Черты и особенности сельского образа жизни
Сельский образ жизни.
Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян — в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.
В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.
Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.
Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.
Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».
Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников.
Город и городской образ жизни. Город — тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.
Города различаются между собой по ряду параметров.
По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).
По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курортные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).
По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.
По длительности существования: древние (более 500 лет) — Новгород Великий, Великий Устюг; старые — Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) — Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.
По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).
По стабильности населения — соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.
Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.
Современный город объективно — средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — средоточие информации, потенциально доступной его жителям.
В то же время город — средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):
преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;
небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);
высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;
многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;
неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;
слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.
Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стимулов, которые содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.
Город создает условия для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности.
Самый элементарный из них —территориальная мобильность.
Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой — вверх или вниз по социальной лестнице).
В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.
Другое дело, что в зависимости от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.
Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.
Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.
В малом городе население профессионально дифференцирование, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа — промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.
Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней — с другой.
Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность. Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).
Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к развитию. Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А.И. Пригожин).
Поселок — это специфический для России (а также ряда республик бывшегоСССР) тип поселения. Поселок — абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.
Это общее определение охватывает различные типы поселков:
рабочие — при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;
переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;
вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;
пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;
поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).
Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.
В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сельских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.
Два полюса притяжения — город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.
Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каждой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.
Образ жизни сельского жителя
Рубрика: Социология
Дата публикации: 06.10.2015 2015-10-06
Статья просмотрена: 10947 раз
Библиографическое описание:
Ефимова, А. А. Образ жизни сельского жителя / А. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 411-414. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22403/ (дата обращения: 14.08.2021).
В статье раскрываются особенности сельского образа жизни. Представлены результаты анкетного опроса сельских жителей Плюсского района Псковской области по качеству их жизни.
Ключевые слова: образ жизни, сельская территория, сельские жители, анкетный опрос, аграрный сектор, социальная сфера.
Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях [1]. В отечественной социологии категория образ жизни соотносится определенным образом с понятиями «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни». Основными параметрами образа жизни являются труд (учёба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Образ жизни человека — ключевой фактор, определяющий его здоровье [1].
Деревня — это сельская территория, где проживает особая социальная группа населения, которой свойственен определенный образ жизни. Она отличается как уровнем социально-экономического развития, так и спецификой психологического климата, социально-психологических отношений [2].
Под образом жизни сельского населения следует понимать систему осуществляемых им видов деятельности, которая детерминируется внешней средой и спецификой самого населения деревни как особой общности.
Среди отличительных черт села можно выделить:
занятость населения преимущественно в аграрном секторе;
преобладание среди населения людей пенсионного возраста;
ведение личных подсобных хозяйств;
отсутствие развитой рыночной инфраструктуры;
ограниченность в выборе формы досуга, культурной деятельности и т. д. [2].
Аграрная отрасль является системообразующей для сельских территорий, поэтому трудовая жизнь сельских жителей России определяется в основном особенностями сельскохозяйственного производства. Население занято преимущественно в сельхозпредприятиях.
Определенная часть селян работает в социальной сфере, которая в сельской местности представлена школами, детскими садами, фельдшерско- акушерскими пунктами, почтой, библиотеками, клубами. Незначительная часть сельского населения трудится вне сферы сельского хозяйства. Это в лесном комплексе, на железной дороге, в дорожных бригадах, перерабатывающих предприятиях, расположенных в сельской местности. Некоторые селяне работают в близлежащем городе, районном центре или вахтовым методом в городах, на севере и т. п. при условии развитой транспортной инфраструктуры. Как правило, все селяне заняты также в ведении личного подсобного хозяйства [3].
Важная роль в определении образа жизни населения отводится изучению его бытовой деятельности, под которой понимается совокупность занятий, направленных на удовлетворение материальных потребностей, связанных с воспроизводством здоровья и физического состояния человека и его семьи.
С древних времен основные виды деятельности делились на две группы: присваивающие и производящие. К первой группе относятся охота, рыболовство, сбор дикорастущих растений (съедобных и лекарственных), заготовка древесины и т. п. Производящая деятельность в сельском хозяйстве представлена животноводством и земледелием.
Особенности сельского образа жизни связаны со спецификой труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах; ограниченным набором занятий в свободное время. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи. Ритм жизни размерен, нетороплив. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность [4].
Для селян характерна «открытость» общения, которое довольно тесное и охватывающее все стороны жизни. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.
В формировании образа жизни важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие социальных объектов — школы, клуба, почты, медпункта и т. д., а также близость к городу — большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.
В сельских поселениях силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, постольку все знают всех и про всех. Каждый эпизод жизни сельского жителя может стать объектом для оценки со стороны окружения.
С целью оценки качества жизни селян, уровня их доходов, выявления проблем нами проводился анкетный опрос 200 сельских жителей Запольской волости Плюсского района Псковской области по 39 вопросам. Обследовались три деревни с разным числом проживающих: деревня Заполье — с числом жителей более 400 человек, деревня Запесенье — более 30 человек, деревня Любенск — до 30 человек [5].
Характеристика опрашиваемых включала их возрастной состав, пол, образование, семейное положение, размер семьи, наличие детей, род занятий, место регистрации, продолжительность жизни и работы в сельской местности. Возрастной состав анкетируемых был следующий: до 30 лет — 7 %, 30–39–18 %, 40–49–19 %, 50–59–27 %, старше 60 лет — 26 %. По уровню образования 33 % респондентов имели среднее образование, 27 % закончили ПТУ, 34 % — со средним специальным образованием, 6 % — с высшим. Большинство людей проживают в сельской местности более 20 лет. По роду занятий анкетируемые распределились так: представители местной интеллигенции — 19 %, разнорабочие — 22 %, механизаторы, водители — 7 %, специалисты — 2 %, пенсионеры — 25 %, безработные — 23 % и дачники — 2 %.
Условия проживания 77 % респондентов — отдельный небольшой сельский дом площадью 34–58 м2 с печным отоплением, водоснабжение из колодца, газ в баллонах, сотовая связь. 23 % проживают в квартирах, где есть центральное водоснабжение, ванна или душ, домашний телефон. Почти все селяне ведут личное подсобное хозяйство с приусадебным участком размером 7–12 соток земли. 14 % населения держат корову, свиней, у большинства семей есть птица. 37 % анкетируемых реализуют излишки продукции для получения дополнительного дохода. В каждой семье есть холодильник, телевизор. У 11 % опрошенных имеется трактор, 37 % — автомобиль, 34 % — компьютер, 24 % — вклады в банках.
По уровню среднедушевых доходов в семье ответы в процентном отношении распределились так: более половины сельского населения бедные и малообеспеченные, богатых нет (рис.1).
Рис. 1. Структура уровня обеспеченности доходами сельских жителей Запольской волости Плюсского района Псковской области, %
Из социальных объектов в деревне Заполье расположены магазин, кафе, почта, медпункт, клуб с библиотекой, здание волости. Нет школы и дошкольного образовательного учреждения, поэтому 2/3 опрашиваемых удовлетворены предоставляемыми услугами кроме образовательных. Жители же малочисленных деревень большинством услуг недовольны из-за их недоступности.
Состояние окружающей среды, по мнению большинства (62 %), ухудшилось. Конфликты на сельских территориях отмечаются преимущественно на бытовой почве и межевые (75 %), между коренными жителями и дачниками (25 %). Социальный климат оценивается как благополучный — 83 %, неблагополучный — 16 %, напряженный — 1 %. Социальное настроение у 95 % респондентов нормальное, ровное; только 5 % испытывают депрессию, тоску. Запас терпения еще не исчерпан — 88 % опрошенных ответили, что «все не так плохо и жить можно», однако 3 % считают, что терпеть теперешнее положение уже невозможно.
Свободное время селянами проводится: дома у телевизора, походы в лес, рыбалка, посещение родных и друзей, прием гостей, клубные мероприятия. Большинство сельских жителей считают, что местные традиции частично утрачены (44 %) или не сохранились (54 %). Проблемы сельских территорий видятся в плохом использовании земли, отсутствии рабочих мест, низких доходах, недостатке культурных мероприятий, несанкционированных свалках, недоступности водоемов, лесов, пьянстве. 47 % опрошенных употребляют алкоголь в переводе на спирт более 22 л в год. Ответы респондентов на вопрос «Если Вы хотите, чтобы Ваши дети (внуки) жили и работали на селе, то кем бы Вы желали их видеть?» отражены на графике в количественном исчислении (рис 2).
Рис. 3. Оценка сельскими жителями Запольской волости Плюсского района Псковской области будущего рода занятий, %: 4 % — Вижу работниками сельхозпредприятий, 34 % — Не хочу, чтобы мои дети [внуки] остались на селе, 14 % — Вижу специалистами, руководителями сельхозпредприятий, 17 % — Вижу работниками здравоохранения, 31 % — Не знаю, не думал об этом.
Многие респонденты (84 %) высказались за развитие несельскохозяйственных видов деятельности — ремесел, сельского строительства, переработки сельхозпродукции, сельского туризма.
Проведенный комплексный анализ территории сельского муниципального образования свидетельствует, что для нее характерны низкий уровень жизни населения, безработица, неэффективное использование земли, неравный доступ к предоставляемым услугам — транспортным, медицинским, образовательным, культурно-досуговым; слабо развито жилищное строительство, крайне низкая обеспеченность социальной и транспортной инфраструктуры, дефицит муниципальных бюджетов. Преобладают люди пенсионного возраста, сельское сообщество характеризуется адаптивно-пассивным поведением, слабо мотивировано к самостоятельному улучшению своей жизни, распространен алкоголизм, отмечается взаимное отчуждение между местными жителями и приезжими, утрачиваются традиции, нет имиджа территории.
По истечению последних 25 лет разница между городским и сельским образом жизни превратилась в пропасть. Проблемы сельских территорий — это не только проблема производства качественной сельскохозяйственной продукции, но и проблемы населения, живущего и работающего на этой земле. Поэтому в последние годы прекращают свое существование многие деревни и села. Молодые люди, видя бесперспективность жизни на селе, выезжают в города. Теряется преемственность поколений, когда знания предков передавались детям.
Необходимо развивать социальную сферу и инженерную инфраструктуру сел и деревень, создавать экономические условия для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских населённых пунктов [5].
5. Ефимова А. А., Каменская Е. В. Предпосылки устойчивого развития сельских территорий Псковской области//В сб.: «Научное наследие академика А. А. Никонова и проблемы современной аграрной экономики. — М, 2014. — с.372–377.
Чем городской образ жизни отличается от сельского: плюсы и минусы
Город и село — слова-антонимы, и все люди с лёгкостью смогут объяснить, чем городской образ жизни отличается от сельского. Однако будет ли это объяснение верным? На первый взгляд кажется, что разница между селом и городом очевидна, но у многих она основывается на стереотипах.
Чем городской образ жизни отличается от сельского
В конце XX столетия можно было говорить о том, что по сравнению с городом в селе жить некомфортно. Сегодня благодаря современным технологиям в сельской местности можно создать условия не хуже, чем в городе. Однако это требует существенных затрат, поэтому до сих пор жизнь в селе и городе имеет ряд серьёзных отличий:
- В сёлах отсутствует крупное производство, в то время как в городах расположены фабрики, заводы, промышленные и торговые объекты. Они есть и за пределами городов, но не в сёлах, а как минимум посёлках городского типа. В сёлах же преобладает натуральное хозяйство. Несмотря на строительство малоэтажных домов, основным жилым фондом там являются частные постройки с участком для посадки.
- Если в прошлом жители сёл работали только на земле, то сегодня они трудятся на небольших предприятиях различной специализации. Это всевозможные мастерские и небольшие цеха, которые также есть в городе. Однако отличие заключается в уровне заработной платы — в селе она в разы меньше.
- В сёлах трудно выбрать подходящую специальность и устроиться на работу. Там не найти выдающихся архитекторов и инженеров, академиков или авиаконструкторов. Это вызвано отсутствием условий для работы талантливых сельчан.
- В городе создана современная развитая инфраструктура. Она подразумевает наличие транспортной системы, современных медицинских учреждений, школ, высших учебных заведений, торговых объектов и т. д. В селе инфраструктура оставляет желать лучшего.
- В городе любой человек найдёт себе развлечения на любой вкус. Можно посетить театр, художественные галереи, спортивные матчи, концерты. Для городского жителя всё это в порядке вещей, а вот для сельского — редкий праздник.
Одно из значимых преимуществ города перед деревней заключается в хорошо развитой инфраструктуре
Духовная составляющая занимает важное место в образе жизни сельских жителей. Она существенно отличается от городской:
- Жители сёл очень дружны между собой. У них крепкие родственные и соседские отношения. А в городе люди зачастую не знают тех, кто живёт с ними по соседству.
- У всех сельских жителей примерно одинаковый социальный статус. Там нет материального и культурного разрыва между членами общества. Даже врачи и учителя в селе намного ближе к простым селянам, нежели их коллеги в городе к представителям рабочего класса.
- Сельские жители искреннее общаются между собой и всегда стремятся к взаимовыручке. Жители городов, в свою очередь, в большинстве случаев относятся друг к другу с равнодушием.
- Сельская молодёжь старается уехать в город и закрепиться там, однако они любят свою малую родину и при возможности стараются навестить своих родных. А вот когда в большие города переезжают жители более маленьких, они могут годами не вспоминать город своего детства.
Сельское население более дружное, чем городское
Плюсы и минусы жизни в селе
Для многих людей жизнь в селе ассоциируется с отсутствием комфорта. Однако есть городские жители, которые осознанно переезжают в село, а всё потому, что сельская жизнь по-своему хороша и в ней немало плюсов:
- хорошая экология. Благодаря натуральной природе, чистому воздуху и воде у сельских жителей хорошее самочувствие, здоровый сон и отличное настроение;
- у всех жителей села есть приусадебный участок, поэтому на столе у сельчан всегда экологически чистые овощи и фрукты;
- сельские жители могут себе позволить завести домашний скот и всегда употреблять свежее молоко, яйца и мясо;
- в селе все люди друг друга знают, поэтому там легко можно завести хороших друзей;
- низкие цены на недвижимость;
- в селе царит атмосфера спокойствия: соседи не беспокоят, редко проезжают машины и на улице никто не шумит.
Самое главное достоинство жизни в селе — это положительная экологическая обстановка
Минусов сельской жизни тоже немало:
- мало возможностей для развития. Молодёжь старается получить образование в городе и найти там работу;
- в селе нет развлечений. Нет возможности посетить крупный торговый центр, сходить в парк развлечений, на фестиваль или концерт. Разнообразия детских кружков в селе тоже нет;
- сельским жителям приходится выполнять много рутинной работы. Они ухаживают за участком и животными, а если в доме что-нибудь ломается, приходиться чинить самому;
- в селе отсутствует привычные городскому жителю удобства. Не везде есть водопровод, туалет зачастую на улице, а вместо душа приходится топить баню. Также нередки перебои в электричестве;
- сельские жители любят интересоваться жизнью соседей, поэтому в селе вряд ли получится жить обособленно.
Плюсы и минусы городской жизни
Многие сельские жители, особенно молодёжь, стремятся жить в городе, т. к. плюсов городской жизни очень много:
- в городе можно разнообразно провести свой досуг;
- легче найти высокооплачиваемую работу;
- есть возможность завести полезные знакомства;
- высокий уровень медицины. В круглосуточных аптеках всегда можно приобрести нужные лекарства, а помимо государственных поликлиник есть частные медицинские учреждения;
- много разнообразных детских кружков, школ и студий;
- в городе есть море возможностей для развития. Регулярно проходят бесплатные тренинги и мастер-классы;
- развитая транспортная система, хорошие дороги и жильё со всеми удобствами.
В некоторых мегаполисах бешеный ритм жизни, поэтому подстроиться под него привыкшим к размеренному существованию людям будет очень непросто
Минусов в городе тоже немало:
- многие городские жители живут в съёмных квартирах, из-за чего расходы на жильё и оплату коммунальных услуг могут составлять половину и более бюджета;
- из-за быстрого ритма жизни приходится питаться фастфудом, что приносит вред здоровью и приводит к ожирению;
- дорога до работы или учёбы в день может занимать несколько часов;
- плохая экология из-за большого количества автомобилей и отходов промышленных объектов;
- в городе выше расходы, так как развлечения в основном платные.
Сельский образ жизни существенно отличается от городского. Жители сёл нередко стремятся к тому, чтобы переехать в город, но и городские жители порой принимают решение перебраться в сельскую местность. Везде есть свои плюсы и минусы, поэтому каждый человек сам решает, где бы ему хотелось жить.
СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Структуру С.О.Ж. составляют такие показатели, как: уровень жизни — степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни — совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни — уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов.
Специфика С.О.Ж. проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование С.О.Ж. оказывают воздействие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствовало в недавнем прошлом сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения.
В последние десятилетия средства массовой информации, родственники, проживающие в городах, элементы рыночных отношений и др. оказывают заметное влияние на процесс «раскрестьянивания». Изменяются сельский уклад жизни, поведение, иным становится психологический настрой, формируются более высокие запросы к содержанию труда, бытовому комфорту и социокультурным условиям. Стирание многих традиционных черт С.О.Ж. наблюдается в демографическом поведении сельчан, в культурных ориентациях. На смену многодетным семьям, в которых большое число детей служило фактором экономического преуспевания, ибо дети рано включались в производительный труд, приходят малодетные семьи. Современный уровень рождаемости в сельских поселениях не компенсирует даже простого воспроизводства населения. Культурные запросы сельчан, особенно молодых, становятся все более урбанизированными, народные обряды и традиции воспринимаются как анахронизм. Следствием этого является падение интереса к белорусской культуре и языку в обществе вообще, так как именно сельское население является традиционным носителем и хранителем национальной культуры. Разрушаются отношения, присущие сельскохозяйственной общине, где преобладали взаимопомощь и поддержка, все более усиливается индивидуализация быта и форм общения.
Изменение объективных условий жизнедеятельности сельчан в сочетании с субъективным восприятием общественных перемен — ведущее направление исследований социологии села, изучающей сельские поселения не только как территориальные общности, где воспроизводится население, но и как микросоциумы со своими связями и отношениями. С.О.Ж. есть интегрирующий показатель развития человека, условий его труда и быта, составляющих сельское социальное пространство.
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .
- СЕЛО (деревня)
- СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Смотреть что такое «СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» в других словарях:
Образ жизни и культура амишей — В амишской деревне Семьи и общины амишей, как правило, консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с дру … Википедия
ОБРАЗ ЖИЗНИ — философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… … Философская энциклопедия
ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, об за в целом, к рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Эта категория дает возможность комплексно, во взаимосвязи… … Российская социологическая энциклопедия
сельский — ая, ое. 1. к Село. С ая молодёжь. С ая школа. С ая ярмарка. С ая местность. С ая природа. С. пейзаж. С. совет (низший выборный орган государственной власти в селе). 2. Земледельческий, сельскохозяйственный. С ие работы. С ое хозяйство (отрасль… … Энциклопедический словарь
сельский — ая, ое. см. тж. по сельски 1) к село С ая молодёжь. С ая школа. С ая ярмарка. С ая местность. С ая природа … Словарь многих выражений
Вишнёвый сельский округ — Вишнёвый селолық округi Страна … Википедия
Нагорьевское сельское поселение (Ярославская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нагорьевское сельское поселение. Нагорьевское сельское поселение Сельское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия
АРХЕОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ — Ангоб Покрытие из жидкой глины, нанесенное снаружи на керамический сосуд; часто в него добавляют пигмент, который после обжига определяет цвет поверхности сосуда. После просушки ангоб иногда обрабатывают лощением, а украшение сосуда иным способом … Энциклопедия Кольера
Белокур, Екатерина Васильевна — Катерина Белокур укр. Катерина Білокур … Википедия
Белокур — Белокур, Екатерина Васильевна Катерина Белокур Катерина Білокур Дата рождения: 25 ноя … Википедия
Сущность и особенности сельской культуры
Определение термина «сельская культура»
В научной литературе сельская культура имеет несколько различных наименований:
- деревенская культура,
- сельский тип культуры,
- культура села,
- культура крестьянства.
Тем не менее, ряд исследователей (Л.Н. Коган и др.) разграничивают понятия «сельское население» и «крестьяне».
К сельскому населению относятся все лица, проживающие в сельской местности, в том числе дачники-горожане, лица, проживающие в селе, но работающие на городских предприятиях.
Крестьянами называются люди, которые занимаются сельскохозяйственным трудом и проживают в селе.
Если рассматривать понятие сельской культуры, то необходимо понимать, что ее носителями могут быть только крестьяне, исходя из определения выше
Основные черты сельской культуры
Сельская культура обладает своими особенностями, которые отличают ее от прочих видов культур. Далее рассмотрим наиболее важные из них.
- Неравномерность загруженности работой в течение года.
Основной период трудовой деятельности представителей сельской культуры приходится на весну (посев), лето (сенокос) и осень (уборка урожая). Поэтому в межсезонье (зимой) сельские жители справляют множество праздников, которые составляют значительную часть культуры села.
- Персонификация межличностных отношений.
Для деревень характерна замена любых типов отношений личными доверительными отношениями. Это во многом объясняется определением самой деревни.
Деревня – это малая по численности территориальная общность, в которой все ее члены состоят в определенном родстве (кум, племянник, сосед, сват и пр.)
Персонификация межличностных отношений в сельской культуре происходит в виде подчеркнуто грубоватого и фамильярного отношения в обращении друг с другом.
На деревне не принято обращение на «вы» — здесь все «тыкают» друг другу; зачастую обращение производится по имени, как правило, уменьшительному – «Васька», «Петька» и пр.; также на деревне часто обращаются только по отчеству – «Петрович», «Андреевна» и пр.
- Неформальный контроль за каждым членом общности.
Жизнь сельского жителя весьма открыта, т.е. проходит на глазах всей деревни. Поэтому за ней легко следить каждому члену общности. Также в деревнях и селах наблюдается высокая степень взаимозаменяемости и взаимообмена (действиями, предметами).
Неработающие соседи часто присматривают за чужими детьми, если их родители работают в поле, на ферме или сенокосе
- Высокая значимость коллективного обсуждения и внутриобщинной информации.
Практически любой вопрос, касающийся быта (от воспитания детей до выбора жениха или невесты), подвергается коллективному обсуждению. Также для сельской культуры большое значение имеют местные слухи, которые, как правило, интерпретируют любую информацию по-своему, из-за этого официальная государственная позиция зачастую не разделяется или подвергается сомнению.
- Ограниченность жизненного опыта.
Сельские жители практически никогда не покидают пределов своей деревни или села, где живут всю свою жизнь и сталкиваются с каждодневной рутиной из года в год. Их жизнь скудна на какие-либо исторические или общечеловеческие события.
Подобная замкнутость сельской культуры мешает сельчанам принимать особенности городской жизни, течение которой столь стремительно
- Слабый культурный кругозор.
Жители деревни лишены многих видов культурного досуга, например, театров, музеев, ресторанов, ночных клубов и пр. Из-за этого сельская молодежь не имеет возможности развить культурный вкус. Как правило, в деревнях (особенно отдаленных) смотрят и слушают то, что изредка привозят из городов, а это зачастую уже устаревшие или вышедшие из моды вещи.
- Малая заинтересованность сельских жителей в дополнительном поддержании здоровья.
В деревнях и селах не принято заниматься какими-либо дополнительными узкофункциональными упражнениями (аэробика, йога, фитнес) для поддержания здоровья, поскольку физический труд на открытом воздухе, начиная с раннего возраста, формирует иное отношение людей к здоровому образу жизни.
Многие сельские жители не имеют рационального подхода к своему здоровью, к затратам времени (нет организованного режима рабочего дня, характерного для жителя города).
Современная трансформация сельской культуры
Таким образом, нельзя не отметить существенный разрыв между сельской культурой и городской культурой. Но в настоящее время в силу активного распространения телевидения и интернет-технологий былое отставание сельской культуры быстро сокращается.
Сегодня малая удовлетворенность сельских жителей качеством сельской культуры уже не является главной причиной миграции в город. Существуют многие другие проблемы, среди которых и проблема безработицы.
Активное стирание различий сельской и городской культуры отнюдь не всегда положительно. Ранее закрытая деревенская культура сегодня подвергается активному влиянию не самой качественной части городской культуры