Краткая биография рютбёф

«Миракль о Теофиле» Рютбефа - предтеча «Фауста» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение » Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор

Краткая биография рютбёф

«Миракль о Теофиле» Рютбефа — предтеча «Фауста» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Каплан А. Б.

Текст научной работы на тему ««Миракль о Теофиле» Рютбефа — предтеча «Фауста»»

«МИРАКЛЬ О ТЕОФИЛЕ» РЮТБЕФА -ПРЕДТЕЧА «ФАУСТА»

Рютбеф считается одним из даровитых поэтов XIII в., одним из первых отразивших менталитет студентов Сорбонны, нищих, веселых и буйных. Ведь в Парижском университете уже тогда обучались тысячи студентов. Между студентами Сорбонны, горожанами, и особенно властями, отношения часто были напряженными. Причем столкновения с жителями и стражниками порой перерастали в настоящую войну. Пройдет много лет, и Франсуа Вийон будет описывать ожесточенные бои между студентами и горожанами в ХУ в. (к сожалению, текст поэмы до нас не дошел). Однако школяры не всегда враждовали с населением, они с удовольствием принимали участие в городских праздниках.

Биография Рютбефа малоизвестна, возможно, он был уроженцем Бургундии или соседней с ней Шампани, но жизнь его прошла в основном в Париже (8, с.231). Рютбефа считали профессиональным трувером. Если поэты Юга Франции назывались трубадурами, то их северные собратья носили имя труверов. Рютбеф принимал участие в борьбе преподавателей против доминиканцев, которая началась во время правления короля Людовика IX (1226-1270). Пользуясь благо -склонностью короля, нищенствующие монахи, в основном доминиканского ордена, пытались занять места профессоров Сорбонны. Рютбеф поддерживал теолога Гийома де Сент-Амур в его противостоянии с доминиканцами. В своей «Песне об орденах» он пытается разоблачить ордена нищенствующих монахов: францисканцев, три-нитариев и особенно ненавистных ему доминиканцев (8, с.231). Им же он посвятил небольшую сатирическую поэму «О якобинцах». Доминиканцев называли также якобинцами, поскольку они жили в монастыре на улице св. Иакова. Во время Великой французской ре-126

волюции в этом монастыре разместился клуб сторонников Робеспьера, которых также стали называть якобинцами. Рютбеф писал о наглости , жадности, скупости и зависти доминиканцев, но главным их грехом считал лицемерие. Король и папа выступили защитниками нищенствующих монахов. Гийом де Сент-Амур был изгнан из Парижа, а на кафедрах Сорбонны утвердились доминиканцы. Справедливости ради, следует отметить, что преподаватели-доминиканцы Альберт Великий и особенно Фома Аквинский прославили на века Парижский университет своими лекциями и трудами. Рютбеф должен был перестать распространять свои сатирические стихи против нищенствующих орденов, ибо папа Александр IV в одной из своих булл пригрозил авторам непотребных песен, где высмеиваются монахи, суровым наказанием.

Наиболее известное произведение Рютбефа «Миракль о Теофиле». Миракль — это религиозная драма, в которой изображалось чудо, совершенное Мадонной или каким-либо святым. Сюжет о духовных мучениях клирика Теофила был не нов. Эта легенда еще в VI в. возникла в Византии, и считалось, что это рассказ ученика самого Теофила. Вскоре эта легенда была переведена на латынь. В Х в. известная писательница эпохи раннего Средневековья Гросвита Ган-дерсгеймская написала латинскую поэму об отречении и покаянии Теофила (6, с.81). Эта поэма была известна и в последующие времена. Но произведение представительницы знатного рода, ученой аббатисы Гросвиты было менее доступно, чем миракль Рютбефа, рассчитанный на то, что он будет разыгран как пьеса на городской площади. Теофил — это прообраз, правда, примитивный, Фауста. Клирик, младший служитель церкви, возможно дьякон, обиженный епископом, он в гневе продает душу дьяволу, но затем сильно кается, обращается за помощью к Мадонне, и она спасает его. Живой народный язык средневекового миракля привлек внимание Александра Блока, и он перевел это произведение Рютбефа. «Действо о Теофиле» в декабре 1907 г. было поставлено в одном из петербургских театров.

Обратимся к содержанию миракля как источника, дающего представление о менталитете мелкого клирика, жителя Парижа ХШ в. Миракль начинается с монолога Теофила, в его словах отчаяние и безнадежность. Типична судьба мелкого клирика: ранее он имел доход и кров, но теперь он выброшен на улицу. Теофила бесит полное равнодушие прелата к тому, что его бывший слуга обречен на голод. Ненависть к бывшему хозяину растет с каждой фразой

монолога. Он желает смерти епископу. Нас не должно удивлять такое отношение к высокому духовному сану. Вот как относился два столетия спустя к своему врагу епископу Мэнскому Вийон:

«Он был несправедлив со мною, И так жесток — не счесть обид! Так пусть же телом и душою Он в серном пламени горит!» (2,с.64).

Такое отношение к знатным прелатам типично для менталитета средневековой Западной Европы. Ведь Данте не стеснялся помещать в ад даже римских пап. Характерно, что подобное отношение к архиереям и митрополитам не имеет места в православной церкви, только низшее белое духовенство может быть предметом насмешек.

Теофил не только чувствует ненависть к епископу, но и выражает недоверие и неприязнь к Богу. Герой миракля Рютбефа обращается к волшебнику, носящему имя Саладин, избранное автором миракля не случайно. Рютбеф еще верил в победу крестоносцев, посвятив описанию их подвигов ряд произведений (8, с.32), хотя уже к середине XIII в. стало ясно, что идея Крестовых походов потерпела крах. Решительное поражение европейским рыцарям нанес арабский султан Саладин (Салах-эд-дин). В 1187 г. он изгнал крестоносцев из Иерусалима. Попытка трех монархов — германского императора Фридриха Барбароссы, английского короля Ричарда Львиное Сердце, французского короля Филиппа-Августа — возвратить под власть креста Иерусалим провалилась. Образ Саладина в массовом сознании одновременно вызывал страх, ненависть и уважение. Как бы оправдывая поражение крестоносцев, народная мифология приписывала Саладину черты волшебника, могущего использовать силу дьявола. Саладин, появляющийся в пьесе, играет роль плутоватого слуги дьявола, он начинает соблазнять Теофила богатством и земными радостям, но Теофил колеблется. Тогда Са-ладин путем особого заклинанья вызывает дьявола, и тот вступает в игру. Диалог Теофила и дьявола весьма интересен. Высокопоэтический перевод Блока все же не всегда передает все оттенки средневекового менталитета того времени. Для клирика Теофила епископ, которого Блок называет кардиналом, был не только господином, но сиром, сюзереном, сеньором; эти слова являются синонимами. Таким образом, Теофил осознает себя вассалом. А отношения между 128

сеньором и вассалом требовали взаимных гарантий. Если сеньор нарушал права вассала, то последний мог стать вассалом другого сеньора. Блок так переводит обращение Теофила к дьяволу: «Вот кланяюсь вам господин. » (1, с.277). В подлиннике «Vez ei que je vos faz homage» (8, с.242). Это можно перевести «я приношу Вам присягу». В ответ дьявол обещает сделать Теофила знатным сеньором. До сих пор мы слышим разговор между сюзереном и вассалом. Но, приняв присягу, дьявол говорит:

«Беру расписку от тебя. В умно расставленных словах, Не раз бывал я в дураках, Когда расписок не беря, Я пользу приносил вам зря» (1, с.278).

В этих словах отражается перемена в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII вв. (5, с.25). Этот процесс в настоящее время неплохо изучен. Главную роль здесь сыграли исследования известного историка Ж. Ле Гоффа, его дело активно продолжал российский историк А.Я.Гуревич. Тема отражения перемен в системе ценностных ориентаций в творчестве Рютбефа разрабатывалась в трудах французских ученых Ж.Дюфурне (9), М.Пинтарика (10). «Хорошо известно, — пишет Ле Гофф, — что в сфере торговой деятельности развивалось понятие барыша, выгоды» (5, с.32). Это побудило церковь смириться с новым отношением ко времени. Ведь для традиционного христианина понятие «суетность» было разновидностью порока. В связи с экономическим развитием городов в сознании людей, не только занимающихся торговлей, внедрялась мысль — «время — деньги». А.Я.Гуревич отмечает: «.хотя время и остается собственностью Бога, оно принадлежит индивиду, и он ответственен за его использование. Купцы и ремесленники по-новому оценивают время своей практической деятельностью» (4, с.99). Но следует сказать, что в тексте миракля носителем подобного отношения ко времени является дьявол. Этот текст отражает некую тревогу из-за перемен в восприятии времени. Не случайно статья М.Пинтарика носит название «Рютбеф между временем церкви и временем рынка» (10, с.17).

Подписав договор с дьяволом, отдав ему расписку, Теофил подчиняет свое время воле нечистой силы, теперь он постоянно дол-

жен людям приносить зло. Но вскоре, как рассказывает автор миракля, епископ решает возвратить Теофила к себе на службу и щедро наградить его. Последний, возомнив себя вассалом могущественного сеньора-сатаны, ничего не боится, он принимает дары епископа без всякой благодарности и стремится причинить вред всем, кто встречается на его пути. Так проходит семь лет; случайно Теофил забредает в часовню, посвященную Мадонне, и здесь внезапно ощущает раскаяние. Раскаяние и затем молитва Теофила Мадонне — наиболее яркие строки стихов миракля. Грешник удивительно явственно ощущает грядущие муки ада. Он предвидит кипящую преисподнюю, чувствует, как клыки чертей впиваются в его тело, груз расписки, принадлежащей дьяволу, давит на него: «Проклятый свиток мой кольцом моим скреплен» (1, с.284). Характерно, что от присяги сеньору легче освободиться, чем от зафиксированного долга.

Именно в мистерии о Теофиле читатель и зритель впервые могли так сильно почувствовать весь ужас продажи души дьяволу (7, с.163).

В XIII в. в средневековой схоластике было разработано учение о покаянии. Теологи различали совершенное и несовершенное раскаяние. Несовершенное раскаяние связано со страхом перед наказанием за грехи, а совершенное покаяние вызывается чувством любви к Богу (3, с.375). Рютбеф, как и клирик, возможно, знал схоластические тезисы. И в покаянной молитве Теофила переплетаются страх и любовь. Грешник обращается к Мадонне:

«Вели, чтоб тело, Оставив душу спасенной, В Тебя влюбленной, В огне сгорело» (1, с.286).

Здесь любовь побеждает страх, и Теофил готов наказать свое грешное тело, дабы выразить свою любовь к Богоматери. Ведь средневековые инквизиторы предавали тело грешника огню, чтобы смягчить наказание его души. Мадонна сначала не желает слушать Теофила, но затем прощает грешника и решает отобрать у дьявола хартию, где зафиксирован договор. Разговор Мадонны с дьяволом напоминает перебранку на рынке. Как бы незаметно сакральный стиль миракля перерастает в стиль фарса. Это обстоятельство прида-

ет произведению живость и зрелищность. Дьявол возвращает грамоту только после угрозы Мадонны: «Вот я намну тебе бока» (1, с.288).

Теофил отдает злосчастный документ епископу. Действо заканчивается торжественной речью прелата, в которой он кратко вновь повторяет содержание миракля и славит Бога и Мадонну. В заключение следует отметить, что образ дьявола вполне соответствует типичному представлению о нем в классическом Средневековье. Это, грубо говоря, еще «домашний чёрт», имеющий некое сходство с языческими лешими и домовым. Образ апокалипсического Князя тьмы стал более влиятельным в эпоху позднего Средневековья и особенно в эпоху Возрождения.

1. Блок А. А. Действо о Теофиле (Le miracle de Theophile) Рютбефа (Rutebeuf), трувера XII-XIII столетия // Блок А. Собр. соч. — М.; Л., 1961. — Т.4: Театр. — С.267-291.

Читайте также  Краткая биография трифонов

2. Вийон Ф. Стихи. — М., 1963. — 215 с.

3. Горюнов Е.В. Покаяние // Словарь средневековой культуры. — М., 2003. — С.373-376.

4. Гуревич А.Я. Время // Там же. — С.96-100.

5. Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII вв.) // Одиссей: Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. — М., 1991. — С.25-47.

6. Памятники средневековой латинской литературы. — М., 1972. — 532 с.

7. Харитонович Д.Э. Дьявол // Словарь средневековой культуры. — М., 2003. -С.159-163.

8. Шишмарев В.Ф. Книга для чтения по истории французского языка. — М.; Л, 1951. — 857 с.

9. Dufournet J. Rutebeuf. — P., 1987. — 160 p.

10. Pintaric M. Rutebeuf entre le temps d’eglise et le temps du marchand //Acta Neophi-lologia. — Ljubljana, 1994. — Vol.127. — P. 17-24.

Рютбёф «Действо о Теофиле» (Читательский дневник)

1. Время создания: Данное произведение было написано приблизительно во второй половине 13 века, где-то в 1270 году.

2. Место создания: Скорее всего, произведение было написано на родине Рютбёфа, то есть во Франции.

3. Автор перевода и год первого издания перевода: Автор: Александр Александрович Блок. Год издания: 1916 год.

4. Жанр: Миракль, то есть средневековые мистерии, в основе сюжета которых лежал мотив чуда или тема жития святого.

5. Основные темы произведения: Первой темой данного произведения можно выделить желание человека иметь больше, чем у него есть, желание быть самым богатым и ни в чём не нуждаться в жизни.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Автор показывает, насколько люди ослеплены этими мечтами, что они готовы на всё, чтобы получить желаемое. Иногда даже придать самих себя и свою жизненную позицию, что нельзя назвать правильным решением в подобных ситуациях.

Второй темой можно обозначить противостояние добра и зла. В произведении всё повествование держится именно на этом. Есть хорошая сторона, а есть плохая сторона. Между ними главный герой и мечется, пытаясь понять, где ему лучше, где у него будут хорошие условия для жизни и существования в целом. Сначала он является проявлением добра, но затем переходит на сторону зла. Герой обращается к Сатане, но вскоре раскаивается.

Хочется также отметить отношение Теофила к своим товарищам: Петру и Фоме. Получая обратно свой сан, герой начинает их задирать и нелестно о них отзываться. Первый из друзей говорит, что сам просил вернуть Теофилу обратно сан, второй просто не может понять его поведения, считая, что тот просто выпил вина. Мне кажется, что тема взаимоотношения и товарищеских отношений тоже поднимается в данном произведении, просто она не раскрыта так глубоко, как две предыдущие.

6. Сюжетные линии, конфликты и перипетии (их количество и наличие зависит от рода литературы и жанра): В данном произведении выделяется одна сюжетная линия. Она касается желания главного героя, Теофила, получить наивысший сан и богатства к нему, а также его неопределённости, что он всё-таки хочет взять от этой жизни, на чьей стороне ему комфортнее существовать. Если бы герой сразу знал, что хочет быть рядом с добром, несмотря на то, что не получает от него желаемого, то всей этой истории могло бы и не быть.

В произведении можно отметить также два конфликта. Первый из них, который можно назвать основным: противостояние добра и зла. Герой становится тем, кого хотят видеть у себя каждые из двух сторон. Его не хватает Кардиналу, потому что он самый честный и щедрый, и по тем же причинам Теофил нужен Дьяволу, дабы исчерпать из него всю доброту. Это вечная тема и вечная проблема, решение которой вряд ли когда-то будет найдено. Вторым хочется отметить внутренний конфликт главного героя, который слепо идёт туда, где может чем-то улучшить своё состояние.

7. Композиция и структура: В центре произведения Рютбёфа выступает Теофил, человек, который стремится получить почёт и деньги, обеспечить себе беспечную жизнь.

Композиция «Действа о Теофиле» линейная, все события происходят последовательно, нет никакого возвращения к прошлому или представлений настоящего. Действия происходит здесь и сейчас, в настоящее время.

Хочется отметить кульминационный момент, в котором главный герой умоляет Мадонну помочь ему. Для меня это была самая напряжённая часть повествования, потому что было неясно, простит она Теофила или нет, освободит от сделки или оставит так, как есть.

8. Персонажи (краткая характеристика персонажей, их роль и в сюжете): Теофил: главный герой произведения. Его описывали, как героя честного и доброго. Я бы прибавила к этому также тщеславие и желание быть богатым, иметь много денег и высокий статус. В такие моменты даже сомневаешься, а была ли его честность искренней, помогал ли он людям, исходя из светлых побуждений, а не для того, чтобы сделать лучше себе. Но в конце Теофил выбрал правильный путь доброго человека, решая, что помогать всё-таки приятнее, чем вредить. И читатель может убедиться, что это действительно чистой и светлой души человек.

Мадонна: святая дева. Дева дев, как о ней пишет автор. Помощница и покровительница людей, живущих на земле. Положительный персонаж, играет одну из главных ролей в произведении.

Сатана: отрицательный герой в данном произведении. Именно он искушает Теофила и предлагает ему сделку, при условиях которой тот получает всё, о чём мечтает, но творит зло своему окружению. Его нельзя назвать хорошим, но хочется отметить, что Диавол идёт к своей цели любыми путями и не сдаётся. Он очень решительный герой, который не перекладывает свои дела на других, а делает всё сам.

Саладин: волшебник, самое значимое звено в цепочке персонажей. Ведь это он умеет вызывать Сатану на разговор, это он предложил Теофилу пойти на данную сделку. Тяжело обозначить его, как хорошего или плохого. С одной стороны, он пытается хоть как-то помочь главному герою, а с другой, наоборот, создаёт нелёгкую ситуацию. Одно можно сказать точно: Саладину отведена одна из главных ролей в этом произведении.

9. В чём вы согласны или не согласны с автором произведения?

Я согласна с автором произведения в том, что люди должны жить в добре. Не стоит совершать плохие поступки, не стоит творить зло, даже если оно приносит тебе благо. В жизни нужно думать не только о себе и своём благополучии, иногда стоит задуматься о тех, кто тебя окружает. Творя добро, ты становишься человеком достойным добра. Творя зло, ты становишься достойным зла. Каждый из людей вправе выбирать, чему он хочет следовать, но пример Теофила показывает, что злые поступки не делают человека счастливее, что бы он за них не получал.

10. Чем вам запомнилось произведение?

Произведение запомнилось мне своей идей и поведением главного героя. Мне до последнего было интересно, раскается он или нет, на чьей стороне решит остаться, кого выберет своим господином. Сложно было поверить, что тот, кто всегда творил добро, вдруг будет идти по дороге зла.

Второй момент, который отложился в моей памяти, — умение прощать и раскаиваться. Дева Дев помогает Теофилу. Она прощает это. Это поистине важно для человека в такой ситуации. Главный герой верил в неё, в её силу, в её прощение. Он нашёл в ней своё спасение по время отчаяния. И этот момент меня поразил. Теофил не испугался, не подумал, что не получит помощи. В нём жила надежда. Надежда, которая спасла его от злого рока судьбы. Мне кажется, это такой момент укреплял веру людей в божественные силы.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id94348

Эдуард Иванович Тотлебен — краткая биография

ФИО: Тотлебен Эдуард Иванович
Дата рождения: 20 мая 1818 г.
Место рождения: Елгава, Латвия
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Военачальник, военный инженер, генерал
Дата смерти: 1 июля 1884 г. (66 лет)

Детство и юность

Эдуард Тотлебен (немецкое имя Franz Eduard von Totleben) родился 20 мая 1818 г. в семье балтийских немцев, в городе Митава Курляндской губернии (ныне литовский город Елгава). Отец, Иоганн Генрих фон Тотлебен, был приписан к купеческой гильдии и имел собственную торговую фирму. Мать, Анна Сивилла Цандер, была домохозяйкой.

Детство Эдуарда прошло в Риге, где отец имел крупное домовладение. Уже в подростковом возрасте у мальчика проявились интерес к военному делу и точным наукам. Не препятствуя увлечениям сына, отец отправил 16-летнего юношу на учебу в петербургское Главное инженерное училище, практически единственное в то время учебное заведение по подготовке военных инженерных специалистов. Учеба давалась юноше легко, но полностью закончить 5-летний офицерский курс обучения Эдуард не смог из-за проблем со здоровьем.

Краткая биография

  1. 1836 г. Из-за болезни сердца Тотлебен был вынужден оставить училище, но благодаря пройденному трехлетнему курсу для младших офицеров начал службу поручиком Рижской инженерной команды, затем Динабургского саперного батальона.
  2. 1840 г. Тотлебен переведен в Царскосельский саперный батальон, вскоре способности молодого офицера были отмечены одним из руководителей российского военно-инженерного корпуса, генерал-лейтенантом Карлом Андреевичем Шильдером. Тотлебен был привлечен к созданию и испытанию новых минных систем, в широком смысле к усовершенствованию тактики осадной и подземной войны.
  3. 1848-1849 гг. Впервые свои знания на театре боевых действий капитан Тотлебен применил на Кавказе, участвуя в экспедициях генерал-лейтенанта Аргутинского против имама Шамиля.
  4. 1851 г. После возвращения с Кавказской войны Тотлебен направлен в Петербург на должность начальника инженерной службы Гвардейского и Гренадерского корпусов, находящихся под общим командованием великого князя цесаревича Александра Николаевича.
  5. 1854 г. По требованию Шильдера Тотлебен был вызван в Дунайскую армию. Здесь в должности траншей-майора занимался организацией переправы российских войск через Дунай и осады крепости Силистрии, после ранения и смерти Шильдера возглавил инженерный корпус армии.
  6. 1854-1855 гг. Из Дунайской армии осенью 1854 г. Тотлебен был срочно направлен в Севастополь, где встал во главе инженерно–саперных работ. По словам адмирала Корнилова, за один месяц было сделано то, что не смогли сделать за год. Передний рубеж обороны был оснащен системой фортов, бастионов, редутов, минных батарей, не позволившей союзным войскам взять Севастополь штурмом и выдержавшей годичную осаду. Все это время Тотлебен провел на переднем рубеже обороны, весной 1855 г. получил звание генерал-майора, летом этого же года ранен, но еще 2 месяца оставался на своем посту.
  7. 1856 г. После заключения Парижского мирного договора Тотлебен занимается инспекцией оборонительных сооружений России, по направлению военного ведомства командирован для изучения современного военно-инженерного дела во Франции, Германии, Бельгии, Голландии.
  8. 1859 г. Тотлебен назначен директором Инженерного департамента Военного министерства. В этой должности занимается перевооружением крепостей, активно участвует в проведении военной реформы, по его инициативе в частях пехоты, кавалерии и артиллерии начинается обучение личного состава саперному делу.
  9. 1863 г. Генерал-адьютант Тотлебен назначен Товарищем (заместителем) Генерал-инспектора Инженерной части, где его функцией является общий надзор за всеми отраслями и частями военно-инженерного ведомства, на этой должности пробыл по сентябрь 1877 г.
  10. 1869 г. Под руководством Тотлебена составлен проект укрепления Киева в составе 24 фортов. В 1871 г. Александр II лично утвердил проект, был подписан приказ о строительстве, возглавил работы сам автор проекта.
  11. 1873 г. Под председательством императора Александра III проведено особое совещание о стратегическом положении России, на котором принят план Тотлебена по укреплению оборонительной системы столицы, северных, западных и южных рубежей государства.
  12. 1876 г. Незадолго до начала русско-турецкой войны Тотлебен направлен для руководства работами по укреплению южных форпостов — Севастополя, Ливадии, Керчи, Одессы, Очакова.
  13. 1877 г. После трех неудачных попыток штурма Плевны Тотлебен был вызван на фронт боевых действий. По его предложению была начата осада крепости, усилены имеющиеся и возведены новые позиции, откорректирована совместная работа пехотных, артиллерийских и саперных подразделений. Осенью Плевна была взята, Тотлебен назначен главнокомандующим армии.
  14. 1879 г. Весной этого года Тотлебен назначен Одесским генерал-губернатором, осенью — командующим Одесским военным округом. Императорским указом Тотлебену пожалован графский титул.
  15. 1880 г. В мае назначен генерал-губернатором Литовского (Виленского) генерал-губернаторства, включающего на тот момент 3 губернии — Виленскую, Ковенскую, Гродненскую. На этой должности Тотлебен оставался до последних дней жизни.
  16. 1884 г. 19 июня в возрасте 66 лет Эдуард Иванович скончался в германском городе-курорте Бад-Зодене, где находился на лечении. После смерти тело было перевезено в курляндское имение Тотлебена Кейданы и захоронено на кладбище местной Лютеранской церкви, но уже осенью по повелению императора Александра III перезахоронено на Братском кладбище Севастополя.
Читайте также  Краткая биография фурманов

Семья и личная жизнь

Эдуард Иванович был женат на Элизабете Луизе Викторине фон Гауф, дочери генерального консула гессен-дармштадтского герцогства. У супругов родились 13 детей, из которых до взрослого возраста дожили восемь дочерей и один сын. По семейным воспоминаниям, вечно занятый делами службы или находящийся в отъезде отец не всегда мог распознать своих чад по отдельности.

Жена — Викторина Леонтьевна Тотлебен

Супруга Эдуарда Ивановича дожила до 1907 г., до самой смерти ежегодно устраивала приемы в честь мужа.

По пути отца пошел сын Николай, выпускник Николаевского инженерного училища. На его долю выпало участие в Первой мировой войне, которую он встретил полковником инженерных войск, командиром саперного батальона, а закончил генерал-майором. После Октябрьской революции покинул Россию, умер в эмиграции в 1945 г.

Заключение

В течение всей карьеры военный инженер Тотлебен руководствовался девизом своего командира и наставника Карла Шильдера — «Крепости нужно брать не штыками, а лопатами». Подтверждением этого могут служить слова одного из руководителей обороны Севастополя, адмирала Павла Степановича Нахимова — «Без Тотлебена мы бы вовсе пропали».

В Севастополе участие Тотлебена в защите города увековечена памятником в его честь, установленном на Историческом бульваре. Его имя носят также форт в Кронштадте, болгарское село под Плевеном, генерал-освободитель представлен в музее-панораме «Плевенская эпопея 1877 года».

Памятник в Севастополе

Один из памятников в знак участия в Кавказской войне был создан самим генерал-инженером. В городском парке литовского города Кедайняй, на месте бывшего имения Тотлебена Кейданы и поныне возвышается единственный в стране минарет.

Виктор Цой — краткая биография жизни

Виктор Цой остается настоящей легендой. Сегодня его песни знают все, ведь артист уже давно стал частью российской культуры. Он запомнился не только как музыкант, художник, актер, но и как символ целой эпохи. Краткая биография Виктора Цоя полна множеством уникальных событий. Через ее призму можно разглядеть портрет всего поколения.

Виктор Цой — Краткая биография

Виктор появился на свет летом 1962 года в Ленинграде. Он был из простой семьи — мама была учительницей физкультуры, а отец всю жизнь проработал инженером. Уже в раннем детстве было понятно, что ребенок растет талантливым и станет артистом. Виктор отлично рисовал и имел потрясающий музыкальный слух. В детстве он был способен повторить совершенно любую мелодию с помощью отстукивания такта одной рукой.

Воспитатели детского сада единогласно твердили родителям, что мальчика нужно отдать в музыкальную или художественную школу. Однако родители долго не решались это сделать. Кроме того, мать Цоя постоянно меняла работу и ему приходилось сменять школы с ней. Поэтому он пошел в художественную школу лишь в 12 лет. Уже в 70-ых годах Виктор стал выступать со своей первой группой, где играл на басу.

Через 4 года он решил поступать в художественное училище для того, чтобы связать свою жизнь с живописью. Однако довольно быстро он был отчислен из-за плохих оценок. Сразу после этого будущий музыкант пошел зарабатывать деньги на завод, а после работы стал посещать вечернюю школу. Закончив ее, он поступил в ПТУ и обучался там на направлении «резьба по дереву».

Временные подработки и случайные знакомства

Несмотря на то, что по специальности Цой никогда не работал, он приобрел интересное хобби. В свободное время артист вырезал японские деревянные фигурки. Конечно, выбор профессии был не случаен. Виктор не представлял свою жизнь без занятий искусством. Кроме того, музыкой он тоже заниматься никогда не бросал.

В эти годы он довольно плотно общался с заметными андеграундными исполнителями. Среди его друзей были Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Андрей Панов, Алексей Рыбин и многие другие видные ленинградские музыканты того времени.

Сам Виктор нередко участвовал с друзьями в квартирниках. Однако группы постоянно сменялись, так как найти людей по душе ему было нелегко. Впервые на сцене Цой появился в 1981 году. Это было выступление в ресторане «Трюм». Именно после этого концерта сформировалась группа «Гарин и Гиперболоиды».

Название было позаимствовано из книги Алексея Толстого, правда было слегка изменено. Вместе с Виктором играли Олег Валинский и Алексей Рыбов. В этом составе коллектив просуществовал недолго. Валинский ушел в армию и группу переименовали. Так появилась известная рок-группа «Кино», а слава Цоя начала стремительно расти.

Карьера великого музыканта

Уже в 1982 году группа выпустила дебютный полноформатный альбом. Записывали песни ребята в самое разное время. Нередко для этого они прогуливали занятия или работу. Над названием альбома музыканты долго не думали и назвали его «45», именно столько длилась пластинка. Помощь в записи оказал Гребенщиков. Группа «Аквариум» участвовала в качестве сессионных музыкантов на нескольких песнях. Через год после выхода пластинки они выступили на одной сцене. Это был первый крупный концерт «Кино».

В это же время случилось так, что Алексею Рыбину пришлось уйти из коллектива из-за серьезного конфликта с Цоем. Его место занял Юрий Каспарян. Летом 1983 года группа была занята одними репетициями. Предстояло серьезное выступление на Ленинградском рок-фестивали. Концерт прошел с невероятным успехом.

Одну из песен Виктора Цоя признали лучше, а сама группа выиграла фестиваль. Песни из программы выступления через некоторое время вышли в отдельном альбоме. Пластинка получила название «Начальник Камчатки».

Все фанаты до сих пор поют одну из самых популянрых песен Виктора Цоя под гитару «Звезда по имени Солнце». Если Вы хотите выучить текст и аккорды к песне, скорее переходите по ссылке https://rumedia.su/tekst-pesni-viktor-tsoy-zvezda-po-imeni-solntse-akkordy/

Личная жизнь

В личной жизни Цоя тоже произошли большие изменения. Он вступил в брак с Марианной Родованской, с которой познакомился во время записи первой пластинки. На свадьбе был настоящий рок-концерт. На торжестве выступали Гурьянов, Титов и Гребенщиков. Вскоре у пары родился мальчик. Его называли Сашей.

Одно из самых триумфальных выступлений группы прошло на фестивале в 1985 году. Виктор Цой был настолько вдохновлен успехом, что решил незамедлительно начать запись нового альбома. Вышедшая пластинка под названием «Это не любовь» моментально разошлась по всей стране. Имя Цоя теперь знали не только в Ленинграде, но и во всем Советском Союзе. После выхода альбома артист стал настоящим символом свободы для целого поколения молодежи.

На волне успеха Виктор Цой вместе с группой «Кино» записывает еще одну пластинку — «Ночь». Позже песни будут исполнены на культовом фестивале Ленинградского рок-клуба. Но, несмотря на известность, музыкант все еще продолжал работать в бане. Спустя некоторое время он стал угольщиком. В котельной, где он работал, сегодня располагается клуб-музей «Котельная. Камчатка». Бросить свою работу артист не мог. Карьера музыканта денег почти не приносила. Поэтому ему еще долго приходилось совмещать свои занятия музыкой с работой.

Настоящая легенда: музыкант, художник и актер

Цой прославился на весь Советский Союз не только пронзительными песнями. Он успел сыграть в нескольких кинокартинах, которые в будущем стали культовыми. Впервые он снялся в дебютном фильме Алексея Учителя — «Рок». Кроме него, в картине можно увидеть и других рок-музыкантов, включая Олега Гаркушу, Антона Адасинского и Гребенщикова. В фильме участвовали также коллективы «Кино», «Аквариум», «ДДТ» и «Аукцыон».

После выхода фильма артиста стали постоянно приглашать на съемки. Спустя некоторое время он сыграл в таких картинах, как «Асса» Соловьева, «Йа хха» и «Игла» Нугманова. Последний фильм моментально приобрел культовый статус. Буквально за один год фильм посмотрели больше десяти миллионов советских жителей. Досталось Цою и звание лучшего актера за роль в этом фильме.

Награду присудил журнал «Советский экран». В это же время вышел последний при жизни Цоя альбом группы. Он назывался «Звезда по имени Солнце». Одноименная песня стала настоящим хитом. Она звучала в фильме «Игла» и была придумана прямо в квартире режиссера. Интересно, что пластинка стала единственным релизом, который был записан на профессиональной студии.

Согласитесь, что только гений мог написать текст песни «Кукушка» и исполнить ее в этой манере. С большим наслаждением подпеваю Цою с текстом и аккордами. Их можно найти тут https://rumedia.su/tekst-pesni-kukushka-viktor-tsoy/

Интересные факты из жизни

На протяжении всей своей карьеры Цой не останавливался в своем увлечении изобразительным искусством. Он продолжал рисовать и даже входил в арт-группу «Новые художники». Участники коллектива пытались переосмыслить наследие советского авангарда в слиянии с такими новыми веяниями культуры, как поп-арт, граффити и комиксы. Влияние этих методов сильно сказалось на картинах Цоя. Они отличались заметно упрощенной форой, яркостью и экспрессивностью.

Мастерскую артист позволить себе не мог. Поэтому он рисовал у себя в квартире, используя в качестве полотен картон и обрывки бумаги. Некоторые картины были нарисованы на полиэтилене. Несколько раз Цой участвовал в выставках. Однажды ему удалось отправить свои картины в США, где проходила отдельная выставка художников из Ленинграда.

В то время лишь малая часть поклонников Цоя знала о его художественных увлечениях. Для жителей СССР он был прежде всего рок-музыкантом. Его песни играли из каждого дома, а молодежь старалась быть похожей на рокера, одевавшись в его стиле.

Читайте также  Краткая биография байрон

Вплоть до своей смерти Цой выступал по всему Советскому Союзу. За последние два года своей жизни он даль больше десятков концертов. Среди них выступления и в Европе, в том числе на одном из крупнейших французских фестивалей.

Трагическая смерть

15 августа 1990 года Виктор Цой ехал в своем автомобиле по Латвии. В один момент он уснул, что привело к ужасным последствиям. Произошла авария. Так как машина ехала на высокой скорости, гибель была неминуемой.

Виктор Цой был похоронен в своем родном городе. Последний релиз группы был издан после смерти музыканта. В этот альбом была включена песня «Кукушка», которая стала для фанатов пророческой. Многие поклонники считают, что, записывая ее, артист понимал, что вскоре умрет.

В день, когда погиб Цой, поколение потеряло своего героя. Страна была потрясена и не верила, что музыкант погиб. С тех пор 15 августа фанаты группы ежегодно отмечают день памяти Виктора Цоя.

Надеемся, Вы смогли почермнуть, что-то новое из краткой биографии Виктора Цоя. Не забывайте делиться записью с друзьями.

Степан Дмитриевич Эрьзя: биография и фото

Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия – Нефедов) – известный русский скульптор, благодаря которому весь мир узнал о существовании одного мордовского племени. В статье представлен краткий обзор его жизни и творчества.

Происхождение скульптора

Степан Дмитриевич Эрьзя родился в Ардатовском районе Мордовии (д. Баево) 27 октября 1876 года. Родители его были крестьянами, относящимися к мордовскому племени эрзя (отсюда и псевдоним скульптора). В этом племени языческие верования сохранялись и в 19 столетии. Известно, что эрзя чтили души рек, родников и камней, поклонялись священным деревьям. Тем не менее, сам Степан был православным, причем уже в 3-м поколении.

Период обучения

Будущий скульптор начал самостоятельную жизнь в возрасте 14 лет. В течение дальнейших 10 лет Степан Дмитриевич Эрьзя занимался различными промыслами, включая роспись храмов. Лишь вернувшись к своим родителям в г. Алатырь, куда они переехали к тому времени, Степан начал заниматься тем, что стало его настоящим призванием. Местные купцы высоко оценили декорации, которые он сделал к любительскому спектаклю по творчеству А. С. Пушкина. Они решили показать рисунки Степана Дмитриевича директору Строгановского училища города Москвы.

В 1901 году, практически не владея русским языком, Эрьзя отправился на обучение в Москву. Отучившись год в Строгановском училище, где он посещал вечерние рисовальные классы, Степан Дмитриевич Эрьзя смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В течение года Эрьзя готовился стать живописцем, однако затем решил перейти на скульптурное отделение. Ему легко давалась учеба. Эрьзя Степан Дмитриевич быстро освоил ремесло скульптора благодаря своей природной одаренности. Учителем его был С. М. Волнухин, который известен как автор памятника Ивану Федорову, русскому первопечатнику. Степана связывали дружеские отношения со своим учителем. Эрьзя помогал ему после революции. Он увез больного Волнухина на юг, пытаясь спасти его. Однако учитель его умер у него на руках. Творчество представителя импрессионизма П. П. Трубецкого также оказало большое влияние на становление будущего скульптора.

Эрьзя Степан Дмитриевич не окончил курса. Он посчитал, что получил в училище все, что мог. В 1906 году он отправился в Италию. Именно здесь он окончательно стал именовать себя Эрьзей, считая, что тем самым заявляет миру о своем народе. Следует отметить, что он откликался на это прозвище и раньше, а иногда подписывал фамилией Нефедов-Эрьзя свои ученические работы.

Работы, выполненные в Италии

Вдохновленный творчеством Микеланджело, Эрьзя принялся работать в мраморе. В Италии он быстро освоил нужные навыки. Скульптор рубил свои творения сразу в камне. Он не готовил предварительно проекты или эскизы. Следует отметить, что немногие мастера работали, используя технику прямого высекания. Обычно они прибегали к услугам помощников. В настоящее время сохранилось не так много работ Эрьзи, относящихся к данному периоду. Среди этих скульптур необходимо отметить статую Иоанна Крестителя. Эта работа была выполнена для храма г. Специя.

Первый громкий успех

В 1909 году к Степану Дмитриевичу пришел первый громкий успех. Именно тогда на восьмой Международной выставке в Венеции была продемонстрирована композиция Эрьзи, получившая название «Последняя ночь осужденного перед казнью». Это произведение Степан Дмитриевич создал после посещения расположенной в Москве Бутырской тюрьмы. Нужно сказать, что в годы ученичества интересующий нас скульптор подрабатывал фотографом. В это время снимал революционеров, которые были арестованы, Эрьзя Степан Дмитриевич.

Краткая биография мастера не предполагает подробного знакомства с его творчеством. Однако необходимо сказать пару слов о «Последней ночи осужденного перед казнью», поскольку это очень важная работа. Степан Дмитриевич изобразил сидящего полуобнаженного человека, который мучительно пытается осознать то, что вскоре ему предстоит. В этой фигуре угадывается сходство с автором, что характерно для целого ряда работ интересующего нас мастера.

Нужно сказать, что эта скульптура произвела большое впечатление на выставке. Эрьзю сразу же стали называть не иначе как «русский Роден». Интересно, что незадолго до выставки работа, которая должна была быть представлена на ней, была испорчена. Степану Дмитриевичу пришлось восстанавливать скульптуру всего за 4 дня. В настоящее время местонахождение этой работы, выполненной в бетоне, неизвестно. Имеются лишь ее воспроизведения.

Переезд во Францию

Степан Дмитриевич Эрьзя, скульптуры которого к тому времени были уже достаточно известны за границей, в 1910 году переехал во Францию. Большой успех имели его выставки в Мюнхене, Ницце и Милане. Музей в Ницце приобрел его работы, их покупали и частные коллекционеры. В Париже в 1913 году провел свою первую персональную выставку Эрьзя Степан Дмитриевич. Биография его в это время отмечена созданием целого ряда скульптурных портретов, выполненных на заказ. Это дало значительный доход мастеру. Степан Дмитриевич Эрьзя, работы которого пользовались большим спросом, запоминал пластику модели мгновенно. Поэтому заказы он выполнял очень быстро – достаточно было одного-двух сеансов.

Женские портреты

Степан Дмитриевич в 1912 году создал портрет своей любимой женщины, Марты. Этот скульптурный образ (грациозный наклон головы, таинственная полуулыбка), а также особые приемы лепки (контрастно сглаженное лицо, фактурно обработанные массивные волосы) в дальнейшем творчестве художника будут повторяться во множестве женских портретов. В работе «Норвежская женщина», созданной в 1914 году, скульптор с большим мастерством передал непростое душевное состояние героини, не очень красивой и не очень молодой женщины. Она испытывает то ли счастье, то ли страдание.

Возвращение в Россию

Эрьзя в 1914 году вернулся в Россию. Его соседом стал С. Т. Коненков, который существенно повлиял на дальнейшее творчество мастера. Степан Дмитриевич, мобилизованный в период Первой мировой войны, находился под началом доктора Г. О. Сутеева. Эрьзя служил санитаром. Врач, под началом которого находился Степан Дмитриевич, записал его рассказы, полные необыкновенных приключений, о его жизни за границей. Эти рассказы впоследствии были опубликованы.

Вернувшись на родину, скульптор создавал работы не только в мраморе. Эрьзя использовал и материалы, которые в станковой скульптуре считаются необычными (железобетон, цемент). Кроме того, художник применял бетон с металлической стружкой. Эрьзя сначала работал в дереве. Этому способствовала его дружба с Коненковым, который был известным мастером по созданию деревянной скульптуры. На выбор материала повлияли и детские впечатления, которые получил Степан Дмитриевич, любуясь работами мордовских народных мастеров, выполнявших скульптуры из дерева.

Поездка на Урал

Мрамор неизменно оставался излюбленным материалом Эрьзи. Степан Дмитриевич даже отправился на Урал на поиски редких пород мрамора. Эта поездка относится к периоду с 1918 по 1921 год. В это время скульптору пришлось пережить все тяготы сурового послереволюционного времени и последовавшей за ним гражданской войны.

«Ева» – известная работа Эрьзи, выполненная в 1919 году. Библейская прародительница высечена из мрамора. Она предстает перед нами в образе деревенской пышнотелой молодухи, наивной и эротичной одновременно. Эта скульптура перекликается с творениями мастеров модерна. Угасание данного стиля относится к периоду становления Эрьзи в качестве скульптора.

Послевоенные годы

Степан Дмитриевич в первые годы после войны проживал в Екатеринбурге, а также в Москве, Батуми, Новороссийске, Баку. Мастер преподавал, принимал участие в мероприятиях, проводимых новой властью. Эрьзя в 1922 году выполнил портреты Акакия Церетели, Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе. Также он создал следующие работы: «Леда и лебедь», «Материнство», «Летящий». Все эти творения выполнены из дерева. Художник создавал и декоративные работы на заказ. Большая часть из них не сохранилась. Среди этих работ нужно отметить памятники Карлу Марксу и Свободы в Екатеринбурге. Оба они выполнены из цемента и относятся к 1920 году. Среди сохранившихся работ этого времени представлены откровенно слабые, такие как Дом Союзов в Баку. Чувствуется, что Эрьзя не владел этими формами. Также делал головы и бюсты Ленина скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя.

Аргентинский период творчества

Художник в 1925 году стал членом Общества русских скульпторов. В следующем году он поехал во Францию со своей выставкой, после чего решил не возвращаться на родину. Эрьзя поселился в Аргентине, поскольку европейские страны не хотели принимать «красного скульптора». Так начался новый плодотворный этап в жизни такого художника, как Степан Дмитриевич Эрьзя.

Аргентинский период сильно повлиял на творческое своеобразие мастера. Степан Дмитриевич, переехав в эту страну, поселился в небольшом домике, расположенном на окраине Буэнос-Айреса. Эрьзя регулярно выставлял на местных выставках свои работы, издал на собственные средства брошюру с информацией о них. В этот период единственным материалом для Эрьзи была древесина альгарробо и квебрахо, которая произрастает исключительно в южноамериканских лесах. Этот материал является исключительно твердым, поэтому он потребовал от Степана Дмитриевича тяжелой, кропотливой работы. Художник использовал наплывы, наросты, корни деревьев, соединяя нужные куски клеем. В 1932 году выполнил голову-маску «Моисей» (на фото выше) Степан Дмитриевич Эрьзя. Аргентинский период — это также время создания скульптурных портретов его отца и матери, «Льва Толстого» (в 1930 году). В 1944 году художник выполнил работу «Мужик». Также Эрьзя создал множество портретов юных красавиц.

Возвращение на родину, последние годы жизни

В 1950 году Эрьзя (Нефедов) Степан Дмитриевич вернулся в СССР. Вместе с ним на корабле прибыли практически все его скульптуры (всего более 300 работ). Также художник привез куски древесины альгарробо и квебрахо для своих будущих произведений. Организованная в Москве в 1954 году персональная выставка Эрьзи имела большой успех.

Скульптор скончался 27 ноября 1959 г. В Саранске покоятся останки великого мастера, каким, безусловно, был Степан Дмитриевич Эрьзя. Фото его могилы представлено выше.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: