Краткая биография некрасов в. п.

Виктор Некрасов

краткая биография

Роль и место в литературе

Виктор Платонович Некрасов – известный советс ки й писатель, сценарист, лауреат Сталинской премии. Мировую известность приобрел благодаря повести «В окопах Сталин гра да». Изданная в 1946 году, она стала самым правдивым произведением об отечественной войне. В ней изложены фронтовые события, с вид етелем и участником которых был сам Некрасов, воевавший в те годы под Сталин гра дом.

Происхождение и ранние годы

В этом доме в Киеве родился Некрасов

Родился писатель в Ки еве 17 июня 1911 года в интеллигентной семье. По материнской линии принадлежал к потомкам древнего рода аристократов Мотовиловых. Его мать работала в Ки еве врачом, а отец был с лу жащим банка. У него был старший брат, который погиб в юношеском возрасте.

В 1912 году мать увезла сыновей во Францию. Сначала они жили в Лозанне, затем переехали в Париж. В самом начале первой мировой войны семья вернулась в Ки ев.

Образование

В 1917 г. Виктор прошел годичный курс обучения в подготовительном классе коммерческого училища. В 1918 году поступил в старший подготовительный класс. С 1919 по 1926 годы он обучался в трудовой школе. В 1929 году – окончил железнодорожную шко лу и по лу чил специальность техника путей сообщения.

Виктор с бабушкой

В эти же годы он принял участие в стро ительстве столичного железнодорожного вокзала и заинтересовался архитектурой.

Когда подошло время по лу чать высшее образование, юноша поступил одновременно в 2 института. В 1936 году он оканчивает стро ительный институт без по лу чения диплома (не была принята дипломная работа), а в 1937 г. – актерскую студию при театре русской драмы.

Творчество

Наряду с архитектурой и теа тром еще со школьных лет Виктор интересовался литературой. С одноклассниками он принимал участие в издании школьного журнала. Но талант его как писателя раскрылся намного позже. Пока же он поступает на с лу жбу в криворожс ки й театр. До самого начала войны он выступает на театральных подмостках разных городов.

В первые месяцы войны вся труппа театра, в котором с лу жил Некрасов, подала заявление на фронт. Но на войну ушел только он, поскольку имел специальность сапера.

Его первая повесть «В окопах Сталин гра да» – высокохудожественное произведение. Война, описанная в повести, не имела ничего общего с официальной пропагандой героизма. Описание атак, боев, временного затишья и солдатского быта ведется в вид е дневниковых записей. Все это чередуется с воспоминаниями о прошлой мирной жизни.

С женой на теплоходе

В 1947 году в майском выпуске газеты «Комсомольская правда» публикуется статья «Солдаты». На примере двух молодых бойцов, Тиунова и Степанова автор отвечает на самый часто задаваемый вопрос: как народ смог одержать победу при такой нехватке техни ки и людей?

В том же году в газете «Красная звезда» вышел рассказ «Рядовой Лютиков». Описывая неуклюжего, к тому же заболевшего солдата, автор показывает, как за одну минуту можно перебороть себя и совершить подвиг.

В.П. Некрасов очень часто публиковался в различных литературных изданиях. Его статьи, рассказы, пьесы, очер ки были посвящены Великой Отечественной Войне и роли в ней простого советского солдата.

Наиболее значительные произведения

Самым значительным в творчестве В.П. Некрасова было и остается произведение «В окопах Сталин гра да». Никто ранее не осмеливался показать истинное, не приукрашенное лицо войны. Повесть посвящалась обороне города, и в ней автор первым показал, какую цену заплатил народ за желанную победу.

В повести не упоминается о руководящей роли партии, нет образов маршалов, генералов. Герой в ней один – простой советс ки й солдат со своим командиром.

Психологическая линия повести стро ится на размышлениях о судьбах бойцов, изменении их характеров. О том, что люди, столкнувшиеся лицом к лицу со смертью, хоронившие своих товарищей, уже никогда не станут прежними – беззаботными, легкомысленными, веселыми.

Повесть стала гимном простым бойцам, командирам, которые победили в той страшной войне. Цель автора – показать войну без прикрас была им выполнена.

