Краткая биография озеров

Озеров, Владислав Александрович - трагик (1769 - 1816). Окончил кадетский корпус с первой золотой медалью; участвовал в занятии Бендер Потемкиным (1789); служил в лесном департаменте; несколько лет жил уединенно в деревне, в.

Краткая биография озеров

Значение ОЗЕРОВ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Озеров, Владислав Александрович — трагик (1769 — 1816). Окончил кадетский корпус с первой золотой медалью; участвовал в занятии Бендер Потемкиным (1789); служил в лесном департаменте; несколько лет жил уединенно в деревне, в Казанской губернии. Озеров воспитался на французской литературе XVII — XVIII веков и первое стихотворение свое написал на французском языке; в корпусе он любил играть во французских трагедиях. Из русских писателей первыми учителями его были Княжнин и Болтин . Чтение французских романов и платоническая любовь к замужней добродетельной женщине, отвечавшей ему взаимностью, имели влияние на склад его сентиментального характера и сообщили романтический оттенок всей его поэзии. Из литературных кружков Александровского времени Озеров ближе всего был к кружку А.Н. Оленина . Первые произведения Озерова — оды, басни — не свидетельствовали о поэтическом даровании. Первая трагедия его, «Смерть Олега Древлянского», поставленная в Петербурге в 1798 г., написал в стиле Княжнина, отличаясь больше его недостатками, чем его достоинствами. Большой успех выпал на долю второй трагедии Озерова: «Эдип в Афинах», поставленной на сцену в 1804 г. Не зная греческого языка, Озеров заимствовал своего Эдипа не у Софокла, а у французского трагика Дюси. Как у Дюси, так и у Озерова, совершенно изменился весь характер античной трагедии, потерявшей свою величавость. У Софокла Эдип, несчастный, но суровый отец, изрекающий проклятие своим детям, является жертвой и орудием неумолимого рока; у Дюси и у Озерова это слабый, страдающий, чувствительный старец, сознающий всю тяжесть своих преступлений и прощающий своего преступного сына Полиника. Антигона Софокла без всякой восторженности, спокойно, строго исполняет свой долг; у Дюси и у Озерова она сентиментальна, многоречива и плаксива. У Софокла смерть Эдипа облечена покровом тайны, могила его должна оставаться никому неизвестной; у Озерова вместо Эдипа умирает Креон, о котором известно, что он царствовал в Фивах после Этеокла и Полиника. Следующая трагедия Озерова, «Фингал», наиболее ценная с точки зрения историко-литературной, появилась в 1805 г. Содержание ее заимствовано из песен Оссиана: Фингал, владыка Морвены, победил локлинского царя Старна, убил сына его Тоскара, но побежден прелестью Моины, дочери Старна, которая отвечает ему взаимностью; пылая местью за смерть Тоскара, Старн соглашается на этот брак, задумав убить Фингала во время бракосочетания, но, не успев в этом замысле, убивает Моину. По отзыву Вяземского , в этой трагедии, в которой только одно трагическое лицо — Старн, — Озеров «с искусством умел противопоставить мрачному и злобному Старну, таящему во глубине души преступные замыслы, взаимную и простосердечную любовь двух чад природы, искренность Моины, благородство и доверчивость Фингала». «Фингал» глубоко трогал зрителей, особенно, когда роль Моины исполняла знаменитая Семенова . Своего апогея слава Озерова достигла при постановке в 1807 г. трагедии «Димитрий Донской», отвечавшей подъему патриотических чувств во время войны с Наполеоном. В этой трагедии много исторических несообразностей. Дмитрий — не бесстрашный герой, каким изображают его летописи, и не смиренный князь, каким он представляется в «Сказании о Мамаевом побоище»: это рыцарь западных романов, который на войне занят любовными приключениями, да и самое мужество свое он черпает из любви к даме сердца. Димитрий Донской влюблен в нижегородскую княжну Ксению (хотя он в это время был женат); Ксения же, отвечающая ему взаимностью, — невеста князя Тверского, которому она предназначена родителями и для венчания с которым она прибыла в стан. Накануне битвы Димитрий вступает в спор с князем Тверским из-за обладания Ксенией и ссорится со всеми князьями, так, что они хотят оставить его одного сражаться с Мамаем. Чтобы прекратить раздор князей, Ксения сначала хочет удалиться в монастырь, а затем решается даже выйти за нелюбимого князя Тверского. После битвы князь Тверской, узнав о подвигах Димитрия, примиряется с ним и сам передает ему Ксению. Монологи Димитрия («Ах, лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестной. «; «Умрем, коль смерть в бою назначена судьбою. » и другие) и рассказ боярина об окончании битвы и о победе над Мамаем («Рука Всевышнего отечество спасла. «) вызывали гром рукоплесканий, особенно когда их произносил знаменитый Шушерин . Сильно увлекали зрителей этой трагедии и рассуждения героев о подчиненном положении женщины в семье, о несправедливости брака по принуждению, о княжеском самовластии. Небольшие отступления от псевдоклассического рецепта, допущенные Озеровым, вызвали нападки ревнителей классицизма и гонителей сентиментальной школы, с князем А.А. Шаховским во главе. Нападки эти, в связи с неприятностями по службе, тяжело отразились на слабом здоровье Озерова, самолюбивого, раздражительного и мнительного. В 1809 г. Озеров закончил трагедию «Поликсену», которую сам считал лучшим своим произведением, но публикой она принята была довольно холодно. После первого представления «Поликсены» особенно усилились интриги врагов Озерова. Все это сильно подействовало на Озерова: он впал в расслабление, мало-помалу перешедшее в тихое помешательство. Смерть Озерова Жуковский приписывает чувствительности и печали, испытанной им от завистников. Булгарин , в своих «Воспоминаниях», замечает, что Озеров погиб не столько от «стрел зависти», сколько от болезни печени; с этим соглашается и Белинский . Ревностного поклонника Озеров нашел в лице князя Вяземского, который называет его преобразователем русской трагедии и заслуги его сравнивает с заслугами Карамзина , как преобразователя русского прозаического языка. Пушкин не признавал в Озерове таланта. В общем значение Озерова сводится к тому, что он хотя и следовал формам ложноклассической драмы, но внес в русскую трагедию элемент сентиментальный. Произведения его вскоре оказались тяжелыми, риторическими и устарелыми; в его стихе нет плавности и свободы. Его сочинения изданы в 1818 и 1827 годах со статьей Вяземского, в 1846 г. — без этой статьи; полное собрание — в издании М.О. Вольфа (СПб, 1856). — Ср. А.И. Селин «Значение Озерова в истории русской литературы» (Киев, 1870); Порфирьев «История русской словесности» (часть II, Казань, 1891); замечания Л.Н. Майкова в полном собрании сочинений Батюшкова (том I) и сообщение Я.К. Грога о могиле Озерова в «Русском Вестнике» (1888, ¦ 6). Новейшая монография об Озерове: П.О. Потапов «Из истории русского театра. Жизнь и деятельность В.А. Озерова» (Одесса, 1915; обзор источников и литературы об Озерове, биография, литературная среда и развитие творчества Озерова).

Николай Озеров

Николай Озеров – гениальный спортивный комментатор, теннисист, актёр. Говорят, что незаменимых нет. Но глядя на этого человека – поистине удивительного, неординарного и талантливого, можно убедиться, насколько эта фраза ошибочна.

Детство и юность

Николай Николаевич Озеров родился 11 декабря 1922 года в столице России. В семье уже был ребенок – Юрий, на год старше Николая. Мальчики росли в творческой семье: отец Николай Николаевич был популярным оперным певцом, а мама Надежда Ивановна училась на театральном факультете. Но из-за рождения детей вынуждено забросила учёбу.

Читайте также  Краткая биография лермонтов

Николай Озеров в детстве с мамой и братом

Дом, в котором проживало семейство, предоставили Озерову-старшему в качестве казённого жилья от Большого театра. Родители были гостеприимными людьми, Николай вспоминал, что в доме всегда было много друзей папы, как из Большого театра, куда братьев часто водили, приобщая к искусству, так и из Художественного.

Как позже признавался Николай, он с раннего детства мечтал петь как папа и быть таким же лысым. Но жизнь не наградила мальчика таким роскошным талантом, зато порадовала другими умениями: с 9 лет мальчик начал заниматься теннисом.

Николай Озеров в молодости

Николай тренировался у Василия Михайловича, который вывел в большой теннис огромный перечень спортсменов. Партнёром Николая чаще выступал брат, поначалу проявивший себя лучше.

Когда мальчикам разрешили посещать большие теннисные корты, Николай пропадал там целыми днями. Поэтому не удивительно, что к 12 годам Николай стал 6-й ракеткой в детской команде Загорянки, а его брат – 4-й. В 1935 году Николай Озеров в первый раз стал чемпионом Москвы, а через 6 лет получил звание мастера спорта СССР по теннису. В то же время стал студентом актерского факультета ГИТИСа.

Карьера

После окончания учебного заведения Озеров начал карьеру в МХАТ. За 30 лет театральной деятельности Николай сыграл больше 20 ролей. Параллельно мужчина снимался в фильмах, обычно как спортивный диктор.

Николай Озеров в роли Хлеба в спектакле «Синяя птица» (справа)

Его время было расписано по секундам, во МХАТ Озеров иногда входил за несколько минут до начала представления. Он быстро переодевался и выходил к зрителям. Особенно запомнился ролью добродушного толстяка в образе Хлеба в пьесе «Синяя птица».

Несмотря на успешную карьеру актера, Озеров не оставил спорт, мужчина продолжал принимать участие в теннисных матчах. Он отличался активным стилем игры и массивным ударом правой рукой, а козырем была правильная оценка соперника. Николай определял слабые стороны и умело бил точно в цель.

Теннисист Николай Озеров

Неизменным атрибутом теннисиста была знаменитая тюбетейка, в которой Николай очень любил играть. Благодаря ей он будто бы внушал зрителю и сопернику, что берется за дело со всей серьёзностью.

За всё время в теннисе Николай получил 170 титулов во всех разрядах. На его счету 24 золотые медали, завоёванные на чемпионатах СССР. Превзойти это достижение в будущем не смог никто, мужчина навсегда останется величайшим советским теннисистом.

Комментатор Николай Озеров

На завершение карьеры в самом расцвете славы в первую очередь повлиял его болеющий отец. Он позвонил спортсмену и посоветовал заняться другим делом, пойти в сферу радио или телевидения. Несмотря на давление со стороны руководства, Озеров последовал совету отца.

В 1950 году мужчина появился в комментаторской рубке. Должность досталась Николаю случайно: заслуженного мастера спорта по футболу Виктора Дубина назначили старшим тренером «Динамо», а его должность комментатора досталась Озерову. Перед полноценным выходом в эфир он пробовал во время матча тихо наговаривать комментарии, но ничего не получалось.

Николай Озеров

Николаю помог Вадим Синявский, с его подачи мужчина провел свой дебютный репортаж о первом тайме матча «Динамо» – ЦДКА. После этого был на 2 недели отстранён от работы в ожидании откликов слушателей. За это время пришло 40 писем, 37 из которых содержали похвалу в адрес дебютанта.

Как спортивный комментатор Озеров полюбился зрителям даже больше, чем на корте. Мужчина вел репортажи с 15 Олимпийских игр, 30 ЧМ по хоккею и комментировал знаменательный матч сборной России с канадцами. После первого периода к комментатору подошел крайне раздраженный председатель спорткомитета СССР Сергей Павлов и сказал:

«Что же это такое творится! Нам такой хоккей не нужен!»

Позже в эфире Озеров употребил эту фразу относительно некорректного поведения канадских хоккеистов. Афоризм быстро стал знаменитым и облетел весь мир.

Николай Озеров перед микрофоном

Сам Озеров тоже за словом в карман не лез. Однажды в шведской гостинице Николая заприметил американский миллионер. Он смеялся, показывал руками большие объёмные фигуры, намекая на комментатора, и напевал гимн Советского Союза. На такое поведение Николай отреагировал максимально невозмутимо, шепнув переводчице:

«Передайте ему: гимн Советского Союза нужно исполнять стоя!»

Бытует легенда, что Озеров в репортаже нецензурно выразился в контексте фразы «Удар, гол, штанга», за что его временно отстранили от эфира. Но жена Николая опровергла эти слухи, сообщив, что муж даже дома не ругался, не говоря про мат в эфире. Позже выяснилось, что это был другой комментатор.

Комментатор Николай Озеров на стадионе

Озеров стал неотъемлемой частью советского спорта, о спортивных победах люди узнавали именно от него. Мужчине довелось вести сотни репортажей, и он, несомненно, преуспел в этом деле.

Личная жизнь

Популярный комментатор любил радовать людей, даже малознакомых. Например, он мог помочь уборщице устроить детей в сад, добиться для талантливого артиста места в общежитии. Сам факт помощи людям доставлял Николаю огромное удовольствие.

Николай Озеров и его жена Маргарита

В маленькие блокнотики, где хранились подводки к репортажам и разные мысли, Озеров записывал просьбы людей. Даже создал компанию ОВВ, что расшифровывается как «Общество взаимного вспоможения», это было своеобразным паролем, означавшим, что кому-то нужна помощь.

О личной жизни Озеров рассказывал неохотно. Первая история любви закончилась для него душевными страданиями, поэтому Николай мало доверял женщинам. Но в конце 60-х годов в его биографии появилась Маргарита Азаровская, работавшая в то время редактором столичного издательства. Пара поженилась, а в 47 лет Озеров стал отцом двойняшек – Надежды и Николая.

Николай Озеров с детьми

Мужчина приучал детей к спорту с детства: в 4 года двойняшки были уже на корте. Но ни сын, ни дочь так и не построили спортивную карьеру: Надя перенесла сложную операцию, а Коля хоть и стал к 20 годам мастером спорта, думал больше о том, как выходить отца, у которого выявили тогда диабет.

Последние годы и смерть

В начале 90-х годов, когда Озеров был в Средней Азии, его в ногу ужалил скорпион, образовавшаяся рана долго не заживала. После множества перевязок доктор вынес приговор – началась гангрена, следует ампутировать ногу. Со слов жены из интервью, боли Николай терпел жуткие, но стойко терпел страдания.

Могила Николая Озерова

Пока Озеров ходил с палочкой, они с супругой постоянно посещали Большой театр. Мужчина стыдился, что вынужден по медицинским показаниям ходить в спортивном костюме.

Когда болезнь усугубилась, он больше не жил как раньше, всё реже выходил из дома. Но старался посещать московские матчи, в том числе теннисные. Приезжая, вдохновлённо следил за ходом игры, сидя в инвалидной коляске и ревностно вслушиваясь в голоса комментаторов.

Документальный фильм о Николае Озерове

После посещения теннисного турнира, названного в его честь, мужчину положили в больницу, потому что боли стали нестерпимыми. Ночь была тяжелой, Николай метался в жаре. Утром врач вывел жену Озерова в коридор и сказал, что жить Николаю осталось максимум 5 дней. А через час Маргарите сообщили о смерти.

Читайте также  Краткая биография гоцци

Николай Озеров скончался 2 июня 1997 года, его могила находится на Введенском кладбище в столице. О мужчине сняли документальный фильм «Говорит и показывает Николай Озеров». Мемориальная доска, фото которой есть в Интернете, находится на здании общества «Спартак», недалеко от Кремля, где мужчина в последнее время работал.

Фильмография

  • 1961 – «Опасные повороты»
  • 1964 – «Хоккеисты»
  • 1971 – «Ход белой королевы»
  • 1971 – «Лев Яшин»
  • 1975 – «Одиннадцать надежд»
  • 1976 – «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы»
  • 1978 – «Всё решает мгновение»
  • 1979 – «Баллада о спорте»
  • 1981 – «Девушка и Гранд»
  • 1981 – «Этот фантастический мир»
  • 1985 – «Золото «Зенита»»
  • 1987 – «Десять минут с Николаем Озеровым»

Награды

Государственные награды Российской Федерации и СССР

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы народов
  • Орден «Знак Почёта»

Краткая биография озеров

Озеров Владислав Александрович (30.09[11.10].1769—5[17].09.1816), драматург. Родился в с. Казанское (или Борки) Тверской губ. Происходил из старинного обедневшего дворянского рода. В 1787 окончил Сухопутный шляхетский корпус. В 1804 перешел на службу в Лесной департамент, дослужился до генеральского чина. Вследствие служебных неприятностей вышел в отставку, сильно нуждался. В 1810 заболел тяжелой душевной болезнью. На мировоззрение Озерова большое влияние оказали Я. Б. Княжнин и французские писатели (особенно Ж. Ж. Руссо). Первая публикация Озерова — вольный перевод «Послания Элоизы к Абеляру» Ш. Колардо (1794). Первая трагедия «Ярополк и Олег» (1798) — подражание Княжнину — после премьеры запрещена цензурой, т. к. в одном из героев увидели намек на И. П. Кутайсова и А. А. Аракчеева. Трагедия «Эдип в Афинах» (1804) — первое значительное произведение Озерова. В трактовке действующих лиц Озеров следует не Софоклу, а французскому классицисту Ж. Ф. Дюси. Эдип в ней — слабовольный старец; поборнику тирании Креону противопоставлен гуманный монарх Тесей (намек на Александра I). Трагедия «Фингал» (1805) навеяна «Поэмами Оссиана» Дж. Макферсона. Однако суровый романтический колорит шотландского эпоса снижается, утрачивает значительность. Озеров больше, чем его предшественники, обращается к внутреннему миру героев. Стилистика этого периода носит сентименталистский характер. Трагедия «Дмитрий Донской» (пост. 1807) по характеру событий как бы предвещала решимость Александра I стать защитником европейских народов от Наполеона. В последней трагедии «Поликсена» (1809) древнегреческий миф служит драматургу для утверждения превосходства высоконравственной личности над деспотами. Трагедия близка романтическим балладам — «Леноре» Г. Бюргера и «Людмиле» В. А. Жуковского. С 1808 Озеров работал над трагедией из эпохи бироновщины, но черновики ее, как и почти весь архив писателя, сожжены им в припадке безумия в 1810.

Историзм Озерова носит условный характер. Исторический материал он подчиняет нравственно-политическим задачам. Драматургия Озерова занимает промежуточное положение между классицизмом и карамзинской школой. Борьба между чувством и долгом классицистического героя заменяется в трагедиях Озерова борьбой чувств в одном человеке. Доминирующим мотивом поступков становится «голос сердца». Формальные же элементы поэтики классицизма в произведениях Озерова остаются незыблемыми. Однако уже появляются нетрадиционные метры, в т. ч. вольный ямб, который до Озерова считался пригодным лишь для басни. Это оживляло величавый язык классицистической трагедии. Характерная особенность творчества Озерова — мирное соседство классицизма и сентиментализма. В переходную эпоху разрушения классицизма и становления сентиментализма этот компромисс стал причиной блистательной, но недолгой славы драматурга. Озеров стоял вне литературной борьбы своего времени, но его пьесы были предметом ожесточенного спора между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом». Творчество Озерова не принимали Г. Р. Державин, А. А. Шаховской (первоначально участвовавший в постановках трагедий Озерова), А. С. Шишков. Большое значение творчеству Озерова придавали П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, молодой А. С. Пушкин, позднее говоривший о несовершенстве трагедий Озерова. Особенности стиля писателя повлекли за собой сочетание высокой патетики в оформлении спектакля (П. Гонзаго) с сентименталистским музыкальным сопровождением (И. А. Козловский). На пьесах Озерова сформировалась национальная русская школа трагической игры (Е. С. Семенова, А. С. Яковлев, Я. Е. Шушерин, В. А. Каратыгин).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Соч. Ч. 1—2. СПб., 1816—17;

Соч. Ч. 1—3 / Вступ. ст. П. А. Вяземского. 5-е изд., СПб., 1828;

Трагедии. Стихотворения / Вступ. ст. И. Н. Медведевой. 2-е изд. Л., 1960.

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Озеров, Лев Адольфович

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Лев Адольфович Озеров
Имя при рождении Лев Айзикович Гольдберг [1]
Псевдонимы Л. Корнев, Лев Берг, Лев Озеров
Дата рождения 10 (23) августа 1914 ( 1914-08-23 )
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 18 марта 1996 ( 1996-03-18 ) (81 год)
Место смерти Москва,
Российская Федерация
Гражданство СССР , Россия
Род деятельности поэт, переводчик, литературный критик, литературовед
Жанр поэзия
Язык произведений русский
Награды

Лев Адо́льфович О́зеров (настоящая фамилия — Гольдберг [2] ; 1914—1996) — русский советский поэт и переводчик, критик, литературовед. Первоначально публиковался под собственным именем Лев Гольдберг, а также литературными псевдонимами Лев Берг и Л. Корнев.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Переводы
  • 3 О поэзии Озерова
  • 4 Сочинения
    • 4.1 Книги стихов
    • 4.2 Книги о стихах
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография [ править | править код ]

Родился 10 (23 августа) 1914 года в Киеве в семье фармацевта Адольфа (Айзика) Григорьевича и Софьи Григорьевны Гольдберг. Жил сначала на Златоустовской улице, а затем на Тарасовской [3] . Учился в школе № 25 [4] . В 1934 переехал в Москву. Закончил МИФЛИ (1939) и его аспирантуру (1941), защитил кандидатскую диссертацию.

Участник Великой Отечественной войны, военный журналист. С 1943 года до последних дней жизни преподавал в Литературном институте, профессор (с 1979 года) кафедры художественного перевода, доктор филологических наук.

Первая публикация стихов в 1932 году, первая книга издана в 1940 году. Выпустил более 20 прижизненных сборников. Опубликовал множество стихотворных переводов, главным образом с украинского (Т. Г. Шевченко и другие), литовского (К. Борута, А. Т. Венцлова, Э. Межелайтис и другие), идиша (С. З. Галкин и другие) и других языков народов СССР.

Автор ряда книг и статей о русской и украинской поэзии, в том числе о творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Б. Л. Пастернака, а также мемуарных очерков, в том числе об А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцком и других. Статья Озерова «Стихотворения Анны Ахматовой», опубликованная 23 июня 1959 года в «Литературной газете», представляет собой первый отзыв об её поэзии после долгих лет молчания. Лев Озеров также много сделал для сохранения творческого наследия и для публикации поэтов своего поколения, погибших на войне или в годы сталинских репрессий, или просто рано умерших (в том числе, И. Л. Сельвинского, А. С. Кочеткова, Д. Б. Кедрина, Г. Н. Оболдуева).

Заслуженный деятель культуры Литовской ССР (1980), лауреат премии журнала «Арион» (1994).

Читайте также  Краткая биография казанова

Переводы [ править | править код ]

О поэзии Озерова [ править | править код ]

Поэзия Озерова — это попытка охватить бытие как целое через изображение отдельных, часто связанных с природой явлений. И. Сельвинский видит в нём «выдающегося рисовальщика» (1947), Г. Зобин — «поэта зрения» (1986). Наблюдения будто бы незначительных явлений становятся исходным пунктом, включаются в анализ смысловых основ жизни, а при этом творчество устремлено к добру, к приятию противоречия как необходимости, преодолеваемой юмором. [5]

Поэтический голос Льва Озерова мне всегда нравился. Это был тихий голос хорошего человека.

Лев Озеров, пожалуй, относится к числу тех поэтов, что не плавят, а гравируют, чеканят слово, едва успевшее остыть от непосредственных эмоций. Стих Л. Озерова лаконичен, сдержан, стремится к контурной законченности. Как рисунок карандашом. Точность, выверенность слова, естественность интонации, свободное владение культурой повествовательного стиха — качества, помогающие Л. Озерову в эпических жанрах.

Многие поэтические высказывания Озерова вошли в наш речевой обиход, стали общим достоянием, превратились в поговорки.

Л. Озеров — автор известных слов о Ленинграде: «Великий город с областной судьбой» [6] .

Озеров ​Николай Николаевич, известный спортивный комментатор

Николай Николаевич Озеров родился 11 декабря 1922 г. в Москве в семье певца.

Отец — Николай Озеров, оперный певец

  • Семья жила возле Разгуляя — на Марксовой улице.
  • В 1934 году стал чемпионом Москвы по теннису среди мальчиков.
  • С 1941 года — мастер спорта по теннису, с 1947 года — заслуженный мастер спорта СССР.
  • В 1941 году поступил на актёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1946 году и поступил на работу во МХАТ, где сыграл более 20 ролей
  • 29 августа 1950 года провёл первый самостоятельный репортаж о футбольном матче «Динамо» — ЦДКА.
  • В 1950—1988 годах — спортивный комментатор радио и телевидения. Вёл репортажи с пятнадцати Олимпийских игр, тридцати чемпионатов мира по хоккею, восьми чемпионатов мира по футболу и шести чемпионатов Европы по футболу, всего в качестве комментатора побывал в 49 странах мира
  • В 1973 году присвоено звание народный артист РСФСР.
  • В конце 1980-х был избран председателем спортивного общества «Спартак».

Жена — Маргарита Петровна, дети — двойняшки Николай и Надежда

В начале 1990-х перенёс тяжёлую операцию, с тех пор редко выходил из дома.

Умер 2 июня 1997 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Завоевал рекордное количество золотых медалей на чемпионатах СССР по теннису — 24[5]:

1944—1946, 1951, 1953 — одиночный разряд;

1944—1953, 1955, 1957—1958 — парный разряд;

1940, 1944, 1949, 1953, 1955, 1955, 1957 — смешанный парный разряд

Фильмография:

  • 1961 — Опасные повороты — Спортивный комментатор
  • 1965 — Хоккеисты — Спортивный комментатор
  • 1972 — Ход белой королевы — Спортивный комментатор
  • 1976 — Весёлое сновидение, или Смех и слёзы — Комментатор
  • 1976 — Одиннадцать надежд — Спортивный комментатор
  • 1978 — Всё решает мгновенье — Спортивный комментатор
  • 1979 — Баллада о спорте — Камео
  • 1981 — Этот фантастический мир (5 выпуск) — Камео
  • 1981 — Девушка и Гранд — Спортивный комментатор
  • 1981 — О спорт, ты — мир! — художественно-документальный, автор текста фильма и комментатор
  • 1985 — Соперницы — Спортивный комментатор

Народный артист РСФСР (13 декабря 1973) — за большие заслуги в области советского искусства

Заслуженный артист РСФСР (27 апреля 1964) — за высокое мастерство репортажа по радио и телевидению

Заслуженный мастер спорта СССР (1947)

Заслуженный тренер России (31 августа 1995)

Почётный железнодорожник (3 июня 1986)

Государственные награды:

  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995) — за заслуги в развитии физической культуры и спорта и большой личный вклад в возрождение и становление спортивного общества «Спартак»
  • орден Дружбы народов (1992) — за большой личный вклад в развитие и пропаганду физической культуры и спорта, укрепление дружбы между народами
  • орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден «Знак Почёта» (1957)
  • орден «Знак Почёта» (1978)
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1962)
  • Медаль «За оборону Москвы» (1944) — за участие в героической обороне
  • медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)
  • медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1947) — за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны
  • Медаль «Ветеран труда» (1984) — за долголетний добросовестный труд
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
  • медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)

Прочие награды:

Премия Союза журналистов СССР (1980)

ТЭФИ в номинации «За личный вклад в развитие отечественного телевидения» (1997)

Государственная премия СССР (28 октября 1982, № 12078) — как автору текста и комментатору официального фильма об Играх XXII Олимпиады «О спорт, ты — мир!»

Серебряный Олимпийский орден (МОК) (1992)

Знак ЦК ВЛКСМ «Трудовая доблесть» (12 мая 1981)

Знак ЦК ВЛКСМ «Спортивная доблесть» (№ 594)

Память:

  • мемориальная доска в Замоскворечье на Озерковской наб.
  • улица Озерова в посёлке Загорянском Щёлковского района Московской обл.
Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: