Борьба ивана грозного с боярством. опричнина и контрреформы

Опричнина Ивана Грозного 1565 — 1572 годов

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Опричнина Ивана Грозного рассматривается кратко современными историками, но это были события, которые имели большое влияние, как на самого царя и его окружение, так и на всю страну в целом. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Связано это было с участившимися случаями измены, а также настроенности большинства бояр против действующего царя. Вылилось же все это в массовые расправы, во много из-за которых царь получил прозвище «Грозный». В целом же опричнина выразилась в том, что часть земель царства была передана в исключительное правление государства. На этих землях не допускалось влияние бояр. Сегодня мы кратко рассмотрим опричнину Ивана Грозного, ее причины, этапы проведения реформы, а также последствия для государства.

Причины опричнины

Иван Грозный остался в историческом взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. Началось все с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу Дмитрию. Бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. Причина тому была очень простая – действующий царь очень болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть.

После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. Он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги Дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. Но решающие события, которые привели к опричнине, были обусловлены следующим:

  • В 1563 году умирает московский митрополит Макарий. Он был известен тем, что имел огромное влияние на царя и пользовался его расположением. Макарий сдерживал агрессию царя, внушая ему мысли о том, что страна ему подконтрольна и никакого заговора нет. Новый митрополит Афанасий занял сторону недовольных бояр и выступал против царя. В результате царь только усилился в идее, что вокруг него одни враги.
  • В 1564 году князь Курбский бросил армию и перешел на служение в княжество Литовское. Курбский забрал с собой многих военноначальников, а также в самой Литве рассекретил всех русских шпионов. Это был страшный удар по самолюбию русского царя, который после этого стал окончательно убеждённым, что вокруг него враги, которые в любой момент могут его предать.

В результате Иван Грозный решил ликвидировать в России независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих помощников и свой двор, свою казну и так далее). Было принято решение создать самодержавие.

Сущность опричнины

В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:

  1. Опричнина — земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.
  2. Земщина — земли, которыми продолжали ведать бояре.

Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд — опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок.

В качестве опричных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.

Основные направления опричнины

Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству.

В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку.

Главные удары

Иван Грозный стремился всеми силами укрепить свою власть, власть самодержавца. Он для этого делал все. Именно поэтому главный удар опричнины был направлен на тех людей и те группы людей, которые могли реально претендовать на царский трон:

  • Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, который пользовался большим уважением среди бояр, и который очень часто назывался в качестве человека, который должен принять власть вместо действующего царя. Для устранения этого человека опричники отравили самого Владимира, а также его жену и дочерей. Случилось это в 1569 году.
  • Великий Новгород. Новгород с самого начала становления земли русской имел уникальный и самобытный статус. Это был независимый город, который подчинялся только себе. Иван, понимая, что невозможно укрепить власть самодержавца без усмирения непокорного Новгорода невозможно. В результате в декабре 1569 года царь во главе войска отправляется в поход на этот город. На своем пути к Новгороду царское войско уничтожает и казнит тысячи людей, которые каким бы то ни было образом выказывали недовольство действиями царя. Данный поход продлился до 1571 года. В результате новгородского похода опричное войско утвердила в городе и в районе власть царя.

Отмена опричнины

В то время, когда опричнина утверждалась походом на Новгород, Иван Грозный получил известие о том, что Девлет-Гирей, крымский хан, с войском совершил набег на Москву и практически полностью зажег город. Из-за того, что практически все войска , которые подчинялись царю, были в Новгороде , противостоять этому набегу было некому. Бояре, отказывались предоставлять свое войско для борьбы с царскими врагами. В результате в 1571 году опричное войско и сам царь были вынуждены вернуться в Москву. Для борьбы с крымским ханством царь был вынужден временно отказаться от идеи опричнины, объединив свои войска и земские. В результате в 1572 году в 50 километрах южнее Москвы объединенное войско нанесло поражение крымскому хану.

Одна из самых значимых проблем российской земли этого времени находилось на западной границе. Там не прекращалась война с ливонским орденом. В результате, постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся война против Ливонии, внутренние беспорядки в стране, слабая обороноспособность всего государства способствовали тому, что Иван Грозный отказался от идеи опричнины. Осенью 1572 года опричнина Ивана Грозного, которую мы кратко рассмотрели сегодня, была отменена. Сам царь запретил всем упоминать слово опричнина, а сами опричники стали вне закона. Практически все войска, которые подчинялись царю и наводили нужный ему порядок, в дальнейшем самим же царем были уничтожены.

Итоги опричнины и ее значение

Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:

  1. Значительное усиление самодержавной власти царя.
  2. Сокращение влияния бояр на дела государственные.
  3. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
  4. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
  5. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.

Историческая оценка

Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:

  • Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.

Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.

Читайте также  Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года

Вопрос 16. Борьба Ивана Грозного с боярством. Опричнина и контрреформы

Боярство — высшая аристократия, которая сформировалась еще во времена Киевской Руси и монголо-татарского ига. Отличительными чертами боярства являлись:

  • богатство — бояре обычно были крупными землевладельцами;
  • знатность — бояре претендовали на большой авторитет, почти равный с царем; имели богатую и прославленную родословную;
  • происхождение — чаще всего боярами становились потомки удельных князей, не ставших царями (великими князьями), и их родственники;
  • независимость — бояре обычно были ничем (ни богатством, ни знатностью) не обязаны царю и воспринимали царя (великого князя) как первого среди равных.

К XV в. на Руси сформировалось несколько боярских родов. которые были самостоятельными центрами власти независимо от великого князя (царя):

  • Голицыны;
  • Милославские;
  • Шуйские;
  • Вельские;
  • Романовы;
  • Годуновы;
  • Морозовы;
  • иные знаменитые роды.

Бояре обычно стремились к уменьшению царской власти и требовали дополнительных привилегий себе.

Таким образом, бояре представляли собой угрозу для царской власти и единства страны.

  1. Дворяне — сословие подданных, которые находятся на службе государства и получают за это вознаграждение.

Отличительными чертами дворянства являлись:

  • среднее имущественное положение — обычно дворянами становились способные представители среднего класса того времени — профессиональные воины и чиновники, посадские люди (горожане), мелкие и средние землевладельцы, зажиточные крестьяне; очень редко становились дворянами очень богатые подданные или представители беднейших слоев;
  • не знатность — как правило, лица, становившиеся дворянами, не были знатными; они зарабатывали свой авторитет впоследствии;
  • нахождение на службе у государства — в отличие от бояр, которые существовали сами по себе и служили государству лишь когда хотели, дворяне обязательно служили государству, как правило, или в качестве чиновников, или в качестве военных;
  • получение вознаграждения от царя — за свою службу государству дворяне вознаграждались царем, чаще всего землей;
  • преданность царю — в отличие от бояр, дворяне были обязаны царю, были ему преданы и были заинтересованы в царе и укреплении царской власти.

Особенно бурный рост дворянства на Руси и укрепление его позиций наметились с 1480-х гг. и в эпоху Ивана Грозного, поскольку освободившееся от монголо-татар молодое русское государство было заинтересовано в управленческих и военных кадрах. Царь, в свою очередь, также был заинтересован в дворянах и укреплении их положения.

  1. Одним из периодов обострения борьбы между боярами, с одной стороны, и царем и дворянами, с другой, стала опричнина — особый порядок управления на части территории государства и связанная с этим историческая эпоха.

Опричнина была введена при следующих обстоятельствах:

  • в 1564 г. царь Иван Грозный сделал неожиданный политический ход — уехал из Москвы в Александровскую слободу и объявил о своем намерении отказаться быть царем, объявив главной причиной своего решения «предательскую деятельность бояр» и объявив их виновниками всех проблем в государстве;
  • царь имел определенную популярность, и его решение поставило Москву на грань антибоярского бунта, к царю потянулись делегации от разных сословий с просьбой остаться;
  • получив народную поддержку, в начале 1565 г. царь вернулся в Москву и объявил о введении опричнины, что было одним из главных условий его возвращения.

Суть опричнины состояла в следующем:

  • в январе 1565 г. вся страна была разделена на две части — земщину и опричнину;
  • на территории земщины («общей земли»), включавшей южные и восточные районы Руси, сохранялся обычный порядок управления;
  • остальная территория, (опричнина) была объявлена личным уделом царя, где устанавливался особый порядок управления;
  • на территории опричнины очутились преимущественно земли Западной и Северной Руси, а также территория вокруг Москвы.

Особый порядок управления заключался в том, что:

  • на территории опричнины царь объявлялся единым самодержцем, хозяином этих земель, который мог принимать любые решения безо всяких сдерживающих органов;
  • законные органы управления — Боярская дума, Земский собор, органы земского самоуправления — на этой территории не действовали;
  • для реализации решений царя на территории опричнины было создано опричное войско, которое никому не подчинялось, кроме царя;
  • опричное войско было организовано в виде монашеского инквизиторского ордена;
  • опричники — солдаты Ивана Грозного — носили черную одежду и привязывали к лошади голову собаки и метлу, что символизировало их намерение «выгрызать и выметать предателей»;
  • опричники могли применять любые меры для реализации своих целей, в том числе пытки и убийства, и никому не подчинялись, кроме царя;
  • на подвластной территории опричники развязали террор против местных землевладельцев, бояр, князей и политических противников царя;
  • в результате 7-летнего террора опричников были разорены и уничтожены многие крупные феодальные поместья, в основном бояр;
  • столкнувшись с произволом и не имея возможности защититься, многие бояре бросали свое богатство и земли, бежали за границу или прятались на территории земщины;
  • ряд бояр, а также родственников царя, в период его малолетства претендовавших на престол, были уничтожены.

Опричный террор, продолжавшийся 7 лет, значительно подорвал позиции боярства на Руси.

В 1572 г. опричнина была отменена и на территории всей страны был восстановлен обычный порядок управления — деятельность органов сословно-представительной монархии и органов земского самоуправления.

Причинами прекращения опричнины были:

  • выполнение ее главной задачи — подрыв крупного боярского землевладения и ликвидация наиболее опасных соперников царя из числа бояр и князей;
  • участившиеся набеги на Русь крымских татар (в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее, а русская армия не смогла оказать сопротивления, поскольку опричники никому не подчинялись и подрывали дисциплину в армии);
  • превращение опричников в самостоятельную бесконтрольную силу, которая стала опасной для самого царя;
  • недовольство в обществе произволом и безнаказанностью опричников, из-за чего стал падать авторитет царя.

Опричнина была прекращена так же решительно, как и начата. Многие опричники были рассеяны по стране, часть — упрятана в монастыри. Иван Грозный не любил вспоминать об опричнине, и даже произнесение вслух слова «опричнина» после 1572 г. было запрещено под страхом смертной казни.

В последнее время в науке рассматривается и иная точка зрения на опричнину — «бесклассовая», суть которой в том, что опричный террор был направлен, в первую очередь, против политических противников Ивана Грозного.

В пользу данной точки зрения говорит тот факт, что общество было расколото не по линии бояре — дворяне, а по линии сторонники Ивана Грозного — противники Ивана Грозного. В частности.

  • среди опричников были и бояре, и дворяне, и представители иных сословий;
  • опричный террор был направлен не только на бояр, но и на представителей иных сословий, а также целые местности;
  • жертвами опричников становились как бояре, так и дворяне и простой люд.

Если принимать во внимание вторую (бесклассовую) точку зрения, то опричнину можно объяснить как террор Ивана Грозного против его политических противников (независимо от их сословной принадлежности).

В первую очередь данный террор был направлен против группировки Владимира Старицкого — двоюродного брата Ивана Грозного, его главного политического соперника и претендента на престол, а также против бояр и дворян, настроенных против Ивана Грозного.

В пользу данной версии говорит и то, что как только данная группировка, как и сам Владимир Старицкий, были уничтожены, опричнина была прекращена.

Борьба Ивана Грозного с боярством

На протяжении XV — XVII столетий одной из болезненных проблем внутренней жизни была проблема отношений царя (князя) и боярства, позднее — царя, боярства и дворянства.

Особенно эта проблема обострилась в годы правления Ивана Грозного.

Боярство

Боярство — высшая аристократия, которая сформировалась еще во времена Киевской Руси и монголо-татарского ига. Отличительными чертами боярства являлись:

богатство — бояре обычно были крупными землевладельцами;

знатность — бояре претендовали на большой авторитет, почти равный с царем; имели богатую и прославленную родословную;

происхождение — чаще всего боярами становились потомки удельных князей, не ставших царями (великими князьями), и их родственники;

независимость — бояре обычно были ничем (ни богатством, ни знатностью) не обязаны царю и воспринимали царя (великого князя) как первого среди равных.

К XV в. на Руси сформировалось несколько боярских родов, которые были самостоятельными центрами власти независимо от великого князя (царя):

  • Голицыны;
  • Милославские;
  • Шуйские;
  • Вельские;
  • Романовы;
  • Годуновы;
  • Морозовы;
  • иные знаменитые роды.

Бояре обычно стремились к уменьшению царской власти и требовали дополнительных привилегий себе. Часто бояре являлись инициаторами и виновниками интриг и смут, поскольку это был шанс укрепить положение своего рода в обход других родов, например:

  • Великой феодальной войны 1433 — 1453 гг.,
  • боярского правления 1533 — 1547 гг. и войны между Шуйскими и Вельскими в 1540-е гг.;
  • после Ивана Грозного — Великой Смуты 1603 — 1613 гг. и Семибоярщины.

Таким образом, бояре представляли собой угрозу для царской власти и единства страны.

Дворяне

Дворяне — сословие подданных, которые находятся на службе государства и получают за это вознаграждение. Отличительными чертами дворянства являлись:

среднее имущественное положение — обычно дворянами становились способные представители среднего класса того времени — профессиональные воины и чиновники, посадские люди (горожане), мелкие и средние землевладельцы, зажиточные крестьяне; очень редко становились дворянами очень богатые подданные или представители беднейших слоев;

не знатность — как правило, лица, становившиеся дворянами, не были знатными; они зарабатывали свой авторитет впоследствии;

нахождение на службе у государства — в отличие от бояр, которые существовали сами по себе и служили государству лишь когда хотели, дворяне обязательно служили государству, как правило, или в качестве чиновников, или в качестве военных;

получение вознаграждения от царя — за свою службу государству дворяне вознаграждались царем, чаще всего землей;

преданность царю — в отличие от бояр, дворяне были обязаны царю, были ему преданы и были заинтересованы в царе и укреплении царской власти.

Особенно бурный рост дворянства на Руси и укрепление его позиций наметились с 1480-х гг. и в эпоху Ивана Грозного, по­скольку освободившееся от монголо-татар молодое русское государство было заинтересовано в управленческих и военных кадрах. Царь, в свою очередь, также был заинтересован в дворянах и укреплении их положения.

Обострения борьбы

Одним из периодов обострения борьбы между боярами, с одной стороны, и царем и дворянами, с другой, стала опричнина — особый порядок управления на части территории государства и связанная с этим историческая эпоха. Опричнина была введена при следующих обстоятельствах:

в 1564 г. царь Иван Грозный сделал неожиданный политический ход — уехал из Москвы в Александровскую слободу и объявил о своем намерении отказаться быть царем, объявив главной причиной своего решения «предательскую деятельность бояр» и объявив их виновниками всех проблем в государстве;

царь имел определенную популярность, и его решение поставило Москву на грань антибоярского бунта, к царю потянулись делегации от разных сословий с просьбой остаться;

получив народную поддержку, в начале 1565 г. царь вернулся в Москву и объявил о введении опричнины, что было одним из главных условий его возвращения.

Суть опричнины состояла в следующем:

в январе 1565 г. вся страна была разделена на две части — земщину и опричнину;

на территории земщины («общей земли»), включавшей южные и восточные районы Руси, сохранялся обычный порядок управления;

остальная территория, (опричнина) была объявлена личным уделом царя, где устанавливался особый порядок управления;

на территории опричнины очутились преимущественно земли Западной и Северной Руси, а также территория вокруг Москвы.

Особый порядок управления заключался в том, что:

на территории опричнины царь объявлялся единым самодержцем, хозяином этих земель, который мог принимать любые решения безо всяких сдерживающих органов;

законные органы управления — Боярская дума, Земский собор, органы земского самоуправления — на этой территории не действовали;

для реализации решений царя на территории опричнины бы­ло создано опричное войско, которое никому не подчинялось, кроме царя;

опричное войско было организовано в виде монашеского инквизиторского ордена;

опричники — солдаты Ивана Грозного — носили черную одежду и привязывали к лошади голову собаки и метлу, что символизи­ровало их намерение «выгрызать и выметать предателей»;

Читайте также  Андрей бакич – известный «белый» военачальник

опричники могли применять любые меры для реализации своих целей, в том числе пытки и убийства, и никому не подчинялись, кроме царя;

на подвластной территории опричники развязали террор против местных землевладельцев, бояр, князей и политических противников царя;

в результате 7-летнего террора опричников были разорены и уничтожены многие крупные феодальные поместья, в основном бояр;

столкнувшись с произволом и не имея возможности защититься, многие бояре бросали свое богатство и земли, бежали за границу или прятались на территории земщины;

ряд бояр, а также родственников царя, в период его малолетства претендовавших на престол, были уничтожены.

Опричный террор, продолжавшийся 7 лет, значительно подорвал позиции боярства на Руси.

Отмена опричнины

В 1572 г. опричнина была отменена и на территории всей страны был восстановлен обычный порядок управления — деятельность органов сословно-представительной монархии и органов земского самоуправления. Причинами прекращения опричнины были:

выполнение ее главной задачи — подрыв крупного боярского землевладения и ликвидация наиболее опасных соперников царя из числа бояр и князей;

участившиеся набеги на Русь крымских татар (в 1571 г. крымский хан Девлет -Гирей дошел до Москвы и сжег ее, а русская армия не смогла оказать сопротивления, поскольку опричники никому не подчинялись и подрывали дисциплину в армии);

превращение опричников в самостоятельную бесконтрольную силу, которая стала опасной для самого царя;

недовольство в обществе произволом и безнаказанностью опричников, из-за чего стал падать авторитет царя.

Опричнина была прекращена так же решительно, как и начата. Многие опричники были рассеяны по стране, часть — упрятана в монастыри. Иван Грозный не любил вспоминать об опричнине, и даже произнесение вслух слова «опричнина» после 1572 г. было запрещено под страхом смертной казни. В последнее время в науке рассматривается и иная точка зре­ния на опричнину — «бесклассовая», суть которой в том, что опричный террор был направлен, в первую очередь, против политических противников Ивана Грозного. В пользу данной точки зрения говорит тот факт, что общество было расколото не по линии бояре — дворяне, а по линии сторонники Ивана Грозного — противники Ивана Грозного. В частности.

среди опричников были и бояре, и дворяне, и представители иных сословий;

опричный террор был направлен не только на бояр, но и на представителей иных сословий, а также целые местности;

жертвами опричников становились как бояре, так и дворяне и простой люд.

Если принимать во внимание вторую (бесклассовую) точку зрения, то опричнину можно объяснить как террор Ивана Грозного против его политических противников (независимо от их сословной принадлежности).

В первую очередь данный террор был направлен против группировки Владимира Старицкого — двоюродного брата Ивана Грозного, его главного политического соперника и претендента на престол, а также против бояр и дворян, настроенных против Ивана Грозного.

В пользу данной версии говорит и то, что как только данная группировка, как и сам Владимир Старицкий, были уничтожены, опричнина была прекращена.

§ 61(1). Борьба Ивана Грозного с боярами, опричнина

§ 61(1). Борьба Ивана Грозного с боярами, опричнина

Отъезд Ивана Грозного в Александровскую слободу и учреждение опричнины. Борьба Грозного с боярами. Опричнина и земщина. Разорение Новгорода. Убийство митрополита Филиппа. Цели и последствия опричнины.

Действия свои против бояр-княжат царь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 г. он выехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (теперь город Александров). Оттуда в январе 1565 г. он прислал в Москву грамоту, извещая, что он оставил свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к царю посольство с духовенством во главе, просили его не покидать царства. Иван согласился остаться во власти только с условием, что ему не будут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Так была учреждена знаменитая опричнина. Мы уже знаем (§ 36), что в старину опричниною назывался удел, даваемый в особое владение вдовам-княгиням по завещаниям князей, их мужей. Вот такое особое владение устроил себе и царь Иван. Он основал себе новый «двор»: построил новые дворцы (между прочим, в Александровской слободе); подобрал новый штат придворных и прислуги; отобрал себе новую тысячу дворян (подобно тому, как в 1550 г. была отобрана тысяча дворян в Москве); наконец, для содержания нового двора взял к себе «в опричнину» несколько городов и волостей, с которых шли ему деньги и запасы «на его обиход». Люди, вошедшие в опричнину, получили в народе ходячее название «опричников»; сам же Иван называл их «дворовыми».

Н. Неврев. Опричники (Убийство Грозным боярина Фёдорова)

Когда опричнина устроилась, она начала действовать. Цель опричнины состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в Москве из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, царь Иван счел их «изменниками» и, не довольствуясь опалами на отдельных лиц, задумал обезвредить все боярство. В своем новом «дворе», куда он не пустил «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых были старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвою в завоеванных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для Ивана IV люди, обыкновенно потомки удельных князей. Их переселяли на окраины государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не могли быть опасны. Старые же их земли отбирались «на государя» и шли «в раздачу». Вместо удаленной знати царь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и зависевших только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, царь, по его выражению, «перебирал людишек». Он делал это до самой своей смерти, в течение почти 20 лет, и понемногу забрал в опричнину половину всего государства. Остальная половина оставалась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми). В 1575 г. над земщиною Иван IV поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но скоро свел его в Тверь.

А. Васнецов. Московский застенок времен опричнины

Опричнина была жестокою мерою, разорившей не только княжат, но и многих других людей, — всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого отнимали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых. Но действия опричнины сопровождались еще чрезвычайными зверствами. Царь Иван не только выгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По царскому велению рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями. В 1570 г. царь подверг разорению целый город, именно Великий Новгород. Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он ходил на них войною как на настоящих врагов и губил их без всякого суда в течение нескольких недель. По всему государству, много лет сряду, вторгаясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались без всякого наказания, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. Иван IV, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых также лилась кровь; пиры сменялись богомольем, в котором бывало и кощунство. В Александровской слободе Иван устроил что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья. От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не мог мириться с распущенностью нового государева двора, обличал Ивана и опричников и за то был низложен царем с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 г. был задушен одним из самых жестоких опричников — Малютой Скуратовым-Бельским. Иван не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 г. Князь Владимир Андреевич был умерщвлен без суда, так же, как мать и жена его. Не умеряя своей жестокости, Грозный не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам[8].

Н. Неврев. Митрополит Филипп и Малюта Скуратов

Наблюдая необычайную жестокость царя и его странные выходки, народ не понимал его и говорил, что царь «играл божьими людьми», порученными ему Богом, нелепо раздвоил свое царство на две половины и одной половине (опричникам) заповедал другую грабить и убивать. При этом, однако, подданные не считали Ивана больным или умалишенным человеком; напротив, о Грозном царе говорили, что он был «муж чудного рассуждения»; Грозного царя народ славил в своих песнях.

Цель, которую поставил себе Иван Грозный, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к государю и были обменены на другие земли. Но опричнина, несомненно, повела к разорению государства, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами. Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а затем стали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Крестьянам была еще и та выгода уйти со старых мест, что они могли поселиться на новых хороших землях или в завоеванном Казанском царстве, куда само правительство звало поселенцев, или же в черноземной плодородной полосе на юг от Оки, где тогда возникало много новых городов. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, а от этого центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них царь не получал уже ни ратных людей, ни податей. У Грозного не стало поэтому войска и средств, что и заставило его бесславно окончить шедшие тогда войны с Литвой и шведами. Таковы были в конце концов результаты опричнины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. В связи с его смертью «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых необычных в его

§ 33. ОПРИЧНИНА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

§ 33. ОПРИЧНИНА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО Введение опричнины. Иван IV всё меньше доверял Избранной раде. Свою роль сыграли не только политические, но и личные мотивы. В 1553 году Иван Грозный тяжело заболел и потребовал от бояр присягнуть своему сыну царевичу Дмитрию. Опасаясь

Александр Александрович Зимин и его книга «Опричнина Ивана Грозного»

Александр Александрович Зимин и его книга «Опричнина Ивана Грозного» Первое издание этой книги увидело свет в 1964 г., когда советская историческая наука делала первые шаги к освобождению от тяготевшего над ней идеологического гнета, обязывавшего к униформизму мышления.

2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного

2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного Мы неоднократно говорили о царе-хане Иване IV Грозном. Считается, что он правил в 1547–1584 годах, то есть был на престоле 37 лет. В то же время началом его правления вполне можно считать 1533 год, когда он был

8. Александровская слобода, опричнина и синодик Ивана Грозного на страницах Светония

8. Александровская слобода, опричнина и синодик Ивана Грозного на страницах Светония В повествовании Светония о Калигуле есть одно очень интересное место. «Четыре месяца спустя он погиб, совершив великие злодеяния и замышляя еще большие. Так, он собирался переселиться в

Читайте также  Инициатива ссср о разоружении. пакт келлога - бриана

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии

7. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. Опричнина

7. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. Опричнина Василий III умер в 1533 г., и, так как его сыну Ивану было только 3 года, править государством стала мать, великая княгиня Елена Глинская. После ее смерти (1538 г.) наступила эпоха боярского правления и

Опричнина Ивана IV и «Орден кромешников»

Опричнина Ивана IV и «Орден кромешников» Как я уже неоднократно писал[492], одной из центральных загадок истории России XVI в. до сих пор остается пресловутая «опричнина Ивана IV», наложившая трагический отпечаток на жизнь современников и на последующую историю страны.

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного)

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного) 20.1. Что известно о митрополите Филиппе Колычеве и его борьбе с Грозным Напомним вкратце данные из нашей

18. Расправа с боярами и воины Ивана IV

18. Расправа с боярами и воины Ивана IV Опричнина. Захватив земли татар на Волге и укрепившись на Северном Кавказе, Иван IV начал войну с прибалтийскими немцами, с Польшей, Литвой и шведами. Иван IV хотел пробиться к берегам Балтийского моря и вступить в сношения с

40. БОРЬБА ГАЛИЦКИХ КНЯЗЕЙ С БОЯРАМИ

40. БОРЬБА ГАЛИЦКИХ КНЯЗЕЙ С БОЯРАМИ (по «Ипатьевской летописи»)ВОССТАНИЕ БОЯР ПРОТИВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРАВ лето 6696[50] Князящу Володимеру 2 в Галичкой земли, и бе бо любезнив питию многому, и думы не любяшеть с мужми своими; и поя3 у попа жену и постави собе жену, и родися у нея два

Публикации

Борьба с боярами Ивана IV представляет правовой интерес как один из первых примеров повсеместного нарушения базовых прав человека целой социальной прослойки гражданского общества. Произвол царя в отношении своей аристократии может рассматриваться как прообраз появления в России крепостного права. О причинах и последствиях почти полной ликвидации прав привилегированного сословия рассказывает в третьем эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

В период правления великого князя Московского Ивана III (1462-1505 гг.) на права бояр было начато наступление. Однако это еще не было фронтальным наступлением — оно велось выборочно и гибко, и потому боярское сословие еще, похоже, не почувствовало всеобщей опасности. Ведь многих из них никак не задели реформами Государя, а другие — за свою лояльность — даже получали новые земельные владения.

Так, например, разгром Новгорода в 1471 году, сопровождавшийся репрессиями в адрес местных бояр, не вызвал беспокойства у других аристократов. Более того, они охотно поучаствовали в разделе земель новгородских вотчинников.

Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву, что означало конец новгородской республики. А ведь это была все же боярская республика. Но остальные бояре не понимали, «по ком звонит колокол», и не проявляли «классовой солидарности». А между тем в 1487 году из Новгорода выселили поголовно всех бояр, а их земельные владения были конфискованы.

Многие удельные князья почитали за честь перейти на службу к московскому князю. Так, наследник последнего ярославского князя Даниил Пенко перешёл на службу Ивана III и получил чин боярина.

В целом бояре не понимали, что отдельные шаги московского князя, ущемлявшие самостоятельность каких-либо боярских родов, являются не случайными спонтанными поступками своенравного правителя, а означают начало проявления мощной тенденции укрепления центральной власти за счет ограничения их свобод и прав.

И такая линия была продолжена при преемниках Ивана III. Василий III (1505-1533 гг.) считал, что власть великого князя ничто не должно ограничивать. Он еще более определенно наступал на права бояр, чем его отец, продолжая укреплять самодержавие. На лицевой стороне его печати имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси».

А право, судя по всему, поддается всеобщему закону сохранения материи и энергии: если у кого-то прав прибавляется, то обязательно у кого-то они убавляются. У Василия III прав заметно прибавилось, и произошло это за счет сокращения прав бояр. Так, Герберштейн в своих «Записках о Московии» упоминает: при московском дворе считалось, что Василий властью превосходил всех монархов мира и даже императора.

Василий III еще активнее предшественников создает свою новую военную и социальную опору в лице дворянства, а иммунитет и привилегии бояр неуклонно понижаются. Точно так же, как и его отец с Новгородом, Василий поступил с Псковской республикой. Вече было упразднено, вечевой колокол снят, а 300 именитых боярских семей выселены из города. Их земли были отданы московским служилым людям.

Но всё это были еще «цветочки». Затем в царствование вступит Иван IV, которого (не иначе бояре) нарекут «Грозным». Вот с ним у бояр и развернется настоящая широкая война по всему фронту. Это будет тотальное наступление царя на боярские права.

Правда, в 1533 году, когда умер Василий III, Ивану было всего три года, и бояре попытались взять реванш. Считая, что им будет вольготнее при малолетнем Иване, они уже через 8 дней избавились от основного взрослого претендента на трон — дмитровского князя Юрия (дядя Ивана III). Он был арестован и умер в заточении в 1536 году.

Знали бы они, к чему приведут их хлопоты по сохранению престола за юным наследником. В 1538 году бояре отравили мать Ивана Елену Глинскую, также для того, чтобы малолетний царь был их послушным орудием. А затем избавились и от главного советника Елены — Оболенского.

Тут же были немедленно отстранены от управления государством убеждённые сторонники укрепления централизованного государства и активные деятели правительства Василия III и Елены Глинской: митрополит Даниил и дьяк Федор Мищурин. Первого отправили в Иосифо-Волоцкий монастырь, а Мищурина «бояре казнили… не любя того, что он стоял за великого князя дела».

Вступив в совершеннолетие Иван IV вначале опирался на «Избранную Раду», в которую входила и влиятельная боярская группировка. Но затем интересы царя и бояр разошлись, и все члены правительства Адашева подверглись репрессиям. В 1551 и в 1562 году последовали царские указы, ограничивающие права бояр в распоряжении своими вотчинами.

Теперь они не могли свободно продавать, менять и давать в приданое свои вотчинные земли под угрозой конфискации отчуждаемой земли. В случае отсутствия прямых наследников мужского пола княжеские вотчины отписывались на государя. Вопросы о наследовании братьев и племянников подлежали специальному рассмотрению царя. Выморочные земли бояр и рядовых феодалов, не оставивших после себя письменного завещания, переходили в государеву казну.

А дальше последовала эскалация конфликта между царем и боярами в борьбе за свои права. Аристократия не желала мириться с покушением на прерогативы Боярской думы. Идеолог боярства Курбский писал: «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства…»

На указ 1562 года знать попыталась ответить уходом от Ивана IV за границу. А он в свою очередь взялся в ответ карать «изменников». В 1564 году в Польшу перебежал в опасении опалы и сам Андрей Курбский, прислав оттуда Ивану обвинительное письмо.

А отмена права перехода бояр — чем не крепостное право? У нас обычно считают, что крепостными на Руси были только крестьяне. Но, пожалуй, такое мнение далеко от истины. И бояре, и дворяне были так же прикреплены к своему господину. И не было у них права перехода даже в Юрьев день.

Многочисленные факты измены бояр породили у Ивана IV крайнюю подозрительность, переходившую, как считают некоторые исследователи, в паранойю. Донос одного из дьяков в 1563 году о «великих изменных делах» и поражение русских войск в одном из сражений Ливонской войны в 1564 году стали толчком к началу массовых репрессий в отношении бояр.

Пиком борьбы царя с боярством явилась опричнина. 3 января 1565 года Иван IV объявил об отречении от престола и удалился в Александровскую слободу. При этом в своем послании народу он объяснил, что причиной отречения были измены бояр и его гнев на них.

Итогом послания явилось то, что в Москве резко накалилась антибоярская обстановка. Иван этим приемом удачно натравил на бояр все остальные сословия, делая их своими союзниками. И он получил полную поддержку населения, которое часто само становилось жертвой своеволия и самоуправства бояр. Опасаясь разъяренных москвичей, Боярская дума стала умолять царя вернуться на царство.

И он вернулся. Но только выдвинув свои условия. Теперь у него был мандат от народа на расправу с боярами. Целенаправленно, т. е. специально для борьбы с боярской оппозицией, было создано особое войско — опричники. Одновременно, в связи с присоединением новых обширных земель, значительно растет дворянство, получавшее поместья на завоеванных территориях — новая социальная, политическая и военная опора царя.

Об опричнине много написано: о том, какой массовый террор обрушился на бояр и удельных князей, о том, как лишали вотчинных земель, о том, как сами опричники строчили порой необоснованные доносы на бояр, так как при этом они получали в награду конфискованные у репрессированных земли. Все это верно. Но нас интересует только правовой аспект широкой темы опричнины.

Коротко можно сказать, что в это время воцарился полный произвол Ивана Грозного, которого не сдерживали никакие рамки законности. Права бояр были полностью попраны. О правосудии, о справедливости или хотя бы о беспристрастном рассмотрении дел не приходилось и думать.

По отношению к боярам повсеместно нарушались базовые права человека: на жизнь и на свободу. Государство грубо нарушало права собственников земли, отбирая без малейших правовых оснований угодья, принадлежавшие боярам по праву наследования с незапамятных времен.

Однако эта тотальная война против бояр не завершилась при Иване IV уничтожением всего аристократического сословия. Царь не мог этого пока себе позволить: он по-прежнему управлял обширной страной посредством бояр и с помощью бояр. По-прежнему, отправляясь на войну, он собирал боярские отряды, составлявшие его войско. Царь по-прежнему нуждался в советах и помощи Боярской думы. Нанеся страшный удар по правам бояр, Иван IV подчинил их себе, превратив в полностью зависимый класс.

Но подготовка к ликвидации боярского сословия фактически велась по многим направлениям. Для централизованного управления страной создавались особые ведомства — приказы, предпринимались попытки создания регулярной армии. Подрастала и укреплялась смена боярам — дворяне, которые буквально кормились с рук царя и были ему по определению абсолютно верны.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 31 июля

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: