Краткая биография попов м. и. - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография попов м. и.

Словарь русского языка XVIII века (биографии писателей). Попов Михаил Иванович - словари, энциклопедии, книги по науке, культуре, искусству на niv.ru

Краткая биография попов м. и.

Словарь русского языка XVIII века (биографии писателей)
Попов Михаил Иванович

Попов Михаил Иванович

Попов Михаил Иванович [1742 — ок. 1790, Петербург; по др. данным, 1781, см. М. Н. Муравьев]. Согласно театральному преданию, происходил из семьи ярославского купца и был одним из первых актеров труппы Ф. Г. Волкова, однако документированные сведения о его службе в Придворном театре относятся только к 1764. По автобиографическому признанию П. в предисловии к сборнику «Досуги. » (1772. Ч. 1), его литературная деятельность началась ок. 1760 и, по-видимому, была связана с репертуарными нуждами рус. театра. П. публикует переводы комедий с нем. И.-Ф. Кронека «Недоверчивый» и с фр. Ж.-Ф. Пуллена де Сен-Фуа «Девкалион и Пирра» (1765; обе в одной книге; печатались с мая по окт. — СПбФ АРАН, ф. 3, оп. 1, № 290, л. 84; сведений о постановках нет). К 1760-м гг. относятся также переводы с фр. комедий Д.-О. де Брюэса и Ж. Палапра «Немой» (пост. 2 нояб. 1766; 2-е изд. 1788), Ф. Пуассона «Притворный комедиянт» (пост. 18 сент. 1769), анонима «Бурлин — слуга, отец и тесть», а также оригинальная комедия П. «Отгадай и не скажу», напечатанные позднее в сборнике «Досуги. » (1772. Ч. 2). П.-переводчик был заметной фигурой школы вольной русификации иностранных пьес. Как писал он сам, «не держался я невольнически слов и наименований, но соображался со нравами и обыкновениями нашими», а, по замечанию современника, «изменял подлинник в тех местах, где приводились обычаи, существовавшие во Франции, и заменял их нравами, собственными нашей стране и нашему времени» (Лейпцигское известие (1768)). В частности, П. вслед за В. И. Лукиным вводил в пьесы диалектную речь персонажей из крестьян.

В занятиях литературой П. поощрял Н. И. Новиков, на средства которого была издана книга «Две повести: «Аристоноевы приключения. » и «Жизнь людей Промифеевых»» (1766), включавшая переводы мифологических романов Ф. Фенелона и А.-Г. Менье де Керлон. Из предпосланного книге в качестве посвящения письма П. к Новикову видно, что писателей связывали дружеские отношения и П. обязывался сообщать Новикову-издателю свои сочинения, «как собственные, так и переведенные с других языков». Др. близким П. человеком был М. Д. Чулков, также актер. Свидетельством их близости являются совместная незавершенная работа над словарем рус. языка (не сохр.), общий интерес к истории и рус. языческой мифологии. Результатом этого творческого общения явилась работа П. «Описание славенского языческого баснословия, собранного из разных писателей» (1768), участие в сочинении комедии Чулкова «Как хочешь назови» (заключительные куплеты), обращение к жанру сказочно-рыцарского романа. «Славенские древности, или Приключения славенских князей» (1770-1771 Ч. 1-3) представляют жанровое подражание «Пересмешнику» Чулкова. Оба произведения стоят у истоков псевдоисторической слав. сюжетики в рус. литературе. Поскольку мн. читатели принимали книгу П. за историческое сочинение, автор при переиздании вынужден был особо подчеркнуть ее принадлежность к романическому жанру, изменив назв. на «Старинные диковинки. » (1778), под которым книга выдержала в XVIII в. еще два издания (1793 и 1794). Изображая рус. средневековье как эпоху рыцарства, П. широко пользовался мотивами западноевроп. «contes des fées» (волшебных сказок), галантного романа и рыцарских романов из серии изданий «Bibliothèque bleue» («Синей библиотеки»), ставших к XVIII в. народными книгами. Использование фольклора у П. в отличие от более поздних сборников В. А. Левшина ограничивается интернациональными мотивами. Конкретные источники сюжетов повестей, составляющих сборник, не установлены.

В 1765 П. покинул придворную труппу и переехал в Москву, чтобы прослушать курс лекций в университете. До этого он отдал в печать сборник, включавший тринадцать стихотворений, стилизованных под народные песни, — «Песни, сочиненные Михаилом Поповым» (1765; напеч. в июле — СПбФ АРАН, ф. 3, оп. 1, № 291, л. 197; 2-е изд., испр. и умнож. 1768). В 1767 П. был привлечен в качестве помощника «сочинителя» (секретаря) в Комиссию нового Уложения. Он, в частности, оформлял проект «О нижнем роде государственных жителей». В 1769 получил чин кол. регистратора. Поскольку в комиссии работали мн. из начинающих писателей, служба расширила круг литературных связей П., что позволило ему, вернувшись в составе комиссии в Петербург, принять в 1769 участие сразу в нескольких сатирических журналах. Уже 27 янв. он послал подборку эпиграмм (подп. — «N. N.») во «Всякую всячину» (см. ред. примеч. в майском номере — с. 136), но т. к. публикация задержалась, он поместил их в журнале Чулкова «И то и сьо» (Неделя 21), активным сотрудником которого оставался с первых листов до авг. 1769. П. выступал под видом якобы неизвестного издателю корреспондента. Однако его стихотворение «Сон» (как и отклики на него) показывает, что П. и Чулков были членами одного литературного кружка. П. принадлежат в журнале некоторые сатирические стихотворения и, возможно, переводы с нем. языка. Лишь одна публикация подписана «N. N.», остальные анонимны. Эпизодическим было участие П. в «Ни то ни сио» В. Г. Рубана, где появились три его эпиграммы. Начиная с мая П. сотрудничал в «Трутне» Новикова. Здесь ему достоверно принадлежит притча «Два вора», приложенная издателем к «Письму дяди к племяннику» (1769. Л. 3). П. также приписывались в «Трутне» «копии с отписок» (1769. Л. 26. Окт.; Л. 30. Нояб.), а в «Живописце» (1772. Л. 15, 23, 24) — «Письма к Фалалею» (идет спор об авторстве Д. И. Фонвизина или Новикова). «Надпись» П. на «Ядро российской истории», считавшееся сочинением кн. А. Я. Хилкова (автор — А. И. Манкиев) анонимно приведена в издании: Новиков. Опыт словаря (1772). В связи с этим, а также на основании полемических замечаний Ф. Я. Козельского в послании «О зависти» и В. П. Петрова в послании «К. из Лондона» по адресу составителей «Опыта словаря», предполагается участие П. в работе Новикова над этим сочинением. Чисто гипотетический характер имеют предположения о сотрудничестве П. и Чулкова при издании «Собрания разных песен» (1770-1774).

1772 был переломным в творческой судьбе П. По прошению П. на средства Кабинета е.и. в. был напечатан его сборник «Досуги, или Собрание сочинений и переводов» (Ч. 1-2). Сюда вошли, в частности, стихотворения, ранее опубликованные в журналах, прозаический перевод двух песен трактата о драматургии К.-Ж. Дора «На феатральное возглашение» — одной из попыток примирить классическую эстетику с проникавшим в комедию изображением «низкой природы», и оригинальная комическая опера П. «Анюта» (перепеч.: Рос. феатр. 1789. Ч. 28). Сыгранная в Царском Селе придворными певчими 26 авг. 1772, она была также первой рус. пьесой, поставленной за границей, в рус. посольстве в Константинополе, во время заключения Кючук-Кайнарджийского мира. «Анюта» явилась первым рус. произведением в жанре комической оперы и определила некоторые черты жанра на рус. почве: крестьянская тема, противопоставление города и деревни, комическое, но не отрицательное изображение крестьян. Имена Анюты и неудачливого ее жениха Филата стали после П. традиционными в комической опере.

Позднейшее творчество П. свелось исключительно к переводам. С 1772 он становится активным сотрудником реорганизованного Собрания, старающегося о переводе иностр. книг, для которого выполняет прозаическое переложение «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо (1772; по фр. переводу Ж.-Б. Мирабо; с предисл. Мирабо «Жизнь Тассова»; 2-е изд. 1787), оказавшее влияние на рус. преромантическую поэму. С точки зрения теории перевода оно представляет интерес как попытка избежать употребления варваризмов путем калькирования иностранной лексики. К такому же типу литературы, рассчитанной на широкого читателя, относятся его переводы «Вадиных сказок» Вольтера (1771) и перс. сказок «Тысяча и один день» (1778-1779. Ч. 1-4) в обработке Пети де ла Круа. До 1783 П. также взял в собрании для перевода «Песни печалей» («Скорбные элегии») Овидия, «Историю римскую» Тита Ливия и «Храм баснословия» Ф.-А. Помея. Согласно указанию Новикова, «»Баснословный словарь» <. > отдан уже был для печатания в Морской кадетский корпус, но там оный утрачен» (Новиков. Опыт словаря (1772)). Ряд общезанимательных сочинений был переведен П. явно с коммерческими целями. Среди них «Белевы путешествия через Россию в разные азиатские земли. » (1776. Ч. 1-3; пер. законч. в 1773, напеч. Академией наук в 1774, выкуплен Новиковым и выпущен в продажу с новым тит. л.), «Выписки о чревовещателях. » аббата Ла Шапеля (1776; 2-е изд. 1787), «Описание римския Ватиканския церкви св. Петра. » Ж.-Ж. Лефрансе де Лаланда (1776). Из переведенных П. ученых сочинений для характеристики его общественных взглядов наиболее важное значение имеет изданное Новиковым «Рассуждение о благоденствии общенародном» Л. А. Муратори (1780; с фр.), свидетельствующее об интересе к умеренно-просветительским идеям Ш. Монтескье и Ф. Фенелона. Говоря о переводах П., Новиков отметил, что «он имеет гораздо больше неизданных в печать», и дал им высокую литературную оценку: «Особливо его песни и опера заслуживают великую похвалу; то же должно сказать и о переводах его, которые за чистоту слога и прочее много похваляются».

В связи с оживлением деятельности Придворного театра в кон. 1770-х гг. П. переводит для него ряд пьес, часть из которых осталась в рукописи: комедии «Лжеученый» Ж. Дювора (1778; не изд.; пост. ок. 1790), «Побежденное предрассуждение» П. Мариво (1779; не изд.), «Солиман второй, или Три султанши» Ш.-С. Фавара(1779; пост. 12 дек. 1784 в Москве; изд. 1785), «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» П.-О.-К. Бомарше (1779; не изд.; рукопись: СПбГТБ и Б-ка Моск. Малого театра; пост. 22 янв. 1782 в Петербурге и 24 мая 1782 в Москве) и комическая опера неизвестного автора «Устережешься ли всего» (1780; не изд.).

Читайте также  Краткая биография фуке

Биографические сведения о последнем периоде жизни П. крайне скудны. Известно, что в 1776 он имел чин губернского секретаря и еще в 1780 продолжал служить в Комиссии нового Уложения (переименованной в Комиссию составления законов). В нач. 1780-х гг. М. Н. Муравьев упоминал о нем как о «сочинителе при Уложении, который мог быть лучше сочинителем при Комиссии Муз и Граций. Верное изображение французских литераторов: беден, прост, добросердечен, трудолюбив — и забыт» (Письма рус. писателей (1980). С. 360). Последней книгой П. был составлявшийся им на протяжении всей жизни песенник «Российская Эрата, или Выбор наилучших русских песен. » (1790-1792. Ч. 1-3; с указанием на тит.: «Собранные и частию сочиненные покойным Михайлом Поповым»), который он хотел противопоставить существовавшим сборникам как собрание лучших образцов. Структура сборника определялась жанровой классификацией песен; тексты народных песен отредактированы «повсюду, где взыскивала того нужда правил». В предисловии П. изложил свои взгляды на возникновение песни и охарактеризовал новейшую «российскую» песню как особый литературный жанр.

Посмертную итоговую оценку творчества П. дал Н. М. Карамзин в «Пантеоне российских авторов» (1802). Отметив историческую недостоверность его «славянского баснословия», он высоко оценил его песни, которые «были несколько раз особливо напечатаны: следственно, они нравились публике; многие из них замысловаты и нежны». Как современник он засвидетельствовал популярность переводов П.; по его словам, они «были в великом уважении, особливо Тассов Освобожденный Иерусалим, о котором Екатерина Вторая упоминает с похвалою в одном из писем своих к Вольтеру».

Лит.: Столпянский П. Н. Один из деятелей екатерининской эпохи // Рус. старина. 1905. № 5; Семенников. Собрание, старающееся о переводе книг (1913); Семенников. Мат-лы для словаря (1914); Золотарев С. Писатели-ярославцы. Ярославль, 1920. Вып. 2; Западов А. В. Литератор XVIII в. М. Попов // Учен. зап. Курского пед. ин-та. 1941. Вып. 1; Макогоненко Г. П. Н. Новиков и рус. Просвещение XVIII в. М.; Л., 1951; Берков. Журналистика (1952); Ф. Волков и рус. театр его времени. М., 1953; Берков. История комедии (1977); История драм. театра. Т. 1 (1977).

Попов, Михаил Иванович (писатель)

ок. 1790, по др. данным 1781

Михаил Иванович [1] Попов (1742 — ум. ок. 1790, по др. данным 1781) — русский писатель, переводчик.

Содержание

Биография

Человек из народа (то есть из духовной, купеческой или крестьянской семьи). Родился в 1742 году. Его старшие братья Яков и Алексей принимали участие в создании театра в Ярославле под руководством Ф. Г. Волкова. Вместе со ставшими профессиональными актёрами братьями он переехал в Санкт-Петербург, где учился в шляхетском корпусе и служил в придворном театре. Однако, документированные сведения о нём относятся только к 1764 году.

С 1765 года учился в Московском университете. Был секретарём при Комиссии составления проекта нового Уложения. В 1769 году получил чин коллежского регистратора. В 1776 году он имел чин губернского секретаря. После роспуска Комиссии судьба его неизвестна.

Творчество

Литературную деятельность начал в 1765 году сотрудничеством в журнале «Трутень» Н. И. Новикова и переводами (комедии «Недоверчивый», «Девкалион и Пирра», повести «Аристоноевы приключения» и «Рождение людей Промифеевых», «Белевы путешествия чрез в Россию в разные Асиатские земли» и др.). Потом в журнале М. Д. Чулкова «И то и сё» он поместил несколько оригинальных эпиграмм, притч и любовных стихотворений, часть которых вошла в книгу: «Досуги, или собрание сочинений и переводов Попова» (СПб., 1772). Напечатал несколько комедий в «Российском феатре», из которых либретто комической «народной» оперы «Анюта» и доставило ему, главным образом, известность — это было первое русское драматическое произведение о крестьянской жизни.

Вместе с Чулковым издал сборник народных песен (1770—1774). После его смерти вышла составленная им «Российская Эрота, или выбор наилучших новейших русских песен» (1791).

Немалую роль сыграл Попов в истории русской литературы своим «Кратким описанием славянского баснословия» (1768). Это целая система мнимой славянской мифологии, отчасти заимствованная из разных малодостоверных книжных свидетельств, отчасти прямо сочинённая. Тем не менее, «Баснословием» Попова пользовались охотно, особенно поэты (Херасков и Державин и др.).

Библиография

  • Попов М. В. Отгадай и не скажу. — Досуги. — 1772. — Т. II. [2] (комедия)
  • Попов М. В.Описание славенского языческого баснословия, собранного из разных писателей. — 1768. pdf
  • Чулков М. Д., Попов М. В. Как хочешь назови. — 1768. (комедия)
  • Попов М. В. Славенские древности, или Приключения славенских князей. — 1770—1771. — Т. I—III. [3]
  • Попов М. В. Песни, сочиненные Михаилом Поповым. — 1765, 2-е изд. 1768.
  • Попов М. В. Досуги, или Собрание сочинений и переводов. — 1772. — Т. I—II. [4]
  • Попов М. В. Российская Эрата, или Выбор наилучших русских песен… Собранные и частию сочиненные покойным Михайлом Поповым. — 1790—1792.

Переводы

  • Кронек И.-Ф. Недоверчивый. — 1765.
  • Пуллен Ж.-Ф. де Сен-Фуа. Девкалион и Пирра. — 1765.
  • Брюэс Д.-О. де, Палапр Ж. Немой. — 1766, 2-е изд. 1788. (постановка 2 ноября 1766)
  • Фенелон Ф. Аристоноевы приключения… — 1766. [5]
  • Менье А.-Г. де Керлон. Жизнь людей Промифеевых. — 1766. [5]
  • Пуассон Ф. Притворный комедиант. (постановка 18 сентября 1769)
  • Бурлин — слуга, отец и тесть.
  • Вольтер Вадины сказки. — СПб. : Тип. Сухопут. кадет. корпуса, 1771. — 77 с. [6]
  • Шапель Л. Выписки о чревовещателях, или чревобасниках // . — СПб: 1773, 2-е изд. М: 1776, 3-е изд. 1787. [7]
  • Тассо Т. Освобожденный Иерусалим. — 1772, 2-е изд. 1787. [8]
  • Тысяча и один день. — 1778—1779. (сборник персидских сказок) [9]
  • Белевы путешествия через Россию в разные азиатские земли… — 1773, изд. 1774—1776.
  • Лаланд Ж.-Ж. Лефрансе де Описание римския Ватиканския церкви св. Петра… — 1776.
  • Муратори Л. А. Рассуждение о благоденствии общенародном. — 1780.
  • Дювор Ж. Лжеученый. — 1778. (комедия, постановка 1790) [10]
  • Мариво П. Побежденное предрассуждение. — 1779. [10]
  • Фавар Ш.-С. Солиман второй, или Три султанши. — 1779, изд. 1785. (постановка 12 декабря1784)
  • Бомарше П.-О.-К. Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность. — 1779. (постановка 22 января1782 в Петербурге и 24 мая1782 в Москве) [10]
  • Устережешься ли всего. — 1780. (комическая опера) [10]

Литература

  • Столпянский П. Н. Один из деятелей екатерининской эпохи // Русская старина. — 1905. — № 5.
  • Золотарев С. А. Писатели-ярославцы. — Ярославль, 1920. — Т. 2.
  • Западов А. В. Литератор XVIII в. М. Попов // Учёные записки Курского педагогического института. — 1941. — В. 1.
  • Гусев В. Е. Михайло Попов — поэт-песенник // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. — М.-Л., 1966.

Примечания

  1. ранее ошибочно указывался как Васильевич
  2. Издана также в Рос. феатр. — 1788. — Т. XXI.
  3. При переиздании, в связи с тем, что романическое сочинение принимали за историческое, название было изменено на «Старинные диковинки…» (1778), под которым книга выдержала в XVIII в. ещё два издания (1793 и 1794).
  4. В сборник стихотворения, ранее опубликованные в журналах, прозаический перевод двух песен трактата о драматургии К.-Ж. Дора «На феатральное возглашение» и оригинальная комическая опера М. В. Попова «Анюта» (перепеч.: Рос. феатр. 1789. Ч. 28; постановка 26 августа 1772)
  5. 12 Издана в Две повести: «Аристоноевы приключения…» и «Жизнь людей Промифеевых». — 1766.
  6. В сборник вошли: «Белой и чёрной», «Жаннот и Колин», «О праздниках французских», Письмо г. Волтера к г. Жан Жак Руссо»
  7. По другим данным, перевод и первое издание выполнены в 1776
  8. Перевод выполнен по французскому переводу Ж.-Б. Мирабо
  9. Перевод выполнен по сборнику в обработке Пети де ла Круа
  10. 1234 Не издано

Источники

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. : 1890—1907.
  • Степанов В. П.Попов Михаил Иванович // Словарь русских писателей XVIII века / Отв. ред. А. М. Панченко. Выпуск 2. (К-П). — СПб.: Наука, 1999.
  • Астафьев А. В., Астафьева Н. А. М. И. Попов // Писатели Ярославского края. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — С. 61-63. — 248 с. — 5000 экз.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Попов, Михаил Владимирович
  • Попов, Михаил Юрьевич

Смотреть что такое «Попов, Михаил Иванович (писатель)» в других словарях:

ПОПОВ Михаил Иванович — (1742—90), русский писатель. Элегии, басни, эпиграммы, любовная лирика (в сб.: Поэты XVIII в., т. 1, Л., 1958). Комич. опера «Анюта» (1772). Сб. повестей «Славенские древности, или Приключения Славенских князей» (ч. 1—3, 1770—1771) … Литературный энциклопедический словарь

Попов, Михаил — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Попов. Михаил Попов: Попов, Михаил Абрамович (1753 1811) российский купец 2 й гильдии, первый городской голова Перми. Попов, Михаил Васильевич (1905 1938) нарком… … Википедия

Попов — Содержание 1 Топонимы 2 Персоналии 2.1 A 2.2 Б … Википедия

Попов, Афанасий — Содержание 1 Происхождение фамилии 2 Попов 2.1 Попов, Александр … Википедия

Попов А. В. — Содержание 1 Происхождение фамилии 2 Попов 2.1 Попов, Александр … Википедия

Михаил (имя) — Михаил (מיכאל) еврейское Пол: муж. Толкование имени: «Кто как Бог?» Отчество: Михайлович Михайловна Другие формы: Миша, Мишенька, Мишута, Мишутка, Мишук, Мишаня, Мишка, Мишган, Михайло, Мишука, Михей, Михан. На др … Википедия

Михаил — У этого термина существуют и другие значения, см. Михаэль. Михаил (מִיכָאֵל) еврейское Другие формы: Миша, Михайло (устар., разг.)[1] Производ. формы: Мишенька, Мишутка, Мишаня, Мишечка Иноязычные аналоги: англ … Википедия

Читайте также  Краткая биография бютор

Попов — I Попов Александр Никифорович [около 1840, бывшая Витебская губерния, 6(18).8.1881, Варшава], русский химик органик. Ученик А. М. Бутлерова. Окончил в 1865 Казанский университет. Экспериментально доказал, что все 4 единицы валентности… … Большая советская энциклопедия

Михаил Александрович Михайлов — Михаил Васильевич Фрунзе 2 й Народный комиссар по военным и морским делам СССР … Википедия

Михаил Васильевич Фрунзе — 2 й Народный комиссар по военным и морским делам СССР … Википедия

Попов, Михаил Иванович

русский писатель, переводчик

Михаил Иванович Попов (1742 — ум. ок. 1790, по др. данным 1781) — русский писатель, переводчик.

Биография

Человек из народа (то есть из духовной, купеческой или крестьянской семьи). Родился в 1742 году. Его старшие братья Яков и Алексей принимали участие в создании театра в Ярославле под руководством Ф. Г. Волкова. Вместе со ставшими профессиональными актёрами братьями он переехал в Санкт-Петербург, где учился в шляхетском корпусе и служил в придворном театре. Однако документированные сведения о нём относятся только к 1764 году.

С 1765 года учился в Московском университете. Был секретарём при Комиссии составления проекта нового Уложения. В 1769 году получил чин коллежского регистратора. В 1776 году он имел чин губернского секретаря. После роспуска Комиссии судьба его неизвестна.

Творчество

Литературную деятельность начал в 1765 году сотрудничеством в журнале «Трутень» Н. И. Новикова и переводами (комедии «Недоверчивый», «Девкалион и Пирра», повести «Аристоноевы приключения» и «Рождение людей Промифеевых», «Белевы путешествия чрез в Россию в разные Азиатские земли» и др.). Потом в журнале М. Д. Чулкова «И то и сё» он поместил несколько оригинальных эпиграмм, притч и любовных стихотворений, часть которых вошла в книгу: «Досуги, или собрание сочинений и переводов Попова» (СПб., 1772). Напечатал несколько комедий в «Российском феатре», из которых либретто комической «народной» оперы «Анюта» и доставило ему, главным образом, известность — это было первое русское драматическое произведение о крестьянской жизни.

Вместе с Чулковым издал сборник народных песен (1770—1774). После его смерти вышла составленная им «Российская Эрота, или выбор наилучших новейших русских песен» (1791).

Немалую роль сыграл Попов в истории русской литературы своим «Кратким описанием славянского баснословия» (1768). Это целая система мнимой славянской мифологии, отчасти заимствованная из разных малодостоверных книжных свидетельств, отчасти прямо сочинённая. Тем не менее, «Баснословием» Попова пользовались охотно, особенно поэты (Херасков и Державин и др.).

Написал авантюрно-рыцарскую повесть «Славенские древности, или Приключения славенских князей» (во втором издании «Старинные диковинки»).

Библиография

  • Попов М. В. Отгадай и не скажу. — Досуги. — 1772. — Т. II. (комедия)
  • Попов М. В. Описание славенского языческого баснословия, собранного из разных писателей. — 1768. pdf
  • Чулков М. Д., Попов М. В. Как хочешь назови. — 1768. (комедия)
  • Попов М. В. Славенские древности, или Приключения славенских князей. — 1770—1771. — Т. I—III.
  • Попов М. В. Песни, сочиненные Михаилом Поповым. — 1765, 2-е изд. 1768.
  • Попов М. В. Досуги, или Собрание сочинений и переводов. — 1772. — Т. I—II.
  • Попов М. В. Российская Эрата, или Выбор наилучших русских песен… Собранные и частию сочиненные покойным Михайлом Поповым. — 1790—1792.

Переводы

  • Кронек И.-Ф. Недоверчивый. — 1765.
  • Пуллен Ж.-Ф. де Сен-Фуа. Девкалион и Пирра. — 1765.
  • Брюэс Д.-О. де, Палапр Ж. Немой. — 1766, 2-е изд. 1788. (постановка 2 ноября 1766)
  • Фенелон Ф. Аристоноевы приключения… — 1766.
  • Менье А.-Г. де Керлон. Жизнь людей Промифеевых. — 1766.
  • Пуассон Ф. Притворный комедиант. (постановка 18 сентября 1769)
  • Бурлин — слуга, отец и тесть.
  • Вольтер. Вадины сказки. — СПб.: Тип. Сухопут. кадет. корпуса, 1771. — 77 с.
  • Шапель Л. Выписки о чревовещателях, или чревобасниках // . — СПб: 1773, 2-е изд. М: 1776, 3-е изд. 1787.
  • Тассо Т. Освобожденный Иерусалим. — 1772, 2-е изд. 1787.
  • Тысяча и один день. — 1778—1779. (сборник персидских сказок)
  • Белевы путешествия через Россию в разные азиатские земли… — 1773, изд. 1774—1776.
  • Лаланд Ж.-Ж. Лефрансе де. Описание римския Ватиканския церкви св. Петра… — 1776.
  • Муратори Л. А. Рассуждение о благоденствии общенародном. — 1780.
  • Дювор Ж. Лжеученый. — 1778. (комедия, постановка 1790)
  • Мариво П. Побежденное предрассуждение. — 1779.
  • Фавар Ш.-С. Солиман второй, или Три султанши. — 1779, изд. 1785. (постановка 12 декабря 1784)
  • Бомарше П.-О.-К. Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность. — 1779. (постановка 22 января 1782 в Петербурге и 24 мая 1782 в Москве)
  • Устережешься ли всего. — 1780. (комическая опера)

Литература

  • Столпянский П. Н. Один из деятелей екатерининской эпохи // Русская старина. — 1905. — № 5.
  • Золотарев С. А. Писатели-ярославцы. — Ярославль, 1920. — Т. 2.
  • Западов А. В. Литератор XVIII в. М. Попов // Учёные записки Курского педагогического института. — 1941. — Вып. 1.
  • Гусев В. Е. Михайло Попов — поэт-песенник // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. — М.-Л., 1966.
  • ред. Костюхин Е.А. Приключения славянских витязей: из русской беллетристики XVIII века. — М.: Современник, 1988. — 493 с. — ISBN 5-270-00128-4.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Александр Степанович Попов и его вклад в науку

Нет сомнений в том, что изобретение радиосвязи — одно из самых выдающихся достижений, без которого немыслима современная жизнь. Потребность в изобретении беспроводных средств связи остро ощущалась уже в конце XIX века, когда началось широкое внедрение электроэнергии. Существенный вклад в развитие этого вида связи внес и Александр Степанович Попов.

Конечно же, изобретение радиосвязи было бы невозможным без фундаментальных исследований электромагнитных волн Максвеллом и Герцем. Электромагнитные волны, которые получил и исследовал Генрих Герц, стали называть лучами Герца. А слово «радио» произошло от латинского radius, что и означает «луч».

Несмотря на авторитет Герца, Попова не удовлетворял открытый метод детектирования электромагнитных колебаний. Поэтому он находился в постоянном поиске нового, практичного и чувствительного детектора. Ученый во время лекций и многочисленных докладов воспроизводил опыты Герца, постоянно видоизменяя их. Поэтому неудивительно, что прибор Попова создан на базе установки для демонстрации опытов Герца.

В начале 1895 года Попов заинтересовался опытами английского изобретателя Оливера Лоджа и попытался воспроизвести их, построив собственную модификацию приемника. Когерер, так был назван детектор, представлял собой стеклянную трубку с металлическими опилками, которые могли резко изменять проводимость под воздействием радиосигнала. Для детектирования новой волны когерер нужно было постоянно встряхивать, чтобы нарушать контакт между опилками. У Лоджа к стеклянной трубке приставлялся автоматический ударник, который бил по ней постоянно.

Но до Попова никому не удалось автоматически восстановить чувствительность когерера. Он с успехом автоматизировал работу когерера так, что приходящая электромагнитная волна сама восстанавливала его чувствительность.

Попов ввел в схему автоматическую обратную связь: от радиосигнала срабатывало реле, которое включало звонок, одновременно срабатывал ударник по стеклянной трубке с опилками, тем самым восстанавливая когерер. Как позднее писал сам О. Лодж,

«Попов первым заставил сам сигнал вызывать обратное действие, этим нововведением мы обязаны ему».

При проведении опытов Попов установил, что обнаружение сигнала прибором можно увеличить на расстояние до нескольких метров. Присоединив к когереру провод, он убедился в этом. Так был создан прототип первой приемной радиостанции и появилась первая приемная антенна, сыгравшая важную роль в развитии радиосвязи.

Главной целью Попова было использование прибора именно для беспроводной передачи сообщений на расстояние. И это ему удалось. Впервые свое изобретение он представил 7 мая (25 апреля) 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербургском университете и продемонстрировал передачу радиосигнала (к слову сказать, с 1945 года и по настоящее время это событие будет отмечаться как День радио). Приемная установка размещалась в кабинете университета, а станция, с которой был отправлен сигнал, — в здании химической лаборатории на расстоянии 250 метров. На ленте приемника Морзе появлялись буквы, которые были продублированы мелом на доске. В результате все присутствовавшие увидели два слова, из которых и состояла первая в мире радиотелеграмма, — Heinrich Herz (Генрих Герц).

Попов совсем не интересовался коммерческой стороной своего открытия. По этой причине он не подал заявку на получение патента изобретения.

Чуть позднее по аналогии итальянским физиком и инженером Гульельмо Маркони был создан похожий прибор, и в 1897 году изобретатель получил патент на применение электромагнитных волн для беспроволочной связи и закрепил за собой первенство открытия. Благодаря огромным материальным ресурсам Маркони добился широкого применения нового способа связи.

А вот Попову неоднократно приходилось сталкиваться с консерватизмом и скептицизмом высшего морского начальства, ведь работа в Морском ведомстве накладывала жесткие ограничения на публикации.

В чиновничьей среде не верили в способности отечественных ученых, поэтому необходимых средств для экспериментов не выделялось.

Такая ситуация в итоге негативно отразилась на оснащении морского флота России. В Европе уже существовала радиопромышленность, а на родине Попова отставание в этой области угрожающе нарастало. Когда в 1905-м в связи с начавшейся русско-японской войной потребовалось большое количество радиостанций, ничего не оставалось, как закупать их за рубежом.

Рядовые моряки и офицеры, напротив, живо интересовались разработками ученого и стремились использовать их на флоте. С их подачи Попов продолжил испытания на кораблях Балтийского флота, что очень скоро принесло плоды. Было установлено влияние на дальность связи не только мощности источника радиоволн и высоты передающей антенны, но и оснастки металлических частей кораблей. Весной 1897 года была осуществлена надежная радиосвязь на расстоянии пяти километров между крейсером и транспортным кораблем с символическими именами «Африка» и «Европа».

Читайте также  Краткая биография саккетти

В том же году было сделано еще одно важное открытие, которое можно считать зарождением радиолокации. Было установлено, что если между двумя кораблями проходил другой корабль, то радиосвязь временно прекращалась.

Попов объяснил это явление отражением электромагнитных волн проходящим судном. Вскоре ученый сделал еще одно открытие, присоединив телефонную трубку к когереру. В итоге передаваемые сигналы стали четко слышны даже при увеличении дальности связи. Таким образом, вопрос о телеграфировании между судами эскадры можно было считать решенным.

Большой победой Попова и зародившейся радиосвязи стал случай, когда с помощью радиограмм, переданных на расстояние 44 километра, удалось спасти рыбаков с уносимой в море льдины.

Переданная радиограмма позволила ледоколу своевременно выйти в море. Эта история убедительно доказала возможности радиосвязи. Чиновники-адмиралы были вынуждены признать значение радиосвязи для флота. В апреле 1900 года был издан приказ «ввести беспроволочный телеграф на боевых судах флота». Одновременно с этим Попов получил ряд предложений поработать за границей. Однако решительно отверг их:

«Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки поймут, сколь велика моя преданность родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

После смерти Попова Русское техническое общество учредило специальную премию «За лучшие оригинальные исследования и изобретения по электричеству и его применениям, произведенные в России и изложенные на русском языке».

Краткая биография

Александр Степанович Попов родился 4 (16) марта 1859 года на Урале в поселке Турьинские Рудники Пермской губернии (ныне — Свердловская область) в многодетной семье местного священника. В десять лет Александр был отправлен в Далматовское духовное училище, в 1871-м перевелся в Екатеринбургское духовное училище, а через два года — в Пермскую духовную семинарию. После ее окончания успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета. Во время учебы в университете подрабатывал электромонтером. В эти годы окончательно сформировались научные взгляды Попова — его особенно привлекали проблемы новейшей физики и электротехники. По окончании университета Попову предлагают остаться на кафедре физики для подготовки к профессорской деятельности. В 1882 году он защитил диссертацию «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Имея тягу к экспериментальным исследованиям в области электричества, он стал преподавать в Минной школе для нижних чинов в Кронштадте, где было все необходимое для опытов. В 1901-м Попов стал профессором физики Электротехнического института императора Александра III, уже имея звания почетных инженера-электрика и члена Русского технического общества. В 1905 году ученый совет института избрал его ректором. Александр Степанович Попов скоропостижно скончался 31 декабря 1905 года (13 января 1906 года). Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Александр Попов

Александр Степанович Попов (1859-1905) – русский физик и электротехник, профессор, изобретатель в области радиосвязи, Почетный инженер-электрик и статский советник.

В биографии Александра Попова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Александра Степановича Попова.

Биография Александра Попова

Александр Попов появился на свет 4 (16) марта 1859 года в поселке Турьинские рудники Пермской губернии. Он рос и воспитывался в семье священнослужителя Стефана Петровича. Всего в семье Поповых родилось 7 детей.

Когда Александру исполнилось 10 лет его определили в духовное училище, после чего он продолжил получать образование в Пермской духовной семинарии. Юноша получал высшие отметки по всем дисциплинам, вследствие чего с отличием окончил учебное заведение.

Потом Попов успешно сдал экзамены на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета. В данный период биографии он начал подрабатывать репетиторством, а также трудился электромонтером.

В возрасте 23 лет Александр Попов благополучно защитил кандидатскую диссертацию, что позволило ему остаться в вузе для подготовки к профессорской степени. В следующем году он переехал в Кронштадт, где преподавал точные науки в Минном офицерском классе.

Наука

В 1887 г. Попов стал членом Русского физико-химического общества. Через несколько лет он участвовал во Всероссийской промышленной и художественной выставке. В отделе сельского хозяйства было выставлено изобретенное им устройство – «Прибор для записи электрических разрядов в атмосфере».

Коллеги Александра высоко оценили его изобретение, вследствие чего парень удостоился диплома – «За изобретение нового и оригинального инструмента для исследования гроз». В 1893 г. его избрали в Императорское русское техническое общество.

Тогда же Попов начал писать научные статьи, которые стали публиковаться в издании «Электричество». В составе российской научной делегации, ему удалось побывать на Всемирной выставке в США, а также посетить другие страны в научных целях. На одной из выставок ему посчастливилось воочию наблюдать за демонстрацией экспериментов Николы Теслы.

Александр Попов в молодости

К тому моменту Александр Попов уже сконструировал свой знаменитый грозоотметчик, рассчитанный для демонстрации опытов Герца. Одновременно с этим, он разрабатывал прибор для «регистрирования электрических пертурбаций, происходящих в атмосфере».

Попов заявлял, что прибор удастся использовать для передачи сигналов на расстояния посредством электрических колебаний. Во второй половине 1890-х годов он проявил живой интерес к открытию Рентгеном X-лучей. В 1896 г. совместно с Сергеем Колотовым он сконструировал рентгеновскую трубку, для получения снимков.

Вместе с тем Александр вел переписку с разными видными учеными, обсуждая последние достижения в области беспроводной телеграфии. В это время биографии он продолжает посещать разные европейские компании, с целью изучения приборов для телеграфирования без проводов.

Весной 1896 г. ассистент профессора физики Владимир Скобельцын выступил с докладом о приборе Попова. Он продемонстрировал прием электромагнитных волн от вибратора Герца на сконструированный им самим приемник по модернизированной схеме Попова.

Через несколько месяцев в мировой прессе появляются статьи о работах Маркони. Именно тогда началось противостояние Попова-Маркони в отношении того, кто являлся автором беспроводного телеграфного сигнала. В начале 1897 г. Попов и Рыбкин провели успешные опыты, сумев передать радиосигнал на расстоянии около 600 м.

Вскоре это расстояние увеличилось до 5 км. В октябре того же года Александр Попов выступил в докладом на тему – «О телеграфировании без проводов». В своем обращении он открыто заявил, что Маркони использовал прибор для передачи сигнала, который на самом деле являлся аналогом его устройства.

Спустя несколько дней, Попов продемонстрировал действие прибора в зале Русского технического общества. Стоит отметить, что его устройство отвечало не только звонком, но и работой телеграфного аппарата. Научный мир разделился на 2 лагеря.

Одни считали, что идея такого способа передачи принадлежит Попову, так как он просто «не решался представить» результаты, «считая свои эксперименты незаконченными». В свою очередь другие ученые заявляли, что именно Маркони является полноправным автором открытия.

В последующие годы биографии Александр Попов представлял все более усовершенствованные устройства, позволявшие телеграфировать на более дальние расстояния. В 1899 г. изобретатель запатентовал «телефонный приемник депеш», который позволял получать сигналы искрового передатчика на телефон (на слух).

Уже в следующем году компания «Дюкрете» начала выпускать подобные приемники под брендом «Попов-Дюкрете». К тому времени Александр Степанович уже выступил с докладом «Телеграфирование без проводов», представив все свои наработки и достижения в данной сфере.

В начале 1900 г. Попов вместе с единомышленниками продемонстрировал беспроводную связь на расстоянии примерно 45 км. После этого в стране начинают появляться станции, постройкой которых руководит Александр Степанович. К 1903 г. дальность приема уже исчислялась сотнями километров.

В начале 20-го века Попов переезжает в Петербург. Тут он получает место профессора физики в Электротехническом институте императора Александра III, наряду с должностью статского советника. Вскоре он станет директором данного института.

И все же, имя Попова прежде всего ассоциируется с изобретением радиотелеграфа, или другими словами – радио. До сих пор продолжаются споры, кто в действительности является автором данного изобретения.

Важно заметить, что во многих странах изобретателями радио не называют ни Попова, ни Маркони: в Германии – Герца, во Франции – Бранли, на Балканском полуострове – Теслу, в Белоруссии – Наркевича-Иодку и т.д. Более того, сегодня открытие беспроводной связи часто преподносится, как результат коллективной работы ученых.

То есть, Герц доказал наличие электромагнитных волн, на основе чего Бранли и Лодж, смогли сконструировать прибор принимавший сигналы на расстоянии 36 м.

Затем Попов сделал большой вклад в развитие радиосвязи, создав грозоотметчик, после чего Маркони первым, независимо от Попова, осуществил передачу и прием сигналов на расстоянии около 2 км. Именно по этой причине многие считают, что заслуги Попова и Маркони в данной области равновелики.

Личная жизнь

Александр был женат на своей ученице Раисе Богдановой. В этом браке у пары родилось четверо детей: Степан, Александр, Раиса и Екатерина. В свободное от работы время глава семейства любил рыбачить и кататься на лодке.

Попов с семьей

В доме Поповых постоянно устраивались музыкальные вечера, на которых присутствовали друзья и родственники. Любопытно, что сам ученый любил петь, обладая приятным баритоном.

Смерть

Александр Попов умер 31 декабря 1905 года (13 января 1906) в возрасте 46 лет. Причиной его кончины стал инсульт.

Фото Александра Попова

Первый радиоприемник Попова Александр Степанович Попов с женой Раисой Алексеевной

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: