Краткая биография штифтер

Биография Адальберта Штифтера

Краткая биография штифтер

Биография Адальберта Штифтера

Адальберт Штифтер – австрийский писатель, художник и педагог – родился 23 октября 1805 года в Оберплане (Чехия) в семье ткача; при крещении получив имя Альберт.

Его отец погиб в 1817 в результате несчастного случая, поэтому будущему писателю как старшему сыну пришлось с детских лет работать на ферме деда, чтобы прокормить семью. В 1818 другой дед Адальберта, несмотря на множество возражений, отвел его в латинскую школу. В 1818-1826 Штифтер учился в бенедиктинской гимназии в Кремсмюнстере (Верхняя Австрия). В 1826 Штифтер, будучи домашним учителем, приступает к изучению права в Венском университете. К этому времени относятся его первые поэтические опыты, вдохновленные произведениями Гёте, Гердера и Жана Поля. Влюбившись в девушку по имени Фанни Грайпль и не встретив ответного чувства, пытался найти утешение в алкоголе. Несчастная любовь помешала дальнейшей учёбе в университете, и в 1830 Штифтер прервал обучение, не получив диплома.

В 1829-1830 Штифтер пишет своё первое (оставшееся незаконченным) прозаическое произведение «Юлиус». В 1832-1833 безуспешно пытается получить место преподавателя. В феврале 1833 Фанни окончательно разрывает все отношения со Штифтером. Вскоре после этого Штифтер знакомится с модисткой Амалией Могаупт и в 1837 женится на ней. Этим браком Штифтер хотел упорядочить свою жизнь, но с расточительной Амалией ему этого сделать не удалось. В 1837 и 1840 годах Штифтеру даже пришлось закладывать своё имущество.

В 1839 Штифтер пишет свои важнейшие картины: «Вид на венское предместье», «Вид на Беатриксгассе», «Руины Виттинггаузена». В этом же году умирает Фанни. В 1840 в «Венском журнале литературы, искусства, театра и моды» в свет выходит «Кондор». В 1841 в альманахе «Ирис» выходят «Полевые цветы».

В 1841 Штифтер снова становится домашним учителем. В 1843-1846 годах его учеником был Рихард фон Меттерних, сын австрийского государственного канцлера.

В 1842 выходит в свет повесть «Авдий», которая приносит Штифтеру литературную известность и финансовую независимость. К 1844 выходят «Бригитта», «Лесная тропа» и «Старый холостяк».

В неспокойном 1848 Штифтер предстает сторонником революционного движения и «прогрессивнейшим либералом», работая выборщиком в Национальной ассамблее. Затем покидает Вену и поселяется в Линце.

Брак с Амалией Штифтер считает удачным — супруги ладят друг с другом. Только отсутствие ребёнка в семье омрачает их жизнь. Вскоре Штифтеры решают удочерить племянницу Амалии. Ребёнок не приживается в семье, часто уходит из дому. Зимой 1859 её тело было найдено в Дунае. Произошел ли несчастный случай или его приемная дочь покончила жизнь самоубийством, осталось неясным.

С этих пор состояние здоровья писателя стремительно ухудшается. Наступает период лечения нервных болезней. Литературная работа к неудовольствию его издателя замедляется — работа над историческим романом «Витико» (1867) длится много лет. В итоге Штифтер оказывается не в состоянии продолжать литературный труд. Благодаря вмешательству доброжелателей ему назначают пенсию надворного советника. Начинается обострение цирроза печени.

28 января 1868 года Штифтер был найден в своей кровати с бритвой в руке. Сонная артерия была перерезана. В свидетельстве о смерти тактично умалчивалось о самоубийстве.

Похоронен на кладбище святой Барбары в Линце (Австрия).

Произведения:
Полевые цветы (Feldblumen, 1841)
Кондор (Der Condor, 1844)
Лесная тропа (Der Waldsteig, 1845)
Этюды (Studien, 18441850)
Бабье лето (Der Nachsommer, 1857)

Творчество Штифтера, принадлежавшее к эпохе бидермейера, высоко ценили Гофмансталь, Томас Манн, Петер Хандке. Фридрих Ницше назвал «Бабье лето» среди четырёх самых великих книг немецкой прозы. Проза Штифтера не раз экранизировалась.

История всемирной литературы. 19 век. вторая половина.
Адальберт Штифтер

АДАЛЬБЕРТ ШТИФТЕР

Адальберт Штифтер (1805—1868) глубоко связан с традицией, которую развивал смелее и вольнее, чем Грильпарцер. Но Штифтер принадлежал, по сути дела, уже иному поколению. Его зрелое творчество, начавшееся в 1844 г., продолжалось примерно четверть века. Здесь и австрийский просветительский рационализм, который в своем представлении о человеке подчеркивает логическую и мыслительную его способность и не допускает, чтобы чувство брало верх над рассудком и управляло человеком; здесь и типичное сопоставление событий с мерой вечности, и обращение к истории как языку вечности. Но все это Штифтер переносит в относительно новый для этой традиции прозаический жанр — рассказа, новеллы. Отнюдь не рвавшийся за лаврами гения, Штифтер спокойно мирился с теми распространенными формами, в которых бытовали в первую половину века прозаические жанры, с формами альманаха, журнала и т. д. В рамках таких массовых по масштабам 40-х годов изданий публиковались его первые рассказы. Тогда же Штифтер переиздал их в шести томиках, названных им «Штудии» (или «Этюды», 1844—1850). Штифтер стремительно, почти сразу же преодолел внешние стилистические влияния — романтиков, Жан Поля. Они, пожалуй, отчетливо различимы лишь в первом рассказе «Штудий» — в «Кондоре» (1844).

Штифтер создал свой тип рассказа — рассказа достаточно пространного, мастерского по точной, несентиментальной передаче деталей, по вещественно-четкому восприятию внешнего мира. В центре рассказов Штифтера — проблемы совести, долга, человеческого достоинства. Для Штифтера разрешение этических конфликтов состоит не в переустройстве существующего жизненного уклада, а в восстановлении исконной идеальности, правды. Истина добра и красоты в человеческих взаимоотношениях должна выйти наружу из-под всех наслоений и искажений, в которых повинны общество и сам человек. Штифтер может показывать, как необходимость сохранять свое индивидуальное человеческое достоинство нередко приводит человека в противоречие с обществом, к полнейшей, добровольной изоляции от общества. Удаляясь от общества, штифтеровские персонажи порой изобретают для себя небывалые по странности формы существования — вроде того героя, который живет на острове в крепости, отгороженной рвами и подъемными мостами («Крепость чудака»). Возникает целая галерея странных героев, которыми, надо сказать, богата австрийская литература и после Штифтера. В своем антисентиментальном и антиромантическом духе Штифтер никогда не абсолютизирует такой уход от общества. Напротив, педагогическая направленность рассказов Штифтера заключается в том, чтобы научить людей жить с людьми, вернее, научить человека как индивида, хранящего свое достоинство, жить среди людей, в том, чтобы по меньшей мере подсказать формы такого сосуществования. Странными герои штифтеровских «Штудий» бывают и совсем в ином отношении: писатель рисует людей, скованность, закрепощенность которых превосходит все мыслимые пределы. И если в своих уединившихся от общества чудаках Штифтер склонен раскрывать глубоко скрытую в их душе мягкость и человечность, подвергшуюся некогда невыносимым для них ударам, то он столь же ярко показывает, как расцветают, находя связь с людьми, внутренне скованные души. Уже в «Штудиях» природа, по его представлению, — подлинное лоно человека, всего человеческого общества. Природа для него — не предмет только поэтического описания; в духе Просвещения XVIII в., в духе Гердера и Гёте писатель воспринимает природу как ступень в развитии бытия к человеку. Именно поэтому в своих описаниях природы Штифтер был обстоятелен, пространен, точен (с годами все более пространен), именно поэтому его описания никогда не напоминают картин других мастеров поэтического пейзажа, но, собственно говоря, и не воспринимаются как «описания природы» в противоположность сюжетному развитию: картина природы у зрелого Штифтера — это уже действие, в котором природа принимает закономерное участие (отнюдь не будучи просто носителем, отражением человеческих чувств, не будучи и просто орнаментом сюжета и внешней сценой действия). Но природа — это и граница человека, которую он не должен преступать, это естественная граница человеческого мира; природа как лоно человечества требует вместе с тем, чтобы человек самоограничивался в своих желаниях и страстях, чтобы он отнюдь не давал воли всему заложенному в недрах его души и тем более не давал выхода своим разрушительным инстинктам.

Читайте также  Краткая биография субандху

«Штудии» Штифтера — это произведения, психологически насыщенные, увлекающие и зачаровывающие читателя воплощенной в их стиле гармонической стихией природы. Эта внутренняя энергия передается штифтеровским стилем тонко и деловито. Штифтеровский поэтический мир можно было бы назвать поэтически-естественнонаучным образом природного бытия; в его картине конкретные образы людей середины века, переданные реалистически и детально полно, возводятся к своей задаче, обозначенной самим местом человека в природе.

«Штудий», сюжетно очень разнообразных, Штифтер развивает в позднейшем творчестве. Над одним из рассказов, входивших в состав «Штудий», Штифтер не переставал работать всю жизнь. Это «Портфель моего прадеда», рассказ, сохранившийся в трех редакциях; он уже перерастал в целый роман. «Портфель моего прадеда» — повествование об индивидуальном становлении человека, который открывает свою принадлежность общечеловеческому, норме, порядку, преданию.

«Пестрые камешки» (1853) Штифтер изложил свой взгляд на единую закономерность, пронизывающую весь живой и неживой мир. Такую закономерность он назвал «кротким законом» — закон этот «желает, чтобы каждый существовал и был уважаем и чтим и жил без страха и без ущерба рядом с другим, чтобы он мог идти свои высшим путем человека, чтобы он заслуживал любовь и восхищение своих ближних, чтобы он был храним как сокровище, ибо всякий человек есть сокровище для других». «Кротость» закона в том, что он присутствует везде, и в самом малом, что он повсюду один, в том, что он несет не гибель и разрушение, а жизнь и благо. Этот закон Штифтер находит во всем мире: мир есть «чудо», хотя в нем и не бывает чудес. Все — в единстве, а потому и в самом малом — отражение единой великой закономерности. Такова программа творчества, которая переходит границы литературы и становится одновременно программой общественной, социальной. Шесть рассказов, составляющих «Пестрые камешки», — подступы к такому обобщенному творчеству. И здесь — вновь крайнее разнообразие сюжетов (Штифтер дал рассказам названия минералов, поэтому сами названия не передают содержания); в одном Штифтер описывает странствие по заснеженным горам и спасение заблудившихся детей, притом достигает невероятной, гомеровски-эпической насыщенности и наглядности; в другом, действие которого происходит в Вене, Штифтер рисует психологическую катастрофу личности, смело пользуясь приемами «умолчания»: Штифтер полагал, что внутренний мир человека должен оставаться неприкосновенным и для самого поэта, а потому внутреннее он последовательно передает через его отражения во внешнем мире, внутренний конфликт — через странность поведения. В цикле «Пестрые камешки» писатель достигает вершин своего художественного мастерства — его ровная, тщательно отделанная, лишенная претенциозности проза выделяется силой насыщенного поэтического слова.

«Бабье лето» (1857), названный писателем просто «повествованием», необычен по композиции и по стилю, проявляя все накопленное в предыдущих произведениях. «Бабье лето» — «роман воспитания», опирающийся не столько на гётевского «Вильгельма Мейстера» и другие образцы жанра, сколько на глубоко усвоенное мировоззрение позднего Гёте в целом. Особенность этого романа состоит в том, что все совершенно реальное в нем до неразличимости сплетается с желательным и утоническим. Построение, избегающее не только романических штампов, но и какой-либо ухищренности, передает этапы становления личности во временной последовательности: герой романа, молодой человек из купеческой семьи, знакомится во время одной из своих одиноких естественнонаучных экспедиций со стариком, ухаживающим за розами, имя которого узнает лишь после многих лет знакомства. Это барон Ризах, поместье которого — образец естественной и органической упорядоченности, малый космос, свет которого освещает любого, кто попадает в его круг.

призванию, — все это образ лейбницевской, просветительской гармонии, перенесенной в реальность XIX в. Этот же дом Ризаха — место, где творится и хранится величайшая красота, где изготовляют прекрасную мебель (для личного употребления) и выращивают невиданно красивые розы, совершенствуя природу, где берегут и чтят античные статуи и классическую живопись.

«Бабье лето» углубляет свои черты: подобно тому как отношения между людьми постепенно приобретают почти ритуальный характер и внутренне размечены, так что и самое искреннее выражение чувства следует неписаной формуле обряда, так и стиль поднимается над личным изъявлением, приобретает размеренность, торжественность, величавость. Сдержанный стиль вбирает в себя пафос гимна; благодаря этому остается в романе и лирический подъем, и внутренняя насыщенность, однако все в целом наделено известной странностью, которая словно призвана реально передать в романе нездешний дух утопии, что разверзается посреди самого столь реального XIX в. в его жизненных условиях, в его гнетущей прозе.

— «Витико» (1865—1867) — утопия вступает в союз с историческим материалом. Далекий от современности роман из жизни XII в. связан с происхождением чешского рода Розенбергов и близок Штифтеру «географически»: дело идет о родной земле Штифтера, благодаря чему актуализуется тема романа — установление справедливости в истории утверждается на вполне реальной почве. Идеальный герой Штифтера — убежденный поборник прочного мира между народами. Вот в чем заключались устремления Штифтера в эпоху, еще далекую от мировых войн, от трагедий геноцида, в ту пору, когда насущная необходимость мира по-настоящему осознавалась лишь немногими. В романе Штифтера такой идеал выдается как бы уже за достигнутое — достигнутое символически. Сюжет романа — борьба за справедливость. «Витико» Штифтера — могучая народная эпопея, в которой в рамках романа восстанавливаются многие законы древнего эпоса. Характеры отступают перед мощным течением истории. Эпичность романа объясняет его внутреннее — при первом взгляде мало заметное — родство с создававшимся в те же годы романом «Война и мир» Толстого. Штифтеру хотелось бы слить жизнь и судьбу народа с ходом истории. Он сумел достигнуть этого лишь идеализируя, в отличие от Толстого, историю, он не мог найти в реальных событиях материала, который вполне подтверждал бы его утопическую мечту. Стиль романа — стиль эпоса — величествен и безличен, все это отдаляет создание Штифтера от общепринятого в литературе (не только этого времени!), но очень многие его страницы отличаются несравненной красотой. Лишь в австрийском искусстве — но не в литературе — есть прямое соответствие позднему Штифтеру: это девять симфоний Брукнера, принадлежащих тоже (что характерно) позднему, зрелому стилю композитора, — они написаны в 60—90-х годах XIX в. «Витико» Штифтера и симфонии Брукнера, несомненно, близки идейно и, насколько можно сопоставлять произведения разных искусств, также и стилистически. Смысл романа Штифтера и симфоний Брукнера, очевидно, состоит в возвеличении идеальных основ существующего — родины, народа, государства. Вера в то, что никакие беды и конфликты реальной истории не мешают тому, чтобы наличествовали эти идеальные основания, чтобы они были бессмертны и вечны, одинаково свойственна и писателю и композитору. И тот и другой убеждены в единстве и позитивности мира. Наконец, и судьба произведений была сходной: прошло примерно полвека, пока симфонии Брукнера начали исполнять в задуманном их автором виде, и прошло ровно полвека, прежде чем роман Штифтера «Витико» был впервые переиздан. Поздний Штифтер — писатель, не встретивший понимания, никем не продолженный и оцененный по достоинству уже в наш век.

Штифтер, Адальберт

А́дальберт Шти́фтер (нем. Adalbert Stifter ; 23 октября 1805 ( 18051023 ) , Оберплан, — 28 января 1868, Линц) — австрийский писатель, поэт, художник и педагог.

Содержание

Биография

Родился в семье ткача, при крещении получив имя Альберт. Его отец погиб в 1817 году в результате несчастного случая, поэтому будущему писателю как старшему сыну пришлось с детских лет работать на ферме деда, чтобы прокормить семью. В 1818 году другой дед Адальберта, несмотря на множество возражений, отвел его в латинскую школу. В 1818-26 годах Штифтер учился в бенедиктинской гимназии в Кремсмюнстере (Верхняя Австрия). Позднее Штифтер так вспоминал об учебе в гимназии: «. там мог я ежедневно наблюдать прекрасные ландшафты голубых Альп во всем их великолепии, там учился я рисовать, наслаждался предупредительностью отличных учителей, знакомился с творчеством старых и новых поэтов». В 1826 году Штифтер, будучи домашним учителем, приступает к изучению права в Венском университете. К этому времени относятся его первые поэтические опыты, вдохновленные произведениями Гете, Гердера и Жана Поля. Влюбившись в девушку по имени Фанни Грайпль и не встретив ответного чувства, пытался найти утешение в алкоголе. Несчастная любовь помешала дальнейшей учебе в университете, и в 1830 году Штифтер прервал обучение, не получив диплома. В 1829-30 годах Штифтер пишет свое первое (оставшееся незаконченным) прозаическое произведение «Юлиус». В 1832-33 годах безуспешно пытается получить место преподавателя. В феврале 1833 года Фанни окончательно разрывает все отношения со Штифтером.

Читайте также  Краткая биография фэн

Вскоре после этого Штифтер знакомится с модисткой Амалией Могаупт и в 1837 году женится на ней. Этим браком Штифтер хотел упорядочить свою жизнь, но с расточительной Амалией ему этого сделать не удалось. В 1837 и 1840 годах Штифтеру даже пришлось закладывать свое имущество.

В 1839 году Штифтер пишет свои важнейшие картины: «Вид на венское предместье», «Вид на Беатриксгассе», «Руины Виттинггаузена». В этом же году умирает Фанни. В 1840 году в «Венском журнале литературы, искусства, театра и моды» в свет выходит «Кондор». В 1841 году в альманахе «Ирис» выходят «Полевые цветы».

В 1841 году Штифтер снова становится домашним учителем. В 1843-46 годах его учеником был Рихард фон Меттерних, сын австрийского государственного канцлера.

В 1842 году выходит в свет повесть «Авдий», которая приносит Штифтеру литературную известность и финансовую независимость. К 1844 году выходят «Бригитта», «Лесная тропа» и «Старый холостяк».

В неспокойном 1848 году Штифтер предстает сторонником революционного движения и «прогрессивнейшим либералом», работая выборщиком в Национальной ассамблее. Затем покидает Вену и поселяется в Линце.

Брак с Амалией Штифтер считает удачным — супруги ладят друг с другом. Только отсутствие ребенка в семье омрачает их жизнь. Вскоре Штифтеры решают удочерить племянницу Амалии. Ребенок не приживается в семье, часто уходит из дому. Зимой 1859 года ее тело было найдено в Дунае. Произошел ли несчастный случай или его приемная дочь покончила жизнь самоубийством, осталось неясным.

С этих пор состояние здоровья писателя стремительно ухудшается. Наступает период лечения нервных болезней. Литературная работа к неудовольствию его издателя замедляется — работа над историческим романом «Витико» длится много лет. В итоге Штифтер оказывается не в состоянии продолжать литературный труд. Благодаря вмешательству доброжелателей ему назначают пенсию надворного советника. Начинается обострение цирроза печени. 28 января 1868 года Штифтер был найден в своей кровати с бритвой в руке. Сонная артерия была перерезана. В свидетельстве о смерти тактично умалчивалось о самоубийстве.

Похоронен на кладбище святой Барбары в Линце.

Дружил и переписывался с Грильпарцером, Ленау.

Библиография

  • Полевые цветы (нем.Feldblumen , 1841)
  • Кондор (нем.Der Condor , 1844)
  • Лесная тропа (нем.Der Waldsteig , 1845)
  • Этюды (нем.Studien , 1844—1850)
  • Бабье лето (нем.Der Nachsommer , 1857)

Посмертная судьба

Творчество Штифтера, принадлежавшее к эпохе бидермейера, высоко ценили Гофмансталь, Томас Манн, Петер Хандке. Его проза не раз экранизировалась. В 2008 году швейцарский режиссер Хайнер Геббельс показал в Авиньоне спектакль «Вещь Штифтера» (см.: [1]).

Публикации на русском языке

  • Ночь под Рождество среди снега и льда. М., 1901 (переизд.1915)
  • Австрийская новелла XIX века. М.: Художественная литература, 1959, с.165-230
  • Старая печать. М., 1960
  • Лесная тропа. М.: Художественная литература, 1971
  • Бабье лето. Пер. С.Апта. М.: Прогресс-Традиция, 1999
  • Полевые цветы. М.: Evidentis, 2002

Ссылки

  • Мартин Хайдеггер. Рассказ о лесе во льду Адальберта Штифтера
  • Адальберт Штифтер в ЭНИ «История всемирной литературы»
  • Нежный закон бытия
  • На сайте IMDB
Штифтер, Адальберт на Викискладе ?

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Штифель, Михаэль
  • Штовассер, Хорст

Смотреть что такое «Штифтер, Адальберт» в других словарях:

Штифтер Адальберт — Адальберт Штифтер Адальберт Штифтер (нем. Adalbert Stifter; [ aːdalbɛrt]) австрийский писатель, поэт, художник и педагог. Биография Штифтер родился 23 октября 1805 в Оберплане. Умер Штифтер 28 января 1868 в Линце. Будучи болен цирро … Википедия

Штифтер Адальберт — (Stifter) (1805 1868), австрийский писатель. Реалистические новеллы (сборники «Этюды», т. 1 6, 1844 50, «Пёстрые камни», 1853), психологический «роман воспитания» «Бабье лето» (т. 1 3, 1857), исторический роман «Витико» (т. 1 3, 1865 67). * * *… … Энциклопедический словарь

Штифтер Адальберт — Штифтер (Stifter) Адальберт (23.10.1805, Оберплан, ‒ 28.1.1868, Линц), австрийский писатель и художник. Представитель позднего романтизма. В 1826‒30 учился в Венском университете. В 1849‒66 инспектор народных школ Верхней Австрии. Творчество Ш.… … Большая советская энциклопедия

ШТИФТЕР Адальберт — ШТИФТЕР (Stifter) Адальберт (1805—68), австрийский писатель. Ром. «Бабье лето» (т. 1—3, 1857), «Витико» (т. 1—3, 1865—67). Сб. рассказов и повестей «Этюды» (т. 1—6, 1844—1850), «Пестрые камни» (т. 1—2, 1853).●… … Литературный энциклопедический словарь

Штифтер — Штифтер, Адальберт Адальберт Штифтер Адальберт Штифтер (нем. Adalbert Stifter; [ aːdalbɛrt]) австрийский писатель, поэт, художник и педагог. Биография Штифтер родился 23 октября 1805 в Оберпла … Википедия

ШТИФТЕР (Stifter) Адальберт — (1805 68) австрийский писатель. Реалистические новеллы (сборники Этюды , т. 1 6, 1844 50; Пестрые камни , 1853), психологический роман воспитания Бабье лето (т. 1 3, 1857), исторический роман Витико (т. 1 3, 1865 67) … Большой Энциклопедический словарь

Штифтер — (Адальберт Stifter, 1805 1868) немецкий писатель. В качестве инспектора народных училищ в Австрии ему приходилось много разъезжать по разным австрийским провинциям. Свои наблюдения он изложил в ряде беллетристических очерков, изданных в двух… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Штифтер — (Stifter) Адальберт (23.10.1805, Оберплан, 28.1.1868, Линц), австрийский писатель и художник. Представитель позднего романтизма. В 1826 30 учился в Венском университете. В 1849 66 инспектор народных школ Верхней Австрии. Творчество Ш.… … Большая советская энциклопедия

Адальберт Штифтер — … Википедия

Список литераторов-самоубийц — В данном списке представлены литераторы, покончившие жизнь самоубийством. Литератор (от лат. litterator учитель грамоты) человек, профессионально занимающийся литературным трудом[1]; писатель, публицист, а также поэт, драматург.… … Википедия

Штифтер, Адальберт

23 октября 1805 — 28 января 1868

австрийский писатель, поэт, художник и педагог

Адальберт Штифтер (нем. Adalbert Stifter; 23 октября 1805, Оберплан — 28 января 1868, Линц) — австрийский писатель, поэт, художник и педагог.

Биография

Родился в семье ткача, при крещении получив имя Альберт. Его отец погиб в 1817 году в результате несчастного случая, поэтому будущему писателю как старшему сыну пришлось с детских лет работать на ферме деда, чтобы прокормить семью. В 1818 году другой дед Адальберта, несмотря на множество возражений, отвел его в латинскую школу. В 1818-26 годах Штифтер учился в бенедиктинской гимназии в Кремсмюнстере (Верхняя Австрия). Позднее Штифтер так вспоминал об учёбе в гимназии: «…там мог я ежедневно наблюдать прекрасные ландшафты голубых Альп во всем их великолепии, там учился я рисовать, наслаждался предупредительностью отличных учителей, знакомился с творчеством старых и новых поэтов». В 1826 году Штифтер, будучи домашним учителем, приступает к изучению права в Венском университете. К этому времени относятся его первые поэтические опыты, вдохновленные произведениями Гете, Гердера и Жана Поля. Влюбившись в девушку по имени Фанни Грайпль и не встретив ответного чувства, пытался найти утешение в алкоголе. Несчастная любовь помешала дальнейшей учёбе в университете, и в 1830 году Штифтер прервал обучение, не получив диплома. В 1829-30 годах Штифтер пишет своё первое (оставшееся незаконченным) прозаическое произведение «Юлиус». В 1832-33 годах безуспешно пытается получить место преподавателя. В феврале 1833 года Фанни окончательно разрывает все отношения со Штифтером.

Вскоре после этого Штифтер знакомится с модисткой Амалией Могаупт и в 1837 году женится на ней. Этим браком Штифтер хотел упорядочить свою жизнь, но с расточительной Амалией ему этого сделать не удалось. В 1837 и 1840 годах Штифтеру даже пришлось закладывать своё имущество.

В 1839 году Штифтер пишет свои важнейшие картины: «Вид на венское предместье», «Вид на Беатриксгассе», «Руины Виттинггаузена». В этом же году умирает Фанни. В 1840 году в «Венском журнале литературы, искусства, театра и моды» в свет выходит «Кондор». В 1841 году в альманахе «Ирис» выходят «Полевые цветы».

В 1841 году Штифтер снова становится домашним учителем. В 1843-46 годах его учеником был Рихард фон Меттерних, сын австрийского государственного канцлера.

В 1842 году выходит в свет повесть «Авдий», которая приносит Штифтеру литературную известность и финансовую независимость. К 1844 году выходят «Бригитта», «Лесная тропа» и «Старый холостяк».

В неспокойном 1848 году Штифтер предстает сторонником революционного движения и «прогрессивнейшим либералом», работая выборщиком в Национальной ассамблее. Затем покидает Вену и поселяется в Линце.

Брак с Амалией Штифтер считает удачным — супруги ладят друг с другом. Только отсутствие ребёнка в семье омрачает их жизнь. Вскоре Штифтеры решают удочерить племянницу Амалии. Ребёнок не приживается в семье, часто уходит из дому. Зимой 1859 года её тело было найдено в Дунае. Произошел ли несчастный случай или его приемная дочь покончила жизнь самоубийством, осталось неясным.

С этих пор состояние здоровья писателя стремительно ухудшается. Наступает период лечения нервных болезней. Литературная работа к неудовольствию его издателя замедляется — работа над историческим романом «Витико» (1867 г.) длится много лет. В итоге Штифтер оказывается не в состоянии продолжать литературный труд. Благодаря вмешательству доброжелателей ему назначают пенсию надворного советника. Начинается обострение цирроза печени. 28 января 1868 года Штифтер был найден в своей кровати с бритвой в руке. Сонная артерия была перерезана. В свидетельстве о смерти тактично умалчивалось о самоубийстве.

Похоронен на кладбище святой Барбары в Линце.

Дружил и переписывался с Грильпарцером, Ленау.

Библиография

  • Полевые цветы (нем. Feldblumen, 1841)
  • Кондор (нем. Der Condor, 1844)
  • Лесная тропа (нем. Der Waldsteig, 1845)
  • Этюды (нем. Studien, 1844—1850)
  • Бабье лето (нем. Der Nachsommer, 1857)

Посмертная судьба

Творчество Штифтера, принадлежавшее к эпохе бидермейера, высоко ценили Гофмансталь, Томас Манн, Петер Хандке.Фридрих Ницше назвал «Бабье лето» среди четырёх самых великих книг немецкой прозы. Его проза не раз экранизировалась. В 2008 году швейцарский режиссёр Хайнер Геббельс показал в Авиньоне спектакль «Вещь Штифтера» (см.: [1]). Изображен на австрийской почтовой марке 1947 г.

Публикации на русском языке

  • Ночь под Рождество среди снега и льда. М., 1901 (переизд.1915)
  • Австрийская новелла XIX века. М.: Художественная литература, 1959, с.165-230
  • Старая печать. М., 1960
  • Лесная тропа / Сост. и вступ. статья С. Шлапоберской. — М.: Худож. литература, 1971. — 520 с. — 50 000 экз.
  • Бабье лето. Пер. С.Апта. М.: Прогресс-Традиция, 1999
  • Полевые цветы. М.: Evidentis, 2002

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Краткая биография штифтер

  • Фильмография
  • Кадры
  • Факты
  • Награды
  • Связи
  • Сайты

Adalbert Stifter , 23 октября 1805 — 28 января 1868 • 62 года (215)

  • Автор Автор
место рождения Оберплан, Крумау, Богемия, Австрийская империя (Горни Плана, Чески-Крумлов, Чехия)
место смерти Линц, Австрия
гражданство Австрия
жанры драма, мелодрама, семейный

Родился в семье ткача, при крещении получил имя Альберт. Его отец погиб в 1817 году в результате несчастного случая, поэтому будущему писателю как старшему сыну пришлось с детских лет работать на ферме деда, чтобы прокормить семью. В 1818 году другой дед Адальберта, несмотря на множество возражений, отвел его в латинскую школу. В 1818-26 годах Штифтер учился в бенедиктинской гимназии в Кремсмюнстере (Верхняя Австрия). Позднее Штифтер так вспоминал об учёбе в гимназии: «…там мог я ежедневно наблюдать прекрасные ландшафты голубых Альп во всем их великолепии, там учился я рисовать, наслаждался предупредительностью отличных учителей, знакомился с творчеством старых и новых поэтов». В 1826 году Штифтер, будучи домашним учителем, приступает к изучению права в Венском университете. К этому времени относятся его первые поэтические опыты, вдохновленные произведениями Гёте, Гердера и Жана Поля. Влюбившись в девушку по имени Фанни Грайпль и не встретив ответного чувства, пытался найти утешение в алкоголе. Несчастная любовь помешала дальнейшей учёбе в университете, и в 1830 году Штифтер прервал обучение, не получив диплома. В 1829-30 годах Штифтер пишет своё первое (оставшееся незаконченным) прозаическое произведение «Юлиус». В 1832-33 годах безуспешно пытается получить место преподавателя. В феврале 1833 года Фанни окончательно разрывает все отношения со Штифтером.

Вскоре после этого Штифтер знакомится с модисткой Амалией Могаупт и в 1837 году женится на ней. Этим браком Штифтер хотел упорядочить свою жизнь, но с расточительной Амалией ему этого сделать не удалось. В 1837 и 1840 годах Штифтеру даже пришлось закладывать своё имущество.

В 1839 году Штифтер пишет свои важнейшие картины: «Вид на венское предместье», «Вид на Беатриксгассе», «Руины Виттинггаузена». В этом же году умирает Фанни. В 1840 году в «Венском журнале литературы, искусства, театра и моды» в свет выходит «Кондор». В 1841 году в альманахе «Ирис» выходят «Полевые цветы».

В 1841 году Штифтер снова становится домашним учителем. В 1843-46 годах его учеником был Рихард фон Меттерних, сын австрийского государственного канцлера.

В 1842 году выходит в свет повесть «Авдий», которая приносит Штифтеру литературную известность и финансовую независимость. К 1844 году выходят «Бригитта», «Лесная тропа» и «Старый холостяк».

В неспокойном 1848 году Штифтер предстает сторонником революционного движения и «прогрессивнейшим либералом», работая выборщиком в Национальной ассамблее. Затем покидает Вену и поселяется в Линце.

Брак с Амалией Штифтер считает удачным — супруги ладят друг с другом. Только отсутствие ребёнка в семье омрачает их жизнь. Вскоре Штифтеры решают удочерить племянницу Амалии. Ребёнок не приживается в семье, часто уходит из дому. Зимой 1859 года её тело было найдено в Дунае. Произошел ли несчастный случай или его приемная дочь покончила жизнь самоубийством, осталось неясным.

С этих пор состояние здоровья писателя стремительно ухудшается. Наступает период лечения нервных болезней. Литературная работа к неудовольствию его издателя замедляется — работа над историческим романом «Витико» (1867 г.) длится много лет. В итоге Штифтер оказывается не в состоянии продолжать литературный труд. Благодаря вмешательству доброжелателей ему назначают пенсию надворного советника. Начинается обострение цирроза печени. 28 января 1868 года Штифтер был найден в своей кровати с бритвой в руке. Сонная артерия была перерезана. В свидетельстве о смерти тактично умалчивалось о самоубийстве.

Похоронен на кладбище святой Барбары в Линце.

Дружил и переписывался с Грильпарцером, Ленау.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: