Этапы истории культуры русского средневековья. характерные черты российского развитого феодализма - Sogetsu-Mf.ru

Этапы истории культуры русского средневековья. характерные черты российского развитого феодализма

Истоки и формирование русской средневековой культуры, специфические особенности и общие закономерности развития феодальной системы отношений на Руси.

Этапы истории культуры русского средневековья. характерные черты российского развитого феодализма

Этапы истории культуры русского средневековья

Культура русского средневековья имела своими истоками культуру восточнославянских племен. К концу XVII в. она прошла большой путь развития и сохранила самобытные черты, приобретенные в IX — X вв. Вместе с тем ей были присущи общие свойства средневековой культуры других народов. К их числу можно отнести следующие.

1) Малая подвижность культуры, основанной на традиционных образцах и стереотипах.

2) Господство религиозного мировоззрения и религиозно-мистической общественной психологии — «мир создан Богом, и задача человека отразить богоустройство мира». Вся духовная жизнь общества и ее отражение в искусстве носят религиозный характер, а общественное устройство и верховная власть дается людям, как представляется, от Бога.

3) Эмпирическое накопление знаний об отдельных явлениях природы; науки как инструмента познания законов пока еще нет.

4) Производительная сила общества развивается медленно в порядке накопления навыков производства от поколения к поколению.

Внутри этого длительного исторического периода развития культуры выделяются этапы, соответствующие определенным историческим условиям жизни российского общества, которые определяли своеобразие русской культуры.

Первый этап — Киевская Русь (IX — XII вв. до монголо-татарского нашествия). В это время идет становление культуры древнерусской единой народности на основе распространения письменности и православного христианства среди полутора десятков восточнославянских и финно-угорских племен под большим влиянием Византии. Характер и уровень развития культуры был близок к западноевропейской, а городская культура Киева и Новгорода не уступала, к примеру, Парижу и Лондону. В искусстве — это этап исторического монументализма: храмы, монастыри; в литературе — летописи и религиозные сочи­нения. Самая знаменитая летопись Древней Руси — «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора во второй половине XI в.; составителем первого летописного свода был игумен Сильвестр в начале XII в. Грамотность довольно широко была распространена на Руси, действовали светские городские, церковные и монастырские школы. При монастырях и епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг, из монастырских учебных заведений вышли многие выдающиеся деятели древнерусской культуры — митрополит Илларион, математик Кирик, философ К. Туровский.

В целом, перенесенные на русскую почву духовные евразийские ценности Византии (идеология, этика, эстетика) трансформировались и начинали новую жизнь, приобретая иные черты под воздействием национальных славянских творческих сил. Древнерусская культура приобрела славянско-православный характер. Это проявилось в сфере изобразительного и прикладного искусства. Древнерусское искусство не было ни ветвью византийского, ни аналогом западноевропейского, оно имело самобытный «эпически-былинный склад». В архитектуре выработался русский тип церкви — крестово-купольный белокаменный храм. В живописи икона стала классической формой русского средневекового искусства с особыми просветленными чертами, храмовые росписи отражают героико-исторические сюжеты. Литература дала шедевры — «Слово о полку Игореве», описания событий в летописях и записи народного эпоса. В период феодальной раздробленности культурное на­следие расширяется в отделившихся княжествах и приобретает в них свои особые черты.

Второй этап — монгольское нашествие и разделение раздробленной Руси на зоны влияния (XIII — XIV вв.). Монголо-татарское иго замедлило развитие русской культуры, но косвенно способствовало быстрому распространению христианских взглядов на мир. Формируются три ветви народов из единого древнерусского, меняются культурные связи, которые оказывают свое влияние на каждую ветвь. На юго-западные и западные княжества усилилось влияние Польши и Литвы. На северо-востоке воздействовало монголо-татарское господство.

Третий этап (XIV — XV вв.) — складывание культуры великорусской народности, слияние местных культур с московской куль­турой, наследницей владимиро-суздальской. Исполненная драматизма борьба за освобождение страны породила мощный духовный подъем, отразившийся в литературе и искусстве. Москва после падения Византии объявляется «третьим Римом». Объединение русских земель и образование единого государства сопровождается унификацией культуры и возникновением официальной идеологии. Летописи соединяют историю Москвы с Киевской Русью, описывают возникновение династий (ведут их от римских императоров). Освобождение от монголо-татарского ига, создание единого государства в эпоху Ивана III было отмечено созданием великого архитектурного ансамбля — Московского Кремля.

Объединение русских земель вызвало расцвет русского искусства. Крупнейшими культурными центрами в XIV — XV вв. были Москва, Новгород, Тверь и Псков. Продолжает развиваться хра­мовая архитектура, складывается общерусский тип церкви — шатровый храм. XIV — XV вв. по праву считаются классическим периодом русской иконописи. Выдающимся художником конца XV в. был Феофан Грек, в своих фресковых росписях он соединил лучшие традиции византийского и русского искусства, воплотил суровую одухотворенность и высокий нравственный идеал. Следующий этап русской живописи — искусство Андрея Рублева и его школы. Выдающимся памятником мирового искусства стала его «Троица», где с необычайной силой воплощена идея мира и чело­веколюбия.

Четвертый этап (XVI в.) — время создания культурной системы централизованного государства, монументальных храмов в ознаменование побед России, развития религиозной публицистики и зарождения политической публицистики (переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). В то время как на Западе идет реформаторство в церкви и утверждается протестантство, в России в православной церкви в споре «иосифлян» и «нестяжателей» утверждаются идеи «божьей правды», стремление ко всеобщей справедливости и братской любви между людьми (послания игумена Кирилла Белозерского).

Во второй половине XVI в. в России развивается книгопечатание. Первая русская печатная книга «Апостол», изданная в Москве первопечатником Иваном Федоровым, датируется 1564 г., однако насчитывается еще семь книг без точной даты. Кроме религиозных книг, Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили во Львове в 1574 г. первый русский букварь — «Азбуку». К концу XVI в. в России было издано 20 книг. Это способствовало росту грамотности в российском средневековом обществе, культурному суверенитету российской цивилизации. В XVI в. самобытная русская культура приобрела славянско-азиатский характер в силу значительного влияния азиатских культур при существенной изоляции Руси от Запада.

Пятый этап (XVII в.) — события «Смутного времени» поколебали многие устои традиционной средневековой культуры, начинается процесс ее «омирщения» и индивидуализации, появляется «светская культура» в верхних слоях российского общества. Присоединение Украины, западных земель, расширение контактов с европейскими странами и привлечение на службу иностранцев усилили западноевропейское культурное влияние.

«Московское государство в XVI — XVII вв., — отмечал Л. Н. Гумилев, — зарекомендовало себя как страна национальной терпимости». Эта традиция привлекла «целый ряд этносов, органически вошедших в единый суперэтнос». Так формировался евразийский характер российской цивилизации.

Характерные черты российского развитого феодализма

«Соборное уложение» 1649 г. и последующее развитие российского общества в XVII в. завершили формирование российского развитого феодализма. Особые исторические условия придали ему своеобразную форму и отставание от западноевропейского феодализма, вступившего в начале XVT в. уже в свою позднюю стадию. Одной из главных отличительных черт российского феодализма стала особая роль государства в жизни общества. Главная задача государства заключалась в организации вооруженных сил и ведении вооруженной борьбы. Это определило значение центральной власти в политической системе общества. Носитель ее — московский царь. В его руках сосредоточилась вся полнота верховной государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Но это не был (кроме Ивана Грозного) полный произвол. Царь ограничен обычаями и традициями, которые обязательны для всех и излагались в судебнике (1550), а затем в «Соборном уложении» (1649): «Чтобы Московского государства всяких чинов людям суд и расправа была всем равна». Сословно-представительная монархия постепенно перерастала в XVII в. в абсолютистскую. Боярская дума и Земский собор постепенно вытеснялись государственным аппаратом. Если с XVI до половины XVII в. Московское государство было «самодержавно-земским» с властным самоуправлением, то затем оно становится «самодержав­но-бюрократическим». В нем главную роль играли приказные дьяки и воеводы, подчиняющиеся приказам — органам государственного управления.

Военная направленность государства определила во многом особенности социальной структуры общества, формирование в нем сословий. Основную массу московского войска составляло конное ополчение землевладельцев-вотчинников (бояр) и помещиков (дворян). Не имея финансов и технических средств для создания регулярной армии, московская центральная власть раздавала «служилым людям» землю с крестьянами в «поместья». К концу XVII в. боярство утратило свою мощь и сблизилось с дворянством. Дворяне владели поместьями на праве наследования в случае продолжения службы детьми после их родителей. К «служилым людям» от­носились также стрельцы, пушкари, ямщики, казаки, казенные мастера, получавшие «жалование» от государства. Особое сословие составляло духовенство.

Способность государства осуществлять свои функции, а землевладельцев нести «государеву службу» обеспечивалась трудом крестьян, которые несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Крестьяне, жившие на землях феодалов, несли тягло в пользу и феодала, и государства; близко к ним по положению примыкали монастырские крестьяне. Государственные (черносошные) крестьяне несли тягло в пользу только государства, которое выступало как коллективный феодал. Крестьяне объединялись в общины. После утверждения крепостного права они не могли уходить из общины и менять своего феодала. Особый слой составляли холопы — домашние рабы, являвшиеся наследственной собственностью своего владельца. Характерно для средневекового российского общества, что и аристократия, и дворяне считались «холопами государевыми». Над их личностью и имуществом государь имел полную власть. Низшие слои «служилых людей» одновременно занимались промыслами и сельским хозяйством. Первоначально всем свободным людям был открыт доступ «на государеву службу», но постепенно этот слой приобретает характер замкнутого сословия.

К концу XVII в. в России насчитывалось не менее 300 городов, самый крупный из них — Москва (до 200 тыс. жителей). Города были центрами ремесла и торговли. В XVII в. ремесленное производство (для конкретного заказчика) перерастает в мелкотоварное, зарождаются внутренний и внешний рынки, появляются мануфактуры, главным образом государственные. Внешняя торговля шла на запад через Архангельск (Английский и Голландский торговые дворы) и на восток через Астрахань (Индийский и Персидский торговые дворы). Ведущую роль в ней играли иностранные купцы, вывозящие в основном сырье. Английский флот построен из русского леса, а канаты сделаны из русской пеньки. Но государство поддерживало русских купцов. Торговый устав 1667 г. повышал пошлины на иностранные товары и ограничивал иностранную торговлю пограничными торговыми центрами. В отличие от Европы, города на Руси жестко встроены в общую государственную феодальную систему. Преобладание земледелия в хозяйственной жизни, а военно-землевладельческого класса в социально-политическом строе оттесняло торгово-промышленный слой далеко на задний план, что сдерживало процесс первоначального на­копления капитала и появление буржуазии. Основная масса городских жителей называлась посадскими людьми. Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них царским решением объявлялись «гостями». Все посадские люди объединялись в тягловую общину. Посадским «тяглецам» запрещен выход из посадов, они не могли продавать свои дворы и дворовые участки не тяглым людям. Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотки, выбирали своих старост и сотских.

Читайте также  Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года

В последней трети XVII в. Россия достигла политической стабильности и определенного экономического благосостояния. Страна проводила перестройку армии на европейский лад, расширяла свои границы и международные связи. Огромное многонациональное государство выходило на мировую арену. Строительство российского государства при суровом климате, в изоляции от развитых государств Запада, бедности и относительной малочисленности населения шло трудными путями, в постоянной борьбе за выживание и сохранение своей независимости. Здесь закладывалось драматическое и взрывоопасное противоречие российской общественной жизни: могущество государства достигалось за счет бесправия и нищеты его граждан, а ослабление государства грозило утратой национальной самостоятельности под натиском быстро развивающихся западноевропейских стран.

Пережив кризисный период «Смутного времени», отбросивший страну назад, и отразив интервенцию с Запада, укрепившееся и расширившееся российское государство в конце XVII в. прочно утвердилось на востоке Европы. Остро встал вопрос о его месте в европейской системе государств, а усиление экономических и политических связей показало отсталость от европейского мира. В высших кругах зреет сознание необходимости новых реформ и использования достижений западной цивилизации для более быстрого экономического и культурного развития.

Этапы истории культуры русского средневековья. характерные черты российского развитого феодализма

Культура раннего средневековья
Начальный период формирования русской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Мы обратимся к изучению ее истории, начиная с более позднего времени, — создания в 862 г. древнерусского государства. В этот период завершается формирование этнического самосознания и культуры, основанной на традициях и языческих верованиях. К IX в. язычество получает всестороннее развитие и охватывает все стороны жизни людей. Именно в это время восточнославянская — древнерусская этническая культура обретают устойчивые черты, которые сохранили свою значимость на длительное время.
Следующий период в развитии русской культуры — средневековье. Как правило, начало средневековья связывают с принятием монотеистической религии. Этот подход, характерный для западноевропейской исторической традиции, можно перенести и на Русь. Таким образом, наше раннее средневековье начинается с Крещения Руси в 988 г. В период существования Древнерусского государства происходит постепенная христианизация Руси, складывается Русская православная церковь, ведется каменное церковное строительство, канонизируются первые национальные святые, получает развитие письменность, возникает литература, иконопись. В целом, русская культура обретает более интенсивную динамику развития, становится в один ряд с другими христианскими европейскими государствами. Русь ведет активный политический и культурный диалог со всеми соседями.
В период политической раздробленности (XII-XIII вв.), ослабляется единство страны, размываются общие культурные тенденции. Каждое независимое княжество стремится к культурному своеобразию и процветанию. Эта тенденция сказывается на развитии архитектурных и иконописных школ, литературных традиций, особом взгляде на события, происходящие в стране. Изучение летописного наследия позволяет осмыслить и сравнить единый культурно-исторический процесс, представленный с разных позиций.
Русская культура в период раннего средневековья является одной из наиболее ярких страниц отечественной истории. Она явилась порождением синтеза и творческой переработки этнических языческих традиций и христианской (православной) культуры Византии. Уже в период единого Древнерусского государства была создана система общерусских ценностей, предопределивших развитие Древнерусской культуры и искусства в последующее время — период феодальной раздробленности. И хотя каждый из регионов развивался самостоятельно, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Древнерусского государства. На самой высокой точке развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.
Культура развитого и позднего средневековья
Развитие русской культуры в периоды развитого и позднего средневековья XIV- XVII вв. тесно связано с возвышением Московского княжества, созданием Московского государства и превращением его в Россию.
Этот период в истории русской культуры также можно разделить на ряд этапов, которые в значительной степени совпадают с ходом социально-политических и экономических процессов в стране.
Первый этап — с 1240 г. до сер. XIV в. В это время происходит общее замирание культурного развития после монголо-татарского нашествия. Его последствия сказались на разных сторонах русской культуры и условиях ее развития: углубление феодальной раздробленности и междоусобной борьбы между князьями; обособление местных культур; постепенное утверждение самодержавия и отношений подданства, утрата вечевой демократии, заимствование восточных элементов в обычаях, языке, одежде и т.п. Центр общественно-политической жизни Руси переместился с юга и юго-запада на юго-восток и северо-запад. Русь надолго оказалась в состоянии культурной изоляции от европейских стран. Только Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. На юге и юго-востоке от Руси все православные государства постепенно утратили свою независимость. Культурные контакты Руси вынуждено оказываются ориентированными на Восток. К последствиям монголо-татарского нашествия следует отнести и падение русских городов — центров культурной и общественно — политической жизни, новых идей и динамизма, и гибель множества культурных памятников, книг, произведений искусства и, особенно, гибель в огне нашествия носителей культуры и знаний.
Второй этап — сер. XIV — XVI вв. Он был отмечен подъемом народного самосознания, особенно после Куликовской битвы. Это время объединения русских земель вокруг Москвы; складывания единого государства, князья которого воспринимали себя преемниками князей Киевских; превращения Руси в Россию, венчания на царство Ивана IV в 1547 г.; укрепления православной церкви, которая окончательно становится автокефальной (самостоятельной) после введения патриаршества (1589); утверждения в культуре темы единства Русской земли, борьбы с иноземными захватчиками, которая явно прослеживается через произведения фольклора, литературы, живописи, архитектуры.
Именно в этот период завершается формирование русской (великорусской), народности, складывается единая этническая культура, система духовных ценностей, самобытный художественный стиль. Русь постепенно преодолевает свою изоляцию от стран Центральной и Западной Европы. Так, в конце XV-XVI вв. успешно развивались связи с Италией.
Третий этап — XVII в. Это начало культуры Нового времени, переломный момент в процессе культурно-исторического развития России: зарождение буржуазных элементов и начало формирования русской нации, усиление внешнеполитических и культурных контактов, повышение интереса к знанию, просвещению, секуляризация культуры.

Историческое своеобразие русского средневековья. Элементы восточного и европейского вариантов феодализма в русской истории.

Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие «средневековая русская культура» включает в себя создание и накопление духовных и материальных ценностей в России IX — первой половины XVII вв.: с объединения князем Олегом всего пути «из варяг в греки» от Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза восточно-славянских и неславянских племен до царствования Алексея Михайловича Романова, при котором укрепилась самодержавная Россия.
Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая культура сформировалась под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразила его во всех своих главных феноменах. Самобытность Русского средневековья определяется тремя главными факторами: этническими, национальными особенностями развития древней (дохристианской) восточно-славянской культуры; своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды, ее геополитическим положением между Востоком и Западом; принятием христианства из Византии.
Русская культура XIV-XVII веков, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествовавшего периода. История немало сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация. Однако стоящая за такими поисками посылка, трактующая отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна. Русская средневековая культура в силу особенностей своего формирования была не просто региональным вариантом европейской культуры. Это была другая культура, основывающаяся на православии.
Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.
В историко-культурном процессе XII — XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов). Второй период (вторая половина XIV — XV века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, не подвергшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.
После исторической победы на Куликовом поле (1380 г) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси.
Необходимо отметить, что XIV век в странах Европы был веком Предвозрождения, временем стремительного сложения элементов национальных культур. Этот процесс захватил и Русь. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства. Вот почему национальное своеобразие русской культуры XIV — XV веков выражено особенно отчетливо.
В этот период крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена единой системе государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров.
Русская культура XIV — XV веков тесно связана с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья. Из Византии в русские земли поступали произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники. На Руси дорого ценились византийские иконы и книги. Близость языка позволяла русским пользоваться болгарской и сербской литературой. С сербских и болгарских оригиналов были переписаны некоторые русские летописи XIV — XV веков. С Западной Европой Русь была связана при посредстве Новгорода и Пскова. В этих двух культурных центрах греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства[5].
В XIV — XV веках центрами летописания на Руси были крупные города — Новгород и Псков, Москва и Тверь, Ростов и Нижний Новгород, Рязань и Смоленск. Летописи стали служить своеобразным ориентиром в политической жизни городов, княжеств, а потом и Русского государства в целом. Следует отметить, что наряду с достоверными, объективными данными летописи отразили и местный сепаратизм, пристально возвеличивая одних деятелей, умалчивая о других и ниспровергая третьих. Тем не менее, они являются ценнейшими источниками по истории средневековой Руси.

Читайте также  Внешняя и внутренняя политика ярослава мудрого

Россия соединила две модели: азиатскую и европейскую.

В азиатской ,в отличие от европейской, преувеличена роль государства. В Европейской модели: «вассал моего вассала не мой вассал», т.е король не вмешивается. В Азии сохраняется община, Причина климатические условия: невозможно без государства создавать системы орошения, осушения, дороги ,поэтому преобладала гос. собственность, отсюда и гипертрофированность государства. В Европе с 12 века утверждается индивидуальное крестьянское хозяйство.

В России была постоянная внешняя угроза, поэтому роль армии была велика. Если высока роль государства, значит, роль личности мизерна. Функцией гос в России была защита территории В Европе, главной функцией государства была защита прав личности

Азиатская модель переплеталась с элементами рабства. В Азии нормы эксплуатации выше.

«Классовая борьба – поливальная бабка истории»-говорил Маркс.

В Европе традиции выше сеньора. В Азии нормы эксплуатации были выше, государство-монополист, иные способы классовой борьбы. Чтобы отстоять свои права нужно было возмущаться деятельности государства, он становился государственным преступником.

В отличие от Европы в Азии классовая борьба( классовый бандитизм!) не была малочисленной. и не несла положительный результат, потому что по численности Азия многолюдна. В 17 веке была война, в которой участвовало около 2 млн.чел. Во время смуты участвовало 7 млн.чел. В этих условиях невозможно руководить. Военные действия несли разрушительную силу и отбрасывали развитие общества назад ( в результате революции 1917 г. Россия была отброшена на несколько поколений назад). Европа осторожно вела военные действия.

За Средневековье Европа ушла вперед, Азия деградировала или стояла на месте. Причины:

1) Консервация осуществляется в форме ренты: в Европе быстро перешли на денежную ренту, в Азии долгое время сохранялась натуральная(произведено своим трудом). В условиях жесткого деспотизма натуральная рента снимала социальное напряжение, но не способствовала развитию хозяйства. Экономика развивается медленнее

2) Разный тип культуры. В Е культура имеет технократический характер. В А она более гуманистическая. в Европе наука была очень рано востребована, так как необходимо было выжить в сконцентрированной пространстве. В Азии наука была направлена на человека (порох для фейверков).

3) Соседство с кочевниками. На Европу напали в 6 веке последний раз. Никогда не попадали на Японию. На Россию постоянно ( примерно раз в 4 года) нападали кочевники, вплоть до середины 19 века Большие людские потери и разрушения.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 567 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Основные этапы развития Русского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:40, доклад

Краткое описание

Основные этапы развития Русского средневековья.
Искусство Рус. средневековья. Основные этапы, общая характеристика.
1. Периодизация — раннее средневековье (10 в- 1 треть 13 века)
2. Зрелое средневековье (2 треть 13 века- 15 век)
3. Позднее средневековье (16-17 век)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основные этапы развития Русского средневековья.doc

Основные этапы развития Русского средневековья.

Искусство Рус. средневековья. Основные этапы, общая характеристика.

  1. Периодизация — раннее средневековье (10 в- 1 треть 13 века)
  2. Зрелое средневековье (2 треть 13 века- 15 век)
  3. Позднее средневековье (16-17 век)
  1. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности. Домонгольский период ( Владимиро-суздальская Русь)
  2. Зрелое средневековье- эпоха монголо-татарского нашествия, которая делится условно с середины 14 века т.к. с середины 14 века происходит перелом в ходе нашествия. Он связан с возвышением Москвы.
  3. Позднее средневековье- эпоха московского царства с 17 века, как переходный к новому времени, включающий смутное время крестьянские войны, церковные раскопы.

Общая характеристика по этапам.

Искусство Раннего средневековья.

Киевская Русь- 988 г крещение Руси и 1054г смерть Ярослава Мудрого, положившая начало раздробленности и в 1054- размежевание православной и католической церкви. 3 стадии:

— перенос ( трансплантация) Византийской культуры на русскую почву.

— усвоение ( ассимиляция) Визант. влияния

— создание собственно русских паломников средневековой культуры

Поскольку становление государств связано с Новгородом и Киевом, то эти города и становятся важнейшими центрами искусства. Ими становятся столицы отдельных княжений, в которых находятся европейские кафедры и к их числу относятся Чернигов, Полоцк, Смоленск, Галич и др.

Общая характеристика той поры.

  1. Архитект. стилистика
  2. Живопись, скульптура анализ памятн.

Русское искусство определяется славянскими традициями и мощным византийским влиянием. В начале до правления Ярослава речь идёт о первом балканском влиянии, которое обусловлено тем, что проводниками византийского влияния являлись страны, которые приняли крещение раньше, чем Русь, Сербия, Македония, Болгария. Через эти страны приходит письменность, в искусстве влияние сказывается в перенесении на Русь миссионерского типа храма (проповедь).

  1. Из Византии на Русь приходит традиция городского ансамбля
  2. Канонический типа крестово-купольного храма.
  3. Искусство мозаики, фрески, иконы, книжной миниатюры, декоративно-прикладное искусство связано с богослужением.

Традиции архитект. зодч. и живописи связаны со столичной константинопольской школы.

В целом византийское влияние связано с монашеской традиции, в значит. меньшей степени светского и народного культ. византийским влиянием на Русь.

Храмы средневековой Руси являлись воплощением картины мира человека средневековья, т.к. это символичная форма связана с литургией.

Культура средневековья духовна , символична, основывается на поисках священного писания, т.е. Ветхого и Нового завета.

  1. Самые ранние ранние памятники православной иконографии
  2. В Византии только в 10-11 разрабат. крестово-купольный храм и монастырс. ансамбли и сразу переносится на Русь, чем объясняется исключительное значение Древнерусского наследия в мировой культуре.

Является древней столицей раннефеодального государства Киевская Русь.

Правящая династия Рюриковичей в 988г происходит крещение Руси Святым равноопостальным великим князем Владимиром. Русская церковь подчинена константинопольскому патриарху на правах митрополита. Имеет административное отделение на Епископских кафедр сначала 4 потом 11. Возможно на раннем этапе Митрополит подчинялся вначале Болгарскому экзарху, затем константинопольскому патриарху. В этот период происходит становление городской культуры и формирование ансамбля. В Киеве выделяют 2 этапа строительства, так называемый Владимиров город и Ярославов город.

Отдельно ансамблевое строительство начинается вместе со строительством монастырей- Киево-Печерская лавра основанная Антонием и Феодосием Печерским имела международные значения связанные с Константинополем .Монахи в лавре были из русских княжеств, из Чехии, Сербии, Болгарии. Древнейшими письменными источниками по культ. этой поры- летописи Киевского цикла и киево-печерский патерик. «Слово о законе и благодати Иллариона»

Владимиров город включает в себя древнейшую площадь Киева- бабий Торжок, дворец великого князя, укрепление из крепостных стен. Летопись свидетельствует об античных памятниках, привезённых Владимиром из Корсунского похода ( на Херсонес).

Вторым этапом ансамблевое строительство- Ярославов город На Киев переносится образ Константинополя, строится Киевская София и Золотые Ворота. И само строительство осуществляется константинопольскими зодчими. Самым древним храмом Киева является Десятинная церковь (строится на 10г от княж. доходов)

Там были обнаружены мазаические полы, и в 1037 г начинается строительство Софии Киевской, это 5-нефный, 13-купольный храм с обходной галереей и 2-мя лестничными башнями.

Крестово-купольный храм София.

Купол держится на 4 арках и та арка, которая ближе к алтарю называется- триумфальная.

Киевская София: 5- неф., 13- куполов.

Монументальная живопись в отличии от Визант. памят. София одновременно украшена мозаиками и фресками, мозаики находятся в важнейших с богослужебной точки зрения частях здания. Смальты, т.е. кубики мозаики, производились в самом Киеве. Искусство мозаики относится только к киевскому периоду, оно было утрачено в 18 веке. Мозаики были только в трёх храмах:

— Михайлов монастырь в Киеве Собор Архангела Михаила.

Сюжеты мозаики складываются в целостную иконографическую программу, она канонична и станет образцом для последующих русских храмов.

Иконография Крестово- Купольного храма.

Зеркало купола- в зеркале купола помещается изображение пантократора ( вседержителя) в полукруге, перекрывающем алтарь- апсида . Туда помещается изображение богоматери. В барабане купола изображаются ангелы. На парусах или пандативах помещаются изображения Евангелистам, т.к. они принесли божественную весть не землю ( и поэтому нот. связывают небесную и земную часть изобр. апостолов)

Апсида- сцена соответствует причастию, фигура Христа изображена 2 раза и он подает хлеб и вино, к нему подходят апостолы ( верующие внимают кровь и плоть).

На опорах главенствующей арки помещаются изображения архангела Гавриила и Богоматери.

За иконостасом в алтаре помещается изображение- «Литургия святых отцов» ( это не сюжетное изображение).Столпообразный ряд изобр. тех святителей, которые записали последовательность литургии- Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Святитель- Григорий Нисский. Одно из первых в Руси изображений Николая Чудотворца, а также изобр. тех святых, которые упоминаются в Евангелии на первые мученик – Стефан и Лаврентий (забит камнями- сюжет за проповедь). Впоследствии их изображение будет изображаться на дверях, ведущих в алтарь.

На столбах храма помещается изображение святых по чинам ( по значимости) от алтаря к западу. Мученики, святители, преподобные, но поскольку у каждого столба 4 грани, есть ещё один порезок- изобр. в соответствии с последоват. праздновании в церковном календаре. На стенах храма центрального нефа. Сцены с земной жизни Спасителя, так называемый Христологический цикл, сцены из земной жизни богоматери- мариологический цикл. Эти сцены размещаются в порядке соответствующей литургии.

В боковых нефах изображения делятся по двум принципам: в северных- женская половина, в южных- преимущественно мужские изображения.

На задней сцене при входе в зал изображаются сцены страшного суда.

В Домонгольской культуре- христианство воспринимается на высоком духовном подъеме, т.к. в ней нет теории божественной науки ( монголо-татарское нашествие воспринималось

Митрополит Илларион- христианизация Руси воспринималась на переход от язычества в мир благодати.

Христианский привносит изображение человека.

Византийский , какой включает в свою традицию- наследие др. Греции Эллады, но Византия прибавляет в ней сияние.

Искусство Владимирской Руси. Домонгольский период.

2 треть 12 века- 1 треть 13 века.

Естественно возникновение отдельных центров столицах удельных княжеств, формирование школ в архитектуре. В живописи осталось очень мало памятников (они не пережили нашествие) . Во Владимиро-суздальской Руси возникает новый культурный центр . Возвышение Владимира как новый центр русских земель. Отдельные школы возникают в Киеве, Чернигове, Смоленске, Новгороде, Пскове, Владимирове.

Показателем школы является наличие собственной строительной артерии, а она выроб. собств. конструктивные, технические приёмы системы декора.

Во Владимире- ( школа) строит. традиция складывалась в несколько этапов. Вначале нет собст. артерии, там строят Галицкие мастера и затем Андрей Боголюбский приглашает мастера Фридриха Барбороса. Таким образом на архитектуру Владимира влияет романская архитектура западной Европы и лишь на 3 этапе мы говорим о том, что там сказывается собственная школа. Особенно- 2 тенденции- пышный репредектативный овл. строит. храмов патрональных т.е. небесных поправ. князя.

— Дмитровский собор во Владимире

— Георгиевский собор в Юрьеве- Польском

— Монастырское зодчество- храмы аскетичны, с очень сдержанной системой декора.

Читайте также  Великая отечественная война вов

— Успенский собор во Владимире

Общие черты школы- во Владимире используется блочная кладка из белого камня. Разрабатывается систем 3-ёх нефного крестово- купольного храма с позакомарным покрытием, шлемовидными куполами , выступающими лопатками, специической чертой является наличие оркатурного колончатого среза.

Ещё одна особенность Владимирской архитектуры- это белокаменная резьба, украшающая фасад храма. 3-ий элемент- перспективный портал ( храм Покрова на Нерли). Владимир застраивается, как городской ансамбль по тем же внутренним законам средневековой эстетики.

Киев стал зеркальным отражением Константинополя, так же как Константинополь стал подобием Рима.

Владимир повторяет облик Киева. В нём создается соборная площадь, как доминирующая. Площадь Софии Киевской на ней- Киево-Успенский храм по образцу Печерского монастыря.

Строятся Золотые Ворота- по подобию Киевских и Константинопольских.

Скульптурный декор Владимира- внутри собора изобр. сакральный мир Евпатории- мир, который противоположный тому миру. Общая тема: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Чернигов( школа). Церковь пятница в Чернигове. Особенности школы- исчезающ. искусство мозаики.

Отдельными центрами, с которыми связывают возникновение иконы, были Новгород, Владимир, Ярославль, наиболее обширно эта традиция развивается в Новгороде.

Новгородские иконы изнач.- но вып. Гр. мастерами. Затем воз. мастеров в епискорсном дворе в монастырях. Прямое влияние Византии чем объясняется высочайший профессионализм мастером.

Монументальные по размеру.

— Ангел золотые власы

— Успение пресвятой Богородицы

— Николай чудотворец ( Святитель Николай Мирликийский)

Во Владимирской иконе древнейшими типами композиционными являются деисус

Эпоха Раннего средневековья, вымогающая киевскую и Владимирскую Русь, дала взаимодействие славянской культуры на основе Византийской, которой постепенно вызревает славянский идеал святости как короткого и милующего сердца.

Это сказалось утверждение чина князей страстотерпцев Бориса и Глеба в распространении образа Спаса Имануила.

В этот период заклад основы символической культуры средневековья .В Домангольский период она эмоцион. окрашена как переживание глубокого восторга, восхищения, любви, поэтому оно даёт великий и недосягаемый рассвет а своих худ. формах.

Эпоха татаро-монгольского нашествия.

Хронология совпадает + московское царства 2 этапа

1 треть 13 и середина 14- годы затишья

середина 14 и конец 15- возрождение Москвы и Русской культуры.

Начальный период ознаменовался двумя проблемами- проблема вытлевания русской культуры и сохранение этнической идентичности, потому что Русь вошла в го-во Золотая Орда очень немногие городе не вошли в эти территории , но они платили дань- Новгород и Псков. В этот период прежде всего разрушается городская культура, а города- основа Русской государственности.

Исчезает древнейшая знать варяжского происхождения, исчезает вече, как древнейшая форма правления , в городах уничтожаются монастыри, храмы, уничтожаются скриптории и библиотеки, ремесленники уводятся в плен, останавливается деятельность архитектурных школ, и кроме этого исчезает многие ремеслодобычи камня, ювелирное дело. На этот же период приходится эпидемии и моры, население оказывается под влиянием гнетом дань князю, и дань орде.

Глава 8 РУСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

РУСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

8.1. Общая характеристика средневековой Руси

В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.

В истории средневековой Руси прослеживаются три периода:

I — древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.;

II — вторая половина XIII–XV в.;

III — начало XVI–XVII в.

Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них — это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап — это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап — господство феодальной раздробленности — от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30–40-х годов XIII в.

Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена, причем объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин.

В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы — феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.

Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII — начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап — XV в. — характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии — Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.

Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV–XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.

В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.

Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России — из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI — первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории — подготовки страны к эпохе реформ Петра I.

Читайте также

Глава IV. Свет и цвет в Средние века

Глава IV. Свет и цвет в Средние века Фрагмент Ватиканского манускрипта с литургией Святого Иоанна Златоуста, X-XI вв. Ватикан, Апостольская

Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье — В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?— Средневековье длилось очень

Глава 4 Международные отношения в Средние века

Глава 4 Международные отношения в Средние века «Европа в Средние века развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с ближайшими к ней континентами. До Великих географических открытий конца XV века европейцы были незнакомы с Новым Светом (давние открытия норманнов

ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА

ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава 10 Средние века (600-1450)

Глава 10 Средние века (600-1450) Искусственное богатство включает вещи, которые сами по себе не удовлетворяют естественных потребностей, например деньги, являющиеся человеческим изобретением. Фома Аквинский Если в Осевое время возникли товарные рынки и мировые религии,

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века)

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

Глава VI Общий обзор Европы в средние века

Глава VI Общий обзор Европы в средние века Венецианские корабли привозят крестоносцев в Константинополь, столицу и обширнейший порт греческой империи в средние векаЗападная ЕвропаЕвропа в период нашествия варваров (V–XI в.) — Вторжения новых племен, начавшиеся с начала

Глава IV Средние века

Глава IV Средние века В раннем Средневековье, начиная с 300 г., картография, подобно Римской империи, была «обращена» в христианство и поглощена им. Еще в 150 г. Клавдий Птолемей на своем рабочем месте в Александрийской библиотеке видел, должно быть, знаки и предвестники этого

Глава первая Бастилия в средние века

Глава первая Бастилия в средние века Строительство Бастилии Шел тридцать второй год войны, которая позже получила название Столетней (1337—1453). Франция, потерявшая цвет рыцарства в битвах при Креси и Пуатье, разоренная набегами англичан и наваррцев, была вынуждена

Глава 1 На азовском море в древние и средние века

Глава 1 На азовском море в древние и средние века

Глава 2 Средние века

Глава 2 Средние века

Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА 6.1.РУКОПИСНАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости.

Глава 2. Древность и средние века

Глава 2. Древность и средние века Подобно многим другим народам, тибетцы возводили династии своих правителей к божествам. С Небом был связан древний клан Ча (Птицы). <32>Его резиденция — замок Юмбулаганг — был построен в долине Ярлунг, там, где сливаются реки Ярлунг и Дарпо.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: