное лето»;
  • «Мемуары муми-папы»;
  • «Волшебная зима»;
  • «Папа и море»;
  • «В конце ноября»;
  • «Дитя-невидимка»;
  • «Опасное путешествие»;
  • «А что потом»;
  • «Кто утешит малютку»;
  • «Мошенник в доме муми-троллей».

Она также адаптировала свои книги для постановки в театрах. Поначалу Туве Янссон лично рисовала комиксы о муми-троллях, но позже передала это дело брату Ларсу. С годами книги Янссон становились все популярнее среди взрослых и детей. Сегодня можно найти множество исследований ее произведений, в которых находят отсылки к разным философским течениям и мировым религиям.

Туве Янссон написала несколько книг, не связанных со вселенной муми-троллей: роман «Город солнца», повести «Дочь скульптора», «Летняя книга» и «Записки с острова», а также сборники рассказов.

Личная жизнь и поздние годы

В молодости писательница была помолвлена со своим другом, журналистом и критиком Атосом Виртаненом. Позже она вступала в отношения исключительно с женщинами: например, известно о ее тайном романе с замужней театральной деятельницей Вивикой Бандлер. В 1956 году Туве Янссон познакомилась с художницей Тууликки Пиетиля, которая стала протопипом персонажа Туу-тикки в книге «Волшебная зима». Янссон говорила, что писала эту книгу, устав от персонажей и мечтая закончить сагу. Она чувствовала холод и окоченение – прямо как Муми-Тролль до встречи с Туу-тикки, показавшей ему, как прекрасна может быть зима. В жизни произошло то же самое: после первой встречи Туве и Тууликки не расставались почти пятьдесят лет, вплоть до самой смерти писательницы. Они вместе построили дом на острове Кловахарун, а также смастерили множество домиков поменьше, организуя выставки моделей жилищ муми-троллей. Открыто о своих отношениях Янссон и Пиетиля заявили только в 1993 году.

Туве Янссон умерла 27 июня 2001 года после инсульта. В день ее похорон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны Тарья Халонен, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказала, что «творчество Туве Янссон – самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса».

Юнсон, Эйвинд

Эйвинд Улуф Вернер Йонсон (швед. Eyvind Olov Verner Johnson , 29 июля, 1900—25 августа, 1976) — шведский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 года «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».

Биография

Родился в Салтшобадене на севере Швеции. Отец его Улуф был шахтёром, а мать, Севиа Густафсдаттер — домохозяйкой. Вскоре после рождения сына отец заболел психическим расстройством. Ребёнка отдали на воспитание родственникам.

В 13 лет Эйвинд ушёл из школы и работал на на фабрике по производству щебенки, одновременно занимаясь самообразованием. В 1919 году он приехал в Стокгольм и занялся профсоюзной деятельностью.

Через два года разочаровавшись в политике, он уехал в Берлин, а затем в Париж, где прожил 7 лет на небольшие литературные заработки. В Швецию он вернулся в 1930 году и занимается уже только литературным трудом.

В 1974 году Йонсону была присуждена Нобелевская премия по литературе за «повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе». Эту награду он разделил со своим соотечественником Харри Мартинсоном.

Йонсон умер в Стокгольме в 1976 году.

Библиография

  • De fyra främlingarna (1924)
  • Timans och rättfärdigheten (1925)
  • Stad i mörker (1927)
  • Stad i ljus (1928)
  • Minnas (1928)
  • Kommentar till ett stjärnfall (1929)
  • Avsked till Hamlet (1930)
  • Natten är här (1932)
  • Bobinack (1932)
  • Regn i gryningen (1933)
  • Romanen om Olof:
  1. Nu var det 1914 (1934)
  2. Här har du ditt liv! (1935)
  3. Se dig inte om!(1936)
  4. Slutspel i ungdomen (1937)
  • Nattövning (1938)
  • Den trygga världen (1940)
  • Soldatens återkomst (1940)
  • Krilonromanen:
  1. Grupp Krilon (1941)
  2. Krilons resa (1942)
  3. Krilon själv (1943)
  • Sju liv (1944)
  • Strändernas svall (1946, för teater 1948)
  • Dagbok från Schweiz (1949)
  • Drömmar om rosor och eld (1949)
  • Lägg undan solen (1951)
  • Romantisk berättelse (1953)
  • Tidens gång (1955)
  • Vinterresa i Norrbotten (1955)
  • Molnen över Metapontion (1957)
  • Vägar över Metaponto — en resedagbok (1959)
  • Hans Nådes tid (1960) (ingår i Världsbiblioteket)
  • Spår förbi Kolonos — en berättelse (1961)
  • Livsdagen lång (1964)
  • Stunder, vågor — anteckningar, berättelser (1965)
  • Favel ensam (1968)
  • Resa i hösten 1921 (1973)
  • Några steg mot tystnaden (1973)

Ссылки

  • ЙОНСОН (Johnson), Эйвинд
  • Эйвинд Юнсон. livelib.ru. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.Проверено 13 июля 2012.
  • ЮНСОН, ЭЙВИНД. Энциклопедия Кругосвет. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.Проверено 13 июля 2012.

Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Люди Инвалиды (сингл)
  • Йегер, Чарльз Элвуд

Смотреть что такое «Юнсон, Эйвинд» в других словарях:

Юнсон Эйвинд — Йонсон (Johnson) (1900 1976), шведский писатель. Реалистический автобиографический цикл «Роман об Улуфе» (1934 37). Рассказы о шведском Севере. Антифашистская трилогия «Крилон» (1941 43). Философский роман «Прибой и берега» (1946) на сюжет… … Энциклопедический словарь

Юнсон Эйвинд — Эйвинд Юнсон Eyvind Johnson Дата рождения: 29 июля, 1900 Место рождения: Салтшобаден, Норботтен, Швеция Дата смерти: 25 августа, 1976 Место смерти … Википедия

ЮНСОН Эйвинд — (Johnson, Eyvind) (1900 1976), шведский писатель, разделивший в 1974 Нобелевскую премию по литературе со своим соотечественником Х.Мартинсоном; член Шведской академии (1957). Родился 29 июля 1900 в Свартбьернбю, на самом севере Швеции. Долгое… … Энциклопедия Кольера

ЮНСОН Эйвинд Улуф Вернер — ЮНСОН (Johnson) Эйвинд Улуф Вернер (1900—76), шведский писатель. Романы: «Комментарий к звездопаду» (1929), «Роман об Улуфе» (автобиогр.; ч. 1—4, 1934—37), «Ночные маневры» (1938), «Возвращение солдата» (1940), трилогия «Крилон»… … Литературный энциклопедический словарь

Юнсон — шведская фамилия. Известные носители: Юнсон, Маттиас (р. 1974) шведский футболист. Юнсон, Эйвинд (1900 1976) шведский писатель, лауреат Нобелевской премии … Википедия

Эйвинд Юнсон — Eyvind Johnson Дата рождения: 29 июля, 1900 Место рождения: Салтшобаден, Норботтен, Швеция Дата смерти: 25 августа, 1976 Место смерти … Википедия

Юнсон, Эйвуд — Эйвинд Юнсон Eyvind Johnson Дата рождения: 29 июля, 1900 Место рождения: Салтшобаден, Норботтен, Швеция Дата смерти: 25 августа, 1976 Место смерти … Википедия

Юнсон Эйвуд — Эйвинд Юнсон Eyvind Johnson Дата рождения: 29 июля, 1900 Место рождения: Салтшобаден, Норботтен, Швеция Дата смерти: 25 августа, 1976 Место смерти … Википедия

Читайте также  Краткая биография яшин

ЮНСОН (Johnson) Эйвинд — ЮНСОН (Йонсон) (Johnson) Эйвинд (1900 1976) шведский писатель. Реалистический автобиографический цикл Роман об Улуфе (1934 37). Рассказы о шведском Севере. Антифашистская трилогия Крилон (1941 43). Философский роман Прибой и берега (1946) на… … Большой Энциклопедический словарь

Юнсон, Йонсон (Johnson) Эйвинд — (1900—1976), шведский писатель. Реалистический автобиографический цикл «Роман об Улуфе» (1934—1937). Рассказы о шведском Севере. Антифашистская трилогия «Крилон» (1941—43). Философский роман «Прибой и берега» (1946) на сюжет… … Большой Энциклопедический словарь

Краткая биография Семена Яковлевича Надсона

«Не рвись, дитя, вперед, — не лучше впереди!»

Стихи Семена Яковлевича Надсона не каждому сегодня известны. Их читают и перечитывают, но в узком кругу ценителей истинной классической поэзии. А ведь в середине 80-гг. позапрошлого века имя его буквально гремело. Вся просвещенная молодежь, более того, — признанные мэтры литературы – все знали строки его стихов наизусть.

Биография

Семен Яковлевич не мог похвастаться счастливым детством. Он родился в не слишком благополучной семье. Достаточно сказать, что его отец имел еврейское происхождение. А отношение к представителям этой национальности было в царской России неоднозначным: немало было людей с антисемитскими взглядами, да и правительство косвенно поддерживало таких недоброжелателей – во всяком случае, препятствий не чинило.

Когда Семену было 2 года, отец его попал в психиатрическую клинику. Мать с детьми обосновалась в Санкт-Петербурге. Но она вскоре скончалась. Семена взяли на воспитание родственники со стороны матери, которые были крайне недовольны ее браком с евреем (хотя и крещеным). Когда мальчик плакал от какой-нибудь детской обиды, они презрительно говорили ему о «жидовских слезах».

Обида острой занозой застряла в сердце подростка. В общем-то, она будет отравлять ему всю недолгую жизнь…

Мальчик развивался быстро, учился охотно, в 4 года уже неплохо читал. Ему хотелось связать свою жизнь с литературой, но опекуны настаивали на военной карьере. Юноша поступил в Павловское военное училище. Однако проучился там недолго: у него началась чахотка. В целях поправки здоровья он уехал в Каспийский полк (так распорядилось училищное начальство).

Болезнь прогрессировала. Друзья уговорили Семена уехать в Висбаден и потом – в Ниццу, но существенных улучшений не было. Тогда он вернулся в Россию.

Последние годы поэта прошли в Ялте, где он скончался в 1871 году – в неполные 25 лет.

Творчество

Писать стихи Надсон начал рано. Его быстро заметили, стали приглашать к сотрудничеству в известные журналы. Он писал для журнала «Мысли», потом – для «Отечественных записок» и других изданий.

Первый сборник «Стихотворения» имел просто сумасшедший успех. После первого выхода он неоднократно переиздавался.

Популярность молодого поэта росла не по дням, а по часам. Отчасти это было обусловлено ясным, точным слогом, присущим произведениям Надсона, отчасти – высокой гражданственностью его поэзии.

В то время – тяжелое для россиян, ощущавшееся многими как темное, беспросветное, когда давление на политические и личные свободы ощущалось особенно сильно – стихи Надсона, что называется, «попали в струю». Его творчество во многом созвучно некрасовскому.

Грустные напевы

Главный мотив надсоновской поэзии – печаль о несовершенствах этого мира. Здесь сложилось воедино все: горячее сочувствие страдающим людям и искренняя боль за них, тоска из-за нереализованности в любви, давние обиды детства и горечь за свой еврейский народ, который много столетий безвинно терпит оскорбления и унижения.

«Зло вечно, – читаем мы между строк почти каждого стихотворения. – Как его победить? Возможно ли это? Или придется смириться?».

Однако наряду с осознанием собственного бессилия временами прорывается надежда. Надежда на то, что будущее не столь беспросветно, надежда на уверенного в себе лидера, который явится миру и сделает невозможное, объединит людей для борьбы со злом.

«Оглянись, — обращается Семен Надсон к современникам, — зло вокруг чересчур уж гнетет». А ведь переполненная бочка может взорваться. Поэт и жаждет, и боится этого, вот потому и не видит для своих современников лучшей доли.

Тяжелое детство, головокружительно быстрый взлет, огромная слава и тяжелая болезнь… Такой оказалась жизнь Семена Надсона, одного из выдающихся представителей российской поэзии второй половины XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: