Боевые действия северного флота - Sogetsu-Mf.ru

Боевые действия северного флота

Николай Стариков политик, писатель, общественный деятель «Театр боевых действий, требующий особой закалки»: как Красная армия остановила нацистов в Заполярье «Театр боевых действий,

Боевые действия северного флота

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

«Театр боевых действий, требующий особой закалки»: как Красная армия остановила нацистов в Заполярье

«Театр боевых действий, требующий особой закалки»: как Красная армия остановила нацистов в Заполярье

80 лет назад началась Битва за Заполярье. Нацисты попытались прорвать советскую оборону, планируя быстро захватить Мурманск и Архангельск, чтобы лишить СССР выхода в Северный Ледовитый океан и получить новый маршрут движения на восток. Однако отчаянное сопротивление частей Красной армии, Военно-морского флота и пограничников остановило продвижение гитлеровцев, а на хребте Муста-Тунтури красноармейцы даже смогли сохранить в неприкосновенности пограничный знак бывшей советско-финской границы. По словам историков, успешные действия в Заполярье помогли Красной армии удержать Ленинград, а также сохранить пути обеспечения военных поставок по ленд-лизу.

29 июня 1941 года немецко-финские войска попытались прорвать оборону Красной армии в Заполярье. Нацисты планировали захватить порты Мурманска и Архангельска, однако смогли продвинуться только на незначительное расстояние из-за ожесточённого сопротивления советских войск. Таким образом, гитлеровцы лишись возможности заблокировать поставки по ленд-лизу и не смогли развить наступление вглубь СССР с северного направления.

Оборона Заполярья

«Нацисты заранее готовились к атаке на Мурманск. Они придавали захвату города серьёзное значение. Это позволило бы им взять под свой контроль незамерзающий порт на севере Европы, расположенный рядом с крупными базами Военно-морского флота. Кроме того, гитлеровцы рассчитывали организовать в Заполярье добычу никеля и получить возможность высаживать десанты по всему побережью Северного Ледовитого океана», — рассказал в беседе с RT специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.

Для действий в Заполярье в ходе вторжения со стороны Финляндии гитлеровское командование разработало план под кодовым названием «Голубой песец», реализация которого была возложена на армию «Норвегия». Входивший в её состав горный корпус «Норвегия» должен был захватить военно-морскую базу в городе Полярный, блокировать Кольский залив и во взаимодействии с 36-м армейским корпусом оккупировать Мурманск. Находящийся в оперативном подчинении армии «Норвегия» 3-й финский корпус должен был захватить Ухту, Кестеньгу, посёлок Лоухи и перерезать Кировскую железную дорогу севернее Кеми.

В дальнейшем в рамках реализации плана «Голубой песец» нацистские войска должны были занять Архангельск, заблокировать северные коммуникации, связывающие СССР с другими странами, а также прервать связь между северными и центральными регионами РСФСР.

Общая численность гитлеровской группировки, которую планировали задействовать в советском Заполярье и Карелии, достигала 530 тыс. человек. Поддержку ей оказывали военно-морские и военно-воздушные силы рейха.

С советской стороны границу с Финляндией защищали силы Северного фронта общей численностью около 400 тыс. военнослужащих. Мурманск прикрывала входившая в его состав 14-я армия, в оперативном подчинении которой находились силы Северного флота и местные погранотряды.

Колонна нацистских войск на Мурманском направлении / © Wikimedia Commons

На рассвете 29 июня 1941 года силы нацистского горного корпуса «Норвегия», имея в полосе своего наступления четырёхкратное численное превосходство над частями Красной армии, попытались прорвать советскую оборону на мурманском направлении. Однако за день гитлеровцам удалось продвинуться на различных участках только на 3—12 км. Не слишком успешными были действия нацистов и в последующие дни.

7 июля гитлеровские войска попытались сделать новый рывок. Они форсировали реку Западная Лица и вклинились в оборону советских войск. Однако часть сил нацистов отвлёк высаженный у них в тылу десант, состоявший из батальона пограничников. Это позволило основным силам советских войск перейти в контрнаступление и отбросить врага.

Боевые действия на Кольском полуострове / © Минобороны России

В августе нацистское командование передисцлоцировало в Заполярье дополнительные части из Греции, Норвегии, а также подразделения финской армии. Однако новая попытка наступления, предпринятая в начале осени 1941 года, закончилась для гитлеровцев неудачей. 22 сентября командование вермахта решило приостановить наступление на Мурманск. Примерно в то же время нацистам пришлось перейти к обороне и на Кандалакшском направлении.

Как рассказал в беседе с RT действительный член Академии военных наук РФ Андрей Кошкин, нацисты, не сумев прорваться к Мурманску, укрепились на хребте Муста-Тунтури, превратив его в настоящую крепость. Бои в этом районе продолжались более трёх лет, причём всё это время красноармейцы сохраняли на Муста-Тунтури пограничный знак А-36 на старой советско-финской границе, которую в этом месте враг пройти не смог.

«Не сумев захватить Мурманск, нацисты в отместку подвергали город варварским бомбардировкам. Согласно некоторым подсчётам, Мурманск стал вторым после Сталинграда советским населённым пунктом по количеству нацистских бомб, сброшенных на квадратный метр его территории. В некоторые дни количество налётов превышало 15», — подчеркнул эксперт.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска / © histrf.ru

По словам Александра Михайлова, характер боевых действий в Заполярье существенно отличался от боёв на других участках советско-германского фронта. Особенности рельефа осложняли использование военной техники и обустройство сплошных линий обороны, а из-за климатических условий постоянное нахождение на боевых позициях превращалось в тяжёлое испытание.

«Советское командование практиковало заброску разведывательно-диверсионных групп в тыл врага. Нашим бойцам приходилось совершать многокилометровые марши в тяжелейших погодных условиях. Учитывая малое количество населённых пунктов, у них не было возможности отдохнуть и обогреться. Заполярье — это театр боевых действий, требующий особой силы и закалки как физической, так и моральной», — заявил в разговоре с RT доцент ГАУГН Дмитрий Суржик.

Ушедших на фронт мужчин на предприятиях Мурманска заменяли старики, женщины и дети, часто работавшие до 14 часов в сутки. Жители столицы советского Заполярья продолжали ловить рыбу и обеспечивать продуктами не только население города, но и фронт.

Оборонительные бои 14-й армии на мурманском направлении, июль — сентябрь 1941 года / © Минобороны России

Как отметил Александр Михайлов, благодаря тому, что Красная армия остановила нацистов в Заполярье, Мурманск и другие северные порты стали важными «морскими воротами», через которые СССР принимал поставки по ленд-лизу. В одном только Мурманске было обработано не менее 1,2 млн тонн иностранных грузов.

Переломный момент

В 1942 году Красная армия попыталась отбросить нацистов с территории Советского Заполярья, однако из-за сложных погодных условий и нехватки боеприпасов эти действия не увенчались успехом. Линия фронта на суше стабилизировалась. В 1943 году советской авиации удалось завоевать господство в воздухе.

«Летом 1944 года Красная армия блестяще провела Выборгско-Петрозаводскую операцию, после чего власти Финляндии, которые ещё совсем недавно вели себя уверенно, сами запросили мира с Москвой. Это сразу же сделало положение нацистов в Заполярье не таким устойчивым, как раньше. Германия потеряла важного союзника», — отметил Андрей Кошкин.

7 октября 1944 года советские войска начали Петсамо-Киркенесскую операцию. В это время непосредственно в районе Мурманска гитлеровцы держали 53-тысячную группировку, усиленную артиллерий и бронетехникой и опиравшуюся на хорошо подготовленные укрепления.

Основу советской ударной группировки составила 14-я армия численностью свыше 113 тыс. человек. Наступление сухопутных сил Красной армии поддерживалось высадкой морских десантов в тылу противника.

В ночь на 15 октября 1944 года советские войска разгромили нацистскую группировку в районе Петсамо. 21 октября части советского 113-го стрелкового корпуса достигли границы с Норвегией. На следующий день подразделения Красной армии овладели посёлком Никель. 25 октября красноармейцы освободили от нацистов норвежский город Киркенес. Четыре дня спустя советские войска завершили Петсамо-Киркенесскую операцию, освободив от нацистов советское Заполярье и изгнав их из Северной Норвегии.

Советские войска в ходе боевых действий 1944 года / © histrf.ru

«Хотя борьба за Заполярье в годы Великой Отечественной войны не так на слуху, как Сталинградская или Курская битвы, роль в войне она сыграла колоссальную. Если бы нацисты лишили нас Мурманска и Архангельска, то получили бы возможность наносить удары по нашим войскам с северного направления, перебросили бы под Ленинград освободившиеся силы и заблокировали бы значительную часть связей СССР с внешним миром. В этом случае всё могло сложиться для нас не лучшим образом. При этом следует отметить, что вопросы обороны северных рубежей решались Красной армией эффективно и сравнительно небольшими силами», — заключил Андрей Кошкин.

Обложка: Советские бойцы ведут бой с прорвавшейся группировкой противника в районе Мурманска / © histrf.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Двести потерянных лет: история самого северного флота России

Официальным днем основания Краснознаменного Северного флота считается 1 июня 1933 года

Краснознаменный Северный флот занимает особое место в структуре современного Военно-морского флота России. В отличие от всех остальных флотов, он является скорее военным округом, точнее, объединенным стратегическим командованием (ОСК) «Северный флот», одной из пяти подобных структур и самой молодой из них, поскольку создана она 15 декабря 2014 года.

Определение «самый молодой» вообще присуще Северному флоту: его годовой праздник приходится на 1 июня в память о том, что в первый день лета в 1933 году вышел циркуляр Главного штаба РККА о формировании Северной военной флотилии. И хотя в том же 2014 году незадолго до появления ОСК «Северный флот» командующий флотом подписал приказ о том, что годом основания СФ нужно считать 1733-й, официальная его история по-прежнему на две сотни лет короче.


Крейсер «Варяг» во время перехода из Владивостока в Романов-на-Мурмане в 1916 году.
Источник: https://commons.wikimedia.org

«Некоторая эскадра для диверсий»

Путаница в исторических корнях Северного флота – прямое следствие того, что свое современное положение «главного» флота России он приобрел только в ХХ столетии. По сути, именно как серьезный океанский флот, способный выполнять задачи в Мировом океане, он действительно складывается только после 1933 года. А если уж смотреть на это совсем строго, то даже после Победы, когда именно на северных рубежах стал формироваться основной морской ракетно-ядерный щит страны.

Но формальная история военно-морского присутствия России в северных морях, конечно, начинается гораздо раньше. Иной раз можно встретить упоминание о том, что стоило бы взять за точку отсчета 1693 год, когда царь Петр I на здесь же построенной яхте «Святой Петр» вышел из Архангельска в свой первый морской поход. Годом позже, кроме «Святого Петра», из Двинской губы на сопровождение английского купеческого каравана из восьми судов вышли еще два корабля – «Святой Павел» и «Святое пророчество», но и это еще не было флотом. И даже то, что в том же 1693 году повелением Петра I там же, под Архангельском, на острове Соломбала заложили одну из первых государственных верфей, тоже не определило появление Северного флота. Корабли, построенные на Соломбальской верфи, отправлялись сухим путем, волоком на Балтику – туда, где они в тот момент были гораздо нужнее. А в Архангельске даже не существовало военного порта, а как считают военные моряки, если нет базы, значит, нет и флота.


Подводная лодка «Святой Георгий» в Средиземном море во время перехода из Генуи в Мурманск, 1917 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Именно поэтому и издал командующий Северным флотом свой приказ о том, чтобы отсчитывать флотскую историю с 15 марта 1733 года. В этот день по указу императрицы Анны Иоанновны на Севере появилась основа основ флота — его военно-морская база. Ею должен был стать закладывавшийся по высочайшему повелению Архангельский военный порт, командиром которого императрица назначила контр-адмирала Петра Бредаля, норвежца по происхождению, он был отмечен как отличный моряк еще самим Петром Алексеевичем. Вскоре вышло указание «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Можно считать, с этого момента и появился первый в России Северный флот.

Флотилия Северного Ледовитого океана

«Эскадра для диверсий» со временем выросла в достаточно солидный морской отряд, охранявший морские интересы России на довольно обширном пространстве северных морей. В зону ответственности Архангельской эскадры вошли Белое море и побережье Кольского полуострова, для чего выделялись специальные отряды судов, а кроме того, пусть и немногочисленные, но имевшиеся в составе эскадры крейсера получили задачу крейсировать в открытом море. Для того чтобы флот мог действовать на этом просторе свободно, а базы на берегу чувствовали себя уверенно, в радиусе действия эскадры заложили дополнительные пункты базирования, основали береговые батареи и стали устанавливать береговые навигационные знаки.

Читайте также  Итог крымской войны


Эсминцы «Рыков» и «Урицкий» в Кронштадте перед отходом в Мурманск, 1933 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Архангельская эскадра просуществовала достаточно долго – 132 года. По иронии судьбы, решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через два дня после очередного его дня рождения – 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии.

И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. Для решения этой задачи 30 января 1916 года указом царствующего императора Николая II был сформирован отряд обороны Кольского залива, в его состав корабли – два вспомогательных крейсера, минный заградитель, тральщик и транспорт. Через полгода, 2 июля началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск.


Буксиры сопровождают корабли отряда ЭОН-1 по пути к Мурманску, 1933 год.
Источник: http://kolanews.ru

Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», переброшенная на Север с Дальнего Востока, возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий». Кроме того, во флотилии числились и два крайне необходимых в суровых северных условиях военных ледокола – «Святогор» (будущий «Красин», один из самых знаменитых отечественных ледоколов) и «Микула Селянинович».

От Северной морской флотилии до Северного флота

Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом. Так, например, подлодка «Дельфин», ржавевшая у причала, в конце концов во время шторма получила течь через сальник гребного винта и попросту затонула.


Лидер эсминцев Северного флота «Баку» выходит в море, 1943 год.
Источник: http://waralbum.ru

Тем не менее, поначалу правительство Советской России нашло возможность из кораблей, сохранившихся в Мурманске, сформировать в 1920 году Морские силы Северного моря. Но просуществовали они только два года: в 1922-м это соединение расформировали в ходе общего сокращения советских вооруженных сил. И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. Но использовать для подготовки и снабжения военных караванов базы торгового флота было проблематично, значит, нужно было воссоздавать в Мурманске военно-морскую базу. А если уж до этого дошло дело, было бы странно не использовать ее постоянно, для чего создать при ней хотя бы небольшой отряд кораблей.

Такой отряд появился в Мурманске с 1 июня 1933 года, согласно циркуляру Главного штаба РККА, а первые корабли, которые вошли в состав новообразованной Северной военной флотилии, вошли в Мурманский залив только 5 августа. Это были заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», а также построенные уже в советские годы сторожевики «Ураган» и «Смерч», первые послереволюционные подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». До прихода к месту базирования этот отряд носил название первой Экспедиции особого назначения (ЭОН-1), а командовал им флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Он же стал и первым командующим Северной военной флотилии после того, как ее корабли через Неву, Ладогу, Онегу и только что построенные Беломорско-Балтийский канал дошли до своей новой базы.


Эсминец Северного флота «Громкий» в охранении союзного конвоя транспортных судов,
следующих в Мурманск. Источник: http://waralbum.ru

Северная военная флотилия превратилась в Северный флот 11 мая 1937 года, когда приказ об этом издал нарком обороны Климент Ворошилов. Вскоре моряки-североморцы приняли и боевое крещение, приняв участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов: советские корабли заняли порты Лиинахамари и Петсамо, отрезав Финляндию от получения помощи с севера и обеспечив безопасный путь снабжения наступавшим в этом районе советским войскам. Но главной проверкой боеготовности и мужества моряков Северного флота стала Великая Отечественная война. Северный путь стал важнейшим маршрутом, по которому в Советский Союз приходили морские караваны союзников, и именно обеспечение их безопасности стало главной задачей североморцев. Надводные корабли принимали союзнические конвои и охраняли их, а подводные лодки охотились на фашистские корабли и субмарины, стремясь не подпустить их к караванам, а еще лучше — запереть в портах базирования.

Став активно действующим флотом в составе советского ВМФ, имеющим выход на оперативный простор, Северный флот быстро наращивал силы. Достаточно сказать, что на 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, а к середине 1945-го – уже 255! Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота в годы войны получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. В год 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам флот, доказав, что в суровых северных морях военные моряки и через десятки лет могут завоевать такую же славу, как их товарищи в более теплых широтах.


Подводная лодка Д-2 «Народоволец», пришедшая в Мурманск в числе первых девяти кораблей Северного флота,
на постаменте в Санкт-Петербурге. Источник: http://www.etovidel.net

1 июня – день Северного флота.

История становления Северного флота.

Принято считать, что история северного флота началась с 1 июня 1693 года. Тогда в 1693 году в Архангельске на основании указания Петра I была основана Соломбальская судоверфь, которая начала строительство военных кораблей на Севере.

Парад кораблей Северного флота

Его история действительно полна героических дел и больших свершений, но известна она гораздо меньше, чем история Балтийского и Черноморского флотов. В связи с этим интересно посмотреть, как зарождалась боевая слава североморцев, их традиции самоотверженности и героизма при выполнении своего долга.

Гвардейская подводная лодка Д-3 возвращается с победой

Как использовались суровые условия театра военных действий для достижения превосходства над противником. Истоки этой славы тесно связаны с деятельностью Петра I и его титанической работой по созданию российского флота.

Парадоксальность истории создания Северного флота заключается в том, что стратегическое значение этого региона для судеб России былo осознанo еще при Иване Грозном, когда в результате поражения в Ливонской войне Россия лишилась всех выходов к Балтийскому морю. Тогда Архангельский порт постепенно стал центром торговых сношений России с процветающей Европой. В начале 90-х годов XVII века в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей. А вот необходимость военного флота для защиты этого края поняли гораздо позднее.

Атлас крепостей. карты Российской империи.

В 1700 году началась Северная война со Швецией. Основные боевые действия развернулись в Финском заливе и на его берегах, но Петр I учитывал возможность нападения шведов со стороны северных морей. По его поручению оборона Архангельского порта строилась широко и надежно. В устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость. На других опасных участках создавали укрепления, ставили береговые батареи, усилили гарнизон и развернули посты наблюдения за иностранными судами в Белом море. Тогда же построили несколько военных судов, которые можно считать первенцами Северного флота.

Боевое крещение

Новодвинскую крепость заложили весной 1701 года в 20 км к северу от центра Архангельска. Она предназначалась для защиты фарватера от ожидаемого нападения шведов. Это была цитадель с четырьмя бастионами и внешними укреплениями, рассчитанная на гарнизон в 1000 воинов. Позднее она считалась одной из лучших крепостей в России. Но шведы не стали долго ждать. Их эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада подошла к устью Северной Двины 24 июня 1701 года. К этому времени строители успели заложить только фундамент. Но береговые батареи были готовы и ждали неприятеля.

Подвиг лодейного кормчега Ивана Рябова

Сначала Шёблад послал на разведку шняву и 2 галиота. Чтобы безопасно пройти по сложному фарватеру Северной Двины, они взяли в качестве лоцманов пленных поморов — Ивана Рябова и Дмитрия Борисова и под видом торговых судов пошли к Архангельску. Наши поморы, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были захвачены русскими. При этом Борисов погиб, а Рябов был ранен, но ему удалось спастись. После этого шведы отказались от нападения на Архангельск. Разорив несколько селений, шведская эскадра ушла от русских берегов.

План Соломбальской верфи в 1741

Беломорская флотилия

В то время на Белом море еще не было боевых кораблей, а Рябов и Борисов, конечно, не являлись военными моряками, но они защищали северные рубежи нашей Родины от иностранных интервентов, и их подвиг по праву вписан в боевую летопись Северного флота. На протяжении всей Северной войны сохранялась угроза нового нападения шведов на Архангельск, поэтому было принято решение о создании Беломорской военной флотилии. С 1708 года на Соломбальской верфи Архангельска началось строительство для нее боевых кораблей. В 1710 году были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, а в 1712-13 годах — пять 54-пушечных кораблей. Так зарождался Северный флот.

Фрегат «Крейсер». Корабль строился на Соломбальской верфи в Архангельске под наблюдением
капитана 2 ранга М. П. Лазарева

Однако Беломорская военная флотилия просуществовала совсем недолго. Как только отпала угроза нападения шведов на Архангельск, Петр I приказал волоком перетащить суда флотилии в Онежское озеро. Соломбальская верфь продолжала в большом количестве строить корабли и фрегаты, но они практически сразу уходили на Балтику, теперь уже вокруг Скандинавии. На Севере оставались только небольшие отряды судов для охраны Белого моря и Кольского полуострова. После смерти Петра I идея воссоздания Беломорской флотилии даже не обсуждалась.

Бриг “Меркурий” . Заложен 31.7.1819 на Соломбальской верфи. . Строитель A. M. Курочкин

Флотилия Северного Ледовитого океана

Следующая попытка создать военную флотилию на Севере была предпринята в годы Первой мировой войны, когда особенно остро встал вопрос о защите северных портов и морских коммуникаций. В сентябре 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана. Через год в ее составе числилось 89 кораблей, в том числе один линкор, два крейсера и 4 эсминца. Ее главной задачей стала охрана иностранных судов с военными грузами, которые поставляли в Россию союзники по Антанте. Однако судьба этой флотилии оказалась печальной.

В 1918 году в период гражданской войны и иностранной военной интервенции корабли, находившиеся в Кольском заливе, попала в руки интервентов, главным образом англичан. Часть кораблей, базировавшиеся в Архангельске, красные увели по Северной Двине к Котласу. Из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, которая активно участвовала в боях с белогвардейцами. В 1920 году на оставшихся в Архангельске кораблях ушли за границу остатки действовавшей на Севере белогвардейской армии. Так закончилась и эта попытка создать военный флот на Севере нашей страны.

Северный флот

Прошло несколько лет, и 1 июня 1933 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большую роль в этом сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в 1933 году. По нему с Балтики в Баренцево море прошли несколько эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, составивших ядро флотилии.

Крейсер Аскольд в составе флотилии Северного Ледовитого океана

Большой вклад в ее становление внес Константин Иванович Душенов, который был ее командиром с марта 1935 по май 1938 года. При нем флотилия перешла в свою главную базу — Полярный, началось освоение губы Ваенга, где приступили к строительству главной базы флота — Североморска.

Читайте также  Откуда пошла русская земля?

Линейный корабль Чесма под красным флагом Беломорской военной флотили.

В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. Строились базы, аэродромы и береговые батареи, создавались судостроительные предприятия. Очень активно велась боевая подготовка и освоение обширнейшей зоны ответственности флота. Корабли ходили в дальние походы к Новой Земле, в Карское море и западном направлении. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях. В 1938 году подводная лодка «Д-1» совершила поход длительностью в 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль, а подводная лодка «Д-3» впервые осуществила подлёдное плавание.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка Д-3

Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939-40 годов. При активном участии североморцев войска 14-й армии к концу первого дня войны овладели полуостровами Средний и Рыбачий, а к вечеру следующего дня были взяты порты Линахамари и Петсамо. Силы флота лишили Финляндию возможности получать иностранную военную помощь по северным морям и обеспечили поддержку приморского фланга наших войск. Присоединение полуостровов Рыбачий и Средний позволило существенно укрепить оборону Кольского залива.

Подводная лодка Д-1 в постройке.

Великая Отечественная война

С июля 1940 по август 1946 года флотом командовал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель и 116 самолетов. В этой войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Кольский полуостров с портом Мурманск и блокировать все северное побережье Советского Союза. Северный флот внес достойный вклад в разгром врага в Заполярье и освобождение Северной Норвегии.

Награждение экипажа подводной лодки Северного флота С-56

Корабли флота обеспечили проводку 76 союзных конвоев, которые доставили 4 млн. тонн груза (это 25% всех поставок по ленд-лизу). По внутренним морским путям было проведено 1548 конвоев. Флотские авиаторы, подводники и катерники своими ударами срывали воинские перевозки фашистов в Баренцевом море. Общие потери противника на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн и 1300 самолетов. За выдающиеся подвиги во время войны высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 85 североморцам.

Послевоенные задачи и достижения

В годы «холодной войны» североморцы с таким же героизмом и настойчивостью овладевали ракетно-ядерным оружием, осваивали атомные корабли, обеспечили выход флота в Мировой океан. В начале 1966 года две атомные подводные лодки Северного флота в подводном положении совершили кругосветный переход из Баренцева моря на Камчатку.

Северный флот БДК Митрофан Москаленко

Он показал, что теперь весь Мировой океан стал стартовой площадкой для наших ракет. Историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы не допустить безраздельного господства ВМС США в Мировом океане, и первыми это сделали подводники — североморцы.

Флагман Северного флота (СФ), тяжелый атомный ракетный крейсер Петр Великий

Сейчас, пережив трудные 90-е годы, Северный флот вновь набирает силы и пополняется современными кораблями. На них приходят высокообразованные, инициативные офицеры и отбираемые по контракту матросы. Это позволяет комплектовать профессиональные экипажи, которые грамотно и эффективно эксплуатируют сложнейшую боевую технику. Благодаря этому флот активизирует свою деятельность в Мировом океане – участвует в контртеррористической борьбе и в международных морских учениях, а также наносит визиты в дружественные нам страны.

Боевые действия северного флота

Анализ понесенных потерь всегда имеет большое значение для полного осмысления закончившихся военных действий. Без этого не возможно дальнейшее обоснованное развитие, как теории войны, так и военной техники. Однако, до конца разобраться с потерями можно только, работая совместно как с бывшими противниками, так и с союзниками. Одна сторона, как правило, хорошо знает где, когда и кого потеряла, но часто сомневается в причинах и обстоятельствах потерь. Другая сторона, наоборот, зачастую хорошо знает где, когда и кто атаковал противника, но не всегда знает, кто подвергся атаке и результаты ее. В Советском Союзе все данные о собственных потерях, а также о нанесенном ущербе противнику, сразу после войны были засекречены и только буквально десять лет как они стали доступны широкой общественности. Все это не могло не привести к тому, что обстоятельства понесенных советским флотом потерь в прошедшей мировой войне до конца оказались не выяснены. Это же в полной мере относится и к предполагаемому ущербу противнику, нанесенному силами советского флота. К сожалению, по данным вопросам нет единства и среди российских исследователей.

В ходе Великой Отечественной войны советский Северный флот имел в своем составе почти все классы боевых кораблей. Однако, полученные от союзников в счет репараций с Италией линейный корабль и крейсер, в боевых действиях не участвовали, и самыми крупными, воевавшими на Севере надводным кораблями, были эсминцы. Их Советский Союз потерял три, что составило 15 % от общей численности. Это:

  1. «Стремительный» – потопленный 20 июля 1941 г. германской авиацией прямо в главной базе флота – Полярном.
  2. «Сокрушительный» – разломившийся на штормовой волне 20 ноября 1942 г. при возвращении после участия в эскортировании конвоя «QP-15».
  3. «Деятельный» – потопленный 16 января 1945 г. германской подводной лодкой «U-997» при участии в эскортировании конвоя «КБ-1».

Обстоятельства гибели этих кораблей достаточно известны и не вызывают особых разночтений. Однако хотелось бы обратить внимание на катастрофу эсминца «Сокрушительный», так как она во многом объясняет степень участия советских кораблей в эскортировании союзных конвоев. Как уже отмечалось, эсминцы являлись самыми крупными надводными кораблями Северного флота и только они реально могли оказать поддержку конвоям. По своим мореходным качествам они были совершенно не пригодны для действий в Баренцевом море. Являясь развитием итальянского миноносца, спроектированного с итальянской помощью, эти эсминцы изначально предназначались для Балтийского моря, точнее Финского залива. Лишь позже приняли решение строить эти корабли для Черного моря. В то время о Севере или Тихом океане никто не думал. Можно представить, с каким риском была связана эксплуатация этих кораблей на Севере, если даже в условиях Балтики и Черного моря имелись случаи повреждений оконечностей корабля во время шторма. Все это привело к тому, что, по согласованию с союзниками, советские корабли сопровождали конвои не до (и от) острова Медвежий, как ранее было оговорено, а только на треть пути до этого острова. Поскольку мореходных противолодочных кораблей в составе Северного флота так и не появилось, фрегаты получаемые по ленд-лизу пошли на Тихоокеанский флот, то такая ситуация сохранилась до конца войны.

Другим классом крупных боевых кораблей, которым располагал Северный флот, являлись подводные лодки. Без учета «В-1», погибшей на переходе из Великобритании, непосредственно в боевых походах Северный флот потерял 22 подводные лодки, что составило 47% от их общей численности. По поводу количества потерянных подлодок разночтений нет, а вот по причинам гибели некоторых из них – есть. Во многом это связано с самой спецификой их деятельности.

Не вызывают сомнения причины гибели:

  1. «М-175», потопленной 10 января 1942 г. германской подлодкой «U-584»;
  2. «Щ-402», потопленной 21 сентября 1944 г. советским самолетом-торпедоносцем;
  3. «М-122», потопленной 14 мая 1943 г. германской авиацией;
  4. «М-106», потопленной 5 июля 1943 г. таранным ударом германского противолодочного корабля «Uj-1217»;
  5. «Щ-421», потопленной 9 апреля 1942 г. советской подлодкой «К-22», после подрыва на мине и из-за невозможности ее буксировки в базу;
  6. «К-23», потопленной 12 мая 1942 г. германскими противолодочными кораблями во взаимодействии с авиацией.

Можно предположить, что «Щ-422» 17 июля 1943 г. так же потоплена германскими противолодочными кораблями в районе Вардё, но это требует уточнения.

Это же относится к потоплению германскими кораблями 21 марта 1943 г. подлодки «К-3». В последнем случае смущает тот факт, что после выхода из базы 14 марта, она ни разу не вышла на связь. Это косвенно указывает, что она могла погибнуть до прихода в район боевого предназначения между мысами Нордкап и Нордкин.

Нет полной уверенности, что германскими кораблями 28 февраля 1944 г. в районе Конгс-фьорда потоплена «М-108». Во многом такой вывод сделан по донесениям других подлодок, которые слышали в том районе разрывы глубинных бомб.

Обстоятельства гибели остальных 13 подлодок пока не известна. Есть только предположения. Например, существует версия, что «Щ-401» потоплена 24 апреля 1942 г. советскими торпедными катерами. Скорее всего это не так. Во-первых, в это время в этом районе «Щ-401» не могла находиться. Во-вторых, есть предположение, что во время этой атаки торпедных катеров была тяжело повреждена германская подводная лодка «U-454». Но этот вопрос требует уточнения, особенно в части касающейся германской подлодки. Следовательно, причиной гибели «Щ-401» можно считать мину или аварию. То же относится и к «К-22» и «К-2», «Д-3», «С-54″ и С-55», «Щ-403», «М-121, -172, -173, -174, -176». Пожалуй, только в отношении «К-1» можно сказать, что, скорее всего она погибла в результате аварии, нежели от подрыва на мине. В сентябре 1943 г. «К-1» оперировала к северу от мыса Желания на Новой Земле. С одной стороны, минных заграждений в том районе не было. С другой стороны, «К-1» вышла в море без командира корабля. Нельзя считать, что находившийся на борту командир дивизиона мог полноценно заменить командира, поскольку тот никак не мог иметь такого же взаимопонимания с экипажем, как командир корабля, что могло сказаться в экстремальной обстановке.

Как мы видим, большинство подводных лодок погибло на минах. Но в этом есть одна закономерность. Из 13 подводных лодок, включая и «Щ-421», которые наиболее вероятно погибли от подрыва на минах, только 4 имели гидроакустические станции. О том, что это имело принципиальное значение, говорит тот факт, что с тех пор как на советских подлодках появились британские гидроакустические станции, было отмечено около 150 случаев обнаружения ими мин прямо по курсу, благодаря чему подлодки своевременно от них уклонялись.

Большие потери во время войны понесли сторожевые корабли и тральщики: 47 % и 24 % соответственно. К началу войны Северный флот имел три сторожевые корабля специальной постройки. С началом военных действий еще четыре корабля флот получил от морпогранохраны. Остальные корабли этого класса являлись бывшими рыболовными траулерами. Отсутствие радиолокационных и гидроакустических станций делало их малоэффективными как при несении дозорной службы, так и в качестве эскортных кораблей. Включение их в качестве кораблей охранения конвоев имело более моральную поддержку. Все что они могли, это отвлечь силы противника на себя, как это было, например, с «Пассатом», когда он пытался ценой собственной жизни прикрыть охраняемые суда. Наиболее яркий случай произошел 25 ноября 1941 г., когда, обнаружив германскую подводную лодку в надводном положении, сторожевой корабль «Бриз» таранил ее, но потопить не смог. Никакой героизм людей не мог компенсировать низкие боевые возможности этих кораблей и, несмотря на усиление активности подводных лодок противника, начиная с марта 1944 г. бывшие рыболовные траулеры стали выводить из боевого состава флота.

Нечто похожее произошло и с тральщиками. К началу войны на Севере вообще не было ни одного корабля этого класса специальной постройки. Однако здесь положение было значительно лучше за счет получения тральщиков по ленд-лизу. Другое дело, что из-за наличия у них гидроакустических станций их часто использовали в качестве эскортных кораблей, что и отразилось на структуре причин их гибели. Единственный тральщик, погибший от мины, подорвался на ней не в ходе тральных действий, а находясь в охранении каравана судов.

Кроме указанных кораблей, Северный флот потерял 12 торпедных катеров, 3 больших и 7 малых охотников за подводными лодками и 9 сторожевых катеров. Разночтений по этим потерям обычно не возникает.

В целом Северный флот в годы войны понес сравнительно небольшие потери. С одной стороны, это объясняется тем, что Балтийский и Черноморский флоты оказались значительно в более сложном положении из-за общей ситуации на сухопутном фронте. С другой стороны, неоценимую помощь Северному флоту оказали военно-морские силы Союзников, которые приняли на себя основной удар ВМС Германии.

Таким образом, вопросы о причинах потерь своих сил и по причиненному ущербу силам противника, для российских исследователей не закрыты, здесь много еще не ясного. И в этом плане весьма плодотворным может быть сотрудничество исследователей разных стран.

Читайте также  Вопросы и ответы по истории россии

Северный флот против немцев: забытые подвиги моряков во время войны

Самый молодой из всех военных флотов России – Северный — 1 июня отмечает свой 85-й день рождения. Созданный в 1933 году, Северный флот уже через шесть лет принял боевое крещение, поучаствовав в Финской войне. Но по-настоящему североморцы проявили себя в ходе Великой Отечественной войны: именно благодаря Северному флоту за все 4 года войны немецкие войска в Заполярье так и не смогли прорваться вперед и перерезать северные маршруты ленд-лиза. Сегодня подвиги североморцев практически забыты. Владимир Тихомиров решил напомнить некоторые из них.

Первый бой

В 4 часа 20 минут 29 июня 1941 года после полуторачасовой огневой подготовки горный корпус «Норвегия» начал наступление вдоль всей советско-финской границы. В этот же день началась и стратегическая оборонительная операция в Заполярье и Карелии, продолжавшаяся до 10 октября 1941 года.

Немцы сразу развили высокий темп наступления, сумев быстро разгромить заставы 100-го погранотряда и подразделения 14-й стрелковой дивизии.

Вечером 29 июня критичность ситуации, складывающейся на Крайнем Севере, была оценена в самой Москве. ВС Северного флота получил радиограмму наркома ВМФ Кузнецова, предписывающую «обеспечить немедленный выход кораблей Северного флота в Мотовский залив и до последнего момента оказывать поддержку армии».

ВС СФ решил поддержать огнем корабельной артиллерии сухопутные части, обороняющие полуострова Средний и Рыбачий. Был сформирован отряд кораблей, в который вошли эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», два катера охранения – «морские охотники», которые переправили на берег корректировщиков артиллерийского огня.

«Валериан Куйбышев»

И уже на следующее утро эскадренные миноносцы открыли сокрушительный огонь по немцам. Разбитые егеря, лишившись поддержки танков и артиллерийских орудий, уничтоженных первыми же залпами, бросились бежать, вызывая на помощь авиацию.

И вскоре на наши эсминцы обрушились два десятка «Юнкерсов» — пикирующих бомбардировщиков Ju-88. Эсминцы вынуждены были прекратить обстрел и отойти от берега к полосе тумана, густо стелющегося над морем. Пока «Юнкерсы» гонялись за уходившими эсминцами, «морские охотники» быстро направились к самому берегу, чтобы эвакуировать корректировщиков. Последнюю группу корректировщиков забрал катер МО № 121 под командованием старшего лейтенанта Иосифа Кроля.

Именно этот катер и стал главной целью «Юнкерсов», разозленных тем, что советские эсминцы сумели скрыться от них в тумане. Начался бой, беспримерный по неравенству сил: 18 «Юнкерсов» против одного катера.

Кроль понимал, что его спасение только в скорости хода и в резком маневрировании. Катер ни минуты не оставался на одном курсе, буквально прыгая с волны на волну.

Иосиф Кроль

Немцы, как всегда наносившие удары по корме, были озадачены такой высокой маневренностью, и атаковали с предельно малой скоростью пикирования. Но тут свое слово сказали моряки, дежурившие у зенитного пулемета, которые сбили первый же «Юнкерс», зашедший для атаки. Следом рухнул в воду и второй штурмовик – он был поврежден осколками собственной бомбы, взорвавшейся от касательного удара о корму катера.

Однако от осколков бомбы пострадал и сам «морской охотник»: взрывом вывело из строя рулевое управление, и катер мог управляться только тремя машинами. Бомбы ложились все ближе и ближе к катеру. Наконец, из строя вышел один мотор, посеченный осколками, за ним — еще один. Катер, шедший на одном моторе, уже даже не мог поворачивать в сторону, а только менял скорость хода, то давая полный вперед, то задний ход.

Советские солдаты бьют по «Юнкерсам»

Удивительно, но «Юнкерсы» так и не смогли справиться с катером: израсходовав боекомплект, пилоты были вынуждены оставить свою цель. В итоге «морской охотник» на одном еле-еле работающем двигателе кое-как сумел добраться до наших. Подвиг старшего лейтенанта Иосифа Кроля не остался незамеченным даже среди огромных трудностей и трагедий первых дней войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941 года все члены экипажа (старший лейтенант Кроль, старпом Александр Бородавко и механик Борис Векшин) были награждены орденами Красного Знамени.

Морпехи против егерей

Егеря 136-го горно-стрелкового полка 2-й дивизии корпуса «Норвегия» с ходу попробовали было захватить перешеек на хребте Муста-Тунтури, где оборону занимал только 2-й батальон 135-го стрелкового полка РККА. Вернее, не занимали оборону, а под непрерывным огнем немцев буквально вгрызались в холодные скалы, пытаясь отрыть окопы.

Наконец, наши бойцы не выдержали. Сшили несколько простыней, а на получившемся полотне намалевали портрет Гитлера. И выставили полотно над скалами. Немецкие пулеметчики, едва увидев на позициях русских портрет Гитлера, тут же прекратили огонь. По громкоговорителю стали хвалить советских солдат за решение сдаться, предложили выходить без оружия и опаски. Двое суток наши солдаты вели переговоры с немцами, усыпляя их внимание, пока морпехи из бревен и цемента оборудовали дот. Кстати, эту позицию морпехи держали до конца войны – почти 1200 суток.

Германские начальники корпуса «Норвегия» наблюдают за боем

Самое тяжелое время пришлось на апрель 1942 года, когда Сталин приказал уничтожить фронт в Заполярье. Тогда на перешеек высадилась 12-я бригада морской пехоты. Боекомплект и провизию рассчитали на неделю боев, поэтому зимнее обмундирование с собой не брали, весна все-таки. Но уже в начале мая температура резко упала до нуля, начались дожди, потом ударил мороз и началась снежная пурга. Сухие пайки наших бойцов промокли и обледенели, одежда покрылась ледяной коркой.

Военком Елисеев докладывал:

Настроение в основном хорошее, но личный состав измотался от холода. Опухоль рук от мороза. Одежда сырая и около костров промокает. Обувь мокрая. Продукты сегодня получены только водка и сухари, на завтра ничего нет.

Только через неделю на позиции начали подвозить полушубки, валенки и теплое белье, но было уже слишком поздно. За две недели боев большая часть бригады либо погибла, либо получила обморожения.

Позиционная война на хребте Муста-Тунтури сохранялась до 1944-го. Лишь в ходе Петсамо-Киркенесской операции (наступательных боевых действия Карельского и Северного флотов против войск вермахта) советские морпехи, высадившиеся в губе Малая Волоковая, совместно с защитниками Муста-Тунтури обратили в бегство элитные части горных стрелков.

«Туман» против эсминцев

До войны был рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка», который в июле 1941 года мобилизовали на военную службу. С траулера сняли часть промыслового оборудования и установили две 45-мм пушки — на полубак и кормовую надстройку. На крыльях мостика разместились два зенитных пулемета «Максим». Еще на корме установили стеллажи с глубинными бомбами. Получился настоящий сторожевой корабль — СКР № 12 «Туман» из 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота СССР.

5 августа 1941 года «Туман» был отправлен в свой первый боевой дозор – на рейд острова Кильдин.

СКР-12 «Туман»

Ничто не предвещало беды, как вдруг в 3 часа ночи над кораблем на небольшой высоте пронесся немецкий самолет-разведчик. На корабле сыграли боевую тревогу – это был верный знак того, что немцы где-то рядом. И точно: через час на горизонте показались три вражеских эсминца, которые шли плотным строем навстречу сторожевику. Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков приказал уходить в сторону Кильдина, где находились наши береговые батареи. Заметив маневр корабля, немецкие миноносцы бросились в погоню, открыв по «Туману» огонь из шести орудий. Первым же залпом перебило антенны корабля — «Туман» остался без радиосвязи.

Силы были явно неравны. На СКР-12 были только две легкие пушки, но экипаж, не дрогнув, вступил в бой с немцами. Он продолжался почти два часа — залпы немецких эсминцев вызвали пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу. Погибли командир «Тумана» и несколько матросов. Но артиллеристы «Тумана» дрались из последних сил, надеясь, что на острове услышат шум боя. Так оно и случилось: огонь береговых батарей отогнал германские эсминцы. Это спасло жизни 37 из 52 членов экипажа затонувшего «Тумана».

Ледокол против крейсера

Ледокол «Александр Сибиряков» — в прошлом британский ледокол Bellaventure – к началу войны был уже заслуженным — вот уже почти три десятка лет он без устали работал в Белом море, провожая караваны торговых судов. Да и после начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков», вошедший в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием «Лед-6», работал как обычный снабженец, хотя капитану судна ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание лейтенант, а на корме корабля были установлены два 76-мм орудия (и два зенитных пулемета).

Схема операции «Вундерланд»

24 августа 1942 года ледокол вышел из порта Диксон, держа курс на Северную Землю, чтобы доставить припасы станции метеорологов. В заливе Миддендорфа Карского моря ледокол и встретил немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который под видом американского корабля вел охоту на союзнические караваны в рамках операции «Вундерланд». Капитан крейсера Вильгельм Меендсен-Болькен, увидев перед собой ветерана пароходостроения, предложил капитану сдаться.

В ответ «Сибиряков» первым открыл огонь из своих орудий. Выстрелы попали четко в цель: советские моряки повредили радиостанцию, уничтожили зенитные орудия, покосили орудийную прислугу. Ответный огонь крейсера был страшным: в «Сибирякова» попало 27 снарядов главного калибра. Залпом снесло все палубные надстройки, мощный взрыв бочек с бензином для метеостанции подбросил высоко в воздух тела матросов, один из снарядов взорвался в котельном отделении. Ледокол полностью потерял ход и начал тонуть. Капитан Качарава был тяжело ранен, а принявший командование комиссар Зиновий Элимелах передал в эфир единственную радиограмму:

С тонущего корабля удалось спустить две шлюпки. Одну из них обозленные немцы потопили пулеметным огнем, потом все-таки решили взять пленных, среди которых оказался раненый капитан Качарава, радист Шаршавин и руководитель полярной станции Золотов. Судьба их неизвестна. Скорее всего они погибли в лагерях. Также вместе с кораблем погибли комиссар Элимелах и механик Бочурко, отказавшиеся покидать родное судно. Спастись удалось только кочегару Вавилову, которому на каком-то обломке удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и через 32 дня эвакуирован самолетом.

Но бой крейсера с ледоколом не был бессмысленным. Получивший повреждения немецкий крейсер был вынужден прекратить охоту и вернуться в порт для серьезного ремонта.

«Бриз» против подлодки

Сторожевой корабль «Бриз»

Но были в истории Северного флота и радостные моменты. Один из них произошел в ночь на 25 ноября 1941 года, когда сторожевой корабль «Бриз» под командованием капитана Всеволода Киреева нес дозорную службу на подходах к Белому морю.

Корабль стоял с выключенным мотором, когда один из сигнальщиков внезапно увидел на черной глади моря большое продолговатое пятно всплывшей субмарины.

— Немецкая подлодка! – доложил он капитану. — В надводном положении! Дистанция около 3 кабельтовых!

Три кабельтовых – это примерно 700 метров. Видимо, немецкие подводники решили проверить стоявший без движения советский корабль.

Удирать от подлодки было уже бессмысленно. И тогда капитан Всеволод Киреев решил броситься прямо на врага, решив, что немцы просто не успеют погрузиться на перископную глубину для торпедного залпа.

— Полный вперед! – приказал капитан. – Огонь!

Два снаряда из носовой пушки попали в рубку подводной лодки. Уклоняясь от атаки советского корабля, немцы стали срочно погружаться. Но было уже поздно: через несколько минут «Бриз» с большой силой врезался в корпус подлодки, сдирая и сминая стальные листы обшивки в гармошку. Протащив лодку на таране несколько десятков метров, сторожевой корабль дал задний ход. Как только форштевень «Бриза» отделился от корпуса лодки, субмарина пошла ко дну.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: