Попытки создания единого антисоветского фронта

Попытки создания единого антисоветского фронта Во время сессии Лиги наций, 17 сентября 1926 г., скрываясь от газетных корреспондентов, Штреземан Густав ШТРЕЗЕМАН (1878 — 1929) немецкий политик,

Попытки создания единого антисоветского фронта

Попытки создания единого антисоветского фронта

Во время сессии Лиги наций, 17 сентября 1926 г., скрываясь от газетных корреспондентов, Штреземан
Густав
ШТРЕЗЕМАН
(1878 — 1929)
немецкий политик, рейхсканцлер и министр иностранных дел Веймарской республики (1923—1929).
(См.: Биографию) и Бриан
Аристид БРИАН
(1862 — 1932)
французский политический деятель, неоднократно премьер-министр Франции с 1909 по 1929, министр иностранных дел, внутренних дел, военный и юстиции. Лауреат Нобелевской премии мира 1926
(См.: Биографию) окольными дорогами добрались до Туари (близ франко-швейцарской границы). За завтраком в маленьком деревенском отеле они обсудили отношения между Францией и Германией, сложившиеся после Локарно.

Бриан начал беседу с заявления о том, что попытки частичного урегулирования франко-германских отношений бесполезны. Необходимо кардинальное разрешение всех вопросов, касающихся обеих стран. Французского министра иностранных дел интересовало, может ли Германия пойти навстречу Франции по ряду экономических и финансовых вопросов. Штреземан ответил, что соглашение возможно лишь в том случае, если Рейнская область будет эвакуирована полностью и притом возможно быстрее. Он предложил очистить Рейнскую область от оккупационных войск к 30 сентября 1927 г. Бриан выразил на это принципиальное согласие.

«Итак, я могу констатировать, — осведомился Штреземан, — что вопрос идет не о сокращении сроков эвакуации, а о немедленном очищении всей области.

Бриан. Само собой. Все должно быть приведено в порядок, и как можно скорей.

Штреземан. Что касается Саарской области, то выкуп рудников Саара предусмотрен Версальским договором». После некоторых споров удалось договориться относительно стоимости саарских рудников — она была определена в размере около 300 млн. золотых марок.

Затем собеседники перешли к вопросу об отношениях с СССР. Высказав убеждение в скором падении Советской власти, Бриан предложил своему собеседнику организовать совместную франко-германскую эксплуатацию ресурсов России. Впоследствии Штреземан вынужден был сообщить советскому послу об этих переговорах. Штреземан, однако, попытался изобразить пх в виде невинного обмена мнениями о необходимости приобщить Советский Союз к делу «хозяйственного оздоровления Европы» (АВП СССР, ф. 082, оп. 9, п. 23, д. 8, л. 40.).[стр. 464]

В ходе переговоров Штреземан от имени германского правительства согласился в обмен на обещание Бриана об эвакуации левого берега Рейна выплатить Франции крупную сумму в счет репараций. Совет министров Франции и немецкий кабинет одобрили результаты переговоров в Туари, но реализация достигнутого соглашения натолкнулась на большие трудности.

Перспектива экономического сближения Франции с Германией вызвала беспокойство в английских правящих кругах. Как отмечал Штреземан в той же беседе с советским послом, «банковские круги, в частности Английский банк, против финансовой стороны соглашения между Францией и Германией» (АВП СССР, ф. 082, оп. 9, п. 23, д. 8, л. 41,). Англия попыталась перехватить инициативу экономического сближения с Германией. По предложению английской дипломатии в небольшом английском городке Ромеи 8—10 октября 1926 г. состоялось совещание представителей английских и германских химических концернов. Английские монополии не пошли в Ромеи на широкое сотрудничество, но постарались свести на нет экономическое сотрудничество германских п французских монополий.

В правящих кругах Франции также развернулась острая борьба по вопросу о «политике Туари», и в частности вокруг обещаний Бриана эвакуировать Рейнскую область. Значительная часть прессы обвинила Бриана в отступничестве от Версальского договора. 1 ноября 1926 г. французский посол в Берлине посетил Штреземана и сообщил ему о возникших во Франции препятствиях на пути реализации «политики Туари». Посол заметил, что вопросы, затронутые в Туари, касаются не только Франции и Германии, они интересуют и другие страны, подписавшие Локарнские соглашения. Лишь вопрос о рудниках Саара является частным делом Германии и Франции. Но и здесь общественное мнение Франции не подготовлено к тому, чтобы этот вопрос разрешить чисто финансовым путем. «Я возразил послу, — писал в дневнике Штреземан, — что в Туари не только ставился вопрос о саарских рудниках, но обсуждался весь комплекс вопросов. Для меня Туари было лишь увертюрой к большой европейской политике». Очевидно, увертюра была разыграна неудачно. По крайней мере вскоре один из двух партнеров, Бриан, не только отказался от дальнейшей совместной игры с Германией, но и публично отрекся от своих заявлений в Туари. В ноябре 1926 г. Бриан заявил в парламенте, что в Туари он и Штреземан не заключали никакого соглашения.[стр. 465]

Вверх

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 477-481

Улучшение отношений СССР со странами Востока и рост национально-освободительного движения серьезно тревожили правящие круги колониальных держав, и в первую очередь Великобритании. Английские империалисты боялись революционизирующего влияния СССР на колониальные и зависимые страны, главным образом на Китай и Индию.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 415-418

Подготовка конференции по Рейнскому пакту проходила без видимого участия Соединенных Штатов. Это, однако, ни в коей мере не означало, что США стояли в стороне от англо-франко-германских переговоров. Напротив, американские правящие круги пристально следили за этими переговорами, проявляли к ним самый живой интерес и активно воздействовали на весь их ход. .

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 428-430

Подписание Германией гарантийного Рейнского пакта и вступление в Лигу наций ставило под сомнение ее верность «политике Рапалло», открывавшей перспективы дружественных отношений и взаимовыгодного экономического сотрудничества Германии с Советским Союзом. Однако в ряде дипломатических бесед, в переписке с Советским правительством германское правительство всячески заверяло его в неизменности своей «лояльной и благожелательной к СССР» позиции.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 407-413

Германская дипломатия внимательно следила за ходом переговоров в Лиге наций о Женевском протоколе. Она была достаточно осведомлена о направлении внешнеполитического курса английских правящих кругов. Английский посол в Берлине лорд д’Абернон часто общался с министром иностранных дел Германии Штреземаном и, как он сам об этом позже писал, достиг с ним полного взаимопонимания.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 463-464

Германские правящие круги по-своему толковали Локарнские соглашения. Выступая на заседании рейхстага 24 ноября 1925 г., Штреземан уверял германскую буржуазию, что так называемый «дух Локарно» означает для Германии новую фазу борьбы против Версальского договора, за возрождение экономической и военной мощи Германии. «Локарно, — говорил Штреземан, — означает возрождение немецкой свободы».

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 487-490

Известный английский журналист, скрывавшийся под псевдонимом Авгур, так охарактеризовал планы Великобритании в отношении СССР: «Лучшей политикой против общего врага является политика единого фронта». Основной силой этого блока должна была стать Германия. Авгур уверял, что Англия, стремясь заинтересовать Германию в проведении антисоветского курса, пойдет на досрочную отмену ряда статей Версальского договора, ликвидацию ограничения в вооружениях, пересмотр «плана Дауэса».

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 458-459

Правящие круги западных держав изображали итоги Локарнской конференции как серьезный успех дела «умиротворения Европы». Штреземан, Чемберлен и Бриан были награждены Нобелевскими премиями мира. Локарнские договоры вслед за Версальским договором и «планом Дауэса» были объявлены «инструментом мира». Газета «Правда», разоблачая эти лицемерные утверждения, писала: «Версаль — инструмент мира, план Дауэса — инструмент мира, Лига наций — инструмент мира: вся наша Земля какое-то кладбище инструментов мира. ».

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 413-414

В англо-французских переговорах Италия участия не принимала. В ответ на ноту Бриана Муссолини заявил, что, поскольку пакт касается исключительно рейнской границы, он не представляет для Италии непосредственного интереса и итальянское правительство предпочитает оставить за собой свободу действий.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 418-423

15 сентября 1925 г. французский посол в Берлине де Маржери вручил Штреземану ноту своего правительства, в которой Германии предлагалось сообщить свое отношение к созыву конференции министров иностранных дел для выработки Рейнского пакта. 26 сентября германские послы в Париже, Брюсселе, Лондоне и Риме передали ответную ноту Штреземана о согласии Германии на созыв конференции.

История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 465-470

В сложной международной обстановке, чреватой военной опасностью, Советское правительство еще более усилило внимание к вопросам сохранения мира и обеспечения государственных интересов Советского Союза. XIV съезд РКП (б), состоявшийся в декабре 1925 г., выдвинул в качестве основной задачи партии проведение в жизнь ленинского плана социалистической индустриализации страны, который мог быть успешно выполнен только в условиях мира.

Читайте также  Советская внешняя политика в 1953-1991 гг.

Формирование антифашистского фронта

2.3 Формирование антифашистского фронта

Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение. Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом мире.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле — мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в национальном собрании и могли сформировать правительство.

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Сразу после майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою очередь обязались прекратить стачки.

Правительство Блюма приняло еще ряд законов — о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов через обязательное посредничество и арбитраж.

В течение лета 1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций и прогрессивное законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование деловой активности.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

Угроза фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение в стране и способствовала оживлению хозяйственной деятельности, помогла выйти из экономического кризиса.

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта. Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к этому не были готовы. Главная цель движения — преградить дорогу фашизму — была решена.

Правительство Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.

В 1930-е годы в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке, Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.

Экономический кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение – Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.

1. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века. 9 класс. О. С. Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.

Попытки создания единого антисоветского фронта

Авторский коллектив и редакция первого тома:
Деборин Г. А. (руководитель), Заставенко Г. Ф., Лекомцев F. 3., Семенов Н. А. (литературный редактор), Тамонов Ф. И., Шуктомов П. И., Экштейн А. Э.

Оглавление:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СССР И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Глава первая. ДВА ОЧАГА МИРОВОЙ ВОИНЫ

1. Обострение общего кризиса капитализма и империалистические противоречия в
предвоенные годы.

4. Экономическая и политическая поддержка германского фашизма правящими кругами США, Англии и Франции

5. Борьба прогрессивных сил против фашизма и угрозы войны.

Глава вторая. ПОБЕДА СОЦИАЛИЗМА В СССР И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ

1. Успехи социалистического строительства в СССР

2. Борьба СССР за коллективную безопасность

3. Развитие Советских Вооруженных Сил

Глава третья. ФАШИСТСКАЯ АГРЕССИЯ В 1935—1938 гг.

Глава четвертая. ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО АНТИСОВЕТСКОГО ФРОНТА И ИХ ПРОВАЛ

1. Колониальные требования Германии и предоставление ей западными державами «свободы рук» для агрессии

2. Мюнхенское предательство

3. Англо-франко-советские переговоры 1939 г. Советско-германский договор о ненападении

4. Международное коммунистическое л рабочее движение в борьбе против фашизма и угрозы новой мировой войны

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СССР И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Глава пятая. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

3. Вторжение немецко-фашистских войск в страны Западной Европы.

Глава шестая. РАСШИРЕНИЕ БРАТСКОЙ СЕМЬИ СОВЕТСКИХ НАРОДОВ И МЕРОПРИЯТИЯ СССР ПО УКРЕПЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ СВОИХ ГРАНИЦ

1. Обеспечение безопасности СССР на Дальнем Востоке

2. Освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии

3. Победа социалистической революции в Прибалтике и вступление советских республик Эстонии, Латвии и Литвы в СССР

4. Вооруженный конфликт с Финляндией и его мирное урегулирование

5. Мирное разрешение советско-румынского конфликта и обеспечение безопасности юго-западных и южных границ СССР

Глава седьмая. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ПОСЛЕ КАПИТУЛЯЦИИ ФРАНЦИИ

1. Положение в Западной Европе

2. Война в Африке

3. Фашистская агрессия в Юго-Восточной Европе

4. Возникновение и развитие движения Сопротивления в оккупированных странах

5. США и война в Европе

6. Расширение японской агрессии в 1939 —1941 гг.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ПОДГОТОВКА ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ НАПАДЕНИЯ НА СССР. СОСТОЯНИЕ ОБОРОНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Глава восьмая. ПОДГОТОВКА ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ НАПАДЕНИЯ НА СССР. ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ

1. Разработка плана «Барбаросса» и оккупационного режима для советских территорий

2. Фашистский блок накануне нападения на СССР

3. Экономическая подготовка войны против СССР

4. Подготовка вооруженных сил Германии к войне против Советского Союза

5. Борьба прогрессивных сил Германии против фашизма и войны

Глава девятая. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1. Внешняя политика СССР в 1940—1941 гг.

2. Военно-экономические возможности СССР

3. Деятельность Коммунистической партии по воспитанию народа в духе социалистического патриотизма

Глава десятая. СОВЕТСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ПЕРЕД НАПАДЕНИЕМ ГЕРМАНИИ

1. Советская военная наука накануне Отечественной войны

2. Техническое оснащение, организация и подготовка Вооруженных Сил

3. Состояние войск приграничных округов и сил флотов перед нападением Германии

Указатель географических названий

Далее читайте:

Вторая мировая война (система хронологических таблиц).

СССР при Хрущеве (хронологическая таблица).

Попытка создания европейской системы безопасности. Англо — франко — советские переговоры 1939 г. в Москве.

25 июля 1939 г. правительство Англии дало советской стороне согласие начать переговоры о заключении военного соглашения между СССР, Англией и Францией.

Военные миссии Англии и Франции были составлены из второстепенных лиц. Секретные директивы военным миссиям Англии и Франции исходили из установки Чемберлена и его окружения на ведение бесплодных переговоров и на возможность в любое время их прервать в случае достижения англо-германского сговора. В директивах английской военной миссии ставилась задача свести «военное соглашение к самым общим формулировкам». Это мотивировалось тем, что «британское правительство не желает принимать на себя какие-либо конкретные обязательства», которые могли бы связать ему руки «при тех или иных обстоятельствах». Следовательно, директивы не предусматривали заключения военной конвенции трех держав.

Совершенно иной была позиция Советского правительства, которое искренне стремилось заключить с Англией и Францией соглашение с целью предотвращения агрессии. 2 августа 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело и утвердило задачи советской делегации на переговорах. Для ведения военных переговоров была назначена представительная делегация во главе с народным комиссаром обороны Маршалом Советского Союза К. Е. Ворошиловым. В полномочиях главе советской делегации ставилась задача «подписать военную конвенцию по вопросам организации военной обороны Англии, Франции и СССР против агрессии в Европе».

Из-за преднамеренного затягивания Англией и Францией приезда военных миссий в СССР переговоры начались только 12 августа 1939 г. С самого начала переговоров советской стороной были поставлены следующие основные вопросы:

1) определить конкретные обязательства относительно размеров и форм взаимной помощи и планы военного сотрудничества;

2) договориться о пропуске советских войск через территорию Польши и Румынии для оказания помощи в случае агрессии.

Читайте также  Народное восстание на северном кавказе в 1930 г.

При рассмотрении первого вопроса советская делегация заявила о готовности выставить против агрессора 136 дивизий, 5 тыс. средних и тяжелых орудий, до 10 тыс. танков, свыше 5 тыс. самолетов. Были предложены конкретные планы совместных действий против агрессора. Давая оценку советским предложениям, английский посол Сидс сообщал 13 августа в Лондон, что «все признаки ясно говорят о том, что советская военная миссия вполне серьезно хочет вести дело». Однако английские и французские представители отказались разрабатывать конкретные планы военного сотрудничества, поскольку, как, писал П. Кот, в директивах у них «не было этих планов». Вместо этого они предложили согласовать общие цели и принципы оказания взаимной помощи. Сравнивая позиции Советского Союза и западных держав, член французской миссии отмечал в своих мемуарах, что советские предложения были «ясными и конкретными». Контраст между программой советской делегации и «смутными абстракциями франко-английской платформы, —писал он, —поразительный и показывает пропасть, которая отделяла концепции. Советские аргументы были весомые. Наша позиция оставалась фальшивой».

При рассмотрении второго кардинального вопроса, поднятого советской делегацией, оказалось, что он также не был включен в директивы военных миссий Англии и Франции. Поэтому английские и французские представители не были готовы ответить на него и сделали соответствующие запросы своим правительствам. Только после этого правительство Чемберлена 16 августа поручило заместителям начальников военных штабов дать свое заключение по этому вопросу. Они представили доклад, в котором говорилось: «Мы считаем настолько важным дать удовлетворение русским в этом пункте, что следует в случае необходимости оказать самое сильное давление на Польшу и Румынию, чтобы убедить их занять позитивную позицию». Договоренность по этому вопросу была необходимой, поскольку СССР, не имея общей границы с Германией, мог бы оказать помощь Англии, Франции и Польше в случае агрессии фашистской. Германии лишь при условии пропуска советских войск через польскую территорию. Обоснованность советского предложения, в том числе с точки зрения интересов безопасности западных стран, признавали французская делегация и французское посольство в Москве. В их донесении от 16 августа говорилось, что советское предложение подводит к «самой сущности вопроса» оказания Советским Союзом помощи, без решения которого переговоры «были бы беспредметными».

Однако правительства Англии и Франции не использовали имевшихся в их распоряжении возможностей, чтобы побудить правительство Польши принять советские предложения. Правда, они установили с польским правительством контакты по вопросу о советско-польском сотрудничестве. Однако при этом осуществлялись такие «дозированные» контакты, чтобы, с одной стороны, создавать видимость «воздействия» на Польшу, а с другой — не доводить дело до получения от нее согласия на военное сотрудничество с Советским Союзом. Что касается советско-румынского военного сотрудничества, то правительства Англии и Франции даже не обратились по этому вопросу к правительству Румынии.

Советский Союз вел переговоры с Англией и Францией в условиях военного конфликта с Японией в районе р. Халхин-Гол. Японские правящие круги заверяли гитлеровцев, что, «в случае если Германия и Италия начнут войну с СССР, Япония присоединится к ним в любой момент, не ставя никаких условий». Перспектива войны на два фронта — на Западе и на Востоке — беспокоила Советское правительство. Вместе с тем, учитывая, что агрессия фашистских держав представляет реальную угрозу также для Англии и Франции, Советское правительство рассчитывало на благоразумие правящих кругов этих стран. В связи с этим оно не реагировало на предложение Германии о заключении договора о ненападении, сделанное в начале августа, все еще надеясь получить от правительств Англии и Франции положительный ответ на поставленные вопросы. Однако ход переговоров в Москве окончательно убедил Советское правительство в нежелании западных стран сотрудничать с Советским Союзом в организации коллективной безопасности. Вместе с тем к этому времени стала вполне реальной угроза антисоветского сговора Англии и Германии. В случае неполучения ответа от советской стороны на предложение заключить пакт о ненападении) правительство Германии было готово заключить антисоветский союз с Англией.

20 августа Гитлер обратился с личным посланием к И. В. Сталину, предложив ему принять 22 августа министра иностранных дел Германии для подписания пакта о ненападении. В тот же день Гитлер направил секретное послание Чемберлену, в котором выражал готовность в ответ на английские предложения сообщить свои соображения относительно заключения «англо-германского союза». Из ответа Гитлера следовало, что Чемберлен предложил договориться о союзе с Германией. 21 августа из Берлина сообщили, что Геринг готов встретиться с Чемберленом. 22 августа Чемберлен направил послание Гитлеру, в котором выражалось согласие «обсудить более широкие проблемы». В связи с этим Галифакс записал в своем дневнике, что «ведутся необходимые приготовления для прибытия Геринга в среду 23-го». Во время пребывания Геринга в Англии имелось в виду обсудить английские планы, «подтверждения которых, — отмечал Галифакс, — мы ожидаем из Берлина».

В сложившейся обстановке у Советского Союза не оставалось иного выбора, как встать на путь обеспечения своей безопасности в индивидуальном порядке и подписать 23 августа 1939 г. советско-германский договор о ненападении. Заключение этого договора не входило во внешнеполитические планы Советского Союза. «Не потому прервались военные переговоры с Англией и Францией, —справедливо заявил советский нарком обороны в интервью для печати, —что СССР заключил пакт о ненападении с Германией, а наоборот, СССР заключил пакт о ненападении с Германией в результате, между прочим, того обстоятельства, что военные переговоры с Францией и Англией зашли в тупик в силу непреодолимых разногласий».

Как в 1918 г. ввиду враждебной политики западных держав Советская Россия оказалась вынужденной заключить Брестский мир, так и в августе 1939 г. Советский Союз был вынужден заключить советско-германский пакт ввиду той же враждебной политики Англии и Франции, хотя Советский Союз делал все возможное, чтобы иметь пакт о коллективной безопасности с Англией и Францией.

Подписание советско-германского пакта сорвало формирование антисоветского союза в Европе, чего добивались Чемберлен и его сторонники. В день заключения советско-германского договора была аннулирована поездка Геринга в Англию для определения условий англогерманского союза. «ЦК ВКП(б) и Советское правительство, — отмечал в своих воспоминаниях маршал Г. К. Жуков, — исходили из того, что пакт не избавлял СССР от угрозы фашистской агрессии, но давал возможность выиграть время в интересах укрепления нашей обороны, препятствовал созданию единого антисоветского фронта».

Заключение пакта расстроило также планы японских милитаристов об организации комбинированного нападения Японии и Германии на Советский Союз. После подписания договора правительство Хиранума ушло в отставку. Новое правительство Японии пошло на урегулирование конфликта в районе р. Халхин-Гол.

Вместе с тем Советское правительство, исходя из долгосрочных задач борьбы за коллективную безопасность, оставляло двери открытыми для продолжения переговоров с Англией и Францией о заключении пакта взаимопомощи. 26 августа заместитель наркома иностранных дел СССР С. А. Лозовский заявил китайскому послу в Москве: «Если Англия и Франция пойдут на предложения Советского правительства, не исключена возможность заключения договора с ними. В настоящее время переговоры прерваны, но их возобновление зависит от Англии и Франции».

Однако правительства Чемберлена и Даладье не пожелали возобновления переговоров с Советским Союзом, а продолжали предпринимать усилия с целью осуществить второй Мюнхен, на сей раз за счет Польши, и заключить союз с Германией. До самого момента нападения Германии на Польшу Чемберлен был убежден, что ему удастся договориться с Гитлером. Переговоры между СССР, Англией и Францией в 1939 г. показали, что Советский Союз последовательно добивался достижения широкого равноправного соглашения о взаимной помощи с Англией и Францией, способного удержать Германию от развязывания войны в Европе. В сложной международной обстановке 1939 г., когда над миром нависла непосредственная угроза фашистской агрессии, «Советский Союз, — отмечал Л. И.. Брежнев, —настойчиво боролся за создание системы коллективной безопасности, которая могла бы обуздать агрессоров и предотвратить вторую мировую войну». Это были вынуждены признать даже некоторые дипломаты западных стран. Посол США в Москве Д. Дэвис писал Г. Гопкинсу: «Ни одно правительство не видело более ясно и не заявляло с большей точностью о том, что следует сделать для сохранения мира и предотвращения развязывания Гитлером войны, как это делал Советский Союз».

Практика международных отношений показала несостоятельность попыток правящих кругов западных государств обеспечить безопасность только для своих стран в ущерб безопасности стран Восточной Европы и Советского Союза.

Опыт истории свидетельствовал также о пагубности антисоветской политики реакционных режимов ряда восточноевропейских стран. Даже в 1939 г., когда стало очевидно, что очередным объектом гитлеровской агрессии будет Польша, санационное правительство отказалось заключить соглашение с Советским Союзом, который мог бы защитить Польшу от нападения. Антисоветская политика превращения стран Восточной Европы в «санитарный кордон» подорвала безопасность самих этих государств и превратила их в коридор для нападения фашистских агрессоров на СССР.

Преобладание в правящих кругах западных стран стремления к отказу от политики коллективной безопасности и к сговору с фашистскими агрессорами на антисоветской основе явилось решающим обстоятельством, продолжившим дорогу фашистской агрессии и позволившим Гитлеру развязать вторую мировую войну.

Советские предложения по организации коллективной безопасности отвечали интересам всех европейских народов. Однако соотношение сил в мире в условиях существования единственного социалистического государства не позволило повернуть политику западных стран на путь сотрудничества с Советским Союзом, создать широкий антифашистский фронт и реализовать предложения Советского правительства по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Вместе с тем борьба Советского Союза за коллективную безопасность в 1939 г. имела важное историческое значение. Она позволила оттянуть новую мировую войну, обеспечить в будущем создание антифашистской коалиции и разгромить фашистских агрессоров в благоприятных внешнеполитических условиях.

Читайте также  Система государственного управления

Советские предложения представляли собой вклад в развитие концепции европейской безопасности на основе обобщения практики международных отношений 30-х годов. Ряд положений и идей, выдвинутых Советским Союзом с целью обеспечения европейской безопасности, сохраняют свое значение и для будущего. Некоторые из них были впоследствии учтены при формировании союза государств антигитлеровской коалиции и при создании новой международной организации по сохранении мира.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 435 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Советское государство и мир (1921–1941 гг.)

С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом обстоятельств:

Произошел спад революционной волны в Европе.

2) Окончилась неудачей попытка революционизировать Европу навязыванием Красной Армии в период советско-польской войны. Исходя из этого советское руководство вырабатывает новую модель поведения страны в мире. Эта модель покоилась на двух противоречивых основаниях:

1) принципе пролетарского интернационализма. Согласно ему СССР поддерживал коммунистическое национально-освободительное движение в мире;

2) прагматической концепции — мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Она подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с западными странами.

В советской внешней политике 20-х гг. идеологические установки постепенно уступали место прагматическому курсу. В результате СССР в основном сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции. Советский Союз официально признали 22 государства разных континентов. Из крупных стран исключение составляли лишь США.

К середине 20-х гг. на международной арене сложилось временное неустойчивое равновесие сил. В этих условиях в странах капитализма происходит бурный рост промышленного производства, высокими темпами проходила милитаризация экономики и наращивание армий. Продолжало упрочиваться международное положение СССР. Попытки Англии дестабилизировать в 1927—1929 гг. отношения с СССР и сколотить единый антисоветский фронт капиталистических стран окончились неудачей.

В 1929—1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Объем промышленного производства в развитых капиталистических странах сократился в среднем на 38 %, сельского хозяйства—на треть, мировой торговли — на две трети. Кризис ускорил структурную перестройку капиталистической экономики и правел к усилению вмешательства государств в экономику, общественную жизнь. Англия и Франция вышли из кризиса отчасти за счет перекачки ресурсов из колониальных стран в имперские центры. В более тяжелом положении оказались Германия и США.

В США в 1933 г. президент Ф.Д. Рузвельт (1882—1945 г.) провозгласил политику “Нового курса” — социально ориентированный, “мягкий” вариант перехода к регулируемому рыночному хозяйству. Он включал в себя принудительное картелирование промышленности, контроль государства за финансовыми операциями, льготное кредитование мелких фермеров, регулирование минимума зарплаты и продолжительности рабочего дня, организацию общественных работ для безработных в условиях сохранения и развития политической демократии. В 1933 г. правительство Рузвельта установило дипломатические отношения с СССР.

В Германии после прихода в 1933 г. к власти национал-социалистов во главе с А. Гитлером процессы этатизации (огосударствления) экономики развертывались параллельно с формированием тоталитарного фашистского режима. Лидеры Германии проводили всемерную мобилизацию внутренних накоплений для ускоренной милитаризации страны и последующей борьбы за передел мира. Это вело к ужесточению политического режима.

В условиях мирового кризиса лидерам Коминтерна казалось, что наступает новый период пролетарских революций. Поэтому главным врагом пролетариев они посчитали реформистов. Тем самым был углублен раскол рабочего движения на коммунистическое и социал-демократическое. Когда же в 1933 г. был взят курс на создание широких народных фронтов, было уже поздно — возникли два очага агрессии: фашистская Германия на Западе, милитаристская Япония на Востоке.

Экономический кризис 1929—1933 гг. ускорил подготовку новой мировой войны. Вслед за Японией вышли из Лиги Наций две другие агрессивные державы Европы — Италия и Германия, создав себе полную свободу действий в военных приготовлениях.

Ввиду возрастания военной угрозы Советский Союз в 1935 г. подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией.

Происходит консолидация фашистских и милитаристских государств. В 1936 г. Германии и Япония подписали “антикоминтерновский пакт” — своеобразный военно-политический союз. Через год к нему присоединилась Италия. Реально начался процесс создания фашистского международного блока, направленный на передел мира и завоевание мирового господства.

После оформления фашистского блока усилились агрессивные действия Германии. В марте 1938 г. Австрия была оккупирована и присоединена к Германии. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав четырех держав: Германии, Англии, Франции, Италии. На ней было подписано соглашение о расчленении Чехословакии: Судетская область переходила к Германии.

Мюнхенские события стали переломными в политической истории Европы 30-х гг. Окончательно была разрушена вся система европейской безопасности, складывавшаяся после Версаля. Политическая обстановка а Европе была дестабилизирована.

В марте 1939 г, Германия оккупировала уже всю Чехословакию и Клайпедскую область Литвы. Венгрия заняла Закарпатскую Украину, а Польша получила Тешинский промышленный район. К этому времени Германия и Италия помогли генералу Франко установить свою диктатуру в Испании, а в апреле Италия вторглась в Албанию.

Мюнхенская политика западных кругов, одобренная США, касалась не только Европы, но и Дальнего Востока. В октябре 1938 г. Япония захватила Южный Китай, изолировав его от внешнего мира. В мае — августе 1939 г. Япония развязала боевые действия против СССР и Монголии в районе реки Халхин-Гол.

К лету 1939 г. для СССР стала реальной угроза войны на два фронта. В этих условиях перед Советским правительством встала необходимость выработки внешней политики, которая позволила бы предотвратить военное столкновение в столь тяжелой обстановке политической изоляции СССР. Существовало два возможных направления внешнеполитических решений:

а) добиваться заключения военного союза с Англией и Францией, что могло бы стать преградой агрессии;

б) попытаться избежать войны переговорами с Германией, а в случае невозможности хотя бы избежать войны на два фронта, как можно быстрее ликвидировать конфликт на р. Халхин-Гол.

Первое направление стало официально прорабатываться сторонами в августе 1939 г., когда в Москву прибыла совместная англо-французская военная делегация. Однако эта делегация состояла из второстепенных лиц, не имевших полномочий подписывать военные соглашения. Переговоры зашли в тупик и 21 августа закончились безрезультатно.

Таким образом, первое основное направление советской внешнеполитической деятельности по предотвращению агрессии и выходу из политической изоляции не привело к положительному результату.

Второй путь открылся после настойчивых предложений Берлина, начиная с мая 1939 г., заключить договор с Советским Союзом. Советскому руководству было известно, что, наряду с переговорами в Москве, Англия вела секретные переговоры в Берлине. 15 августа в Москве, начались переговоры между Молотовым и германским послом Шуленбергом. 23 августа после прилета Риббентропа в Москву СССР и Германия подписали договор о ненападении. К договору был приложен секретный протокол. Договор с точки зрения юридической и политической был вполне правомочен. Секретный протокол разграничивал сферы влияния между Германией и СССР в Восточной Европе и в юридическом смысле являлся противоправным. В этом ряду находится и договор о дружбе и границах от 28 сентября 1939 г.

Договор о ненападении между СССР и Германией произвел сильное впечатление в Японии. Кабинет Хиранумы подал в отставку. В апреле 1940 г. Япония заключила с СССР договор о нейтралитете.

Таким образом, европейская внешняя политика СССР прошла в 30-е гг. три этапа: 1) до прихода к власти в Германии нацистов наблюдалась преимущественно прогерманская ориентация; 2) с 1933 по 1939 гг. преобладала “продемократическая” линия: ориентация на союз с Англией и Францией, попытки создания системы коллективной безопасности; 3) с 1939 по 1941 гг. вновь возобладала прогерманская линия. Она привлекала Сталина возможностью существенно расширить территорию СССР за счет раздела Европы на “сферы влияния”.

Благодаря накопленному военно-экономическому потенциалу и договору с СССР от 23 августа 1939 г. Германия 1 сентября 1939 г. нападением на Польшу начала вторую мировую войну. В апреле 1940 г. она захватила Данию, в мае — Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург. В июне капитулировала Франция. В апреле 1941 г. были оккупированы Югославия и Греция.

Одновременно происходило территориальное расширение СССР. В сентябре 1939 г. была присоединена часть территории Польши— Западные Украина и Белоруссия, в июле 1940 г. — Бессарабия, прибалтийские государства. С ноября 1939 г. по март 1940 г. прошла советско-финская война, не принесшая славы Красной Армии, но способствовавшая падению международного авторитета СССР.

Таким образом, стремительный рост германской экспансии привел к повторению мирового конфликта. Направление конфронтации осталось прежним: действия Германии в очередной раз столкнули ее с Францией и Англией, противостоявшими любым серьезным нарушениям сложившегося положения в Европе.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: