Краткая биография златовратский

Николай Николаевич Златовратский

ЗЛАТОВРАТСКИЙ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1845−1911), русский писатель. Родился 14 (26) декабря 1845 во Владимире в семье письмоводителя канцелярии, предводителя дворянства — выходца из среды духовенства (дед Златовратского — дьякон Николо-Златовратской церкви во Владимире). В 1864 окончил Владимирскую гимназию, посещал землемеро-таксаторские классы. Участвовал в обмере земель во время Крестянской реформы 1861, в проведении которой активное участие принимал его отец, организатор общедоступной городской библиотеки (1859). Помогая отцу, Златовратский приохотился к чтению, еще гимназистом познакомился с произведениями , , , М.Е.Салтыкова-Щедрина, с «Колоколом» , выпускал рукописный журнал «Наши думы», сочинял стихи «и по Кольцову, и по Некрасову», «рассказы по Тургеневу и Помяловскому», а «по Островскому целую драму из народного быта в подражание его Грозе».

В 1864—1865 Златовратский учился на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1865—1866 — на механическом отделении Петербургского технологического института, который оставил из-за крайней нужды. В 1866 работал корректором в газете «Сын отечества». В 1866—1884, дебютировав рассказом Чупринский мир, выступал в журнале «Отечественные записки». Публиковал в «Искре», «Будильнике», «Неделе», «Русской мысли» основанные на жизненных наблюдениях очерки и рассказы, частично составившие первый сборник Сатирические рассказы мещанина — золотого человека. Кн. 1. Наши Палестины (1876, под псевд. Маленький Щедрин), представивший, в манере знаменитого сатирика, образы рядового обывателя, довольствующегося серым и, по возможности, сытым существованием человека «золотой середины». Также описывал жизнь рабочих стекольных заводов (Рассказы заводского хлопца, 1868−1870), типографских рабочих, крестьян, пришедших в столицу на заработки (проникнутый автобиографическими мотивами рассказ В артели (Из записок петербургского пролетария), 1876), городских низов (Предводитель золотой роты, 1876).

В 1872 после тяжелой болезни Златовратский вернулся во Владимир (с 1884 жил в Москве), работал над повестью Крестьяне-присяжные (1874−1875), выявившей характерную для него поэтизацию общинной жизни и мужицкой души, разрушаемых в пореформенной деревне, которую писатель живо, обстоятельно и тенденциозно (хищная «правда» дельцов новой формации, «необузданных деспотов», противостояла идиллическим персонажам хранителей патриархальной «чистой, любовной, мирной, устойчивой» старины) описал в романе Устои. История одной деревни (1880−1882). Не лишенные справедливости упреки в идолопоклонстве перед народом (в т.ч. со стороны В.Г.Короленко) не помешали широкому общественному резонансу «народоведческих» произведений Златовратского — как беллетристических (рассказы Авраам, 1878; Кабан. Рассказ моего знакомого, др. назв. Горе старого Кабана, 1880; Деревенский Король Лир, особенно остро и драматично показывающие процесс расслоения в деревне), так и публицистических (цикл очерков Деревенские будни, 1879; Очерки деревенского настроения, Красный куст. Страница деревенских будней, оба 1881), в которых писатель подчеркивал стремление крестьянства и в «новых формах» сохранить «традиционные начала». Именно Златовратскому принадлежит введение в русскую культуру образа-символа деревенского эксплуататора и хама Колупаева и понятия «колупаевщины», «колупаевской революции», ознаменованной как появлением «грубого, грязного, утробного кулака» (что дало основание многим видным критикам, , и , признать Златовратского объективным и беспристрастным исследователем крестьянской жизни), так и пробуждением в терпеливом русском мужике духа бунтарства. «Мирским заступникам» из среды народников-семидесятников посвящена повесть Златовратского Золотые сердца (1877) с ее главным героем — интеллигентом-подвижником доктором Башкировым.

В 1879 Златовратский стал одним из организаторов и редактором журнала «Русское богатство» (программная статья Народный вопрос в нашем обществе и литературе, 1880, под псевд. Н. Оранский, где писатель высказывает сомнения в способности общины противодействовать формированию «класса сельской буржуазии… и пролетариата»). Увлечение идеями и стилем народных рассказов (с которым он познакомился в 1883) отразились в рассказах Златовратского Мои видения. Рассказ одного маленького человека (1885), Как это было. Мой маленький дедушка и Фимушка (1890), Белый старичок (1892), в которых действуют мужицкие правдоискатели, проповедующие «любовь да совет». При этом отторжение толстовской философии «непротивления злу насилием», ноты пессимизма, разочарования отчетливы в повестях о попытках интеллигента, искателя положительного идеала, сблизиться с народом: Скиталец (1881−1884), Барская дочь, Израильская жизнь (обе 1883), Безумец (1887) и др.

Глубокий интерес к тяжкому повседневному существованию городских пролетариев как умственного (Караваев и его жена, 1885), так и физического труда (Город рабочих, 1885; Мечтатели, 1893), их сомнениям, надеждам и борьбе привел писателя-народника к созданию образа рабочего-бунтаря, единственно способного осуществить идеалы христианского социализма, воплотить «царство Божие на земле… во имя братства, свободы и справедливости» (статья Три легенды, опубл. в 1913). С 1890-х годов Златовратский активно выступал с публицистическими сочинениями в журналах «Семья и школа», «Вестник воспитания», участвовал в создании «Настольного энциклопедического словаря» братьев А.Н. и . С 1900-х годов посещал собрания «Сред» . В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в московской квартире писателя находился штаб одной из боевых дружин.

В 1909 Златовратский был избран почетным академиком по разряду изящной словесности. Оставил воспоминания и автобиографические рассказы (Очерки народной жизни. I. Лес, 1886; Как это было, 1890; Детские и школьные годы, 1908; Свободный станок, В шестидесятых годах, оба 1910), литературные портреты (А.И.Левитов, 1895; Тургенев, Салтыков, Гаршин, 1897; Из воспоминаний о как поэте 60-х годов, 1903; Из воспоминаний о , 1910, и др., объединенные в цикл Литературные воспоминания, 1985−1897), в которых дал яркий образ не только бурной и противоречивой эпохи формирования демократического сознания и просветительских поисков, но и самого себя, интеллигента-труженика, совестливого, скромного, общительного и щедрого (в Москве и в имении Апрелевка Московской губ., приобретенном на наследство от тетки, он устраивал широкие литературные собрания, помогал литераторам из крестьян и разночинцев).

Умер Златовратский в Москве 10 (23) декабря 1911.

Русский писатель Николай Николаевич Златовратский родился 14 декабря 1845 года в городе Владимире. Вырос в дворянской, близкой русскому духовенству семье. Его дедом был дьякон Николо-Златовратской церкви.

Окончил Владимирскую гимназию в 1864 году. Во время Крестьянской реформы 1861 года принимал участие в обмере земель. Будучи гимназистом? увлекся чтением и вскоре был знаком с множеством произведений великих русских классиков и даже, подражая им, пробовал себя в создании литературных произведений, выпускал рукописный журнал.

Проучившись один год на историко-филологическом факультете Московского университета, продолжил свое образование в Петербургском технологическом институте. Но и это учебное заведение пришлось оставить спустя год в виду крайней нужды. В период с 1864 по 1884 год публиковался в журнале «Отечественные записки», а также в «Искре», «Будильнике», «Русской мысли». Очень точно были описаны им образы рядового обывателя-мещанина, пришедших на заработки в столицу крестьян, типографских рабочих.

Живя в Москве, тяжело переболел и в 1872 году вернулся в родной Владимир, где продолжил активную писательскую деятельность, продолжая поэтизировать деревенские будни и чистоту крестьянской души.

В 1909 году Златовратский Н.Н. получил звание почетного академика изящной словесности. Являясь просветителем, интеллигентом-тружеником, устраивал многочисленные литературные собрания и помогал начинающим литераторам — выходцам из деревни. Не стало Н.Н. Златовратского 10 декабря 1911 года.

Златовратский, Николай Николаевич

Николай Николаевич Златовратский

рассказ «Падеж скота»

Содержание

Биография

Отец его был чиновником канцелярии губернского предводителя дворянства, по образованию и происхождению, как и мать Златовратского, принадлежал к духовному сословию. В конце 1850-х он, благодаря содействию предводителя, открыл публичную библиотеку. В её открытии сын, учившийся в то время в местной гимназии, оказывал ему серьёзную помощь. Отец Златовратского начинал издавать «Владимирский Вестник», в котором должен был принять участие Добролюбов — товарищ по Педагогическому институту и друг одного из двух братьев отца Златовратского. Эти дядья, в связи с частыми и продолжительными поездками к деревенским родственникам, оказали решительное влияние на раннее пробуждение в Златовратском страстного интереса к народной жизни. Под конец пребывания Златовратского в гимназии, дела отца его приняли дурной оборот, и он не мог осуществить своей мечты — поступить студентом в Московский университет. Побыв нём год вольнослушателем, Златовратский затем поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. Однако закончить его Златовратскому не удалось — всё время приходилось тратить на тяжелую борьбу с нуждой.

В 1866 году он случайно попал в корректоры «Сына Отечества». Это пробудило в нём страсть к литературной деятельности, которой он с увлечением предавался ещё в гимназии. Рассказ из народной жизни «Падеж скота» был принят в «Искру» В. С. Курочкина, и с тех пор Златовратский стал помещать такие же небольшие рассказы в «Будильнике», «Неделе», «Новостях». Впоследствии они составили книжку «Маленький Щедрин».

Редкий литературный заработок мало ослаблял нужду, которая привела к тяжкой хронической болезни и заставила Златовратский уехать на родину. Здесь он несколько оправился и написал повесть: «Крестьяне-присяжные», напечатанную в «Отечественных записках» 1884. Повесть имела большой успех и сразу создала автору серьёзное литературное положение. Из позднейших произведений Златовратского наибольшее внимание обратили на себя тоже напечатанные в «Отечественных записках» обширная «история одной деревни» — «Устои» и очерки «Деревенские будни». Повести и рассказы Златовратского выходили отдельными книжками, а «Собрание Сочинений» имело два издания — 1884—1889 и 1891 («Русская Мысль»).

Читайте также  Краткая биография шенье

Творчество

После Глеба Успенского, Златовратский — наиболее известный из представителей «мужицкой беллетристики», заметно отличающейся от филантропически-народолюбивой беллетристики 1840-х и 1850-х. Оставляя в стороне вопрос о степени художественного дарования, нельзя не признать, что по приближению к живой действительности, по точному воспроизведению всех мелочей крестьянского быта, типы, картины и язык «мужицкой беллетристики» вообще, и Златовратский в частности, представляют несомненный шаг вперед. Писатели 1840-х, задавшись целью отыскать в мужике человека, не всегда видели в нём мужика. То, что свойственно только крестьянину, в литературе прежнего времени отражения не находило. Так, например, как это особенно часто любит подчеркивать Златовратский, «художественная литература наша не дала ни одной мало-мальски типичной и яркой картины из области общинной жизни: мы не имеем ни общинных характеров, ни типичных сцен общинных сходов, судов, переделов — этих выразительнейших и характернейших картин народной жизни. Наши художники как-то ухитрялись изображать народ, отвлекая его совершенно от почвы, на которой он рождался, вырастал, действовал и умирал» («Деревенские будни»).

Ревностнее других своих товарищей по «мужицкой беллетристике», Златовратский старался о пополнении именно таких специально-мужицких сторон народной жизни. Его главные произведения — бесспорно ценное пособие для всестороннего понимания народных «устоев», по любимому термину его: это своего рода энциклопедия деревенской жизни, и притом будничной. Златовратский вводит читателя именно в те мелочи, которые многим наблюдателям кажутся слишком дробными и бесцветными, но гораздо больше характеризуют основной фон народной жизни, нежели всякие исключительные положения. Не всегда одинакова ярко, не раз даже очень «скучно» для специальных любителей «изящного чтения», но всегда добросовестно ищет Златовратский народные «устои» не только там, где они ясны и сразу бросаются в глаза наблюдателю, но и там, где их нужно отрыть в массе посторонних наслоений и подробностей «деревенских буден».

Литературные приёмы, при помощи которых Златовратский старается уловить народные «устои», трудно подвести под установившиеся литературные формы. Это очень своеобразная смесь беллетристики, этнографии и публицистики, а подчас даже статистики. Автор мало заботится о цельности впечатления; его занимает исключительно задача «уразуметь» и представить правду народной жизни. Но, при всём страстном желании сказать полную и всестороннюю правду о мужике, существеннейшей особенностью Златовратский остается значительная доля идеализации.

В этом отношении он составляет полную противоположность с самым даровитым из представителей «мужицкой беллетристики» — Глебом Успенским, который не останавливается перед тем, чтобы подчас сказать самую горькую правду о мужике. Идеализация Златовратского, впрочем, зависит не столько от того, что он закрывает глаза на несимпатичные стороны народной жизни, сколько от чрезмерного стремления во всякой мелочи крестьянского житья-бытья видеть глубокие, стихийные «устои». Оттого нехитростный, серенький мужичок сплошь да рядом превращается у Златовратский в какого-то эпического Микулу Селяниновича, который часто даже говорит былинным складом и чуть ли не белыми стихами.

Значение ЗЛАТОВРАТСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Златовратский Николай Николаевич — известный писатель-народник (1845 — 1911), родом из Владимира. Отец его был чиновником канцелярии губернского предводителя дворянства, но по образованию и происхождению, как и мать Златовратского, принадлежал к духовному сословию. В конце 50-х гг. он, при содействии предводителя дворянства, открыл публичную библиотеку, в заведовании которой ему помогал сын, учившийся в то время в местной гимназии. Затевал также отец Златовратского издавать «Владимирский Вестник», в котором должен был принять участие Добролюбов — товарищ по педагогическому институту и интимный друг одного из двух братьев отца Златовратского. Эти дядья, в связи с частыми и продолжительными поездками к деревенским родственникам, рано возбудили в Златовратском страстный интерес к народной жизни. Пошатнувшиеся дела отца помещали Златовратскому поступить в Московский университет и окончить курс в Петербургском технологическом институте; все время приходилось тратить на тяжелую борьбу с нуждой. В 1866 г. он случайно попал в корректоры «Сына Отечества». Это пробудило в нем страсть к писательству, которому он с увлечением предавался еще в гимназии. Рассказ из народной жизни: «Падеж скота» был принят в «Искру» В.М. Курочкина; такие же небольшие рассказы были помещены в «Будильнике», «Неделе», «Новостях» и впоследствии составили книжку: «Маленький Щедрин». Напечатанная в «Отечественных Записках» повесть «Крестьяне-присяжные» сразу создала Златовратскому литературное положение. Из позднейших произведений Златовратского наибольшее внимание обратили на себя тоже напечатанные в «Отечественных Записках» обширная «история одной деревни» — «Устои» и очерки «Деревенские будни». Собрание его сочинений вышло в 1884 — 89 и 1891 г., и с 1911 г. выходит в издании «Просвещения» (появилось 8 т.). В 1909 г. Златовратский был избран почетным академиком. После Глеба Успенского Златовратский — наиболее известный из представителей «мужицкой беллетристики», заметно отличающейся от филантропически-народолюбивой беллетристики 40-х и 50-х годов. В сравнении с ней сочинения Златовратского, по приближению к живой действительности, по точному воспроизведению крестьянского быта, по языку, представляют несомненный шаг вперед. Писатели 40-х годов, задавшись целью отыскать в мужике человека, не всегда видели в нем мужика; то, что свойственно только крестьянину, у них отражения не находило. По словам Златовратского, художественная литература наша не дала ни одной мало-мальски типичной и яркой картины из области общинной жизни: мы не имеем ни общинных характеров, ни типичных сцен общинных сходов, судов, переделов — этих выразительнейших и характернейших картин народной жизни. Наши художники как-то ухитрялись изображать народ, отвлекая его совершенно от почвы, на которой он рождался, вырастал, действовал и умирал («Деревенские будни»). Ревностнее других представителей «мужицкой беллетристики» Златовратский старается дать картину именно таких специально-мужицких сторон народной жизни. Его главные произведения — ценное пособие для всестороннего понимания народных «устоев»: это своего рода энциклопедия деревенской жизни, и притом будничной. Златовратский вводит нас именно в те мелочи, которые многим наблюдателям кажутся слишком дробными и бесцветными, но гораздо больше характеризуют основной фон народной жизни, нежели разные исключительные положения. Не всегда одинаково ярко, но всегда добросовестно ищет Златовратский народные «устои» не только там, где они ясны и сразу бросаются в глаза наблюдателю, но и там, где их нужно открыть в массе посторонних наслоений и подробностей «деревенских буден». Приемы, при помощи которых Златовратский старается уловить народные «устои», трудно подвести под установившиеся литературные формы: это очень своеобразная смесь беллетристики, этнографии и публицистики, подчас даже статистики. Автор мало заботится о цельности впечатления; его занимает исключительно задача уразуметь изобразить и правду народной жизни. При всем желании сказать полную и всестороннюю правду о мужике, существеннейшей особенностью Златовратского остается значительная доля идеализации. В этом отношении он составляет полную противоположность с Глебом Успенским, который не останавливается перед тем, чтобы подчас сказать самую горькую правду о мужике. Идеализация Златовратского, впрочем, зависит не столько от того, что он закрывает глаза на несимпатичные стороны народной жизни, сколько от стремления во всякой мелочи крестьянского житья-бытья видеть глубокие, стихийные «устои»; серенький мужичок сплошь да рядом превращается у Златовратского в какого-то эпического Микулу Селяниновича , который часто даже говорит былинным складом и чуть не белыми стихами. — Литературу о Златовратском см. у Венгерова «Исторического словаря русской письменности», и у Владиславлева «Русские писатели». С. Венгеров.

Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Писатель, влюблённый в народ. автор museum

Декабрь 10, 2015 0 комментариев

(к 170-летию со дня рождения Н.Н. Златовратского).

Жизнь и творчество известного писателя-народника, уроженца города Владимира Николая Николаевича Златовратского (1845–1911) для владимирского края огромно. Малая родина для писателя была тем источником, из которого он черпал сюжеты для своих произведений. Работы Златовратского важны для нас не только как литературные произведения, но и как документы, в которых отражены самые разнообразные стороны жизни крестьян Владимирской губернии второй половины XIX – начала XX в. Это устройство крестьянской общины и процесс её разложения; особенности семейного уклада, обряды, обычаи и мировоззрение.

Расцвет творчества Николая Николаевича пришелся на 70–80-е гг. XIX в., когда были написаны такие его произведения, как повесть «Крестьяне-присяжные», роман «Устои», очерки «Деревенские будни», «История одной деревни» и др.

Создание настоящей выставки стало возможным как благодаря старым поступлениям в фонды музея, которые включали в себя семейную переписку, так и новым, пополнившим собрание в 2014–2015 гг. Это небольшой, но очень ценный комплекс из 17 предметов из семьи писателя, которые были переданы его правнучкой Наталией Григорьевной Ермаковой. Среди них: подарочный Новый Завет в переводе В.А. Жуковского, изданный в Берлине в 1895 г., Казанская икона Богоматери из семьи писателя, личная печать Н.Н. Златовратского, предметы домашнего интерьера и др.

Златовратский Николай Николаевич

Николай Николаевич Златовратский – писатель, с которого начинается владимирская литература. Его биография и творчество неразрывно связаны с Владимирской землей. Здесь он родился, провел свои детство и юность, здесь сформировались его народнические взгляды, и в зрелые годы из наблюдений за жизнью владимирских крестьян он черпал сюжеты для своих произведений, которые принесли ему всероссийскую славу. На протяжении почти 80-ти лет, вплоть до конца 1950-х гг. он оставался первым и единственным владимирским писателем, пока не вышли в печать «Владимирские проселки» Владимира Солоухина.

Читайте также  Краткая биография белый

Фамилию свою Златовратские получили по Николо-Златовратской церкви города Владимира, где простым дьяконом служил дед писателя Пётр Иванович. По семейному преданию он и священник церкви носили одинаковую фамилию, Иговский. Местный архиерей, во избежание путаницы, велел кому-нибудь взять фамилию Златовратский, и выбор пал на Петра Ивановича.

Николай Николаевич Златовратский родился 14 декабря 1845 г. (старый стиль) в семье Николая Петровича Златовратского, владимирского чиновника, и дочери вязниковского священника Марии Яковлевны Чернышовой.

Николай Петрович (1821-1882) работал в дворянском собрании писцом, экзекутором и бухгалтером, затем в Палате гражданского суда, закончил карьеру в 1881 г. в должности архивариуса Владимирского окружного суда.

Особую славу ему принесла публичная библиотека, которая по его инициативе была открыта в здании Владимирского дворянского депутатского собрания. По признанию писателя Николая Николаевича Златовратского совместная работа с отцом в библиотеке пробудила в нем интерес к чтению книг.

Проживала семья Златовратских на углу Ильинской улицы при пересечении ее с пер. Сергиевским, которые в наше время носят названия Герцена и Свердлова соответственно. Дом, в котором писатель родился, сгорел в 1881 г., в 1881-1882 г. для семьи был построен новый дом, который сохранился до наших дней — №39 по ул. Герцена.

В 1854 г. Николай Николаевич поступил во Владимирскую мужскую гимназию, которую окончил в 1864 г. В гимназии же Н.Н. Златовратский окончил курсы землемеров-таксаторов. Из-за плохого знания иностранных языков он не получил разрешения поступать в университет.

Незадолго перед окончанием гимназии в 1863 г. из дворянского собрания был уволен отец писателя. В первое время он устроился торговать газетами в киоске на вокзале, а через некоторое время передал это дело своему сыну Николаю. Это была первая работа будущего писателя.

После окончания гимназии Н.Н. Златовратский пытался получить высшее образование. В 1864 г. он устроисля вольнослушателем на историко-филологический факультет Московского императорского университета. В таком положении он пробыл год и в 1865 г. переехал в Санкт-Петербург и поступил в Технологический практический институт, где добился стипендии, как сын малоимущих родителей. Но стипендии оказалось недостаточно, Златовратский испытывал постоянную нужду, которая не давала ему возможности регулярно посещать занятия. В результате в июле 1866 г. он пропустил переводные экзамены, был лишен стипендии, что сделало невозможным дальнейшее обучение. Но в том же году он поступил на работу корректором в газету «Сын отечества», а в августе того же года в журнале «Отечественные записки» состоялась первая публикация Златовратского – небольшой очерк «Чупринский мир». С этого времени ведется отсчет литературной деятельности Златовратского.

Нужда, из которой писатель не мог выбраться, привела к тяжелой хронической болезни. В 1872 г. Златовратский в обморочном состоянии был доставлен в больницу, после выхода из которой он вернулся в родной Владимир. Здесь, поправив здоровье, он написал свое первое крупное произведение, которое принесло ему славу – повесть «Крестьяне-присяжные».

Повесть была напечатана в «Отечественных записках» в 1874-1875 гг.

Затем появились такие его сочинения, как роман «Устои», роман «Золотые сердца», «Очерки крестьянской общины», а так же «Воспоминания».

В 1876 г. Н.Н. Златовратский женился на Стефании Августовне Яновской, с которой он обвенчался в военной церкви возле Спасских казарм в Москве. Стефания Августиновна была дочерью известного владимирского врача польского происхождения.

У супругов Златовратских было четверо детей: 1877 г. — Николай, будущий профессор физики и один из основателей Ташкентского университета, 1878 г. — Александр, будущий скульптор, 1879 г. – Софья, будущая педагог и детская писательница, 1884 г. — Стефания.

Произведения Златовратского были хорошо известны читающей публике конца XIX – начала XX вв., при жизни вышло два его полных собрания сочинений. Он был признан непревзойденным бытописателем русской деревни пореформенного периода, который скрупулёзно описал жизнь и традиции крестьянской общины и семьи, а так же болезненный процесс тех изменений, которые происходили после 19 февраля 1861 г.

Заслуги Н.Н. Златовратского перед русской литературой были по достоинству оценены и 1 ноября 1909 г. ему было присвоено звание академика по разряду изящной словесности.

Умер Н.Н. Златовратский 10 декабря 1911 г. в своей квартире в Москве, а похоронен был 14 декабря на Ваганьковском кладбище.

Память о писателе на Владимирской земле запечатлена в названии улицы, мемориальной табличкой на доме Златовратских и мемориальной табличкой на здании бывшей владимирской мужской гимназии.

научный сотрудник исторического отдела ГВСМЗ

Златовратский Николай Николаевич

Краткие содержания

(1845-1911)

Златовратский Николай Николаевич — русский писатель-народник, публицист. Родился в городе Владимир 14 декабря 1845 года. Его семья была выходцами из среды духовенства. Дед писателя был дьяконом владимирской Николо-Златовратской церкви. Отец — представителем дворянства; он работал письмоводителем канцелярии.

Во время учебы во Владимирской гимназии Златовратский посещал при училище землемеро-таксаторские классы, а в 1861 году, во время Крестьянской реформы, участвовал в проходившем тогда обмере земель. Отец писателя также принимал активное участие в проведение этой реформы, а в 1859 году открыл общедоступную городскую библиотеку.

Златовратский помогал отцу. Именно тогда он приобщился к чтению, увлекся журналом «Колокол» Александра Герцена и познакомился с произведениями Н.А. Некрасова, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Выпускал рукописный журнал «Наши думы» и, конечно, сочинял — стихи, рассказы.

В 1864-1866 годы Златовратский обучался в Московском университете (на историко-филологическом факультете) и Петербургском технологическом институте (на механическом отделении). Но из-за крайней нужды писатель оставил учебу.

В 1866 он устроился на работу корректором в газету «Сын отечества», кстати, совершенно случайно. Это пробудило в Златовратском страсть к писательству. Тогда же вышел первый рассказ Златовратского «Чупринский мир» (под псевдонимом Н. Череванин). Он выступал в выходившем тогда журнале «Отечественные записки». В таких популярных изданиях, как «Искра», «Будильник», «Неделя» и «Русская мысль» публиковал свои стихотворения, рассказы и очерки. Частично они вошли в новый сборник стихов «Сатирические рассказы мещанина — золотого человека.

Книга 1. «Наши Палестины». Златовратский издал ее под псевдонимом Маленький Щедрин. Произведения представляли образы типичных обывателей в манере знаменитого сатирика Салтыкова-Щедрина.

Также Златовратский описывал жизнь работников стекольных заводов в «Рассказах заводского хлопца» (вышли в 1868-1870 годы), нелегкую жизнь крестьян, приехавших в столицу на заработки в рассказе «В артели» (1876, «Из записок петербургского пролетария») и представителей городских низов в «Предводителе золотой роты» (1876). Стоит отметить, что все произведения Златовратского отличались удивительным оптимизмом и любовью (буквально поклонением) к народу.

С 1884 года Златовратский жил в Москве, но в 1872 году вернулся в родной город Владимир после тяжелой болезни. В 1874-75 гг. он работал над своей известной повестью «Крестьяне-присяжные» — первым крупным произведением, где поэтизировал жизнь общин и мужицкую душу, которые разрушала пореформенная деревня. Ее писатель живо и обстоятельно описал в удивительно «народолюбивом» романе «Устои. История одной деревни» (1880-1882) — пожалуй, главном своем произведении. В нем Златовратский с горестью утверждал, что «как слабы нынешние устои, как хищная «правда», так называемых, «необузданных деспотов» — дельцов новой формации» — здесь он противостоит персонажам воспеваемых им хранителей патриархальной старины, чистой, мирной и устойчивой.

Крестьянская жизнь идеализирована в произведениях Златовратского. Писателя не раз обвиняли в идолопоклонничестве перед народом. В частности, дело касалось рассказов «Кабан. Рассказ моего знакомого» (1880), «Авраам» (1878), «Деревенский Король Лир», а также очерков: цикл «Деревенские будни», «Красный куст. Страница деревенских будней». В этих работах писатель указывал на стремление крестьянства сохранить «традиционные начала» в «новых формах».

Златовратский известен как человек, который ввел в русскую культуру образ-символ хама и деревенского эксплуататора Колупаева, и такие понятия как «колупаевщина», «колупаевская революция». Это означало появление «грубого кулака» и пробуждение в терпеливых русских мужах духа бунтарства. Видные критики того времени — С.А. Венгеров, Н.К. Михайловский и Г.В. Плеханов — отмечали, что Златовратский объективно и беспристрастно исследует крестьянскую жизнь и понимает, о чем пишет. «Мирским заступникам» из среды семидесятников посвящена повесть писателя «Золотые сердца» (1877). Главный литературный герой — интеллигент-подвижник доктор Башкиров.

В 1879 году Златовратский был одним из организаторов журнала «Русское богатство», а также его редактором. Под псевдонимом Н.Оранский в 1880 году он издал программную статью «Народный вопрос в нашем обществе и литературе». Писатель высказывал сомнения в способности народной общины противостоять формированию буржуазного класса и пролетариата.

Идеи и стили народных рассказов Льва Толстого отразились в последующих рассказах Златовратского «Как это было. Мой маленький дедушка и Фимушка», «Белый старичок», «Мои видения. Рассказ одного маленького человека». В их сюжетах действуют мужицкие правдоискатели, которые проповедуют «любовь да совет». Наравне с этим в произведениях Златовратского звучит пессимизм, разочарование — в особенности в повестях «Скиталец» (1881-1884), «Израильская жизнь» и «Барская дочь» (1883) «Безумец» (1887).

Читайте также  Краткая биография межиров

В произведениях «Караваев и его жена» (1885), «Город рабочих» (1885), «Мечтатели» (1893) он отразил глубокий интерес к тяжелому повседневному существованию пролетариев умственного и физического труда. В них появился образ рабочего-бунтаря, который в состоянии осуществить возвышенные идеалы христианского социализма.

В 1890-е годы Златовратский активно публиковал свои публицистические сочинения в журналах по педагогике «Семья и школа» и «Вестник воспитания». Также писатель принимал участие в создании труда братьев Гранат — «Настольного энциклопедического словаря».

С 1900-х писатель годов посещал собрания Н.Д. Телешова — его литературных объединений «Среда». А в дни Декабрьского восстания 1905 года в квартире Златовратского в Москве расположился штаб одной из боевых дружин.

В 1909 году Николая Златовратского избрали почетным академиком по разряду изящной словесности. Писатель оставил о себе множество автобиографических рассказов и мемуаров: «Как это было», «Очерки народной жизни. I. Лес», «Детские и школьные годы», «Свободный станок» и другие. Также его перу принадлежат литературные портреты «А.И. Левитов», «Тургенев, Салтыков, Гаршин», «Из воспоминаний о Н.А. Некрасове как поэте 60-х годов», «Из воспоминаний о Н.А. Добролюбове» и другие.

Недаром Златовратский остался в истории литературы как мемуарист. В своих весьма ценных художественных воспоминаниях об эпохе 60-х Николай Златовратский дал яркий образ бурного и противоречивого времени и не только: еще и описал самого себя — труженика и интеллигента, скромного и честного, щедрого и общительного. Он действительно был таким человеком.

Умер Златовратский 10 декабря (23 — по старому стилю) 1911 года в Москве.

Краткая биография златовратский

Златовратский Николай Николаевич (14[26].12.1845—10[23].12.1911), писатель. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из среды сельского духовенства. Нужда помешала ему получить высшее образование; он вынужден был оставить Петербургский технологический институт. В 1866 Златовратский дебютировал рассказом «Чупринский мир» в журнале «Отечественные записки», где систематически сотрудничал вплоть до его закрытия (1884). В 1876 Златовратский опубликовал сборник «Маленький Щедрин. Сатирические рассказы золотого человека», где подражал манере М. Е. Салтыкова-Щедрина в изображении человека «золотой середины». Главной в творчестве Златовратского стала тема деревни. В повести «Крестьяне-присяжные» (1874—75) ярко проявилось народническое мировоззрение Златовратского. Критически изображая пореформенную действительность, сочувственно рисуя жизнь народа, он противопоставляет жителей города людям деревни — носителям истинной морали.

В рассказах 2-й пол. 70-х — н. 80-х Златовратский создает галерею излюбленных им крестьянских типов («Авраам», 1878, «Деревенский король Лир», 1880, «Горе старого Кабана», 1880, и др.). В публицистических и беллетристических произведениях этой поры — «Деревенские будни» (1897), «Очерки деревенского настроения» (1881), «Красный куст» (1881) — Златовратский реалистически показывал картины пореформенной деревни, с любовью рисовал общину, которая представлялась ему единственным средством в борьбе с капитализмом. «Мирским заступникам» из среды народнической молодежи посвящена повесть «Золотые сердца» (1877). В 1878—83 в «Отечественных записках» печатался программный роман Златовратского «Устои». Его героем выступает Петр Волк, носитель, по мысли Златовратского, «мужицкой идеи». Роман утверждал нравственную красоту крестьянского «мира» и нерушимость общинных устоев. Писатели нигилистического лагеря враждебно встретили эту народническую книгу. В. Г. Короленко объявил Златовратского литературным представителем «теперешнего жалкого и захудалого народничества» с его «мистическим» преклонением перед «народной мудростью». К к. 80-х героем произведений Златовратского становится интеллигент, ищущий положительного идеала, сближения с народом. Повести на эту тему («Скиталец», 1881—84, «Барская дочь», 1883, «Безумец», 1887, и др.) проникнуты пессимизмом и разочарованием в творческих возможностях российской интеллигенции. Увлечение Златовратского идеями толстовства отразилось в рассказе «Мои сидения» (1885) и др. Златовратский оставил интересные воспоминания «Детские и юные годы» (1908—11), цикл автобиографических рассказов «Как это было» (1890 и 1911), «Литературные воспоминания» (1895—97, 1910).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

Златовратский, Николай Николаевич [14(26).XII.1845, Владимир, — 10(23).XII.1911, Москва] – русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из среды сельского духовенства. Гимназистом познакомился с «Колоколом» А.И.Герцена, сочинениями В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, поэзий Н.А.Некрасова, влияние которого сказалось в юношеских стихах З. Жестокая нужда помешала ему получить высшее образование; он вынужден был оставить Петербургский технологический институт. В 1866 году З. дебютировал рассказом «Чупринский мир» в журнале «Отечественные записки», где систематически сотрудничал вплоть до его закрытия (1884). З. печатался также в «Искре», «Будильнике», «Неделе», «Русской мысли». В 80-е годы З. – один из активных сотрудников народнических журналов «Устои», «Русское богатство». З. печатался часто под псевдонимами Маленький Щедрин, Н.Череванин и др. В произведениях конца 60-х – начала 70-х годов З. описывал жизнь рабочих стекольных заводов («Рассказы заводского хлопца», 1868-1870), типографских рабочих, крестьян, пришедших в столицу на заработки («В артели», 1876), полупролетарские слои города («Предводитель золотой роты», 1876). В 1876 году З. опубликовал сборник «Маленький Щедрин. Сатирические рассказы золотого человека», где подражал манере великого сатирика в изображении человека «золотой середины». Однако главной в творчестве З. стала тема деревни. В повести «Крестьяне-присяжные» (1874-1875) ярко проявилось народническое мировоззрение З. Критически изображая пореформенную действительность, сочувственно рисуя страдания народа, он противопоставляет жителей города людям деревни – носителям «истинной» морали.

В рассказах 2-ой половины 70-х – начала 80-х годов З. создает галерею излюбленных им крестьянских типов («Авраам», 1878, «Деревенский король Лир», 1880, «Горе старого Кабана», 1880 и др.). В публицистических и беллетристических произведениях этой поры – «Деревенские будни» (1879), «Очерки деревенского настроения» (1881), «Красный куст» (1881) – З. реалистически воспроизводил картины пореформенной деревни, вторжение в жизнь хищников-кулаков и вместе с тем идеализировал общину, которая представлялась ему единственным средством в борьбе с мироедами. «Мирским заступником» из среды народнической молодежи посвящена повесть «Золотые сердца» (1877). В 1878-1883 годах в «Отечественных записках» печатался программный роман З. «Устои». Его героем выступает Петр Волк, носитель, по мысли З., «мужицкой идеи», а в действительности делец, жестокий и предприимчивый. Роман, создававшийся с целью утвердить нравственную красоту крестьянского «мира» и нерушимость «устоев», на деле обнажал фиктивность этих общинных устоев. Писатели демократического лагеря в условиях реакции 80-х годов критически встретили эту ортодоксально-народническую книгу. В.Г.Короленко считал З. литературным представителем «теперешнего жалкого и захудалого народничества» с его «мистическим» преклонением перед «народной мудростью». К концу 80-х годов З. переживал идейный кризис. Героем его произведений становится интеллигент, ищущий положительного идеала, сближения с народом. Повести на эту тему («Скиталец», 1881-1884, «Барская дочь», 1883, «Безумец», 1887, и др.) проникнуты пессимизмом и разочарованием. Увлечение З. идеями толстовства отразилось в рассказе «Мои видения» (1885) и др. В ряде произведений 80-90-х годов З. сумел реалистически показать жизнь кустарей, рабочих, разночинцев («Город рабочих», 1885, «Мечтатели», 1893, и др.). В начале 1900-х годов он участвовал в собраниях «Среды». Революцию 1905 года встретил сочувственно. З. оставил интересные воспоминания «Детские и юные годы» (1908-1911), цикл автобиографических рассказов «Как это было» (1890 и 1911), «Литературные воспоминания» (1895-1897 и 1910). В 1909 году избран почетным академиком по разряду изящной словесности.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Сочинения:

Сочинения, т. 1-3, М., 1897;

Собрание сочинений, т. 1-8, СПб, [1912-1913];

Избранные произведения, М., 1947;

Воспоминания, М., 1956;

Надо торопиться. Сироты 305 версты, М., 1961.

Литература:

Богданович А.И., Н.Н.Златовратский, в сб.: Годы перелома, 1895-1906, СПб, 1908;

Бонч-Бруевич В.Д., В.И.Ленин о книгах и писателях, «Литературная газета», 1955, 21 апреля, № 48;

Короленко В.Г., Великий пилигрим, Собр. соч., т. 8, М., 1955;

Кропоткин П.А., Златовратский и другие беллетристы-народники, в его кн.: Идеалы и действительность в русской литературе, СПб, 1907;

Сакулин П.Н., Народничество Н.Н.Златовратского, «Голос минувшего», 1913, № 1;

Мокрушин А.А., Реализм рассказов и повестей Н.Н.Златовратского 70-х годов, «Ученые записки МОПИ им.Крупской», 1958, т. 66, в. 4;

Мокрушин А.А., Творчество Н.Н.Златовратского 80-х и 90-х годов, там же, 1960, т. 86, в. 7;

Сухоставская Л.А., Крестьянство в романе Н.Златовратского «Устои», «Научные записки Киевского пединститута им. Горького», 1959, т. 31;

Скиталец, Златовратский, в его кн.: Повести и рассказы. Воспоминания, М., 1960;

Горбанев Н., Н.Н.Златовратский в оценке Г.В.Плеханова, «Русская литература», 1963, № 3;

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: