Древние цивилизации. раннее средневековье в европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций

Раннее Средневековье (V – Х Века)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Раннее Средневековье — это период европейской истории, который начался после крушения Западной Римской империи.

Общая характеристика периода

В Раннее Средневековье начинается становление средневекового общества – расширяется территория, на которой формируется западноевропейская цивилизация. Если античная цивилизация развивалась в Древней Греции и Риме, то средневековая цивилизация охватила практически всю Европу.

Важнейшим процессом Раннего Средневековья в социально-экономической сфере стало становление феодальных отношений, основой которых было формирование феодального типа собственности на землю.

Первый путь формирования феодальной собственности – через крестьянскую общину. Земельный надел крестьянской семьи переходил от отца к сыну и являлся их собственностью. Так оформлялся аллод.

Аллод – это свободно отчуждаемый земельный участок, находящийся в собственности крестьян-общинников.

Появление аллодов ускорило имущественное расслоение среди свободных крестьян: земли концентрировались в руках общинной верхушки, которая начала выступать как часть класса феодалов. Этот путь складывания вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности был особенно характерен для племен германцев.

Второй путь формирования феодальной земельной собственности и всей феодальной системы заключался в практике земельных пожалований крупными землевладельцами своим приближенным. Сначала бенефиций давался вассалу только на время несения службы, а сеньор сохранял свое верховное право на бенефиций.

Бенефиций – это участок земли, который давался вассалу при условии несения службы сеньору.

Готовые работы на аналогичную тему

Права вассалов на пожалованную землю постепенно расширялись, поскольку часто сыновья вассалов продолжали службу сеньору отца. Кроме того, были важны психологические причины: отношения, складывающиеся между сеньорами и вассалами. Вассалы обычно были верны своему господину.

Преданность дорого ценилась, и бенефиции, переходя от отца к сыну, все чаще становились почти полной собственностью вассалов. Земля, передававшаяся по наследству, называлась феод, владелец феода назывался феодал, а система общественно-экономических отношений получила название феодализм.

Бенефиции становятся феодами к IX-XI векам. Этот путь появления феодальных отношений прослеживается на примере Франкского государства.

Классы раннего феодального общества

В средневековье сформировались два класса феодального общества:

  • собственники земли – духовные и светские феодалы;
  • держатели земли – крестьяне.

В среде крестьян по экономическому и социальному статусу различались две группы. Лично-свободные крестьяне по своему желанию могли уйти от хозяина, отказаться от земельных держаний: продать их или сдать в аренду. Имея свободу передвижения, они переселялись в города или на новые места. Они уплачивали фиксированные натуральные или денежные налоги и выполняли установленные работы в хозяйстве господина.

Другую группу составляли лично-зависимые крестьяне. Их обязанности не были фиксированы, они подвергались произвольному обложению налогами. Они также платили ряд специфических налогов: брачный – выкуп права первой ночи, посмертный – при вступлении в наследство и др.

Эти крестьяне не имели свободы передвижения. К концу Раннего Средневековья уже все крестьяне имеют хозяина, поскольку феодальное право не признавало ни от кого не зависящих людей, строя общественные отношения в соответствии с принципом: «Нет человека без господина».

Состояние экономики

Темпы развития экономики были медленными. Хотя утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была достаточно низкой. В основном держали мелкий скот – овец, коз, свиней, а коров и лошадей было мало.

Слабым был уровень специализации. В каждом поместье имелись все необходимые отрасли хозяйства: земледелие, полеводство, скотоводство, ремесла. Хозяйство было натуральным, и сельскохозяйственная продукция на рынок не производилась. Ремесло также было в виде работ на заказ. Внутренний рынок был очень ограничен.

Этнические процессы и феодальная раздробленность

В раннее средневековье идет расселение племен германцев по Западной Европе: экономическая, культурная, религиозная и политическая общность Европы будет в значительной степени основываться на этнической общности. В результате завоеваний короля франков Карла Великого в 800 году была создана обширная Франкская империя. Однако территориальные образования не были устойчивы и после смерти Карла империя распалась.

К Х-XI веках в Западной Европе утвердилась феодальная раздробленность. Короли сохраняли реальную власть только в пределах владений. Формально королевские вассалы были должны нести военную службу, выплачивать при вступлении в наследство денежный взнос, а также подчиняться решениям короля как арбитра в спорах. Фактически выполнение этих обязательств в IX-Х веках всецело зависело от воли самих феодалов. Их усиление и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство

В Европе начался процесс формирования национальных государств, однако границы постоянно изменялись. Государства сливались в крупные объединения или дробились на мелкие. Эта мобильность способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.

Важнейшим фактором в создании единой Европы стало христианство, постепенно распространившееся во всех странах и ставшее государственной религией.

Христианство определило культурную жизнь Европы, влияя на систему, качество и характер образования и воспитания. Качество образования напрямую сказывалось на экономическом развитии. В этот период наиболее высокий уровень экономического развития был на территории Италии.

Средневековые города здесь раньше, чем в других странах развиваются как центры торговли и ремесла. Здесь быстро растут внешнеторговые связи, появляются регулярные ярмарки, развивается внутренняя торговля. Увеличиваются количество и объемы кредитных операций. Ремесла достигают значительного уровня, в частности, ювелирное дело и ткачество, а также строительство.

По-прежнему граждане итальянских городов были активны в политике, что также способствовало быстрому прогрессу.

Понятие цивилизации и европейские цивилизации средневековья Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеев Сергей Викторович

Говоря о цивилизационном подходе, всегда сталкиваешься с целой серией проблем. И не последняя среди них многозначность самого термина « цивилизация ». Обычно противопоставляются два его значения. С одной стороны, « цивилизация » определенный уровень развития культуры и общества, и в этом смысле термин употребляется в рамках нескольких «мироцелостных» концепций исторического развития. С другой, « цивилизация » локальная культура или культурно-исторический тип в понимании сторонников «цивилизационного» подхода. Обычно эти варианты толкования термина противопоставляются.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексеев Сергей Викторович

Текст научной работы на тему «Понятие цивилизации и европейские цивилизации средневековья»

С.В.АЛЕКСЕЕВ ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Говоря о цивилизационном подходе, всегда сталкиваешься с целой серией проблем. И не последняя среди них — многозначность самого термина «цивилизация». Обычно противопоставляются два его значения. С одной стороны, «цивилизация» — определенный уровень развития культуры и общества, и в этом смысле термин употребляется в рамках нескольких «мироцелостных» концепций исторического развития. С другой, «цивилизация» — локальная культура или культурно-исторический тип в понимании сторонников «цивилизационного» подхода. Обычно эти варианты толкования термина противопоставляются.

Однако подобное противопоставление, в принципе, необязательно. Само название «цивилизация (от civilis — «городской», но и «гражданский») подразумевает определенный уровень общественного развития. Такой уровень можно называть цивилизацией, а можно, в рамках цивилизационного подхода, — цивилизованностью. Ясно, что нельзя называть цивилизацией нечто, не обладающее признаками цивилизованности. Не всякая локальная культура — «цивилизация», и встречающиеся иногда выражения «цивилизационщиков» вроде «цивилизация австралийских аборигенов» звучат, мягко говоря, странно.

Признаки цивилизованности известны. Это, во-первых, города; во-вторых — письменность; в третьих — монументальное искусство. На важность последнего признака указывалось неоднократно. Он свидетельствует если не о наличии мобилизующей массы сверхценности, то о ее интенсивных поисках в данном обществе. Наличие же такой сверхценности, религиозной или идейной, — важная характеристика любой цивилизации.

Ключевым является не формальное наличие этих признаков (как у варваров, живущих в римских городах), а их воспроизводство — строительство новых городов, создание новых монументальных и письменных памятников.

Предлагалось много вариантов набора признаков, позволяющих выделить ту или иную локальную цивилизацию. Автору этих строк представляется убедительным следующий набор признаков:

1. Политический суверенитет или совокупность суверенитетов на определенной территории

2. Единая религия или единый набор соперничающих мировоззренческих доктрин.

3. Единая система письма.

Границы локальной цивилизации определяются зоной безусловного преобладания всех трех признаков.

На основе этих признаков можно предложить следующее определение. Локальная цивилизация — цивилизованная этническая или полиэтническая общность, политически суверенная в том или ином смысле, сплачиваемая преобладанием общих религиозных воззрений и общей системы письменности.

Наряду с понятием локальной цивилизации в литературе отмечен довольно удачный термин «субцивилизация». Признаком субцивилизации с известной долей

условность можно назвать наличие двух из вышеперечисленных признаков локальной цивилизации. С условностью — поскольку если сочетания «суверенитет + особая сосуществующая религия» или «суверенитет + особая сосуществующая система письма» выглядят как признак убедительно, то о сочетании «религия + система письма» без суверенитета этого уже сказать нельзя. Подобные случаи (например, возникшие в древности и средневековье этнические диаспоры) чаще всего являются остаточным состоянием цивилизации, территория которой поглощена более успешными соперниками. Так и уместнее их определять.

Следует отметить, что границы цивилизации могут выходить в «варварскую» периферию и отчасти ее захватывать, причем цивилизация играет при этом центростремительную и цивилизующую роль.

Средневековая цивилизация в Европе поднимается из руин темных веков на протяжении VI — IX веков. На Западе в начале IX века сложилась, что очевидно, латинская католическая цивилизация. Ее границы определялись границами католических королевств. В рамках этой зоны господствовала латинская письменность и преобладал латинский литературный язык. В IX — XI веках, в ходе разделения церквей, весь латинский мир оказался в духовной власти Римско-католической церкви. В рамках западной средневековой цивилизации четко выделяется скандинавская субцивилизация в границах трех скандинавских королевств, зоны распространения (все высокое средневековье) германского рунического письма. Субцивилизация эта носила пограничный с «варварской» периферией характер, условно включая такие не вполне цивилизованные территории, как Швецию до конца XII века или Исландию. Выделение других субцивилизаций в рамках латинского мира — англосаксонской IX — XI вв., чешской X — XI вв. — возможно лишь при детальном изучении вопроса о признаках цивилизованности на соответствующих территориях. То же самое можно сказать о кельтской «цивилизации» раннего средневековья.

Читайте также  Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция

Наиболее древней являлась в средние века византийская христианская цивилизация. Воспроизводство цивилизации в «темные» VII — VIII века иногда ставится под сомнение. Но уже в IX веке средневековая византийская цивилизация сложилась окончательно. Ее границы определялись границами Империи Ромеев, а после начала XIII века — ромейских государств (империи Ласкарей-Палеологов, Трапезундской империи Комнинов, Фессалоникской империи, Эпирского и Морейского деспотата), а также некоторых греческих, греко-крымских и албанских княжеств. На всей этой территории господствовали почти безраздельно греческая письменность и греческий литературный язык. Исторический центр Православия, византийская цивилизация может с безусловностью характеризоваться и как древнейшая Православная. Она имела несколько выходов в «варварскую» периферию — прежде всего, в южнославянские земли в VIII — IX вв. (до распространения славянских азбук), и в некоторые области Западного и Северного Кавказа.

Симптоматично, что субцивилизаций в рамках Византийской не выделяется. Именно в рамках восточного христианства (не только Православия), готового говорить с верующими на их родных языках, стало возможным сложение самобытных этнических письменных культур и самобытных цивилизаций. В Закавказье, например, уже в раннее средневековье складываются две самостоятельных христианских цивилизации — грузинская и армянская. Их раздельное, хотя и тесно связанное существование, обусловлено не только религиозным разделением V — VII вв. на православных грузин и монофизитов-армян, но и более ранним созданием армянской и грузинской письменности, заложившим основы независимых письменных культур.

Здесь время перейти к разговору о славянских цивилизациях средневековья. Попытаемся показать, в силу каких причин единой славянской цивилизации не сложилось

— и в то же время сложилась самобытная Русская цивилизация. Первая причина ясна

— значительная часть славянских земель, в том числе все западнославянские, уже в раннее средневековье, на стадии формирования цивилизаций, оказались под латинским религиозным, политическим и культурным влиянием.

Древнейшей собственно славянской цивилизацией, насколько мы можем судить, являлась болгарская. Она начала было складываться как субцивилизация в рамках греко-византийской, но уже с конца IX века выступила самостоятельной цивилизацией, в чем огромную роль сыграло восприятие глаголической и возникновение кириллической азбуки, развитие старославянского литературного языка. Болгарская цивилизация просуществовала до начала XI века, когда пала под ударами византийцев.

На рубеже Х1/Х11 веков складывается своеобразная югославянская цивилизаци-онная зона в составе Сербских земель (Рашки, Зеты, Боснии) и Хорватии. Столь осторожное определение связано с уникальностью этого явления на цивилизационной карте Европы. Здесь налицо имелось преобладание общераспространенных славянских систем письма (глаголицы и в Рашке кириллицы) и славянских литературных языков в пределах нескольких независимых или автономных королевств. При этом в религиозном плане зона единства не представляла. Хорватия на протяжении всего периода ее существования (XI — XV века) оставалась католической, Зета (Дукля) колебалась между Римом и православием, Рашка (Сербия) оставила эти колебания к концу XIII века, а в Боснии вообще утвердилась еретическая бабунская церковь. Но, стоит заметить, сами религиозные альтернативы (католицизм, православие, манихейские ереси) были общими для всего региона и для присоединившейся к нему после событий начала XIII века Болгарии. Это позволяет с некоторой осторожностью говорить об особой и цельной южнославянской цивилизации XII — XV веков. Погибла она в результате турецкого нашествия. Хорватия вследствие этого окончательно перешла в лоно западной латинской цивилизации, а осколками обретшей перед гибелью православную цельность южнославянской цивилизации парадоксально остались романские Дунайские княжества — до своей не религиозной латинизации в XVIII — XIX вв.

Итак, южнославянские цивилизации, связанные с Русью культурно, не имели с ней полновесного цивилизационного контакта. Древнеболгарская цивилизация погибла как раз тогда, когда Русь принимала христианство. Южнославянская цивилизация оказалась территориально отрезана от Руси монгольским нашествием и, кроме того, характеризовалась чуждым набором религиозных альтернатив. Русь, уже Московская, после турецких завоеваний унаследовала культурные достижения сородичей, принесенные бежавшими на север изгнанниками. Благодарная память о южнославянских учителях навсегда сохранилась в русской культуре. Однако их история никогда не воспринималась, как своя собственная. Самостоятельность исторических путей балканских славян и Руси всегда осознавалась.

На Руси набор признаков цивилизованности складывается к концу X века. Города в собственном смысле слова, по мнению археологов, появляются к середине столетия. Кириллическая письменность начинает проникать на протяжении первой его половины. Первым подлинным памятником монументальной архитектуры на Русской земле считается киевская Десятинная церковь святой Богородицы, возведенная в 991 — 996 годах. Таким образом, при желании можно назвать даже точную дату рождения Русской цивилизации — 12 мая 996 года, когда была освящена Десятинная. Но в любом случае, ясны две вещи. Русская цивилизация и Русское государство строились, в первую очередь, трудами первых князей-христиан святой Ольги, святого Владимира и

Ярослава Мудрого. И сложилась Русская цивилизация именно как цивилизация православная.

О воспроизводстве признаков цивилизованности на Руси после монгольского нашествия можно спорить. Но уже с первых десятилетий XIV века таковое вновь налицо в полном объеме. Соответственно этим дискуссиям, можно говорить об одной либо о двух сменявших друг друга Русских цивилизациях. Я придерживаюсь первого варианта. Границы Русской средневековой цивилизации определялись границами русских княжеств, а в XIV — первой половине XV века также находившегося под сильнейшим русским культурным влиянием Великого княжества Литовского. Затем — границами Московского и Российского государства. В рамках этой территории преобладала или безраздельно господствовала православная вера. Книжность была исключительно славянской, в подавляющем большинстве случаев кириллической.

Несколько слов в заключение о дальнейших судьбах двух основных на XVI век европейских христианских цивилизаций — Русской и Латинской. Последняя, выйдя в XVI веке за пределы Европы, в то же время на коренной территории вступила в стадию распада и деструкции, связанную с Реформацией. В XVIII — XIX вв. произошла грандиозная попытка смены цивилизационной парадигмы западного мира на «просветительские» (условно) ценности. Однако эта смена, по сути попытка выстроить новую цивилизацию, повлекла за собой чудовищные по масштабам урбанизацию и индустриализацию, исчерпание возможностей экстенсивного развития и как следствие — культурный (пока не материально-экономический) тупик, прекращение воспроизводства отдельных признаков цивилизованности. Нынешняя проблема «вымирания» старой Европы — лишь одно из проявлений этого.

Русь с проблемой по-настоящему не сталкивалась, но с ней столкнулась Россия XVIII — XIX вв., хотя сначала и в меньших масштабах. Три-четыре раза предпринимались попытки аналогичной смены цивилизационной парадигмы. Но они проваливались с разной степенью катастрофичности. Русская цивилизация продолжала существовать, сохраняя базовые традиционные формы. Последняя и самая серьезная попытка была предпринята уже в начале ХХ века, в 1905 — 1917 годах. Она кончилась подлинной катастрофой — к несчастью, не только для тех, кто ее предпринимал. Последовавшая затем попытка советских коммунистов построить новую цивилизацию на новой идейной основе также окончилась в итоге исторической неудачей, заведя в тупик, во многом аналогичный западному. В настоящее время Россия с очевидностью находится на цивилизационном распутье.

Всеобщая история

Только актуальные модели очков 2021

Перейти

Пляжные панамы! Каждому покупателю подарок!

Перейти

Распродажа стильных сумок на 100trendov.com

Перейти

План урока:

Раннее Средневековье

Эпоха Античности завершилась в 476 году с крушением Западной Римской империи в результате нашествия варварских племен. Варвары, жившие в условиях родоплеменного строя, встретились с высокоразвитой античной цивилизацией и вытеснили ее с территорий Западной Европы.

С нашествием варваров в мировой истории начинается новый период – Раннее Средневековье, продлившийся с V по X век, для которого характерны следующие особенности:

  1. Образование множества варварских королевств на обломках античной цивилизации.
  2. Упадок культуры на большей части европейских территорий.

Это было связано с тем, что варварские племена во многом отставали в своем развитии от античного мира, поэтому великое переселение народов повлекло за собой разрушение культурных ценностей во всей Западной Европе. Единственной наследницей античной культуры осталась Византия – Восточная Римская империя, уцелевшая под натиском германцев.(Римская империя раскололась на Западную и Восточную и Восточная Римская империя получила новое название – Византия).

  1. Распространение христианства. Христианство стало официальной религией для множества германских народностей: франков, англосаксов, готов и прочих.
  2. Формированиеевропейских народностей: испанцев, французов, англичан, итальянцев. Побежденное местное население постепенно смешивалось с племенами завоевателей: англами, саксами, лангобардами, готами, вандалами, гуннами, кельтами, фракийцами, сарматами и прочими.
  3. Разложениерабовладельческого строя и начало эпохи феодализма.

Феодализм – общественный строй Средневековья, основанный на жесткой иерархичности общества игосподстве натуральногохозяйства.

Феодальная иерархия в Средние века представляла собой систему соподчиненных отношений, при которой вышестоящий по рангу феодал назывался сеньором (герцог, граф), а нижестоящий – вассалом (борон, рыцарь). Отношения сеньора и вассала строились на взаимной выгоде: сеньор выдавал земельные владения вассалу взаменза его верную службу. Такое владение получило название «феод», его владельца стали называть «феодал». Феодалы были практически независимы от короля и подчинялись только своему сеньору. Этому способствовало господство натурального хозяйства. Крестьяне, проживавшие на землях феодала, несли в его пользу многочисленные повинности, обеспечивали своего господина необходимыми продуктами питания и вещами.

Государства Раннего Средневековья

Большинство варварских королевств, сложившихся в эпоху Раннего Средневековья,вскоре навсегда исчезли с карты мира. Однако Франкское государство, которое распалось в 9 веке, дало начало существованию современной Франции, Германии, Италии.

К середине 5 века франки разгромили последнего римского наместника и подчинили себе территории Северной Галлии. Здесь, возглавляемые королем Хлодвигом, они основали крупнейшее в Европе государство. Наибольшего величия Франкское королевство достигло при правлении Карла Великого, жившего с 747 по 814 год. Карл вел войны с саксами, аварами, славянами, данами, лангобардами. В конце концов, он покорил эти племена, значительно расширил территории своего государства, превратил Франкское королевство в могущественную империю.

Читайте также  Деятельность горчакова александра михайловича

После смерти Карла Великого в истории Европы начался период феодальной раздробленности. В 843 году в городе Вердене внуки Карла подписали соглашение о разделе Франкской империи. В результате образовалось 3 королевства, в границах которых позже возникли Франция, Германия, Италия.

Классическое Средневековье

С X по XIV век Западная Европа переживала эпоху Классического Средневековья. К этому времени средневековое общество окончательно разделилось на три основных класса:

  • Духовенство — христианские священнослужители, которые обязаны были вести религиозную жизнь и наставлять мирян своими проповедями. Духовенство не несло повинностей, владело обширными земельными владениями, содержалось за счет десятины – 1/10 доходов, выплачиваемых крестьянами в пользу церкви.
  • Военное сословие –короли, графы, герцоги, бароны, рыцари, простые воины. Они защищали народонаселение от врагов, боролись с противниками христианской веры.
  • Крестьяне – самое многочисленное сословие Средневековья. Они подразделялись на лично свободных и зависимых. Лично свободные крестьяне несли повинности в пользу государства, не были прикреплены к земле. Зависимые крестьяне принадлежали своему феодалу, обрабатывали его земли и несли в его пользу множество разнообразных повинностей.

Крестовые походы

В эпоху Классического Средневековья в XI веке началась череда Крестовых походов, продлившихся более 400 лет.

Запоминаем новые слова!

Крестовые походы – вооруженные экспедиции христиан на Восток с целью отвоевания христианских реликвий [1] , приобщения к истинной вере неверных (мусульман).

B 1095 году глава христианской церкви – папа Римский Урбан II призвал христиан совершить военный поход для освобождения святой земли Палестины и находящегося там гроба Господня, которую захватили турки-сельджуки, исповедовавшие ислам.Папа объявил, что участникам крестового похода Бог простит все грехи, а погибшие в бою попадут прямиком в рай.

Несмотря на громкие лозунги и высокие идеи, феодалы и духовенство в действительности использовали крестовые походы с целью:

  • Приобретения новых земельных владений.
  • Установления власти над Восточными странами.
  • Увеличения собственных доходов за счет разграбления захваченных земель.

Кроме того, крестовые походы должны были избавить Европу от переизбытка населения, которое к XI веку ощущало острую нехватку в продовольствии и свободных землях.

Так как участники походов на Восток нашивали на свою одежду красные кресты, их прозвали рыцарями-крестоносцами. Помимо феодалов и рыцарей в походах принимали участие также зависимые крестьяне, желавшие освободиться от власти своих господ и городская беднота, стремившаяся разбогатеть на военных грабежах.

В эпоху Классического Средневековья объединенными силами французских, германских и немецких феодалов было совершено 8 крестовых похода, в результате которых началась колонизация европейцами Ближнего Востока.

Позднее Средневековье

Позднее Средневековье – один из самых трагичных периодов в мировой истории. Первым из крупномасштабных бедствий эпохи Позднего Средневековья, приходившейся на время с XIV по XV век, стал великий голод. Он охватил территории современной Англии, Франции, Италии, Германии, Ирландии, Финляндии, Польши, Белоруссии, Литвы, Латвии.

В 1315 году на территориях Европы выпал аномально высокий уровень осадков, повлекший за собой неурожаи и резкий рост цен на продукты питания. Внезапное похолодание, которое историки связывают с наступлением Малого ледникового периода в Европе, уничтожило все весенние всходы и привело к страшному голоду.С голодом получили распространение болезни, резко усилилась преступность,в обществе воцарился хаос. Нередко родители бросали своих малых детей, не в силах их прокормить. Люди поедали кошек, собак, крыс, были распространены даже случаи каннибализма [2] .

Великий голод бушевал в Европе вплоть до 1322 года, унес жизни более 25% городского населения.

Столетняя война

В эпоху Позднего Средневековья между Англией и Францией разгорелась Столетняя война, продолжавшаяся с 1337 по 1453 годы. Причиной войны стал династический кризис во Франции и притязания Англии на французские земли. Король Англии – Эдуард III стал зачинщиком конфликта, заявив о своих правах на французский престол, в связи с его родственными узами с династией французских королей.

В результате военных действий, продолжавшихся на протяжении 116 лет, Англия утратила большую часть своих территорий, погрузилась в экономический кризис и череду внутригосударственных междоусобиц.

«Черная смерть»

В XIV веке в Европе началась эпидемия самой страшной в мировой истории болезни – чумы. Эпидемия чумы в Европе унесла более 1/3 всего народонаселения, повлекла за собой экономическую, социальную, культурную разруху.

Особенно быстро заразная болезнь распространялась в городах, там смертность достигала 80%. Скученность городского населения, отсутствие канализаций, игнорирование правил личной гигиены практически не оставляли шансов для средневекового человека.

Зараженные чумой вскоре покрывались бесчисленными язвами — бурбонами, которые вздувались и приносили больному ужасные страдания. Зачастую, больной терял зрение, слух, теряли память. Заразившись утром, больные часто не доживали до вечера, но тем, кому удавалось выжить, уже не грозило повторное заражение.

Важной особенностью Позднего Средневековья стало завершение эпохи феодальной раздробленности и складывание единых централизованных государств [3] . Англия и Франция стали централизованными вследствие Столетней войны, в ходе которой каждая из стран вынуждена была мобилизовать все свои силы, предоставить широкие полномочия своим королям. В Испании централизованное государство сложилось в результате отвоевания испанцами Пиренейского полуострова у арабов.

Проблемы Средневековья

Жизнь средневекового человека была связана с множеством различных трудностей, в среднем люди жили не более 30-40 лет. Сложнее всего жилось зависимым крестьянам и городской бедноте, однако жизнь привилегированных слоев населения- духовенства и феодальной знати-также подвергалась различным опасностям.

Во-первых, на протяжении всего Средневековья, в Европе бушевали феодальные войны. Феодалы непрерывно воевали друг с другом по самым незначительным поводам, стремясь обогатиться за счет захвата земель своих соседей. Множество жизней европейцев унесли также крестовые походы.

Во-вторых, жизни средневековых людей угрожали эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, проказы. В особенности страшной была чума, которую в народе прозвали «черной смертью». В эпоху Позднего Средневековья от нее погибло около 1/3 народонаселения всей Западной Европы.

В третьих, низкая производительность в сельском хозяйстве и неумение заготавливать большие запасы продовольствия впрок, не раз становились причиной голода в Европе.

В четвертых, в течение всего Средневековья нередкими были крестьянские восстания, в ходе которых зависимые крестьяне сжигали замки своих господ.

Несмотря на то, что многие историки, считают эпоху Средневековья «темным временем» в странах Западной Европы, она привнесла значимые в истории изменения:

  • В этот период возникло большинство европейских государств, городов.
  • В Средние века большинство европейских жителей приняли христианство.
  • Было открыто множество школ, университетов, библиотек, что в дальнейшем послужило развитию образования.
  • В эту эпоху сформировалось большинство современных языков: французский, немецкий, английский, итальянский.

В конце XV века на смену Средним векам пришел Ренессанс – эпоха Возрождения, которая принесла с собой расцвет культуры, науки, искусства.

Словарь

1. Реликвия — это ценная для верующих вещь, которую они тщательно хранят, почитают как святую.

2. Каннибализм — это поедание людьми человеческой плоти.

3. Централизованные государства — это государства, в которых существует сильная центральная власть, подчиняющая себе все местные органы власти.

5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)

Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю.

Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну.

Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества. В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не при-знавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

Читайте также  Уложенная комиссия 1767-1768 гг.

Состояние экономики. В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства.

Этнические процессы и феодальная раздробленность. В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и по-литическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.

Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания.

В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.

Формирование средневековой цивилизации

Средневековая цивилизация Запада.

Даты начала и конца средневековья достаточно условны. Этот период начинается в конце V столетия и заканчивается где-то в середине XV века.

Гипотетически новую эпоху ознаменовало свержение варваром Одоакром последнего императора Рима. Закат её одними учёными привязывается к 1453 году, когда под натиском османских полчищ пал Константинополь. Другие историки считают, что Великие географические открытия стали началом следующего периода в развитии европейской цивилизации.

Синтез античных и варварских традиций с зарождающимися христианскими взглядами стал основой формирования общества новой экономической формации.

Традиционные взгляды на средневековье.

Время достаточно сложное и противоречивое и сегодня разными учёными трактуется порой диаметрально противоположно.

В любом случае бесспорно то, что это качественно иная, абсолютно новая ступень формирования западной цивилизации. Её характеризует особое напряжение духовных сил человечества на пути прогресса и процветания.

Этапы формирования средневековой Европы.

Первый этап был спровоцирован нашествием варваров на Великий Рим. Империя гибла, а её развалины становились первоначальным наброском Европы.

Затем VIII–X века, особенно время правления Карла Великого, Людовика Великолепного, когда образуется каролингский этап. Это неудавшаяся Европа, но свой след в формировании средневековья она оставила.

Накануне своего тысячелетия европейская цивилизация начинает обретать черты реальности.

XI–XII века запечатлели рождение феодальной Европы.

XIII столетие отметилось формированием «прекрасной Европы» с большими городами, первыми университетами, схоластическими науками и готическими соборами.

Обрушившиеся на формирующуюся цивилизацию Запада катаклизмы XIV–XV веков грозят разрушением, но всё-таки щадят эти протоевропейские конструкции. Чёрная оспа, почти общеевропейская война между Англией и Францией. Утрата церковью своей руководящей роли после Филиппа IV Красивого в борьбе с папой и тамплиерами. Все эти события как бы предваряют приход нового века – эпохи Возрождения

Ведущая роль церкви в развитии европейской цивилизации.

Следует отметить особую роль христианства, которое возглавило социальные и культурные изменения общества. Церковь повела за собой народы, которые после распада Римской империи могли погрузиться в хаос и тьму . Она была единственным социальным институтом той поры, который смог нарисовать стройную картину будущего мира и повести к ней все племена и народности Европы.

Христианство предложило средневековому человеку всеобъемлющий комплекс теософских знаний о мире и самом человеке, обусловив развитие целостной мировоззренческой культуры, объединившей европейцев. Вера в Бога, идеи милосердия, всепрощения, неприятие стяжательства и наживы, другие христианские ценности стали основой рождения человека новой средневековой формации, создания новой общности людей, объединённой не только территориально, но и духовно.

Иерархическая структура церкви стала образцом для создания новых государственных образований, возникающих на развалинах Римской империи.

Христианство выступило объединяющим началом и обусловило формирование новой средневековой формации взамен уходящих отношений античности. В отношениях феодальной раздробленности, политической немощи новообразованных государств, бесконечных междоусобиц, непрекращающихся войн церковь стала связующим звеном. Христианская вера создала нерушимый духовный конгломерат народов Европы, образовав единую вероисповедальную общность.

Средневековая цивилизация Востока.


Понимание Востока и исторических процессов, формировавших в средние века этот регион, невозможно без отказа признавать западный путь развития единственно верным. В противоположность Западному пути развития под влиянием объективных условий был предопределено иное направление движения общества. Буфер из славянских племён, защищавший на протяжении веков Европу от набегов безжалостных кочевых племён, не спасал восточные страны. История Китая, Турции, Ирана и других государств полна трагических страниц борьбы с кочевыми племенами. Земледельческие страны подвергались нашествию сотен тысяч захватчиков, периодически порабощавших эти территории. Ключ к правильному осмыслению своеобразия Востока лежит в глубоком знании исторических событий Средневековья.

Основные причины формирования восточной цивилизации.

Географические границы Средневекового Востока начинаются в Северной Африке, затем объединяют непосредственно Ближний и Средний Восток, всю Центральную и Среднюю Азию, территорию Юго-Восточной Азии с Индией включительно. Замыкает эти рубежи Дальний Восток.

Что спровоцировало процесс перехода к Средневековью стран восточной части евразийского континента:

Во-первых, это распад Римской империи, на обломках которой, Восток, как и Запад, столкнулся с необходимостью строительства новой жизни в иных условиях.

Во-вторых, появление на исторической сцене новых народов, стремящихся к власти. Турки-сельджуки, кочевники-монголы сыграли значительную роль в своеобразии формирования цивилизации восточного региона. Значительную роль в написании исторических страниц восточного средневековья сыграл и арабский халифат, поглощённый впоследствии Османской империей. Он дал восточной цивилизации могущественную религию – ислам.

В-третьих, огромное значение, по аналогии с христианством, имело возникновение новых религий и возникших на их основе цивилизаций.

Своеобразие восточной цивилизации.

Важнейшим фактором, обусловившим своеобразие формирования восточной цивилизации, стал ряд причин, которые обошли стороной Европу:

  • Отсутствие возможности скрупулёзно формировать социальные и политические институты власти, развивать общественные структуры с дальнейшей их трансформацией в общеевропейскую цивилизацию.
  • Варварские племена в пограничных районах заставляли быть в постоянной готовности отражения возможной агрессии. В таких условиях было не до формирования гражданского общества с частной собственностью, свободой взглядов и другими демократическими правами.
  • Безжалостная борьба за выживание целых этносов требовала жесточайшего деспотизма власти, чтобы обеспечить беспрекословное подчинение в условиях военных действий.
  • Восток, в отличие от Европы, не стал единым целым: огромная пропасть размежевала племена кочевников и оседлые культуры. Индия, Китай, чуть позже Япония и Арабский халифат формировали свои цивилизации разными путями, имели непохожие религии. Этнос каждой восточной страны жил отличался своим миросозерцанием, этикой и обычаями, официальной идеологией и государственностью.

Ошибочность сравнительной трактовки Востока и Запада.

Восприятие восточной цивилизации как лишённой прогресса, застывшей в развитии формации глубоко ошибочно. Вспомните кадры из фильма «Белое солнце пустыни», когда почтенные старцы неподвижно сидят, а их больной сородич головой лежит на ящике с дымящимся динамитом. Жизнь как бы застыла, не смотря на угрожающую ей опасность. Такое клише в понимании Востока прочно укоренилось в сознании. На сколько это неверно, говорят многие факты. Восток того времени для европейского человека был синонимом богатства, оазисом изысканной роскоши и утончённых вкусов. Уровень жизни восточного жителя был несравнимо выше условий существования западного обывателя. Европейские города численностью населения не могли и близко сравниться с восточными. Уже в те века население некоторых китайских городов достигало полумиллиона человека, а в арабском халифате эта цифра была несколько ниже (300-400 тысяч), но всё равно европейские города не дотягивали и до этих показателей. Так в самых крупных городских поселениях показатели численности были в пределах сотни тысяч.
Восток успешно развивал и ремесла, продавая европейцам шелка и пряности, фарфор и оружие. Порох и многие другие изобретения были ещё долго недоступны Европе, считающей себя передовой и цивилизованной.
Между тем условия жизни всё-таки были очень трудные, поскольку шла непрерывная борьба с кочевыми племенами. Постоянно перечерчивалась политическая карта, рушились одни империи, а на их развалинах возникали новые. И если Европа к началу XII века эти опасности изжила, то восточная цивилизация ещё очень долго воевала с кочевниками.

В истории обеих цивилизаций достаточно много общих моментов, но с периода средних веков каждая начинает идти своим путём. Это обстоятельство, осложнённое многими объективными факторами, предопределило возникновение различий между двумя цивилизациями. Восток и Запад, возникшие из осколков Римской империи, сегодня представляют совершенно разные общественные формации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: