Краткая биография гюнтекин
Биография Гюнтекин Р.Н.
Решат Нури Гюнтекин (тур. Reşat Nuri Güntekin) (25 ноября 1889, Константинополь, — 13 декабря 1956, Лондон) турецкий романист, писатель и драматург.
Первая повесть «Старый друг» вышла в 1917. «Цветок развалин» (1918), «Птичка певчая» (1922), пьес «Настоящий герой» (1918), «Кинжал» (1918), «Кусок камня» (1926) и др. В романах и рассказах Гюнтекин одним из первых в турецкой литературе реалистично и всесторонне изобразил Анатолию, провинциальные города и забитую турецкую деревню.
Примером служит роман «Королёк — птичка певчая», 1922), который повествует о судьбе молодой турецкой учительницы в Анатолии; по этой книге в 1966 году был снят фильм, а 1986 — сериал с участием Айдан Шенер. Его изложение имеет детальный и точный стиль, с реалистичным оттенком. Его другие значительные романы: тур. Yeşil Gece («Зелёная ночь») и тур. Yaprak Dökümü («Листопад»).
Гюнтекин затрагивает также острые проблемы семьи, взаимоотношений личности и общества, обличает духовенство. В романе «Зелёная ночь» (1928) Гюнтекин отразил национально-освободительную борьбу турецкого народа. Некоторые произведения Гюнтекина написаны в духе сентиментализма.
Интерес читателей к трудам Гюнтекина объясняется и тем, что писатель в своих произведениях изображал людей из народа без отрыва от жизни общества того времени. Общее число произведений Гюнтекина, написанных, переведённых, опубликованных в книгах и на страницах журналов, газет, в сборниках театральных пьес, достигает 100 работ; было издано 19 романов и 7 сборников рассказов. Количество пьес, написанных автором, переведённых, адаптированных или же несыгранных, неизданных, также довольно велико.
Его отец был военным врачом-майором в армии. Владел персидским, арабским и французским языками и однажды сказал Решату: «Я хотел воспитать тебя как Эмиля из романа Руссо». Он побуждал сына лучше узнавать людей, природу, размышлять о них. Все это сыграло важную роль в становлении Решата Нури как писателя. Решат Нури посещал начальную школу в Чанаккале, чанаккалинскую среднюю школу и школу Freres в Измире. Он закончил Стамбульский университет, факультет литературы в 1912 году. Работал как учитель и директор в средних школах в Бурсе и Стамбуле. В нескольких школах Стамбула писатель даёт уроки литературы, турецкого языка, философии, занимается руководящей работой. Также работает инспектором в Министерстве Национального Образования (1931). Он работал представителем Чанаккале между 1933 и 1943 в турецком парламенте, старшим инспектором в Министерстве Национального Образования (1947), и атташе по делам культуры в Париже (1950), когда также был турецким представителем в ЮНЕСКО.
В 1927 году Решат Нури женится на госпоже Хадийе, выпускнице Женской Школы Эренкей. У них рождается дочь Эда.
На литературную арену автор выходит в конце Первой мировой войны. Он начинает печататься под псевдонимом Джемаль Нимет. Первые произведения Решата Нури были опубликованы в журнале «Старый Друг» в 1917 году, а через год были изданы его театральные обзоры и исследования. В это же время он пишет ряд рассказов.
После ухода на пенсию работал в литературном правлении стамбульских муниципальных театров. Он умер в Лондоне, куда уехал, чтобы лечиться от рака лёгкого. Похоронен на кладбище Karacaahmet в Стамбуле.
Рассказы
— Recm, Gençlik ve Güzellik (1919)
— Roçild Bey (1919)
— Eski Ahbab
— Tanrı Misafiri (1927)
— Sönmüş Yıldızlar (1928)
— Leylâ ile Mecnun (1928)
— Olağan İşler (1930)
Романы
— Çalıkuşu (1922) (Птичка певчая — переводится как «Автобиография турецкой девушки»)
— Gizli El (1924 или 1922?)
— Damga (1924) (Клеймо)
— Dudaktan Kalbe (1923 или 1925?)
— Akşam Güneşi (1926)
— Bir Kadın Düşmanı (1927) (Враг женщин)
— Yeşil Gece (1928) (Зеленая ночь)
— Acımak (1928) (Жалость)
— Yaprak Dökümü (1939 или 1930?) (Листопад)
— Değirmen (1944) (Мельница)
— Kızılcık Dalları (1944 или 1932) (Ветки Кизила)
— Miskinler Tekkesi (1946)
— Harabelerin Çiçeği (1953) (Цветок развалин)
— Kavak Yelleri (1961 или 1950?)
— Son Sığınak (1961)
— Kan Davası (1962 или 1955?)
— Ateş Gecesi (1953) (Ночь огня)
Театр
— Hançer (1920)
— Eski Rüya (1922)
— Ümidin Güneşi (1924)
— Gazeteci Düşmanı, Şemsiye Hırsızı, İhtiyar Serseri (1925)
— Taş Parçası (1926)
— Bir Köy Hocası (1928)
— İstiklâl (1933)
— Hülleci (1933)
— Yaprak Dökümü (1971)
— Eski Şarkı (1971)
— Balıkesir Muhasebecisi (1971)
— Tanrıdağı Ziyafeti (1971)
— Алькаева Л. О. Очерки по истории турецкой литературы 1908—1939 гг.. — М, 1959.
— Poyraz Т., Aipbek М. Reşat Nuri Güntekin, hayatı ve eserlerin tarn listesi. — Ankara, 1957.
— Yücebaş H. Bütün cepheleriyle Reşat Nuri. — Ankara, 1957.
— Uyguner М. Reşat Nuri Güntekin. — Ist, 1967.
— Kabaklı A. Türk edebijatı, cilt 3. — Ist, 1969.
Гюнтекин
Гюнтекин, Решат Нури
Первая повесть «Старый друг» вышла в 1917. «Цветок развалин» (1918), «Птичка певчая» (1922), пьес «Настоящий герой» (1918), «Кинжал» (1918), «Кусок камня» (1926) и др. В романах и рассказах Гюнтекин одним из первых в турецкой литературе реалистично и всесторонне изобразил Анатолию, провинциальные города и забитую турецкую деревню. Примером служит роман «Çalıkuşu» («Птичка певчая», 1922), который повествует о судьбе молодой турецкой учительницы в Анатолии; был снят фильм по этой книге в 1966 и переделан как телевизионный ряд в 1986 г. Его изложение имеет детальный и точный стиль, с реалистичным оттенком. Его другие значительные романы: Yeşil Gece («Зеленая ночь») и Yarpak Dökümü («Листопад»).
Гюнтекин затрагивает также острые проблемы семьи, взаимоотношений личности и общества, обличает духовенство.. В романе «Зелёная ночь» (1928) Г. отразил национально-освободительную борьбу турецкого народа. Некоторые произведения Гюнтекина написаны в духе сентиментализма.
Содержание
Биография
Его отец был майором в армии. Решад Нури посещал начальную школу в Чанаккале, чанаккалинскую среднюю школу и школу Freres в Измире. Он закончил Стамбульский университет, факультет литературы в 1912. Работал как учитель и директор в средних школах в Бурсе и Стамбуле, затем как инспектор в Министерстве Национального Образования (1931). Он работал представителем Чанаккале между 1933 и 1943 в турецком парламенте, старшим инспектором в Министерстве Национального Образования (1947), и атташе по делам культуры в Париже (1950), когда также был турецким представителем в ЮНЕСКО.
После ухода на пенсию работал в литературном правлении стамбульских муниципальных театров. Он умер в Лондоне, куда уехал, чтобы лечиться от рака легкого. Похоронен на кладбище Karacaahmet в Стамбуле.
Сочинения
Рассказы
- Recm, Gençlik ve Güzellik (1919)
- Roçild Bey (1919)
- Eski Ahbab
- Tanrı Misafiri (1927)
- Sönmüş Yıldızlar (1928)
- Leylâ ile Mecnun (1928)
- Olağan İşler (1930)
Романы
- Çalıkuşu (1922) (Птичка певчая — переводится как «Автобиография турецкой девушки»)
- Gizli El (1924)
- Damga (1924)(Клеймо)
- Dudaktan Kalbe (1923)
- Akşam Güneşi (1926)
- Bir Kadın Düşmanı (1927)
- Yeşil Gece (1928) (Зеленая ночь)
- Acımak (1928)
- Yaprak Dökümü (1939) (Листопад)
- Değirmen (1944)
- Kızılcık Dalları (1944)
- Miskinler Tekkesi (1946)
- Harabelerin Çiçeği (1953)
- Kavak Yelleri (1961)
- Son Sığınak (1961)
- Kan Davası (1962)
- Ateş Gecesi (1953) (Ночь огня)
Театр
- Hançer (1920)
- Eski Rüya (1922)
- Ümidin Güneşi (1924)
- Gazeteci Düşmanı, Şemsiye Hırsızı, İhtiyar Serseri (1925)
- Taş Parçası (1926)
- Bir Köy Hocası (1928)
- İstiklâl (1933)
- Hülleci (1933)
- Yaprak Dökümü (1971)
- Eski Şarkı(1971)
- Balıkesir Muhasebecisi (1971)
- Tanrıdağı Ziyafeti (1971)
Литература
- Алькаева Л. О. Очерки по истории турецкой литературы 1908—1939 гг.. — М., 1959.
- Poyraz Т., Aipbek М. Reşat Nuri Güntekin, hayatı ve eserlerin tarn listesi. — Ankara, 1957.
- Yücebaş H. Bütün cepheleriyle Reşat Nuri. — Ankara, 1957.
- Uyguner М. Reşat Nuri Güntekin. — Ist., 1967.
- Kabaklı A. Türk edebijatı, cilt 3. — Ist., 1969.
Ссылки
- Биография Решата Нури Гюнтекина (на турецком языке)
- Биография и библиография Решата Нури Гюнтекина (на турецком языке)
- О Решате Нури Гюнтекине (на английском языке)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Гюнейхырман
- Кутшенбаух
Смотреть что такое «Гюнтекин» в других словарях:
Гюнтекин — (Guntekin) Решад Нури (25.11.1889, Стамбул, 7.12.1956, Лондон), турецкий писатель. Окончил литературный факультет Стамбульского университета (1912). Преподавал французский язык (1913 31). Был атташе по делам культуры в Париже, депутат… … Большая советская энциклопедия
Гюнтекин Р. Н. — ГЮНТЕКИ́Н (Güntekin) Решад Нури (18891956), тур. писатель. Социальные ром. Птичка певчая (1922), Жалость (1928), Листопад (1930), Последнее убежище (опубл. в 1961); сатирич. ром. Мельница (1944), Обитель дервишей (1946); монография Лев… … Биографический словарь
ГЮНТЕКИН (Guntekin) Решад Нури — (1889 1956) турецкий писатель. Социальные романы Птичка певчая (1922), Жалость (1928), Листопад (1930), Последнее убежище (опубликован 1961); сатирические романы Мельница (1944), Обитель дервишей (1946); монография Лев Толстой (1933) … Большой Энциклопедический словарь
Гюнтекин Решад Нури — Гюнтекин (Guntekin) Решад Нури (25.11.1889, Стамбул, ≈ 7.12.1956, Лондон), турецкий писатель. Окончил литературный факультет Стамбульского университета (1912). Преподавал французский язык (1913≈31). Был атташе по делам культуры в Париже, депутат… … Большая советская энциклопедия
Гюнтекин, Решат Нури — Решад Нури Гюнтекин Reşat Nuri Güntekin … Википедия
Гюнтекин, Решад Нури — Решад Нури Гюнтекин Reşat Nuri Güntekin писатель, драматург Дата рождения: 25 ноября … Википедия
Гюнтекин Решад Нури — (Güntekin) (1889 1956), турецкий писатель. Социальные романы «Птичка певчая» (1922), «Жалость» (1928), «Листопад» (1930), «Последнее убежище» (опубликован в 1961); сатирические романы «Мельница» (1944), «Обитель дервишей» (1946); монография «Лев… … Энциклопедический словарь
ГЮНТЕКИН Решад Нури — ГЮНТЕКИН (Güntekin) Решад Нури (18891956), турецкий писатель. Ром. «Птичка певчая» (1922, п. 1958 и 1966), «Клеймо» (1924), «Зеленая ночь» (1928, п. 1963; предисл. Н. Хикмета), «Листопад» (1930), «Старая болезнь» (1938), «Мельница» (1944),… … Литературный энциклопедический словарь
Решад Нури Гюнтекин — Reşat Nuri Güntekin писатель, драматург Дата рождения: 25 ноября … Википедия
Литература Турции — литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия
Писатель Решад Нури Гюнтекин
Решад Нури Гюнтекин — это небезызвестный романист, драматург и писатель родом из Турции. В своих произведениях автор неоднократно затрагивает вечные проблемы общественной жизни. Именно поэтому его произведения очень востребованы и актуальны. Хотите узнать о творчестве и жизни данного писателя подробнее? Читайте данную статью!
Решад Нури Гюнтекин. Биография. Ранние годы
Будущий писатель появился на свет 25 ноября 1889 года в турецком городе Стамбуле. Отец Решада — Нури Бей — работал военным врачом в турецкой армии в звании майора. Он был образованный мужчиной и в совершенстве владел тремя иностранными языками — французским, арабским и персидским. Отец сыграл довольно важную роль в формировании Решада Нури Гюнтекина как человека и писателя. Нури побуждал сына изучать людей и природу, размышлять о сути вещей.
Решад посещал местную школу, которая находилась в Чанаккале. Позже он перешел в среднюю измирскую школу Frerers. Окончив ее в 1912 году, Решад поступил в Стамбульский университет. Мальчик еще с самого детства увлекался народным творчеством и литературой. Именно поэтому Решад решил поступить на литературный факультет.
Дальнейшая деятельность
Свою литературную деятельность Решад начинает под конец Первой мировой войны. Гюнтекин пишет короткие рассказы под вымышленным именем Джемаль Нимет. Первая повесть была опубликована в популярном турецком журнале в 1917 г. Уже через год были изданы различные литературные исследования Решада и его обзоры на пьесы. Параллельно с этим Гюнтекин продолжает писать свои рассказы. В 1927 году он влюбляется в госпожу Хадийе, выпускницу женской школы Эренкей. Пара женится. Вскоре у писателя рождается дочь.
Получив высшее образование, Решад устроился в среднюю школу Бурсе, а позже — Стамбула. Там он работал в качестве преподавателя. Решад давал уроки по литературе, философии, турецкому языку. Помимо этого, он занимался руководящей работой. В 1931 году Решад Нури Гюнтекин получает должность инспектора в МНО (Министерстве национального образования). Позже, на протяжении 1933-1943 годов, писатель работает в турецком парламенте в качестве представителя родного города Чанаккале. В 1947 году Решад вновь возвращается в Министерство образования, но уже в должности старшего инспектора. С 1950 года писатель работает консультантом по делам культуры Парижа. Параллельно с этим Решад Нури Гюнтекин выступает представителем Турции во Всемирной организации ЮНЕСКО.
Последние годы жизни
Когда Гюнтекин Решад Нури ушел на пенсию, он устроился на работу в литературное правление Стамбула. Однако вскоре его здоровье резко ухудшилось.
Писатель из-за постоянных недомоганий покидает страну и едет на лечение в Лондон. Позже оказывается, что Гюнтекин болен раком легких. 13 декабря 1956 года в возрасте 67 лет Решад умирает из-за этого недуга. Писатель был похоронен на стамбульском кладбище под названием Karacaahmet.
Решад Нури Гюнтекин: библиография
За свою жизнь Решад написал огромное количество произведений. Его перу принадлежат более ста работ, включая 19 романов, 7 сборников с рассказами и масса театральных пьес. Произведения Решада имеют огромное значение не только для турецкой, но и для мировой литературы. Изначально он писал коротенькие повести, которые публиковались в местном журнале. Позже Гюнтекин решил попробовать себя в драматургии. Таким образом, на свет появились пьесы «Кинжал», «Настоящий герой», «Кусок камня» и другие.
Пожалуй, произведение всей жизни Решада — это роман под названием «Королек — птичка певчая». Роман повествует о молодой учительнице Фариде, которая за свой живой характер была прозвана птичкой Чалыкушу. Основная тематика романа затрагивает проблему любви и измены. Решад пытается ответить на вечный вопрос: а можно ли простить измену? Автор считает, что прощать надо, только если ты по-настоящему любишь. Произведение является настоящей жемчужиной турецкой литературы. К достоинствам романа можно отнести захватывающий сюжет, наличие очень ярких образов, обилие разнообразнейших персонажей. Также нельзя не отметить высокий уровень эмоциональности. Автор очень хорошо понимает женскую психологию. Именно по этой причине главная героиня и все ее поступки выглядят очень органично и реалистично.
Краткая биография гюнтекин
Творческий путь Решата Нури Гюнтекина начался, когда подходила к концу Первая мировая война. Первым его произведением была повесть «Старый приятель», за ней последовало еще несколько рассказов.
И вот в 1922 году, в газете «Время» (Vakit) Решат Нури начал публиковать роман «Королёк – птичка певчая» (Çalıkuşu), который и принёс автору широкую известность. Светлый, лиричный образ девушки-идеалистки Фериде, история её любви и борьбы полюбились миллионам читателей. Однако, не одной лишь лирической темой привлекает эта вещь. Написанный живым народным языком, роман рисует нам яркие портреты людей того времени, их повседневную жизнь, быт, проблемы, взаимоотношения, — и, словно самостоятельный персонаж – саму Анатолию во всём её многоообразии: пыльные городские улицы и залитые прозрачным светом холмы Хыдырлык, прокопченую дымную деревенскую глушь и пустынные морские берега, уют старинных домов и унылый сумрак казённых заведений…
И есть там ещё один, на первый взгляд, совсем незаметный герой – Дорога. Не знаю, видел ли сам Гюнтекин то, что нескончаемая дорога, по которой вынуждена скитаться Чалыкушу, тоже образ живой… Думаю, что видел – он-то в жизни своей этих дорог повидал немало. И Фериде дорога сначала зовёт, потом ведёт, манит и обманывает, подбрасывает всякие неожиданности, сталкивает с трудностями, дарит радость и отчаяние – и всё-таки в конце концов приводит к дому. Потому что как бы ни были дОроги нам дорОги (а без них чего стоил бы любой жизненный путь!) – а конечная точка у них всех – дом, который так или иначе ищем все мы. Если уж не к храму, то непременно к дому. Ибо очаг свят.
Попробуем же поближе познакомиться с жизнью замечательного мастера и человека, имя которому – Решат Нури Гюнтекин.
Итак, 25 ноября 1889 года в семье военного врача Нури Бея и его жены Лютфие Ханым появились на свет близнецы – мальчик и девочка, Решат и Решиде. К сожалению, сестра Решата скончалась будучи ещё совсем молодой.
Вместе с отцом, доктором Нури, Решат ещё в юности объездил чуть ли не всю Анатолию. Начальную школу он окончил в Чанаккале, затем учился в школе католического братства в Измире, куда его приняли в виде исключения – мусульманских детей обычно туда не принимали. А потом вдруг, без каких-либо видимых причин, отец забрал сына из школы, сказав ему так: «Ты, сынок, поезди, попутешествуй. Смотри на людей, узнавай природу…» Словно духовная перекличка со словами поэта совсем из другой страны, сказанными через несколько десятилетий совсем по другому поводу, но всё о том же:
«В таком году произошло бы то-то,
А в этом – это: ездить, видеть, думать…»
Решат Нури так и делал – ездил по анатолийским деревням, где горы и камни, зелёные поля и виноградные лозы; разговаривал с людьми, учился их понимать. Зачем отец дал такой совет? Спустя годы, писатель говорил, что благодаря отцовскому совету он постиг науку – наблюдать. Старый доктор был образованным человеком, у него была обширная библиотека с книгами на персидском, арабском, французском языках, и их этих книг сын тоже мог бы почерпнуть немало интересного и полезного – а настоящая жизнь была важнее.
Через год Решат Нури едет в Стамбул и оканчивает там колледж Сен-Жозеф, затем литературный факультет, и долгие годы учительствует – сперва в Бурсе, потом в различных учебных заведениях Стамбула, как преподаватель французского и турецкого языков, философии и литературы.
В 1927 году молодой преподаватель женится на своей бывшей ученице, выпускнице женского лицея в Эренкёй. Невеста его, Хадие, была дочерью генерала Фейзи Паши (ныне вдова писателя, 94-летняя госпожа Хадие Гюнтекин живет в Левенте, в доме покойного супруга). В этом браке родилась у них единственная дочь – Эла. В своих письмах Решат Нури пишет, обращаясь к маленькой дочери: «Эла, доченька, когда я был ребёнком, как ты сейчас, то, глядя в ночное небо, просил у месяца: «Дедушка месяц, а, дедушка месяц, много у тебя сыновей и дочерей, дай-ка ты мне одну дочку, а тебе Бог даст». Дедушка месяц услышал меня – и дал, промолвив так: «Дам тебе дочку, будет она жить долго, как я, и будет прекрасна, как мои дети, а имя ей пусть будет – Эла». Отец дочки Элы, Решат Нури Гюнтекин».
…В Париже, куда перевели работать отца, Эла училась в начальной школе, и, как вспоминает, она, с хорошими оценками. Решат Бей стремился дать дочери хорошее образование. И, по возвращении в Стамбул, она пошла сразу в пятый класс частной школы Нилюфер Хатун в Нишанташи. В детстве Элы, она и её отец были неразлучными друзьями, совершали вместе много прогулок… Эла Ханым вспоминает: «Он был очень добрым человеком. В те времена отцы были не такими, как сейчас, у родителей не было доверительных отношений с детьми. Дети были – я знаю? – какой-то отдельной категорией. Да ещё и разница в возрасте. В 1951 году мы переехали в Левент, в этот дом. Напротив нас был пустырь, а дальше виднелось море. Улицы были узенькие, грязные… Но мы с папой подолгу там гуляли.»
…Они гуляли и вели по вечерам неспешные беседы. И со стороны отца не было ни нравоучений, ни нудных наставлений. Он читал дочери стихи, говорил с ней о Боге, о жизни. И никогда взрослый не стремился к превосходству над подростком. Они говорили между собой на равных, или почти на равных. Впрочем, на равных Решат Бей держался со всеми людьми – были ли это его коллеги, друзья, родственники, или просто чужие люди, народ. Эла вспоминает, как они с отцом заходили, бывало, куда-нибудь в лавку, либо в мастерскую к сапожнику, либо в чайную – все знали его в лицо: «Пожалуйте, Решат Бей, выпейте чаю, кофе…» И с этими людьми он тоже любил поговорить. О чём? Ну, конечно, книг он с ними не обсуждал. Говорил о том, о сём. О повседневном житье-бытье, расказывал им о том, что происходит в стране… Однако, при всей внешней общительности, у себя дома писатель предпочитал уединение. Не устраивал ни приёмов, ни застолий и вечеринок с другими писателями. Друзей у семьи Гюнтекин было лишь несколько – врач да пара служащих. Изредка они собирались, ездили на острова, пели, брали с собой граммофон и слушали музыку.
А ещё Решат Нури любил готовить. Разумеется, хозяйство вела жена, но обычно, делая перерыв в своей работе, он шел на кухню и творил – это было его увлечение, его хобби. Правда, домашние утверждали, что после этого творчества на кухню невозможно было войти – очевидно, вдохновенный повар попросту переворачивал там всё вверх дном… Так, или нет – а блюда, приготовленные Решат Беем, все ели с большим аппетитом; это были традиционные турецкие блюда – чорбы, пилав с баклажанами и прочее. Для хозяйки тогда доступ на кухню был закрыт.
…Его книги принесли ему известность, но не богатство. Практичным человеком Решат Нури не был, и часто случалось так, что денежные вопросы улаживала Хадие Ханым. А Решат Бей стыдился потребовать своё, говоря так: «Ну как я к ним пойду, они же сочтут меня корыстным. » Чрезмерная скромность писателя, увы, давала некоторым недобросовестным издателям и книгопродавцам возможность задерживать платежи. Пожалуй, самый большой заработок Гюнтекина был от продажи тиражей «Чалыкушу» – но ведь, кроме этого романа, были и другие произведения. Романы, рассказы, повести, пьесы, путевые заметки… Многие из них не были напечатаны при жизни автора и увидели свет уже после его смерти, благодаря стараниям его вдовы Хадие.
Где бы ни был, кем бы ни работал Решат Нури – прежде всего он был писателем, творцом и великим тружеником. Труд был для него основой жизни. Снова вспоминает Эла Ханым: «Вот ведь как, когда я была маленькой, моя детская находилась напротив папиной комнаты. Засыпая по вечерам, я видела полоску света под его дверью и слышала звук пишущей машинки. От этого я ощущала уверенность и надёжность. Этот звук – воспитывал меня.»
Решат Нури Гюнтекин прожил очень недолгую жизнь. В 1956 году, в возрасте 57 лет, он умер от рака в больнице в Лондоне, где тогда лечился. В свои последние минуты он говорил сидящей у его постели жене: «Хорошо, что Элы здесь нет. Она не видит моих страданий. Я благодарен ей…» Принимая последние муки, он думал о других – как человек, в этом был он весь.
Покинув этот мир, Решат Нури Гюнтекин оставил людям живой мир своих книг. Это 19 романов, 7 сборников рассказов и повестей, 2 пьесы, путевые заметки об Анатолии…По праву, его имя принадлежит к числу наиболее известных писателей Турции. Его знают, его любят не только в Турции, но и за её пределами. «За известность надо платить», говаривал он, бывало. Он оплатил всё – трудом писательским и духовным, телесными страданиями и краткостью земного пути. Поклонимся ему. А дальше – возьмём в руки какую-нибудь из его книг, откроем… и вновь побежит вдаль белая каменистая дорога, над которой незримо улыбнётся нам труженик и мудрец – Решат Нури Гюнтекин.
Краткая биографическая справка
25 ноября 1889 — родился в Стамбуле.
1912 – окочил литературный факультет Стамбульского университета.
1913 – 1931 – учительствовал в Бурсе и других школах страны.
1931 – 1933 – работал в Отделе народного образования.
1933 – 1943 – стал депутатом в Чанаккале
1954 – стал атташе Турции по культуре в Париже.
1956 – скончался в Лондоне.
Произведения:
Сборники рассказов: «Гость Господень», «Погасшие звёзды» (1927), «Лейла и Меджнун» (1928), «Обыкновенные дела» (1930) и др.
Путевые заметки: «Записки об Анатолии» (изданы в 1936, переизданы в 1966 году).
Наиболее известные пьесы: «Счетовод из Балыкесира» (1953), «Пир на Божьей горе» (1955).
Романы: «Таинственная рука», «Королёк – птичка певчая» (1922), «Клеймо» (1924), «Из уст в сердце» (1925), «Вечернее солнце» (1926), «Враг одной женщины» (1927), «Зелёная ночь» (1928), «Сочувствовать» (1928), «Листопад» (1930), «Красные ветки» (1932), «Небеса» (1935), «Старая болячка» (1938), «Ночь огня» (1942), «Мельница» (1944), «Тополиный ветер» (1950), «Последнее прибежище» (1951), «Цветы на руинах» (1953), «Суд крови» (1955).
В основе статьи — материал ÇALIKUŞU AİLESİ Cemal Kalyoncu
Aksiyon 20 Nisan 2002 s.385
(На турецком языке: материал полностью )
Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт, писатель и художник. Он родился в Москве 15 октября 1814 и умер в Пятигорске 27 июля 1841 (в возрасте 26 лет) на дуэли.
Краткая биография
Его родителями были Мария Арсеньева (принадлежавшая к знатному роду Столыпиных) и Юрий Лермонтов (армейский капитан, дворянин, но не такого знатного происхождения, как его суженая). Мать невесты Елизавета Арсеньева (бабушка поэта) была против их брака.
Михаил Лермонтов родился в Москве, 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года.
В 1817 году его мать умерла. Отец не мог обеспечить мальчику такое хорошее образование, как его состоятельная бабушка, и та взяла внука себе на воспитание.
Где учился?
Сначала в 1830–1832 гг. он учился в Московском университете, сперва на нравственно-политическом, а потом на словесном отделении. Там он обучение не закончил, решив продолжить его в университете Санкт-Петербурга. В 1832 г. он переехал, но не был зачислен в университет, вместо этого поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков.
В 1834 году он окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Санкт-Петербурге. Лермонтов был выпущен в звании корнета и направлен для служения в лейб-гвардии Гусарского полка.
Когда он стал известен?
В 1837 г. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» (о смерти А. С. Пушкина на дуэли). Благодаря этому произведению он стал знаменит, но царский двор не одобрил его творение (в то время правил Николай I). Из-за этого его сначала арестовали, потом отправили прапорщиком в Грузию.
Из этого отрывка видно, что Лермонтов винит царский двор в смерти Пушкина:
«Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи. «.
В этом очень смелом стихотворении он обвинил в смерти Пушкина не только общество, но и царя и его близких.
В 1840 г. были опубликованы его работы:
- Единственное прижизненное издание стихов с 2 поэмами и 26 стихотворениями.
- Роман «Герой нашего времени» (в 2 книгах).
Он никогда не был женат, однако был увлечён Варварой Александровной Лопухиной (Бахметева по мужу).
Примеры его самых известных работ:
- Смерть поэта
- Бородино
- Мцыри
- Герой нашего времени
- Демон
- Парус
- Утёс
- Когда волнуется желтеющая нива
Как умер?
Лермонтов умер 27 июля (15 июля по старому стилю) 1841 года (в возрасте 26 лет) на дуэли с отставным майором Николаем Мартыновым.
Лермонтов вышучивал Мартынова (например, существуют высмеивающие произведения про “друга Мартыша”), тот не выдержал вечных усмешек, и прозвучал вызов на дуэль. Также многие историки говорят о многолетней зависти отставного майора к знаменитому поэту.
Детали самой дуэли до сих пор с точностью не установлены. Известны возможные имена секундантов, но неизвестно, кто с какой стороны. Список тех, кто предположительно был секундантом на его последней дуэли:
- А. И. Васильчиков (1818–1881) — писатель
- С. В. Трубецкой (1815–1859) — корнет
- М. П. Глебов (1819–1847) — его однополчанин
- А. А. Столыпин (прозвище Монго, 1816–1858) — офицер, его родственник
Во многих документах также говорится, что там находился только один секундант, хотя, по правилам, с каждой стороны должно присутствовать одинаковое количество секундантов, то есть дуэль должны были контролировать минимум 2 секунданта.
По словам современников, когда Николай I узнал о его смерти, произнёс: «Собаке — собачья смерть», а великая княжна Мария Павловна не одобрила слова императора. Тогда Император Всероссийский вышел в другую комнату и объявил присутствующим: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Стихи Лермонтова
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.»
1840 г.
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
1841 г.
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
1832 г.
«— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы! (. )»
1837 г.
«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне».
1841 г.
Чуковский Корней Иванович. Об авторе. Биография
Николай Корнейчуков родился 31 марта 1882 г в Санкт-Петербурге. Часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века).
Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Его отцом был Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчук.
Отец оставил их, и мать переехала в Одессу. Там мальчик был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».
Отчество «Васильевич» было дано Николаю по крёстному отцу. С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью (как видно по его дневнику 1920-х годов), использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.
Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца — носили (по крайней мере после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.
Журналистская деятельность до революции
С 1901 года Чуковский начинает писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист Владимир Жаботинский, позже ставший выдающимся политическим деятелем сионистского движения. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Затем в 1903 Чуковский был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой.
Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.
Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы.
В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала (ныне Репино Ленинградской области), где сводит близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о Анастасии Вербицкой, Лидии Чарской, «Нат Пинкертон» и др.), остроумно защищает футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда ему за это благодарны; вырабатывает собственную узнаваемую манеру (реконструкцию психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).
В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году выходит книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.
С 1917 года Чуковский засел за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями.
Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».
В 1923 выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».
В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» в 1933.
«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме „Мойдодыров“ и „Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал.»
В 1930-х гг. Чуковский много занимается теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и др., в том числе в форме «пересказов» для детей).
Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»).
Чуковский и Библия для детей
В 1960-х годах К. Чуковский затеял пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году. В 2001 году в издательствах «Росмэн» и «Стрекоза» книга стала выходить под названием «Вавилонская башня и другие библейские предания».
В последние годы Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 г. от вирусного гепатита. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.
Из воспоминаний Ю.Г. Оксмана:
Жена (с 26 мая 1903 года) — Мария Борисовна Чуковская (урождённая Мария Арон-Беровна Гольдфельд, 1880—1955). Дочь бухгалтера Арона-Бера Рувимовича Гольдфельда и домохозяйки Тубы (Таубы) Ойзеровны Гольдфельд.
Сын — поэт, писатель и переводчик Николай Корнеевич Чуковский (1904—1965). Его жена — переводчица Марина Николаевна Чуковская (1905—1993).
Дочь — писательница Лидия Корнеевна Чуковская (1907—1996). Её первым мужем был литературовед и историк литературы Цезарь Самойлович Вольпе (1904—1941), вторым — физик и популяризатор науки Матвей Петрович Бронштейн (1906—1938).
Внучка — литературовед, химик Елена Цезаревна Чуковская (род. 1931).
Дочь — Мария Корнеевна Чуковская (1920—1931), героиня детских стихов и рассказов отца.
Внук — кинооператор Евгений Борисович Чуковский (1937 — 1997).
Племянник — математик Владимир Абрамович Рохлин (1919—1984).
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
Август 1905—1906 — Академический переулок, 5;
1906 — осень 1917 года — доходный дом — Коломенская улица, 11;
осень 1917—1919 — доходный дом И.Е. Кузнецова — Загородный проспект, 27;
1919—1938 — доходный дом — Манежный переулок, 6.
Чуковский был награждён орденом Ленина (1957), тремя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. В 1962 г. ему была присвоена в СССР Ленинская премия, а в Великобритании удостоен степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.
Айболит (1929)
Английские народные песенки
Бармалей (1925)
Краденое солнце
Крокодил (1916)
Мойдодыр (1923)
Муха-Цокотуха (1924)
Одолеем Бармалея! (1942)
Приключения Бибигона (1945—1946)
Путaница (1926)
Собачье царство (1912)
Тараканище (1921)
Телефон (1926)
Топтыгин и Лиса (1934)
Топтыгин и Луна
Федорино горе (1926)
Цыплёнок
Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
Чудо-дерево (1924)
Приключения белой мышки
Стихи для детей
Обжора
Слониха читает
Закаляка
Поросёнок
Ёжики смеются
Бутерброд
Федотка
Черепаха
Свинки
Огород
Песня о бедных сапожках
Верблюдица
Головастики
Бебека
Радость
Пра-пра-правнукам
Ёлка
Муха в бане
Повести
Солнечная
Серебряный герб
Работы о переводе
Принципы художественного перевода (1919, 1920)
Искусство перевода (1930, 1936)
Высокое искусство (1941, 1964, 1966)
Дошкольное воспитание
От двух до пяти
Воспоминания
Воспоминания о Репине
Юрий Тынянов
Борис Житков
Ираклий Андроников
Статьи
Живой как жизнь
К вечно-юному вопросу
История моего «Айболита»
Как была написана «Муха-Цокотуха»
Признания старого сказочника
Страничка Чукоккалы
О Шерлоке Холмсе
Госпиталь № 11
Издания сочинений
Корней Чуковский. Собрание сочинений в шести томах. М., Издательство «Художественная литература», 1965—1969.
Корней Чуковский. Собрание сочинений в 15 томах. М., Терра — Книжный Клуб», 2008.