Краткая биография маканин

Владимир Семенович Маканин

Влади́мир Семёнович Мака́нин

Влади́мир Семёнович Мака́нин — (род. 13 марта 1937, Орск) — русский писатель.

Содержание

Биография

Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета, преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Первый роман опубликовал в 1965. В 1985 г. стал членом правления Союза писателей СССР, в 1987 г. вошёл в редколлегию журнала «Знамя». Живет и работает в Москве. Возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга».

Награды

  • Лауреат Госпремии России
  • Лауреат Пушкинской премии (ФРГ) фонда Тепфера
  • Лауреат премии Москва-Пенне
  • Лауреат литературной премии «Русский Букер» (1993)
  • Лауреат литературной премии «Большая книга» (2008)

Творчество

В 1965 г. опубликовал первый роман «Прямая линия», в 1971 г. увидела свет повесть «Безотцовщина». Впоследствии на протяжении двадцати лет практически каждый год выпускал по новой книге — большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения (рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1974; повесть «Голубое и красное», 1975; роман «Портрет и вокруг», 1978).

В произведениях конца 1960-х — начала 1970-х критика находила кинематографические эффекты. С начала 1980-х Маканин все чаще обращается к народной культуре и использует в своих произведениях фольклорные и мистические мотивы (роман «Предтеча», 1982; повесть «Утрата», 1987, и другие).

Одним из самых известных его произведений является «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1999).

Библиография

Романы

  • «Асан»
  • «Испуг»
  • Голоса»

Повести

  • Прямая линия (1965)
  • Антилидер (1980)
  • Голоса (1982)
  • Предтеча (1982)
  • Где сходилось небо с холмами (1984)
  • Утрата (1987)
  • Один и одна (1987)
  • Отставший (1987)
  • Лаз (1991)
  • Стол, покрытый сукном и с графином посередине (1993)

Современная проза

  1. Андеграунд, или Герой нашего времени (1999)
  2. Буква «А»
  3. Где сходилось небо с холмами
  4. Кавказский пленный
  5. Предтеча
  6. Простая истина
  7. Удавшийся рассказ о любви

Высокая-высокая луна

  1. Однодневная война
  2. Неадекватен
  3. За кого проголосует маленький человек
  4. Без политики
  5. Долгожители
  6. Могли ли демократы написать гимн…
  7. Боржоми
  8. Коса — пока роса

Ключарев-роман

  1. Ключарев и Алимушкин
  2. Голубое и красное
  3. Повесть о Старом Поселке
  4. Лаз
  5. Стол, покрытый сукном и с графином посередине

Публицистика

  1. Ракурс. Одна из возможных точек зрения на нынешний русский роман

Публицистика , Современная проза

  1. Квази

См. также

  • Клуб метафизического реализма ЦДЛ

Ссылки

  • Маканин, Владимир Семёнович в энциклопедии «Кругосвет»
  • интервью Владимира Маканина на телеканале Культура
  • интервью Владимира Маканина на портале «Волгоград в Сети»
  • интервью Владимира Маканина в Российской газете
  • перадача «Книжкое казино» с участием Владимира Маканина на радио «Эхо Москвы»
  • передача «Линия жизни» с участием Владимира Маканина на телеканале «Культура»
  • интервью Владимира Маканина в газете Труд

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Владимир Святой
  • Владимир Семенович Мархасин

Смотреть что такое «Владимир Семенович Маканин» в других словарях:

Маканин, Владимир Семенович — (р.1937). Рус. сов. прозаик, более известный реалистическими произв. Род. в Орске (Оренбургской обл.), окончил МГУ и Высш. курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Печататься начал с сер. 1960 х гг. Чл. СП. Живет в Москве. В единственном произв.… … Большая биографическая энциклопедия

МАКАНИН Владимир Семенович — (р. 1937) русский писатель. От исповедальной прозы к антиромантизму, иронии, к проблеме беспочвенного человека ; роман Портрет и вокруг (1978); сборники повестей и рассказов: Повесть о Старом Поселке (1974), Голоса (1982), Река с быстрым течением … Большой Энциклопедический словарь

Маканин Владимир Семенович — (р. 1937), русский писатель. От «исповедальной» прозы к антиромантизму, к проблеме «беспочвенного человека»; роман «Портрет и вокруг него» (1978). В сборниках повестей и рассказов «Повесть о Старом Посёлке» (1974), «Голоса» (1982), «Река с… … Энциклопедический словарь

Маканин, Владимир Семенович — Владимир Маканин Имя при рождении: Владимир Семёнович Маканин Дата рождения: 13 марта 1937 Место рождения: Орск, Российская Федерация Род деятельности: прозаик Произведения на сайте Lib.ru … Википедия

Маканин Владимир Семенович — Владимир Маканин Имя при рождении: Владимир Семёнович Маканин Дата рождения: 13 марта 1937 Место рождения: Орск, Российская Федерация Род деятельности: прозаик Произведения на сайте Lib.ru … Википедия

Маканин, Владимир Семёнович — Маканин, Владимир Семенович МАКАНИН Владимир Семенович (родился в 1937), русский писатель. От “исповедальной” прозы к антиромантизму, иронии, к проблеме “беспочвенного человека”: роман “Портрет и вокруг” (1978), повести “Один и одна” (1987),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАКАНИН — Владимир Семенович (родился в 1937), русский писатель. От исповедальной прозы к антиромантизму, иронии, к проблеме беспочвенного человека : роман Портрет и вокруг (1978), повести Один и одна (1987), Лаз (1991); сборники повестей и рассказов… … Современная энциклопедия

Немзер, Андрей Семенович — Андрей Семёнович Немзер Андрей Немзер (Тарту, 2008) Дата рождения: 10 июня 1957(19570610) Место рождения: Москва Гражданство … Википедия

Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Владимир Маканин

13 марта 1937 — 1 ноября 2017 • 80 лет (84)

  • Биография
  • Творчество
  • Признание

Русский писатель реалистического направления, получивший известность как мастер социальной диагностики, сценарист, редактор, математик. Обладатель премий «Русский Букер», «Большая книга», «Ясная Поляна», Государственной премии России, Европейской премии.

Биография

Родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская область), в семье инженера-строителя Семёна Степановича Маканина и учительницы Анны Ивановны. После войны семья оказалась в городе Черниковске, пригороде Уфы, где Владимир учился в средней школе, рано проявив способности к математике и шахматам.

В 1960 году окончил механико-математический факультет Московского государственного университета, после чего в течение 10 лет преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших сценарных курсах. Некоторое время работал в лаборатории Военной академии имени Дзержинского.

Получив в 1971 году второй диплом сценариста, работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вёл семинар прозы в Литературном институте имени Горького. В 1972 году попал в аварию и серьёзно травмировал позвоночник, после чего долго восстанавливался. В 1969 году стал членом, а в 1985-м — членом правления Союза писателей СССР. Рассказы и повести начала 1980-х годов выдвинули его в лидеры русской литературы того времени (т. н. «поколение сороколетних»). В 1987 году вошёл в редколлегию журнала «Знамя».

Возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга» в 2007 году, в 2008 году сам получил эту премию. Последние три года жил и работал в посёлке Красный под Ростовом-на-Дону.

Скончался 1 ноября 2017 года после тяжёлой болезни. Похороны состоялись 3 ноября недалеко от дома, на сельском кладбище.

Читайте также  Краткая биография боборыкин

Творчество

В 1965 году опубликовал первый роман «Прямая линия», в 1971 году увидела свет повесть «Безотцовщина». Впоследствии на протяжении двадцати лет почти каждый год выпускал по новой книге — большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения (рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1977; повесть «Голубое и красное», 1982; роман «Портрет и вокруг», 1978).

Маканин — писатель-агностик, с острым чувством современности и с постоянным стремлением к поиску героя, выражающего дух эпохи, однако не в типичных очертаниях, а гротескно, в экстракте подчас весьма своеобразных качеств. Герой его романа «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) — интеллигент перелома эпох, чуждый как советской, так и постсоветской стране. На встрече со студентами РГПУ им. А. И. Герцена в декабре 2004 года Маканин сказал:

Андеграунд — явление неоднозначное, и у него было две стороны. Первая — люди в оппозиции к власти, когда её дыхание давало понять, что она — не вечная. Это был русский вариант оппозиции в отсутствие демократического общества. Как только всё изменилось, такой андеграунд стал истеблишментом и соответствующим образом занял ниши премий и высших постов. Но был и другой андеграунд. Его представляли люди, которые при любой смене власти не могли бы занять высшие места. Это было целое поколение погибших людей, но людей мужественных, обладающих силой духа. В память об этих людях я написал роман.

По ранним произведениям В. Маканина был поставлен спектакль в МХТ им. Чехова «Река с быстрым течением». Георгий Данелия экранизировал повесть «На первом дыхании» (1995), а по рассказу «Кавказский пленный» был снят фильм режиссёра Алексея Учителя (2008).

Широкую дискуссию вызвал в 2008 году выход романа «Асан». Роман подвергся осуждению как в чеченской литературной критике (Лидия Довлеткиреева), так и среди писателей, воевавших в Чечне, — Аркадия Бабченко, Александра Карасёва, Захара Прилепина. По словам критика Сергея Чередниченко, это был поколенческий, эстетический и этический конфликт, идущий, на его взгляд, от лейтенантской прозы, сформировавшей представление о том, что писатель не имеет морального права писать о войне, на которой лично не был. В то же время есть критики, высоко оценившие роман. Так, Евгений Ермолин считает его лучшим русским романом 2000-х годов (а рассказ «Кавказский пленный» лучшим русским рассказом 90-х гг.).

Книги Маканина переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский, японский и китайский языки и опубликованы во многих странах.

Признание

  • орден «Знак Почёта» (16 ноября 1984)
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1999 год
  • Пушкинская премия фонда Тепфера (ФРГ)
  • премия «Пенне» (Италия)
  • премия «Русский Букер» (1993)
  • премия «Большая книга» за роман «Асан» (2008)
  • антипремия «НацWorst» в рамках премии «Национальный бестселлер» за роман «Асан» — худшая книга 2008 года
  • Европейская премия по литературе (2012)
  • премия «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика» за книгу «Где сходилось небо с холмами»

Владимир Маканин

Страна: Россия
Родился: 13 марта 1937 г.
Умер: 1 ноября 2017 г.

Владимир Семёнович Маканин — советский и российский писатель.

Родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семён Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны лишений. После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Маканин закончил среднюю школу. После этого он поступил в МГУ на механико-математический факультет.

Получив диплом, будущий писатель начал работать в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Этот период жизни послужил материалом для дебютного романа «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.

В 1964 г. Маканин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. По окончании курсов, в 1971 г. он поступил на работу в издательство «Советский писатель» на должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 г. Маканин попал в серьёзную аварию и получил тяжёлую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо».

Следующий сборник Маканина, «Повесть о Старом посёлке» (1974), стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком её суетной обыденности – с параллельным выявлением глубинных, архетипических закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.

Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными.

С началом перестройки Маканин откликнулся на события как всегда сугубо индивидуальным способом, опубликовав повести «Один и одна» и «Отставший», вызвавшие бурные полемические отклики.

В 1985 – 1991 гг. он был членом правления СП РСФСР. С 1989 г. Маканин – член исполкома Русского ПЕН-центра.

В произведениях 1990-х годов писатель осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную реальность («Лаз», «Сюр в Пролетарском районе», «Кавказский пленный»), одновременно сводя счёты с советским прошлым, осмысляя его в широкой социально-культурной перспективе («Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази»). При этом он использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя её за счёт фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приемов.

В масштабном романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов прошлого века. Но главное здесь – безжалостный анализ «несчастного сознания», индивидуального и коллективного, поражённого кризисом культуры.

В начале нового тысячелетия писатель продолжает работать, упорно и плодотворно. Его роман «Испуг» навлёк на Маканина обвинения в старческом эротизме. «Асан», в неожиданном ракурсе изображающий войну в Чечне, спровоцировал споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды. Масла в огонь полемики добавило присуждение роману главной премии «Большая книга» в 2008 году.

Сегодня имя Владимира Маканина известно во всем мире. Он один из немногих современных российских писателей, которым удалось покорить не только отечественного, но и западного читателя. Его книги переведены на десятки различных языков. Его произведения экранизируют, по ним ставятся пьесы.

Владимир Маканин был женат, у него две дочери и несколько внуков. В последние годы жил в Москве, но чаще на подмосковной даче. Умер 1 ноября 2017 года.

Фантастическое в творчестве автора.

Стоит отметить, что в целом творчество Владимира Маканина тяготеет к реалистичности. Но есть в нём место и фантастике, которую автор использует в своих целях, не всегда традиционно и в плане формы, и в плане содержания. В применении приёмов фантастики на Маканина серьёзное влияние оказало творчество М.А. Булгакова. В произведениях обоих писателей можно найти множество перекличек, сходных моментов, образов и мотивов. Маканин использует приём завуалированной (неявной) фантастики (например, в рассказе «Сюр в Пролетарском районе», где уже название даёт читателю намёк на нереальность содержания. Это некий метафорический мир, зло в нём не персонифицировано, но фантастически перевоплощено в реальность). У Маканина скрытая фантастика сменяется явной, они тесно переплетаются, и в этом он близок к Булгакову. Маканин использует множество приёмов для выражения тех или иных мыслей, идей, взглядов, и тем сложнее вычленить собственно фантастику в его произведениях. Он не идёт простым путем, он вплетает фантастику в реальность.

Фантастика проявляется и в ряде других произведений автора («Лаз», где показаны две реальности, условно соединённые узким «лазом», «Андеграунд, или Герой нашего времени»). Фантастика основывается у него на мифологии, даёт картину иной действительности, суть которой порождает нереальные, причудливые образы. Маканин использует фантастику с целью раскрытия более глубинного смысла образов, с целью исследования реальности.

Проблема соотнесённости реальности и фантастики в прозе писателя стала объектом внимания критики 1990-х годов. Сложность, неоднозначность маканинского художественного мира подчеркивает Т. Чуряева, которая отмечает, что Маканин создает образ бытия как «внебытия», реальности, «застрявшей где-то в промежутке между бытием и небытием». Этот мирообраз строится «на грани реальности, фантастики, натурализма и гротеска, позволяющего совмещать несовместимое: верх и низ, духовность и телесность, жизнь и смерть, упорядоченность и стихийность».

Особого упоминания здесь также заслуживают произведения «Предтеча», «Нешумные», «Иероглиф», «Стол, покрытый сукном и с графином в середине», многие из которых номинировались на отечественные фантастические премии.

Ближе всего к научной фантастике относятся повесть автора «За чертой милосердия» (далекое будущее) и рассказ «Однодневная война» (ядерный конфликт между США и Россией и его последствия).

Примечание к биографии:

Другие награды:

Лауреат Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ)

Лауреат премии «Пенне» (Италия) (За роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»)

Орден «Знак Почёта» (1984)

Европейская премия по литературе (2012)

Чем был известен писатель Владимир Маканин?

Владимир Маканин умер 1 ноября 2017 года в возрасте 80 лет у себя дома, в поселке Красный под Ростовом-на-Дону. Последние несколько лет писатель болел. Похороны состоятся 3 ноября недалеко от его дома, на сельском кладбище.

Владимир Семенович Маканин — советский и российский писатель, обладатель «Русского Букера» и итальянской премии «Пенне», чьи книги экранизировали Георгий Данелия и Алексей Учитель. Маканин написал такие известные произведения, как «Прямая линия», «Голоса», «Гражданин убегающий», «Ключарев и Алимушкин», «Антилидер», «Лаз», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Андеграунд, или Герой нашего времени», «Кавказский пленный», «Асан».

«Русская литература понесла тяжелую утрату. Он не был похож ни на кого из своих современников: и по стилю, и теме всегда шел своей дорогой. Математик по первому образованию, он соединял в своей прозе холодную ясность мысли и горячность сердца. Целое поколение читателей росло на прозе Маканина, осваивая с каждым его произведением новые и новые рубежи», — так о нем отозвались в издательстве «Эксмо», где он собирался переиздавать свою книгу «Две сестры и Кандинский».

Биография

Владимир Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске в семье инженера-строителя и учительницы. В 1960 году окончил механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Почти 10 лет преподавал в вузах и параллельно учился на Высших сценарных курсах.

Публиковаться начал в 1965 году. Первый роман Маканина назывался «Прямая линия» и был хорошо принят критиками, но большой известности не принес. До начала семидесятых годов публиковался только в коллективных сборниках, которые на жаргоне писателей именовались «братскими могилами». В основу дебютного произведения легли наблюдения и размышления писателя, связанные с его работой в Военно-артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского (ныне Военная академия РВСН имени Петра Великого). Работал в издательстве «Советский писатель» редактором.

В Союз писателей СССР Маканина приняли только в 1969 году. В 1985 он стал членом правления Союза писателей. Известность пришла к Маканину во второй половине семидесятых годов.

Писатель с момента дебюта активно участвовал в литературной жизни СССР, а потом и России. Маканин был членом правления СП РСФСР (1985-1991), исполкома Русского ПЕН-центра (с 1989 года), общественного совета «Литературной газеты» (до 1999 года). Он также был членом общественного совета журнала «Знамя» (с 1987 года) и совета попечителей фонда «Знамя» (с 1993 года). Маканин возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга», а также был председателем жюри «Русского Букера».

По ранним произведениям Маканина в МХТ имени Чехова был поставлен спектакль «Река с быстрым течением». В 1987 году на «Рижской киностудии» сняли фильм «Человек свиты» по одноименному рассказу Маканина. В 1991 вышла лента «Отдушина» по мотивам одноименного произведения писателя. В 1995 году Георгий Данелия экранизировал повесть «На первом дыхании», — фильм назывался «Орел и решка» — а в 2008 Алексей Учитель снял фильм «Пленный» по рассказу «Кавказский пленный».

В 2008 году роман Маканина «Асан» вызвал широкий резонанс своей темой. Он касался Чеченской войны. Книгу и ругали, и хвалили. Ее не приняли критики, занимающиеся чеченской литературой (в частности, известный публицист, критик и переводчик с чеченского Лидия Довлеткиреева), а также писатели, воевавшие в Чечне: Аркадий Бабченко, Александр Карасев, Захар Прилепин.

Прозу Маканина критики именовали «прозой срединного человека». Так называется человек обстановки, как бы копирующий окружающую среду, приспосабливающийся к ней. Герой Маканина — средний во всем: средний возраст, средние условия жизни, требования к себе и окружающей обстановке.

Награды и премии

Владимир Семенович награжден орденом «Знак Почета», является лауреатом Госпремии России в области литературы и искусства, литературных премий «Большая книга», «Русский Букер» (за повесть «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»), «Пенне» (Италия), Европейской премии по литературе, Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ), премии «Ясная Поляна» и других. Его книги переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский, японский и китайский языки.

Владимир Семенович Маканин

МАКАНИН, ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ (р. 1937), русский писатель. Родился 13 марта 1937 в Орске. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вел семинар прозы в Литературном институте им. А.М.Горького.

Первая повесть Маканина Прямая линия (1965) была положительно встречена критикой, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных представителей т.н. «поколения сорокалетних».

Прозаик не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем был человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. В отличие от героев Ю.Трифонова и писателей-«деревенщиков», персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л.Аннинского, промежуточность героев определяла авторский «язык, отвечающий теме». В этом смысле наиболее типичен герой повести Антилидер (1980) Толик Куренков. Владеющая им «сила усредненности» заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. «К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа Ключарев и Алимушкин (1979).

Однако Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще «зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну» (И.Роднянская). Так, герой рассказа Голубое и красное (1982), «человек барака», сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования.

В повести Голоса (1982) Маканин изображает несколько ситуаций, в которых, «потеряв на миг равновесие, человек обнаруживался, выявлялся, очерчивался индивидуально, тут же и мигом выделяясь из массы, казалось бы, точно таких же, как он». Для Игнатьева, героя рассказа Река с быстрым течением (1979), такой ситуацией становится смертельная болезнь жены; для мелкого служащего Родионцева из рассказа Человек свиты (1982) – недовольство начальницы; для экстрасенса Якушкина из повести Предтеча (1982) – собственный загадочный дар. Об источнике своего дарования размышляет и композитор Башилов, главный герой повести Где сходилось небо с холмами (1984), который чувствует, что, воплотившись в нем как в профессиональном музыканте, песенный дар его родины иссяк. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» своих земляков.

Для трех повестей Маканина – Утрата, Один и одна, Отставший (все 1987) – характерен общий сюжетный принцип «наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий» (И.Соловьева). Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора.

Создание типажей и размышления о природе человеческой усредненности в рассказе Сюжет усреднения (1992) приводят писателя к выводу о том, что «растворение всякой индивидуальности в средней массе тем или иным способом – это даже не тема и не сюжет, это само наше бытие». Такое понимание действительности позволяет Маканину смоделировать возможное развитие общественной ситуации в период разрушения жизненных устоев. Этой теме посвящена повесть Лаз (1991), действие которой происходит на фоне повседневного хаоса и жестокости. Персонажи повести, интеллектуалы, создают для себя под землей оазис нормальной жизни. Главный герой время от времени проникает туда через узкий лаз, но не остается навсегда из-за больного сына, которому не по силам этот путь.

Исследование социальных типов, свойственное для творчества Маканина, ярко выражено в повести Стол, покрытый сукном и с графином посередине (1993), за создание которой прозаик получил Букеровскую премию. Действующие лица этого произведения – «социально яростный», «секретарствующий», «молодой волк» и другие – ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств. Маканин рассматривает эту ситуацию как архетипическую для людей, которые в нескольких поколениях испытывали «метафизическое давление коллективного ума».

Рассказ Кавказский пленный (1998) посвящен болезненной теме взаимного притяжения и отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Кавказская тема затрагивается и в романе Андеграунд, или Герой нашего времени (1999). Вообще же в этом произведении создается образ и тип человека из того социального слоя, который Маканин определяет как «экзистенциальный андеграунд». Главный герой романа, Петрович, – писатель без книг, сторож чужих квартир – принадлежит к человеческой общности, которую автор назвал в романе «Божьим эскортом суетного человечества».

Для творчества Маканина характерно «социальное человековедение» (И.Роднянская), позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом, он лауреат Пушкинской премии (ФРГ), Государственной премии России и

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: