Краткая биография стоппард
Том Стоппард
Биография
Писатель, драматург и сценарист Том Стоппард имеет богатую биографию, неразрывно связанную с театрами и кинематографом. Он начинал с работы журналиста в небольшом издании, а теперь его работы переводят на разные языки мира. Творчеством британца восхищаются и критики, и те, кто далек от искусства, в том числе российские читатели и зрители.
Детство и юность
Том родился летом 1937 года в чешском Злине. При рождении ему было дано имя Томаш Штраусслер. Кроме него, в семье воспитывался еще один сын, брат Стоппарда. Родители были евреями, поэтому с началом немецкой оккупации Чехословакии они переехали в Сингапур. В 1941 году их снова ждала опасность, так как готовилось японское вторжение. Мать с детьми бежала в Индию, а отец с другими мужчинами остался там и позднее погиб.
В 1946 году у Тома появился отчим: его мать во второй раз вышла замуж, на этот раз за майора британской армии, носившего фамилию Стоппард, которую впоследствии он дал приемным детям. Все вместе они переехали в Англию, родители сделали все, чтобы мальчики получили хорошее образование. Братья учились в частных британских школах, но в 17 лет Тома исключили из образовательного учреждения. Тогда он решил заняться журналистикой.
Личная жизнь
Тому не сразу удалось построить счастливую личную жизнь. С первой женой он развелся, его второй супругой стала английская телеведущая и литератор Мириам Стоппард. От двух браков у него четверо детей, все сыновья, один из них, Эд, стал актером.
Страницы Тома нет в «Инстаграме», зато там зарегистрирован его сын Эд, который делится с подписчиками многочисленными фото, в том числе с отцом. Несмотря на возраст, Стоппард-старший старается держать себя в форме и при росте 186 см (вес неизвестен) выглядит подтянутым.
Творчество
В 1960 году Стоппард переехал в Лондон, устроился на радио и работал на телевидении. В молодости он выступал под псевдонимом Уильям Бут. Первую пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» создал в 1966-м, в том же году она была представлена на Эдинбургском фестивале, а через год — в Национальном театре. Она повествует о событиях трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» с точки зрения второстепенных персонажей произведения. В конце 1960-х годов была переведена на русский язык Иосифом Бродским. За первой пьесой последовали и другие работы Тома, которые впоследствии отмечались престижными премиями и попадали в номинации.
Впервые в России писатель побывал в начале 1977 года, когда началась его международная политическая активность. А вскоре состоялось знакомство Стоппарда с Вацлавом Гавелом, следующая в библиографии драматурга пьеса «Профессиональный трюк» была посвящена ему. К тому моменту популярность Тома имела большой масштаб, его книги читали в разных странах и восхищались творчеством британца. Поэтому в 1983 году для неофициальных чешских авторов учредили премию Тома Стоппарда.
В 2005 году по приглашению руководителей Белорусского свободного театра британец посетил Минск, который и сейчас поддерживает. А в 2011-м он помогал московским коллегам в РАМТе ставить собственную пьесу «Рок-н-ролл», написанную еще в 2006-м. Среди других его значимых работ внимания заслуживают фантастика Travesties (1974), пьеса-протест «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси» (1977), посвященная советской карательной психиатрии, и драматическая трилогии «Берег Утопии» (2002). Эти работы были в основном репертуаре Лондонского национального театра.
Немало Стоппард проработал и как сценарист, в биографии мужчины большое количество работ. Вторым по счету стал кинофильм «Романтическая англичанка» 1975 года, в 1978-м он написал сценарий для художественного фильма «Отчаяние», а еще через год фильмография мужчины пополнилась лентой «Человеческий фактор». Среди современных проектов выделяются картины «Анна Каренина» 2012 года и «Тюльпанная лихорадка» 2017-го.
Том Стоппард сейчас
Том и сейчас продолжает заниматься творчеством. В 2019 году стала известна новость о выходе его новой пьесы «Леопольдштадт», рассказывающей о жизни в еврейских кварталах в довоенной Вене. Премьера состоялась в конце января 2020 года в Театре Уиндема. Она основана на личном опыте автора, чьи родственники погибли в концлагерях. Драматург прислал сценарий и в Российский академический молодежный театр, поэтому россияне тоже насладились постановкой британского писателя.
Стоппард, Том
Томаш Штраусслер (Tomáš Straussler)
Уильям Бут (как театральный критик)
Сэр Том Сто́ппард (англ. Tom Stoppard , при рождении — То́маш Штра́усслер (чеш. Tomáš Straussler ); род. 3 июля 1937 года в Злине, Первая Чехословацкая Республика) — британский драматург, режиссёр, киносценарист и критик.
Содержание
Биография
Том Стоппард родился 3 июля 1937 года в городе Злин (Чехословакия) под именем Томаш Штраусслер в интеллигентной еврейской семье [1] .
В начале немецкого вторжения в Чехословакию семья Штраусслер бежала в Сингапур. В связи с угрозой неминуемого японского вторжения в 1941 году Марта Штраусслер (урожд. Бек) вместе с двумя сыновьями была вынуждена бежать дальше в Индию. Его отец, врач обувной фирмы «Батя» Евжен Штраусслер, вместе с другими мужчинами—работниками фирмы был оставлен в Сингапуре, интернирован японскими войсками после захвата ими города и погиб при бомбардировке на море. Оставшиеся в Чехословакии родственники Стоппарда, включая бабушек, дедушек и трёх сестёр его родителей, погибли во время оккупации (см. Холокост) [2] .
В 1946 году мать Томаша вторично вышла замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда и уехала вместе с ним в Англию. Стоппард, дав мальчикам свою фамилию, сделал всё, чтобы они выросли настоящими британцами [3] . Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире. В 1954 году, когда Тому было 17 лет, его выгнали из школы и он занялся журналистикой, сотрудничая в бристольских газетах. Приехав в 1960 году в Лондон, он начинает писать для радио и телевидения, работал театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут (англ. William Boot ) [4] .
Написанная в 1966 году пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (англ. Rosencrantz and Guildenstern are Dead ) принесла Стоппарду известность (на русский язык переведена И. А. Бродским).
В 1970-х годах начинается международная политическая активность Стоппарда. В феврале 1977 года Стоппард впервые побывал в Москве вместе с людьми из Amnesty International. Как он пишет, «В Москве, кстати, мне было страшно. Тут было серо, холодно, за мной следили, фотографировали на улицах, в Питере было чуть лучше» [5] . В июне Стоппард встретился с Владимиром Буковским в Лондоне и поехал в Чехословакию. Там он познакомился с оппозиционным драматургом Вацлавом Гавелом, которому посвятил свою следующую пьесу «Профессиональный трюк», в предисловии к которой писал, что поводом к созданию пьесы стало появление «Хартии 77». Стоппард также перевёл некоторые работы Гавела на английский, работал в журнале Index on Censorship, защищающем свободу слова, и в комиссии против злоупотребления психиатрией. В 1983 году в Стокгольме была основана премия Тома Стоппарда для неофициальных чешских авторов.
В 2000 году Стоппард получает от королевы Елизаветы II британский орден «За заслуги» и становится сэром Томом [3] . У него четверо сыновей от двух браков и, как говорит сам Стоппард, «один мой сын — актёр, а другой совершенно не любит театр» [6] .
28 августа — 2 сентября 2005 года Стоппард приезжал в Минск по приглашению Натальи Коляды и Николая Халезина, директоров проекта Белорусский свободный театр. Стоппард вместе со своим другом экс-президентом Чехии Вацлавом Гавелом и американским драматургом Артуром Копитом оказывают проекту поддержку [7] .
Ныне же Стоппард — частый гость в Москве. В начале 2007 года в киноклубе «35 мм» прошёл фестиваль фильмов, в которых Стоппард выступил в качестве и режиссера, и сценариста [8] .
В сентябре 2009 года Стоппард посетил Екатеринбург. В трехдневный визит вошло, в том числе, и посещение драматического театра «Волхонка» (Театральный центр «Волхонка»), где идет пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в постановке Максима Кальсина.
В течение лета 2011 года Стоппард часто бывал в Москве, помогая осуществить постановку своей пьесы «Rock’n’roll» в РАМТе. В связи с этим событием было проведено большое количество различных социальных и культурных акций, в том числе благотворительный концерт «Неравнодушный рок» с участием вдохновителей пьесы, чешской подпольной группы The Plastic People Of The Universe. Премьера была сыграна 22 сентября 2011 года. Режиссёр: Адольф Шапиро, музыкальный руководитель проекта — Артемий Троицкий.
Семья
Вторая жена (1972—1992) — Мириам Стоппард (урожд. Стерн, p. 1937) — английский литератор и телеведущая. Сын — Эд Стоппард (р. 1974) — британский актёр. Невестка — британская скрипачка Линзи Стоппард (р. 1979). Племянница — британский политик-лейборист и парламентарий Уна Кинг (р. 1967).
Библиография
Пьесы
- / A Walk on the Water (1963)
- Розенкранц и Гильденстерн мертвы / Rosencrantz and Guildenstern are Dead (1967, рус. перевод 1990)
- Входит свободный человек / Enter a Free Man (1968, рус. перевод 2000)
- Настоящий инспектор Хаунд / The Real Inspector Hound (1968, рус. перевод 2000)
- После Магритта / After Magritte (1971, рус. перевод 2000)
- / Jumpers (1972)
- Художник, спускающийся по лестнице / Artist Descending a Staircase (1973, рус. перевод 2006)
- Травести / Travesties (1974, рус. перевод 2000)
- / Dirty Linen and New-Found-Land (1976)
- / Every Good Boy Deserves Favour (1977)
- Ночь и день / Night and Day (1978, рус. перевод 2002)
- / Dogg’s Hamlet, Cahoot’s Macbet (1979)
- / 15-Minute Hamlet (1979)
- / Undiscovered Country (1979)
- / On the Razzle (1981)
- Отражения, или Истинное / The Real Thing (1982, рус. перевод 1991, 2002)
- / Rough Crossing (1984)
- / Dalliance (1986)
- Хэпгуд / Hapgood (1988)
- Аркадия / Arcadia (1993, рус. перевод 1995 (издана в 1996)
- Индийская тушь / Indian Ink (1995, рус. перевод 2007)
- Изобретение любви / The Invention of Love (1997, рус. перевод 2007)
- Берег Утопии / The Coast of Utopia (2002, рус. перевод 2006)
- Рок-н-ролл/ Rock ‘n’ Roll (2006 рус.перевод 2011)
Романы
- Лорд Малквист и мистер Мун / Lord Malquist and Mr. Moon (1966, рус. перевод 2008)
Фильмография
Награды
- Командор ордена Британской империи (1978)
- Рыцарь-бакалавр (1997)
- Орден Заслуг (2000)
- Императорская премия (Япония) (2009)
Примечания
- ↑ Родители Стоппарда поженились 23 июня1934 года. Его отец — Евжен Штраусслер (7 января1908, Podmokly под Дечином — 1942, Сингапур) — вырос в Брно, где окончил классическую гимназию и медицинский факультет университета; в 1929 году был председателем исполнительного комитета Еврейского объединения Чехословакии; с 1932 года служил врачом обувной фабрики «Baťa» в Злине. Автор научных статей и брошюр на медицинские темы: Tuberkulosa jako nemoc dítěte (1934), Nemocný a jeho nemoc (1935), Lékař a nemocný (1935), Výroční zpráva o činnosti poradny Masarykovy ligy proti tuberkulose ve Zlíně (1936), Navštěvujte nemocné (1936), Žena v ordinaci lékaře (1936), Baťův dům pro zestárlé (1938). Мать Стоппарда — Марта Штраусслер (урождённая Бек, 11 июля1911—1996) — с 1935 года работала медсестрой на обувной фабрике «Baťa». Старший брат Томаша Пётр Штраусслер (Peter Stoppard) родился 28 августа1935 года в Злине. См. другие подробности семейной биографии Стоппарда здесь
- ↑Биографические данные
- ↑ 12Account Suspended
- ↑www.stoppard.ru
- ↑Сергей Самойленко. Играем Стоппарда. / Газета «Культура» № 13 (7574), 5 апреля 2007.
- ↑ . См. блог Стоппарда на livejournal.com
- ↑Театральное окно в Европу. Хартия-97 (22/03/2005). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.Проверено 25 марта 2010.
- ↑ Наталья Каминская. Пришествие Стоппарда: история в личности. Газета «Культура» № 48 (7558), 7 декабря 2006.
Ссылки
Колин Уэлланд (1981) • Джон Брайли (1982) • Хортон Фут (1983) • Роберт Бентон (1984) • Уильям Келли / Памелла Уоллас / Ирл Уоллас (1985) • Вуди Аллен (1986) • Джон Патрик Шэнли (1987) • Бэрри Морроу / Рональд Басс (1988) • Том Шульман (1989) • Брюс Джоэл Рубин (1990) • Кэлли Хоури (1991) • Нил Джордан (1992) • Джейн Кэмпион (1993) • Квентин Тарантино / Роджер Эвери (1994) • Кристофер Маккуорри (1995) • Братья Коэн (1996) • Мэтт Деймон / Бен Аффлек (1997) • Марк Норман / Том Стоппард (1998) • Алан Болл (1999) • Кэмерон Кроу (2000)
Полный список · (1940—1960) · (1961—1980) · (1981—2000) · (2001 — настоящее время)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Выдубицкий монастырь
- Пахмутова, Александра Николаевна
Смотреть что такое «Стоппард, Том» в других словарях:
СТОППАРД Том — СТОППАРД (Stoppard) Том (наст. имя и фам. Штрауслер Томаш, Straussler Tomas) [р. 3 июля 1937, Злин, Чехословакия (ныне Чехия)], английский драматург. Стремительный взлет Родился в семье врача. Накануне Второй мировой войны отец получил назначение … Энциклопедический словарь
СТОППАРД Том — (Stoppard, Tom) (р. 1937), английский драматург, чьи пьесы, род интеллектуальной эквилибристики, демонстрируют неистощимую словесную изобретательность и незаурядный сатирический талант. Томас Штраусслер (Tomas Straussler) родился 3 июля 1937 в… … Энциклопедия Кольера
Стоппард Том — … Википедия
Стоппард — Стоппард, Том Том Стоппард Tom Stoppard Том Стоппард на приёме в честь российской премьеры «Берега утопии», 4 октября 2007 Имя при рождении … Википедия
Том Стоппард — (р. 1937 г.) драматург Вольтер младший: «Я совершенно согласен с тем, что вы говорите, но я готов отдать жизнь за то, чтобы не позволить вам это сказать». Демократия это не голосование, а подсчет голосов. Комментарии дешевы, но факты обходятся… … Сводная энциклопедия афоризмов
Том Стоппард — Биография Тома Стоппарда Английский драматург, режиссер, киносценарист и критик Том Стоппард (Tom Stoppard, имя при рождении Томаш Штраусслер) родился 3 июля 1937 года в городе Злин в Чехословакии в интеллигентной еврейской семье. В 1939 году,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Том Стоппард — … Википедия
Шульман, Том — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шульман. Том Шульман англ. Tom Schulman Дата рождения: 20 октября 1950(1950 10 20) (62 года) … Википедия
Театр абсурда — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр абсурда (значения). Театр абсурда, или драма абсурда абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века.[1] В абсурдистских пьесах мир… … Википедия
Абсурда театр — Театр абсурда, или драма абсурда абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века.[1] В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков,… … Википедия
Том Стоппард: Виртуоз театрального слова, действия и структуры
Биография и творчество
Творческий путь Тома Стоппарда (урожденного Томаса Стросслера) – современный идеал. Он эмигрировал с семьей из Чехословакии в Англию, бросил школу в семнадцать, так и не получил высшее образование. Молодого автора интересовала в первую очередь практика – поэтому он несколько лет работал журналистом, затем театральным критиком, а после начал писать собственные пьесы и сценарии для телепрограмм. Прославился Стоппард главным образом как драматург, хотя на его счету один роман и несколько переводов с чешского.
Первая постановка ныне легендарных «Розенкранца и Гильденстерна» вполне предсказуемо оказалась трудной: уход режиссера и актеров, неопытность молодого драматурга, совсем немного зрителей на премьере… И «говорящий» газетный заголовок на следующий день: «Это что такое, Том?»
При этом театральный «предок» «Розенкранца», такая же абсурдистская и трудная для интерпретации пьеса Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо», уже двадцать лет не сходила с подмостков! Критики из столичных газет, однако, быстрее распознали потенциальный хит, и пьеса скоро переехала с шотландских подмостков в лондонский «Олд Вик».
Дальше следовали почти безоговорочные хиты: «Настоящий инспектор Хаунд», едко высмеивающий самовлюбленность театральных критиков; «Травести» – фантазия на тему возможной встречи в Цюрихе Джеймса Джойса, Тристана Тцара и Владимира Ленина; «Аркадия» – размышление на тему теории хаоса и соотношения реального и возможного, «Берег утопии» – исчерпывающий анализ духовных исканий русских мыслителей XIX века.
Дэниел Рэдклифф и Джошуа Макгуайр в постановке «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Последняя на данный момент пьеса Стоппарда «Трудная задача» вышла в 2015 году. Примечательно, что автора почти неизменно интересуют знаменитости разного рода, которые оказываются то на переднем плане его произведений (как в «Травести» или «Береге утопии»), то маячат где-то сзади, иногда ни разу не показавшись зрителю лично (как, например, Байрон в «Аркадии»).
Особенности стиля
Теперь, возможно, в это трудно поверить, но Стоппарду сначала плохо давались диалоги главных героев с бесконечным перемалыванием одного и того же. Словесная игра – едва ли не главная черта стоппардовского художественного языка (и это при том, что английский для автора неродной). По этой причине некоторые критики даже обвиняли Стоппарда в излишней интеллектуальности, которая не дает почувствовать живые эмоции. На наш взгляд, они забывают, что дискомфорт и неудовлетворенность тоже относятся к чувствам, и что интерес к этим чувствам – тоже часть художественного мировоззрения.
Для Стоппарда характерно брать знакомых всем персонажей или реальных людей с насыщенным культурным багажом и помещать их в контекст, в котором они начнут сомневаться в своей собственной реальности и реальности происходящего.
Розенкранц и Гильденстерн безуспешно пытаются понять, зачем «за ними послали». В версии Стоппарда – фактически для того, чтобы убить. Это поистине страшный экзистенциальный посыл: иногда ты всего лишь второстепенный персонаж в чьей-то большой драме. Более того, другим об этом известно (они ведь читали Шекспира), а тебе нет – ты не замечаешь надвигающуюся трагедию до самого последнего момента.
Разумеется, здесь нетрудно провести параллели с человеческой жизнью вообще: все мы, в сущности, второстепенные персонажи, идущие к одному и тому же финалу. И наши рассуждения по дороге к этому финалу могут выглядеть так же смешно и наивно, как и разговоры Розенкранца и Гильденстерна.
Другой вариант: известные реальные люди соседствуют с неизвестными, но тоже вполне реальными людьми. Несмотря на присутствие знаменитых авторов и политиков, главный герой «Травести» – существовавший на самом деле сотрудник консульства Генри Карр.
При этом Карру «повезло» засветиться аж в двух знаменитых произведениях. Когда-то он играл в театре под руководством Джойса, и между ними случилась настолько серьезная размолвка, что Джойс после вывел Карра в «Улиссе» как шумного и неприятного пьяницу. Как видим, якобы незначительный для реальной истории человек может без своего ведома сыграть роль в истории литературной…
Том Холландер в постановке «Травести»
С этим напрямую связана вторая большая тема произведений Стоппарда – случай. Его интересует зона напряжения между тем, что могло бы быть, и тем, что действительно происходит. Допустим, весь замысел «Травести» строится на чисто теоретической возможности встречи в Цюрихе Джойса, Тцара и Ленина, и неважно, была ли она на самом деле. Неважно и то, называл ли Тцара Джойса «высокомерной лужей ирландской блевотины», а Джойс Тцара – «взбалмошным человечком с потребностью в самовыражении, далеко превосходящей возможности его скудного дарования».
Другой любопытный пример – пьеса «Художник, спускающийся по лестнице». Произведение умело замаскировано под детектив, но в гибели художника, оказывается, вообще никто не виноват. Случай занимает особое место в «Аркадии», где герои пытаются выяснить, как сосуществуют случайность и закономерность.
Наконец, в семидесятые Стоппарда стали интересовать социальные и политические вопросы (еще один повод для комментаторов обвинить его в сухости и сконструированности материала). Его занимает судьба политических диссидентов и британское постколониальное настоящее.
Пьеса «День и ночь», например, – о вымышленной африканской стране под угрозой войны и о британских журналистах, пытающихся осветить ситуацию выгодным им образом. Однако на вопрос журналиста The Guardian о том, станет ли он работать над пьесой о нынешней политической ситуации – хотя бы о Брексите – Стоппард отвечает, что тема слишком серьезная и затрагивает слишком многих. Для этого, по его мнению, лучше подойдет режиссер-документалист.
Постановка пьесы «Берег утопии» (часть «Спасение»)
В целом Стоппард никогда не возражает против новых или альтернативных интерпретаций своих работ. «Те, кто наслаждается поиском параллелей, будут находить их без труда», – говорит драматург в недавнем интервью журналу The New Yorker. Этим правилом весьма успешно пользуются постановщики пьес Стоппарда: например, в новой постановке «Травести» Ленин переодет режиссером Патриком Марром в Шекспира. Если задуматься, внешнее сходство и вправду есть.
Стоппард и Россия
Пользуясь клише, Россия и ее политические деятели вызывают у Стоппарда живой интерес. Он не ограничился Лениным и Крупской в «Травести», а создал целую большую работу, посвященную исключительно Герцену, Белинскому, Тургеневу и Бакунину.
«Берег утопии» – практически «Кольцо Нибелунгов» в драматургической форме, только вместо скандинавской мифологии здесь политические и духовные искания мыслителей царской России середины XIX века. Это трилогия, состоящая из пьес «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Спасение». Нетрудно заметить, что название перекликается с «Аркадией»: и то, и другое – отсылка к некой идеальной, несуществующей местности.
В некоторых театрах уже стало традицией ставить все три пьесы одновременно, в виде десятичасового марафона. Стоппард признавался, что, если реакция публики на его произведения обычно мало его волнует, то в случае с пьесой о русской интеллигенции ему все же хотелось одобрения российского зрителя. Поэтому он принял участие в первой постановке «Берега утопии» на российской сцене и прислушивался к комментариям режиссера и актеров.
Стоппард верит, что культурный барьер можно преодолеть, просто выполнив свою работу качественно: «Я очень верю в силу театрального сообщества, в сходство образа мыслей актеров и публики по всему миру – всех интересует хорошее качество произведения. Если на нашу пьесу никто не пойдет, это не из-за ее содержания, а потому, что мы недостаточно постарались».
Сценарная работа
Стоппард – один из немногих авторов, кому удалось сочетать работу драматурга и киносценариста. Наверное, знатоки его творчества навскидку скажут, что он сам адаптировал для кино «Розенкранца и Гильденстерна» и сам же снял фильм с Тимом Ротом и Гэри Олдменом в главных ролях.
Тим Рот и Гэри Олдмен в фильме «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990)
Фильм получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля – даже несмотря на то, что часть критиков жаловалась на невозможность адекватно перенести текст пьесы на экран. Тем не менее, он отлично смотрится как абсурдистское упражнение, и не в последнюю очередь благодаря прекрасной актерской игре.
Помимо этого, Стоппард был соавтором сценария знаменитой антиутопии Терри Гиллиама «Бразилия». Более того, немногим известно, что Стоппард, по словам Стивена Спилберга, «отвечал за каждую реплику» в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход», хотя фамилия его в титрах не значится. Он работал над доводкой сценария под псевдонимом Барри Уотсон и, помимо «полировки» диалогов, вырезал некоторые сюжетные линии, заменив их на более удачные.
Следующий чисто сценарный опыт Стоппарда, адаптация шпионского романа Джона Ле Карре «Русский дом», не встретил такого теплого отклика. Критики отмечали, что в переложении Стоппарда реплики героев стали звучать пусть и остроумно, но неловко (Роджер Эберт и вовсе назвал сценарий «статичным, скучным и безжизненным»).
Наконец, за «Влюбленного Шекспира» Стоппард получил «Оскара» в номинации «Лучший оригинальный сценарий» в соавторстве с Марком Норманом. Многие зрители до сих пор не могут простить «Шекспиру» его награды, которые якобы более заслужил спилберговский «Спасти рядового Райана».
В свете недавних откровений насчет агрессивных кинематографических лобби Харви Вайнштейна, продюсировавшего фильм, это действительно может выглядеть подозрительно. Но, на наш взгляд, сравнение здесь из разряда apples and oranges, и уж к сценарию «Шекспира» придраться очень тяжело – он остроумен, весьма интертекстуален, намеренно полон очевидных и неочевидных анахронизмов. Поэтому уже «готовым» поклонникам Стоппарда и желающим ознакомиться с его творчеством лучше проходить мимо этого фильма только из-за ситуации с «Рядовым Райаном» точно не стоит.
Дальше Стоппард работал исключительно над адаптациями литературных произведений: здесь и мини-сериал по тетралогии «Конец парада» Ф. М. Форда, и очередная «Анна Каренина» (режиссер Джо Райт), и провальная «Тюльпановая лихорадка» по роману ирландки Деборы Моггак.
Том Стоппард. Фото: Сара Ли
Несмотря на возраст (в прошлом году драматургу исполнилось 80), Стоппард принимает активное участие в работе над новыми адаптациями своих работ. Правда, он с некоторым недовольством отмечает, что сценарии и работа в театре отнимают время от новых пьес.
Чисто гипотетически автор такого уровня мог бы уйти на творческую пенсию уже давно, особенно учитывая чуть менее теплый прием своих последних пьес. The Guardian, например, влепила «Трудной проблеме» тройку за… недостаточную интеллектуальность.
Тем не менее, Стоппард не держит зла на критиков (возможно, сказывается собственное критическое прошлое) и строг лишь с самим собой: «Я все меньше занимаюсь тем, что для меня составляет жизнь писателя, и все больше времени трачу на все остальное. И все чаще об этом ворчу».
Том Стоппард
Tom Stoppard
Том Стоппард родился 3 июля 1937 года в городе Злин, Чехия. В начале Второй мировой войны семья Штраусслер бежала в Сингапур, а затем в Индию. Отец мальчика погиб в Сингапуре. Его мать в 1946 году вторично вышла замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда. Вскоре вся семья переехала в Великобританию, где парень получил прекрасное образование.
В 1957 году молодой человек начинает заниматься журналистикой, пишет для радио и телевидения, работает театральным критиком. В 1966 году увидела свет его пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», которая принесла ему большую известность. Впоследствии написал достаточно много очень удачных пьес, таких как «Прыгуны», «Пародии».
Дальше следовали почти безоговорочные хиты: «Настоящий инспектор Хаунд», едко высмеивающий самовлюбленность театральных критиков; «Травести»: фантазия на тему возможной встречи в Цюрихе Джеймса Джойса, Тристана Тцара и Владимира Ленина; «Аркадия»: размышление на тему теории хаоса и соотношения реального и возможного, «Берег утопии»: исчерпывающий анализ духовных исканий русских мыслителей XIX века.
Его пьесы сюрреалистичны и пронизаны парадоксом. В этом Стоппард является бесспорным продолжателем традиций английского фарса, и входит в число ведущих британских драматургов. Кроме пьес Том пишет сценарии, например для фильма «Отчаяние», который поставлен в 1977 году знаменитым немецким режиссером Райнером Фассбиндером по роману Владимира Набокова. Также, по его сценарию снят достаточно известный голливудский фильм «Влюбленный Шекспир», за который в 1998 году получил премии «Оскар» и «Золотой глобус». Кроме этого Стоппард и сам занимался режиссурой.
Известность Стоппарду принесла также его политическая активность. Том активно защищает свободу слова и прочие гражданские права. Является Командором ордена Британской империи, рыцарь-бакалавр, а также награжден королевой Елизаветой II британским орденом «За заслуги».
В 1990 году снял фильм по своей пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», в котором выступил также в качестве сценариста. С 1970 года много путешествует, побывал даже в Советском Союзе и сейчас часто бывает в России. В нашей стране ряд его пьес поставлены на сценах различных театров.
Очень много внимания драматург уделил России. В 2012 году поставил такие спектакли, как «Отражения, или Истинное» в Театре имени Пушкина, «Rock’n’roll» в Российском академическом молодежном театре. Через три года участвовал в постановке спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». В 2019 году в Российском академическом молодежном театре поставил спектакль «Проблема».
В московском отеле «Балчуг-Кемпински» 17 октября 2019 года объявили лауреатов XXIV международной театральной премии Станиславского. Том Стоппард получил премию в номинации «За вклад в развитие мирового театра».
Командор ордена Британской империи (1978)
Рыцарь-бакалавр (1997)
Орден Заслуг (2000)
Премия Дэна Дэвида (2008)
Императорская премия (Япония) (2009)
Почетный доктор Оксфорда (2013), Йеля и Кембриджа и других университетов.
Театральная премия Станиславского в номинации «За вклад в развитие мирового театра» (17 октября 2019)
Библиография
Пьесы
A Walk on the Water (1963)
Розенкранц и Гильденстерн мертвы / Rosencrantz and Guildenstern are Dead (1967, рус. перевод 1990) (на русский язык переведена И. А. Бродским)
Входит свободный человек / Enter a Free Man (1968, рус. перевод 2000)
Настоящий инспектор Хаунд / The Real Inspector Hound (1968, рус. перевод 2000)
После Магритта / After Magritte (1971, рус. перевод 2000)
Jumpers (1972)
Художник, спускающийся по лестнице / Artist Descending a Staircase (1973, рус. перевод 2006)
Травести / Travesties (1974, рус. перевод 2000)
Dirty Linen and New-Found-Land (1976)
15-Minute Hamlet (1976)
До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси / Every Good Boy Deserves Favour (1977, рус. перевод 2012)
Ночь и день / Night and Day (1978, рус. перевод 2002)
Dogg’s Hamlet, Cahoot’s Macbet (1979)
Undiscovered Country (1979)
On the Razzle (1981)
Отражения, или Истинное / The Real Thing (1982, рус. перевод 1991, 2002)
Rough Crossing (1984)
Dalliance (1986)
Хэпгуд / Hapgood (1988)
Аркадия / Arcadia (1993, рус. перевод 1995 (издана в 1996)
Индийская тушь / Indian Ink (1995, рус. перевод 2007)
Изобретение любви / The Invention of Love (1997, рус. перевод 2007)
Берег Утопии / The Coast of Utopia (2002, рус. перевод 2006)
Рок-н-ролл / Rock ‘n’ Roll (2006, рус. перевод 2011)
Трудная задача / The Hard Problem (2015)
Леопольдштадт / Leopoldstadt (2019, постановка 2020)
Романы
Лорд Малквист и мистер Мун / Lord Malquist and Mr. Moon (1966, рус. перевод 2008)
Фильмография
Сценарист
1970 — The Engagement
1975 — Романтичная англичанка / The Romantic Englishwoman
1978 — Отчаяние / Despair
1979 — Человеческий фактор / The Human Factor
1985 — Бразилия / Brazil
1987 — Империя солнца / Empire of the Sun
1990 — Розенкранц и Гильденстерн мертвы / Rosencrantz & Guildenstern Are Dead
1990 — Русский дом / The Russia House
1991 — Билли Батгейт / Billy Bathgate
1998 — Влюбленный Шекспир / Shakespeare in Love
2012 — Конец парада / Parade’s End
2012 — Анна Каренина / Anna Karenina
2017 — Тюльпанная лихорадка / Tulip Fever
Режиссер
1990 — Розенкранц и Гильденстерн мертвы / Rosencrantz & Guildenstern Are Dead
Национальный театра в Лондоне
1966 — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (англ. Rosencrantz and Guildenstern are Dead ). Принесла автору известность.
1974 — Travesties, историческая фантастика на основе гипотетической встречи Ленина, Джойса и Тристана Цара в Цюрихе, где все они жили во время Первой мировой войны .
1977 — Every Good Boy Deserves Favour. Пьеса-протест против советской карательной психиатрии. Посвящена советским диссидентам Файнбергу и Буковскому.
2002 — «Берег Утопии», пьеса. Тема драматической трилогии — развитие русской политической мысли XIX века. Действующие лица — А. Герцен, П. Чаадаев, И. Тургенев, В. Белинский, М. Бакунин, А. Огарев, Н. Станкевич, Н. Чернышевский, Т. Грановский, И. Аксаков, К. Маркс.
В русском театре
1990 — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Московский академический театр имени Владимира Маяковского, режиссер Е. Арье.
2002 — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Харьковский театр «Новая Сцена», режиссер Н. Осипов.
2002 — «Отражения», рамках проекта Комитета по культуре правительства Москвы и Союза Театральных деятелей РФ «Свободные площадки», режиссер В. Данцигер
2003 — «Отражения», Харьковский театр «Новая Сцена», режиссер Н. Осипов.
2007 — «Берег Утопии» РАМТ, режиссер А. Бородин. Спектакль удостоен специального приза российской театральной премии Золотая Маска (2009), премии Москвы (2010), Большого хрустального гвоздя премии СТД РФ (2009), Международной премии Станиславского (2008), а также Театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» (2008).
2009 — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Другой театр, режиссер Павел Сафонов.
В Театре на Малой Бронной художественный руководитель Сергей Голомазов поставил пьесу «Аркадия».
2012 — «Отражения, или Истинное» Театра имени Пушкина, режиссер О. Тополянский
2012 — «Rock’n’roll» РАМТ, режиссер А. Шапиро
2015 — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», режиссер Алексей Крикливый.
2019 — «Проблема» РАМТ, режиссер А. Бородин.
Родители Стоппарда поженились 23 июня 1934 года.
Отец — Евжен Штраусслер (1908, Podmokly под Дечином — 1942, Сингапур) вырос в Брно, где окончил классическую гимназию и медицинский факультет университета; в 1929 году стал председателем исполнительного комитета Еврейского объединения Чехословакии; с 1932 года служил врачом обувной фабрики «Baťa» в Злине. Автор научных статей и брошюр на медицинские темы.
Отчим — Кеннет Стоппард, военный.
Мать — Марта Штраусслер (урожденная Бек; 1911-1996) с 1935 года работала медсестрой на обувной фабрике «Baťa».
Старший брат — Петр Штраусслер родился 28 августа 1935 года в Злине.
Оставшиеся родственники Стоппарда, включая бабушек, дедушек и трех сестер его родителей, в годы войны погибли во время Холокоста.
Вторая жена (1972-1992) — Мириам Стоппард (урожд. Стерн; pод. 1937) — английский литератор и телеведущая.
У него четверо сыновей от двух браков
Сын — Эд Стоппард (род. 1974) — британский актер.
Невестка — британская скрипачка Линзи Стоппард (род. 1979).
Племянница его 2-й жены Мириам — британский политик-лейборист и парламентарий Уна Кинг (род. 1967).
Стоппард Том — биография
Том Стоппард (рожд. Томаш Штраусслер, англ. Tom Stoppard; р. 3 июля 1937, Злин, Чехословакия) — английский драматург, режиссёр, киносценарист и критик.
Том Стоппард родился 3 июля 1937 года в городе Злин (Чехословакия) под именем Томаш Штраусслер (чеш. Tomas Straussler) в интеллигентной еврейской семье. В начале немецкого вторжения в Чехословакию семья Штраусслер бежала в Сингапур.
В связи с угрозой неминуемого японского вторжения в 1941 году Марта Штраусслер (урожд. Бек) вместе с двумя сыновьями была вынуждена бежать дальше в Индию.
Его отец, врач обувной фирмы «Батя» Евжен Штраусслер, вместе с другими мужчинами-работниками фирмы был оставлен в Сингапуре, интернирован японскими войсками после захвата ими города и погиб при бомбардировке на море. Оставшиеся в Чехословакии родственники Стоппарда, включая бабушек, дедушек и трёх сестёр его родителей, погибли во время оккупации (см. Холокост).
В 1946 году мать Томаша вторично вышла замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда и уехала вместе с ним в Англию. Стоппард, дав мальчикам свою фамилию, сделал всё, чтобы они выросли настоящими британцами.
Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире. В 1954 году, когда Тому было 17 лет, его выгнали из школы и он занялся журналистикой, сотрудничая в бристольских газетах. Приехав в 1960 году в Лондон, он начинает писать для радио и телевидения, работал театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут (англ. William Boot).
Написанная в 1966 году пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (англ. Rosencrantz and Guildenstern are Dead) принесла Стоппарду известность (на русский язык переведена И. А. Бродским).
В 1970-ых начинается международная политическая активность Стоппарда. В феврале 1977 года Стоппард впервые побывал в Москве вместе с людьми из Amnesty International. Как он пишет, «В Москве, кстати, мне было страшно. Тут было серо, холодно, за мной следили, фотографировали на улицах, в Питере было чуть лучше».
В июне Стоппард встретился с Владимиром Буковским в Лондоне и поехал в Чехословакию. Там он познакомился с оппозиционным драматургом Вацлавом Гавелом, которому посвятил свою следующую пьесу «Профессиональный трюк», в предисловии к которой писал, что поводом к созданию пьесы стало появление «Хартии-77».
Стоппард также перевел некоторые работы Гавела на английский, работал в журнале Index on Censorship, защищающим свободу слова, и в комиссии против злоупотребления психиатрией. В 1983 году в Стокгольме была основана премия Тома Стоппарда для неофициальных чешских авторов.
В 2000 году Стоппард получает от королевы Елизаветы II британский орден «За заслуги» и становится сэром Томом. У него четверо сыновей от двух браков и, как говорит сам Стоппард, «один мой сын — актер, а другой совершенно не любит театр».
28 августа — 2 сентября 2005 года Стоппард приезжал в Минск по приглашению Натальи Коляды и Николая Халезина, директоров проекта Белорусский свободный театр. Стоппард вместе со своим другом экс-президентом Чехии Вацлавом Гавелом и американским драматургом Артуром Копитом оказывают проекту поддержку.
Ныне же Стоппард — частый гость в Москве. Например, в начале 2007 года в киноклубе «35 мм» прошел фестиваль фильмов, в которых Стоппард выступил в качестве и режиссера, и сценариста.
И, наконец, 6 октября 2007 года в Российском Академическом Молодёжном Театре состоялась премьера пьесы сэра Тома «Берег Утопии».
Вторая жена Стоппарда (1972–1992) — Мириам Стоппард (урожд. Стерн, p. 1937) — английский литератор и телеведущая. Сын Стоппарда — Эдмунд Стоппард (р. 1974) — британский театральный актёр. Невестка Стоппарда — британская скрипачка Линзи Стоппард (р. 1979). Племянница Стоппарда — британский политик-лейборист и парламентарий Уна Кинг (р. 1967).
— Пьесы
* / A Walk on the Water (1963)
* Розенкранц и Гильденстерн мертвы / Rosencrantz and Guildenstern are Dead (1967, рус. перевод 1990)
* Входит свободный человек / Enter a Free Man (1968, рус. перевод 2000)
* Настоящий инспектор Хаунд / The Real Inspector Hound (1968, рус. перевод 2000)
* После Магритта / After Magritte (1971, рус. перевод 2000)
* / Jumpers (1972)
* Художник, спускающийся по лестнице / Artist Descending a Staircase (1973, рус. перевод 2006)
* Травести / Travesties (1974, рус. перевод 2000)
* / Dirty Linen and New-Found-Land (1976)
* / Every Good Boy Deserves Favour (1977)
* Ночь и день / Night and Day (1978, рус. перевод 2002)
* / Dogg’s Hamlet, Cahoot’s Macbet (1979)
* / 15-Minute Hamlet (1979)
* / Undiscovered Country (1979)
* / On the Razzle (1981)
* Отражения, или Истинное / The Real Thing (1982, рус. перевод 2002)
* / Rough Crossing (1984)
* / Dalliance (1986)
* Хэпгуд / Hapgood (1988)
* Аркадия / Arcadia (1993, рус. перевод 1996)
* Индийская тушь / Indian Ink (1995, рус. перевод 2007)
* Изобретение любви / The Invention of Love (1997, рус. перевод 2007)
* Берег Утопии / The Coast of Utopia (2002, рус. перевод 2006)
* / Rock `n` Roll (2006)
— Романы
* Лорд Малквист и мистер Мун / Lord Malquist and Mr. Moon (1966, рус. перевод 2008)
— Фильмография
Сценарист
* 1970 — / The Engagement
* 1975 — Романтичная англичанка / The Romantic Englishwoman
* 1978 — Отчаяние / Despair
* 1979 — Человеческий фактор / The Human Factor
* 1985 — Бразилия / Brazil
* 1987 — Империя солнца / Empire of the Sun
* 1990 — Розенкранц и Гильденстерн мертвы / Rosencrantz & Guildenstern Are Dead
* 1990 — Русский дом / The Russia House
* 1991 — Билли Батгейт / Billy Bathgate
* 1998 — Влюблённый Шекспир / Shakespeare in Love
Режиссёр
* 1990 — Розенкранц и Гильденстерн мертвы / Rosencrantz & Guildenstern Are Dead
— Награды
* Орден Заслуг
* Командор ордена Британской империи
* Praemium Imperiale