Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса - Sogetsu-Mf.ru

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса

В статье мы кратко рассмотрим понятие научно-технической революции и ее влияние на современную культуру.

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса

Научно-техническая революция и ее влияние на культуру

В статье мы кратко рассмотрим понятие научно-технической революции и ее влияние на современную культуру.

Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х гг. ХХ в., происходит процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки: научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке научно-технической революции сыграли успехи естествознания в кон. XIX — нач. XX ст., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот начался открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовал собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили различные государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-хх гг. XX в. во многих странах началось создание технопарков, деятельность которых направлена на планирование и управление научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве.

В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и роботехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства.

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами:

  • превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее воплощения в производстве;
  • новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства;
  • качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника;
  • возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки;
  • изменением характера и содержания труда, возрастанием в нем роли творческих элементов;
  • преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, между непроизводственной и производственной сферой;
  • созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами;
  • повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством, гигантским развитием средств массовой коммуникации;
  • ростом уровня общего и специального образования, культуры;
  • увеличением свободного времени;
  • возрастанием взаимодействия наук, комплексным исследованием сложных проблем, ростом значения общественных наук;
  • резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. глобальных проблем.

Научно-техническая революция создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой ее развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль.

Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях НТР сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее все больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средства массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В ходе НТР существенно изменяется содержание труда. Предъявляются возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников. Наряду с увеличением объема обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несет с собой НТР, с небывалой остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере их влияния на общество, человека и природу.

Всемирный характер НТР настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса

Подробное решение параграф 59 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013

1. Объясните, как отразились события Второй мировой войны на культуре второй половины XX в.

Ответ: Память о войне и понесенных утратах воплотилась в величественных и скорбных монументах на улицах сотен городов мира. Тема войны и Сопротивления нашла отражение в литературе многих стран. Ей посвящали свои произведения писатели, прошедшие военными дорогами, хорошо знавшие облик войны. Много работ посвятили военной теме писатели, художники, кинематографисты восточноевропейских стран. Во Франции к ней обращались известные писатели Л. Арагон, П. Элюар, А. Лану. В немецкой литературе эта тема стала частью глубоких размышлений об истоках и бесчеловечной сути нацизма, внутреннем сопротивлении ему, ее называли темой «расчета с прошлым». В Восточной Германии ей посвятили романы известные писатели Г. Фаллада («Каждый умирает в одиночку»), Б. Келлерман («Пляска смерти»), А. Зегерс («Мертвые остаются молодыми»). За символичными названиями их произведений стояли реалистические картины жизни героев и общества. В западной части Германии об этом писали авторы, входившие в «Группу 47». В их числе был ставший впоследствии крупнейшим западногерманским писателем Г. Бёлль. Писатели военного поколения первыми, задолго до того, как это стали делать политики, сказали о вине немцев и ответственности перед погибшими.

Война заставила задуматься о невосполнимости утрат, высшей ценности человеческой жизни и одновременно ее незащищенности. Философы и художники по — разному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость. Различие этих позиций проявлялось в художественной литературе и публицистике, в театре и кино.

2. Выскажите ваше отношение к философским и художественным положениям экзистенциализма. Что они дают человеку?

Ответ: Экзистенциализм — философско — литературное течение, проповедовавшее идею внутренней свободы человека в несвободном мире.

Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия. Экзистенциализм является философией, утверждающей о том, что в мире становится трудно не потерять себя. Сущность философии жизни и заключается в поиске своего предназначения, своего «я». Каждый должен обрести себя.

Экзистенциализм в литературе предполагает анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко. Одна из главных тем экзистенциализма в литературе – утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения.

3. Сопоставьте идеи, которыми руководствовались создатели послевоенного народного театра и театра абсурда. Как вы думаете, почему осмысление опыта своего времени, взгляды на человека и общество оказались у этих художников такими разными?

Ответ: Народный театр — задача в том, чтобы театр «повернулся лицом к ведущему актеру современности — народу», «был бы доступен всем». Театр абсурда — автор передает читателю и зрителю свое ощущение какой — либо проблемы, постоянно нарушая логику, поэтому зритель, привыкший к обычному театру, оказывается сбит с толку и испытывает дискомфорт, что и является целью «нелогичного» театра, нацеленного на то, чтобы зритель избавился от шаблонов в своем восприятии и взглянул на свою жизнь по — новому.

В принципе осмысление человеком произошедших событий основывается на его личном опыте и мировоззрении.

4. Как вы относитесь к массовой культуре? Можете ли назвать ее достоинства и недостатки?

Ответ: Не всегда положительно. Есть то, что в этой культуре не развивает, а приводит к застою либо деградации личности.

Читайте также  Социалистическое право - источники и особенности

Достоинства – развлекательный характер (помогает снять эмоциональное напряжение людей); смешение с элитарной культурой (например, публикации календарей, блокнотов с произведениями художников); через массовую культуру идет транслирование элитарной культуры.

Недостатки – низкий уровень художественных произведений, фильмов и т. д.; развлекательный характер (часто жестокость преподносится в качестве развлечения); формирует моду; формирует общественное мышление.

5. Как вы думаете, почему (зачем) создаются художественные фильмы, посвященные реальным людям и событиям? Не достаточно ли того, что об этих событиях рассказывают документы, фотографии, документальные фильмы?

Ответ: Актеры передают образы и эмоции героев. Фильм помогает погрузиться в эпоху и прожить вместе с героями их жизнь, посмотреть на события их глазами. Именно художественные фильмы дают зрителям ощущения, что это реальный человек, а не просто набор фактов и снимков.

6. Выскажите ваше мнение о том, как и в какой степени современное телевидение влияет на взгляды, образ мысли зрителей. Приведите примеры.

Ответ: Через телевидение идет мощный поток информации в виде фильмов, рекламы и новостей, которые навешивают на человека определенные шаблоны поведения и образа мысли. Например, реклама. Реклама – это разновидность внушения. Она программирует человека на определенное поведение. Купи жвачку – и зубы буду здоровыми; йогурт, от которого ребенок вырастет; чудо — препарат, который излечит от всех проблем и др.

Американский нейропсихолог Крудман утверждает; у человека, сидящего за ТВ, правое полушарие работает вдвое интенсивнее, чем левое. Такое смешение способствует выработке в мозгу гормона эндорфина (гормон радости). А это формирует физическую зависимость. Эксперименты показывают, что у человека, влипшего в экран, кора и подкорка головного мозга практически отключаются, спят. А периферийная нервная система – наоборот – активна. Такое распределение нагрузки присутствует у низших животных, не способных отличить реальность от ее изображения. В итоге человек реагирует на события, происходящие в реалити — шоу, так остро, будто все это происходит с ним самим.

7. Охарактеризуйте основные жанры современного кино. По каким «рецептам» создаются фильмы отдельных жанров? Назовите лучшие, с вашей точки зрения, фильмы разных жанров.

Ответ: 1. Детектив — это жанр кино, в котором основным сюжетом является проведения расследование какого — либо преступления. Особенностью такого кино является присутствие в фильме преступного происшествие, которое обязательно должно быть расследовано главными героями. В большинстве случаев фильмы такого жанра заканчиваются победой справедливости.

2. Триллер ставит главной целью привнесение волнующих моментов, которые призваны заставить зрителя переживать за судьбу главных героев. Такой жанр очень часто путают как с детективами, так и с ужасами. Однако в отличие от детективов в триллерах расследование не является главным событием фильма. Разница с ужасами состоит в том, что триллеры призваны пугать зрителей вполне реальными событиями, в которые попадают герои.

3. Ужасы являются наиболее популярным жанром в современном кино. Основной особенностью такого кино является запугивание зрителя с помощью паранормальных явлений (вампиров, ведьм, оборотней, призраков и т.д.), в которые попадают главные герои.

4. Фантастика – жанр фильма, который позволяет зрителю окунуться в несуществующий мир или увидеть далёкое будущее и возможные пути развития цивилизации.

5. Комедия – наиболее древний жанр кино, который предназначен для вызывания смеха у зрителей с помощью юмористических персонажей или смешных ситуаций.

6. Трагедия в противоположность комедии заставляет зрителя переживать за судьбу главных героев. Особенностью этого жанра является обязательно плохой конец и смерть главных героев.

7. Боевик – жанр кино, в котором основой фильма являются различные драки, перестрелки и убийства. Обычно главный герой является спасателем жизней большого количества людей.

8. Составьте характеристику какой — либо группы или течения современной популярной музыки (обратите внимание на тематику их песен, стиль, манеру исполнения).

Ответ: Рок — музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие признаки рок — музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок — музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.

Такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, индирокеры, ска неразрывно связаны с определёнными жанрами рок — музыки.

Рок — музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок — н — ролл, от которого в своё время это направление и произошло (в некотором смысле можно считать, что рок — направление рок — н — ролла), поп — рок, брит — поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт — метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок — музыка противопоставляется поп — музыке и т. н. «попсе». Несколько более определённо можно сказать о так называемой «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными жанрами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок — стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ.

Истоки рок — музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок — жанры — рок — н — ролл и рокабилли. Первые поджанры рок — музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик — холл. За время существования рок — музыки её пытались соединить практически со всеми возможными жанрами музыки — с академической музыкой (арт — рок, появился в конце 60 — х, и более поздний симфо — метал), джазом (джаз — рок, появился в конце 60 — х — начале 70 — х), латинской музыкой (латино — рок, появился в конце 60 — х), индийской музыкой (рага — рок, появился в середине 60 — х). В 60—70 — х появились практически все крупнейшие поджанры рок — музыки, более важные из них, кроме перечисленных — хард — рок, панк — рок, рок — авангард. В конце 70 — х — начале 80 — х появились такие жанры рок — музыки, как постпанк, новая волна, альтернативный рок (но в конце 60 — х появились ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк — рока), а позже и экстремальные поджанры метала — дэт — метал, блэк — метал. В 90 — х получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80 — х), брит — поп (появился в середине 60 — х), альтернативный метал (появился в конце 80 — х).

Основные центры возникновения и развития рок — музыки — США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке, но, с некоторым запозданием, национальная рок — музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок — музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР в 60—70 — х и достигла пика развития в 80 — х, продолжив развиваться в 90 — х.

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 761
  • КНИГИ 649 040
  • СЕРИИ 24 720
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 618

Министерство образования Республики Беларусь

ЧУО «Институт парламентаризма и предпринимательства»

«Философия и методология науки»

ТЕМА: «Культура и научно-технический прогресс»

Магистрант группы 12127

Яскевич Я.С., д. ф. н., профессор

Техника как древнейший вид деятельности человека с момента своего возникновения является уникальным средством преобразования всей действительности. Исторически цивилизация возникла на Земле на основе преобразующей деятельности человека и общества. Именно преобразование среды, природы, самого человека и человеческого общества лежит также в основе развития культуры и цивилизации.

Идея развития общества, как правило, рассматривается в связи с общественным прогрессом. Если исходить из того, что определяющим в развитии общества является прогресс в производительных силах, то идея прогресса выступает как универсальная, как закономерность развития общества от простых форм к формам более сложным и совершенным. Однако, если определение уровня цивилизации по степени развития ее технического потенциала не вызывает сомнений, то с культурой дело обстоит не так однозначно. Часто культурная ценность того или иного явления определяется его древностью. Иными словами, настоящие ценности культуры определяются временем.

Актуальность работы состоит в том, что столкновение культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом. На современном этапе прогресса науки и техники, в условиях внедрения новейших технологий, человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом не только мыслящим, но и активно преобразующим. Именно этим научно-технический прогресс вступает в серьезную конкуренцию с другими ценностными представлениями, такими как культура. Поэтому следует рассмотреть в данной работе эти два понятия.

Целью данной работы является определение культуры и научно-технического прогресса.

Задачи исследования:

— Уточнить понятие, определение и теоретический аспект культуры, её виды;

— Рассмотреть сущность феномена научно-технического прогресса;

— Выявить влияние научно-технического прогресса на развитие культуры.

Объектом работы является научно-технический прогресс.

Предметом работы является культура.

Структура реферата состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Полный объем реферата составляет 22 страниц.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

Термин культура – латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и т.д.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Одно из них, наиболее часто наиболее часто встречается в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученные обществоведы понимают все виды преобразовательской деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Читайте также  Петр николаевич краснов: вехи жизни

Культура как процесс реализации духовных ценностей выражает вечное стремление человечества к постоянному освоению-преобразованию действительности, и она как поприще проявления сущностных сил человека отражает также его становление, самоутверждение как субъекта культуры. Или, иначе выражаясь, культура – это процесс, связанный с «работой» сознания, его активностью для удовлетворения духовных потребностей и реализации духовных ценностей, на основе которого формируются определенные взгляды, идеи, учения людей об окружающей действительности и самих себе и создаются духовные ценности, что составляет духовное богатство или духовную культуру общества.

«Культура делится на определенные виды и роды. Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной относят культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру места жительства, культуру отношения к собственному телу, физическую культуру. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой» [1].

Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т.д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т.п. Все элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, преобразовываются в материальные объекты – вещи, технические средства, произведения искусства и т.д.

Итак, культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициями, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д.

Понимание культуры и культурной деятельности заключается в том, что мир культуры – это мир особых предметностей, а культурная деятельность – предметная по своей сути, т. е. направленная на создание этих предметов. В противном случае, она имела бы эфемерный характер, или попросту была бы невозможной. Особый характер предметов культуры состоит в том, что они либо лишены природных оснований, т. е. имеют духовную сущность, либо имеют вид материального образования, но не оно является в них определяющим. Главным в них будет та идея, замысел, ценность, духовное содержание, которые заложены в них и опредмечиванию которых они служат. Конечно, материальная основа не является чем-то случайным для такого рода процесса опредмечивания, а находится в органической связанности с идеальной сущностью, выражая ее.

В связи с этим мир культуры подразделяется на две составляющие: материальную и духовную и определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, явившихся результатом человеческой деятельности. Такое разделение нередко покоится на представлении, что в культуротворчестве действуют два независимых начала — духовное и материально-практическое. Первое начало обычно считалось, а в религиозных и идеалистических учениях о культуре считается и поныне, высшим, олицетворяющим творчество как таковое, второе — материальное, низшим, менее творческим. Дух или духовное начало, как полагают в данном случае, проявляется в особой самостоятельной деятельности, которой свойственны созидание и свобода. В итоге этой деятельности создаются высшие ценности, овладение которыми составляет смысл человеческого существования. Материальное же начало подчинено духовному. Оно менее активно, или вовсе лишено активности, подчиняясь деятельности духа. Если оно и способно проявлять себя самостоятельно, то ведет к порождению предметов низкого ценностного значения, которые разрушают духовность, так как удовлетворяют только физическую и чувственную природу человека и препятствуют высвобождению его высшей активности. Истоки такого разделения коренятся в исторических предпосылках развития человека, породивших и представление о его двойственной природе и фетишизировавших духовный аспект бытия.

Технологический прогресс и духовная катастрофа

Почему для нас важен Великий Пост

Одиночество, порожденное тотальным распространением цифровых технологий, поражает души и, словно вирус, рассеивается по всему миру. Мировой коронакризис выступает элементом глобальной политики закулисной элиты. О том, почему в этих условиях важно христианам соблюдать Великий пост, — мы беседуем с наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

— Идет Великий пост. Конечно же, Владыко, соблюдают его далеко не все, часто аргументируя: «Мы в XXI веке живем. Какой пост? Главное, что у меня Бог в душе». В чем их заблуждение?

— Можно, конечно, в свое оправдание многое сказать, только вот суть от этого не меняется. На эти рассуждения ответ дают святые Оптинские старцы: «Не хотите поститься добровольно, будете поневоле поститься».

Во все времена нужен был пост, потому что всегда темная сила старалась поработить себе человека, угождая его плоти и воюя на дух. Но никогда еще диавольской силе не удавалось настолько сильно овладеть человеком, как в наши времена. Произошла переоценка ценностей: вместо служения духу люди стали служить плоти и своим похотям. А по причине этого умножились беззакония, из-за которых, как и предсказывал нам Господь, охладела в людях любовь (см. Мф. 24:12).

Великий пост — это возможность каждого христианина проверить, насколько исцелился дух, насколько способен он принимать небесную радость, насколько не чужд Царства Божия.

Во всем — и в большом, и в малом — нужно быть верными Богу. Вот для проверки нашей верности и ценен Великий пост, чтобы мы смогли восстановить свою власть над телом и принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на светлый праздник Воскресения Христова.

Пренебрегая же заповедью Божией о посте, можно впасть в нужду и бедность, болезни и лишения.

— Мы сегодня словно находимся на перекрестке истории — очень уж стремительно все меняется в жизни: мир гаджетов, онлайн-образования, цифровых технологий. Это ведь не только своего рода вызов для человечества, Ваше Высокопреосвященство, но и трагические сцены последнего акта его истории?

— Любое достижение разума может быть использовано как во благо, так и во вред. С помощью ядерной технологии можно создавать атомные электростанции, а можно изготовить бомбу — все зависит от намерений.

Церковь всегда высказывала опасения касательно того, что цифровые технологии могут использоваться против человека, что в итоге приведет к тотальному контролю.

Человечество на протяжении всего своего существования сталкивается с вопросами пользы и вреда своих же достижений. Но приспосабливание цифровых технологий для контроля за человеком — это порабощение, которое будет применяться перед концом мира. Что развитие тотального контроля означает рабство — об этом сегодня говорят не только священнослужители, но и ученые, это хорошо понимают и просто думающие люди.

Именно об этой угрозе духовному развитию человека и общества в целом неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая в средствах массовой информации, Его Святейшество не раз напоминал о приходе Антихриста, который возьмет под контроль все человечество.

«На чело человека будет наложена печать Антихриста, и без этой печати нельзя будет ни ку-пить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель», — приводит Его Святейшество слова Священного Писания (см. Откр. 13:16, 17).

Патриарх напомнил, что все подобные вещи будут прикрываться благими намерениями: выходом из кризисов, борьбой с преступностью и так далее. Появление полного контроля над людьми превратит их в рабов, и все будет зависеть только от господина, который будет владеть ими.

«Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью», — предупреждает Патриарх Московский и всея Руси.

Тема поголовного чипирования, о чем мы и помыслить еще лет десять назад не могли, актуальна сейчас как никогда. Ведь технологии приближают эту фантастическую, казалось бы, идею к тому, чтобы она стала реальностью.

Но не будем страшиться! Лейтмотивом в Евангелии звучат слова Христа «Не бойся», призывая нас всегда доверять Его любви и милосердию. Это не значит совершать бездумные и неблаговидные поступки. Господа завет более глобален: не бойся тех напастей, которые постоянно случаются в жизни, потому что Я — всегда рядом. Главное, чтобы мы доверяли Господу и не отходили от Него.

— Ваше Высокопреосвященство, но определенные силы очень уж стремятся к власти над миром. Пандемия коронавируса, пожалуй, продолжение плана глобальной политики закулисной элиты?

— Во всяком случае мировой коронакризис очень хорошо играет ей на руку. Это отличный инструмент, чтобы начать перестройку, геополитический передел мира, о чем его «архитекторы», уже не стесняясь, говорят с высоких трибун.

Вот что пишет об этом российский ученый, профессор Валентин Катасонов: «Под предлогом борьбы с коронавирусом человечество будет поставлено под тотальный контроль. Государственные границы, создававшие иллюзию суверенитета и изоляционизма, будут демонтированы в одночасье.

Кулисы мировой истории падут, на сцене явится мировое правительство. Наступит новый мировой порядок, “совершеннее” того, какой показал людям Джордж Оруэлл. А последним актом спектакля под названием “мировая история” станет приход антихриста, который и воссядет в кресле главы мирового правительства».

Только без воли Божией ничего не бывает, все, что делает Бог, «добро зело». А явное зло — попущение Божие ради благих целей, сокрытых от наших слабых умов.

«Бог управляет миром, и все, совершающееся на Небе и в поднебесной, совершается по Суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), творения которого являются незаменимым руководством для желающих возрастать духовно.

Мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за наши согрешения. «Даже самое чистое естество человеческое имеет в себе нечто гордое», — замечает преподобный Макарий Великий.

Вот и нужен нам с вами Пост, чтобы скверна души врачевалась воздержанием, покаянием, Святыми таинствами Исповеди, Причастия. Мы под видом хлеба и вина причащаемся Тела и Крови Спасителя во исцеление души и тела. А это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно.

— Технологический прогресс и доступность его достижений, казалось бы, облегчает жизнь человека, но в то же время ведет к духовной катастрофе. Почему возникает такое противоречие?

— Развитие научно-технического прогресса должно сочетаться с развитием общественного сознания, причем в общемировом масштабе. А с этим — большие проблемы, потому что человечество весьма разнородно.

Читайте также  Рабочее движение на западе в период стабилизации

Нужно очень ответственно относиться нам к плодам цивилизации. Сверхумные роботы, новая медицина, позволяющая диагностировать и лечить самые страшные заболевания, биологические и цифровые технологии, много чего еще — все это никак не возвышает душу и ко всеобщей гармонии не ведет. Воистину красота и величие человека заключается не в военной мощи и умении управлять современной техникой, а в силе духа.

Кстати, в Стране восходящего солнца бьют тревогу: прогресс уничтожает великую империю. Люди начинают тяготеть к одиночеству, а над страной нависла угроза самоуничтожения. Увеличивается даже число ресторанов с перегороженными местами, отелей и караоке для одиноких.

Японские демографы делают пугающие прогнозы: если мода на одиночество не пройдет, нация вымрет. Неудивительно, что это происходит в высокотехнологичной стране.

Национальные японские СМИ сообщают, что в свете резкого роста числа самоубийств на фоне пандемии коронавируса правительство Японии даже ввело новую должность «министр одиночества».

— Следует сказать, Владыко, что данная пугающая тенденция стала распространяться по всему миру. В чем причина этого?

— Техно-материальная цивилизация научилась на земле создавать фантомов, начиная от искусственного зачатия до вытеснения души из тела в результате применения различных зомбирующих технологий.

Одиночество с темным окрасом — это участь искусственного мира, в котором мы живем, пытаясь убежать от себя. В нем нет места душе. Это еще одна эпидемия нашего времени.

Человек никогда не сможет полностью избежать чувства одиночества, если в душе нет Бога. В Православии вам не пообещают ни благополучия, ни власти, ни славы, но в нем предлагается людям иное счастье — радость быть с Богом, быть любимым. Причем вам не грозит эту радость потерять и остаться одинокими, потому что Господь всегда рядом и в земной жизни, и в посмертной, вечной.

Как же найти эту радость, где взять ее? Для ощущения этой радости от нас нужна только взаимность. У нас с вами, дорогие мои, есть покаяние, которым можно спастись от мрака уныния, бессилия — всего, что тяготит душу и отравляет жизнь. Слава Богу, покаянием спасается любой, кто осудит себя! Но только себя, а не других! Покаяние — великая милость Божия, им открываются двери Царствия Небесного.

Смысл земной нашей жизни в том, чтобы исцелиться от гордости, научиться послушанию и вернуться в Рай. Для этого пришел на землю Господь наш Иисус Христос, Которого надо любить больше всего на свете, а через Него — и ближнего.

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), — читаем в Евангелии слова Христа. Мы странники и пришельцы на этой земле. И только тогда есть смысл в нашем земном странствовании, если знаем путь, которым идем.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ. Раздел IV. Новая эпоха в развитии науки, культуры, духовное развитие во второй половине XX – начале XXI века.

ОПОРНЫЙ Конспект лекций по истории

преподаватель: Орлова Л.А.

Раздел IV. Новая эпоха в развитии науки, культуры, духовное развитие во второй половине XX – начале XXI века.

Тема. Научно-технический прогресс и культура

После окончания Второй мировой войны после того, как отгремели пушки великой войны, человечество стало работать над восстановлением порушенного мира. Создавались новые предприятия и научные школы. Научно-техническая революция (НТР) не была бы возможной без тех базовых знаний, накопленных человечеством за предшествующий период своего развития. НТР и последующий за ней научно-технический прогресс (НТП) был напрямую связан с появлением «общества потребления», а начиная с 1970-х гг. и «информационного общества». Наука окончательно встала на службу человеческому обществу.

Яркими примерами НТП можно считать успехи в освоении космоса – запуск первого в мире спутника (СССР, 1957 год), полёт первого человека в космос (СССР, 1961 год), выход человека в открытый космос (СССР, 1965 год), полёт человека на Луну (США, 1969 год) и т. д. Промышленность создавала космические корабли, луноходы, отправляла спутники к Венере, Марсу, другим планетам Солнечной системы.

В 1960-1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация . Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла человеку новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия – телевизоры, приёмники и т. д.

Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950-1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам. От мощных, занимающих целые этажи компьютеров – к переносным гаджетам.

Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на нанотехнологии , новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.

Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество – это общество XXI d ека и последующих за ним веков.

Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.

С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».

Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.

Во второй половине XX-начале XXI столетия ускорился процесс создания и распространения « массовой культуры », рассчитанной на вкусы широкого потребителя. НТР сделала культурные ценности дос т упными самым широким слоям населения, жизненная среда насытилась информацией, знаниями, искусством. Многие виды художественного творчества перестали быть «высоким достоянием» и были поставлены «на поток», превратившись из элитарного искусства в источник дохода и один из способов воздействия на население. Особенно это было заметно на примере кинематографа, заполнившегося боевиками, вестернами и фильмами ужасов, не очень качественными комедиями. Серьёзное итальянское и французское кино, не выдерживая конкуренции с коммерческими проектами, постепенно отходит на второй план. Массовое распространение грамотности – гордость человечества середины века – сменилось широким распространением комиксов (примитивных рассказов в картинках), не требующих от читателей разбираться в тонкостях сюжета и сопереживания эмоциям героев произведений. Всё это привело к девальвации культурных ценностей, общему снижению культуры человечества.

Массовая музыка и упрощение текстов песен тоже являются характерным явлением времени. Приметой этого направления стало во многом сознательное снижение уровня профессионализма. Техническая сторона исполнения упростилась, образы и смыслы нацелены на простые чувства, которые мог бы легко воспринять любой зритель.

Заметной чертой культурной жизни многих стран в послевоенное время была своеобразная «американизация» – результат стремительного увеличения экономического и политического влияния США. Американская техника и наука совершили настоящий прорыв, проложив одновременно путь американской культуре. Мощная киноиндустрия США буквально наводнила весь мир своими фильмами, американская музыка стала модной и сохраняет свою популярность. В то же время на рубеже тысячелетий «американизация» культуры стала уступать место процессам глобализации. Искусство становится всемирным и не замыкается в национальных границах.

Живопись второй половины XX столетия неразрывно связана с именами французов Андре Фужерона и Фернана Леже , итальянца Ренато Гуттузо, американца Рокуэлла Кента, испанца Пабло Пикассо. Сохраняли своё влияние зародившиеся ещё до войны сюрреализм, стремившийся к сочетанию общего фантастического замысла с отдельными реалистическими деталями, и абстракционизм, воспевавший сочетание свободных линий и красок. Крупнейшим представителем сюрреализма оставался Сальвадор Дали. Американский абстракционист Джексон Поллок выступал за неконтролируемое разумом искусство, создав несколько картин в виде сочетаний красочных пятен.

Во второй половине XX в. в США и Великобритании утвердилось течение, противопоставившее себя абстрактному искусству – поп-арт («популярное искусство»). Его сторонники намеревались вернуться к реальности и раскрыть «эстетическую ценность» массовых предметов быта. Поп-арт породил множество композиций в урбанизированном стиле .

В послевоенной архитектуре по-прежнему влиятельным оставалось направление функционализма. Оскар Нимейер выстроил в этом стиле новую столицу Бразилии, множество объектов по проектам Алвара Аалто было возведено в Финляндии. При этом оба архитектора придавали большое значение местным традициям. Поздние работы Ле Корбюзье (1960-е гг.) были выдержаны в иррационалистических и произвольных формах.

В конце XX в. растёт влияние постмодернизма : архитекторы пытаются освоить сложные формы, свободное сочетание элементов, используют исторические материалы и архитектурные «изюминки» разных стилей и эпох. Этому направлению отдали дань Л. Мисс ван дер Роэ, В. Гропиус, Р. Вентури. Другая группа специалистов разрабатывала стиль деконструктивизма , основанного на «раздвижении границ» архитектуры и отказе от сооружений «о четырёх углах и четырёх стенах». Творческие работы деконструктивистов полны деформированных элементов, диспропорций и перекошенных стен, они не признавали никакого однообразия функционалистской архитектуры предшествующей эпохи. Тогда же сложилось направление хай-тек (от англ. «высокая технология»), активно задействовавшее технические формы (трубы, каркасы, металл и стекло) в строительстве небоскрёбов с огромными стеклянными и зеркальными стенами.

Список использованных источников:

1. Культура второй половины XX века. – Текст : электронный. – URL : http :// wikiwhat . ru /К ультура_второй_половины_20_века (дата обращения : 11.12.2019).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: