Краткая биография лавренев

Лавренев Борис Андреевич

ЛАВРЕНЁВ (наст. фамилия Сергеев) Борис Андреевич [5(17).7.1891, Херсон — 7.1.1959, М., похоронен на Новодеви­чьем кладб.] — прозаик, драматург.

Родился в учительской семье. По мате­ринской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909–15 учился на юридич. фак-те Моск. ун-та. На­чалом тв-ва сам Л. считал рас­сказ « Гала-Петер », напис. в 1916 на фронте (опубл. в 1924). Однако перв. рассказы Л. под фамилией Сергеев появи­лись еще в 1910 в моск. газ. «Студен­ческая жизнь»: « Тобыло раннею вес­ной.. .» (7 нояб.) и « Его смерть » (12 дек.). Тогда же Л. начал публ. и стих., но как поэт известен не стал. Писал для периодич. изд. многочисленные рец. и статьи.

После окончания ун-та, пройдя кратко­срочные курсы воен. училища, в чине по­ручика артиллерии участвовал в Первой ми­ровой войне. Во время Февральской револю­ции был комендантом штаба рев. войск Моск. гарнизона, а затем адъютантом коменданта М. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сент. 1918 Л. вернулся в Херсон. Но вскоре снова уехал в М.; работал в Наркомпроде, а с дек. 1918 находился в ря­дах Красной Армии. В янв. 1920 уехал на Тур­кестанский фронт и сразу был назначен воен. комендантом Ташкента, но пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контррев. деятельности и полтора месяца провел под след­ствием. После оправдания был назначен зам. редактора фронтовой газ. и одно­временно зав. лит. отделом «Туркес­танской правды». С сер. 1920 работал в лит.-издательском отд. Политуправле­ния Туркестанского фронта, преобразованно­го впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с авг. 1921 — в ред. «Крас­ноармейской газ.» (первоначальное назв. «Красной звезды»). Публ. рассказы и стих., статьи, рецензии, фельетоны, карика­туры и рисунки. Печ. не только под фа­милией Л., кот. окончательно принял с 1922 (лит. псевд. стала фамилия од­ного из родственников писателя: «В литерату­ре уже был один Сергеев-Ценский. Нужно бы­ло как-то дифференцироваться от него. »), но и под многочисленными псевд.: Бек, С. Натальский, Б. Наталия, Н. Бо­рисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. ― Л. сотрудничал во мн. периодич. изд. Туркестана. Художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обло­жек, заставок, заголовков, эскизов и т.п.

В дек. 1923 уехал из Ташкента в Пг., где его снова призвали на воен. службу, назначив секретарем Военно-науч. об-ва Пг. Воен. округа. 15 дек. 1924 демобилизовался и поступил на работу в Лен. гос. изд-во.

Перв. произведения Л., принесшие ему известность: повести « Ветер » (1924), « Со­рок первый » (1926), « Рассказ о простой вещи » (1927), — посвящены событиям рево­люции и Гражданской войны. «Сорок пер­вый» — признанный шедевр Л., самое изв. (наряду с пьесой «Разлом») из его про­изведений. Это романтич. баллада о трагич. любви рыбачки Марютки, про­стой девушки, ушедшей сражаться за рево­люцию, и поручика Говорухи-Отрока, интел­лигентного офицера-белогвардейца. Одна из посл. постановок ― Моск. худож. театр им. А. П. Чехова (2008, реж. В. Рыжаков ).

Пафос рев. порыва проявил­ся в особом лирико-патетич. стиле, пе­реходящем в своеобразный «орнамента­лизм» (ритмич. склад, повышенная об­разность, вычурный и цветистый яз.): «По­здней осенью над Балтийским морем лохма­тая проседь туманов, разнузданные визги ве­тра и на черных шеренгах тяжелых валов ле­тучие плюмажи рассыпчатой, ветром вздыма­емой пены» («Ветер»). С романтич. вос­приятием жизни связано и тяготение Л. к ис­ключительному, необычному, к выбору экзотич. обстоятельств и места действия.

Критика того времени приветствовала тв-во Л., который «не хотел видеть ре­волюцию будничными глазами» (З. Штейнман). Позднее, когда революцион­ная романтика неск. утратила свою при­тягательность, Л. стали упрекать в том, что он наделил своих героев «лубочными мыслями», да и сами герои предстают как «раскрашен­ный лубок» (З. Штейнман). Но независимо от позиций критики произве­дения Л. 1920-х до сих пор хранят трепетный мир человеч. взаимоотношений и их трудную судьбу в XX в.

В иронич. романе-памфлете « Кру­шение республики Итль » (1925) Л. вы­смеял буржуазное устройство государства в сатирич. и одновременно фантастич. повествовании. Роман высоко оценил М. Горький. В то же время писатель про­должал развивать темы революции и Граж­данской войны в повестях « Зеленый цвет » (1924) — о столкновении красноармейцев с басмачами у подножия Памира, « Происше­ствие » (1924) — о налете банд на украин­ские городки, « Полынь-трава » (1925) — о жестокости классовых битв, разлучающих влюбленных. В 1926 Л. выпустил сб. расска­зов « Шалые повести », в кот. отрази­лось иронич. отношение автора ко вре­мени нэпа, кот. резко контрастировало с недавним прошлым.

Большое место в тв-ве Л. занимала тема интеллигенции, ее отношения к народу, ее места в революции: повести « Седьмой спутник » (1928) — история прихода в рево­люцию старого русского интеллигента, « Гра­вюра на дереве » (1928) — об искусстве и судьбе художника; произведение, проник­нутое духом Л-да, поэтич. ре­минисценциями из Ф. Достоевского и в то же время сатирич. ядом против приспособ­ленчества в искусстве.

Л. обращался в прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его ху­дожнич. индивидуальность раскрылась в драме. В 1925 он опубл. романтич. мелодраму « Мятеж » о белогвардей­ском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 — ист. драму « Кинжал » о декабри­стах.

Итогом творч. поисков драматурга стала драма « Разлом » (1928). В основу пье­сы легли ист. события: переход ле­гендарного крейсера «Аврора» (в пьесе про­зрачно переименованного в «Зарю») в ночь на 25 окт. 1917 к Николаевскому мосту. Л. развил в драме две волновавшие его темы: участие флота в революции (к морской тема­тике Л. был неравнодушен всю жизнь: будучи еще гимназистом, он пытался поступить в Морской корпус в СПб., но не про­шел по зрению) и взаимоотношения интелли­генции и революции. Название пьесы симво­лично: «разлом» происходит и в семье Берсе­невых (Берсенев — капитан «Зари»), и в со­знании каждого героя пьесы, встающего по одну или др. сторону баррикады, и в жизни целой страны. «Разлом» был по­ставлен Театром Вахтангова в М. и БДТ в Л-де; он сразу стал классикой сов. драматургии.

В 1930-е Л. отдал дань романтике арктич. открытий (повесть « Большая зем­ля» , 1935), писал о борьбе испанского наро­да против фашизма (повесть « Чертеж Ар­химеда », 1937; пьеса « Начало пути », 1938). Событиям 1914 писатель посвятил не­оконченный роман « Белое и синее » (1934; был неодобрительно встречен критикой) и докум. повесть « Стратегическая ошибка » (1934), сюжетно дополняющую финальные главы 1-й части романа. Во втор. пол. 1930-х Л. писал рассказы о солда­тах революции, моряках Красного флота.

С нач. Великой Отеч. войны Л. ушел на фронт добровольцем. Был воен. корр. центральных периодич. изд. на Балтике, на Севере, на Черноморье. Изд. сб. рассказов « Балтийцы раскуривают трубки » (1942). В 1943 опубл. героико-романтич. пьесу « Песнь о черноморцах », в 1945 — драму « За тех, кто в море! » (пьеса имела успех, мн. раз ставилась на театр. сцене).

Начиная с сер. 1940-х работал преимущественно как драматург (политич. драма « Голос Америки », 1950; пьеса « Лермонтов », 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной по­литики.

Экранизации посл. лет: 1974 — « Марина »; 1975 — « Рассказ о простой вещи »; 1986 — « Комендант Пушкин »; 2003 — « Срочный фрахт »; 2010 — « Око за око ».

Соч .: СС: В 6 т. М., 1982; СС: В 8 т. М., 1995; Сорок первый. М.: Вече, 2011.

Лит .: Шгейнман З. Навстречу жизни. Л., 1934; Виш­невская И. Борис Лавренев. М., 1962; Старикова Е. Б. А. Лавренев // Лавренев Б. СС: В 6 т. Т. 1; Танакова Т. Я всегда буду любить революцию. // Лав­ренев Б. Ветер: Повести и рассказы. М., 1988; Леонов Б. Б. А. Лавренев // Лавренев Б. Гравюра на дереве. М., 1989; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996; Лавренев Борис Андреевич // Энц. фантастики / Под ред. Вл. Гакова . М., 1997.

Биография Лавренев Б.А.

Бори́с Андре́евич Лавренёв (настоящая фамилия — Серге́ев; 1891—1959) — русский советский прозаик и поэт, драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).

Родился 5 (17 июля) 1891 года в Херсоне в семье учителя-словесника. Учился в мужской гимназии (вып. 1909), затем, в 1909—1911 годах, на юридическом факультете Московского университета. Писал стихи, публиковался с 1911 года, примыкал к московской футуристической группе «Мезонин поэзии».

Участник Первой мировой и Гражданской войн (сначала офицер Добровольческой армии, затем перешёл в РККА). После февраля 1917 года был адъютантом у коменданта Москвы. В годы Гражданской войны воевал в Туркестане, был командиром бронепоезда, работал во фронтовой газете в Красной Армии.

В печати Борис Лавренёв дебютировал как поэт в 1911 году, как прозаик в 1924 году. Во второй половине 1920-х гг. входил в творческое объединение ленинградских писателей «Содружество» (вместе с Н. Брауном, М. Комиссаровой, В. Рождественским и др.). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Читайте также  Краткая биография сталь

Как драматург дебютировал в 1925 году пьесой «Дым» — о белогвардейском восстании в Туркестане; в том же году под названием «Мятеж» пьеса была поставлена в Ленинградском Большом драматическом театре.

В 1930—1932 годах Борис Лавренёв входил в группу ЛОКАФ. Наряду с К. А. Тренёвым и В. В. Ивановым считается одним из создателей жанра советской героико-революционной драмы. Много лет был председателем секции драматургов в СП СССР.

Во время Финской кампании и Великой Отечественной войны был военным корреспондентом ВМФ. Героическим защитникам Севастополя посвятил романтическую драму «Песнь о черноморцах» (1943). В годы войны были изданы два сборника его рассказов («Балтийцы раскуривают трубки», 1942; «Люди простого сердца», 1943).

Послевоенное творчество Лавренёва насквозь идеологично, пропитано духом советского официоза. Лучезарно-оптимистическая драма «За тех, кто в море!» (1945) получит Сталинскую премию (1946), однако всего через через несколько лет подобные произведения, лишённые подлинной остроты коллизии, советская критика будет остро критиковать, говоря о «теории бесконфликтности».

Очевидным орудием пропаганды времён Холодной войны является политическая драма Лавренёва «Голос Америки» (1949; Государственная премия, 1950).

В жанре распространённой в отечественной драматургии 1950-х годов «биографической пьесы» написана драма «Лермонтов» (поставлена в 1953 году).

Скоропостижно скончался 7 января 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Премии и награды

— Сталинская премия первой степени (1946) — за пьесу «За тех, кто в море!» (1945)
— Сталинская премия второй степени (1950) — за пьесу «Голос Америки» (1949)
— два ордена Трудового Красного Знамени (31.01.1939; 1951)
— медаль «За боевые заслуги» (1940)

Адреса в Ленинграде

— 1925—1928 — набережная реки Фонтанки, 18;
— 1928—1942 — особняк М. Э. Клейнмихель — набережная Жореса (Кутузова с 1945), 12.

— На доме по набережной Кутузова, 12 в Ленинграде в 1981 году была открыта мемориальная доска (архитектор В. Л. Питаев).
— Имя Бориса Лавренёва носит Драматический театр Черноморского флота ВМФ России.

Произведения

Повести

— 1923 — «Марина»
— 1924 — «Ветер»
— 1924 — «Звёздный цвет»
— 1924 — «Сорок первый»
— 1924 — «Рассказ о простой вещи»
— 1925 — «Крушение республики Итль»
— 1927 — «Седьмой спутник»
— 1928 — «Гравюра на дереве»

Пьесы

— 1925 — «Дым»
— 1927 — «Разлом»
— 1929 — «Враги»
— 1943 — «Песнь о черноморцах»
— 1945 — «За тех, кто в море»
— 1949 — «Голос Америки»
— 1953 — «Лермонтов»

Издания

— Собр. соч.: В 5-ти тт., Харьков «Пролетарий», 1928—1929
— Собр. соч. В 5-ти тт., М.-Л., «ГИХЛ», 1931
— Пьесы, М., 1954
— Избр. произв.: В 2-х тт. 1958
— Собр. соч.: В 6-ти тт. 1963—1965
— Собр. соч.: В 6-ти тт. 1982—1984
— Собр. соч.: В 8-ми тт. 1995
— Борис Лавренёв. Звёздный цвет. — М.: Просвещение, 1987. — 455 с.
— Борис Лавренёв. Сорок первый. — М.: Вече, 2011. — ISBN 978-5-9533-6197-2.

Известные постановки

— 1925 — «Мятеж» по пьесе «Дым» — Ленинградский Большой драматический театр; режиссёр А. Н. Лаврентьев, первая постановка
— 1929 — «Враги» — Ленинградский Большой драматический театр; режиссёр А. Н. Лаврентьев, первая постановка
— 1946 — «За тех, кто в море!» — ЛАТД имени А. С. Пушкина. Спектакль удостоен Сталинской премии (1946).

Пьесы «Разлом»

— 1927 — Ленинградский Большой драматический театр; режиссёр К. К. Тверской; в роли Артёма Годуна — Н. Ф. Монахов, Берсенёва — А. Н. Лаврентьев
— 1927 — МАДТ имени Е. Б. Вахтангова; режиссёр А. Д. Попов; в роли Берсенёва — Б. В. Щукин
— 1950 — Большой драматический театр им. М. Горького; режиссёры А. Соколов и И. Зонне. Спектакль был удостоен Сталинской премии (1951); в 1952 году был записан для телевидения

Инсценировки рассказа «Сорок первый»

— 1969 — Одесский государственный театр юного зрителя им. Н. Островского, режиссёр В. М. Пахомов
— 2003 — Драматический театр им. А. С. Пушкина (Магнитогорск), режиссёр Виктор Рыжаков
— 2008 — Московский художественный театр им. А. П. Чехова, режиссёр Виктор Рыжаков

Музыкально-драматические спектакли, созданные по мотивам рассказа «Сорок первый»

— 2007 — Театр «Русские Сезоны» (Франция) на сцене театра М. Булгакова (Москва), музыкальная драма «Свой остров», пьеса и стихи — Юрий Юрченко, музыка — Александр Луначарский, по мотивам рассказа Б. Лавренёва «Сорок первый», режиссёры — Юрий Юрченко, Алексей Беклемышев.
— 2007 — Театр ФЭСТ (Мытищи), «Марютка и поручик». Музыкально-поэтическая фантазия по мотивам прозы Б. А. Лавренёва. Пьеса и стихи — Юрий Юрченко, музыка — Александр Луначарский, режиссёр — Александр Каневский.

На IV международном театральном фестивале «Подмосковные вечера» (2012) спектакль «Марютка и поручик» получил Гран-при «Премию зрительских симпатий», а актриса Ульяна Чеботарь (Марютка) — «Приз жюри за лучшую женскую роль».

Экранизации

— 1926 — Ветер («Ошибка Василия Гулявина», «Атаманша Лелька»)
— 1927 — Шакалы Равата по повести «Звёздный цвет»
— 1927 — Сорок первый
— 1956 — Сорок первый
— 1962 — Седьмой спутник
— 1966 — Ярость по повести «Ветер»
— 1967 — Седьмой спутник
— 1971 — Звёздный цвет
— 1974 — Марина
— 1975 — Рассказ о простой вещи
— 1986 — Комендант Пушкин
— 2003 — Срочный фрахт
— 2010 — Око за око

— Вишневская И. Борис Лавренёв. — М., 1962.
— Кардин В. Борис Лавренёв. — М., 1981.
— Танакова Т. «Я всегда буду любить революцию. » // Лавренёв Б. Ветер. Повести и рассказы. — М., 1988.

Краткая биография лавренев

Лавренев Борис Андреевич (Сергеев) (1891/1959) — советский писатель, публицист, драматург, поднимающий в своих произведениях политические, социальные проблемы (рассказы «Сорок первый», «Полынь-трава», «Гравюра на дереве», драмы «Разлом», «За тех, кто в море»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 148.

Лавренев Борис Андреевич (настоящая фамилия — Сергеев) (1891-1959), прозаик, драматург.

Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе «Марина»).

Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом «Борис Лавренев» опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов «Жатва».

Во время первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете.

В 1924 вышли три повести — «Ветер», «Звездный цвет» и «Сорок первый», сразу сделавшие их автора известным. За финал повести «Сорок первый» Лавренева стали называть «попутчиком» (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья.

Повести «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры.

В 1928 была опубликована драма «Разлом», имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал вместе с К.Треневым и Вс. Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма «Песня о черноморцах» (1943), драма «За тех, кто в море» (1945).

Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 была написана политическая драма «Голос Америки».

7 января 1959 в Москве Б.Лавренев скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Лавренёв (настоящая фамилия Сергеев) Борис Андреевич [5(17)7.1891, Херсон — 7.1.1959, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище] — прозаик, драматург. Родился в учительской семье. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909-15 учился на юридическом факультете Московского университета. Началом своего творчества сам Лавренёв считал рассказ «Гала-Петер», написанный в 1916 на фронте (опубл. в 1924). Однако первые рассказы Лавренёва под фамилией Сергеев появились еще в 1910 в московской газете «Студенческая жизнь»: «То было раннею весной. » (7 нояб.) и «Его смерть» (12 дек.). Тогда же Лавренёв начал публиковать и свои стихотворения, но как поэт известен не стал. Писал для периодических изданий многочисленные рецензии и статьи.

После окончания университета Лавренёв, пройдя краткосрочные курсы военного училища, в чине поручика артиллерии участвовал в Первой мировой войне. Во время Февральской революции Лавренёв был комендантом штаба революционных войск Московского гарнизона, а затем адъютантом коменданта Москвы. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сент. 1918 Лавренёв вернулся в Херсон. Но вскоре снова уехал в Москву; работал в Наркомпроде, а с дек. 1918 находился в рядах Красной Армии.

Читайте также  Краткая биография бретон

В янв. 1920 уехал на Туркестанский фронт и сразу был назначен военным комендантом Ташкента, но пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и полтора месяца провел под следствием. После оправдания был назначен заместителем редактора фронтовой газеты и одновременно заведующим литературным отделом «Туркестанской правды».

С середины 1920 работал в литературно-издательском отделении Политуправления Туркестанского фронта, преобразованного впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с авг. 1921 — в редакции «Красноармейской газете» (первоначальное название «Красной звезды»). Публиковал рассказы и стихотворения, статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Печатался не только под фамилией Лавренёв, которую окончательно принял с 1922 (литературным псевдонимом стала фамилия одного из родственников писателя: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский. Нужно было как-то дифференцироваться от него. » // Звезда Востока. Ташкент, 1959. №8. С.120), но и под многочисленными псевдонимами: Бек, С.Натальский, Б.Наталия, Н.Борисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. Лавренёв сотрудничал во многих периодических изданиях Туркестана. Художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, он выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок, заголовков, эскизов и т.п.

В дек. 1923 уехал из Ташкента в Петроград, где его снова призвали на военную службу, назначив секретарем Военно-научного общества Петроградского военного округа. 15 дек. 1924 демобилизовался и поступил на работу в Ленинградское государственное издательство.

Первые произведения Лавренёва, принесшие ему известность: повести «Ветер» (1924), «Сорок первый» (1926), «Рассказ о простой вещи» (1927),— посвящены событиям революции и Гражданской войны. «Сорок первый» — признанный шедевр Лавренёва, самое известное (наряду с пьесой «Разлом») из его произведений. Это романтическая баллада о трагической любви рыбачки Марютки, простой девушки, ушедшей сражаться за революцию, и поручика Говорухи-Отрока, интеллигентного офицера-белогвардейца.

Пафос революционного порыва проявился в особом лирико-патетическом стиле, переходящем в своеобразный «орнаментализм» (ритмический склад, повышенная образность, вычурный и цветистый язык): «Поздней осенью над Балтийским морем лохматая проседь туманов, разнузданные визги ветра и на черных шеренгах тяжелых валов летучие плюмажи рассыпчатой, ветром вздымаемой пены» («Ветер»). С романтическим восприятием жизни связано и тяготение Лавренёв к исключительному, необычному, к выбору экзотических обстоятельств и места действия.

Критика того времени приветствовала творчество Лавренёва, который «не хотел видеть революцию будничными глазами» (Штейнман 3.— С. 14). Позднее, когда революционная романтика несколько утратила свою притягательность, Лавренёва стали упрекать в том, что он наделил своих героев «лубочными мыслями», да и сами герои предстают как «раскрашенный лубок» (Штейнман 3.— С.31-33). Но независимо от позиций критики произведения Лавренёв 1920-х до сих пор хранят трепетный мир человеческих взаимоотношений и их трудную судьбу в XX в.

В ироническом романе-памфлете «Крушение республики Итль» (1925) Лавренёв высмеял буржуазное устройство государства в сатирическом и одновременно фантастическом повествовании. Роман высоко оценил А.М.Горький. В то же время писатель продолжал развивать темы революции и Гражданской войны в повестях «Зеленый цвет» (1924) — о столкновении красноармейцев с басмачами у подножия Памира, «Происшествие» (1924) — о налете банд на украинские городки, «Полынь-трава» (1925) — о жестокости классовых битв, разлучающих влюбленных.

В 1926 Лавренёв выпустил сборник рассказов «Шалые повести», в котором отразилось ироническое отношение автора ко времени нэпа, которое резко контрастировало с недавним прошлым.

Большое место в творчестве Лавренёв занимала тема интеллигенции, ее отношения к народу, ее места в революции: повести «Седьмой спутник» (1928) — история прихода в революцию старого русского интеллигента, «Гравюра на дереве» (1928) — об искусстве и судьбе художника; произведение, проникнутое духом Ленинграда, поэтическими реминисценциями из Достоевского и в то же время сатирическим ядом против приспособленчества в искусстве.

Лавренёв обращался в своей прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его художническая индивидуальность раскрылась в драме.

В 1925 он опубликовал романтическую мелодраму «Мятеж» о белогвардейском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 — историческую драму «Кинжал» о декабристах.

Итогом творческих поисков драматурга стала драма «Разлом» (1928). В основу пьесы легли исторические события: переход легендарного крейсера «Аврора» (в пьесе прозрачно переименованного в «Зарю») в ночь на 25 окт. 1917 к Николаевскому мосту. Лавренёв развил в драме две волновавшие его темы: участие флота в революции (к морской тематике Лавренёв был неравнодушен всю жизнь: будучи еще гимназистом, он пытался поступить в Морской корпус в Петербурге, но не прошел по зрению) и взаимоотношения интеллигенции и революции. Название пьесы символично: «разлом» происходит и в семье Берсеневых (Берсенев — капитан «Зари»), и в сознании каждого героя пьесы, встающего по одну или другую сторону баррикады, и в жизни целой страны. «Разлом» был поставлен Театром Вахтангова в Москве и БДТ в Ленинграде; он сразу стал классикой советской драматургии.

В 1930-е Лавренёв отдал дань романтике арктических открытий (повесть «Большая земля», 1935), писал о борьбе испанского народа против фашизма (повесть «Чертеж Архимеда», 1937; пьеса «Начало пути», 1938). Событиям 1914 писатель посвятил неоконченный роман «Белое и синее» (1934; был неодобрительно встречен критикой) и документальную повесть «Стратегическая ошибка» (1934), сюжетно дополняющую финальные главы 1 -й части романа. Во второй половине 1930-х Лавренёв писал рассказы о солдатах революции, моряках Красного флота.

С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. Издал сборник рассказов «Балтийцы раскуривают трубки» (1942). В 1943 опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 — драму «За тех, кто в море!» (пьеса имела успех, много раз ставилась на театральной сцене). Начиная с середины 1940-х Лавренёв работал преимущественно как драматург (политическая драма «Голос Америки», 1950; пьеса «Лермонтов», 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 392-394.

Далее читайте:

Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине. 23 марта 1979 года (фрагмент о партийности литературы в связи с пьесой Лавренева «Разлом»).

Лавренёв, Борис Андреевич

Борис Андреевич Сергеев

Бори́с Андре́евич Лавренёв (настоящая фамилия — Серге́ев; (5 [17] июля 1891, Херсон, — 7 января 1959, Москва) — русский советский писатель и драматург. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).

Содержание

Биография

Борис Лавренёв родился в семье учителя-словесника. Учился в мужской гимназии, затем, в 1905—1911 годах, на юридическом факультете Московского университета [1] . Писал стихи, публиковался с 1911 года, примыкал к московской футуристической группе «Мезонин поэзии».

Участник Первой мировой и Гражданской войн (сначала офицер Добровольческой армии, затем перешёл в Красную). После февраля 1917 года был адъютантом у коменданта Москвы. В годы Гражданской войны воевал в Туркестане, был командиром бронепоезда, работал во фронтовой газете в Красной Армии.

В печати Борис Лавренёв дебютировал как поэт в 1911 году, как прозаик в 1924 году. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Как драматург дебютировал в 1925 году пьесой «Дым» — о белогвардейском мятеже в Туркестане; в том же году под названием «Мятеж» пьеса была поставлена в Ленинградском Большом драматическом театре [1] .

В 1930—1932 годах Борис Лавренёв входил в группу ЛОКАФ. Во время Финской кампании и Великой Отечественной войны Борис Лавренёв был военным корреспондентом ВМФ. Много лет был председателем секции драматургов в СП СССР.

Вместе с К. А. Тренёвым и Вс. В. Ивановым был одним из создателей жанра героико-революционной драмы.

Борис Лавренёв скоропостижно скончался 7 января 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Критика

Действие его пьес происходит чаще всего в среде во­енных и всякий раз соответствует определён­ному заданию партии. В пьесе «Разлом» вопрос о приспособлении интеллигенции к диктату­ре пролетариата во время большевистского переворота связывается с участием крейсера «Аврора» в захвате власти. Персонажи здесь большею частью так же схематичны, а идео­логическое поучение подаётся так же откры­то, как и в последующих пропагандистских пьесах Лавренёва. [2]

Премии и награды

  • Сталинская премия первой степени (1946) — за пьесу «За тех, кто в море!» (1945)
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за пьесу «Голос Америки» (1949)
  • два ордена Трудового Красного Знамени

Адреса в Ленинграде

1934—1942 — особняк М. Э. Клейнмихель — набережная Жореса, 12.

Произведения

Повести

  • 1923 — «Марина»
  • 1924 — «Ветер»
  • 1924 — «Звёздный цвет»
  • 1924 — «Сорок первый»
  • 1924 — «Рассказ о простой вещи»
  • 1927 — «Седьмой спутник»
  • 1928 — «Гравюра на дереве»

Пьесы

  • 1925 — «Дым»
  • 1927 — «Разлом»
  • 1929 — «Враги»
  • 1943 — «Песнь о черноморцах»
  • 1945 — «За тех, кто в море»
  • 1949 — «Голос Америки»
  • 1953 — «Лермонтов»

Издания

  • Собр. соч.: В 5-ти тт., 1931
  • Избр. произв.: В 2-х тт. 1958
  • Собр. соч.: В 6-ти тт. 1963-65
  • Собр. соч.: В 6-ти тт. 1982-84
  • Собр. соч.: В 8-ти тт. 1995
  • Борис Лавренёв Звёздный цвет. — М .: Просвещение, 1987. — 455 с.
  • Борис Лавренёв Сорок первый. — М .: Вече, 2011. — ISBN 978-5-9533-6197-2
Читайте также  Краткая биография лю

Известные постановки

  • 1925 — «Мятеж» по пьесе «Дым» — Ленинградский Большой драматический театр; режиссёр А. Н. Лаврентьев, первая постановка
  • 1929 — «Враги» — Ленинградский Большой драматический театр; режиссёр А. Н. Лаврентьев, первая постановка
  • 1946 — «За тех, кто в море!» — Ленинградский театр им. Пушкина. Спектакль удостоен Сталинской премии (1946) [1] .

Пьесы «Разлом»

  • 1927 — Ленинградский Большой драматический театр; режиссёр К. К. Тверской; в роли Артёма Годуна — Н. Монахов, Берсенев — А. Н. Лаврентьев
  • 1927 — Театр им. Вахтангова; режиссёр А. Попов; в роли Берсенева — Б. Щукин
  • 1950 — Большой драматический театр им. М. Горького; режиссёры А. Соколов и И. Зонне. Спектакль был удостоен Сталинской премии (1951) [1] ; в 1952 году был записан для телевидения

Инсценировки рассказа «Сорок первый»

  • 1969 — Одесский государственный театр юного зрителя им. Н. Островского, режиссёр Владимир Пахомов
  • 2003 — Драматический театр им. А. С. Пушкина (Магнитогорск), режиссёр Виктор Рыжаков
  • 2008 — Московский художественный театр им. А. П. Чехова, режиссёр Виктор Рыжаков

Экранизации

  • 1926 — Ветер («Ошибка Василия Гулявина», «Атаманша Лелька»)
  • 1927 — Шакалы Равата по повести «Звёздный цвет»
  • 1927 — Сорок первый
  • 1956 — Сорок первый
  • 1962 — Седьмой спутник
  • 1966 — Ярость по повести «Ветер»
  • 1967 — Седьмой спутник
  • 1974 — Марина
  • 1975 — Рассказ о простой вещи
  • 1986 — Комендант Пушкин
  • 2003 — Срочный фрахт
  • 2010 — Око за око

Примечания

  1. 1234П. Вл.Лавренёв, Борис Андреевич // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М .: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  2. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

  • Лавренёв, Борис Андреевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Борис Андреевич Лавренёв (Сергеев)
  • Лавренёв Борис Андреевич // Энциклопедия ХРОНО.
  • Лавренёв Борис Андреевич // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Борис Лавренев. Повести о великих днях [1]

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гарднер, Эрл Стэнли
  • Леметр, Жорж

Смотреть что такое «Лавренёв, Борис Андреевич» в других словарях:

Лавренёв, Борис Андреевич — Борис Андреевич Лавренёв. Лавренев, Борис Андреевич ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич (1891 1959), русский писатель. В повестях “Ветер”, “Сорок первый” (обе 1924), отмеченных лирико патетической стилистикой, драме “Разлом” (1927) картины, конфликты, люди… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Лавренёв Борис Андреевич — (1891 1959), рус. сов. писатель. В 1905, «ошеломленный чтением «Демона». », написал поэму «Люцифер» (см. Собр. соч., т. 1, 1963, с. 62). Особенно высоко ценил прозу Л.: «Прозу Лермонтова считаю образцовой по ее сухости, логичности изложения,… … Лермонтовская энциклопедия

Лавренёв Борис Андреевич — (1891 1959), русский писатель. В повестях «Ветер» (1924), «Сорок первый» (1924; фильмы 1927, 1956) трагические коллизии революции, победа революционного долга над чувством. Повести о судьбах интеллигенции в революционную эпоху: «Седьмой спутник» … Энциклопедический словарь

Лавренёв, Борис Андреевич — ЛАВРЕНЁ/В Борис Андреевич (1891 1959) российский сов. писатель, прозаик и драматург, в творчестве которого значительное место занимает морская тематика. Окончил юридический факультет Московского университета (1915). В 1 ю мировую войну бы… … Морской биографический словарь

ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич — (1891—1959), русский советский писатель. Пов. «Ветер», «Сорок первый» (обе — 1924), «Полынь трава», «Рассказ о простой вещи» (обе — 1925), «Седьмой спутник», «Таласса» (обе — 1927), «Гравюра на дереве», «Мир в стеклышке»… … Литературный энциклопедический словарь

Лавренёв Борис Андреевич — (1891—1959), писатель. В Ленинграде с 1923; в 1934—42 жил на набережной Кутузова, 12. В Ленинграде написаны повести «Ветер» и «Сорок первый» (обе — 1924), «Рассказ о простой вещи» (1925), посвященный событиям революции и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Лавренёв Борис Андреевич — (1891 1959), писатель. В Ленинграде с 1923; в 1934 42 жил на набережной Кутузова, 12. В Ленинграде написаны повести «Ветер» и «Сорок первый» (обе 1924), «Рассказ о простой вещи» (1925), посвященный событиям революции и Гражданской войны.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Лавренёв Борис Андреевич — Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия Сергеев; 5 (17) июля 1891, Херсон 7 января 1959, Москва) русский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Адреса в Ленинграде … Википедия

ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич — Борис Андреевич (1891–1959), рус. писатель. В пов. Ветер (1924), Сорок первый (1924; фильмы 1927, 1956) – нравств. коллизии рев ции, победа рев. долга над чувством. Повести о судьбах интеллигенции в рев. эпоху ( Седьмой спутник , 1927;… … Биографический словарь

Борис Андреевич Лавренёв — (настоящая фамилия Сергеев; 5 (17) июля 1891, Херсон 7 января 1959, Москва) русский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Адреса в Ленинграде … Википедия

Биография Лавренева Бориса Андреевича

Лавренев Борис Андреевич (1891–1969), русский советский драматург, прозаик.

Родился 5 (17) июля 1891 в Херсоне в семье учителя-словесника. В 1915 окончил юридический факультет Московского университета. Участвовал в Первой мировой (офицером) и Гражданской (добровольцем Красной Армии на Украине и в Туркестане) войнах. С 1911 публиковал с стихи, написанные не без влияния футуризма (с К.А.Большаковым, Р.Ивневым, В.Г.Шершеневичем и др. входил в круг организованного ими издательства «Мезонин поэзии», отклонявшего эстетический нигилизм «левых» футуристов). С 1923 жил в Петрограде, работал в газетах и других периодических изданиях. Печатал стихи, рассказы, публицистические статьи, рецензии, фельетоны, а также рисунки и карикатуры.

Уже первые, на материале мировой и гражданской войн, рассказы Лавренева Гала-Петер (1916), Марина, Звездный свет (оба 1923), Срочный фрахт (1925) выявили отличительные черты мировидения (бескомпромиссная антибуржуазность) и художественной манеры писателя: остросюжетность и драматическая напряженность, соединенные с политической ангажированностью и «неоклассицистской» проблематикой конфликта чувства и долга, в которой чувство преодолевает сословные предрассудки, но долг (в первую очередь революционный) оказывается высшим мерилом нравственности. Яркая образность, эмоциональная приподнятость, свобода синтаксических конструкций при языковой цветистости (стилевой «орнаментализм»), местами ритмическая организация фразы, сплав жесткого жизнеподобия, лиризма, пафоса и иронии сообщали произведениям Лавренева особую романтическую тональность, в которой превалировал мотив стихийности (часто выражаемый образами ветра, бури, грозы и особенно моря), подчеркивалась исключительность, необычайность происходящих событий и экстремальность ситуаций.

Так, в одном из лучших произведений Лавренева, ставшем классикой советской литературы, повести Сорок первый (1924; неоднократно инсценирована и экранизирована, в т.ч. фильм реж. Г.Н.Чухрая, 1956, многократно премированный на зарубежных и отечественных кинофестивалях), перипетии гражданской войны сводят на пустынном острове Аральского моря девушку-красноармейца Марютку и пленного белогвардейского офицера. Классовая ненависть не может помешать вспыхнувшей между ними любви, но ее губит революционный долг: при появлении «белых» верная присяге Марютка стреляет в своего возлюбленного, а потом оплакивает «синеглазенького».

В жанровом отношении проза Лавренева весьма разнообразна: социально-психологическая и документальная повесть, авантюрная новелла, бытовой рассказ, сатирический роман, в т.ч. повести Ветер (1924), Рассказ о простой вещи, Полынь-трава (обе 1925), Седьмой спутник, Таласса (обе 1927), Гравюра на дереве, Мир в стеклышке (обе 1928), Белая гибель (1929; некоторые дали основание критикам говорить о «фантастическом реализме» Лавренева в духе Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского), документальные повести Стратегическая ошибка (1934), сюжетно продолжающая первую часть неоконченного романа о событиях 1914 Синее и белое (1933), повести об освоении Арктики Большая земля (1935), об антифашистской борьбе в Испании – Чертеж Архимеда (1937), романы Крушение республики Итль (1925), Буйная жизнь (1927).

Как и в прозе, центральные темы его драм – революция в качестве акта народного волеизъявления, интеллигенция и ее место в революционных событиях и преобразованиях, роль интеллигенции как социального противоядия в процессе «омещанивания» общества. Динамичность, композиционная четкость и сюжетная острота, диалогическая «полифония», лаконичность и яркость речевых самохарактеристик, проявившиеся уже в прозе Лавренева, способствовали сценическому успеху его пьес Дым (1925; др. назв. Мятеж, посвящена Гражданской войне), Кинжал (1926, о декабристах) и особенно Разлом (1927). Идейному «разлому» в кругу семьи посвящена также пьеса Лавренева Враги (1929), судьбам старой русской интеллигенции – драма Мы будем жить (1930).

В годы Великой Отечественной войны писатель добровольцем ушел на фронт, был военным корреспондентом. О защитниках Севастополя им написана романтическая трагедия Песнь о черноморцах (1943). Драматург отдал дань официально поощряемой «теории бесконфликтности», его лучезарно-оптимистическая драма За тех, кто в море! (1945; Государственная премия, 1946) лишена подлинной остроты коллизии.

Заказной данью «холодной войне» прочитывается и политическая драма Лавренева Голос Америки (1949; Государственная премия, 1950). В жанре распространенной в отечественной драматургии 1950-х годов «биографической» пьесы написана драма Лермонтов (пост. 1953), сатирико-обличительным пафосом, также в духе времени направленным против псевдореформаторства, отмечена комедия Лавренева Всадник без головы (1958; незаконч.). Лавренев был также автором многих сборников рассказов (Балтийцы раскуривают трубки, 1942; Люди простого сердца, 1943; и др.), публицистических статей, памфлетов, фельетонов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: