Краткая биография светлов

Михаил Светлов - поэт, драматург, автор известнейшего в советские годы стихотворения «Гренада», вдохновившее на написание музыки почти два десятка композиторов из разных стран.

Краткая биография светлов

Михаил Светлов

Михаил Светлов — поэт, драматург, автор известнейшего в советские годы стихотворения «Гренада», вдохновившее на написание музыки почти два десятка композиторов из разных стран.

↑ Детство. Юность

Родился Светлов 4(17).06.1903г. Родной город Михаила Аркадьевича Шейнкмана (настоящая его фамилия) — Екатеринослав (сейчас Днепропетровск). В 1917 году окончил четырёхклассное училище.

Так как семья Шейнкманов была небогатой, Михаилу во время учёбы приходилось подрабатывать. Работал он помощником фотографа и «мальчиком» на бирже. В шестнадцать лет Михаил стал комсомольцем.

Вскоре Михаил Шейнкман получает назначение на заведование отделом печати губкома комсомола Екатеринослава. В семнадцать лет Михаил добровольно уходит на фронт. Несколько месяцев он в пехотном полку сражается за свой город.

В 1922 году начинающий поэт переезжает в Москву, где наконец-то ему удалось продолжить обучение. Сначала он обучается на рабфаке, затем на литфаке МГУ.

В столице молодой человек с головой окунается в литературную жизнь. Он посещает литературные группы «Молодая гвардия» и «Перевал».

К НЭПу поэт отнёсся очень негативно, для него это было предательством идеи революции. Он даже сочинял стихи для подпольно выпускавшихся троцкистских листовок. Именно за троцкизм в 1928 году Светлова исключили из комсомола.

↑ Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны поэт находился на фронте в качестве военного корреспондента. Он рассказывал читателям «Красной звезды» о том, что происходит на полях сражений. Всё увиденное и пережитое он отражает в своём творчестве. После войны Михаил Аркадьевич преподавал в Литинституте, где завоевал всеобщую любовь.

↑ Творчество Михаила Светлова

«Голос солдата» — первая газета, в которой появились стихи Михаила Светлова. Он был четырнадцатилетним подростком, когда в печати вышло его стихотворение. На первые свои заработанные деньги юный поэт купил большую буханку хлеба, чтобы вволю накормить свою семью.

Юноша был романтиком до глубины души, он искренне верил в идеи коммунизма, мечтал переделать весь мир. Идеи и жизненные идеалы коммунистически настроенной молодёжи он выразил в стихах.

Конечно, его юношеские стихи несовершенны, в них ещё нет тех «светловских» интонаций, что будут так узнаваемы позже. Но даже в ранних произведениях видна искренность переживаний, вера в светлое будущее.

  • «Рельсы» (1923)
  • «Стихи» (1924)
  • «Корни» (1925)

В 1926 году появилась известная на весь мир «Гренада». В этом же году выходит книга стихов «Ночные встречи», с которой начался растянувшийся на несколько десятилетий творческий спад. В 1930 году из-под пера Светлова выходит «Каховка» — ещё одно знаменитое творение, ставшее популярной песней.

↑ Драматургия

В середине тридцатых годов Михаил Светлов пишет драматические произведения:

  • 1935 год – «Голубая провинция»
  • 939 год – «Сказка»
  • 1940 год – «Двадцать лет спустя» и «Мыс Желания».

Наиболее популярные произведения о войне:

  • 1942 год – «Двадцать восемь» (поэма)
  • 1943 год – «Итальянец» (стихотворение)
  • 1946 год – «Бранденбургские ворота» (пьеса).

↑ Творчество послевоенного периода

После войны стихи Светлова предаются негласной опале, их не печатают, а самого поэта не выпускают за границу.

  • 1953 год – «Чужое счастье» (пьеса)
  • 1956 год – «С новым счастьем» (пьеса)
  • 1959 год – «Горизонт» (сборник стихов)
  • 1964 год – «Охотничий домик» (сборник стихов)
  • 1964 год – «Любовь к трём апельсинам» (пьеса).

«Стихи последних лет» — последний сборник Светлова, вышедший в 1967 году. Она принесла автору высокую награду (Ленинская премия). В начале осени 1964 года талантливый поэт Михаил Светлов ушёл из жизни. Причиной его смерти стало тяжёлое раковое заболевание.

Михаил Светлов

Биография

Открытый и веселый Михаил Светлов прославился благодаря произведению «Гренада», которое в свое время знал практически каждый. Афоризмы, цитаты и эпиграммы Светлова мгновенно становились культовыми. В нём видели поэта, который отражал мысли современных молодых людей того времени. Имя Светлова стало легендарным, потому что молодежь увидела в нем поэта, понимающего душевные переживания каждого.

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Шейнкман, который в будущем взял псевдоним Светлов, родился 17 (4 по старому стилю) июня 1903 года в городе Екатеринославе (сегодня – город Днепр) в семье бедного еврейского буржуа. Исходя из автобиографии Михаила, отец и 10 знакомых евреев покупали пуд гнилых груш и распродавали его по фунтам. Полученный доход шел на образование мальчика, который в то время учился в высшем начальном училище. Что касается национальности, Михаил – еврей.

Поэт Михаил Светлов

До этого мальчик учился у меламеда, которому платили 5 рублей. Однажды отец узнал, что в соседнем селе берут 3 рубля, пришел и сказал меламеду, что согласен на 5 рулей, но попросил дополнительно научить мальчика русской грамоте.

Как говорил Михаил, его культурная жизнь началась в тот момент, когда отец принес в дом мешок с сочинениями классиков. Это добро стоило 1 рубль 60 копеек, но книги вовсе не предназначались для мальчика. Дело в том, что мама Михаила, Рахиль Ильевна, славилась на весь город производством жареных семечек, а бумага нужна была для кульков. Но упорный мальчик хотел их прочитать и добился своего: книги шли на кульки только после прочтения.

Михаил Светлов в детстве

Шейнкманы жили очень бедно, гонорар от первой публикации Михаил потратил на большую буханку белого хлеба, чтобы вся семья смогла вволю его наесться. Это событие было так непривычно, что запомнилось навсегда.

Начальное городское училище юноша закончил в возрасте 14 лет, после устроился работать на товарную биржу и в частной фотографии. Из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции будущий поэт не смог продолжить образование. После, в 1919 году, Михаил одним из первых вступил в комсомол. В возрасте 16 лет он уже занимал должность главного редактора журнала «Юный пролетарий» и заведовал отделом печати Днепропетровского губкома комсомола.

Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Мария Гольдберг

В первый раз Михаил посетил Москву в 1920 году вместе с друзьями М. Голодным и А. Ясным как делегат Первого Всероссийского совещания пролетарских писателей. В то время юноши придумали себе псевдонимы, без сомнения, подражая Горькому и Бедному.

Михаил недолго жил в Харькове, откуда через 2 года переехал в Москву и поступил учиться в 1-й МГУ. Там и произошло знакомство с Эдуардом Багрицким, который стал для Михаила другом на долгие годы.

Литература

Стихи мальчик начал писать в 1917 году, первое стихотворение Михаила Светлова опубликовала газета «Голос солдата» в этом же году. После переезда в столицу один за другим выходили сборники Светлова: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Двое», «Рабфаковка», «В разведке». В произведениях прослеживается героизм и романтика во времена гражданской войны.

Поэт Михаил Светлов

В стихотворениях о войне проявилась вся романтичность дарования Светлова. В 1926 году было создано уникальное произведение «Гренада», представляющее собой романтично-революционную историю в форме стихотворения-баллады. Произведение «Гренада» опубликовано в газете «Комсомольская правда» 29 августа 1926 года, тогда имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну. Этот день автор считал своим поэтическим днем рождения.

Его «Гренада» пришлась по душе даже Владимиру Маяковскому и Марине Цветаевой. Оглушительный успех этого произведения грозил Светлову стать поэтом одного стихотворения, ведь «Гренаду» знала вся страна. Это произведение читалось в общежитиях, казармах, на площадях, его даже пели на популярные мотивы.

Евгений Князев читает стихотворение Михаила Светлова «Гренада»

В 1936 году началась война в Испании. В знаменитой «Гренаде» Михаил Светлов буквально предвидел испанское несчастье. Стихотворение-баллада было переведено на множество языков, а очень скоро его пела вся Европа. Публицистический фильм о событиях того времени Константин Симонов назвал «Гренада, Гренада, Гренада моя».

Следующая книга, «Ночные встречи», опубликованная в 1927 году, отразила тревогу и смятение тех лет. Но и это кризисное время было по-своему плодотворно для Михаила. Автор углубляет представление о романтизме, соединяя его с шуткой. С течением времени ирония стала неотъемлемой особенностью творчества и поэтической манеры автора.

Корреспонденты газеты «За Победу!» Михаил Светлов и Иван Нарциссов в поверженном Берлине

Скепсис Михаила относительно перехода в НЭП, усиливающийся карьеризм партийных чиновников и обращение поэта к образам беспомощных и несчастных людей привели к постоянной критике его творчества. В 1928 году Михаила Светлова исключили из комсомола «за троцкизм».

Читайте также  Краткая биография бабель

В 1935 году Михаил Светлов создал ещё один шедевр – стихотворение «Каховка», которое в будущем также стало песней. К этому времени Михаил, уже признанный лирический поэт, обращается к драматургии. Первую его пьесу «Глубокая провинция», жестоко раскритиковала «Правда». В 1941 году поставлена пьеса «Двадцать лет спустя», которую до последнего показывали советские театры.

Кирилл Плетнев читает стихотворение Михаила Светлова «Итальянец»

В 1941 году Светлов пробивался на фронт через запреты, так как не хотел оставаться в стороне от всеобщего бедствия. О том, что Михаил искал место службы, свидетельствуют его автобиографические записки. В годы ВОВ Светлов занимал должность корреспондента газеты «Красная звезда», а после работал во фронтовой печати 1-й ударной армии.

Известнейшим стихотворением военных лет стало произведение «Итальянец», созданное в 1943 году. Из-за войны была написана и пьеса «Бранденбургские ворота». В своем творчестве Михаил много говорил о революции, о любви и о войне.

Отзывы и фото после премьеры пьесы Михаила Светлова «Бранденбургские ворота»

В середине 50-х годов, после значительного перерыва, Светлов испытывает прилив творческих сил. Для произведений этого времени характерен переход от лирики к естественной разговорности. Последней работой автора стала книга «Охотничий домик», выпущенная в 1964 году.

После того как Светлов занял должность преподавателя в Литературном институте, писателя постоянно окружали студенты. Но, несмотря на людей в округе, автор был одиноким человеком. С течением времени романтика поэта столкнулась с реальностью.

Личная жизнь

По некоторым источникам, в личной жизни Михаила были три любимые женщины. Первой стала Валентина, которой в 1927 году он посвятил стихотворение. После Михаил встретил Елену, девушку чаще называли Леночка, будущая жена работала у писателя машинисткой. Выйдя за него замуж, женщина окончила правовой факультет. В 1936 году молодые люди разошлись, детей у пары не было.

Михаил Светлов и его вторая жена Елена

Встреча с последней женой – Родам Ираклиевной Амирэджиби – произошла в 1938 году. В столицу, на праздник Первомая, красивую девушку в составе грузинской делегации направили для преподношения дара с родины товарищу Сталину.

В последний момент всплыли спорные факты из биографии девушки: княжеское происхождение, отец репрессирован и скончался в тюрьме. Тем не менее, по Красной площади Родам все же прошлась, но к Сталину её так и не подпустили.

Михаил Светлов, его жена Родам Амирэджиби и сын Александр

Женщина обладала удивительной красотой, в Грузии девочек называли её царским именем. Она работала ассистентом режиссера, занимала должность преподавателя во ВГИКе и писала сценарии. В 1939 году у Родам и Михаила родился сын – Александр (Сандро) Светлов, который в будущем стал сценаристом и режиссёром. Впоследствии Родам вышла замуж за физика Бруно Понтекорво.

Смерть

Жизнь Михаила Аркадьевича Светлова поистине была полна парадоксов. Светлов всегда находился в тени, не любил помпезности и президиумов. Все заработанные средства мужчина раздавал людям и порой оставался без денег. Он всю свою жизнь печатал на требующей ремонта машинке. Автора не привлекала известность, он любил людей, но сам старался держаться в стороне из-за присущей ему скромности.

Похороны Михаила Светлова

Долгие годы пристрастия к табаку не прошли даром – Светлову диагностировали рак лёгкого. Даже супруга Родам не могла повлиять на упрямого Светлова и заставить его бросить курить. Будучи ироничным человеком, он шутил даже о своей болезни, потому что не хотел расстраивать близких. Находясь в больнице, однажды он попросил Лидию Лебединскую принести ему пива, «а рак у меня уже свой есть!» — сказал Светлов.

Поэт скончался 28 сентября 1964 года в Москве, оставив недописанной пьесу, посвященную Экзюпери. Михаил Аркадьевич похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 3 года после кончины Светлову посмертно присудили единственную профессиональную награду – Ленинскую премию по разделу «Поэзия».

Краткая биография светлов

Светлов Михаил Аркадьевич (19031964), поэт. Родился 4 июня (17 н.с.) в Екатеринославе в бедной еврейской семье. Окончил высшее начальное училище. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война не дали возможность продолжить образование. Светлев вступает в комсомол, идет на защиту своего города в составе 1-го Екатеринославского территориального пехотного полка и в течение нескольких месяцев участвует в боях. Затем переезжает в Харьков, где работает в отделе печати ЦК комсомола Украины. Здесь была издана первая книга его стихов «Рельсы» (1922).

В 1922 вместе с поэтом М.Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых поэтов.

В 1926 выходит книга стихотворений «Ночные встречи». В Москве он учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Брюсова, где познакомился с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы.

Талант М.Светлова проявился в полную силу в стихах о гражданской войне. В 1926 была написана знаменитая «Гранада», в 1930-е был создан другой шедевр поэта — «Каховка». Оба стихотворения стали песнями и приобрели редкую популярность. Спустя годы «Песня о Каховке» прошла по дорогам Великой Отечественной.

В середине 1930-х Светлев обращается к драматургии: «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940).

В годы войны Светлев был военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Ленинградском фронте. В 1942 пишет поэму «Двадцать восемь». Громадную популярность получило стихотворение «Итальянец» (1943). Фронтовые впечатления отразились в пьесе «Бранденбургские ворота» (1946).

После значительного перерыва появился сборник стихов «Горизонт» (1959) и последняя книга поэта — «Охотничий домик» (1964). 28 сентября 1964 М.Светлов скончался в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Композитор Блантер М., поэт Светлов М., композитор Хренников Т.,
редактор корпусной газеты Козловский М. и др. (слева направо)
в освобожденной советскими войсками Польше.

Светлов (настоящая фамилия Шейнсман) Михаил Аркадьевич [4(17).6.1903, Екатеринослав — 28.9.1964, Москва] — поэт, драматург.

Родился в бедной еврейской семье (отец был мелким ремеслеником), в 1914-17 учился в 4-классном училище и одновременно служил «мальчиком» в фотографии и на товарной бирже. В 1917 в газете «Голос солдата» было напечатано первое его стихотворение, в 1919 стал комсомольцем, в 1920 — доброволец-стрелок 1-го Екатеринославского территориального полка, работал заведующим отделом печати Екатеринославского губкома КСМУ (Коммунистического союза молодежи Украины), редактировал журнал «Юный пролетарий», в котором сотрудничали М.Голодный и А.Ясный.

В 1923 в Харькове вышел первый сборкник стихов Светлова «Рельсы».

С 1922 Светлов живет в Москве, где сначала учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го Московского университета (1927-28) и в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова. Кроме литературной группы «Молодая гвардия», возникшей в 1922, Светлов в 1924-25 входил в группу А.К.Воронского «Перевал». Один за другим выходят сборники поэта: «Стихи» (1924), «Корни» (1925), «Ночные встречи» (1927), «Книга стихов» (1929), в которых центральное место занимает героика и романтика Гражданской войны. Известность Светлова приносит песня-баллада «Гренада» (1926), высоко оцененная Маяковским, а также стихотворение «Рабфаковке» (1925), «Пирушка» (1927), которое тоже очень понравилось Маяковскому, «В разведке» (1927), «Песня» (1931), лирическая поэма «Ночные встречи» (1925), посвященная памяти друга — поэта Н.Кузнецова, покончившего жизнь самоубийством.

Стихотворения Светлова характеризуются отсутствием напряженного действия, песенностью, будничным проявлением героизма, наличием лирических эмоций и размышлений. Вероятно, эти особенности не позволяли Светлов называть свои стих, балладами или стихотворными новеллами, если даже они, как, например, песня-баллада «Гренада», и являлись таковыми на самом деле. Романтическое и будничное, поэтическое и прозаическое, героическое и непритязательно-бытовое Светлов стремился примирить, сделать так, чтобы они не враждовали между собой, а дополняли и обогащали друг друга. На таком взаимодействии контрастных начал основана и лирико-героическая баллада «Гренада», ключевыми образами которой являются две песни: «Яблочко» и «Гренада, Гренада, Гренада моя. ». Первая песня, точнее — серия популярных в годы Гражданской войны частушек, предстает как своеобразная примета революции, а вторая — как знак романтической мечты о незнакомой стране и желании помочь крестьянам Гренады получить землю. Есть у двух песен и др. символические оттенки. «Яблочко» в революционной России знали почти все, это песня фольклорного происхождения. «Гренада» известна только украинскому хлопцу, он ее, вероятно, и сочинил. Когда он погиб со своей песней на устах, «Отряд не заметил / Потери бойца / И «Яблочко»-песню / Допел до конца». Для остальных бойцов главное — допеть до конца «Яблочко», довести до победного конца Гражданскую войну. Однако песня мечтателя-хохла не осталась не замеченной его приятелем, поэтом, она стала его песней.

Читайте также  Краткая биография маккалерс

В отличие от жизнерадостного пафоса стихов А.Жарова, А.Безыменского и других комсомольских поэтов, пафос поэзии Светлов не только элегичен, но порой и драматичен. Этот драматизм особенно проявился в его поэме «Ночные встречи», в которой поэт воссоздал романтические встречи с близкими ему людьми, уже ушедшими из жизни: Колей Кузнецовым, взводным командиром времен Гражданской войны, и Генрихом Гейне. Столкновение романтических идеалов с действительностью составляет основу коллизий поэмы. Поэт разделяет удел тех, кто не мог и не хотел приспосабливаться к условиям нэпа ради сытости, предпочитая оставаться таким же бескорыстным и чистым в своих помыслах, каким был в годы революции: «Время не то, и люди не те, / Но ты — остался собой. / Ты все еще носишь в своих глазах / Вспышки прошлых дней, / Когда в крадущихся степях / Шел под командой моей. » Закономерна для героя поэмы Светлов и его встреча с тенью Г.Гейне, творчество которого тоже было связано с эпохой кризиса романтизма и становления реализма. Светлов обращается к традициям Гейне для того, чтобы в романтике сохранить то живое, что осталось от наследия романтизма.

Естественность и живость романтики Светлова отразились в «знаменитой светловской улыбке. Не отодвигая на второй план его патетических стихотворений, «гейневская» нить поэзии Светлова прослеживается от начала до последних дней, выразительным силуэтом очерчивая характер его лирического героя. Сдержанная ирония, юмор, парадоксальность; при несомненной романтической приподнятости — интерес к бытовой подробности и детали; игра контрастов, мгновенная смена низменного и возвышенного, конкретного и общего, иронии и пафоса — все это делает его поэзию многозначной» (Урбан А. — С.205). Во второй части поэмы «Ночные встречи» Светлова глазами Гейне смотрит на судьбы романтизма в современной поэзии. Гейне — герой Светлова — высоко оценивает поэзию Маяковского, и в этой оценке легко узнается сам Светлов: «. Он теперь — / Самый лучший поэт. / В поэтической толпе / Выше его нет». Вместе с тем Светлов как истинный ценитель поэзии Маяковского, стремящийся не просто подражать Маяковскому, а по-своему, с учетом собственных творческих возможностей, развивать его традиции, не скрывает критического отношения к стихам великого поэта, посвященным торговой рекламе. Особенно непримиримо Светлов относится к вульгаризаторам Маяковского, к стихотворному витийству А.Безыменского и С.Родова, в чьих стихах сложные социально-психологические явления часто упрощались, превращались в трескучие фразы и лозунги.

В поэзии Светлова 1930-х, когда поэт переживал творческий спад, выделяется только «Песня о Каховке» (1935), положенная на музыку И.Дунаевским и получившая широкую известность. В ней обращает на себя внимание образ девушки в шинели, который заставляет вспомнить стихотворение «Рабфаковке», написанное 10 годами раньше. Обращаясь к рабфаковке, у которой изучение французской истории пробуждает ассоциации со своей собственной судьбой и судьбой своих ровесниц в годы Гражданской войны («Жанна д’Арк отдает костру / Молодое тугое тело. / Наши девушки, ремешком / Подпоясывая шинели, / С песней падали под ножом, / На высоких кострах горели»), поэт как бы помогает ей, говоря за нее, поэтически выразить нахлынувшие воспоминания, поделиться ими с другими людьми. Светлов в стихах воспел девушек, которые в годы революции и Гражданской войны, не утрачивая своего женского обаяния, наравне с мужчинами воевали и погибали.

Об этом поэт говорит и в стихотворении «Граница» (1927).

С середины 1930-х Светлов обращается к драматургии, пишет пьесы «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя», «Мыс Желания» (обе — 1940). В послевоенные годы появляются пьесы «Бранденбургские ворота» (1946), «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956), комедия по мотивам К.Гоцци «Любовь к трем апельсинам» (1964). Драматургии Светлова, как и его поэзии, свойственно изображение повседневной действительности в свете романтической мечты. После войны Светлов мечтал написать трагедию. «Серьезный жанр современной трагедии у нас почти отсутствует,— писал Светлов в «Заметках о моей жизни».— Вот я и постараюсь заполнить этот пробел. Это будет пьеса о нашей молодежи. Молодежь, комсомольцы — любимые мои читатели и герои. Я и сейчас чувствую себя комсомольским поэтом, хотя уже много лет прошло с тех пор, как я стал комсомольцем» (Советские писатели. Автобиографии: в 2 т. М., 1959. Т.2. С.309).

В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда» на Ленинградском фронте и корреспондентом ряда фронтовых газ., написал о героях-панфиловцах поэму «Двадцать восемь» (1942), цикл «Из стихов о Лизе Чайкиной» (1942) и ставшую хрестоматийной балладу «Итальянец» (1943).

Во второй половине 1950-х, во время «оттепели», Светлов вместе с другими поэтами старших поколений переживает свою вторую молодость, о чем свидетельствуют его последние книги стихов «Горизонт» (1959) и «Охотничий домик» (1964, вышел посмертно). В стихотворении «Горизонт» (1957) он писал: «Мы — мои товарищи и я — / Открываем новые края. / С горечью я чувствую теперь, / Сколько было на пути потерь! / И пускай поднялись обелиски / Над людьми, погибшими в пути,— / Все далекое ты сделай близким, / Чтоб опять к далекому идти!»

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с.278-280.

Мемориальная доска на доме в Камергерском переулке.

Кто такой Михаил Светлов, и Почему его именем в 1960-х cмогли назвать теплоход только в «Бриллиантовой руке»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На самом деле, в роли «Михаила Светлова» снялись два советских судна: «Победа» и «Россия». Оба парохода были построены в Германии и начинали плавать под другими именами, а в СССР попали после войны по репарации. Было бы логично и проще для фильма сохранить одно из этих названий, но помешала одна фраза из сценария. Если бы турецкие контрабандисты начали кричать: «Победа»! У-у-у-у! Цигель, цигель, ай-лю-лю!», создателям фильма бы не поздоровилось, ведь это слово в нашей стране имеет особое значение (с «Россией» получалось и того хуже). Поэтому было решено дать теплоходу какое-нибудь другое, более нейтральное имя.

Сценарист Морис Слободский придумал и предложил Гайдаю назвать теплоход именем Михаила Светлова. Под таким псевдонимом писал советский поэт и драматург Михаил Аркадьевич Шейнкман. Писатель скончался за три года до начала съемок «Бриллиантовой руки», и все друзья знали, что это был прекрасный человек и настоящий творец, недооцененный советской властью.

Самым знаменитым и, пожалуй, единственным известным его произведением стало стихотворение «Гренада», написанное в 1926 году. Его положили на музыку около 20 композиторов в разных странах. Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову, что его Гренада — мой любимый — чуть не сказала: мой лучший — стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, — пусть Есенину мирно спится».

Однако, несмотря на литературные успехи, за писателем числились такие «грехи», которые советская власть не прощала: в 1927-м году Шейнкман издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист»; о только что организованном в 1934-м Союзе писателей говорил, что «кроме пошлой официальщины от этой организации ждать нечего», а по поводу «святая святых» высказывался и того хуже: «Коммунистической партии уже нет, она переродилась и ничего общего с пролетариатом она не имеет». От репрессий его, возможно, спасла только известность, причем не только в СССР, но и среди иностранных коммунистов.

В годы Великой Отечественной войны писатель-оппозиционер был корреспондентом газеты «Красная звезда». Много раз он бывал на передовой и даже забрасывался за линию фронта к партизанам. Вместе с Левитаном, Михаил Светлов входил в черный список фашистского командования, за смерть или поимку писателя обещалось большое вознаграждение. За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич был награждён двумя орденами Красной Звезды и медалями, но они до самой смерти оставались его единственными наградами. Признания своих литературных заслуг известный поэт так и не дождался. Намного позднее, уже посмертно, он был награжден и Ленинской премией, и премией Ленинского комсомола.

Читайте также  Краткая биография рильке

Леонид Гайдай решил в своем фильме восстановить справедливость и присвоил имя опального поэта теплоходу, на котором разворачивается действие фильма. То, что кинокартина — комедия, по мнению друзей, хорошо знавших Михаила Светлова, только порадовало бы самого писателя, ведь тот обладал уникальным чувством умора, обожал разыгрывать окружающих и постоянно сочинял анекдоты, многие из которых стали классикой этого устного народного жанра. Вероятно, дирекция «Мосфильма» и руководство Госкино не были знакомы с творчеством писателя-оппозиционера, поэтому эту небольшую «шпильку» Гайдая просто не заметили.

Советская цензура доставляла режиссерам много неприятных минут, и мы теперь никогда не увидим некоторые Сцены, вырезанные из всенародно любимых советских комедий

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Светлов Михаил Аркадьевич

Советский поэт. Драматург. Журналист. Имел репутацию человека с внутренней независимостью и безупречным вкусом. В период Великой Отечественной Войны являлся военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». Строки его произведений становились цитатами, а песни, положенные на музыку композиторами, считались поистине народными.

Михаил Светлов родился 17 июня 1903 года в городе Днепр, Украина. Являлся выходцем из семьи простого ремесленника. В 1917 году окончил начальное училище. В тоже время опубликовал свое первое стихотворение, которое вышло в тираж в газете «Голос солдата».

В 1919 году Светлов назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году вступил добровольцем в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Принимал непосредственное участие в сражениях Гражданской войны.

Недолгое время проживал в Харькове, откуда в 1922 году переехал в Москву. Первый сборник стихов «Рельсы» вышел в 1923 году. В период с 1927 по 1928 год учился в МГУ. Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию. Вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года. Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова.

В 1927-1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шел на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров.

В 1934 году, когда создавался Союз писателей СССР, Светлов считал, что от этой организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего». По поводу Третьего Московского процесса поэт высказался следующим образом: «Это не процесс, а организованные убийства, а чего, впрочем, можно от них ожидать? Коммунистической партии уже нет, она переродилась, ничего общего с пролетариатом она не имеет».

Так же, осведомитель НКВД зафиксировал и такое высказывание поэта: — «Мне говорят прекрасные члены партии с 1919 года, что они не хотят быть в партии, что они тяготятся, что пребывание в партии превратилось в тягость, что там все ложь, лицемерие и ненависть друг к другу, но уйти из партии нельзя. Тот, кто вернет партбилет, лишает себя хлеба, свободы, всего».

В справке, составленной для Сталина ГУГБ НКВД СССР, помимо прочих «троцкистских» грехов поэта, указывался следующий: «В декабре 1936 года Светлов распространил антисоветское четверостишье по поводу приезда в СССР писателя Лиона Фейхтвангера». Четверостишие это известно в различных версиях, совпадают в них только последние строки: «Смотрите, как бы сей еврей Не оказался Жидом».

Творчество Светлова было тесно связано с боевой юностью поэта: он воспевал верность героя своей мечте, романтику революционного подвига, показывал будничный труд советских людей.

С 1941 до 1945 год Михаил Аркадьевич служил военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». Сначала на Ленинградском фронте, затем работал в газетах Первой ударной армии Северо-Западного фронта: «На разгром врага», «Героический штурм», в газете Тридцать четвертой армии Первого Белорусского фронта. За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Михаил Светлов был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями.

В послевоенные годы поэтическое творчество Светлова было в негласной опале, ему не разрешали выезжать за границу. Поэт занялся преподаванием. В те годы он вновь вернулся к драматургии и создал пьесы: «Чужое счастье», «С новым счастьем» и вариацию на тему Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Также большое количество времени уделял переводческой работе: с белорусского, туркменского, украинского, грузинского и литовского языков.

Светлов Михаил Аркадьевич скончался 28 сентября 1964 года в результате обострившегося онкологического заболевания. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Семья Михаила Светлова

Первая жена — Елена Ивановна Отдельнова (1912-1988), работала у поэта машинисткой, позже окончила факультет права.

Вторая жена — Родам Ираклиевна Амирэджиби (1918-1994), сестра грузинского писателя Чабуа Ираклиевича Амирэджиби.

Сын — Александр (Сандро) Михайлович Светлов (1939-2018), сценарист и режиссер.

Награды и премии Михаила Светлова

Ленинская премия (1967 — посмертно) — за книгу «Стихи последних лет»

Премия Ленинского комсомола (1972 — посмертно)

Два ордена Красной Звезды (1.12.1942; 6.9.1944)

Орден и четыре медали.

Память об Михаиле Светлове

Теплоход «Михаил Светлов»

1964 — Участвовал в эпизоде поэтического вечера в Политехническом в художественном фильме «Застава Ильича» (реж. Марлен Хуциев, съемки проходили в августе 1962)

5 октября 1965 — Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это — Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова, известная как «Светловка»

1968 — Назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука» (реж. Леонид Гайдай)

1985 — Назван речной теплоход «Михаил Светлов» (Россия)

1985 — Документальный фильм «Встречи с Михаилом Светловым» (реж. Александр Михайловский)

2003 — Документальный фильм «Красивое имя, высокая честь. Михаил Светлов» (телеканал «Культура», Россия, реж. Александр Шувиков)

Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка

Именем Михаила Светлова назван также один из ресторанов московского гостиничного комплекса Измайлово корпуса «Дельта-Гамма».

В Усть-Илимске Иркутской области в честь поэмы «Гренада» назван клуб, а улица, на которой он находится, носит имя М. Светлова.

Избранная библиография Михаила Светлова

Стихотворения Светлова в «Библиотеке советской поэзии»
«Рельсы». Харьков, 1923.
Стихи о ребе. Харьков, 1923
«Стихи». Л., Молодая гвардия, 1924.
«Корни». М., 1925.
Ночные встречи. М., 1927.
Хлеб. М., 1928.
«Книга стихов». М.-Л., ГИЗ, 1929.
Избранные стихи. — М.: Огонек, 1929.
Гренада. М.-Л., ГИЗ, 1930.
Гренада. — М.: Молодая гвардия, 1930.
Горнист. М., 1931.
Избранные стихи. — М.: Федерация, 1932.
Избранные стихи. — М.: Гослитиздат, 1935.
Избранные стихи. — М.: Молодая гвардия, 1935.
«Глубокая провинция». — М.: Цедрам, 1936.
Стихотворения. М., 1937.
«Сказка». — М.: Молодая гвардия, 1939.
Сказка. М.-Л., Искусство, 1940.
«Двадцать лет спустя». М.-Л., Искусство, 1941.
Двадцать восемь. М., 1942.
Отечество героев. М., 1942.
Стихи о Лизе Чайкиной. М., 1942.
«Двадцать лет спустя». М.-Л., Искусство, 1947.
Избранные стихи. — М.: Правда, 1948.
Избранные стихи. — М.: Советский писатель, 1948.
Избранные стихи и пьесы. — М.: ГИХЛ. 1950. — 208
Избранное. — М.: Художественная литература, 1953.
«Стихи и пьесы». — М.: Гослитиздат, 1957.
Яблочко-песня. М., 1958.
«Горизонт». — М.: Советский писатель, 1959.
Стихотворения. М., 1959.
«Я — за улыбку!» — М.: Правда, 1962.
Стихотворения. М., 1963.
«Любовь к трем апельсинам». — М.: Искусство, 1964.
Охотничий домик. М., 1964.
Сорок лет моей лирики. — М.: Советская Россия, 1965. Серия «Поэтическая Россия». — 112 с.
«Стихотворения». — Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Советский писатель», 1968.
Беседует поэт: Статьи. Воспоминания. Заметки. — М.: Советский писатель, 1968. — 232 с.
Беседа. — М.: Молодая гвардия, 1969. Серия «Тебе в дорогу, романтик!». — 382 с.
Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1974.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: