Краткая биография казаков

Юрий Павлович Казаков

КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927−1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960—1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке — сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. . Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы — Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур — гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур — гончий пес (1957), главными героями которых являются животные — сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков — один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И. Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б. Зайцевым и Г. Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях — например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях — в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972−1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).

Герой прозы Казакова — человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках — Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К. Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).

Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.

Казаков Юрий Павлович — русский писатель. Родился 8 августа 1927 в городе Москва. Его родители были простыми рабочими. В 15 лет Казаков начал учиться играть на виолончели и контрабасе.

В 1946 успешно окончил строительный техникум и приобрел соответствующую специальность. С 1946 по 1951 гг. учился в музыкальном училище им. Гнесиных. После окончания училища его музыкальная карьера не сложилась. Изредка Казаков подрабатывал в неизвестных кафе и оркестрах или на музыкальных площадках. Вскоре он сам понял, что музыка — это не его истинное призвание.

В конце 1940-х Казаков начал увлекаться литературной деятельностью. Пишет стихи, пьесы, очерки, которые сначала кажутся ему бессмысленными.

В 1953 году поступает в Литературный институт им. А.М. Горького. Будучи студентом, он публикует свои первые рассказы: «Голубое и зеленое», «Некрасивая». Интересно, что Казаков раскрыл свой писательских талант именно в рассказах. Студенческие годы Юрий Павлович проводил не только в написании своих произведений. Он занимался активной деятельностью: альпинизмом, охотой, рыбалкой.

В 1958 Казаков окончил университет. На то время он уже являлся автором нескольких прозаических сборников. Казаков очень много путешествует, познает новые места. Свои мысли и эмоции он записывает в путевых очерках и рассказах.

Казаков очень любил Север. Он признавался, что хотел бы пожить на Севере в деревне. Посмотреть, как ведется быт и хозяйство, как рождаются дети, как протекает жизнь этих народов. Север вдохновил его на написание сборника рассказов и очерков «Северный дневник». Любимым писателем Казакова был лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. В 1968 году он решил написать книгу о Бунине и отправился во Францию, чтобы собрать материал для ее написания.

В 1970 Казакову присуждается Дантовская премия. Его рассказы были переведены на многие языки и распространены по всему миру. Этот период жизни смело можно называть пиком творческой деятельности.

Казаков покупает себе дачу в Абрамцеве, которая становится его постоянным домом. Начиная с 1972, Юрий Павлович мало пишет, его рассказы не публикуются. Начинается тяжелое время для автора. Казаков хоронит отца, выгоняет из дома жену с сыном. С ним остается только его мать.

Умер Казаков Юрий Павлович 29 ноября 1982 года. После его смерти была издана книга «Две ночи» с неоконченными произведениями автора.

Краткая биография Казакова Ю.П.

Автор: Guru · Опубликовано 03.06.2021 · Обновлено 12.07.2021

«Чувственная проза вырастала из него как цветок из кактуса», — выразился однажды Дмитрий Быков, вспоминая творчество советского писателя и драматурга Казакова Юрия Павловича.

Детство и юность

Автор нежнейших рассказов родился 8 августа 1927 года и все свое детство провел в маленькой квартирке в Москве, на Старом Арбате. Родители его были выходцами из крестьян смоленского княжества и казались в действительности добрыми и честными людьми.

Отец — Павел Гаврилович — создавал впечатление трудолюбивого и не стыдящегося «грязной» работы мужчины, однако имел пристрастие к алкоголю, от которого избавиться был не в силах. Мать — Устинья Андреевна — до встречи с любящим мужем работала няней. Но имея мечту стать медсестрой, помогать больным и старикам, после знакомства с Павлом, наконец, решила ее осуществить. В целом отношения их были крепкими, дружественными и романтичными. Воинственная натура женщины усмирялась теплотой сердца мужчины, и каждый в браке дополнял друг друга присущими им сильными чертами характера.

Сам Юрий рос, окутанный любовью и заботой, несмотря на то, что не все творческие начинания поддерживались матерью. Например, Устинья искренне гордилась любимым сыном, когда тот начал проявлять интерес к музыкальному искусству; а желание окунуться в литературный мир, напротив, считала пустой тратой времени. К счастью, это не помешало мальчику самостоятельно выбирать хобби и увлечения, оттого походы в читальные залы и библиотеки быстро стали постоянными. Хотя временами Юрию приходилось совмещать увлечение книгами с игрой на различных музыкальных инструментах.

Годы Второй мировой войны мать и сын встречали с силой и присущей женщине воинственностью. Они не стыдились соглашаться на черную работу — очищали мосты ото льда, разгружали баржи с продуктами — из ярко-выраженного патриотизма и желания всеми возможными способами помочь Родине. Сам Юрий любил тушить «зажигалки» на крышах, однако из-за этого однажды юноша стал свидетелем взрыва бомбы на соседних улицах, отчего его контузило. Впоследствии, всю оставшуюся жизнь он заикался.

Музыка в жизни писателя

В 1942 году Казаков, несмотря на свою любовь к литературной деятельности, по наставлению матери начал учиться в музыкальной школе, которая впоследствии, в 1946 году, заменилась на музыкальное училище имени Гнесиных.После получения диплома (а по некоторым свидетельствам — его покупки), будущий писатель устроился на должность главного контрабасиста оркестра в Театр имени Константина Станиславского. Однако после нескольких лет в этом поприще мужчина понял, что музыка, к сожалению, не приносит должного удовольствия, и он уволился. А в 1953 году поступил в Литературный институт.

Личная жизнь

Личная жизнь Юрия была нелегка. За годы своего обучения в Литинституте мужчина встретил трёх очаровательных девушек, которые, так или иначе, остались в его памяти надолго. Первая — Тамара Жирмунская — обольстительная красавица, к которой писатель проникся сильными чувствами. Однако их отношения завершились крупной ссорой и болезненным разрывом. Вторая — Марина Литвинина. Эта юная особа стала настоящей музой, вдохновившей Казакова на написание теплых и нежных произведений — «Северный дневник», «Двое в декабре», «Розовые туфли». Но, к сожалению, и этим отношениям не было суждено стать так называемой «прекрасной историей любви». Из-за пристрастия к алкоголю Юрия пара часто ссорилась. На этой же почве милую Литвинину не приняла мать писателя, Устинья. Паре пришлось расстаться.

Третья — Тамара Михайловна, союз с которой был гармоничен для окружающих, но труден для сердца Юрия Павловича. Несмотря на то, что женщина родила любимому мужу наследника, этот брак не сложился, казалось бы, с самого начала. Писатель много выпивал, сын часто болел, денег на обеспечение лечения, еды и содержание жилья не хватало. Ссоры постепенно заполняли обветшалые стены некогда красивого дома, и впоследствии Тамара забрала Алешу и ушла от любимого супруга.

Читайте также  Краткая биография пришвин

Осенью, в 1969 году, после болезненного развода писатель пережил серьезный сердечный приступ, что привело к очередному возобновлению отношений между ним и Тамарой. Однако любовь, разбившуюся однажды, склеить вновь еще никому не удавалось.

Смерть

Талантливый писатель нежнейших рассказов скончался в 1982 году, в возрасте 55-ти лет. Причиной смерти стали диабетический кризис и инсульт, вызванный алкоголем.

Однажды Станислав Рассадин охарактеризовал Юрия Павловича как «наглого, скучного, скупого и самовлюбленного жлоба». Однако истинный образ мужчины сильно отличался от этих ужасных слов. Он был поистине добрым, чутким и теплым человеком, который неоднократно спасал коллег по литературному цеху и выражал свои истинные яркие чувства с помощью прозы.

Казаков Юрий Павлович — краткая биография

ФИО: Казаков Юрий Павлович
Дата рождения: 08.08.1927
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Писатель, драматург, сценарист
Дата смерти: 29.11.1982 (55 лет)

Детство и юность

Юрий Павлович Казаков – русский советский писатель, прозаик. Родился 8 августа 1927 г. в Москве, в семье простых рабочих, выходцев из крестьян. Родители переехали сюда жить из Смоленской губернии.

В 1933 г. отца, Павла Гавриловича репрессировали, и семья испытывала материальные сложности. Его мать, Устинья Андреевна, работала нянькой в разных семьях, дополнительно подрабатывая на заводе подсобной рабочей.

В юности и молодости

Краткая биография

  • 1942 г. — Юрий выбирает обучаться музыке. Осваивает игру на виолончели и контрабасе.
  • 1946 г. заканчивает строительный техникум; поступает в муз. Училище им. Гнесиных.
  • 1951 г. — Заканчивает муз. Училище; принят в состав оркестра музыкального театра им. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
  • 1952 г. – Печатаются первые рассказы Казакова «Новый станок», «Первое свидание», «Обиженный полисмен», «Тысяча долларов», «Голубое озеро».
  • 1953 г. — Юрий Казаков поступает в литературный институт им. Горького. Экзаменационной работой является сюжет о девушке, провожающей на полустанке своего парня. Юрий успешно справляется с поставленной задачей.
  • 1954 г. – Во время учёбы Юрий Казаков пишет «Тихое утро».
  • 1955 г. – Публикуется рассказ «Дом под кручей».
  • 1956 г. – Новые рассказы «Голубое и зелёное», «Некрасивая», «На охоте», «Странник»,
  • 1957 г. — «Тедди», «Поморка».
  • 1958 г. — «Арктур – гончий пёс», «Манька», «На острове».
  • 1958 г. — Он заканчивает институт. В этом же году Юрий Павлович Казаков принят в творческий Союз Писателей СССР.
  • 1958 г. — Под влиянием прочитанных Бунинских рассказов выходит в печать рассказ Казакова «Старики».
  • 1959 г. — Писатель дорабатывает и издаёт свою работу, написанную при поступлении в институт «На полустанке». Также написаны «Трали вали», «В тумане».
  • 1960 г. – Поездка на Север. Юрий Павлович заводит «Северный дневник», который будет написан полностью в 1977г. Пишутся произведения «В город», «Вон бежит собака», «По дороге».
  • 1961 г. – Публикуется «Нестор и Кир».
  • 1962 г. – После путешествий по стране созданы рассказы «Калевала», «Лёгкая жизнь», «Двое в декабре», «Адам и Ева».
  • 1963 г. – Казаков продолжает писать. Появляется «Ночлег», «Плачу и рыдаю»
  • 1964 г. — «Проклятый Север»
  • 1965 г. — «Запах хлеба»
  • 1966 г. — «Двое в декабре»
  • 1967 г. – Поездка во Францию с целью ближе познакомиться с жизнью и творчеством И. А. Бунина.
  • 1969 г. – Написана «Осень в дубовых лесах».
  • 1970 г. – В Италии Юрий Павлович Казаков получает премию Данте.
  • 1973 г. – Выходит в печать знаменитый рассказ «Свечечка», написанный в уединении, на даче.
  • 1977 г. – Не менее известный рассказ «Во сне ты горько плакал».
  • 1982 г., 29 ноября – Юрий Казаков умер от сердечного приступа в возрасте 55 лет. Был похоронен на Ваганьковском кладбище.
  • 1986 г. – Посмертно издана книга «Две ночи», где собраны незаконченные и не опубликованные произведения писателя.

Личная жизнь

Юрий ещё в детстве остро нуждался в общении со своим отцом. Около 20 лет у них были лишь мимолётные встречи. Дело в том, что, когда Павел Гаврилович был в Тамбове, рабочие устроили бунт против коллективизации. Отец Юры не разделял эту позицию, но на рабочих не донёс. За это и был арестован. Мальчику тогда исполнилось 6 лет. С этого времени его воспитывала только мама. С ней он делил нужду и, став постарше, много вместе с ней работал. Несмотря на сложное материальное положение, его мать, Устинья Андреевна, сумела дать Юре хорошее образование. Признательность и любовь к матери писатель пронесёт всю свою жизнь.

Особо нравятся писателю семьи, живущие в русских избах, имеющие свою землю. Человек, выросший в Московском доме на Арбате начинает мечтать о своей собственной семье, о доме с усадьбой.

30 мая 1960 г., на похоронах Б. Л. Пастернака Юрий Казаков встречается с переводчицей Мариной Литвиновой, восхищенной его талантом. Их романтические отношения продолжаются около 5 лет. С Мариной Юрий совершает совместные поездки, получает её одобрение и вдохновение в своём творчестве. Она его первый советчик в написании «Северного дневника». Её образ, характер, их чувства друг к другу отразились на страницах некоторых рассказов.

Отношения Юрия и Марины особенно подробно описаны в рассказах «Двое в декабре» и «Розовые туфли»

Писатель всерьёз мечтает о крепкой семье и о собственном сыне. Возникает идея написать о близких отношениях сына и отца. Но, к сожалению, что-то мешает их дальнейшим отношениям с Мариной Литвиновой.

В 1965 г. Юрий Павлович знакомится с Тамарой Судник, и, женившись на ней, приобретает желаемый семейный очаг.

Гонорар, полученный за перевод трилогии А. К. Нурпеисова «Кровь и пот» потрачен семьёй на приобретение дачи в Абрамцево. Давнишняя мечта Юрия иметь свой дом с усадьбой наконец реализована! Там, в сентябре 1967 года у них рождается сын Алёша – ещё одна мечта Юрия. К сожалению, мальчик часто болеет, но это не мешает, а может быть даже подстёгивает Юрия Казакова горячо любить своего сына.

«Семейный очаг» у Юрия Казакова со своей женой не складывается. С Тамарой он расстаётся и позволяет ей забрать с собой Алёшу. Частые с сыном переписки поддерживают их доверительные и дружеские отношения. Не реализованная любовь Юрия к своему отцу теперь с болью переносится на острую потребность общаться со своим ребёнком.

Это отражается в рассказах писателя «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал». Автор высказывает свою любовь к Алёше. Говорит, что даже не желает видеть мальчика взрослым, чтобы сохранить те же нежные отцовские чувства, которые он испытывает сейчас.

А пока мальчик растёт, Юрий продолжает жить со своей тогда уже ослепшей матерью на даче в Абрамцево. Писатель перестаёт путешествовать и теперь уже пишет мало, часто болеет и начинает много пить. Нереализованные планы так и остаются в виде набросков и незаконченных произведений.

Юрий Павлович Казаков действительно, так и не увидел взросления своего сына. Мастер русской прозы умирает, едва только Алёше исполняется 15 лет.

Вклад писателя

Вдова писателя, Тамара Михайловна Судник-Казакова с сыном Алексеем сделали из дома в Абрамцево мемориальный дом-музей. Там была собрана замечательная библиотека, картины, привезённые Юрием с Севера. В этом доме стали собираться критики, писатели и художники. В юбилейный год, — 80 лет со дня рождения Казакова, в доме планировались встречи и мероприятия. Но именно в этот, 2007 год, неизвестные сожгли всё, оставив на месте дома голое пепелище.

Глобальный успех Юрия Казакова заключается в том, что он, как и хотел, продолжил традиции русских классиков, оживил русскую советскую прозу разнообразием сюжетов, частной жизнью человека.

С 2000 по 2012 год в России была учреждена премия им. Юрия Казакова за лучший рассказ года в России. Наш современный классик переводится на европейские языки, по сюжетам его книг ставятся постановки в театрах, снимаются фильмы.

Казаков, Юрий Павлович

Ю́рий Па́влович Казако́в (8 августа 1927, Москва — 29 ноября 1982, Москва) — русский советский писатель-прозаик.

Содержание

Биография

Родился 8 августа 1927 года в Москве в семье рабочего. Окончил строительный техникум (1946). В 1951 году окончил музыкальное училище имени Гнесиных. Был принят в состав оркестра МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

В 1950—1960 годов вышли книги: «На полустанке», «По дороге», «Лёгкая жизнь», «Голубое и зеленое», «Запах хлеба», «Арктур — гончий пес», «Двое в декабре» и др. В 1961 году издан сборник очерков «Северный дневник».

В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1977 — «Во сне ты горько плакал».

Умер 29 ноября 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Посмертно издана книга «Две ночи» («Разлучение душ») с неопубликованными произведениями.

Его проза про­никнута лиризмом, любовью к природе, от­мечена музыкальностью ритма… Главное в его рассказах — не какие-либо необычайные события, а проникновенное за­печатление повседневности, обретающей под его пером поэтическое звучание.

В его честь учреждена литературная премия, которую присуждают за лучший рассказ.

Сочинения

  • Голубое и зелёное, 1956
  • Тедди, 1957
  • Арктур — гончий пес, 1958
  • Манька, 1958
  • На полустанке, 1959
  • Вон бежит собака! 1961
  • По дороге, 1961
  • Голубое и зелёное, 1963
  • Ночлег, 1963
  • Плачу и рыдаю, 1963
  • Проклятый Север, 1964
  • Двое в декабре, 1966
  • Осень в дубовых лесах, 1961, 1969, 1983
  • Северный дневник, 1977
  • Во сне ты горько плакал, 1977 (описывается самоубийство соседа Юрия Казакова по даче, поэта Дмитрия Голубкова)
  • Оленьи рога, 1980
  • По­едемте в Лопшеньгу, 1977, издано в 1983 [1]
  • Избранное, 1985
  • Две ночи, 1986
  • Снова вспомни Ленинград // «Звезда», 1990, № 1.
  • Долгие крики. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. — 552 с. — ISBN 978-5-94535-093-9

Экранизации

  • 1968 — «Любить» (реж. Михаил Калик). Одна из новелл по мотивам рассказа «Осень в дубовых лесах».
  • 1969 — «Король Манежа» (реж. Юрий Чулюкин). По рассказу «Тедди».
  • 1970 — «Голубое и зелёное» (реж. Виктор Гресь). Экранизация одноимённого рассказа.
  • 1981 — «Великий самоед» (реж. Аркадий Кордон). Казаков выступил соавтором сценария [2]
  • 1992 — «На полустанке» (реж. Тамара Павлюченко). Экранизация одноимённого рассказа.
  • 1995 — «Арктур — гончий пёс» (реж. Галина Самойлова) [3] . Телеспектакль.
  • 1999 — «Послушай, не идёт ли дождь…» (реж. Аркадий Кордон). Биографический фильм.

Библиография

Кузьмичёв И. Юрий Казаков: Набросок портрета. — Л. : Советский писатель, 1986. — 272 с.

Память

  • Юрию Казакову посвящено стихотворение Евгения Евтушенко «Долгие крики» [4] .

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Примечания

  1. Поедемте в Лопшеньгу
  2. Няръяна вындер. Выпуск от 3 марта 2012 г
  3. Телеканал «Культура». Арктур — гончий пес
  4. ДОЛГИЕ КРИКИ. Евгений Евтушенко
Читайте также  Краткая биография чехов

Ссылки

  • Казаков, Юрий Павлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Биография. Энциклопедия Кругосвет
  • Юрий Казаков: «Эти рассказы жгут мою душу»
  • Юрий Казаков: мгновения русской души
  • Подборка публикаций

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шулявская (станция метро)
  • Словарь античности

Смотреть что такое «Казаков, Юрий Павлович» в других словарях:

Казаков, Юрий Павлович — Юрий Павлович Казаков. КАЗАКОВ Юрий Павлович (1927 1982), русский писатель. В эмоционально психологической прозе (сборники рассказов Голубое и зеленое , 1963, Во сне ты горько плакал , 1977, и др.), тяготеющей к традициям русской классики,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Казаков Юрий Павлович — Юрий Казаков Дата рождения: 8 августа 1927, Место рождения: Москва Дата смерти: 29 ноября 1982 Место смерти: Москва Род деятельности: писатель Язык произведений: русский … Википедия

КАЗАКОВ Юрий Павлович — (1927 82) русский писатель. В эмоционально психологической прозе (сборники рассказов На полустанке , 1959, Во сне ты горько плакал , 1977; очерковая Книга Северный дневник , 1961 73) нравственные конфликты, лирико философское осмысление природы.… … Большой Энциклопедический словарь

Казаков Юрий Павлович — (р. 8.8.1927, Москва), русский советский писатель. Начал печататься в 1952. Автор сборников рассказов: «Манька» (1958), «На полустанке» (1959), «По дороге» (1961), «Голубое и зелёное» (1963), «Запах хлеба» (1965),«Арктур ‒ гончий пёс» (1958),… … Большая советская энциклопедия

КАЗАКОВ Юрий Павлович — (1927, Москва 1982), писатель, музыкант, путешественник, сценарист. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу контрабаса, играл в составе оркестра Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича Данченко. В 1958 окончил… … Энциклопедия кино

Казаков Юрий Павлович — (1927 1982), русский писатель. В прозе (сборник рассказов «На полустанке», 1959, «Во сне ты горько плакал», 1977; очерковая книга «Северный дневник», 1961 1973), стилистически тяготеющей к традиции русской классики, тонкий психологический… … Энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Юрий Павлович — (1927—1982), русский советский писатель. Сб. рассказов «Арктур — гончий пес» (1958), «По дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969), «Во сне ты горько плакал» (1977). Очерковая кн … Литературный энциклопедический словарь

Казаков, Юрий Павлович — Род. 8 августа 1927 г., в Москве, ум. 29 ноября 1982 г., там же. Писатель, продолжатель традиций русской классической прозы, переводчик советских национальных авторов. Выпускник Литературного института им. М. Горького (1958). В литературе… … Большая биографическая энциклопедия

Казаков, Николай Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Казаков. В Википедии есть статьи о других людях с именем Казаков, Николай. Николай Казаков Дата рождения: 3 мая 1949(1949 05 03) (63 года) … Википедия

Казаков Николай Павлович — Николай Казаков Дата рождения: 3 мая 1949 Место рождения: Марганец Николай Павлович Казаков советский хоккеист, российский хоккейный тренер … Википедия

Юрий Казаков

краткая биография

Роль и место в литературе

Юрий Павлович Казаков был превосходным автором, подарившим читателям замечательные рассказы, вошедшие в та ки е сборни ки как «Во сне ты горько плакал», «Го луб ое и зеленое», «Тихое утро» и многие другие.

Ворвавшись в литературу в период «оттепели», он бы стро занял свое место в ряду та ки х маститых литераторов, как Евтушенко и Окуджава. Но потом как-то бы стро оказался в тени, во многом из-за того, что намеренная политизированность творчества «шестидесятников» оказалась ему не по душе.

Он принципиально оставался на позициях последователя литературных традиций, живая старина интересовала его гораздо больше неопределенной новизны. Крити ки жестко осуждали его за ла ки ровку прошлого, за восхищение эми гра нтом Буниным и заинтересованность Хемингуэем.

Прежде всего, Казаков старался не отходить в своих произведениях от духовности, перенимал проблематику, язык и изящество слога, ощущая нерасторжимую связь с Толстым, Чеховым, Лермонтовым, Пришвиным.

Будучи, по сути, народным писателем, Казаков и писал о том, что действительно интересно рядовому читателю. Его произведения наполнены искренностью, заинтересованностью в решении той проблемы, которую он в данный момент описывал.

Увлекательный сюжет, описание родной природы, яр ки е характеры героев, широта масштаба, все это говорит о том, что автор, от всего сердца был заинтересован жизнью народа. Причем, очень часто он не просто описывал ту или иную проблему, но и старался указать на недостат ки и ненавязчиво предлагал пути их ис кор енения.

Настоящие ценители таланта Юрия Казакова вид ели его истинное место в литературе, да и сам автор тоже осознавал свою ценность. Его лу чшие рассказы переводились в Европе, а в 1970 году его талант был отмечен присуждением высшей литературной премии Данте в Италии.

Происхождение и ранние годы

Юрий Казаков родился в столице 8 августа 1927 года. Отец, Павел Гаврилович был плотником, его арестовали в 1933 году и приговорили к несколь ки м годам ссыл ки за «нелояльность». Мать, Устинья Андреевна, была простой работящей женщиной, с лу жила нянькой, присматривая за чужими детьми, была подсобной рабочей завода, впоследствии окончила курсы медсестер. Родители Юрия – не кор енные москвичи, до переезда в столицу они проживали у себя на Смоленщине.

Образование

Музыкант Юрий Казаков

Когда Юрию исполнилось пятнадцать лет, он вдруг страстно полюбил м уз ыку. Сначала он учился и гра ть на виолончели, затем перешел на контрабас. Но, окончив восьмилетку, сначала поступил в стро ительный техникум, а уже после его окончания, в 1946 году – в м уз ыкальное училище им. Гнесиных на класс контрабаса. После его окончания в 1951 году Юрий периодичес ки и гра л в джазовых и симфоничес ки х оркестрах, на танцах, так как найти постоянное место в оркестре было проблематично. Одновременно с этим он подрабатывал написанием материалов для газет. В 1953 году он поступил в Литературный институт и в 1958 году успешно его окончил.

Творчество

В 1952 году Юрий окончательно определился с выбором профессии и, оставив м уз ыку, вплотную занялся сочинительством. В 1952 году им был написан «Сборник пьес для художественной самодеятельности». Еще в студенчес ки е годы появились его первые произведения. В 1957 году вышел, прославивший его сборник «Арктур – гончий пес», за ним последовали «На по лу станке», «По дороге».

Уже первые произведения Казакова выделили его из общей массы молодых литераторов. На первых порах крити ки называли его подражателем Ивану Бунину и А.П. Чехову. Они не находили в его работах самостоятельности, указывали на влияние К. Паустовского, который преподавал в то время в Литературном институте.

С К.Г. Паустовским

Но, со временем, мнение о молодом авторе поменялось. Все чаще с положительной интонацией оценивалось то, как Казакову удается изобразить в своих рассказах настоящую жизнь, человечес ки е характеры, наделенные чистыми помыслами и духовной красотой. Когда издательство «Советс ки й писатель» выпустило его рассказы, тираж которых составил сто тысяч экземпляров, сопровождением к ним стала прекрасная аннотация.

В 1958 году советс ки е писатели К. Паустовс ки й и В. Панова дали Юрию Казакову блестящую рекомендацию для вступления в Союз Писателей СССР.

Сам Казаков в одном из своих писем признавался, что его мечтой было возрождение жанра русского рассказа. Этой цели он достиг в течение десяти лет работы. Практичес ки подряд выходили сборни ки его рассказов. Замечательная книга с очерками о Севере под названием «Северный дневник» вышла в 1961 году. Она постоянно пополнялась новыми рассказами и продемонстрировала прекрасное знание автором особенностей сурового русского севера.

При жизни писателя свет у вид ели около десяти его сборников, среди которых «Осень в дубовых лесах», «По дороге», «Двое в декабре» и другие. Кроме рассказов, Юрий Павлович писал очер ки , новеллы и эссе. Некоторые из них посвящены М.Ю. Лермонтову, С.Т. Аксакову, и, конечно же, его учителю К.Г. Паустовскому.

Главные произведения

Среди лу чших произведений писателя выделяется рассказ «Во сне ты горько плакал». В нем говорится о том, как отец мучительно ищет ответ на вопрос, о чем думает его сын, что он знает такое, что не известно ему, взрослому мужчине. Казакова в этом рассказе беспокоит, прежде всего, внутреннее, душевное состояние ребенка.

В рассказе «Го луб ое и зеленое» автор мастерс ки описывает городской пейзаж, на фоне которого, «на дне г луб окого двора» происходит знакомство героев. Автор показывает, как ро манти ческая встреча изменила взгляды главного персонажа, в описании героини о гра ничиваясь лишь двумя деталями об ее грудном голосе и маленькой ручке.

Дом в Абрамцеве

В рассказе «Тихое утро» (1954 г.) писатель рассказывает историю двух мальчиков, подружившихся, благодаря опасной ситуации, возникшей во время рыбал ки . Автор говорит о том, что все временные чувства, та ки е как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни. Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка.

Последние годы

Последние годы жизни Юрий Павлович провел уединенно на даче в Абрамцеве, о которой он мечтал долгое время. Писал он уже мало, его практичес ки не публиковали. Этот период стал одним из самых нелег ки х в его жизни – у него умер отец, он расстался с женой и сыном и остался лишь с матерью.

Крест на могиле

Он продолжал заниматься переводом трехтомного романа казахского писателя А. Нурпеисова « Кровь и пот», периодичес ки писал для детс ки х журналов рассказы, которые часто публиковала «Мурзилка». У писателя было еще много замыслов, но большинство из них так и остались нереализованными. Некоторые из них, в частности, книга «Две ночи» были изданы уже после его смерти.

За выдающийся вклад в развитие современной литературы Юрий Казаков был представлен к международной Дантовской премии в 1971 году.

Юрий Павлович умер 29 ноября 1982 года. Похоронили писателя в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1927 Год рождения писателя
1933 Арест отца
1942 Окончание восьмого класса. Поступление в техникум
1946 Окончание стро ительного техникума
1951 Окончание училища им. Гнесиных
1952 Вышел «Сборник пьес для кружков худ. самодеятельности»
1953 Поступление в Литературный институт
1956 Выход рассказа «Го луб ое и зеленое»
1958 Окончание института
1959 Выход сборника «На по лу станке»
1960-1972 Написание «Северного дневника»
1961 Публикация рассказа «Нестор и Ки р»
1966 Выход рассказа «Соловец ки е мечтания»
1967 Поездка во Францию
1970 Вручение Дантовской премии
1973 Выход рассказа «Свечечка»
1977 Выход рассказа «Во сне ты горько плакал»
1982 Написание сценария к фильму «Вели ки й самоед»
1982 Не стало Юрия Павловича Казакова
1986 Выход посмертного сборника «Две ночи»
Читайте также  Краткая биография владимов

Интересные факты

  • любимым писателем Казакова был И. Бунин;
  • Казаков окончил училище им. Гнесиных;
  • писать Юрий Павлович начал из-за того, что практичес ки не мог говорить из-за заикания, которое началось у него после того, как его испугала овчарка;
  • в школьные годы занимался альпинизмом, охотой и рыбалкой;
  • очень любил путешествовать по стране и зарубежью;
  • м уз ой писателя была переводчица Марина Литвинова.

Память о писателе

Юрию Казакову посвящено стихотворение Евгения Евтушенко «Долгие кри ки ».

В честь писателя была учреждена литературная премия журнала «Новый Мир».

На Арбате, на доме № 30 размещена мемориальная доска писателю Юрию Казакову.

Жизни писателя посвящён фильм «Пос лу шай, не идёт ли дождь» (1999 г.).

Биография Юрия Казакова

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Долгое время жил на Арбате. Его отец Павел Гаврилович и мать Устинья Андреевна смолоду перебрались в столицу со Смоленщины. Отец, рабочий-плотник, в 1933 был осужден за «нелояльные разговоры» и несколько лет провел в ссылке. Мать нянчила детей в чужих семьях, работала подсобницей на заводе, выучилась на медсестру. Военная Москва, бомбежки, гибель людей на улицах, нищета — главные впечатления детства, нашедшие отражение в неоконченной повести «Две ночи» (1962-1965).

С 15 лет Казаков пристрастился к музыке. После 8-го класса средней школы поступал в архитектурно-строительный техникум, потом окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1951) по классу контрабаса. Играл в джазовых и симфонических оркестрах; подрабатывал в газетах.

Ранние литературные опыты Казаков — сохранившиеся в архиве стих, в прозе, короткие пьесы, очерки для газеты «Советский спорт» и рассказы «из иностранной жизни» — относятся к 1949-53. Первой публикацией Казакова стала одноактная пьеса «Новый станок» в «Сборник пьес для кружков художественной самодеятельности» (М., 1952), первый напечатанный рассказ — «Обиженный полисмен» (Московский комсомолец. 1953. 17 янв.). С поступлением в Литературный институт им. М. Горького (1953) Казаков всерьез обращается к прозе.

В рассказах 1956-1958, появившихся в журнале «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе как уже сложившийся мастер.

В 1958 Казаков защитил диплом и был принят в СП (с рекомендациями В. Пановой и К. Паустовского).

В 1959 в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой после двух книжечек: «Тедди» (1957) и «Манька» (1958), выпущенных в Архангельске.

Казаков пришел в литературу на волне общественных иллюзий второй половины 1950-х, в период «оттепели», став представительной фигурой поколения «шестидесятников». Он придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции, уповал на христианские идеалы, интересовался живой стариной больше, чем сомнительной новью, за что неоднократно подвергался нападкам официозной критики. Казакова обвиняли в идеализации прошлого, в «нытье» и бездумном эпигонстве, упрекали за преклонение перед эмигрантом И. Буниным (покорившим молодого писателя «ястребиным видением человека и природы»), за интерес к К. Гамсуну и Э. Хемингуэю. Между тем Казаков не только перенимал у классиков пластику слова, учился языку, но и наследовал их духовную проблематику, чувствуя нерасторжимое родство с Лермонтовым (о нем написал рассказ «Звон брегета», 1959) и Л.Толстым, с Буниным, Чеховым и Пришвиным.

Показателен юный герой рассказа «Голубое и зеленое» (1956), лирический двойник автора, первый в ряду наивных московских мечтателей, грезивших охотой и путешествиями. Со столкновения подобных героев («Некрасивая», 1956; «Ни стуку, ни грюку», 1960; «Легкая жизнь», 1962) с их прагматичными деревенскими сверстниками начинается постижение писателем парадоксов русского характера. Инфантильные горожане и грубые сельские парни отличались темпераментом и внешней повадкой, но их соперничество имело глубокие социально-исторические корни: конфликт между ними касался взгляда на природу и предназначение человека.

Поиск ответов на «вечные вопросы» веры и совести, потребность в творческом самоопределении привели Казакова на Русский Север. Еще мальчишкой в конце 1940-х он попал впервые в вятскую деревню (в тех краях отбывал ссылку его отец) и сразу влюбился в стародавние избушки и «мужика с лукошком» — «пришельца из бунинского века», а уже студентом Литературного института (1956) отправился в командировку по следам Пришвина, бродившего по Беломорью 50 лет назад. Там, вкусив вольной лесной жизни и окунувшись в поток натуральной живой речи, молодой писатель, по его словам, «родился второй раз». Дикая природа, цельные, под стать ей люди, суровый поморский быт в первых северных рассказах Казакова («Никишкины тайны», 1957; «Поморка», 1957; «Арктур — гончий пес», 1957; «Манька», 1958) увидены зорким неравнодушным взглядом, их пронизывает ощущение прозрачной временной бездонности.

Позднее маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Соловки. В результате сложился «Северный дневник» — книга, которую Казаков пополнял очередными главами более 10 лет (1960-1972). Путевые впечатления, пейзажи, портреты рыбаков и охотников спаяны здесь с лирическими воспоминаниями и экскурсами в историю.

Писатель словно погружался внутрь исторического времени и убеждался: вековечный крестьянский уклад, опиравшийся на старозаконную веру, православные обычаи и частную собственность, терпит на Русском Севере крах. Его удручали драматические судьбы поморов («Нестор и Кир», 1961), тяготило чувство вины за порядки, уничтожавшие честных тружеников. Было стыдно наблюдать загаженные руины старинного монастыря, превращенного в 1920-е в концлагерь, а потом разрушенного («Соловецкие мечтания», 1966). Поэзия вечности вместе с жестокой правдой современности взывала к бережному сохранению культуры. Среди персонажей «Северного дневника» — сказочник С.Писахов и «дикарь XX века», национальный герой ненцев, художник Тыко Вылка (о нем Казаков написал позже, в 1972-1976, повесть «Мальчик из снежной ямы»).

Противостояние недоступного в своей идеальной чистоте Севера и срединной, обжитой России определяет сюжеты многих казаковских рассказов, в т.ч. и рассказов о любви. Страсть — неотъемлемое качество таланта Казакова. И любовь к женщине сопряжена с приливом энергии и вдохновения, становясь побудительным импульсом к творчеству и принося житейский покой в жертву «тайне своего самоосуществления» («Осень в дубовых лесах», 1961; «Адам и Ева», 1962). Любовь у Казакова, яростная («Манька»), мечтательная («Голубое и зеленое»), вовсе несостоявшаяся («Ночлег», 1963),— ранима, требовательна и щедра. И непутевый бакенщик Егор («Тра-ли-вали», 1959), и его антипод, интеллигент-москвич («Двое в декабре», 1962), каждый по-своему обретает душевное равновесие, когда возле них оказываются преданно любящие женщины.

К центральной России, Оке и Тарусе (там он подолгу живал) Казаков был привязан еще крепче, чем к Северу. Красота среднерусской равнины, человек на земле и здесь давали писателю повод для творческих раздумий. В альманахе «Тарусские страницы» (Калуга, 1961) он напечатал рассказы «В город» (1960), «Ни стуку, ни грюку» (1960), «Запах хлеба» (1961), где одним из первых в те годы, предвосхищая «деревенскую прозу», поднял тему ухода крестьянина из деревни. Бросая родительский кров, его неутешные герои убегали на сибирские стройки («По дороге», 1960), прельщались «легкой жизнью» и городскими соблазнами, будучи не в состоянии понять истинную причину своей тоски. Трагедия беспаспортного сельского жителя, измученного произволом властей, виделась Казакову зловещим симптомом духовного обнищания страны.

И природа, подобно исчезающей деревне, воспринималась Казаковым как «уходящий объект». Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963) — о величии жизни и смерти, об ответственности человека за будущее всего живого на земле, в том числе и за самого себя. Прозорливое художественное зрение Казаков предполагало и возможность взгляда «из природы»: глазами леса, медведя, гончего пса. Этот взгляд требовал мудрости и сострадания, отзываясь в казаковских рассказах провидчески щемящей нотой покаяния («Белуха», 1963-1972).

В 1960-х Казаков много путешествовал. Помимо Арктики, бывал на Псковщине («В первый раз попал я в Печеры. », 1962), в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане. Довелось ему посетить ГДР, Румынию, Болгарию. За рубежом его охотно печатали: в Англии и Дании, Индии и Югославии, Испании и Голландии, Швейцарии и США. В Париже присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык. (1962), в Италии удостоили Дантовской премии (1970). Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967, там Казаков собирал материалы для книги о Бунине, встречался с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и др. писателями-эмигрантами «первой волны».

В 1968 Казаков прочно обосновался в подмосковном Абрамцеве.

В 1970-х печатался мало, но два рассказа — «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977) — убедительно свидетельствовали о неувядаемости его таланта. Тема дома и бездомья, чувство семейного рода, уязвленное драмами минувших десятилетий, отличает эти классически строгие рассказы, представляющие собой «разговор двух душ» — отца и сына. Загадка младенчества и поиск истины на границе жизни и смерти, фатальность судьбы и спасительность веры, единство отца и сына как условие бессмертия нации, народа и человечества — эти вечные проблемы поднял Казаков в своих скорбных и мажорных рассказах.

Казаковский «роман рассказчика» остался незавершенным. Однако ресурсы «внутренней биографии» писателя не были исчерпаны. Эволюция казаковского лирического героя прослеживается не только по книгам («По дороге», 1961; «Голубое и зеленое», 1963; «Запах хлеба», 1965; «Двое в декабре», 1966; «Во сне ты горько плакал», 1977), но и по замыслам, оставшимся в набросках («Разлучение душ», «Ангел небесный», «Старый дом», «Девятый круг», «Смерть, где жало твое?» и др.). Большинство своих рассказов Казаков написал на исходе 1950-х — вплоть до середины 1960-х, их хронология часто не совпадала с последовательностью публикаций. Фрагменты, включенные в посмертный сборник «Две ночи» (1986), существенно корректируют общую картину казаковского творческого пути.

Последние годы Казаков уединенно провел в Абрамцеве. Завершал начатый в 1964 перевод трехтомной эпопеи казахского прозаика А. Нурпеисова «Кровь и пот». Сочинял детские рассказы для журнал «Мурзилка», в редколлегии которого состоял. Книжки для маленьких читателей («Тропики на печке», 1962; «Красная птица», 1963; «Как я строил дом», 1967 и др.) были предметом его особой заботы. В качестве сценариста Казаков участвовал в постановке на «Мосфильме» 2-серийной картины «Великий самоед» (1982, реж. А. Гордон) — о Тыко Вылке.

Юрий Казаков умер 29 ноября 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: