Краткая биография расин

Расин, Жан Жан Батист Расин Жан Бати́ст Раси́н (фр. Jean-Baptiste Racine , 21 декабря 1639 — 21 апреля 1699) — французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века,

Краткая биография расин

Расин, Жан

Жан Батист Расин

Жан Бати́ст Раси́н (фр. Jean-Baptiste Racine , 21 декабря 1639 — 21 апреля 1699) — французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Содержание

Биография

Расин родился 21 декабря 1639 года (крещён 22 декабря 1639) в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615—1643). В 1641 году при родах второго ребенка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур (fr) в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от короля Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии — в 1663) году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis ), и «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand ), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 гг.

Драматург скончался 21 апреля в 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Творчество

  • 1660 — (фр.Amasie )
  • 1660 — (фр.Les amours d’Ovide )
  • 1660 — «Ода на выздоровление короля» (фр.Ode sur la convalescence du roi )
  • 1660 — «Нимфа Сены» (фр.La Nymphe de la Seine )
  • 1685 — «Идиллия мира» (фр.Idylle sur la paix )
  • 1693 — «Краткая история Порт-Рояля» (фр.Abrégé de l’histoire de Port-Royal )
  • 1694 — «Духовные песни» (фр.Cantiques spirituels )

Пьесы

  • 1663 — «Слава музам» (фр.La Renommée aux Muses )
  • 1664 — «Фиваида, или Братья-враги» (фр.La thebaïde, ou les frères ennemis )
  • 1665 — «Александр Великий» (фр.Alexandre le grand )
  • 1667 — Андромаха
  • 1668 — Сутяги (fr) («Челобитчики»)
  • 1669 — Британик
  • 1670 — Береника
  • 1672 — Баязет (fr)
  • 1673 — Митридат (fr)
  • 1674 — Ифигения
  • 1677 — Федра
  • 1689 — Эсфирь (fr)
  • 1691 — Гофолия (fr) («Афалия»)

Издания

  • Расин Ж. Трагедии / Издание подготовили Н.А. Жирмунская, Ю.Б. Корнеев. — Новосибирск: Наука, 1977. — 431 с. Тираж 100 000 экз. (Литературные памятники)

Примечания

Литература

  1. Мокульский С.С. Расин: К 300-летию со дня рождения. — Л. , 1940.
  2. Шафаренко И. Жан Расин. // Писатели Франции / Составитель. Е.Эткинд. — М .: Просвещение, 1964.
  3. Расин Ж. Сочинения. — М ., 1984. — Т. 1-2.
  4. Кадышев В.С. Расин. — М ., 1990.
  5. Финкельштейн И.Л.Расин. Краткая литературная энциклопедия, Т. 6. (1971). — на сайте Фундаментальной электронной библиотеки. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.

Ссылки

Жан Расин в Викитеке ?
Жан Расин на Викискладе ?
  • Расин, Жан в библиотеке Максима Мошкова
  • Биография Расина — на проекте «Хронос»

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Федра
  • Саяногорск

Смотреть что такое «Расин, Жан» в других словарях:

Расин Жан — Жан Расин Марка СССР, 1989 г. Жан Батист Расин (франц. Jean Baptiste Racine, 22 декабря 1639 21 апреля 1699) французский драматург трагик, входивший в так называемую «великую тройку» драматургов XVII века наряду с Корнелем и Мольером … Википедия

Расин, Жан — Жан Расин. РАСИН (Racine) Жан (1639 99), французский драматург, представитель классицизма. С 1677 королевский историограф. В трагедиях “Андромаха” (1668), “Британник” (1670), “Береника” (1671), “Федра” (1677) конфликт между монархическим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

РАСИН Жан — (Racine, Jean) ЖАН РАСИН (1639 1699), французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в Ферте Милон, в семье чиновника местной налоговой службы, был крещен 22 декабря 1639. Его … Энциклопедия Кольера

Расин Жан — (Racine) (1639 1699), французский драматург, поэт, представитель классицизма. В трагедиях «Андромаха» (1668), «Британник» (поставлена 1669, издана 1670), «Береника» (поставлена 1670, издана 1671), «Митридат» (поставлена и издана 1673), «Федра»… … Энциклопедический словарь

Расин Жан — Расин (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, ≈ 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах которых получил… … Большая советская энциклопедия

РАСИН Жан — РАСИН (Racine) Жан (1639—99), французский поэт, драматург. Оды, посв. Людовику XIV («Нимфа Сены», 1660, и др.). Трагедии в стихах «Фиваида, или Братья соперники» (пост. и изд. 1664), «Александр Великий» (пост. 1665, изд. 1666), «Андромаха»… … Литературный энциклопедический словарь

Расин Жан — (1639 1699), выдающийся поэт классицизма, автор трагедий Баязет , Федра … Биографический словарь Франции

Расин Жан — (1639 1699) знаменитый французский трагический поэт классик, драматург. Автор блестящих од ( На выздоровление короля ); трагедий и даже комедии ( Сутяги , 1668) … Словарь литературных типов

Расин Жан Батист — (Racine) знаменитый французский драматург; род. в Ферте Милоне 21 декабря 1639 г., умер в Париже 26 апреля 1699 г. Оставшись круглым сиротой четырех лет от роду, он перешел на попечение бабушки и тетки, усердных последовательниц учения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Расин Жан-Батист — (Racine) знаменитый французский драматург, род. в Ферте Милоне 21 дек. 1639, ум. в Париже 26 апр. 1699 г. Оставшись круглым сиротой четырех лет от роду, он перешел на попечение бабушки и тетки, усердных последовательниц учения янсенистов; они… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РАСИН, ЖАН

РАСИН, ЖАН (Racine, Jean) (1639–1699), французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы, был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка – сестры поэта Мари. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка.

В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с Пор-Роялем. В 1655 он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее воздействие на его литературное развитие. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным эллинистом. Впечатлительный юноша воспринял также непосредственное воздействие мощного и мрачного янсенистского движения. Конфликт между янсенизмом и пронесенной через всю жизнь любовью к классической литературе оказался для Расина источником вдохновения, определил тональность его творений.

Завершив образование в парижском коллеже Аркур, он в 1660 поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. Примерно в это время у Расина появились связи в литературной среде, где он познакомился с поэтом Ж.де Лафонтеном. В том же году была написана поэма Нимфа Сены (La Nymphe de la Seine), за которую Расин получил пенсию от короля, а также две первые свои пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся.

Читайте также  Краткая биография капнист

Не испытывая призвания к церковной карьере, Расин все же в 1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде получить от церкви бенефицию, которая позволила бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Переговоры на этот счет не имели успеха, и в 1662 или 1663 Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что две первые из сохранившихся пьес – Фиваида (La Thébaide) и Александр Великий (Alexandre le Grand) – он написал по совету Мольера, который поставил их в 1664 и 1665.

По характеру Расин был человеком высокомерным, раздражительным и вероломным, его снедало честолюбие. Все это объясняет и неистовую враждебность современников, и жестокие столкновения, сопровождавшие Расина на протяжении всей его творческой жизни.

В течение двух лет, последовавших за постановкой Александра Великого, Расин укрепил связи со двором, открывавшие путь к личной дружбе с королем Людовиком XIV, обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан. Впоследствии он выведет ее в образе «надменной Васти» в пьесе Эсфирь (Esther, 1689), написанной уже после того, как сердцем короля завладела мадам де Ментенон. Он также побудил свою любовницу, прославленную актрису Терезу Дюпарк, оставить труппу Мольера и перейти в театр «Бургундский отель», где в 1667 она сыграла заглавную роль в Андромахе (Andromaque), одной из величайших его трагедий. Оригинальность пьесы состоит в поразительном умении Расина увидеть раздирающие душу человека свирепые страсти, бушующие под покровом усвоенной культуры. Конфликт между долгом и чувством здесь отсутствует. Обнаженное столкновение противоречивых устремлений ведет к неизбежной, разрушительной катастрофе.

Единственная комедия Расина Сутяги (Les Plaideurs) была поставлена в 1668. В 1669 с умеренным успехом прошла трагедия Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон – Юния и Британник. Постановка в следующем году Береники (Bérénice), в которой заглавную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала одной из величайших загадок в истории литературы. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет. Ныне более достоверной кажется версия, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами 17 в., написал свою трагедию Тит и Береника в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво: Расин одержал в соревновании триумфальную победу.

За Береникой последовали Баязет (Bajazet, 1672), Митридат (Mithridate, 1673), Ифигения (Iphigénie, 1674) и Федра (Phèdre, 1677). Последняя трагедия является вершиной драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души. Как и прежде, здесь нет конфликта между рациональными принципами и сердечными склонностями. Федра показана как женщина в высшей степени чувственная, однако любовь к Ипполиту отравлена для нее сознанием своей греховности. Постановка Федры стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в «кровосмесительной» страсти Федры к пасынку намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Второстепенному драматургу Прадону было поручено написать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена одновременно с Федрой Расина.

Неожиданно Расин отказался от участия в последовавшей ожесточенной полемике. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял должность королевского историографа вместе с Н.Буало. Единственными его пьесами за этот период стали Эсфирь и Аталия (Athalie, русский перевод 1977 под названием Гофолия), написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699.

Утверждают, будто Корнель сказал в вечер первой постановки Британника, что Расин уделил слишком много внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значение привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего 17 в. на две партии. В отличие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Кинжал или яд, завершающий их земное существование, в физическом плане является следствием того крушения, которое уже произошло в плане психологическом.

Жан Расин Биография и творчество

Жан Расин (1639-1699) был одним из самых важных французских писателей и историографов в семнадцатом веке. Кроме того, он был признан за его безупречное мастерство традиционной поэзии с чертами трагедии во Франции.

Многочисленные пьесы, которые он написал, достигли ошеломительного успеха в театре, так что они стали ключевыми фигурами для развития выражения искусства. С этим писатель сумел стать первым драматургом, который живет на деньги, собранные продажей его работы.

Внимание к каждой детали его работ, текст, выразительность актеров, которые представляли его работы и украшение сцены, были атрибутами, которые отличали его от остальных драматургов того времени и приводили его к успеху..

  • 1 Ссылки
    • 1.1 Первые годы
    • 1.2 Поэзия
    • 1.3 Брак
    • 1.4 Прочие расходы
    • 1.5 Смерть
  • 2 работы
    • 2.1 Амаси
    • 2.2 Братство
    • 2.3 Александр Великий
    • 2.4 Андромаха
    • 2.5 британский
    • 2.6 Беренис
    • 2.7 Баячето
    • 2.8 Федра
    • 2.9 Эстер и Аталия
  • 3 Ссылки

ссылки

Первые годы

Жан Батист Расин родился 22 декабря 1639 года в Ла-Ферте-Милон, Франция. Он был сыном семьи с хорошими экономическими возможностями. Его мать умерла, когда ему было 13 месяцев, а его отец умер на два года позже, чем его жена, поэтому он осиротел в четыре года.

Столкнувшись с этой ситуацией, Расин был оставлен во главе своих бабушек и дедушек по материнской линии. Его бабушка, Мария де Мулен, была вдова, поэтому он решил отвезти своего внука в монастырь, где ему удалось завершить академическое образование в 1646 году. Такая школа позволяла Расину получать образование от руки сильной религиозной тенденции..

Классики греческой и латинской литературы были фундаментальной частью исследований, которые он проводил с интеллектуалами того времени. С другой стороны, институт, в котором он учился, оказал сильное влияние богословского движения, известного как янсенизм, который подчеркнул грехи человека..

Несмотря на то, что янсенисты отправили его в Париж для изучения юриспруденции в колледже Харкорт в 18 лет, интерес Расина к искусству заставил его выбрать другое направление в своем образовании..

Поэзия

Интерес Жана Расина к поэтическому искусству привел его к экспериментам с литературным жанром. Результат его практики получил хорошие отзывы от Николя Буало, одного из самых важных поэтических критиков во Франции. Вскоре поэзия объединила обоих французов и сделала их большими друзьями.

Два года спустя, в 1659 году, он составил похвальный сонет, посвященный заключению мирного договора с Испанией, который сделал кардинал Жюль Мазарин, премьер-министр страны..

Читайте также  Краткая биография бальзак

После нескольких попыток добиться признания в жанре поэзии Жан Расин решил доказать свое выступление в качестве драматурга в Париже. Это означало отделение французов от их учителей янсенистов, которые отвергли театр как иллюзию..

По крайней мере, в течение следующих десяти лет Расин создал серию работ, которые были очень успешными среди публики и получили положительный отклик у критиков..

Его хорошее выступление в качестве драматурга сделало его первым французским писателем, который смог почти полностью жить на деньги, собранные за его работу, что привело его к уходу из театрального мира.

брак

В 1679 году Жан Расин женился на Кэтрин де Романет, благочестивой и интеллектуальной, верной религии янсенистов. Близость женщины к доктрине заставила драматурга отойти от своей карьеры, что укрепило связь с религией..

У пары было семеро детей: пять девочек и два мальчика. Разделение драматургии привело к тому, что Расин посвятил себя настоящей историографии в компании Николаса Буало, который аплодировал творчеству Ресине как драматург..

Новая должность была осуществлена ​​при дворе короля Людовика XIV, известного как Людовик Великий. Несмотря на то, что он отказался от драматургии, не отстранился от написания, потому что часть его работы была основана на обзоре военных кампаний короля в прозе.

Несколько лет спустя Расин вернулась в мир поэзии после того, как жена короля, на которую она работала, мадам де Ментенон, попросила его вернуться в театр с двумя произведениями религиозного характера..

Другие расходы

Еще одним видом деятельности, который разработал Расин, было участие во Французской академии, учреждении, которое решало все вопросы, связанные с языком Франции..

Обвинение было взято Расином в 1672 году. В 1674 году он был назначен казначеем Франции, а в 1690 году он был назначен рыцарем короля..

смерть

21 апреля 1699 года в возрасте 60 лет Жан Бапист Расин скончался от рака печени. Чтобы исполнить его последние желания, он был похоронен в Порт-Рояле, аббатстве, расположенном на юго-востоке Парижа, куда его отвезла бабушка, когда умерла мать драматурга.

Несмотря на его просьбу, в 1710 году останки драматурга были перенесены в церковь Святого Этьена дю Монта, также в Париже, после того как войска короля, на которых он работал, разрушили то место, где он просил, чтобы их останки были захоронены..

завод

Amasie

Amesie Это была первая пьеса драматурга; однако, это не имело успеха, которого он хотел. Драматург предложил текст многочисленным компаниям, но это не было принято. Эта ситуация не была определяющим фактором для него отойти от поэзии.

Считается, что маленькая восприимчивость, которая имела Amasie заставил его исчезнуть с течением времени, так что сегодня есть немного документации о театральной пьесе.

Братство

Признанный первой работой Расина, которая была хорошо принята публикой, Братство Он был опубликован в 1664 году, когда драматургу было 25 лет. Он представил историю двух братьев-близнецов, которые сражаются до смерти за защиту своих интересов.

Пьеса, в которой есть пять актов для развития сюжета, была впервые представлена ​​в Королевском дворце, комплексе с галереями и театрами в Париже..

Александр Великий

После успеха Братство, Расин написал Александр Великий: трагедия, написанная в 1665 году, в которой рассказывается история любви Александра Македонского и принцессы Клеофил. Работа была успешной и была неоднократно представлена ​​в отеле Hotel Bourgogne, Paris..

Андромаха

После окончательного отделения от янсенистской религии Жан Расин написал Андромаха в 1667 году. В этой работе рассказывалось о том, как четыре персонажа оказались между безумием и неразделенной любовью.

Разделение религии, которое было частью его жизни, заставило часть обратиться к новым проблемам для времени, где человеческие пороки были представлены их характерами. Произведение было первым, в котором трагедия была показана публике.

Работа была ошеломляющим успехом, так что она сделала Расин одним из главных конкурсов Пьера Корнеля, другого важного драматурга того времени..

Британская

Политические проблемы, связанные с трагическими историями, имели место среди работ Расина с Британская. Опубликованный в 1669 году, когда драматургу было 31 год, его сюжет вращается вокруг римского императора Нерона.

Присутствие балетного спектакля в середине произведения и отражение, с которым герои отошли от реальности, в которой они живут, превратились Британская в инновационном произведении.

Беренис

Написанная в 1670 году, эта работа была распределена между пятью актами, вдохновленными словами римского историка и биографа, жившего в 70 году после Христа. как Андромаха, Беренис обратился к любви между двумя людьми и предательству одного из них по отношению к другому.

Конкуренция между Жаном Расином и Пьером Корнелем была такова, что Корнель приехал, чтобы представить работу с похожим сюжетом вскоре после презентации Беренис..

Bayaceto

как Беренис, Bayaceto Это была работа, в которой было пять актов. В нем был изложен факт реальной жизни, произошедший в Османской империи в 1630 году..

Работа была написана и опубликована в 1672 году. Несмотря на то, что она была хорошо воспринята публикой во время ее презентации, успех Bayaceto Это не поспевало за временем: это одна из работ Жана Расина, которая наименее истолкована сегодня.

Федра

Одна из многих трагедий, написанных драматургом, Федра была интерпретирована и опубликована в 1677 году. Она вдохновлена ​​одной из работ Еврипида, одного из самых важных греческих поэтов, и рассказывает историю Федры, военной принцессы греческой мифологии.

Эстер и Аталия

Это были последние две трагедии, которые написала Расин. Его разработка была по просьбе жены короля Людовика XIV мадам де Ментенон.

Эстер У этого было три песни и было составлено для некоторых студентов; Афалия Это было написано после успеха Эстер и рассмотрены чувство этики и важность религии для человека.

Жан Расин: биография, творчество, цитаты

Жан Расин, произведения которого известны по всему миру, – знаменитый французский драматург, живший и работавший в 17 веке. Его работы ознаменовали начало классического национального театра и заслужили то же уважение, что и творения Мольера и Корнеля. Биографии и творчеству этого писателя будет посвящена наша статья.

Жан Расин: краткая биография

Ж. Расин родился в городе Ла-Ферте-Милон, расположенном в графстве Валуа, 21 декабря 1639 года. Отец его служил мелким чиновником в налоговой службе. Мать умерла при тяжелых родах сестры Жана, поэтому воспитанием мальчика занималась бабушка.

Будущего писателя отдают в школу при монастыре Пор-Руяль, где он быстро становится лучшим учеником. Жан Расин прекрасно учился, кроме того, ему повезло с преподавателем филологии, который помог сформироваться литературным вкусам мальчика. Завершил писатель свое блестящее образование уже в Парижском колледже Аркур.

В 1661 году Расин отправляется в городок Юзе, где ему должны были дать церковную бенефицию (земельный участок), что позволило бы ему посвятить все свое время литературе. Однако писатель получил отказ и был вынужден вернуться в Париж.

В столице он становится завсегдатаем литературных салонов и клубов, знакомится с Мольером и другими писателями того времени. Сам Жан Расин (биография которого сейчас находится в центре нашего внимания) публикует свои первые пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха.

Более поздние произведения принесли писателю настоящий успех. Однако многие критики не отдавали должное творчеству Расина из-за его характера. Жан был честолюбив, раздражителен и заносчив.

В 1677 году он практически прекращает писать из-за провала «Федры» и становится королевским историографом. В этот же период он женится на религиозной и хозяйственной девушке, которая в будущем подарит ему семерых детей.

Скончался Жан Расин 21 апреля 1699 года в Париже. Он был похоронен неподалеку от церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Читайте также  Краткая биография моравиа

«Андромаха»

Трагедия была поставлена в 1667 году в Лувре. На представлении присутствовал Людовик XIV. Это была первая пьеса, принесшая Расину успех и известность.

Действия произведения происходят после Троянской войны в столице Эпира. Царь Пирр, сын Ахилла, получает депешу о том, что греки оскорблены поведением его отца, который приютил Андромаху, вдову Гектора, с сыном. Донесение доставляет Орест, влюбленный в невесту Пирра. Самого же царя больше интересует скорбящая по мужу Анромаха. С этого момента и начинается гибель правящего семейства и их государства.

Обращается к классическому греческому сюжету, практически не отступая от канона древнегреческих трагедий, Жан Расин.

Цитаты, наиболее наглядно отображающие сюжет пьесы, приведем здесь: «Войти в то сердце, где для всех не заперт вход!/ Завидной не могу принять такую долю», «… любовь повелевает нами/ И разжигает… и гасит страсти пламя. /Кого хотим желать, тот нам… не мил. /А тот, кого клянем… сердце полонил».

«Британик»

В этой пьесе, поставленной в 1669 году, Жан Расин впервые в своем творчестве обращается к истории Древнего Рима.

Агриппина, мать императора Нерона, беспокоится о том, что утрачивает власть над сыном. Теперь он больше прислушивается к советам Сенеки и военачальника Бурра. Женщина опасается, что в Нероне проснется своенравие и жестокость – страшное наследие его отца.

Одновременно с этим Нерон приказывает похитить Юнию, невесту его брата Британика. Девушка нравится императору, и он начинает подумывать о разводе со своей бесплодной женой Октавией. Британик не может поверить в коварство брата и надеется на примирение. Это и губит юношу.

«Береника»

В этой пьесе вновь обращается к римской теме Жан Расин. Творчество этого периода считается наиболее выдающимся, и трагедия «Береника» стала одним из тех произведений, которое публика приняла с большим восторгом.

Римский император Тит готовится к свадьбе с Береникой, царицей Палестины. В это же время в Риме находится царь Коммагены Антиох, который давно влюблен в царицу. Ввиду приближающейся свадьбы он собирается покинуть столицу. Беренике жаль терять верного друга, но дать ему надежду на большее она не может.

В то же время Тит размышляет о том, что римский народ наверняка будет против иноземной царицы: «Сам Юлий (Цезарь)… своей назвать женой египтянку не мог…». Император не может открыто сказать об этом невесте и просит Антиоха увезти ее. Долг перед народом оказывается сильнее любви.

«Ифигения»

Для этой пьесы, премьера которой состоялась в 1674 году, Жан Расин взял сюжет из древнегреческой мифологии. История рассказывает о том, как царю Агамемнону во время Троянской войны для того, чтобы снискать покровительства богини Артемиды, пришлось принести ей в жертву собственную дочь.

Эта пьесы была словно бы не замечена критиками – не было ни восторгов, ни разгромных отзывов.

«Федра»

Эта трагедия была встречена публикой очень негативно: критика назвала произведение худшим сочинением Расина. Именно после премьеры «Федры» (1677) драматург перестает заниматься литературой. Целых десять лет после этого провала он ничего не писал. Хотя позднее именно эту пьесу назовут вершиной творчества Расина.

Трагедия была написана александрийским стихом. Основой сюжета стала безответная страсть Федры, жены Тесея, к своему приемному сыну Ипполиту. Итогом конфликта становится гибель как Федры, так и Ипполита.

Пьесы Расина, построенные на античных сюжетах, ознаменовали начало целого направления не только во французской, но и в мировой литературе. По сей день творчество драматурга высоко оценивается не только критиками, но и публикой.

Жан Расин — биография, информация, личная жизнь

Жан Расин

Жан Батист Расин (фр. Jean-Baptiste Racine). Родился 21 декабря 1639 года — умер 21 апреля 1699 года. Французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Жан Батист Расин родился 21 декабря 1639 года (крещён 22 декабря 1639) в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1641 году при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии — в 1663) году он возвращается в Париж.

Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 гг.

В последующие два года Расин приобрел связи при королевском дворе, в частности обрёл покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан, что открыло ему путь к личной дружбе с королём Людовиком XIV.

Драматург скончался 21 апреля 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Сюжеты его драм рассказывают о слепой, страстной любви. Его драмы обычно относят к неоклассической трагедии; в них соблюдён традиционный канон жанра: пять действий, единство места и времени (т.е. протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

Сюжеты пьес лаконичны, всё происходит только между персонажами, внешние события остаются «за кадром» и отражаются лишь в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях, они важны не сами по себе, а как психологическая предпосылка их чувств и поведения. Основные черты поэтики Расина — это простота действия и драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.

Количество слов, использованных Расином в пьесах невелико — около 4 000 (для сравнения, Шекспир использовал порядка 30 000 слов).

Произведения Жана Расина:

1660 — (фр. Amasie)
1660 — (фр. Les amours d’Ovide)
1660 — «Ода на выздоровление короля» (фр. Ode sur la convalescence du roi)
1660 — «Нимфа Сены» (фр. La Nymphe de la Seine)
1685 — «Идиллия мира» (фр. Idylle sur la paix)
1693 — «Краткая история Порт-Рояля» (фр. Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
1694 — «Духовные песни» (фр. Cantiques spirituels).

Пьесы Жана Расина:

1663 — «Слава музам» (фр. La Renommée aux Muses)
1664 — «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis)
1665 — «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand)
1667 — «Андромаха»
1668 — «Сутяги» («Челобитчики»)
1669 — «Британик»
1670 — «Береника»
1672 — «Баязет»
1673 — «Митридат»
1674 — «Ифигения»
1677 — «Федра»
1689 — «Эсфирь»
1691 — «Гофолия» («Афалия»).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: