Краткая биография полежаев

Биография Александра Полежаева

Александр Иванович Полежаев – русский поэт и переводчик – родился 30 августа (11 сентября) 1804 года в имении Струйских Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Рузаевский район Мордовии).

Он был внебрачным сыном помещика Л. Н. Струйского от его крепостной Аграфены Ивановой (по А. И. Введенскому — Степаниды Ивановны). Внук Н. Е. Струйского, двоюродный брат поэта Д. Ю. Струйского (Трилунного), также внебрачного сына помещика, но узаконенного.

Вскоре после рождения сына Аграфена была отпущена на волю и выдана замуж за саранского купца Ивана Ивановича Полежаева, с которым переселилась в село Покрышкино, откуда и происходит ошибка в некоторых источниках при указании места рождения будущего поэта. Чтобы «покрыть барский грех», документы были выправлены с указанием, что Полежаев родился в 1805 г. уже в Покрышкине, в «законной семье». Пять лет Александр с матерью и отчимом жили в Саранске. В 1808 Иван Полежаев пропал без вести. В 1810 умирает мать Александра. Струйский передает Полежаева и его сводного брата Константина (сына Аграфены и её супруга И. И. Полежаева) под опеку Я. Андреянова, дворового учителя, женатого на сестре Аграфены Анне.

В 1816 Струйский, перед своим отъездом в Сибирь на поселение за убийство своего крепостного, увозит Александра в Москву и помещает в пансион при Московском университете. Сам Струйский умер в ссылке в 1825.

В 1820 Александр Полежаев поступает вольным слушателем на Словесное отделение Московского университета.

В 1825 Полежаев под воздействием «Евгения Онегина» Пушкина пишет собственную поэму «Сашка». В этом же году выходит альманах М. П. Погодина «Урания», в котором напечатан перевод Полежаева «Человек. К Байрону (из Ламартина)». В 1826 Полежаева принимают в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

После доноса жандармского полковника Ивана Петровича Бибикова поэма «Сашка», содержащая критику порядков в Московском университете и описание нравов университетского студенчества, попала в руки самого Николая I. Как пишет биограф, «в другое время шалость Полежаева могла бы окончиться и пустяками; но вскоре после 14 декабря 1825, когда умственное направление декабристов приписывалось, между прочим, вредному направлению образования юношества, дело приняло иной оборот». Герцен рассказывает со слов самого Полежаева, что поэта привезли ночью к царю, находившемуся тогда в Кремле перед коронацией, и царь заставил читать поэму «Сашка» вслух при министре народного просвещения. Император, по словам Полежаева, предложил ему: «Я тебе даю возможность военной службой очиститься». В 1826 Александра отдают в унтер-офицеры в Бутырский пехотный полк по личному распоряжению царя. За участие в этой «удалой проказе» из университета был исключён и его товарищ Александр Афанасьев.

В июне 1827 Полежаев бежит из полка с целью добраться до Петербурга и ходатайствовать об освобождении от воинской службы. Однако его хватают, возвращают в полк и отдают под суд (по другой версии, Полежаев вернулся в полк сам, «одумавшись»). Поэт из унтер-офицеров разжалован в рядовые без выслуги и лишён личного дворянства — до конца жизни он должен был остаться на военной службе рядовым.

От отчаяния и тоски он запил и «воротившись как-то нетрезвым в казармы, на выговор фельдфебеля за недозволительно позднее возвращение — ответил ему бранью непечатными словами». В 1828 Полежаева арестовывают за оскорбление фельдфебеля. Почти год он провёл в кандалах на гауптвахте в подвале Московских спасских казарм, имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом. В заключении он написал стихотворение «Узник» («Арестант»), содержащее весьма резкие выпады против царя. «В уважение весьма молодых лет» он избежал более серьёзной ответственности и был переведён в Московский пехотный полк, с которым отправился на Кавказ. Там поэт принимает участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане. Кавказские мотивы занимают важное место в его лирике (две изданные анонимно по требованию цензуры поэмы — «Чир-Юрт» и «Эрпели»). Отличившись в походах, в 1831 он вновь был произведён в унтер-офицеры.

В 1833 Полежаев вместе с полком возвращается в Москву. Осенью поэта переводят в Тарутинский егерский полк.

В 1834 подполковник И. П. Бибиков, написавший в 1826 донос на поэта, ставший роковым в его судьбе, вновь встречается с Полежаевым и ему удается выхлопотать для него двухнедельный отпуск, который поэт провел в семье Бибиковых, в подмосковном имении Ильинское. Здесь он влюбляется в 16-летнюю дочь Бибикова Екатерину (1817-1900), которая пишет акварелью, наверное, самый знаменитый портрет поэта, а сам Полежаев создаёт несколько стихотворений, вызванных любовью к девушке.

Впоследствии, в 1889, она, под псевдонимом «Старушка из степи», издает ценные воспоминания о поэте. Необходимость, однако, возвратиться в полк так угнетающе действует на Полежаева, что он по дороге пропадает и его удается найти с большим трудом.

После перенесенного им телесного наказания и в результате обострения «злой чахотки», подхваченной во время заключения на гауптвахте Спасских казарм, Полежаев был помещён в сентябре 1837 в Лефортовский военный госпиталь, где и скончался 16 (28) января 1838 года.

В конце декабря 1837 Полежаев был произведён в офицеры (получил чин прапорщика), но едва ли узнал об этом даже на смертном одре.

Похоронен на Семёновском кладбище (могила не сохранилась).

Полежаев Александр Иванович

Биография

Александр Иванович Полежаев родился 30 августа (11 сентября) 1804 года (по другим данным — 1805 года). Он был внебрачным сыном помещика Леонтия Николаевича Струйского (1784–1825) и «дворовой девки» Аграфены Федоровой (? – 1810). Точное место его рождения остается неизвестным. Скорее всего, речь идет об одном из поместий Струйских в Саранском или Инсаровском уездах Пензенской губернии. По наиболее распространенной версии, местом рождения поэта является село Рузаевка (ныне город, административный центр Рузаевского района Республики Мордовия).

В 1816-1820 годах А. И. Полежаев учился в пансионе при Московской губернской гимназии. В 1820-1826 годах он был вольнослушателем Словесного отделения Московского университета.

К периоду обучения в Московском университете относится начало поэтического творчества А. И. Полежаева. В 1825 году под воздействием «Евгения Онегина» А. С. Пушкина им была создана поэма «Сашка», содержавшая критику порядков в Московском университете и описание вольных нравов студенчества.

В 1826 году поэма А. И. Полежаева попала в руки императора Николая I, находившегося в Москве по случаю коронации. Монарх посчитал ее следствием «вредного направления образования юношества». Поэт был вызван в Кремль и был вынужден читать свое произведение вслух при императоре и министре народного просвещения. Николай I предложил автору «возможность военной службой очиститься».

В 1826 году по личному распоряжению императора А. И. Полежаев поступил унтер-офицером в Бутырский пехотный полк. В июне 1827 года он бежал из полка с целью добраться до Санкт-Петербурга и ходатайствовать об освобождении от воинской службы, однако был схвачен, возвращен в полк и отдан под суд (по другой версии поэт, «одумавшись», вернулся в полк сам). А. И. Полежаев был разжалован в рядовые без выслуги и лишен личного дворянства.

Читайте также  Краткая биография бретон

В 1828 году А. И. Полежаев был арестован за оскорбление фельдфебеля. Почти год он провел в кандалах на гауптвахте в подвале московских Спасских казарм, где написал стихотворение «Узник» («Арестант»), содержащее весьма резкие выпады против Николая I. «Во уважение весьма молодых лет» он избежал более серьезной ответственности и был переведен в Московский пехотный полк, с которым отправился на Кавказ. Поэт принимал участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане. Кавказские мотивы занимают важное место в его лирике (две изданные анонимно по требованию цензуры поэмы — «Чир-Юрт» и «Эрпели»). Отличившись в походах, в 1831 году он вновь был произведен в унтер-офицеры.

В январе 1833 года А. И. Полежаев вместе с полком выступил с Кавказа в Центральную Россию. В течение года он находился на стоянке в Коврове. В сентябре 1833 года поэт был переведен в Тарутинский егерский полк, стоявший в Зарайске. В 1836-1837 годах вместе с частью полка нес караульную службу в Москве.

После перенесенного им телесного наказания и в результате обострения чахотки, подхваченной во время заключения на гауптвахте Спасских казарм, в сентябре 1837 года А. И. Полежаев был помещен в Лефортовский военный госпиталь. В декабре того же года он был произведен в офицеры (получил чин прапорщика).

А. И. Полежаев скончался 16 (28) января 1838 года в Лефортовском военном госпитале в Москве. Он был похоронен на Семеновском кладбище (могила не сохранилась).

Трагическая судьба поэта вызывала гнев и сочувствие А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Они видели в ней следствие подавления движения декабристов и усиления реакции. В то же время, уже в 1842 году В. Г. Белинский по случаю выхода в свет сборника стихов А. И. Полежаева высказал мнение, что в своих несчастьях он «мог обвинять только самого себя».

В советском литературоведении утвердился взгляд на А. И. Полежаева как на «жертву самодержавного произвола». Поэт, продолжавший традиции декабристской лирики, считался одним из предшественников русской революционно-демократической поэзии. А. И. Полежаеву были установлены памятники в Саранске (1940 и 1967) и Грозном (1950).

Значение ПОЛЕЖАЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Полежаев (Александр Иванович, 1805 — 1838) — выдающийся поэт. Отец его — помещик Пензенской губернии, Струйский, мать — крепостная этого помещика, выданная впоследствии замуж за саранского мещанина Полежаева, от которого поэт и получил свое имя. Десяти лет от роду Полежаев отдан был в Москве во французский пансион; затем он поступил вольнослушателем в Московский университет по словесному факультету. Первое стихотворение Полежаева: «Непостоянство» появилось в «Вестнике Европы» (1825). Университетское начальство поручило Полежаеву написать к торжественному акту 12 января 1826 г. оду: «В память благотворений Александра I Императорскому Московскому университету», а на выпускном акте, в том же году, Полежаев прочел свое стихотворение «Гений». К тому времени относится сатирическая поэма Полежаева: «Иман-Козел», вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном священнике в Москве. Другая сатирическая поэма Полежаева, «Сашка», в которой изображались студенческие похождения и попойки, испортила всю его жизнь. Поэма ходила по рукам в списках и попала в руки к начальству, которое, обратив внимание на несколько стихов с неуважительными отзывами по вопросам религиозным и с указанием на неудовлетворительность общественных условий России, дало ход делу. Шуточная поэма очутилась в руках императора Николая Павловича , прибывшего в Москву на коронацию. Император приказал привести к себе Полежаева, который в его присутствии должен был прочесть свою поэму. По окончании чтения государь, обращаясь к министру народного просвещения князю Ливену , сказал: «Я положу предел этому разврату; это все еще следы, последние остатки» (то есть брожения, приведшие к заговору декабристов). Получив, однако, от министра отзыв, что Полежаев «поведения превосходнейшего», государь сказал: «Этот отзыв тебя спас, но наказать тебя надобно для примера другим. Я тебе даю военною службой средство очиститься. от тебя зависит твоя судьба, если я забуду, то можешь мне писать»; с этими словами государь поцеловал Полежаева в лоб, отпустил его. Полежаев не мог примирится с крайне тяжелым положением унтер-офицера из «политических преступников»; пользуясь дарованным ему правом писать к государю, он решился послать просьбу о помиловании или об улучшении его участи. Не получив ответа на неоднократные прошения и полагая, что они не доходят до государя, Полежаев задумал лично обратиться к нему, самовольно оставил полк и отправился пешком в Петербург. Сообразив, однако, все значение своего поступка, Полежаев вернулся с дороги и явился к начальству. Он был отдан под суд и приговорен к прогнанию сквозь строй, но приговор был государем смягчен, и Полежаев был разжалован в рядовые без выслуги. Всеми покинутый Полежаев пришел в отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под суд и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в кандалах, почти целый год, имея в перспективе прогнание сквозь строй, но ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом. В 1829 г. полк, в котором служил Полежаев, был отправлен на Кавказ. Полежаев принимал участие в целом ряде сражений и стычек и везде искал случая отличиться, чтобы добиться офицерского чина. Начальство не пожелало, однако, обратить на него внимание, и в 1833 г. он возвратился с Кавказа унтер-офицером. Организм его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и на смертном только одре мог узнать, что 27 декабря 1837 г. произведен в прапорщики. Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию Полежаева; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества, он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся смертному, Полежаев излил свои чувства в «Песне пленного ирокезца» и в стихотворении «Осужденный». В длинном и не вполне еще напечатанном стихотворении «Арестант» Полежаев с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста. Из автобиографических стихотворений Полежаева, наиболее многочисленных и сильных, видно, что он никогда не мирился со своею судьбой. Всего чаще повторяется здесь мотив сожаления о растраченных годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения, сопоставляет их с постигшею его непомерной карою; не менее часто слышится мотив упорного сознания своего достоинства, сурового протеста или, наконец, отчаяния, потери веры в жизнь и человеческую справедливость. Пребывание на Кавказе отозвалось у Полежаева целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствии к страждущим и побежденным. Много прекрасного в песнях Полежаева в народном жанре, к которому Белинский находил у него большую способность («У меня-ль молодца», «Баю-баюшки-баю» и другие). В общем, произведения Полежаева весьма неравного достоинства, что объясняется обстановкою, среди которой они писались; но многие из них свидетельствуют о сильном и своеобразном таланте. Вполне оригинален и стих Полежаева: это — не подражание пушкинскому стиху, а скорее переход к Лермонтову , также к Кольцову . В свое время прославилась по оригинальности стиха его воодушевленная «Песнь погибающего пловца», писанная двустопными хореями с рифмами. Собрания сочинений Полежаева издавались в 1832, 1859, 1889 (под редакцией П.А. Ефремова ) и 1892 годах (под редакцией А.И. Введенского ). См. статью Ефремова (в «Пантеоне литературы», 1888, ¦ 2), Пыпина (в «Вестнике Европы», 1889, ¦ 3) и Якушкина (в «Вестнике Европы», 1897, ¦ 6).

Читайте также  Краткая биография барбюс

Краткая биография Александра Полежаева

Автор: Guru · Опубликовано 14.03.2021 · Обновлено 19.03.2021

Родился Александр Иванович Полежаев в 1804 году в селе Рузаевке Пензенской губернии. Писатель был незаконнорожденным ребенком помещика Леонтия Струйского от простой крепостной крестьянки. Воспитывал мальчика мещанин Пиан Полежаев, так как Струйский был сослан в Сибирь за убийство. Полежаев рано осиротел и потому жил то в барских хоромах, то в бедной крестьянской избушке. Эта неопределенность его положения не лучшим образом сказалась на развитии его личности, приведя к внутренней дисгармонии.

Едва мальчику исполнилось десять, он был определен в частный столичный пансион. А в 1820 году, после завершения обучения, Александр поступил в Московский университет.

Вскоре после получения университетского диплома, Полежаев, почувствовав тягу к литературе, начал писать. Поначалу четкого направления творчества у него не было: писатель искал себя. Он занимался переводами трудов популярного в те годы Ламартина, и это сказывалось и на собственных его работах – элегиях и одах. Полежаев был востребован и практически все его труды мгновенно появлялись в модном «Вестнике Европы». Поэзия его была патетической направленности, о тайнах мироздания, она уносила читателей от обыденных проблем унылой повседневности. Иного характера были поэмы Полежаева, особенно «Сашка», датированная 1825-26 гг.

Полежаев появился в литературном мире в период становления реализма, поэтому значительное влияние на его мировоззрение оказало творчество Пушкина. Полежаев даже вступил в творческую полемику с поэтом, используя «Онегина» в качестве некоего прототипа для своего героя автобиографического произведения «Сашка». Но в отличие от пушкинского творения, полежаевское отдавало какой-то грубостью и мятежностью, задевая привычный общественный уклад.

В той же манере писателем были созданы еще несколько трудов: «Иман-козел», «Рассказ Кузьмы, или Вечер в Кенигсберге».

Такие революционные настроения Полежаева не могли остаться незамеченными властями и вскоре писатель был направлен Николаем Первым в пехотный полк унтер-офицером в качестве наказания. Но долго солдатской жизни Александр не вынес и в 1827 году решился на побег. Его схватили и разжаловали в простые солдаты, а также лишили приобретенного после окончания университета дворянского титула. На этом злоключения писателя не закончились – за стычку с офицером его арестовали и заперли в подвальной камере. Из-за плохих условий проживания, Полежаев заболел чахоткой. Полгода он боролся с болезнью, но, так и не долечившись, был отправлен на Кавказ. На этот раз писатель проявил себя достойным и отважным солдатом и даже дважды был приставлен к наградам, но царь их не жаловал солдату, помня о его мятежном нраве. Буквально за неделю до смерти поэта, государь все же пожаловал ему звание прапорщика.

Позднее творчество Полежаева явилось началом нового жанра в литературе – иронической стихотворной повести. Нововведение хорошо прижилось среди писателей, особенно откликнувшись в творчестве Лермонтова.

Творческим методом для писателя был избран своеобразный романтизм, чем-то напоминающий натурализм. Лишь свобода всегда двигала и направляла его, став не только нормой его поведения, но и пониманием жизни вообще.

Студенческие работы Полежаева быстро отошли на второй план, так как читательская аудитория их была чрезвычайно узка. Зато подражание простонародному стилю письма, подчас грубоватому, осталось в его творчестве до конца. Также, специфическая структура, характеризующуюся наличием двух основных планов – героя и толпы, была предпочтительна для автора от начала и до конца. Характерные произведения, представляющие яркие примеры полежаевского эпоса, это «День в Москве», «Царь охоты», «Эрнели», «Чир-Юрт», «Кориолан».

Наиболее ценна для литературы все же была поэзия Александра Полежаева, его лирика, пропитанная идеей гордой несломленной личности и сильнейшим трагизмом. 1826 – 1831 годы явились для поэта невероятно плодотворными. В эти годы был издан и первый его авторский сборник, включающий в себя такие яркие работы, как «Песнь пленного ирокеза», «Песнь погибающего пловца», «Ожесточенный», «Вечерняя заря», «Цепи» и прочие. Позже, в 1833 году, вышел сборник «Кальян», ознаменовавший собой последний этап творчества Полежаева. Более он подходит по настроению к романтизму.

В лирике поэта необычайно гармонично сплетаются нотки безнадежности и пессимизма с твердым желанием борьбы и перемен. Некоторые критики, в особенности Н. П. Огарев, предлагали на примере творческого наследия Полежаева прослеживать переход общественного интереса в личный. Так, постепенно, общественные проблемы и духовные ценности сводятся к личностному индивидуализму. Именно личность, в поэзии Полежаева, становится орудием свободы.

Без сомнения, талант Александра Полежаева велик и достоин восхищения. Но практически все знатоки творчества поэта и прозаика, одновременно и преклонялись перед его мастерством и жестко его критиковали. Причиной тому немного грубая и заносчивая его манера письма, иногда даже пошлость и безвкусие.

ПОЛЕЖАЕВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ПОЛЕЖАЕВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1804, по др. данным 1805 или 1806–1838), русский поэт. Родился 30 августа (11 сентября) 1804 (по др. данным 1805 или 1806) в селе Покрышкино (по др. данным в селе Рузаевка) Инсарского уезда Пензенской губ. Внебрачный сын пензенского помещика Л.Н.Струйского и его дворовой Аграфены Федоровой, выданной после рождения сына за мещанина г.Саранска Ивана Полежаева, вскоре исчезнувшего. Мать через несколько лет умерла, оставив малолетнего сына. В августе 1816 Полежаев был перевезен в Москву, где обучался в пансионах (при губернской гимназии и в частном пансионе швейцарца Визара, иронически охарактеризованном в поэме Сашка).

По тогдашнему законодательству «незаконнорожденный» Полежаев не мог быть принят в университет и в сентябре 1820 стал вольнослушателем словесного отделения Московского университета. Сошелся с либерально-демократическим разночинным студенчеством, в среде которого в 1827 сложился тайный революционный кружок братьев Критских, по делу которых позднее привлекался и Полежаев. Оппозиционным настроениям поэта способствовала нужда: помощь Струйских внуку была недостаточной, из-за безденежья приходилось часто прерывать учебу.

Впервые в печати Полежаев выступил в 1826 в журнале «Вестник Европы» со стихотворным переводом из легендарного кельтского барда Оссиана (в интерпретации Дж.Макферсона) Морни и тень Кормала. Антимонархическим пафосом, политической злободневностью (отклик на события 1825) проникнуто торжественно-обличительное стихотворение Полежаева Валтасар – вариация на тему 5-й главы Книги пророка Даниила, повествующей о гибели восточного деспота.

Наряду со стихами, опубликованными в «Вестнике Европы» и альманахах, Полежаев создал несколько повестей в стихах, ходивших списками в студенческой среде, в т.ч. поэму Сашка (1825), пародийно стилизованную в манере только что вышедшей в свет первой главы Евгения Онегина А.С.Пушкина («Мой дядя человек сердитый. »), полную дерзкого юмора, остроумных и едких характеристик общественных явлений и лиц, сатирических выпадов против университета и других институтов самодержавия, в которой главный герой – студент-повеса, плебей, наблюдательный насмешник и озорник вместе со своими друзьями, служителями «буйственной» свободы, веселым разгулом протестует против ханжества религиозной и светской морали и всего лицемерного социума («Но ты, козлиными брадами / Лишь пресловутая земля, / Умы гнетущая цепями, /Отчизна глупая моя! / Когда тебе настанет время / Очнуться в дикости своей, / Когда с себя ты свергнешь бремя / Своих презренных палачей?»).

Читайте также  Краткая биография лоуренс

В июне 1826 рукопись Сашки была доставлена Николаю I, который заставил автора прочитать поэму вслух, заключив слушание резюме: «Это все еще следы, последние остатки; я их искореню!», и 28 июля приказал только что окончившего университет Полежаева отдать в солдаты. Служба в Бутырском пехотном полку в Москве, подземный каземат при Спасских казармах в 1828 (по делу кружка Критских, одному из членов которого Полежаев передал текст вольнодумно-бунтарской песни К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева-Марлинского Близ Фонтанки-реки), участие в боях на Северном Кавказе, в районе крепости Грозная, в горах Дагестана и Чечни (1829–1833), когда в октябре 1831 за «отличное мужество» он был безуспешно представлен к производству в офицеры, недолгие передышки в походах и на стоянках в казачьих станицах, – все это стало биографическим фоном нового, зрелого этапа творчества Полежаева, напитанного скорбью изгнанничества и отверженности в сочетании с элегической, в т.ч. религиозной, медитативностью и мятежностью (Песнь пленного Ирокезца, 1826–1828, – «Я умру! / на позор палачам / Беззащитное тело отдам! / Но, как дуб вековой / Неподвижный от стрел, / Я недвижен и смел / Встречу миг роковой!»), проникнутого мотивами атеистическими (поэма Арестант, 1828), предвосхищающими поэзию М.Ю.Лермонтова философско-«демоническими» (стих. Демон вдохновенья, 1833; Духи зла, 1834) и сатирико-инвективными (стих. Четыре нации, 1827; послание другу Полежаева Александру Петровичу Лозовскому, 1828, опубл. в 1829–1830, впоследствии сохранившему большую часть литературного наследия поэта). В этих произведениях «поэтизмы», сменяемые намеренной огрубленностью, простонародной, даже вульгарной лексикой, и смирение, перебиваемое пылким эротизмом, в совокупности создавали образ страдающего и страстного лирического героя, тяготеющего к импровизации и исповеди, склонного к саморефлексии и экспрессии в рамках романтического противопоставления «существенности», «внешности» – идеальному и духовному.

Особая тема – «Полежаев и Кавказ». Казачий фольклор питал его стих. Ночь на Кубани, Казак, Русские песни, стилизованные под народные распевы, и вошедшие в российский культурный быт стихотворения Архалук и известный с музыкой А.А.Алябьева и А.Л.Гурилева Сарафанчик. Военные будни отразились в поэмах Эртели (1830) и Чир-Юрт (1832), почти документальных в своей натуралистической подробности описания. Лирические стихотворения Герменчугское кладбище, Акташ-Аух, Мертвая голова раскрывают передают сострадание поэта покоряемым народам Чечни и Дагестана, мечты о том времени, «когда воинственная лира / Громовый звук печальных струн / Забудет битвы и Перун / И воспоет отраду мира». Окрашенные байронизмом, близкие декабристской поэтике тираноборческие мотивы звучат в психологических поэмах Полежаева на исторические сюжеты Видение Брута (1833) и Кориолан (1834, опубл. в 1838), в стих. Вечерняя заря (1826–1828, опубл. в 1829), Живой мертвец (опубл. в 1830), Цепи (опубл. в 1831), Рок, Песнь погибающего пловца, Ожесточенный (все опубл. в 1832), где героем, как правило, выступает «неизменный друг свободы», поэт, вступающий в безнадежно-трагический конфликт со всевластными притеснителями («Бессилен звук в моих устах, / Как меч в заржавленных ножнах»).

При этом Полежаев порывает с укоренившейся в русской литературе традицией кавказской экзотики, делая постоянным романтическим персонажем своей лирики не скучающего или эстетствующего путешественника, но солдата в шинели с «ратной сумой», впервые введя этот образ в отечественную поэзию (от имени солдат было им также написано в манере декабристских агитационных песен стихотворение Ай, ахти! Ох, ура, опубл. в 1925).

В 1833 поэт-солдат возвращается в Москву, где радость активной литературной работы («Одно под солнцем есть добро – неочиненное перо) отравлена новыми доносами и преследованиями, в т.ч. цензурными, искажающими или задерживающими его книги (сборники Разбитая арфа, опубл. под назв. Арфа в 1838; Часы выздоровления, опубл. в 1842).

Развившаяся в годы службы чахотка, жестокое наказание розгами, которому поэт был подвергнут за самовольный побег на несколько дней из полка, вызвали резкое ухудшение здоровья. В сентябре 1837 Полежаев был отправлен в Лефортовский военный госпиталь, где спустя несколько месяцев скончался, получив перед смертью долгожданный приказ о производстве в чин прапорщика. А.И.Герцен, вместе с Н.П.Огаревым способствовавший распространению стихов Полежаева и сведений о нем за рубежом, с горькой иронией писал: Николай I «за чахотку произвел Полежаева в офицеры».

Одна из самых трагических фигур русской культуры, обозначивший «мост» от декабристов к М.Ю.Лермонтову и Н.А.Некрасову, от «дворянского» к «разночинному» этапу развития гражданской поэзии, известный также переводами французских просветителей и романтиков, Полежаев был высоко ценим Н.А.Добролюбовым и В.Г.Белинским (отмечавшим, однако, определенную склонность поэта к риторике и романтическим шаблонам в духе В.А.Жуковского, натуралистическую незрелость его бытописания, недоработанность стиха) и уже во второй половине 19 в. получил достойное его творчества признание.

Умер Полежаев в Москве 16 (28) января 1838.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: