Краткая биография ростан
Эдмон Ростан
Вы будете перенаправлены на Автор24
Биография
Известный французский поэт и драматург Эдмон Ростан родился 1 апреля 1868 года в городе Марсель, Франция. Свое детство Эдмон провел так же в Марселе.
В 1980 году родителя решают перевести сына в Париж. В Париже он впервые побывал на представлении театра марионеток. В дальнейшем это детское впечатление оказало большое влияние на творчество Ростана.
Отец Эдмонда мечтал, чтобы сын построил юридическую карьеру, поэтому юноша поступил в колледж Святого Станислава на юридический факультет. Но карьера юриста не прельщала будущего драматурга. Уже в юношестве он стал увлекаться творчеством Гюго и Альфреда де Мюссе, более всего его привлекала драматургия.
После того как Ростан окончил колледж, он решает остаться в Париже. Так как его родители были достаточно обеспеченными людьми, Ростан мог позволить себе вести свободный образ жизни, посещать литературные салоны и различные выставки.
Через некоторое время Ростан знакомится со своей будущей женой, романтической поэтессой Роземондой Жерар. Её образ можно часто наблюдать на станицах произведения Ростана. Жерар поддерживала своего мужа во всех начинаниях, была его музой и преданной читательницей.
В 1894 году состоялась постановка пьесы Ростана «Романтики». Пьеса произвела фурор среди публики. Это был настоящий успех драматурга.
В 1897 была поставлена пьеса «Сирано де Бержерак», она еще больше прославила и обогатила драматурга. Ростан стал знаменит и обеспечен. Он устраивал в своем доме богатые приемы для известных деятелей того времени, покупал различные редкие экспонаты, много путешествовал.
Но такая богемная жизнь отрывала писателя от его творческой деятельности. Ростан стал меньше писатель, вдохновение посещало его редко. Его жена не смогла более терпеть такой образа жизни и вскоре ушла от Ростана.
Позже из-за болезни Ростан переезжает из Парижа на Юг Франции.
В 1901 году Ростан стал членом Французской академии.
Война 1914 года помогла выйти писателю из творческого кризиса. Практически каждый день он сочинял некоторые строки или произведения, посвященные военным событиям.
Готовые работы на аналогичную тему
Перед смертью писатель работал над драматической пьесой, посвященной Дон Жуану, но она так и осталась незавершённой.
В 1918 году Ростан скончался от испанского гриппа.
Творчество
В 1891 году вышла первая пьеса Ростана «Романтики». Она во многом определила развитие неоромантизма в творчестве Ростана. Пьеса помогает раскрыть романтический мир. Главная проблема этого произведения – место романтики в жизни человека.
В то время, когда Ростан работает над эстетикой неоромантизма, он сближает свое творчество с символизмом. В 1895 году вышла пьеса «Принцесса Греза». В этой работе Ростана сплетаются воедино реальность и мечта, пьеса совершенно далека по стилю и характеру от произведения «Романтики».
Более зрелый период открывает пьеса «Сирано де Бержерак». Это произведение – вершина творчества Ростана. В этой работе писатель изобразил неоромантический героизм как способность людей преодолевать жизненные обстоятельства.
Конец 1890-х годов характеризуется творческим пиком Ростана. В 1901 году его избирают членом Французской Академии. В этот период Ростан ведет активную общественную деятельность.
В завершении своего литературного творчества Ростан старается выйти за рамки неоромантизма. В поэме «Последняя ночь Дон Жуана» Ростан совсем уходит от неоромантической идеи мира и человека.
Наиболее известными произведениями Роста являются:
- «Орлёнок»
- «Сирано де Бержерак»
- «Шантеклер»
- «Самаритянка»
- «Красная перчатка»
- «Шалости музы»
- «Ода музыке»
- «Два Пьеро, или Белый ужин»
- «Романтики»
- «Последняя ночь Дон Жуана»
- «Полёт марсельезы»
- «Принцесса Греза»
«Сирано де Бержерак»
Эдмон Ростан прославился благодаря своей пьесе «Сирано де Бержерак». Это произведение представляет собой героическую комедию, главным героем, которой является известный в свое время поэт и философов Сирано де Бержерак. При жизни Сирано был незаурядным человеком, его творчество оказало влияние на развитие французской литературы.
Главный герой пьесы Сирано де Бержерак был родом из семьи небогатого дворянина, юноша большое внимание уделял самостоятельному обучению и саморазвитию, увлекался литературой и философией. Сирано был зачислен в роту гасконцев, именно там он приобрел такие качества как отвага, удаль, находчивость. Сирано принимал участие в боях при осаде Муазона. Прославился Сирано и как отважный солдат и как дуэлянт. Кроме того, Сирано был поэтом, философом и драматургом.
Многие факты из жизни Сирано Ростан решил опустить, но основную идею образа этого удивительного человека он воплотил как нельзя лучше. Сирано был смелым, находчивым, независимым. К реальному образу Ростан добавляет романтические черты, в результате чего получается образ идеального яркого и самобытного героя. Ростан не сразу раскрывает образ героя целиком. Постепенно драматург показывает зрителям разные грани характера главного героя. Сначала он немного скандальный, затем он раскрывается нам как пылкий влюбленный и верный друг. Далее мы видим насколько главный герой умен, талантлив и добр.
Сам герой борется с такими человеческими пороками как ложь, зависть, лицемерие. Эти качества представлены в недоброжелателях Сирано, так называемых представителях «высшего света».
Комедия была популярна при жизни самого Ростана и остается таковой по сей день. Её очень часто ставят на сценах известных театров. Сам Сирано стал популярен не столько благодаря своему творчеству, но и благодаря Ростану. Многие выражения из пьесы стали крылатыми.
Впервые эта пьеса была поставлена 28 декабря 1897 года в театре Порт-Сен-Мартен в Париже. Критики высоко оценили, как само творчество Ростана, так и постановку театра. Критики расценили выход этой пьесы как возрождение национальных поэтической традиции, возрождение традиции само Гюго.
Сам стих комедии, который использует Ростан, легок и выразителен. Драматург успешно справляется с двумя сложными задачами: ему идеально удаются и длинные философские монологи, и динамичные сцены.
Ростан уделили больше внимание композиции пьесы. Начало комедии очень динамичное, во втором акте наступает некоторое замедление действий, в третьем акте предполагается кульминация, но настоящая кульминация ждет зрителя в четвертом акте.
Ростан Эдмон
01.04.1868, Марсель — 02.12.1918, Арнага, близ г. Камбо
французский поэт и драматург
В средние века на юге Франции процветало искусство провансальских трубадуров — сочинителей песен, называемых кансонами и сирвентами. Странствующие певцы — жонглёры — исполняли их в городах и при дворах знатных сеньоров. Как сказано в поэтическом трактате XIII века, «нет такого слова, лучшего ли, худшего ли, каковое, ежели оно зарифмовано трубадуром, не осталось бы в памяти навсегда, ибо пением и трубадурским художеством управляет Любовь».
В эпоху романтизма, в XIX веке, новые провансальские поэты желали возрождения старинной и славной культуры. Разговоры об этом часто велись в марсельском доме Ростанов, особенно в присутствии знаменитого Фредерика Мистраля. Ростаны были банкирами, поэтами и музыкантами. Их фамильный девиз гласил: «Действовали и пели».
Эдмон Ростан не мог не считать себя наследником провансальских трубадуров. Происхождение названия своего сборника стихотворений «Les musardises» (обычно в русском переводе — «Шалости музы») он сам выводил от слова «musard» — ещё и так когда-то называли странников,«которые бродили по свету и говорили стихи».
В том же, что и «Les musardises», 1890 году вышел из печати сборник «Сети» юной поэтессы Роземонды Жерар, отмеченный наградой Французской академии. Эдмон и Роземонда поженились. Их первенец Морис в будущем стал поэтом и драматургом, второй сын, Жан, известным биологом.
Литературный успех пришёл к Эдмону Ростану с премьерой на сцене парижского театра Комеди Франсез комедии «Романтики». В начальной ремарке автор предписывал постановщику: «Действие происходит где угодно, лишь бы костюмы были красивы».
Сцена, где Ростан будет отныне «действовать и петь» определилась: это романтический театр — исторические и книжные сюжеты, великолепные герои и блистательные диалоги. Недаром «королева позы и принцесса жестов» Сара Бернар играла главные роли в его пьесах «Принцесса Грёза» (вернее, «Далёкая принцесса», «La Princesse Lointaine», — сколько высоких особ, но это в духе Ростана), «Самаритянка» и «Орлёнок». Актёр Констан Коклен, которому посвящена героическая комедия «Сирано де Бержерак», на следующий день после премьеры сказал, что «Сирано» был величайшей радостью в его жизни. Восхищённая этим спектаклем публика устроила небывалую овацию, автора и актёров вызывали не менее сорока раз. Через три дня Ростан стал кавалером ордена Почётного Легиона. Когда его избрали во Французскую академию, ему было тридцать три года, и он оказался самым молодым среди академиков.
Далее его ожидала слава национального французского поэта, долгая болезнь и жизнь на вилле Арнага. Дом был выстроен по указаниям Ростана, и в парке установлены три бюста: Шекспир, Сервантес и Виктор Гюго.
Уже 3 мая 1913 года состоялось тысячное представление «Сирано де Бержерака». Триста спектаклей прошли в Париже, в театре Порт-Сен-Мартен, и семьсот спектаклей — в провинции. На русский язык почти все пьесы Ростана по мере их появления переводила Татьяна Львовна Щепкина-Куперник.
В книге «Ни дня без строчки» Юрий Олеша пишет: «“Сирано” заставлял плакать. Я о себе думал, что я Сирано, — тогда, в эпоху первой любви». Он помнил «Орлёнка» в Одесском театре: «Сидишь в красной ложе, окружённый девочками и дамами, смотришь на почти кремовых оттенков сцену, на золотые ножки стульев, на герцога в таком же кремовом мундире и чёрных лаковых ботфортах…»
Шестнадцатилетняя Марина Цветаева трудилась над собственным переводом «Орлёнка» всю зиму напролёт — за большим мужским письменным столом в комнате, оклеенной обоями по её выбору: «тёмно-красное небо, усыпанное маленькими золотыми звёздами».
Светлана Малая
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Э.РОСТАНА
ПЬЕСЫ / Эдмон Ростан ; [пер. с фр. Т. Щепкиной-Куперник ; вступ. ст. и коммент. А. Михайлова]. — Москва : Правда, 1983. — 624 с.
Содерж.: Романтики; Принцесса Грёза; Сирано де Бержерак; Шантеклер.
«Романтики»: комедия в трёх действиях
Парк Бергамена отделяет от парка Паскино старая каменная стена, поросшая мхом и увитая гирляндами вьющихся растений. При поднятии занавеса сын Бергамена Персине, сидя на стене, читает Сильветте, дочери Паскино, трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие «Романтиков» «происходит где угодно», но всё же не в средневековой Вероне, а Бергамен и Паскино не Монтекки и Капулетти.
«Принцесса Грёза»: пьеса в четырёх действиях
В жизнеописании трубадура Джауфре Рюделя рассказывается, что он заочно полюбил принцессу Триполитанскую — по одним лишь добрым слухам о ней, шедшим от пилигримов. Он сложил о ней множество песен, «и напевы их были очень хорошие, но слова простые». Он пожелал увидеть её и пустился ради этого плыть по морю. На корабле его одолела тяжкая болезнь, так что в Триполи его доставили, как мёртвого. Принцессе дали знать о нём, она пришла и взяла его за руку. К нему сразу вернулись слух и чувства, и он воздал Господу славу за то, что до этого времени ему сохранялась жизнь. Принцесса велела похоронить Джауфре Рюделя с великими почестями, а сама в тот же день постриглась в монахини.
На этот старинный сюжет Ростан написал свою — в высшей степени романтическую — пьесу.
«Сирано де Бержерак»: героическая комедия в пяти действиях
«Иногда мне кажется, что я превратился в дикобраза: кто ко мне ни подойдёт, всяк напарывается на колючку…» (Сирано де Бержерак. Письмо о дуэлянте).
Во Франции слово «gascon» значит не только «гасконец», но и «хитрец», «шутник», «насмешник», «бахвал». Именно таким и был реальный Савиньян Сирано де Бержерак, хотя и не гасконец, а парижанин. Помимо того, он был философом и поэтом, солдатом и отличным фехтовальщиком, но судьба, действительно, во всех смыслах, оставила его с носом. Любил ли он, как в пьесе, причудницу-кузину?
«Твоё имя в моём сердце, как язычок в колокольчике», — эти слова, придуманные для него Ростаном, настолько соответствуют фигурам речи реального Сирано де Бержерака, известным нам по его сочинениям, что пусть история любви Сирано и Роксаны будет правдой. Как сказал Ростан: «Точней, чем документ, фантазия поэта».
«Шантеклер»: пьеса в четырёх действиях
Действующие лица: Павлин, Дрозд, почтовый Голубь, Индюк, старая Наседка, дворовый пёс Пату, охотничья собака Брифо, Фазанья курочка, Соловей. Петух Шантеклер взят из средневекового французского «Романа о Лисе». Имя Шантеклер означает «звонкоголосый». Рецензент в 1910 году писал: «…Г-н Ростан отдал здесь обильную дань всем уловкам, всем капризам своей фантазии». «Эта необычайная поэма, — отмечает тот же рецензент, — могла бы иметь подзаголовок: “Судьба поэзии” или “Исповедь поэта”».
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК / Эдмон Ростан ; [пер. Е. В. Баевской ; сост. Е. В. Баевской, М. Д. Яснова]. — Санкт-Петербург : Наука, 1999. — 391 с. : ил. — (Литературные памятники).
Выполненный в 1985 году перевод Е. В. Баевской наиболее близок к оригиналу. В книге даны фрагменты из литературного наследия Сирано де Бержерака (стихотворения и письма), статьи о нём Шарля Нодье и Теофиля Готье и другие материалы, послужившие Ростану для создания пьесы.
Издания для школьников:
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК : героическая комедия в пяти действиях / Эдмон Ростан ; перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник ; художники Г. А. В. Траугот. — Москва : Детская литература, 1972. — 387 с. : ил.
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК: героическая комедия в пяти действиях / Эдмон Ростан ; перевод с французского Т. Л. Щепкиной-Куперник ; художник Т. Крутихина. — Санкт-Петербург : Лицей, 1992. — 349 с. : ил.
Популярные издания:
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК : героическая комедия в пяти действиях в стихах / Эдмон Ростан ; [пер. с фр. Е. Баевской]. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. — 347 с.
ПРИНЦЕССА ГРЁЗА ; ШАНТЕКЛЕР : [пьесы] / Эдмон Ростан ; [пер. с фр. Т. Щепкиной-Куперник]. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2011. — 349 с.
Издание всех четырёх переводов:
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК = Cyrano de Bergerac : героическая комедия в пяти действиях в стихах : четыре перевода / Эдмон Ростан ; [пер. с фр. Т. Л. Щепкиной-Куперник ; В. А. Соловьёва ; Ю. А. Айхенвальда ; Е. В. Баевской]. — Ярославль : Северный Край, 2009. — 724 с. : ил.
Книжка-картинка:
СИРАНО : по мотивам пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» / пересказ Тай-Марка Ле Тана ; иллюстрации Ребекки Дотремер ; перевёл с французского Михаил Яснов. — Москва : Махаон, 2011. — [32] с. : ил.
В этой книжке пьеса Ростана неожиданно (и всё же объяснимо) обретает японский колорит.
Подробнее: «Сирано-самурай»
Знаменитую, но редко издаваемую у нас драму Э.Ростана «Орлёнок» можно найти в книге:
Кастело А. Сын Наполеона : биография / Андре Кастело ; Орлёнок / Эдмон Ростан. — Москва : Захаров, 2007. — 667 с. — (Биографии и мемуары).
В стихотворении почитаемого Ростаном Виктора Гюго есть строка: «Орла взял Альбион, орлёнка взял австриец». Орёл — Наполеон Бонапарт, сосланный англичанами на остров Св. Елены. Орлёнок — сын Наполеона I Наполеон II, сначала Римский король, потом герцог Рейхштадтский. О его судьбе и написана пьеса. «Господи, я ни на что не нападаю и ничего не защищаю, — объяснял Ростан, — и это лишь история бедного ребёнка».
Светлана Малая
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Э.РОСТАНА
Краткая хронология жизни и творчества Э.Ростана // Ростан Э. Сирано де Бержерак / Эдмон Ростан. — Санкт-Петербург : Наука, 1999. — С. 388–389.
Белоусов Р. Мечтания вольнодумца Сирано // Белоусов Р. Из родословной героев книг. — Москва : Советская Россия, 1974. — С. 9–45.
Гуляева И. «Сирано де Бержерак» на русском языке. — Москва : [Принтлайн], 1996. — 29 с.
Михайлов А. Драматургия Эдмона Ростана // Ростан Э. Пьесы. — Москва : Правда, 1983. — С. 5–16.
Эткинд Е. Эдмон Ростан, поэт театральных эффектов // Ростан Э. Сирано де Бержерак. — Санкт-Петербург : Наука, 1999. — С. 303–329.
Яснов М. «И острословья дар, и благородства груз…» : (вместо послесловия) // Ростан Э. Сирано де Бержерак. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2003. — С. 313–325.
О легендарных театральных спектаклях по пьесам Э.Ростана:
Алянский Ю. Три Сирано в осаде // Алянский Ю. Театральные легенды. — Москва : ВТО, 1973. — С. 188–217.
Гительман Л. «Сирано де Бержерак» на русской сцене 1917–1990-х гг. // Ростан Э. Сирано де Бержерак. — Санкт-Петербург, 1999. — С. 345–362.
Заборов П. «Сирано де Бержерак» в России (1898–1917) // Ростан Э. Сирано де Бержерак. — Санкт-Петербург : Наука, 1999. — С. 330–344.
Михайлов А. Комментарии // Ростан Э. Пьесы. — Москва : Правда, 1983. — С. 593–621.
ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э.РОСТАНА
Сирано де Бержерак. Реж. М.Гордон. Комп. Д.Тёмкин. США, 1950. В гл. роли — Х.Феррер.
Сирано де Бержерак. Реж. Н.Бирман. Комп. И.Шварц. СССР, 1989. В ролях: Г.Гладий, О.Кабо и др.
Сирано де Бержерак. Реж. Ж.-П.Рапно. Комп. Ж.-К.Пети. Франция, 1990. В гл. роли — Ж.Депардье.
Ростан, Эдмон
Внук Алексиса-Жозефа Ростана (фр. Alexis-Joseph Rostand ), мэра Марселя в 1830—1832 гг.
В России среди его произведений особенно известны драмы «Принцесса Греза» («La Princesse lointaine») и «Сирано де Бержерак» («Cyrano de Bergerac»), обе переведены Щепкиной-Куперник. Также является автором драм «Les Romanesques», «Шантеклер» и «Орлёнок», сборника стихотворений «Les Musardises». Член Французской академии с 1901 года. К сожалению большинство его пьес даже не переведены с французского. И несмотря на их красочность и гениальность, его пьесы почти не ставятся в театрах. Умер Эдмон Ростан 2 декабря 1918 года от испанки (пандемия гриппа). Его сын Жан Ростан стал знаменитым биологом.
Содержание
Память
На основе его книги «Романтики» в 1960 году был поставлен офф-бродвейский мюзикл «Фантастикс» [1] .
Произведения
Орлёнок (1900). Драма, 6 актов.
Сирано де Бержерак (1897). Героическая комедия,5 актов.
Самаритянка (1894). Пьеса по библейскому сюжету.
Красная перчатка (1888). Водевиль.
Шалости музы (1890). Поэзия.
Ода музыке (1890). Поэзия.
Два Пьера или белый ужин (1890). Пьеса.
Романтики (1894). Комедия.
Последняя ночь Дон Жуана (1911). Пьеса.
Полет марсельезы (1915). Стихи о войне.
Ссылки
Примечания
- ↑Фантастикс на сайте MusicalHeaven.com
Edmond Rostand на Викискладе ? |