С Семеном Мирским. 1984

В последующие годы были написаны два романа: « Ки ра Георгиевна» и «В родном городе», выпущен сборник рассказов о войне. За книгу «По обе стороны океана» писатель подвергся резкому обличению со стороны властей и был обвинен в идеализации Запада. Итогом этого пос лу жило исключение из рядов КПСС.

Началась травля В.П. Некрасова. Ему отказывали все издательства, его клеймили на собраниях, объявляли стро гие выговоры за то, что он посмел выразить мнение, не совпадающее с линией компартии.

С Михаилом Козаковым

В 1974 году супруги Некрасовы были вынуждены эмигрировать за рубеж. Советского гра жданства писателя лишили в 1979 году после того, как он по радио нелестно высказался о трилогии Л.И. Брежнева «Малая земля».

Последние годы

Эмигрировав в Париж, Виктор Платонович продолжил свою писательскую деятельность. Работал на радио «Свобода». Выходя в эфир, часто с ностальгией вспоминал свой родной Ки ев, зная, что уже никогда туда не вернется.

В 1981 году вышел сборник рассказов «Сталин гра д». В 1986 году – книга «Как я стал шевалье». Всего в эми гра ции он выпустил 6 книг. Это были эссе, рассказы, дорожные замет ки . Последней его работой стала «Маленькая печальная повесть».

Талантливый писатель Некрасов ушел из жизни 3 сентября 1987 года. Местом его последнего пристанища стало парижское кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Виктор Некрасов

Страна: Украина
Родился: 17 июня 1911 г.
Умер: 3 сентября 1987 г.

Виктор Платонович Некрасов — русский писатель, журналист, сценарист, драматург, литературный критик. Прежде всего известен своими книгами о войне.

Родился 4(17) июня 1911 г. в Киеве, мама была из рода дворян Мотовиловых, отец — банковский служащий. До 1915 г. семья жила в Швейцарии и Франции, поэтому Виктор говорил на французском языке, русский язык выучил позднее. Во время Первой мировой войны семья вернулась на родину, в Киев. В 1917 г. скончался отец.

В 1926 г. Виктор окончил 43-ю трудовую школу, в 1929 г. железнодорожную строительную профшколу. В 1930 г. поступил в Киевский строительный институт, на архитектурный факультет, который окончил в 1936 г. Кроме того, в 1937 г. окончил театральную студию при Киевском театре русской драмы.

С 1936 по 1938 г. работал в архитектурных мастерских архитектором. С 1938 по 1941 г. работал актёром, режиссёром, театральным художником в театрах Владивостока, Кирова (Вятки), Ростова-на-Дону.

Ещё учась в институте, прочитал свой первый «серьёзный» рассказ, который слушателям литературной студии при Союзе писателей не понравился. После этой неудачи Некрасов охладел к занятиям в студии. Во время работы в театрах по вечерам писал. «Посылал в журналы. Возвращали. К счастью. » — вспоминал писатель.

В августе 1941 г. в Ростове-на-Дону, где Виктор Некрасов работал в театре Красной армии, отказавшись от брони, он был призван в армию в звании старшего лейтенанта, командиром запасного сапёрного взвода. В сентябре 1941 г. родные Виктора оказались в оккупации, в Киеве. Сам он до февраля 1942 г. служил в запасном сапёрном батальоне, который дислоцировался в селе Пичуга, под Сталинградом.

С февраля 1942 г. воевал на Юго-Западном фронте на Украине, участвовал в Харьковской операции, а затем отступление до Сталинграда. С 21 сентября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. воевал на Сталинградском фронте, участник Сталинградской битвы. Некрасов воевал на самом сложном участке битвы – Мамаевом кургане. В Сталинграде был принят кандидатом в члены ВКП(б) (член партии — с 1944 г.).

После Сталинграда, воевал на Украине, был тяжело ранен. В апреле 1944 г. освобождал Одессу. Затем воевал в Польше, где был тяжело ранен во второй раз (июль 1944 г.). После второго ранения, переведён на инвалидность и в начале 1945 г. в звании капитана был демобилизован. Награждён медалями и орденом Красной Звезды (1944).

Мысль написать повесть о Сталинграде у Некрасова родилась ещё в армии. Черновик будущей повести возникал во время лечения в госпиталях. С марта 1945 г. по июль 1947 г. он работал в киевской газете «Радянське мистецтво» заведующим отделом, тогда же и закончил работу над книгой о войне под названием «На краю земли», переименованную впоследствии «В окопах Сталинграда». Впервые повесть под названием «Сталинград» была опубликована в 1946 г. в журнале «Знамя» .

К написанной под непосредственными впечатлениями, объективно, достоверно, без украшательств, без сокрытия правды повести руководство Союза писателей отнеслось резко отрицательно, были даже проведены два специальных совещания, но от запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия 2-ой степени (1947), присуждённая Некрасову по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым. Сталинскую премию В. П. Некрасов отдал на приобретение колясок для инвалидов войны. В последующие годы повесть была переиздана большинством советских издательств общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков.

По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 г. был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля, однако имевший непростую прокатную судьбу.

Основные произведения последующих лет: повести «В родном городе» (1954, о возвращении фронтовиков домой, где их ждала неустроенность жизни), «Кира Георгиевна» (1961, о болезни равнодушия к человеку, начавшей заметно разъедать послевоенное общество), сборник военных рассказов «Вася Конаков» (1961). Кроме того, очерки о путешествиях «Первое знакомство» (1958), «По обе стороны океана» (1962), «Месяц во Франции» (1965).

С конца шестидесятых годов судьба писателя стала складываться совсем нетипично для лауреата Сталинской премии. Виктор Некрасов стал считаться опасным диссидентом. В газетных статьях писателя упрекали в том, что путевые заметки «смахивают на рекламный плакат капиталистической туристской фирмы», что он «пытается помирить нас с капиталистами», сыпались упреки в предательстве идеалов, зазнайстве и снобизме. Его протесты против планов соорудить на месте расстрелов в Бабьем Яру парк и стадион и с призывами установить там мемориал были восприняты, как возмутительная выходка диссидента. Некрасов делал либеральные высказывания, выступал в защиту и поддерживал контакты с российскими и украинскими диссидентами.

Всё это привело в конце концов к исключению из КПСС (в 1973 г.) и из Союза писателей СССР (в 1974 г.). В. Некрасова перестали издавать. В 1974 г. при обыске у писателя были изъяты все рукописи, в том же году Некрасов эмигрировал во Францию, гражданином которой стал в 1983 г. В 1976 г. из библиотек СССР стали изыматься все ранее вышедшие книги Некрасова.

Во Франции В. П. Некрасову пришлось заниматься не только беллетристикой, но работать журналистом в газете «Русская мысль», в журнале «Континент» (работал заместителем главного редактора с 1975 по 1982), на радиостанции «Свобода». Он очень много писал, выступал. За границей встречался с советскими деятелями культуры – Г. Вишневской, М. Ростроповичем, А. Вознесенским, Б. Окуджавой, А. Демидовой, В. Войновичем, Ю. Трифоновым и многими другими.

В эмиграции В. П. Некрасов закончил очерковую книгу «Записки зеваки» (1976). Затем мемуарные записки «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны Стены» (1978), «Из дальних странствий возвратясь. » (1979-1981), повесть «Сапёрлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1985).

В повести «Сапёрлипопет. » Виктор Некрасов проиграл другой, вполне возможный, благополучный вариант своей жизни: оставшись ребёнком вместе с матерью в Париже, он мог бы со временем стать русским писателем, выросшим на французской почве, и у него были бы дом, дача на Лазурном берегу, яхта. Преимущества такой жизни – налицо. Но и зная об этом, автор «Сапёрлипопета. », судьба которого сложилась иначе, повторял: «Слава Богу, всего этого не было. ».

Умер писатель от рака лёгких 3 сентября 1987 г. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. На его могиле установлен осколок снаряда, найденного им самим на Мамаевом кургане, и высечены даты Сталинградской битвы.

Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов — писатель и поэт. Родился 10 декабря 1821 (по старому стилю 28 ноября) и умер 8 января 1878 (по старому стилю 27 декабря 1877).

Николай Алексеевич родился в городе Немиров в Винницком уезде (раньше это была Российская империя, а сейчас — Украина). Умер он от раковой опухоли в Санкт-Петербурге.

Детство

Он родился в дворянской семье. Родителями были:

  • Алексей Сергеевич Некрасов — обедневший дворянин, армейский офицер, увлекался охотой и игрой в карты; по словам самого писателя, его отец был «едва грамотный».
  • Елена Андреевна Закревская — дочь украинского дворянина с прекрасным образованием; сам писатель её описывал так: «красавица, образованная, певица с удивительным голосом».

Всего у них было шестеро детей (Николай Алексеевич был третьим). Его братья и сёстры:

  • Андрей (родился в 1820)
  • Елизавета (родилась в 1821)
  • Николай (писатель, родился в 1821)
  • Анна (в 1823)
  • Константин (в 1824)
  • Фёдор (в 1827)

Где учился

В 11 лет он поступил в Ярославскую гимназию, где проучился до пятого класса. Учёба там шла не очень хорошо, а причиной этого, многие считают, были его сатирические стихи о наставниках.

Взрослая жизнь и творчество

В 1837 Некрасов отправился в Петербург для поступления на военную службу (по настоянию его отца), но вместо этого его привлёк философский факультет Петербургского университета, где он стал вольнослушателем.

В ответ отец лишил его финансовой поддержки. У писателя начались финансово сложные времена: он не всегда имел деньги на еду и иногда ночевал в приютах для бездомных. Николай Алексеевич начал зарабатывать самостоятельно: за небольшую плату составлял для крестьян прошения, письма, жалобы и др.

Потом стал писать на заказ: азбуки, рекламные объявления, театральные обозрения и др. Одновременно он работал над прозой, стихами, публицистикой и др. Он начал зарабатывать, публикуя свои работы в различных изданиях (например, «Литературная газета») и сочиняя пьесы (под псевдонимом Перепельский).

В феврале 1840 он издаёт свой первый сборник стихов под названием «Мечты и звуки» (ему было 19 лет). Критики и читатели встретили его творение в основном холодно. Через несколько лет Некрасов сам выкупил оставшийся в продаже тираж и уничтожил его.

В 1846 году он вместе с Иваном Панаевым (писатель и журналист) берут в аренду журнал «Современник». Тогда они влезли в долги, однако сотрудничали с лучшими авторами того времени, и журнал выпускался ещё 20 лет (их работе мешала цензура, и потом их закрыли в 1866).

В 1868 он становится руководителем журнала «Отечественные записки» и получает долю от продаж. В этом же издании он печатался до конца жизни. Он довольно удачно управлял журналом, который выходил и после его смерти (журнал публиковался с перерывами между 1818–1884 гг.).

Некоторые из его знаменитых произведений:

  • В дороге (первая публикация 1845)
  • Тройка (первая публикация 1846)
  • «Вчерашний день, часу в шестом. » (1848)
  • «Я не люблю иронии твоей. » (1850)
  • «Мы с тобой бестолковые люди. » (1851)
  • Несжатая полоса (1854)
  • Поэт и гражданин (1856)
  • Размышления у парадного подъезда (1858)
  • Коробейники (1861)
  • Мужичок с ноготок (1861)
  • Мороз, Красный нос (первая публикация 1864)
  • Железная дорога (1864)
  • Дедушка (1870)
  • Дедушка Мазай и зайцы (1871)
  • Русские женщины (1872)
  • Кому на Руси жить хорошо (1874)
  • Элегия (1874)
  • «О Муза! я у двери гроба!…»(1877)

Личная жизнь

В 22 года молодой писатель познакомился с Авдотьей, она была женой писателя и критика Ивана Панаева. За внимание замужней красавицы писательницы боролись многие знаменитости из их общих, литературных кругов. Он смог завоевать её сердце, и муж, который уже к ней охладел, не препятствовал их отношениям.

Этот яркий роман длился 20 лет. Писатель был очень ревнив, и их отношения отличались многочисленными ссорами, скандалами и примирениями.

После разрыва с Авдотьей у него были отношения с французской актрисой по имени Селина Лефрен, которую он финансово содержал. После поездки с ней в Париж он вернулся один — француженка бросила писателя.

Когда писателю было 48, он познакомился с 23-летней Фёклой Анисимовной Викторовой, именно она стала его законной женой. Однако ему не нравилось её настоящее имя, и писатель называл её Зинаидой Николаевной (после замужества стала Некрасовой).

В последние годы своей жизни Некрасов сильно болел, и Фёкла ухаживала за ним. После смерти писателя Фёкла отдала свою долю наследства его родственникам и остаток своих дней провела в одиночестве.

Смерть

Он умер от рака кишечника в 1878 (диагностирован в 1875 или в 1876). Все 2–3 тяжёлых года болезни за ним ухаживала его жена Фёкла Анисимовна.

На его похороны пришли многие известные люди и поклонники его таланта. Известно, что знаменитый писатель Ф. М. Достоевский тоже присутствовал на похоронах и, прощаясь с писателем, сопоставил его с Пушкиным и Лермонтовым.

Николай Алексеевич был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Краткая биография Николая Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года (10 декабря по старому стилю) в украинском городке Немирове, где находился на военной службе его отец – Алексей Сергеевич.

Родители и детство поэта

Семейная жизнь родителей будущего классика была несчастной, видимо от того, что повенчались не просто два человека, а две разные жизни – грубоватый русский армеец и юная украинская дворяночка. Детство Некрасова прошло в родовом имении Грешнево вблизи Волги, которую он называл своей колыбелью. Некрасов отмечал, что его мать страдала от окружения, в котором оказалась, от грубости и разгульности. Своим присутствием она спасала его. Поэт всю жизнь идеализировал образ матери. В поэзии Некрасова мать являлась основой жизни, совершенным началом. Мать в его стихах — добрая и чистая фигура. Ей он посвятил произведения – «Последние песни», поэма «Мать», «Рыцарь на час».

Некрасов рос вместе с 13 братьями и сестрами. Детство прошло тяжело: жестокость отца к матери и крестьянам в дальнейшем нашло свое отражение в творчестве поэта в образах грустных картин всенародного горя.

В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в гимназию в Ярославле. Там он проучился до 5 класса. Учеба не ладилась, были разногласия с начальством, вероятно из-за сатирических стишков, которые Некрасов писал на учителей и товарищей.

По словам Некрасова, сочинять стихи он начал рано — с шести-семи лет. Когда поэту было 15, он подготовил тетрадь стихов, что стало началом его литературного творчества.

Юность. Переезд в Петербург

В 1838 году, вопреки отцу, желавшему, чтобы сын пошел по его стопам, Некрасов готовится к поступлению в Петербургский университет. Услышав про это, Некрасов-старший лишает его финансов. По воспоминаниям Некрасова, он нищенствовал около трех лет, выживая лишь благодаря случайным заработкам. Это были тяжелые годы для Николая Некрасова, у него не всегда была пища и жилье. И это только укрепило его характер. Одно из своих произведений — «Петербургские углы» — он написал под влиянием нищеты и жизни в ночлежке. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.

Несмотря на все лишения, молодой поэт возлагал главные надежды на литературу и стихи. Стоит отметить одну особенность характера Некрасова. Любовь к одиночеству совмещалась в нем с удивительным умением находить общий язык с людьми, очаровывая и привлекая их. Благодаря этому он стал выдающимся журналистом, издателем и литератором. Сам поэт так описывал свое ответственное и непростое призвание:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ…

Именно страданье являлось основным лейтмотивом в его творчестве и судьбе.

Творческий расцвет

Некрасов прибыл в Петербург в середине лета 1838 года, а уже в осеннем номере «Сына отечества» выходит в печать его стихотворение «Мысль». Повествовало оно о дряхлости мира, и было представлено как «первый опыт юного, шестнадцатилетнего поэта».

Надежды сбывались: за 1838-1839 г.г. были опубликованы еще несколько стихотворений Некрасова — «Безнадежность», «Человек», «Смерти», «Жизнь». А в начале 1839 года «Журнал министерства народного просвещения» опубликовал статью о молодом поэте, как о человеке одаренном и подающем большие надежды на успехи в поэзии.

Большое влияние на многие стихи оказал воспитатель наследника престола Василий Андреевич Жуковский, по совету которого Некрасов издал свой первый сборник (в начале 1840 года) без имени, лишь с инициалами Н.Н. Назывался он «Мечты и звуки».

Далее Некрасов стал писать ради денег. В том же 1840-м он стал сотрудником журнала «Отечественные записки».

Встреча с Панаевой

1845 оказался переходным годом из-за встречи с Авдотьей Панаевой (женой писателя и журналиста Ивана Панаева) и начала любви к ней. Сперва Панаева отказала Некрасову, отчего он едва не покончил жизнь самоубийством. Добивался ее он долго и трудно, отразив это в стихе «Как долго ты была сурова…» В итоге этот роман был очень значимым для Некрасова притом, что оба они были писателями. Результатом их союза стал поэтический цикл, называемый «панаевским». Это был классический треугольник – муж, жена и друг семейства. В стихах 1855 года, которые не печатались при их жизни, Некрасов назвал ее своей второй Музой. Последующие годы они втроем фактически прожили в одном доме. У Некрасова с Панаевой даже были сыновья, но оба умерли в младенчестве. «Цель и смысл жизни – любовь», — писал Некрасов молодому Льву Толстому.

Интересно, что в какой-то момент Некрасов вместе с И. Панаевым приобрели в аренду журнал «Современник», основанный А. Пушкиным. Журнал впоследствии был запрещен.

Европа

1853-1855 были тяжелыми годами из-за потери сына и военных потрясений. В августе 1856 года Некрасов впервые уезжает на Запад, где его уже ждала Панаева. В Европе они пробыли почти год. Но как писатель он остался равнодушен к Европе. Находясь в Италии, Некрасов писал о русских ссыльных. Заграничное пребывание заставило поэта по-новому увидеть Россию, его интересовали все русские дела. Именно тогда, после Италии, впервые в стихах Некрасова проявилась любовь к России, к ее природе и к народу в особенности. Например, стихотворения «Родина» и «В неведомой глуши, в деревне полудикой…» Но более значимым было стихотворение «Тишина». В середине 1850-х г.г. Некрасова выдвинули в авангард русской литературы.

14 октября 1856 года выходит в свет сборник «Стихотворения Н. Некрасова». Летом 1861 года написано стихотворение «Свобода» — душевный ответ Некрасова на освобождение большой родины и выражение чувств от приезда на малую ярославскую родину.

Зимой 1866 года в «Современнике» печатают часть нового произведения Некрасова — пролог поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Поэма вместила в себя весь духовный опыт поэта, главной была мысль, которая беспокоила его все годы после реформы: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Поэма заканчивалась призывом к борьбе за народное счастье.

Зина

Весной 1870 года Некрасов встретил молодую девушку 23-х лет Феклу Анисимовну Викторову, дочь солдата или военного писаря, без образования. «Николай Алексеевич, — писала Фекла в конце жизни, — стал звать меня Зиной, прибавив свое отчество. Вслед за ним и все знакомые стали звать меня Зинаидой Николаевной, так что, в конце концов, я привыкла и забыла свое имя». Так Некрасов нашел настоящую любовь.

В середине 1870-х годов здоровье Некрасова пошатнулось. Тогда впервые появились стихи, обращенные к его последней любви: «Ты еще на жизнь имеешь право». Впоследствии поэту поставили диагноз – рак прямой кишки. В то же нелегкое время Некрасов написал «Последние песни».

«Одно, о чем сожалею глубоко, — передавала сестра слова Некрасова, — это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Поэт скончался 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по старому стилю). Похороны состоялись в Петербурге на Новодевичьем кладбище. Гроб с телом поэта провожала многотысячная толпа.

Краткая биография некрасов в. п.

Сын Платона Федосеевича и Зинаиды Николаевны (урожд. Мотовиловой) Некрасовых. Известный советский писатель (Сталинская премия II степени за повесть «В окопах Сталинграда», 1947 г.). Родился в Киеве, но раннее детство провел вместе с матерью в Лозанне и Париже. В 1915 г. переехал вместе с матерью и бабушкой в Киев. В 1929 г. не прошел в Художественный институт, устроился стажером и затем техником на строительство нового киевского вокзала. В 1930 г. поступил на архитектурный факультет киевского Строительного института (закончил в 1936 г.), в 1933 г. посещал литературную студию при Союзе писателей Украины, в том же году по-ступил в театральную студию при киевском Театре русской драмы им. Леси Украинки. За проект Киевского вокзала получил четверку, а за роль Хлестакова — пятерку. В 1937 г., по окончании студии, пытался поступить в МХТ, а затем в студию К.С. Алексеева-Станиславского при МХТ, но неудачно. Был исключен из труппы Театра русской драмы. Поступил в Железнодорожный передвижной театр , который колесил по Винницкой обл. В 1938 г. опять поехал в Москву, на просмотр у К.С. Алексеева- Станиславского. Осенью этого года мэтр умер, и В.П. Некрасов в его студию так и не попал. Работал в театрах Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону. В августе 1941 г. был призван в армию. Войну окончил в 1944 г. после второго тяжелого ранения под Люблином (Польша) в звании капитана и в должности заместителя командира 88-го отдельного саперного батальона по строевой части 79-й гвардейской стрелковой дивизии.

В 1974-м был вынужден эмигрировать из-за «идеологических разногласий» с советской властью. Обосновался с женой Галиной Викторовной Базий и пасынком Виктором Кондыревым в Париже, где работал заместителем главного редактора журнала «Континент», регулярно выступал на радио «Свобода». После нелестного комментария в одной из радиопередач о трилогии Л.И. Брежнева — «Малая земля», «Возрождение», «Целина» (подготовленной «литературными неграми» и изданной в 1978 г.) был лишен советского гражданства. Написал несколько эмигрантских откровенных повестей и очерков. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Об этой противоречивой личности и выдающемся писателе еще предстоит создать полноценную и объективную жизненную и творческую биографию. Пока же приведем не-сколько психологических и творческих зарисовок:

Ребенком он был изумительно мил и хорош, никогда с ним не было никаких ссор, споров, трений. Делал, что ему говорили. Кроме школы ходил на уроки английского, французского. Когда он поступал в вуз, оказалось, что в архитектурный не принимали детей интеллигентов («умный» закон!), а можно было только поступить в художественный. И вот Вика звонит своей бабушке: как ему быть — поступать в художественный? Много ли студентов у нас найдется, которые, поступая в вуз, советуются со своей бабушкой?!

Но, увы, война его совершенно изменила. Он вернулся оттуда грубый, два раза был ранен, ничем домашним не интересующийся, с жуткими манерами и окруженный всяким сбродом, вечно живущим у нас!

Да, Вы писали, что у Вики нерусское произношение. Он же говорит с отчаянно еврейским произношением. Все его друзья евреи. Один его знакомый еврей приглашает его к себе и говорит: «Пожалуйста, только не говорите с таким еврейским акцентом. Моя мать очень обидчива». Он думал, что Вика это нарочно представляет евреев. А он вообще так говорит. Забавно? У нас было всегда 5-6 комнат: гостиная, столовая, кабинет, спальни. Честь честью, как полагается. А у них (Зины и Вики) [всего] две комнаты и, правда, очень хорошая кухня, переделанная из комнаты. Вике предлагали большую и более удобную квартиру (кажется, из-за того, что у него бывают иностранцы), но он не захотел. Будто бы потому, что тогда бы переехали к нему жить его «друзья» со своими семьями, на тех же условиях, как их [нынешняя] приживалка [ Нина Аль ].

Да, а Вика любимый маминой мамы внук, никогда на ней (могиле) не бывает! Зина одной знакомой говорит, что Вика был на кладбище. Та спрашивает: «На каком?». И Зина достойно говорит: «Ведь Вика бывает только на еврейском кладбище». В 1947 году, когда они были уже очень богаты, я сказала, что перестану готовить им. Надо было слышать негодующий крик Вики: «Мама, слышишь, сюрпризик к Новому году! Соня не хочет больше готовить!».

Вы думаете, они замечали, что я тридцать лет делала все для них. Нет. Вика мне сказал: «С тех пор, как я помню себя, я всегда тебя ненавидел». Через десять лет он повторил: «Не только я ненавижу тебя, но и все мои товарищи». Вся эта сволочь, которая у нас жила, для которой я должна была стоять в очередях, готовить, мыть посуду и прочее.

Знаешь сказку Андерсена? Был милый мальчик, любил свою бабушку, вдруг злая фея бросила ему осколок зеркала, и он невзлюбил свою бабушку и всех близких. Вот это в каком-то возрасте произошло с Зиниными детьми. Все домашнее им сделалось противным. Мне казалось, что у меня с Викой были всегда хорошие отношения, никаких ссор у нас никогда не случалось. Вдруг, когда ему было уже двадцать восемь лет (до этого возраста он ведь не уезжал из дома), он мне заявляет: «С тех пор, как я помню себя, я всегда тебя ненавидел». Потом эту же фразу он мне повторил, когда ему было уже тридцать восемь лет. Это счастье, что нам удалось разъехаться. Были ли у Зины [и Лунгиных в Москве], видели ли «великого человека», как иронически «мой мальчик» [ Александр Ефимович Парнис ] называет Вику. Удостоил ли он Вас своим разговором или глядел на Вас как будто Вы не человек, а воздух? Вы знаете, есть такой рассказ Мопассана. Какой-то человек, по-видимому, парижанин, сошел с ума. Очевидно, у него началась мания величия. Придя с прогулки домой, он рассказал, что все монархи Европы ему кланялись. Когда кому-нибудь везло, мы дома говорили «уже tous les monarques de l?Europe l?ont salue». Кажется, в этой стадии сейчас Вика. Вика очень странный, то он дружит, дружит, целыми днями у кого- нибудь пропадает, а потом как ножом обрежет: знать не хочет и годами не заходит. Вдруг звонит [домработница] Ганя . Приглашает меня придти к ним обедать: «она и удвох». Что означает, что Вика куда-то уехал, и я могу придти, не побеспокоив их «паныча» (пишу по-русски, а не по-украински). На Украине ведь «панычом» называли неженатого барина, хотя бы ему было, как Вике, 50 лет. Приехала Галина Викторовна [Базий, будущая жена паныча Вики]. Могла бы у них провести один день. Не мог с ней Вика посидеть? Сперва обедали, потом лег спать, потом полез в ванну. Хорош? Она сидела у меня весь вечер! Вы считаете, Паустовский талантливее Вики? Не нахожу. Вика *действительно талантлив. Его люди мне чужды, все milieu [(среда, окружение) противно, но пишет он хорошо. Вы поглядите, как легко его читать. Его «Первое знакомство» на редкость удачная, живо написанная вещь. Я села на лавочке на Крещатике и прочла не замечая времени, на одном дыхании». То же самое писала одна очень интеллигентная старуха, она очень разбирается в литературе. Села читать, писала она мне, и оторваться не могла, ее домработница зовет ее ужинать. Она с ней всегда очень любезна, а тут раздражается и говорит: «Да погодите, не мешайте!». Прочтя всю книгу, она думала, какое впечатление общее, и решила — грациозно.

[Николай Алексеевич] Ульянов мог бы быть критиком. Я например нахожу, что в Викиных вещах нет конструкции (как у Тургенева, Короленко и т.п. — все законченно), а какой-то винегрет или вермишель. А Ульянов это же самое называет «мозаикой». Хорошо звучит. Одна моя знакомая мне сказала: «Мотовиловы всегда говорят «a batons rompus» [(«урывками, через пятое на десятое»)]. Думаю, что в отношении меня это более чем верно. Но и эти Викины воспоминания [«По обе стороны океана»] (по-моему, значительно хуже «Первого знакомства») слишком уж написаны a batons rompus (из писем С.Н. Мотовиловой И.Р. Классону, ф. 9508 РГАЭ, и в Лозанну, ф. 786 отдела рукописей РГБ).

А вот психологическая зарисовка из повести Анатолия Гладилина «Меня убил скотина Пелл» (Андрей Говоров — alter ego автора): «Вика всегда удивлял Говорова полной свободой своего поведения. Казалось, в характере Вики вообще отсутствует понятие «должен», которое давило на Говорова и определяло его поступки. Вика делал то, что хотел (и писал много, легко, не мучаясь), встречался с теми, с кем хотел встречаться (для него не существовало обязаловки: мол, иначе люди обидятся. Обидятся — черт с ними!) Весь ритуал ответных визитов, ответных звонков, необходимых присутствий Вика откровенно презирал. И ему не только прощали то, что никогда бы не простили другим, его все, за исключением активных подонков с больным самолюбием, любили. Видимо, люди чувствовали, что в тот момент, когда Вика с ними, это не вежливость, не отбывание номера, нет, они ему действительно интересны».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: