Административные центры формирующейся государственной власти

Административно-территориальные формы организации государственной власти Административно-территориальные формы организации государства (или формы государственного устройства) могут основываться

Административные центры формирующейся государственной власти

Административно-территориальные формы организации государственной власти

Административно-территориальные формы организации государства (или формы государственного устройства) могут основываться на двух принципах: унитаризма и федерализма, в соответствии с которыми государства разделяются на унитарные и федеративные.

Унитаризм представляет собой модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции центром. Воплощением принципа унитаризма является унитарное государство, которое представляет собой слитное государство, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц. Отличительными признаками унитарного государства выступают: единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; единое гражданство и единая система права; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти и подразделение на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых характеризуется наличием административной автономии для отдельных территорий. Например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.

Понятие «федерализм» происходит от латинского foedus, что означает «договор», «союз», «соглашение». С конца XIX в. термин «федерализм» использовался для обозначения ассоциации, части которой сохраняют свою административную или финансовую независимость. Д. Кинг отмечает, что «федерализм — это институциональное соглашение о форме суверенного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством». В. Рикер определяет федерализм как политическую организацию, в которой власть разделяется между региональными правительствами и центральным правительством и каждый тип правительства имеет область принятия окончательных решений. Федерализм можно рассматривать как пространственное или территориальное разделение властей. Д. Элазар рассматривает федерализм как «фундаментальное разделение властей среди множества центров». Именно поэтому федерация трактуется как многоуровневая система институтов, осуществляющих функции политического управления.

Институтами федерации являются:

  • ? как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов федерации;
  • ? устойчивая конституция, распределяющая власть между центром и федеральными единицами;
  • ? двухпалатный парламент, одна палата которого представляет интересы различных сегментов общества, а другая — интересы регионов;
  • ? право федеративных единиц на внесение изменений в общефедеральную конституцию;
  • ? право внесения изменений в региональные конституции (не противоречащих общефедеральной конституции) за региональными органами власти;
  • ? долевое управление (центр + регионы);
  • ? самоуправление регионов;
  • ? политический иммунитет против права сецессии.

Взаимодействие федеративных институтов, их композиция порождают многообразие форм и моделей федерализма.

Дуалистическая форма федерализма характеризуется четким распределением полномочий между центром и регионами. Решения, которые входят в совместную компетенцию центра и регионов, должны приниматься на основе взаимных соглашений и сделок. Такая форма федерализма, согласно немецкому политологу Р. Шульце, является идеальным типом. В качестве примера этой формы федерации можно привести США.

Кооперативная форма федерализма определяется договоренностью между составными частями государства и сотрудничеством между федеральным правительством и правительствами регионов. Такое сотрудничество касается прежде всего осуществления крупных социально-экономических программ, способных приносить выгоду всему сообществу. Примером этой формы федерализма может служить Германия.

Конкурентная форма федерализма отличается конкуренцией между регионами за приток капиталов, рост инвестиций и т. п. Конкуренция, развивающаяся по «горизонтали», дополняется сотрудничеством и компромиссом по «вертикали» (т. е. между центром и регионами). Конкуренция может порождать как большую активность регионов, так и острый конфликт между ними. Такие конфликты достаточно часто встречаются в практике федерализма Германии.

Промежуточная форма федерализма сочетает в себе элементы как кооперативной, так и конкурентной форм. Выделяются две альтернативы развития такой формы. В случае усиления роли центра промежуточная форма может трансформироваться в кооперативную, как это случилось в Германии. В том случае, если верх берут тенденции усиления автономии регионов, государству может угрожать трансформация в конфедерацию. Примером последнего является Канада.

Д. Элазар выделяет три модели федерализма: «пирамида», «периферия—центр», «федеральная матрица».

Модель пирамиды предполагает жесткую иерархию во взаимоотношениях центра, регионов и местного самоуправления. Такая модель в большей степени харак-

Рис. 8.2. Модель

Рис. 8.1. Модель пирамиды «периферия—иёнтр»

Рис. 8.3. Матричная модель федерации

терна для политических систем, ориентированных на мобилизацию ресурсов с целью ускоренного развития или нейтрализации внешних угроз (рис. 8.1).

Модель «периферия—центр* предполагает равенство регионов между собой при одновременном доминировании центра по отношению к ним. В этой модели органично сочетаются традиции территориального плюрализма с централизованным управлением (рис. 8.2).

В модели федеральной матрицы (рис. 8.3) отсутствует жесткая соподчинен- ность и иерархия власти. Центры власти располагаются и по горизонтали, и по вертикали. Власть в этой модели имеет дисперсный характер. На любом уровне власть распределяется как по вертикали (законодательные, исполнительные органы власти), так и по горизонтали (судебные и административные органы власти). Все уровни и центры власти оказываются взаимосвязаны: субъекты власти регионов через федеральную законодательную и исполнительную ветви власти, законодательные органы всех уровней — между собой, как и административные органы власти. В определенном смысле матричная модель представляет собой идеальный тип федерации.

Особое внимание уделяется в теории федерализма проблеме централизации/ децентрализации власти. Под децентрализацией понимается рассредоточение, разделение власти между различными центрами. Швейцарский политолог М. Росси выделяет четыре основные формы децентрализации:

  • ? деконцентрация — передача части властных функций центром нижестоящим структурам территориального управления;
  • ? делегация — передача определенных видов ответственности территориальным структурам управления;
  • ? деволюция — передача определенных полномочий и ресурсов от центра территориальным структурам управления;

Рис. 8.4. Взаимоотношения между централизацией/ децентрализацией и унитаризмом/федерализмом

? экономическая децентрализация — уменьшение государственного управления экономикой, стимулирование развития частного сектора.

Чаще всего федерализм ассоциируется с децентрализацией власти. В действительности отношения между централ изацией/децентрализа- цией и унитаризмом/федерализмом могут быть весьма многообразными. Эти отношения показаны на рис. 8.4.

Очевидно, что все государства можно разделить на: 1) федеративные и децентрализованные; 2) федеративные и централизованные; 3) унитарные и децентрализованные и 4) унитарные и централизованные. Американский политолог А. Лейпхарт исследовал 36 демократий и разделил их на четыре группы, оценив степень децентрализации с помощью специального индекса. Результаты его исследований представлены в табл. 8.1.

Таблица в. 1

Степень федерализма и децентрализации в тридцати шести демократиях, 1945-1996 гг.

Фелеральные и леиентрализованные (5)

Бельгия (после 1993)

Фелеральные и централизованные (4)

Полуфелеральные (3)

Бельгия (до 1993) (3,1)

Унитарные и леиентрализованные (2)

Унитарные и централизованные (1)

Источник: LijphanA. Patterns of Democracy: Government Forms and Performance in Thirty-Six Countries. New Haven; London, 1999. P. 189.

Можно отметить ряд достоинств и недостатков, присущих федерализму. Достоинства

  • 1. Наличие многочисленных барьеров на пути злоупотреблениям власти. Во-первых, разграничение предметов ведения между федерацией в целом и ее субъектами существенно ограничивает власть. Во-вторых, наличие специфических интересов субъектов федераций требует их согласования и препятствует монополизации власти.
  • 2. Эффективность инноваций. Федеративная система государственного устройства позволяет минимизировать ошибочные решения на общегосударственном уровне. В федерации существует возможность апробировать любые нововведения, проекты реформ в одном или нескольких субъектах федерации, определив тем самым эффективность планируемых социальных и политических инноваций. Полученный положительный опыт может быть в дальнейшем реализован в масштабах всей федерации.
  • 3. Расширение возможностей преодоления конфликтов. В федеративных государствах сужается социальное пространство конфликтов. Чаще всего они возникают и развиваются на региональном уровне, имеют автономный характер и не подрывают стабильность государства.
  • 4. Активизация политического участия. Федерализм позволяет разнообразить формы политического участия. Индивиды имеют право участвовать не только в выборах общефедеральных органов власти, но и на уровне субъектов федерации, а также в выборах в органы местного самоуправления.
  • 5. Военные и политические преимущества. Федерализм позволяет объединить ресурсы и силы для обеспечения национальной безопасности и достижения внешнеполитических целей.
  • 6. Экономический выигрыш. Федеративное государственное устройство позволяет снять таможенные барьеры между регионами, минимизировать затраты для внутреннего перемещения товаров, рабочей силы и других ресурсов, а также создать общие «правила игры» в экономике, что существенно облегчает работу на внутреннем рынке.
  • 1. «Эгоизм» субъектов федерации. Каждый субъект имеет специфические интересы, которые могут противоречить интересам других субъектов. Стремление к их реализации, ущемляющее интересы других участников федерации, ослабляет государство в целом.
  • 2. Проблемы координации. Усложняется координация деятельности органов власти, особенно если они мало зависят друг от друга. Полицентризм власти приводит к затягиванию решений, что обусловлено необходимостью их согласования между различными уровнями власти. Подчас достаточно сложно определить, какой институт власти за что отвечает. Возникают проблемы строительства властной вертикали.
  • 3. Социально-экономическое неравенство. В условиях федерализма возможно существование достаточно глубоких социальных различий (в уровне экономического развития, доходов населения и т. п.) между различными регионами и субъектами федерации.

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Читайте также  Советская внешняя политика перед вов

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Административно-политическое устройство России

Административно-политическое устройство России представляет собой довольно сложный механизм управления. Он формируется на основе равноправия всех субъектов федерации и одновременно на предоставлении больших возможностей для самоуправления тем субъектам, которые имеют государственность (республикам). Политическое устройство России также весьма неоднозначно. Давайте попробуем все-таки разобраться, что собой представляет административный и государственный строй в РФ.

Форма правления

Прежде всего узнаем, каково устройство политической системы России. Согласно Конституции, РФ имеет форму республиканского правления. Но это довольно расплывчатое понятие, так как у республиканской модели — множество различных подвидов.

Если быть точнее, то форма политического устройства России смешанная. Но это также ещё не полная характеристика. Учитывая, что на политику страны оказывает значительное влияние как президент, так и Государственная дума (с превалированием первого), можно охарактеризовать государственно-политическое устройство России как смешанную президентско-парламентскую республику. Это довольно сложная по структуре, но тем не менее популярная в мире форма правления. Естественно, в российской парламентско-президентской республике имеются свои нюансы.

Конституционный строй

Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.

Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ — социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.

В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.

Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.

Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.

Органы власти

Политическое устройство России и конституционный строй играют определяющую роль в формировании органов власти. Конституция предполагает разделение власти на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. У каждой из них имеются свои функции и полномочия. Считается, что эффективное взаимодействие между ветвями власти способно обеспечить процветание государства. Кроме того, аналогичное подразделение ветвей власти имеется у государственных образований внутри России. Это субъекты Федерации, которые имеют статус республик.

Законодательная власть

Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название «Федеральное собрание». Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них — утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.

Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного — от законодательного органа, а другого — от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.

Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).

Исполнительная власть

Высшим институтом исполнительной власти РФ является правительство. Возглавляет его председатель правительства. Данная должность идентична посту премьер-министра в других странах.

Читайте также  Александр колчак: жизнь верховного правителя российского государства

Председатель правительства предлагается и назначается на свою должность президентом, но после утверждения данной кандидатуры Государственной думой. До утверждения претендент имеет статус исполняющего обязанности председателя правительства. Остальные члены правительства назначаются президентом по ходатайству председателя. Само правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Государственной думе.

В полномочия правительства входит осуществление распорядительной и исполнительной власти в стране, разработка проекта бюджета и других законов и нормативов.

Судебная власть

Следующей ветвью, которая составляет политическое устройство России, является судебная власть. Её структура состоит из судов различных инстанций, которые подразделяются на Конституционный суд, суды общей юрисдикции (уголовный, административный, гражданский, военный), арбитражный суд, а также специальный дисциплинарный орган для судей. Кроме того, особняком стоит Верховный суд РФ.

Судьи назначаются на свои должности различными органами власти, в зависимости от того, какого типа суд они представляют. Но в то же время судебная власть считается независимой от других ветвей.

Президент

В отличие от вышеописанных структур должность президента РФ формально не считается ветвью власти. Президент — гарант Конституции. Этот аспект обозначает устройство политической системы России. Кроме того, президент является главой государства. Срок действия полномочий президента составляет 5 лет. Данная должность не может заниматься одним и тем же лицом более двух раз подряд.

Территориальное устройство

Выше мы говорили о том, какое имеет современная Россия политическое устройство. Теперь настало время изучить её территориальное деление.

В настоящий момент существует сразу несколько типов территориального деления РФ. Из них наиболее важные следующие:

  • административное деление;
  • муниципальное деление;
  • экономическое районирование;
  • деление на федеральные округа;
  • деление на военные округа.

О каждом из этих типов внутригосударственных образований мы подробнее поговорим ниже.

Административное деление

Административно-политическое устройство России имеет несколько уровней. Высшим из них является уровень субъектов Федерации. Данные образования принято ещё называть регионами. Согласно Конституции, Россия имеет федеративное устройство, а её субъекты являются составными частями государства, имеющими равные права.

Вместе с тем регионы России неоднородны по своей сущности. Из 85 субъектов Федерации 22 региона имеют республиканский статус, 9 – краевой, 46 – областной. Кроме того, в число субъектов входит 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Из всех вышеперечисленных регионов наибольшие возможности в самоуправлении имеют республики, которые по сути являются государствами внутри государства. У них имеется собственная Конституция, государственные языки, правительство и т. д. Но влияние республик на общую политику России не больше, чем у других регионов страны.

Три из четырёх автономных округов являются одновременно составными частями других субъектов РФ. Исключение составляет Чукотский АО, который не входит в состав других регионов страны.

Муниципальное деление

Кроме того, в Российской Федерации существует деление по муниципальному признаку. Муниципальное образование – это единица территориального самоуправления. Как правило, они являются составной частью регионов.

Согласно российскому законодательству, в настоящее время существует семь видов муниципальных образований: сельское и городское поселение, городской округ, муниципальный район, внутригородской район, внутригородская территория, городской округ с внутригородским делением.

Экономическое районирование

Социальное, политическое, экономическое устройство России было бы неполным без описания экономического районирования. Экономические районы – это группа регионов, связанных общими хозяйственными связями. Данный вид группирования регионов страны существовал еще в Советском Союзе и берет начало со времен Российской империи.

В настоящее время существует 12 экономических районов России. Но данный метод территориального деления уже фактически отжил своё. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Крым после присоединения не включили в экономическое районирование.

Федеральные округа

Деление России на федеральные округа было введено в 2000 году. Именно данный вид структуризации по большому счету сейчас замещает экономическое районирование, хотя и последнее официально не упразднено.

В России насчитывается девять федеральных округов. Самый крупный из них по территории — Дальневосточный, а по численности населения – Центральный, главным городом которого является Москва. Центральными городами других округов тоже, как правило, являются самые большие населенные пункты данных региональных объединений.

Военные округа

Точно так же, как и федеральные округа с экономическими районами, военные округа считаются частью территориального деления России. Они являются фактическим объединением конкретных военных соединений, расположенных на определенной территории. Деление на округа было принято для более удобного взаимодействия между ними по разным вопросам, включая снабжение и призыв населения в ряды армии. Также данная структуризация должна обеспечить более надежную оборону регионов России в случае вторжения вражеских войск на территорию страны.

В настоящее время (с 2010 года) насчитывается четыре военных округа: Южный, Восточный, Западный и Центральный. Но так было не всегда. В 1991 году их насчитывалось девять, но постепенно численность уменьшалась путем укрупнения округов. Это способствует оптимизации распределения военных ресурсов, а также сокращению расходов на административный аппарат воинских сил страны.

Общие выводы

Как видим, общественно-политическое устройство России довольно сложно и имеет многоуровневый характер. Но это и неудивительно, ведь устройство самого большого государства мира с учетом интересов всех национальностей, общественных образований и религиозных общин, проживающих в нем, по определению не может быть простым.

Тем не менее остается довольно обширный простор для совершенствования. Уже можно сказать, что нынешняя структуризация более эффективна, чем политическое устройство России в 20 веке, когда только распался СССР. Но ещё предстоит много сделать для того, чтобы хотя бы приблизить уровень государственного управления к оптимальным показателям. Данная задача по силам только в случае совместных действий органов власти и граждан страны, которые их избирают. Только это может гарантировать позитивные изменения в указанном направлении.

Административная территориальная единица государства

Любому государству присуще разделение на отдельные части всей его территории. Это необходимо для создания местного самоуправления, осуществления управленческой деятельности. Административная территориальная единица формирует структуру государства. Это формальные регионы, которые имеют политический и экономический смысл.

Совокупность таких единиц составляет административно-политическое деление страны. Причем процедуру деления можно рассматривать и как процесс создания определенной структуры, и как его конечный результат. При этом образуются различные административные единицы.

Общая характеристика

Административно-территориальной единицей является часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.

Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.

Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.

Особенности разделения стран

Деление территории страны на отдельные части имеет древнее происхождение. Это было присуще множеству государств в прошлом и настоящем. Отличие заключается только в сложности такого устройства.

Не во всех странах существует такая категория, как административная территориальная единица. Так, например, в Монако подобной практики нет. Площадь страны разделена на 3 коммуны. Однако они не признаются отдельными единицами.

В некоторых странах при их распаде границы областей могут формировать отдельные государства. В этом случае возможно возникновение множественных территориальных споров.

Особенности разделения в РФ

Административно-территориальные единицы России формируются под воздействием законодательной деятельности представительных органов. Существуют определенные принципы, по которым происходит подобный процесс. Законодательство регулирует полномочия органов местного самоуправления.

Взаимоотношения между государством и его регионами имеют несложную форму. Поэтому правительство может менять районирование без процедуры одобрения местными властями таких решений.

Принципы формирования регионов в РФ

Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.

По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.

Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.

Факторы разделения

Существует несколько основных факторов, по которым формируется каждая основная административно-территориальная единица. Это происходит под воздействием природно-географических, этнических, культурных, социальных и экономических особенностей развития. В связи с этим можно выделить несколько групп факторов. Они определяют формирование системы.

Этнокультурные факторы определяют территориальную структуру в многонациональных государствах. Такие области обладают четко выраженными на местности объектами. Чтобы избежать сепаратизма национальных меньшинств, правительство редко определяет границы области по этому принципу.

Исторические факторы сложились много веков назад. Сохранившись и по сей день, они могут формировать карту страны. Система расселения (демографический фактор) также может влиять на этот процесс. В некоторых случаях территориальные единицы формируются под воздействием природных (географических) факторов.

Важным сегодня является экономический фактор. Он определяет разделение территории по профилю производства, направления хозяйственной деятельности.

Типы территориальных единиц

Чтобы понять, как называется территориальная административная единица в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.

Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.

Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.

Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.

Формат подчинения

Административно-территориальные единицы страны могут отличаться различной степенью подчинения государственным властям. В зависимости от этого выделяют несколько форматов организации структурных элементов.

Автономный регион отличается повышенным политическим статусом. Их уровень самоуправления высок. Чаще всего подобные единицы выделяют по этнокультурному признаку.

Ко второму типу подчинения относятся регионы, в которых присутствует особый порядок управления. К таким структурным единицам могут относиться регионы с особой геополитической ситуацией. Чаще всего они живут в условиях жесткого контроля со стороны централизованной власти.

Третьей формой являются области с пониженным политическим статусом. Такие регионы могут не обладать совсем или только частью признаков субъектов. Они имеют небольшое количество жителей или малый размер.

Столичные округа характеризуются наличием крупного города, которые обладают некоторой автономией или особыми правами.

Экстерриториальные территории выделяют по этническому признаку. Также существуют заморские территории, которые образовались после распада колоний. Их принято называть владениями. Также существуют неконтролируемые регионы.

Название структурной единицы

Чтобы разобраться, какая административно-территориальная единица функционирует в регионе, следует рассмотреть особенности их топономики. Различают наименования и названия подобных структурных элементов государств. Под наименованием подразумевают синонимы формальных регионов. Они могут быть общими для многих стран или встречаться исключительно в одном государстве.

Читайте также  Предпосылки объединения русских земель

Условно для определения понятия территориальной административной единицы в любой стране можно использовать слово «провинция». Остальные формы считаются производными от нее.

В большинстве государств применяется одно наименование для структурных единиц. Однако для сложных федераций возможно применение более сложной организации. В этом случае именования могут формироваться в результате исторических факторов, размера территории и т. д.

Название же устанавливается для конкретной территории, обладающей уникальными характеристиками.

Уровень дробности

Административная территориальная единица входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.

Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.

Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.

Административный центр

Административно-территориальная единица государства имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.

Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.

Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.

Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.

Закрытые образования

Административная территориальная единица в РФ может быть закрытой. К таким образованиям относятся структурные элементы, которые имеют органы самоуправления и промышленные предприятия по производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных отходов и т. д.

Это тоже территориальная административная единица. Ее границы определяются в соответствии с действующим режимом безопасности, а также потребностями его развития.

Рассмотрев основные принципы выделения административно-территориальных единиц, можно глубже вникнуть в принципы государственного деления и подчинения регионов в РФ и других странах мира.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Характеристика различных административно-территориальных единиц

Административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Российской Федерации в определенных границах, которая устанавливается с целью реализации функций государственного управления, которая была образована при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, установленные законодательными актами.

Основными административно-территориальными единицами являются сельские районы и города.

Сельский район представляет собой административно-территориальное образование, которое не входит в состав иных административно-территориальных образований, которое включает в себя несколько сельских советов, поселковых советов и городов районного значения и имеющее единый административный центр

Одним из видов сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, который относит себя к определенной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на территории субъекта Российской Федерации.

На территории Алтайского края находится Славгородский немецкий национальный район.

Город областного (республиканского) значения – административно-территориальная единица, которая включает в себя город и административно подчиненный один или несколько населенных пунктов вместе с землями, которые прилегают к их территории и являются необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

В городе областного значения населения должно составлять не менее 50 тысяч человек. В свою очередь, крупные города подразделяются на внутригородские районы.

Внутригородским районом называется – административно-территориальная единица, которая входит в состав областного (республиканского) значения, и состоит из части его территории и административно подчиненного ему населенного пункта в совокупности с землями, прилегающими к ним, которые являются необходимыми для развития города и населенных пунктов.

Помимо городов областного значения, территория субъекта Российской Федерации включает в себя также город районного значения.

Городом районного значения называется административно-территориальная единица, которая входит в состав сельского района и состоит из города и земель, прилегающих к нему, которые необходимы для развития городской инфраструктуры. Численность населения города районного значения должна составлять не менее 11000-15000 человек. Численность регулируется законодательными актами об административно-территориальном устройстве каждого российского субъекта по различным критериям.

Отдельными случаями предусмотрено определение меньшего по численности населения города, но имеющего важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, к категории «город районного значения».

Сельский район включает в себя такие административно-территориальные единицы, как поселок и село.

Поселком городского типа называется единица, на территории которой размещены промышленные предприятия, строительные объекты, узлы железнодорожного сообщения и иные объекты промышленной инфраструктуры или основное назначение которой – это предоставление санитарных услуг или организация летнего отдыха для населения, численность которого более 3000 человек.

Отдельными случаями предусмотрено определение населенных пунктов с меньшим количеством населения, но имеющих перспективу развития экономики и демографического роста населения.

Сельским населенным пунктом называется село, деревня и иные населенные пункты сельского типа, основной деятельностью жителей которого является сельскохозяйственное производство.

Сельское поселение – территориальная единица, включающая в себя несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, границы которой совпадают с границами муниципального образования, имеющего статус сельского поселения.

Предусмотрено наличие на территории Российской Федерации закрытого административно-территориального образования.

Закрытое административно-территориальное образование – образование, в границах которого располагаются промышленные предприятия военной отрасли – разработка, изготовление, ранение, утилизация оружия массового поражения; переработка радиоактивных материалов; военные и иные объекты, которые обладают особым режимом безопасного функционирования и ораны государственной тайны, в частности специальные условия проживания граждан на этой территории.

Московская область включает в себя три ЗАТО – г. Краснознаменск, поселок Восход и поселок Молодежный.

В качестве административного центра административно-территориального образования выступает городской или сельский населенный пункт, находящийся в пределах территории соответствующего образования, определяемый в качестве местонахождения органов государственной или муниципальной власти.

Новый тип административно-территориальных единиц

В последнее время начинают формироваться нетрадиционные административно-территориальные единицы.

Территории города Москвы подразделена на округа, а округа, в свою очередь, на городские районы.

При объединении некоторых субъектов, бывшие субъекты приобрели положение, называемое «административно-территориальная единица с особым статусом».

Федеральным законом, принятого 14 октября 2005 года №6 «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа», а именно частью 1 статьи 5 регламентировано создание административно-территориальной единицы с особым статусом в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Данный особый статус установлен федеральным законодательством, Конституцией РФ и законодательными актами нового субъекта Российской Федерации.

Под особым статусом административно-территориальных единиц предполагается сохранение территории, которой им уже принадлежала на момент объединения с иными субъектами России. Уставами вновь образованных российских субъектов устанавливаются специальные правовые нормы об этнических меньшинствах, которые проживают на территории административно-территориальных единиц с особым статусом. В состав государственных органов исполнительной власти входит специальный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом.

В Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководителем которого является префект – представитель края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание включает в себя 60 депутатов, 2 из которых представляются квотой, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Такая же норма распространена и на Красноярский край. Иные административно-территориальные единицы не имеют подобного представительства.

Вопросы по административно-территориальному устройству относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К вопросам в сфере административно-территориального устройства законодательных органов государственной власти субъекта России относятся следующие:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация административно-территориальных единиц;
  • Установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
  • Определение и перенос административных районных центров;
  • Рассмотрение предложений о присвоении административно-территориальным единицам, их переименовании.

Ведение органа исполнительной власти субъекта (глава администрации, губернатор) включает в себя такие действия, как:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация городов районного значения, дачных или рабочих поселков, сельских населенных пунктов (села, деревни, хутора и иные виды населенных пунктов сельского характера);
  • Внесение проектов нормативно-правовых актов в орган законодательной власти по вопросам в сфере административно-территориального устройства;
  • Подготовка материалов с предложениями присвоения наименований и в переименовании административно-территориальных единиц;
  • Присвоение имен государственных или общественных деятелей, представителей культуры, науки, улицам и иным элементам населенных пунктов;
  • Регистрация, учет, и структурирование административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: