Краткая биография соллогуб

Федор Сологуб

Фото Все

Видео Все

Петербург Федора Сологуба

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Фёдор Сологуб «Мелкий бес», 1907

Федор Сологуб — биография

Федор Сологуб – известный поэт, писатель, драматург, публицист. Представлял декадентское направление и русский символизм в литературе.

Сколько славных имен подарил нам Серебряный век, трудно сосчитать. Имена поэтов и их незабываемые произведения просто обречены на бессмертие, их будут помнить те, кто любит литературу, интересуется поэзией. Есть поэты, стихи которых запоминаются после первого прочтения. Один из них – Федор Сологуб, апологет русского символизма. Его творчество – неоднозначное и неординарное, до сих пор вызывает жаркие споры критиков, не знающих, как трактовать образы и героев, созданных литератором. Стихи Сологуба написаны легким воздушным слогом, читаются на одном дыхании. И это притом, что поэт прожил трудную жизнь, полную испытаний и невзгод. Практически каждое его произведение буквально «кричит» об одиночестве поэта, поисках смысла жизни, грусти и тоске, съедающих его изнутри.

Детство

Родился Федор Тетерников (Сологуб это творческий псевдоним) 17 февраля (1 марта по новому стилю) 1863 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Кузьма Тетерников, бывший крестьянин Полтавской губернии. В Петербурге работал портным. В 1865 году в семье родилась дочь Ольга. Их материальное положение и так было трудным, а с рождением второго ребенка усугубилось еще больше. Настоящая бедность пришла в 1867 году, когда Кузьма умер от чахотки, оставив жену с 4-летним сыном и 2-летней дочерью. Мать делала попытки продолжить самостоятельную жизнь, одно время держала прачечную, но дело не пошло. Женщина напросилась в качестве прислуги к старым петербургским барам – семье Агаповых, где она служила раньше.

Федор Сологуб в детстве

В этом доме и прошли детские годы будущего писателя. Аристократическое семейство благоволило мальчику, поддерживало его стремление к знаниям. Агаповы разрешали Федору пользоваться библиотекой, читать редкие книги. Больше всего Феде нравились книги «Король Лир» Шекспира, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, и «Дон Кихот» Сервантеса. Иногда господа делились своей контрамаркой в театр, Федор мог слушать любимую музыку, читать увлекательную литературу.

Так уж поведется, что на протяжении всей его жизни, его судьбой будут опекаться абсолютно посторонние люди, с помощью которых поэт пытался найти себя.

Детские годы Сологуба невозможно назвать беззаботными. Мальчика угнетала двойственность его жизни, где с одной стороны он знакомился с миром искусства, музыкой, наукой, а с другой – видел нищету, тяжелый материнский труд, чад кухни и испарения прачечной. А еще побои, бесконечные и беспочвенные, ни за что, просто от того, что мать устала и пыталась выместить на детях свою боль и отчаяние. Но женщина продолжала прислуживать господам, чтобы прокормить детей. А Федор пытался быть прилежным учеником и помогать матери во всем, однако это не избавляло его от порки розгами. Но все равно, ближе чем мать и сестра, у писателя никого не было. Может быть поэтому, когда они умерли (мать в 1894 году, сестра в 1907-м), он очень тяжело переносил эту утрату.

Семья Федора Сологуба

Спустя несколько лет, уже состоявшийся писатель Сологуб отразит этот отрезок своей биографии в рассказе «Утешение». Он очень не любил вспоминать именно этот период жизни, но преодолел себя и излил на бумаге всю горечь и безысходность своей жизни в доме Агаповых.

В пятнадцать лет Федор поступил в Учительский институт в Санкт-Петербурге. Это был особенный институт, во главе с высокообразованным и прогрессивным директором К.Сент-Илером, собравшим в вузе самых передовых педагогов того времени. Благодаря атмосфере свободы, в студентах развивались лучшие качества . Федор поступил благодаря все тем же Агаповым и учителю Владимирского училища, который принимал самое активное участие в судьбе парня. В вузе Сологуб не только учился, но и жил, благо это было учебное заведение с интернатной основой. На протяжении четырех лет Федор ни разу не участвовал в студенческих гулянках, он вообще не пил, не курил, учился максимально прилежно. У него была цель, быстрее стать на ноги и обеспечивать семью, чтобы мама могла оставить свою унизительную службу у Агаповых.

В годы учебы Федор занимался переводами Гейне, Шекспира, Гёте, польской и венгерской поэзии, трудился даже над исландской сагой «Эдда». Тогда же осуществил первую попытку написать прозу. В 1879 году писатель начал работу над романом-эпопеей «Ночные росы», но свой замысел так в жизнь и не воплотил. Зато это произведение стало для него своеобразной литературной практикой.

Федор Сологуб в юности

На последнем курсе учебы Федор начал писать поэму «Одиночество», посвященную Н.Некрасову. Поэт продолжал работу над этим произведением вплоть до 1883 года.

Диплом об окончании вуза Сологуб получил в 1882 году, защитив на отлично дипломный проект «Животный эпос в сказках русского народа». Спустя месяц с матерью и сестрой он отправился работать Крестцы, а потом перешел в школу Великих Лук и Вытегры. В провинции Федор Сологуб прожил десять лет.

Литература

Первая проба пера Федора Сологуба состоялась в двенадцать лет. Его стихи содержали описание жизненных невзгод юноши, когда он мог рассчитывать исключительно на свои силы.

Однако Федор был уверен, что судьба уготовила для него путь литератора, а именно – известного поэта. Юноша следовал своим путем, невзирая на трудности и веруя в то, что когда-нибудь он проснется знаменитым. Но на его пути каждый раз возникали испытания, наверняка, судьба решила испытать молодого поэта на прочность.

Федор Сологуб за столом

Несмотря на все трудности и особенности проживания в провинциальном городке, Федор продолжал писать. Однако шансов стать популярным было очень мало, а вот препятствий на пути к славе – хоть отбавляй. Первые стихи литератор отдавал в провинциальные журналы, которые не пользовались спросом у местных жителей захолустного городка.

Новый виток в биографии поэта начался в 1891 году, когда он ненадолго приехал в Санкт-Петербург. По приезду состоялась встреча Федора и Николая Минского, представителя нового литературного направления – мистический символизм. Это знакомство сыграло большую роль в судьбе Сологуба. Они общались недолго, но Федор оставил Минскому несколько своих ранних стихов.

В том же году по инициативе Минского и Зинаиды Гиппиус появился журнал «Северный вестник», объединивший под своим началом многих литературных деятелей. Сотрудники журнала не только публиковались сами, они искали новых авторов, произведения которых соответствовали бы концепции издания.

Стихи молодого дарования – Федора Сологуба подходили идеально. Его произведения начали печатать на страницах этого журнала, и это было началом его успеха, признания поэтического гения.

Федор решил переводиться в столицу, и долго обивал пороги начальства. Протекция Латышева помогла поэту осуществить свою мечту, он переехал на постоянное место жительства в Петербург, хотя и продолжал числиться учителем Вытегорской семинарии до самого ее закрытия в 1893 году. В Петербурге Сологуба определили на должность учителя в Рождественское городское училище на Песках.

Федор начал активно сотрудничать с журналом «Северный вестник». Минскому очень не нравилась фамилия Федора – Тетерников, и он посоветовал поэту взять псевдоним. Волынский, редактор журнала, предложил как вариант «Соллогуб», по ассоциации с беллетристом середины 19-го века Владимиром Соллогубом, представителем известного аристократического рода. Из фамилии убрали вторую «л», получилось Сологуб. Под этим псевдонимом опубликованы все последующие произведения итератора.

Роман Федора Сологуба «Мелкий бес»

В 1902 году Федор дописал свой знаменитый роман «Мелкий бес», который привел в шок общественность. Дело в том, что главный герой повествования – учитель-садист. Эта тема не понравилась редакторам популярных изданий, и Сологубу отказали в выпуске книги.

Спустя три года в одном из журналов появились первые главы этого романа, но издание вскоре закрыли, и читатель так и не смог познакомиться с произведением в полном объеме.

В 1907 году роман наконец-то напечатали в полном издании, и с тех пор он пользуется неизменным успехом у читателей. Через год Сологуб ушел из училища, женился. В 1913 году взяв жену, поэт отправился в российскую глубинку в поисках вдохновения.

Через пять лет Федора Кузьмича избрали на должность председателя Союза деятелей художественной литературы.

Федор Сологуб оставил после себя огромное литературное наследие, многогранное и неоднозначное. Критики считают, что он писал в духе символизма, но очень много его произведений выходят далеко за рамки этого определения.

Вначале он получил известность, как поэт, а спустя годы принялся за прозу. Сологубу пришлось многое пережить, особенно его удручала стена непонимания и неодобрения со стороны критиков и читателей.

Личная жизнь

Женой поэта стала переводчица Анастасия Чеботаревская, на которой он женился в 1908 году. Они прожили в счастливом браке девятнадцать лет, пока женщина не свела счеты с жизнью в результате обострения психического заболевания. Ее тело нашли через несколько месяцев.

Федор Сологуб с женой Анастасией Чеботаревской

Сологуб написал несколько стихов, посвященных этой трагедии. В них явственно звучит одиночество и обреченность его души. Трагизм и безысходность — такими были стихи поэта в тот период, такой же была и его личная жизнь.

Детей супруги родить не успели, и после смерти жены Федор остался один. Он больше не женился.

Смерть

Перед самой Октябрьской революцией Сологуб инициирует создание собственного журнала. Он читает лекции, надолго уезжая во Францию и Германию. Поэт не готов к тому, что творилось в стране, новая власть не пришлась ему по душе. Сологуб даже думал об эмиграции, но из этой затеи ничего не вышло.

Могила Федора Сологуба

В 1927-м писатель приступает к написанию нового романа в стихах «Григорий Казарин», но у него начинаются проблемы со здоровьем. Он болел и раньше, но в мае того года недуг подобрался к нему вплотную. С начала лета Федор перестал вставать с постели, осенью болезнь обострилась еще больше. Сердце Сологуба остановилось 5 декабря 1927 года. Причиной смерти стал миокард, осложненный воспалением легких и атеросклерозом. Местом упокоения литератора стало Смоленское кладбище, рядом с супругой – А.Чеботаревской.

Избранные произведения

Романы и рассказы

  • Тяжёлые сны
  • Мелкий бес
  • Творимая легенда
  • Тени
  • Политические сказочки
  • Истлевающие личины
  • Ярый год
  • «Слепая бабочка»
  • Барышня Лиза

Стихи

  • Забелелся туман за рекой
  • Великий благовест
  • Чародейная чаша
  • Костёр дорожный
  • Фимиамы
  • Одна любовь
  • Небо голубое
  • Алый мак
  • Война
  • Очарования земли
  • Пламенный круг
  • Истлевающие личины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Федор Сологуб: биография и творчество (фото)

Поэзия Серебряного века славится своими представителями. Их имена вместе с незабываемыми произведениями известны всем, кто хоть немного считает себя знатоком литературы. Есть поэты, чьи стихотворения запоминаются помимо воли. К таким относиться Федор Сологуб. Краткая биография, обзор творчества и описание направления, в котором созданы стихотворения, ждет вас ниже.

Читайте также  Краткая биография ли г.

О писателе

Федор Сологуб – русский писатель, поэт, публицист, переводчик и педагог. Он был одним из ярчайших представителей Серебряного века и апологетом русского символизма. Его творчество настолько неординарно и неоднозначно, то многие критики до сих пор не могут прийти к единственно верным трактовкам образов и героев, созданных поэтом. Сологуб, биография и творчество которого до сих пор являются предметом изучения и поиска новых символов – многогранный творец поэзии и прозы. Его стихи поражают своими мотивами одиночества, мистики и таинственности, а романы привлекают внимание, шокируют и не отпускают до последней своей страницы.

История псевдонима

Настоящее имя поэта — Федор Кузьмич Тетерников.

Журнал «Северный вестник» стал стартовой площадкой для поэта. В 90-е годы XIX века поэзия Сологуба публиковалась именно в этом издании, причем в широких объемах.

Амплуа поэта-символиста требовало звучного имени. В редакции журнала и были придуманы первые варианты псевдонимов, среди которых был предложен вариант «Соллогуб». Эту фамилию носил знатный род, ярким представителем которого был Владимир Соллогуб — писатель, прозаик. Чтобы иметь различия, Федор решает убрать одну букву.

В 1893 году в журнале выходит стихотворение «Творчество», подписанное псевдонимом Федор Сологуб. Биография писателя скрывает много событий, в которых брали участие члены редакции этого журнала. «Северный вестник» дал поэту достойный стимул к развитию и росту.

Федор Сологуб, краткая биография. Детство

Писатель родился первого марта 1863 года в Санкт-Петербурге. Его отец был родом из полтавской губернии.

Семья жила очень бедно, отец был крепостным и зарабатывал на жизнь промыслом портного.

Родители будущего поэта были образованными интеллигентными людьми, в доме были книги, а отец учил грамоте детей, играл для них, рассказывал о театре и передавал те крупицы знаний о мировой культуре и литературе, которые имел.

Когда через два года после рождения Федора появилась на свет его маленькая сестра, жизнь семьи стала труднее в материальном плане. Окончательно в нищету семью загнала смерть отца в 1867 году. Мать осталась с детьми на руках, без средств к существованию. Она вынуждена была пойти прислугой в богатую семью. В этом знатном роду Агаповых рос и юный поэт, к которому аристократы относились благосклонно, помогали его самообразованию, делились редкими книгами, к которым был очень охоч Сологуб. Биография поэта далее будет богата случайными людьми и встречами, что помогали ему преодолевать жизненные препятствия и искать себя.

Однако были и свои темные стороны в детстве поэта при доме Агаповых. Мир книг, науки и музыки, к которому приобщался юный Федор в доме, безумно остро контрастировал с атмосферой задымленной кухни и прачечной в тяжелом пару, где трудилась до полного упадка сил его мать, чтобы прокормить детей. Иногда она срывала свою усталость на детях, доходило даже до побоев за малейшее непослушание. Позже будет написан писателем рассказ «Утешение», в котором он выразит всю тяжесть своего расколотого детского мирка. Неохотно в своих мемуарах вспоминал об этом Сологуб, краткая биография поэта часто упускает эти моменты, но для изображения полной картины его жизни и становления они необходимы.

Произведения, что указали путь поэту

Жена поэта, составляя его биографию, рассказывала о трех книгах, которые Федор прочел в своем детстве.

Это «Дон Кихот» Сервантеса, «Король Лир» Шекспира и «Робинзон Крузо» Дефо. Впечатление от прочитанного у совсем еще юного мальчика было столь сильным, что дало ростки таланта, которому суждено было расцвести в зрелом возрасте и создать великого поэта, творящего под псевдонимом Сологуб. Краткая биография, созданная его женой, рассказывала, что эти книги были «своего рода евангелием».

А вот творчество Пушкина и Лермонтова, его основные мотивы были чужды юному Сологубу. Н. А. Некрасов был ему значительно ближе по духу, образы бедняка и его тяжелой судьбы трансформировались и нашли свое место и отражение в будущей поэзии преемника. Федор Сологуб в юности был поражен реалистичностью, с которой описывал Некрасов переживания и страдания простого человека.

Также значительное влияние на формирование мировоззрения и таланта писателя имело творчество С. Надсона.

Юность и поиски себя

Юность поэта проходила под влиянием мировой литературы и русских классиков, которых он имел возможность читать. Именно благодаря таковой возможности смог развить свой талант юный Сологуб (биография, написанная женой поэта, очень четко дает представление об этом).

В возрасте пятнадцати лет Федор Сологуб становится студентом Учительского института в Петербурге. Поступал сюда юный поэт с неоднозначными мыслями и благодаря протекции семьи Агаповых и учителя Федора, что разглядел в мальчике острый ум и талант, требующий огранки. Буквально первые занятия открыли для поэта совершенно новый мир творчества и свободы.

Директором института был К. К. Сент-Иллер – высокообразованный человек с прогрессивными и новаторскими взглядами. Благодаря его энтузиазму к преподаванию были привлечены самые передовые учителя того времени. В среде студентов, большинство которых было из обеспеченных семей, Федор был совершенно чужим. Его не привлекали студенческие посиделки и гуляния. Пока его одногруппники развлекались, он переводил классиков и делал первые шаги в прозе. С началом обучения в институте начнет роман «Ночные росы» Сологуб. Биография поэта расскажет нам, что роман этот он так и не закончит, но это будет хорошей попыткой, обогатившей его опытом.

В 1882 году будущий писатель-символист окончит с отличием институт и уедет в отдаленную деревушку Крестцы. С собою он заберет свою мать и сестру Ольгу. Здесь его ждала работа учителя, а также десять лет скитания по провинциям: Великие Луки и Вытегра были временным домом писателя и его семьи.

Здесь, в «медвежьем углу» писатель безумно страдал от своего одиночества и «провинциального болота». Позже он напишет об этом, сказав, что учитель обречен на одиночество и непонимание.

Первые шаги в поэзии

Первые стихи поэта появились на свет, по некоторым данным, когда он был двенадцатилетним мальчиком. Федор Сологуб (биография которого мало рассказывает о его становлении как автора) в зрелом возрасте часто вспоминал с горечью о тягостях юношеского периода, когда не было поддержки и понимания, и все приходилось достигать самому.

Со всей силой юношеского максимализма юный Федор был уверен, что ему суждено стать поэтом, и он давал клятвы себе, что не отступит от своего призвания, как бы трудно ему ни было. А судьба не скупилась на испытания. Если не говорить о трудностях материальных, в которых жила осиротевшая семья писателя, немало было и моральных терзаний для одаренного юноши. Он жил с матерью и сестрой в провинциальном городке, здесь возможностей было меньше, чем преград. Его стихи публиковались в слабых провинциальных журналах с ограниченным числом читателей, слава и признание все не шли к поэту.

«Северный вестник»

Переломным стал для поэта 1891 год, когда судьба забросила его в столицу и подарила совершенно случайную встречу с Николаем Максимовичем Минским – представителем так называемого мистического символизма. Знаковость этой встречи была в том, что, несмотря на непродолжительное общение, Ф. Сологуб (биография, написанная женой поэта, ярко описывает эту встречу) оставит Минскому свой небольшой сборник стихов (буквально пару сотен ранних стихотворений). Этот год был годом зарождения и преображения уже известного нам журнала «Северный вестник». Его создатели: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус и А. Волынский были заняты поиском произведений, что стали бы достойной иллюстрацией новоявленного манифеста Н. Минского «При свете совести…». Удивительно к месту оказалась молодая поэзия Сологуба, что помогла оформить журнал редакции, а юному поэту наконец позволила утвердиться в русле символизма.

Зрелость

Осенью 1892 года Федор Сологуб переезжает в Санкт-Петербург. После едва не погубившей его провинции он врывается в общество символистов своим новаторством и желанием творить.

Здесь он находит место учителя в городском Рождественском училище. Оживая здесь, писатель смягчал и многие сцены своих гениальных, но тяжелых романов «Мелкий бес» и «Тяжелые сны». А место действие его произведений перенеслось в «города губернские», но почему-то не в столицу, в которой он провел всю свою зрелость и любил всей душой.

«Северный вестник» становится для писателя и местом обучения, и средством, с помощью которого его стихи, наконец, становятся известными.

В 1908 году Сологуб Федор Кузьмич (биография писателя недостаточно полно описывает этот жизненный этап) оставляет карьеру учителя и женится на Анастасии Чеботаревской – писательнице и переводчице.

В 1913 году с женою он отправляется в поездку по городам России, посетив их в количестве почти четырех десятков.

В 1918 году поэту выпадает честь быть председателем Союза деятелей художественной литературы.

5 декабря 1927 года писатель уходит из жизни в возрасте шестидесяти четырех лет, оставив по себе огромное наследие ярчайшей поэзии и прозы символизма.

Краткий обзор творчества

Творчество поэта и писателя богато и многогранно. Хоть сами критики позже относили его поэзию и прозу к символизму, многие черты его произведений выходят за рамки этого направления.

Начинал свой творческий путь Сологуб Федор Кузьмич (краткая биография, написанная Анастасией Чеботаревой, рассказывает об этом) со стихов.

Позже, в учительском институте он делает попытку создать прозаическую эпопею «Ночные росы». Приблизительно в это же время зарождается поэма «Одиночество», которой так и не суждено быть опубликованной.

В Петербургском «Северном вестнике» публикуются стихотворения поэта.

В 1902 году писатель завершает работу над своим романом «Мелкий бес». Произведение рассказывает о безумной нездоровой душе учителя-садиста Ардальона Передонова. Из-за своей откровенности и «рискованности» роман был обречен на «жизнь в столе». Однако, в 1905 году журнал «Вопросы жизни» берется публиковать произведение. В связи с закрытием журнала публикации оборвались, что не дало возможности роману полностью раскрыть себя.

В 1907 год «Мелкий бес» наконец-то выходит полностью и с того времени до наших дней остается одной из самых известный и изучаемых книг в русской литературе.

Основные мотивы поэзии Ф. Сологуба

Несмотря на то что романы писателя занимают достойное место в мире литературы, поэзия его не менее интересна своей самобытностью и необычно легким, воздушным слогом.

Именно этой легкостью слога поражает Сологуб. Биография писателя полна его творческими исканиями и переживаниями, которые находят отражение в стихах, они легки и читаются на одном дыхании.

Читайте также  Краткая биография менандр

Основная тематика стихотворений — это свойственные символизму и декадансу темы грусти, страдания, существования без смысла и цели жизни.

Мистические темы влияния на жизнь высших сил прослеживаются в стихотворениях «Чертовы качели» и «Одноглазое лихо». Также слабость человека, его бессилие перед жизненными препятствиями проходят через всю поэзию Сологуба.

В заключение

Мы кратко рассказали вам о писателе, оставившем литературное наследие, которое смело можно ставить в один ряд с творчеством Достоевского, Блока, Толстого. Федор Сологуб (биография и творчество, фото писателя — все это есть в статье) – писатель и поэт, прозаик и драматург, который отображал в своем творчестве темные стороны жизни. Но делал он это столь умело и интересно, что произведения его читаются на одном дыхании и остаются в памяти навсегда.

Федор Сологуб

Биография

Федор Сологуб – российский поэт, прозаик, публицист. Помимо литературной стези, занимался переводами и вел педагогическую деятельность. Биография — яркий пример русского символизма. До нынешних дней творчество поражает своей неординарностью и неоднозначностью. Нет точной трактовки образов и героев. Стихи будоражат воображение своими мистическими мотивами. Они буквально пропитаны одиночеством и загадочностью. Романы приводят в состояние шока и захватывают уже с первых страниц.

Федор Сологуб

Федор Сологуб – это творческий псевдоним поэта. Имя при рождении — Федор Кузьмич Тетерников. В начале творческого пути он публиковался под своим именем, причем в значительных объемах.

Имидж поэта-символиста требовал яркого имени. Вместе с коллегами по изданию были придуманы разные фамилии, заметней остальных в этом списке стал вариант «Соллогуб». Такую фамилию носил один из знатных родов. Представителем этого рода был Владимир Соллогуб – писатель, прозаик. Чтобы в дальнейшем не путаться, Федор принимает решение убрать одну букву «л».

Детство и юность

Дата рождения — 1 марта 1863 года. Роды у матери были в Санкт-Петербурге. Папа будущего творца — уроженец полтавской глубинки. Семья бедствовала, отец не имел вольной и был крепостным. Единственный заработок — швейное дело. Родители Федора Сологуба были высокообразованными людьми. В доме всегда в наличии были книги. Отец занимался образованием детей и прививал им любовь к искусству и поэзии. Делился с ними крохами своих знаний о мировой культуре и литературе.

Федор Сологуб в детстве и молодости

Спустя два года после рождения Федора Сологуба родилась сестра, и без того сложная жизнь только ухудшилась. В полную нищету ввергла смерть отца семейства в 1867 году. Мама осталась одна с двумя детьми и без малейшей материальной поддержки. Вынужденной мерой стало ее устройство простой прислугой к состоятельным людям.

В доме у знатного семейства Агаповых и провел свое детство юный писатель. Аристократы с благосклонностью воспринимали мальчика и даже поддерживали в стремлении к учебе, давали для прочтения редкие экземпляры книг. На протяжении всей дальнейшей жизни в судьбу писателя часто вмешивались посторонние люди, помогавшие в трудную минуту с поисками себя.

Федор Сологуб и его сестра

Детство творческого человека нельзя назвать радужным. В жизни был контраст. С одной стороны — мир искусства, науки и музыки. С другой — атмосфера нищеты, тяжелого труда матери на пропахшей кухне и прачечной, заполненной паром. Иногда она доходила до изнеможения, только чтобы обеспечить едой детей. Часто от безысходности мать срывалась на детях. Бывали случаи избиения за малейшие провинности. Поэт вспоминал, как вечером опять мать приходила не в духе.

Немного позже, когда писатель уже состоялся, им было написано произведение «Утешение». Там без прикрас описал жизнь в тот печальный период. Крайне неохотно Федор Сологуб вспоминал именно эту часть своей биографии. Но для восстановления полной картины жизни творческой личности это просто необходимо.

Литературное творчество

Впервые попробовал себя в поэзии Сологуб в двенадцатилетнем возрасте. Пытался описывать свои жизненные тяготы в период юношества, когда достижения доставались только благодаря собственному труду.

Портрет Федора Сологуба

С присущим только в раннем возрасте максимализмом Федор был убежден, что судьба — стать признанным поэтом. Твердо шел к цели, ни на миг не забывая о призвании. Посылая одно испытание за другим, судьба не была к нему благосклонной.

Если опустить тот факт, насколько была бедной семья, то можно упомянуть о модальных терзаниях начинающего поэта. Творчество проходило в захолустном городишке. Шансов прославиться было меньше, нежели преград. Первые стихотворения он отдавал в публикацию в провинциальных журналах с низким рейтингом и мизерным количеством читателей.

Переломным в судьбе автора стал 1891. В этот год молодой человек попал в столицу и там повстречал на своем пути Николая Максимовича Минского (являлся представителем на тот момент нового направления мистического символизма). Значение этой встречи переоценить нельзя. Несмотря на непродолжительное общение, Сологуб оставил для прочтения ранние стихи.

Константин Эрберг, Фёдор Сологуб, Александр Блок, Георгий Чулков

Еще одним знаковым событием того года стало зарождение журнала «Северный вестник», над созданием которого работали Николай Минский, Зинаида Гиппиус и другие знаменитые в литературных кругах деятели. В тот момент они были заняты поиском произведения, олицетворяющего манифест Минского, «При свете совести…».

Подходило как нельзя больше творчество молодого автора. Произведения Сологуба помогли в оформлении журнала, а для поэта стали стартом творческого признания. Далее отметим значимые даты в судьбе писателя, рассказы которого способны будоражить умы не одного поколения:

В 1892 году поэт совершил переезд в Санкт-Петербург. Ворвался в творческий союз символистов того времени с непреодолимым желанием к творчеству.

1902 г. — автор завершает работу над знаменитым романом «Мелкий бес». Повествование произведения ввергает в состояние шока общественность, так как повествует о мыслях и чувствах учителя-садиста. Из-за такой тематики популярные издания отказываются произведения публиковать.

1905 г. — впервые один журнал берет в публикацию роман. Но из-за закрытия журнала статьи были прерваны и не дошли до читателя в полном объеме.

Книги Федора Сологуба

1907 г. — «Мелкий бес» выходит в полном формате. С того момента это произведение стало самым изучающимся романом в русской литературе.

1908 г. – заканчивает учительскую карьеру и женится.

1913 г. — вместе с супругой отправляется в турне по российским провинциям. Это дает силы к творческому порыву.

1918 г. — становится председателем Союза деятелей художественной литературы.

Федор Сологуб

Творчество Федора Сологуба, прозаика и поэта в одном лице, безгранично и многогранно. Хотя, по мнению критиков, творчество относится к символизму, большое количество написанных произведений не вписываются в рамки этого определения.

В начале творческого пути занимался исключительно поэзией и добился признания в этом деле. Позже, обучаясь в институте, он пытается создавать литературные произведения, но часто наталкивается на стену непонимания и неодобрения.

Личная жизнь

Женился на Анастасии Чеботаревской, молодая супруга также имела творческий потенциал. Главной деятельностью было писательство, на жизнь зарабатывала переводами. Брак счастливо просуществовал 19 лет, до тех пор, пока однажды ее психическое заболевание не обострилось. Она покончила с собой. Тело было обнаружено спустя месяцы.

Федор Сологуб и его жена Анастасия Чеботаревская

Смерти любимого человека автор посвящает стихотворения. Часто подчеркивает обреченность и душевное одиночество. Поэтому произведения наполнены трагизмом и безысходностью.

Детей в браке не было, а так как Сологуб оказался однолюбом, то и прожил всю оставшуюся жизнь один, как маленький человек в огромном мире.

Накануне революции писатель разрабатывает собственный журнал. Лекции с успехом проходят в городах Германии и Франции. К переменам в стране он не был готов и не принимал новую власть. У него были попытки иммигрировать, но безуспешные.

Могила Федора Сологуба

В 1927 году писатель активно начинает трудиться над новым романом, неожиданно заболевает и скоропостижно умирает — событие происходит в Петрограде. Тело было предано земле, захоронение произошло на Смоленском кладбище, рядом с супругой.

Сологуб Федор

книги: Сологуб Федор

Родился 17 февраля (1 марта) 1863 в Санкт-Петербурге. Отец, незаконный сын помещика Полтавской губернии, был дворовым человеком, после отмены крепостного права портняжил в столице; умер в 1867, и вдова его нанялась в небогатую чиновничью семью «прислугой за всё». В доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. Как сообщалось в составленной его женой и выверенной им биографической справке (1915), «из первых прочитанных книг совершенно исключительное впечатление произвели Робинзон, Король Лир и Дон Кихот. эти три книги были для Сологуба своего рода Евангелием».

Пройдя после приходской школы и уездного училища ускоренную педагогическую подготовку в Учительском институте, девятнадцатилетний Сологуб отправился с сестрой и матерью, предоставленными его попечению, преподавать математику в глухую провинцию — в городок Крестцы Новгородской губернии (1882–1885), в Великие Луки (1885–1889), в Вытегру (1889–1892). Учительствовал он усердно и даже написал учебник по геометрии, однако не считал школьное преподавание достойным себя занятием.

С 1892, переселившись в Петербург и продолжая преподавать в школе, он становится постоянным и плодовитейшим сотрудником бывшего народнического журнала «Северный вестник», где получает и свой «аристократический» псевдоним: им стала изуродованная для юридической безопасности известная графская фамилия. Стихи его обильно печатаются во многих петербургских журналах и газетах; он пишет «множество рецензий, заметок и статей», заканчивает и печатает в 1896 первый роман из провинциальной учительской жизни «Тяжелые сны»; с 1892 работает над вторым романом, где жизненный материал и тематика первого переоформляются под знаком бесовщины и в образах «пляски смерти». Выходят его сборники «Стихи. Книга первая» (1896) и «Тени. Рассказы и стихи» (1896).

Сологуб выдвинулся в первый ряд литераторов и получил читательское признание после публикации его законченного в 1902 второго романа «Мелкий бес», появившегося в 1905 в журнале «Вопросы жизни», а затем (1907) вышедшего несколькими изданиями и прочитанного, по словам Блока, «всей образованной Россией». Роман был воспринят как своевременное объяснение торжества реакции; мистификация обывательской стихии превращала российскую провинциальную действительность в некую дьяволическую свистопляску. Неподвластны ей оказывались лишь потаенные эротические игры отрока и отроковицы. Эту тему продолжают опубликованные в альманахах и сборниках новые романы «Навьи чары» (1907–1909) и «Дым и пепел» (1912–1913), в значительно переработанном виде объединенные под названием «Творимая легенда» и занявшие три последних тома 20-томного собрания сочинений Сологуба, законченного в 1914. Здесь всевластию обывательщины и мятежному разгулу противопоставляется апофеоз оторванного от действительности и сопричастного смерти творческого воображения. Скандальный успех романа был обусловлен его нарочитым эротизмом, критика это произведение единодушно осудила. В предвоенное время в центре внимания оказывается драматургия Сологуба, в которой мифологические и фольклорные сюжеты служат проповеди его излюбленных философических идей.

Читайте также  Краткая биография островский н. а.

Война и революции 1917 отодвинули творчество Сологуба далеко на задний план. Падению его славы и престижа способствовали его обильные ура-патриотические журнальные стихи, отчасти собранные в книге «Война» (1915). Февральскую революцию он восторженно приветствовал, большевистское переустройство действительности воспринял как очередное торжество зла и лжи, противопоставить которому можно было лишь упорное художественное творчество, что он и пытался делать в поэтических сборниках, включавших преимущественно новые стихи, — «Одна любовь» (1921), «Фимиамы» (1921), «Свирель» (1922), «Чародейная чаша» (1922), «Великий благовест» (1923). Выходили они ничтожными тиражами и никакого читательского интереса не вызывали. «Его никто не знал. Его нигде не ждали. Жизнь отвергала его», — вспоминал будущий председатель Союза советских писателей К. Федин.

Умер Фёдор Сологуб 5 декабря 1927 года. За несколько дней до смерти его подвели к камину, и он сжёг свои письма, рукопись неоконченного романа, но на стихи, как он сказал сам, «рука не поднялась». Похороны состоялись 7 декабря на Смоленском кладбище.

Краткая биография соллогуб

Большинство крупных русских писателей предреволюционной эпохи вышли из культурных столичных семей, из верхушки среднего класса. Но самым лучшим, самым изысканным поэтом первого поколения символистов был выходец из низов, чей странный гений расцвел при самых неблагоприятных обстоятельствах. Федор Сологуб (настоящее имя – Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге в 1863 г. Отец его был сапожником, а мать после смерти отца пошла в прислуги. С помощью ее хозяйки Сологуб получил сравнительно приличное образование в Учительском институте. Закончив учение, он получил место учителя в захолустном городишке, со временем стал инспектором начальных школ, а в девяностые годы был наконец переведен в Петербург. Только после огромного успеха своего знаменитого романа Мелкий бес он смог оставить педагогическую службу и жить на литературные заработки.

Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников)

В 1905 г. Сологуб был настроен революционно, а в 1917 г. и позднее проявлял крайнее неприятие большевицкого режима. В годы гражданской войны, он терпел страшную нужду, но долго не хотел уезжать из России. Однако затем полная невозможность издаваться при коммунистах всё же толкнула его просить о разрешении выезда за границу. Позволения эмигрировать Федор Сологуб добился лишь после долгих мытарств. Отъезд был назначен на 25 сентября 1921, но буквально за два дня до этого, 23-го, нервная, склонная к сумасшествию жена Фёдора Кузьмича, писательница Анастасия Чеботаревская, не выдержав неустройств и лишений, покончила с собой – бросилась в реку с Тучкова моста в Петрограде. После смерти жены Сологуб не захотел покидать родины. В «нэповские» 1920-е годы было небольшим тиражом переиздано несколько его старых книг, но новых сочинений не печатали, несмотря на то, что в январе 1926 он был избран председателем петроградского Союза писателей. Сологуб кое-как существовал благодаря публичным чтениям стихов и постоянно проклинал «туполобую» советскую власть. Он умер 5 декабря 1927 года.

«Звезда Маир». Документальный фильм Евгения Потиевского о Федоре Сологубе

Сологуб начал писать с 1880-х годов, но первые десять лет не имел никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы лишь в 1896 г. – сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман Тяжелые сны, над которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа Мелкий бес, над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в приложениях к журналу, но журнал закрылся. И только в 1907 г. роман наконец был издан в виде книги и был принят на ура. Мелкий бес принес Сологубу всеобщее признание и всероссийскую славу. Однако в позднейших книгах Сологуб стал давать слишком много воли своим настроениям, что не понравилось читателям; книги его уже не имели былого успеха, и после 1910 г. все решили, что талант его пошел на убыль. Творимая легенда (1908–1912) – очень интересная и странно своеобразная книга – была встречена равнодушно. Последний роман Сологуба – Заклинательница змей – решительно слаб, но стихи Сологуба сохраняли высокий уровень, хотя любителям новинок и сенсаций не нравилась некоторая их монотонность.

В творчестве Сологуба необходимо различать два аспекта, не связанных между собой, – это его манихейский идеализм и особый «комплекс», являющийся результатом подавляемого, порочного libido. Нет сомнения, что многие произведения Сологуба, особенно последнего периода, не были бы написаны, если бы не потребность удовлетворять этот «комплекс». Для изучения этого вопроса нужен опытный психоаналитик, а не историк литературы. Наслаждение жестокостью и унижением красоты – один из главных его симптомов. Второй симптом – вечно повторяющаяся деталь «босые ноги». Это как наваждение. Во всех романах и рассказах Сологуба бродят босые героини.

«Манихейство» Сологуба, его отношение к миру как арене постоянного взаимодействия доброго и злого начал, напротив, чисто идеалистическое. Существует мир Добра, состоящий из Единства, Покоя и Красоты, и мир Зла, который состоит из разброда, желаний и пошлости. Наш мир – творение Зла. Только внутри себя можно найти мир Единства и Покоя. Цель человека – освободиться от злых оков материи и стать умиротворенным божеством. Но человек проецирует свои мечты о небе на внешний мир, – в этом состоит «романтическая» ирония жизни. Эту иронию Сологуб символически изображает двумя именами, взятыми из Дон Кихота: Дульцинея и Альдонса. Та, кого мы мнили идеальной Дульцинеей, на деле оказывается пошлой Альдонсой. Материя и желание – главные выразители зла, а Красота – идеальная красота обнаженного тела – единственное воплощение высшего мира идеалов в реальной жизни. В этом пункте идеализм Сологуба встречается с его чувственностью. Его отношение к плотской красоте всегда двойное: одновременно платонически идеальное и извращенно чувственное.

Привкус сологубовской чувственности многим читателям так отвратителен, что становится препятствием к наслаждению его творчеством. Но и помимо этой извращенности, сама философия Сологуба тяготеет к нигилизму, близкому к сатанизму. Мир и Красота отождествляются со Смертью, а Солнце – источник жизни и деятельности – становится символом злой силы. В своем отношении к существующей религии Сологуб занимает позицию, противоположную своим средневековым предшественникам – альбигойцам: он отождествляет Бога со злым создателем злого мира, а Сатана становится у него царем спокойного и прохладного мира красоты и смерти.

Поэзия Сологуба развивалась не в том направлении, что поэзия других символистов. Его словарь, его поэтический язык, его образность ближе к эклектической поэзии «викторианцев». Он пользуется простыми размерами, но утончает их до совершенства. Словарь у Сологуба почти такой же маленький, как у Расина, но пользуется им он почти с такой же точностью и меткостью. Он символист в том смысле, что слова его – символы с двойным значением, и употребляются во втором – непривычном значении. Но законченность его философской системы позволяет Сологубу пользоваться этими словами с почти классической точностью. Это относится, однако, только к той части его поэзии, которая отражает его идеальные небеса или стремление к ним. В других циклах, – например, в Подземных песнях – мрачно и жестоко изображается злой разлад мира, и поэтический язык в них грубее, колоритнее и богаче. В Подземные песни входит странный цикл Личины переживаний – воспоминания о разных формах, которые принимала душа в своих предыдущих воплощениях. Одно из них – жалоба собаки, воющей на луну, одно из лучших и своеобразнейших стихотворений Сологуба. Лирическая поэзия Сологуба – лучшее, что он написал, – ее классическая красота происходит от неуловимых свойств ритма и смысла. Как во всей классической поэзии, умолчание поэта так же важно, как его слова: то, что осталось недосказанным, – так же важно, как и сказанное. Это самые изысканные и тонкие стихи во всей современной русской поэзии.

Хотя стихи Сологуба – это совершеннейший и редчайший цветок его гения, его слава в России и особенно за границей больше основывается на его романах. Первый роман Сологуба – Тяжелые сны – лирически-автобиографический. Героя романа, провинциального учителя Логина, преследуют те же извращенные наваждения и те же идеальные видения, которые наполняют поэзию Сологуба. Это история человека, способного достичь идеала в гуще мира пошлости, жестокости, эгоизма, глупости и похоти. Русское провинциальное общество изображается с разящей жестокостью, напоминающей Гоголя. Но это не реализм – в добром старом русском смысле слова, – так как в изображаемой жизни символизируется не только русская широта. О втором и третьем романах Сологуба – Мелкий бес и Творимая легенда – вы можете прочитать в отдельных статьях нашего сайта (Мелкий бес, Творимая легенда).

Рассказы Федора Сологуба – связующее звено между его поэзией и романами. Некоторые из них – короткие зарисовки в стиле Тяжелых снов и Мелкого беса. Другие, особенно написанные после 1905 г., откровенно фантастические и символические. В них Сологуб дает полную свободу своим патологическим чувственным запросам. Типичные примеры – Милый паж и Дама в узах. Чудо отрока Лина – революционный сюжет в условно-поэтической обстановке – один из лучших образцов тогдашней русской прозы. Вообще проза Сологуба прекрасна: прозрачная, ясная, уравновешенная, поэтичная, но с чувством меры. В поздних произведениях, правда, появляется раздражающая манерность. Особняком стоят Политические сказочки (1905): восхитительные по едкости сарказма и по передаче народного языка, богатого (как всякая народная речь) словесными эффектами и напоминающего гротескную манеру Лескова.

Пьесы Сологуба хуже других его произведений. В них мало драматических достоинств. Победа смерти и Дар мудрых пчел – пышные зрелища, символизирующие философские концепции автора. В них меньше искренности, чем в его поэзии, красота их фальшива. Более интересна пьеса Ванька-ключник и паж Жеан: забавно и иронически рассказанный привычный сюжет о молодом слуге, который соблазняет хозяйку дома, развивается в двух параллельных вариантах – в средневековой Франции и в Московской Руси. Это сатира на русскую цивилизацию, с ее грубостью и бедностью форм, и в то же время символ глубинной образности дурного разброда жизни во всем мире и во все века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: