Краткая биография асеев

Биография Асеев в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография асеев

Николай Николаевич Асеев

Николай Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента (по др. сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908−1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив».

Начал как символист, в Москве сблизился с , Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником ; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с отчетливо футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л.Пастернак). В том же году в Харькове Асеев — один из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с , и особенно с (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и . С 1922 постоянно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ.

Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга Ночная флейта, 1914), интерес к русской народной речи (сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книга Леторей, 1915, совместно с Г. Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее влияние — в поэтике и антибуржуазном мировидении — Маяковского, высоко ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» — в стихотворении Юбилейное) и написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза), 1915; Оксана, 1916; острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым — в сборниках Бомба, 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж почти полностью уничтожен), Стальной соловей, 1922; Совет ветров, 1923; Изморозь, 1927, включающем известное стихотворение Синие гусары; Запеваем!, 1930; Пламя победы, 1946; Разнолетье, 1950; Раздумья, 1955; Лад, 1961, Ленинская премия, 1962; Самые мои стихи, 1962, — в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, — и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось также в поэмах Асеева Буденный, 1923; Лирическое отступление, Электриада, Двадцать шесть, посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; Свердловская буря, 1925; Семен Проскаков, 1928; Маяковский начинается, 1936−1939, отд. изд. 1970, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные главы — 1950).

Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в мемуарах и путевых записках (Разгримированная красавица, 1928). Асеев — автор также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха

Умер Асеев в Москве 16 июля 1963.

Николай Асеев родился в Льгове Курской губернии 28 июня 1889. Был сыном страхового агента. В 1907 г. стал выпускником Курского училища, с 1908 по 1910 г. учился в Коммерческом институте г. Москва и в Московском университете на историко-филологическом факультете. С 1908 начинает регулярно издавать свои произведения; некоторый период времени работает секретарем.

Начал свой творческий путь как символист, сдружился с В.Я. Брюсовым, В.И. Ивановым, С.П. Бобровым.

В 1913 создал литературную группу «Лирика», вместе с Бобровым и Пастернаком был организатором издательства, из которого в 1914 году родилась группа писателей «Центрифуга», исповедовавшая футуризм. В 1914 г. Асеев организовал литературную группу «Лирень» в Харькове. Дружил с В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюкоми. На протяжении некоторого промежутка времени Асеев жил вместе с В.В.Маяковским в одной квартире.

В 1915 г. призван в армию, во время войны оказался на Дальнем Востоке. Основал во Владивостоке литературное общество «Балаганчик», которое, собственно стало фундаментом для группы «Творчество», которую Асеев организовал с Третьяковым в 1920 г. С 1922 Асеев живет в Москве; а в 1923 вступает в Левый фронт искусств.

Первая книга Асеева — «Ночная флейта» — 1914 г. — символ изысканности и эпатажности, в сборнике «Зор» — 1914 г. — ярко выражен интерес к русской речи, а в книге «Леторей» — 1915 г., он вообще переходит в культ звукописи. Творческая дружба с Маяковским полностью сформировала талант Николая Асеева. В его творчестве усиливается революционный мотив. Вместе с Маяковским было написано много агитационных стихотворений, которые проявились в сборниках Асеева «Люблю твои глаза» — 1915, «Оксана» — 1916; Сборник «Бомба» — 1921 г., в котором ярко выражена острота социальной проблемы, был сожжен весь тираж интервентами. Революционным пафосом проникнуты поэмы «Буденный» — 1923; «Лирическое отступление», «Двадцать шесть» — которую Асеев посвятил расстрелянным бакинским комиссарам, — 1924. Также Асеев писал для детей, занимался переводами и статьями.

Николай Асеев умер 16 июля 1963 г. в Москве.

Асеев Николай Николаевич

Николай Николаевич Асеев — поэт, переводчик, сценарист.

Содержание

  • 1 Николай Асеев / Биография
  • 2 Николай Асеев / Книги
  • 3 Николай Асеев / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 4 О жизни и творчестве

Николай Асеев / Биография

Николай Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове, в Курской губернии. Его отец был страховым агентом (по другим сведениям, агрономом); мать, урожденная Пинская, умерла, когда сыну было 7 лет. Отец был в постоянных разъездах, поэтому мальчик проводил большую часть времени в доме деда Николая Павловича Пинского, заядлого рыболова и охотника.

В статье «Путь в поэзию» (1957 – 1962) Асеев вспоминал о дедушке: «Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену. Я слушал, разинув рот, понимая, конечно, что этого не было, но все же могло быть. Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд, о которых я тогда не знал еще ничего». Бабушка, выкупленная мужем из крепостных, знала много народных песен и сказок. Асеев не раз отмечал влияние, оказанное на него воспитанием в доме Пинского.

Учиться мальчика отдали в Курское реальное училище. По его окончании он по наставлению отца поступил в Московский коммерческий университет (лето 1909 –1910). Параллельно вольнослушателем посещал лекции на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета. В 1911 году Асеев приезжает в Харьков, чтобы поступить в Харьковский университет, в Харькове знакомится с семьей Синяковых, там он и познакомился с Хлебниковым, Пастернаком, братьями Бурлюками и другими основоположниками футуризма, а на младшей из пяти сестер Синяковых – Ксении Михайловне – впоследствии, в 1916 году, женился (ей посвящен сборник «Оксана», 1916).

Начиная с 1908 года, Асеев регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы» и альманахе «Первоцвет». Некоторое время он работал секретарем в журнале «Русский архив». Первые произведения поэта были близки к символизму; он знакомится с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом.

В 1913 Асеев организовал группу «Лирень», просимволистскую по своему характеру, и стал одним из учредителей одноименного издательства. В группу его привел Сергей Бобров (сын детской писательницы А. И. Саргиной, в будущем автор нескольких детских книг). Одним из первых участников «Лирени» был Борис Пастернак (Асеев написал предисловие к его сборнику «Близнец в тучах», 1914). В феврале 1914 года Асеев, Бобров и Пастернак, отколовшись от «Лирени» и примкнув к футуристам, которых поначалу объявили врагами, основывают группу «Центрифуга» (просуществовала до 1922 г.). В том же году Асеев выпускает свои первые сборники «Ночная флейта» и «Зор» (в оформлении Марии Синяковой), еще носившие отпечаток эстетики символизма.

О знакомстве весной 1914 г. с Владимиром Маяковским поэт вспоминал в статье «Путь в поэзию»: «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей».

В апреле 1914 года Асеев начинает сотрудничать с журналом для детей «Проталинка». Там выходят новелла «Подзвонок», в которой отразилось увлечение поэта фольклором, пересказ в прозе избранных мест «Калевалы», рассказы «Княжьи очи» и «Ловчий рог», представляющие собой адаптации исторических и летописных источников, например, «Воскресенской летописи». В июне Асеев уезжает в Харьков к Ксении Синяковой, будущей жене, при этом сотрудничество с «Проталинкой» продолжалось. Осенью вышел авторский сборник «Зор», в котором заметно влияние Велимира Хлебникова и увлечение славянским фольклором. Позже, во время Первой мировой войны, в журнале был напечатано стихотворение Асеева «Помни!» (1915, № 3) и рассказ «Рядовой Васейка» (1915, № 9). В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. В своей части он устраивал чтения стихов, пытался поставить спектакль по сказке о трех братьях Льва Толстого. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы.

В 1916 г. вместе с поэтами Божидаром (Б. Гордеевым), Григорием Петниковым, Велимиром Хлебниковым и художницей Марией Синяковой подписывает футуристическую декларацию «Труба марсиан».

Читайте также  Краткая биография пьецух

В 1917 году был призван повторно в запасной полк в Гайсине, однако Февральская революция освободила его от дальнейшей службы: «Я — рафинированный интеллигент — с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника — мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка» (очерк «Октябрь на Дальнем»). Осенью 1917 года Асеев вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку.

Однако во Владивостоке Асеев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, а затем в качестве фельетониста. Асеев публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова; читал лекции о футуризме. Кроме того, по инициативе Асеева было создано литературное общество «Балаганчик», а в 1920 году — группа «Творчество», куда входили Давид Бурлюк, Сергей Третьяков и другие.

Николай Асеев

Николай Николаевич Асеев (1889-1963) – русский советский поэт, переводчик и сценарист, представитель русского футуризма. Обладатель Сталинской премии 1-й степени.

В биографии Николая Асеева есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Асеева.

Биография Николая Асеева

Николай Асеев появился на свет 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (Курская губерния). Он рос в семье страхового агента Николая Николаевича и его жены Елены Николаевны.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии будущего поэта произошла в 8-летнем возрасте – скончалась его мать. В результате, отец повторно вступил в брак. Детские годы Асеева прошли в доме его деда по материнской линии, Николая Павловича.

Дедушка поэта был страстным рыбаком и охотником, любил фольклор, а также имел репутацию прекрасного рассказчика. Его супруга, Варвара Степановна, – бабушка Асеева, знала множество подробностей из старого деревенского быта.

По словам Николая, дедушка и бабушка оказали на него огромное влияние. Позднее Асеев поступил в Курское реальное училище, которое успешно окончил в 1909 г. Затем он продолжил получать образование на экономическом факультете Московского коммерческого института и на историко-филологических отделениях Московского и Харьковского университетов.

В разгар Первой мировой войны (1914-1918) Николая Асеева призвали на службу, однако по причине туберкулеза он был от нее освобожден. В 1917 г. его снова призвали в армию, вследствие чего он начал нести службу в запасном полку.

Позднее Асеева избрали в полковой Совет солдатских депутатов, после чего его вместе с ранеными солдатами направили в Иркутск. В ходе Гражданской войны Николай оказался на Дальнем Востоке. В это время биографии он возглавлял биржу труда, а потом работал в местной газете.

Творчество

Николай Асеев начал печататься в 20-летнем возрасте. В период 1914-1915 гг. он издавался в детском журнале «Проталинка». К тому времени он уже познакомился с разными современными поэтами, включая Маяковского и Пастернака, в связи с чем был частым гостем различных творческих вечеров.

С 1914 г. Николай Николаевич совместно с Бобровым и Пастернаком был одним из лидеров кружка «Лирика», а затем и литературной группы «Центрифуга», которая развивалась в духе футуризма. Тогда же он стал автором своего первого поэтического сборника «Ночная флейта».

Футуристическая группа «Творчество»

В данной книге, стихотворениям Асеева были присущи символистские мотивы. В эти годы биографии на него сильно повлияло творчество Хлебникова, наряду с древнеславянским фольклором. Это привело к тому, что он издал очередные сборники – «Зор» и Леторей».

Вместе с тем, Николай восхищался не только поэзий Маяковского, но и его личностью. В результате, в его творчестве стали преобладать революционные настроения. Еще до начала Октябрьской революции он пророчил скорое торжество нового порядка.

По этой причине, государственный переворот Асеев принял с большим энтузиазмом, как и многие другие поэты. О старой культуре он отзывался, как об «ушедшей туче», которая наконец-то «отгремела». Парень воспринимал революцию как стихийную силу, уничтожившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.

В последующие годы биографии Николай Асеев начинает часто прославлять советскую Россию. В начале 1920-х годов он стал автором поэм «Буденный» и «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы», а также сборника «Бомба».

В 1922 г. Асееву пришло приглашение от Луначарского о переезде в Москву. В следующем году его приняли в творческое объединение «ЛЕФ», в котором он занимал одну из ведущих ролей. Через пару лет он опубликовал поэму «Лирическое отступление», в которой критиковал современников в том, что те не стремились к отходу от мещанства, а, наоборот, тянулись к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе.

В 20-е годы Николай Николаевич издал ряд произведений, которым была присуща тема революции: поэмы «Семен Проскаков», «Свердловская буря» и «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах», а также стихотворения «Синие гусары» и «Чернышевский».

Тогда же Асеев отправился в путешествие на Запад, вернувшись домой в 1928 г. После этого из-под его пера вышли несколько стихотворений, среди которых «Рим», «Дорога» и «Форум-Капитолий». Позднее он представил книгу «Дневник поэта».

В 30-е годы поэт продолжает писать стихи, а также публикует фельетоны на политические темы – «Надежда человечества» и «Берлинский май». Одновременно с этим он занимается переводами. Особенное место в биографии Асеева занимает поэма «Маяковский начинается» (1940).

За это произведение Николай удостоился Сталинской премии 1-й степени. В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) его стихи активно издавались в газетах. В них он заверял соотечественников в неминуемой победе над фашизмом и прославлял Родину.

После войны Асеев продолжил писать стихи и публиковать книги. Незадолго до смерти он представил труд «Зачем и кому нужна поэзия» (1961), на страницах которого размышлял о прожитой жизни.

Важно отметить, что Николай Асеев часто оказывал поддержку начинающим поэтам в эпоху хрущевской «оттепели». За годы творческой биографии он издал порядка 80 поэтических сборников, а также занимался переводами стихотворений Мао Цзэдуна.

Личная жизнь

Женой Николая была Ксения Синякова – одна из 5 сестер Синяковых, считавшихся «музами русского футуризма». В честь жены им был написан стих «За косы ее золотые, за плечи ее молодые». Интересен факт, что за сестрами пытались ухаживать Маяковский, Пастернак и Хлебников.

После смерти Асеева, Ксения около 17 лет сожительствовала с художником-авангардистом Анатолием Зверевым. Любопытно, что она была старше своего избранника на 39 лет. Вместе влюбленные прожили вплоть до самой смерти Синяковой в 1985 г.

Смерть

В последние годы биографии у поэта обострился туберкулез, который дал осложнение и привел к воспалению легких. Николай Асеев умер 16 июля 1963 года в возрасте 74 лет.

Фото Николая Асеева

Могила Асеева на Новодевичьем кладбище

Асеев Николай Николаевич

Николай Асеев родился 9 июля 1889 года в городе Льгов, Курская область. Окончив Курское реальное училище, в 1909 году поступает в Московский коммерческий институт. В это же время молодой поэт посещает лекции на филологическом факультете Московского университета. В 1911 году его произведения впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно Николай Асеев знакомится с известными литераторами: Валерием Брюсовым, Федором Сологубом, Борисом Пастернаком, Владимиром Маяковским. Асеев входил в несколько поэтических групп.

В 1913 году вступил в группу «Лирика», организованную Сергеем Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга». В первом сборнике Асеева «Ночная флейта» заметно сильное влияние символизма. После знакомства с произведениями Велимира Хлебникова, молодой поэт увлекается древнеславянским фольклором, что незамедлительно отразилось на его творчестве. В последующие годы выходят в свет его поэтические сборники «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов» и «Оксана».

Далее, в середине 1917 года Асеев вместе с женой уехал на Дальний Восток, где работал в газете «Дальневосточное обозрение». Являлся одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого родилась группа «Творчество».

Николай Николаевич Асеев активно сотрудничал с отечественным кинематографом. Являлся автором сценариев к фильмам «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Федькина правда» Ольги Преображенской, участвовал в создании «Броненосца «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Асеев часто выступал с лекциями о футуризме, пропагандировал творчество Маяковского. В 1921 году во Владивостоке издается сборник стихов Асеева «Бомба».

В 1922 году поэт вернулся в Москву и стал в дальнейшем одним из самых пламенных и ортодоксальных большевистских поэтов. В 1930-е годы Николая Асеева избрали в редакционную коллегию «Литературной газеты», потом, в состав правления Союза писателей. В эти годы поэт сочинял праздничные стихи в газеты, стихотворные отклики «на злобу дня». В поиске новых жанров публиковал политические фельетоны: «Надежда человечества», «Берлинский май».

За поэму «Маяковский» в 1941 году ему присудили Сталинскую премию. В 1961 году за поэтический сборник «Лад» Николай Асеев стал лауреатом Ленинской премии. За свою жизнь опубликовал более семидесяти стихотворных сборников.

Умер известный поэт Николай Николаевич Асеев 16 июля 1963 года в Москве. Похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Сталинская премия первой степени (1941) — за поэму «Маяковский начинается»

Читайте также  Краткая биография тегнер

Орден Ленина (31.01.1939)

Орден Трудового Красного Знамени (28.07.1959)

Библиография

Николай Асеев. Ночная флейта: Стихи. / Предисл. и обл. С. Боброва. — М.: Лирика, 1914. — 32 с.
Николай Асеев. ЗОР. / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1914. — 17 с.
Николай Асеев, Григорий Петников. Леторей: Кн. стихов / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1915. — 32 с.
Николай Асеев. Ой конин дан окейн! Четвертая кн. стихов. — М.: Лирень, 1916. — 14 с.
Николай Асеев. Оксана. — М.: Центрифуга, 1916. — 88 с.
Николай Асеев. Бомба. — Владивосток: Вост. трибуна, 1921. — 64 с.
Николай Асеев. Сибирская бась. — Чита, 1922
Николай Асеев. Софрон на фронте. — М., 1922
Николай Асеев. Аржаной декрет. — М.: Гиз, 1922. — 20 с.
Николай Асеев.Совет ветров. — М., ГИЗ, 1923. — 56 с.
Николай Асеев.Стальной соловей. — М., Вхутемас, 1922. — 26 с.
Николай Асеев. Избрань. / Обл. А.Родченко. — М.-Пг., Круг, 1923-128 с.
Николай Асеев. Октябрьские песни., М., Мол. гвардия, 1925. — 32 с.
Николай Асеев. За рядом ряд. М., 1925 — 32 с.
Николай Асеев. Расстрелянная земля (рассказы). М., Огонек, 1925. — 44 с.
Николай Асеев. Разгримированная красавица. М.: Федерация, 1928.
Николай Асеев. Дневник поэта. Л.: Прибой, 1929. — 228 с.
Николай Асеев. Проза поэта. М.: Федерация, 1930.
Николай Асеев. Запеваем! М., ГИЗ, 1930. — 102 с.
Николай Асеев. Избранные стихи. / Обл. А. Родченко. — М., ГИЗ, 1930.
Николай Асеев. Большой читатель. М.: Федерация, 1932.
Николай Асеев. Обновления жизни. Издательство писателей в Ленинграде. 1934.
Николай Асеев. Удивительные вещи. М.: Гослитиздат, 1934.
Николай Асеев. Высокогорные стихи. М., Советский писатель, 1938.
Николай Асеев. Наша сила. М.: Гослитиздат, 1939.
Николай Асеев. Зоревое пламя, М., Правда, 1939.
Николай Асеев. Первый взвод. М.: Гослитиздат, 1941.
Николай Асеев. Пламя победы. Л.: Советский писатель, 1946.
Николай Асеев. Разнолетье. М.: Советский писатель, 1950.
Николай Асеев. Раздумья. М.: Советский писатель, 1955.
Николай Асеев. Памяти лет. М., Гослитиздат, 1956.
Николай Асеев. Стихи. М., Художественная литература, 1957.
Николай Асеев. Самое лучшее. М., Молодая гвардия, 1959.
Николай Асеев. Лад. М.: Советский писатель, 1961. 2-е издание, доп. М.: Советский писатель, 1963.
Николай Асеев. Самые мои стихи. М., Правда, 1962
Николай Асеев. Зачем и кому нужна поэзия. М.: Советский писатель, 1961. — 315 с.

Сценарии

Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков.
Броненосец «Потемкин», совместно с Ниной Агаджановой.
Федькина правда, совместно с Александром Перегудой.

Улица Асеева в Москве

Курская областная научная библиотека

Улицы в Курске и Льгове

В городе Льгове, Курской области памяти поэта посвящен специальный литературно-мемориальный музей.

Жена — Ксения Михайловна Синякова (1892-1985), одной из пяти харьковских сестер Синяковых, бывших «музами русского футуризма» (ее сестрами были увлечены Пастернак, Хлебников и Маяковский). Одна из ее сестер — Вера Михайловна Синякова (1899-1973) — была замужем за поэтом Г. Н. Петниковым (до 1924 года), затем прозаиком С. Г. Гехтом.

Мемория. Николай Асеев

9 июля 1889 года родился поэт Николай Асеев

Личное дело

Николай Николаевич Асеев (1767—1849) родился во Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента. До 1911 года его фамилия официально писалась как Ассеев. Мать Елена Николаевна умерла молодой. «Мать я помню плохо. Она заболела, когда мне было лет шесть, и к ней меня не пускали, так как опасались заразы. А когда я ее видел, она лежала всегда в жару, с красными пятнами на щеках, с лихорадочно сиявшими глазами», — вспоминал Асеев. Отец вскоре после ее смерти женился вторично. К тому же он, будучи страховым агентом, все время колесил по уездам, редко бывая дома.

Так что воспитанием мальчика занимался дед по материнской линии Николай Павлович Пинский, заядлый охотник и рыболов, любитель народных песен и сказок и замечательный рассказчик.

Из Льгова дед отвез десятилетнего Николая в Курск, где тот поступил в реальное училище, которое окончил в 1909 году. Примерно в это время начал писать стихи. Сразу после училища поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института.

В 1911 году произведения Асеева впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно он знакомится со многими известными литераторами – В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Б. Пастернаком, В. Маяковским. По окончании института в 1912 году продолжил учебу на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов.

Асеев поочерёдно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 году он вместе с Борисом Пастернаком вступает в группу «Лирика», организованную Сергеем Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга».

С 1914 года Асеев публиковался в журнале для детей «Проталинка».

Его первый сборник «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями Велимира Хлебникова и увлечение древнеславянским фольклором нашли свое отражение в сборниках «Зор» (1914) и «Леторей» (1915).

В 1915 году Асеева призвали в армию. Он попал на австрийский фронт. После февральской революции Асеева избирают в Совет солдатских депутатов от 34-го стрелкового полка. Как самый грамотный в этом Совете, он получил направление на учебу в школу прапорщиков, находившуюся в Иркутске. Вместе с эшелоном раненых сибиряков был отправлен в Иркутск, но проследовал далее — на Дальний Восток. Во Владивостоке Асеева застала Октябрьская революция. «По солдатской литере проехал я всю Сибирь и докатил до самого океана, — писал Асеев в заметках „Путь в поэзию“. — Приехав во Владивосток, я пошел в Совет рабочих и солдатских депутатов, где получил назначение помощника заведующего биржей труда». Затем он работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.

В это время восточная окраина России стала местом притяжения футуристов. В те годы во Владивостоке и Чите жили и творили М. Аветов, С. Алымов, Д. Бурлюк, Н. Насимович (Чужак). Асеев прибыл в Приморье автором пяти поэтических книг, написанных в духе уходящего символизма; здесь же он окончательно стал футуристом.

Асеев выступил одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого в дальнейшем родилась группа «Творчество», в которую вместе с Асеевым входили С. Третьяков, Д. Бурлюк, Н. Насимович (Чужак).

Асеев был активнейшим проводником в культурной жизни Приморья идей и поэтики Маяковского, с которым был знаком с 1913 года. Он читал лекции о футуризме, публиковал новые произведения «горлана-главаря». Владивостокские читатели знакомились с поэмой «150 000 000» и пьесой «Мистерия-буфф» практически одновременно с петроградцами и москвичами.

В 1921 году во Владивостоке выходит сборник стихов Асеева «Бомба». А в Чите появляется издательство ПТАЧ, названное по начальным буквам фамилий его создателей: Пальмова, Третьякова, Асеева, Чужака.

В 1922 году Асеев был вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. После переезда в Москву становится одним из лидеров групп ЛЕФ (1923—1928) и РЕФ (1929—1930).

С 1931 года и до своей кончины Асеев жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке (сейчас на здании установлена мемориальная доска). После смерти Маяковского Асеева воспринимали как последователя и продолжателя поэта-трибуна. Он много писал, но публиковали, в основном, только его агитационные стихи. Несколько раз Асеев пытался обратиться к Сталину, жалуясь на притеснения.

В декабре 1935 года Сталин заявил, что «… Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и произведениям – преступление». Уже через две недели Асеев публично заявил, что начал писать о своем друге роман в стихах. Поэма «Маяковский начинается» стала главным произведением Асеева. Закончил он ее в 1939 году.

В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, Асеев находился в эвакуации в Чистополе.

После войны входил в комиссию по приемке в Союз писателей, в правление Литературного фонда занимавшегося широким кругом вопросов по обеспечению быта писателей. Активно помогал молодым поэтам в период хрущёвской «оттепели». Сохранились его письма Виктору Сосноре, написанные незадолго до смерти, полные участия в творческой карьере молодого поэта.

Николай Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Николай Асеев – один из ярких представителей плеяды советских поэтов. Изначально вместе с Сергеем Бобровым и Борисом Пастернаком являлся одним из ведущих представителей группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Однако революции и войны, а также дружба с В. Маяковским сильно повлияли на его дальнейшее творчество. Со временем Асеев стал одним из наиболее ортодоксальных большевистских поэтов, выполняя своими стихами «социальный заказ». Он является автором множества произведений на революционную тематику: поэма «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925). Был обласкан властью, за свое творчество удостоен Сталинской премии.

Особое место в творчестве Асеева занимает биографически-мемуарная поэма «Маяковский начинается» (1940), где есть воспоминания об атмосфере эпохи и деятелях футуризма.

О чем надо знать

Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон обвиняла Асеева в неоказании помощи ее матери в эвакуации, что и привело в итоге поэтессу к самоубийству. Ариадна писала Борису Пастернаку в 1956 году: «Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова».

Читайте также  Краткая биография музиль

Именно к Асееву и его жене было обращено одно из предсмертных писем Цветаевой, которая просила их позаботиться о сыне Георгии: «Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у Вас».

Сам Георгий впоследствии писал в дневнике: «Асеев был совершенно потрясен известием о смерти Марины Цветаевой, сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его площадь…»

Прямая речь

О деде: «Главным моим воспитателем был дед Николай Павлович. Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену. Я слушал разинув рот, понимая, конечно, что этого не было, но все же могло произойти. Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд.».

Из полицейских архивов Льгова:«1909 г. мая 23 дня Льговский уездный исправник, усматривая из произведенного дознания, что студент Николай Николаев Асеев, дворянин Николай Владимиров Санцевич, Константин Владимиров Курлов, купец Александр Иванов Степин и дочь чиновника Мария Федорова Сафонова показанием свидетелей… уличаются в том, что в ночь на 23 мая позволили себе публично петь в городском саду революционные песни. А потому усматривая в этом деянии признаки нарушения пункта 3 обязательных постановлений изданных Курским Губернатором 3 июля 1907 г. … Постановил: …как вредных общественному порядку, подвергнуть аресту при Льговской тюрьме».

Владимир Маяковский в дружеском письме Асееву на Дальний Восток: «Громовой привет и широкое футуристическое мерси за агитацию нашего искусства и за восславление моей скромной персоны, в частности. Если что-нибудь поэтическое начнется, будет идти в ДВР. Хочу приехать в Читу».

Литературовед Валентина Катеринич о книге Асеева «Бомба»: «Натужный пафос, упругий ритм, кумачовые краски и риторика, риторика, риторика. «Заводы, слушайте меня / Готовьте пламенные косы:/ В России всходят зеленя/ И бредят бременем покоса» Или: «Рабочие России,/ мы жизнь свою сломаем,/ но будет мир красивей/ цветущим Первым маем. » Асеевское «румяного века живое сегодня» стало настолько вчерашним, что подобного рода стихи добровольно прочтет разве что литературовед. И дело еще в том, что они воспринимаются (и являются таковыми) как бледная тень революционного Маяковского».

во времена глухого Керженца,

8 фактов о Николае Асееве

  • Бабушка Николая Асеева Варвара Степановна Пинская в юности была крепостной. Ее выкупил из неволи дед, влюбившийся в неё во время одного из своих охотничьих походов. Она много помнила и рассказывала внуку из быта старой деревни.
  • Некоторые справочники указывают, что настоящая фамилия Асеева — «Штальбаум». Такая информация была в первом томе «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова. Однако уже в 4-м томе словаря, вышедшем при жизни Асеева, появилось опровержение: «Указание на то, что Асеев, Н. — псевд. Н. Н. Штальбаума, — не соответствует действительности. Асеев, Н. Н. — настоящая фамилия».
  • «Марш Буденного» из поэмы Асеева «Буденный» (1922) был положен на музыку А. А. Давиденко и стал популярной песней.
  • Переводил стихи Мао Цзэдуна. Книга «Восемнадцать стихотворений» в переводе Асеева была выпущена в Москве издательством «Правда» в 1957 году.
  • Поэт страстно увлекался охотой и большим теннисом, даже участвовал в крупных соревнованиях.
  • Асеев опубликовал за свою жизнь около 80 стихотворных сборников.
  • За поэму «Маяковский начинается» (1940) Николай Асеев был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Также награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
  • Именем Николая Асеева названы улицы в Москве, Курске и Льгове.

Материалы о Николае Асееве:

Николай Николаевич Асеев

Николай Николаевич Асеев

27 июня (9 июля) 1889 ( 18890709 )

Никола́й Никола́евич Асе́ев (27 июня (9 июля) 1889, Льгов — 16 июля 1963, Москва) — известный русский советский поэт.

Содержание

Биография

Родился в семье страхового агента. Детские годы провел в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Учился в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Участник группы «Творчество» вместе с Сергеем Третьяковым, Давидом Бурлюком, Николаем Чужаком. В 1922 приехал в Москву.

В своём письме Б.Пастернаку дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон называет его убийцей своей матери. (Получив отказ на просьбы о помощи, — даже в предоставлении места посудомойки в писательской столовой, — и непосредственно после разговора с Н.Асеевым, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством).

Творчество

Начал печататься в 1909. С 1914 Асеев вместе с Сергеем Бобровым и Борисом Пастернаком являлся одним из ведущих представителей группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Первый сборник «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915).

Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии усиливаются революционные мотивы (сборник «Бомба», 1921). «Марш Буденного» из поэмы «Буденный» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе «Леф». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу уступок в идеологической сфере и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Революционно-романтическим пафосом проникнуты поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 — типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского).

Опубликовал за свою жизнь более 70-ти стихотворных сборников.

Книги

  • «Ночная флейта» (1914);
  • «Зор» (1914);
  • «Леторей» (1915);
  • «Ой конин дан окейн», Четвертая кн. стихов, Изд. «Лирень», Москва, 1916;

Примечания

  1. Мао Цзэ-дун. Восемнадцать стихотворений. Москва: Издательство «Правда», 1957 (Библиотека «Огонек»)

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

  • Асеев Николай стихи в Антологии русской поэзии
  • Асеев на Стихии
  • Николай Николаевич Асеев читает стихотворения: «Синие гусары», «Двое идут», «Не за силу, не за качество….», «Это медленный рассказ…»
  • Сборник русской поэзии «Лирикон» — Асеев Н. Н.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Николай Николаевич (старший)
  • Николай Николаевич Афанасьев

Смотреть что такое «Николай Николаевич Асеев» в других словарях:

Асеев, Николай Николаевич — Николай Николаевич Асеев. АСЕЕВ Николай Николаевич (1889 1963), русский поэт. От формальной изощренности первых сборников (“Зор”, 1914) пришел к лирико философскому осмыслению действительности (“Раздумья”, 1955; “Лад”, 1961). Романтическая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Асеев, Николай Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Асеев. Николай Асеев Имя при рождении … Википедия

Асеев Николай Николаевич — [27.6(9.7).1889, Льгов, ‒ 16.7.1963, Москва], русский советский поэт. Родился в семье страхового агента. Детские годы провёл в доме деда ‒ охотника, знатока природы и фольклора. Учился в Московском коммерческом институте (1909‒12) и на… … Большая советская энциклопедия

АСЕЕВ Николай Николаевич — (1889 1963) русский поэт. В поэмах Буденный (1923), Двадцать шесть (1924), Семен Проскаков (1928) романтическая героизация революции. От формальной изощренности первых сборников ( Зор , 1914) пришел к лирико философскому осмыслению… … Большой Энциклопедический словарь

АСЕЕВ Николай Николаевич — (27 июня 1889, город Льгов, Курская губерния 26 июля 1963), российский поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Учился в Московском коммерческом институте (1909 1912), на филологическом факультете Московского и Харьковкого университетов. В… … Энциклопедия кино

Асеев, Николай Николаевич — Асеев Николай Николаевич (1889–1963) был одарен редким чувством языка (сближавшим его с В. Хлебниковым) и чувством ритма (столь ощутимым в «Пляске»); эксперименты привели его к футуристам (в группу «Центрифуга»); только на этом интуитивном даре… … Русские поэты Серебряного века

Асеев Николай Николаевич — (1889 1963), русский поэт. Входил в футуристические группировки. От формальной изощрённости первых сборников («Зор», 1914) пришёл к лирико философскому осмыслению действительности («Раздумья», 1955; «Лад», 1961). В поэмах «Будённый» (1923),… … Энциклопедический словарь

Асеев, Николай Николаевич — (р. 1889) поэт. Первая книга стихов «Ночная флейта» вышла в 1913 (изд во «Лирика»). В разработке поэтического образа ощущается сильное влияние Э. Т. Гофмана (напр., в «Песне таракана Пимрома» и др.), в поэтическом… … Большая биографическая энциклопедия

Асеев Николай Николаевич — (1889, Льгов Курской губернии —1963, Москва), поэт. Сын страхового агента (по другим сведениям, агронома). Учился в Московском коммерческом институте (1908—10), затем в Харьковском университете; был вольнослушателем (историко… … Москва (энциклопедия)

АСЕЕВ Николай Николаевич — (1889—1963), русский советский поэт. Поэмы «Буденный» (1923), «Лирическое отступление», «Электриада», «Двадцать шесть» (все — 1924), «Свердловская буря» (1925), «Семен Проскаков» (1928), «Маяковский начинается» (1937—40; Гос. пр.… … Литературный энциклопедический словарь

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: