Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны

Наука и культура в годы войны - Россия , Russia Развитие советской науки и культуры в годы войны . Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений,

Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны

Наука и культура в годы войныРоссия, Russia

Развитие советской науки и культуры в годы войны.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

Еще в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. При эвакуации академические и другие НИИ сохранили свои научные коллективы. Тематика научных исследований была соредоточена на трех ведущих направлениях:
разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.
Большие успехи были достигнуты и в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое и их число уменьшилось с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3?3,5 лет. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.

В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло непрерывное качественное совершенствование артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов — в 5 раз, противотанковых орудий — в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей.

С началом Великой Отечественной войны основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и других писателей и поэтов.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни: «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М.В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись произведения сатиры (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу.

Основной в кинематографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов.
Художественные фильмы , созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. Одним из ведущих жанров оставалась комедия.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характеров советского человека, отечественная история и др.

Наука и культура в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А. А. Байков, И. П. Бардин, С. Г. Струмилин, М. А. Павлов и др.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К. Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.
Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.

В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, Ф. Ф. Петрову, Б. И. Шавырину и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Бере-зина, С. В. Владимирова, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина, Б. Г. Шпитального. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов — примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов — в 5 раз, противотанковых орудий — в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозову, Л. С. Троянову и др.

Читайте также  Курс на стабилизацию советского общества

Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы А. А. Архангельский, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петля-ков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский, А. Д. Швецов.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова и других писателей и поэтов. С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и другие, художники-графики и карикатуристы А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черемных. В 1942 г. при ТАСС создается производственна» мастерская «Окна ТАСС» под руководством художников Н. Ф. Денисовского и П. П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 «Окон ТАСС», которые распространялись и за рубежом — в С1ЙА, Швеции, Индии и других странах. Содержание «Окон ТАСС» было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению единства фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т. д.

В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совин-формбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др. В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада, И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. Щипачев, Н. К. Чуковский и др.

В газетах впервые появились «Наука ненависти» М. А. Шолохова, «Народ бессмертен» В. С. Гроссмана, «фронт» А. Е. Корнейчука, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, «Весна на юге» Б. Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л. С. Соболева, «Март — апрель» В. М. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А. Н. Толстого. Главным героем этих циклов являлся простой человек, готовый к подвигу и совершавший его как естественный порыв души.

Проблема роста и мужания солдата в боях была решена в повести А. А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943- 1944), Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945). Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Мустафина, «Царь Пап» С. Зорьяна и др.

Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М. В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. П. Щипачева, М. И. Али-гер, А. А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма: «Киров с нами» Н. С. Тихонова, «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц, «Зоя» М. И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А. А. Пер-венцева «Испытание», А. А. Караваевой «Огни» и др.

В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили «Багратион» С. Н. Горбатова, «Порт-Артур» А. Н. Степанова, «Емельян Пугачев» В. Я. Шишкова и др. Важный вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса «Война»), К. А. Федин («Испытание»), Л. М. Леонов («Нашествие») и др.

Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его’ Пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.

Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски № 1-3 «Все силы на разгром врага» (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), «На защиту родной Москвы» (режиссер Л. В. Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Н. Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров киножурнала «Новости дня», более 100 документальных
картин.

Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: «Секретарь райкома» (1942 г., режиссер И. А. Пырьев), «Радуга» (1944 г., режиссер М. С. Донской), «Человек № 217» (1945т., режиссер М. И. Ромм), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л. Д. Луков), «Жди меня» (1943 г., режиссер А. Б. Столпер), «Антоша Рыбкин» (1942 г., режиссер К. К. Юдин) и др. В этих и других фильмах снимались известные актеры и актрисы: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.

Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицына» (1942 г., режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942 г., режиссер Л. Д. Луков). Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, «искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941 г., режиссер И. А. Савченко), «Георгий Саакадзе» (1943 г., режиссер М. Э. Чиаурели), «Кутузов» (1944 г., режиссер В. М. Петров) и др. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и др. На сценах театров блестяще играли В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др.

Читайте также  Фольклор xix века

Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны

Подробное решение параграф 39 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013

Из курсов истории России 9 класса, а также литературы вспомните, какие произведения культуры были созданы в нашей стране в годы войны. Каковы были особенности развития художественной культуры в СССР в это время? (с. 269)

Ответ: В культуре военных лет ведущей стала тема патриотизма, героической борьбы народа против захватчиков. Именно тогда родилась поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Также в период войны быи написаны «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «У стен Ленинграда» В. Виневского, «Пулковский меридиан» В. Инбера, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Урал в обороне» М. Шагиняна, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Они сражались за Родину» М. Шолохова.

В изобразительном искусстве самым оперативным видом были плакаты. К их изготовлению были привлечены лучшие художественные силы. Плакат И. Тоидзе «Родина — мать зовет!» стал символом мобилизации всех сил на разгром врага.

В музыкальном искусстве наряду с созданием многочисленных героико — патриотических и лирических песен были написаны фундаментальные произведения. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, написанная и впервые исполненная в осажденном Ленинграде, стала символом сопротивления врагу в годы войны.

1. Какие направления фундаментальной науки получили приоритетное развитие в годы войны и почему?

Ответ: В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд.

Крупнейшие ученые — физики А. Эйнштейн (Германия), Н. Бор (Дания), Э. Ферми (Италия), Б. Понтекорво (Италия) вели в эмиграции (в США) успешные работы в области создания ядерного оружия, с помощью которого они надеялись освободить мир от угрозы фашистского рабства.

В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями — немецкий мессершмит — 262 и советский БИ — 1.

В создание отечественных радиолокаторов внесли большой вклад в годы войны А. Берг, Н. Папалекси, Ю. Кобзарев. В лаборатории А. П. Александрова была проведена работа по защите кораблей от магнитных мин. Под руководством В. П. Бармина и других ученых были созданы первые в мире реактивные системы залпового огня (катюши).

В Германии наиболее ярким научно — техническим событием в годы войны стало завершение работ в области ракетостроения под руководством ученых В. фон Брауна, В. Дорнбергера и Г. Оберта. Ими были созданы ракеты Фау — 1 и Фау — 2, с помощью которых немцы атаковали объекты на территории Великобритании.

В Японии велись многолетние опыты по созданию химического и бактериологического оружия.

Однако не только смертоносные орудия ведения войны находились в центре внимания ученых воюющих стран. В 1939 г. французский химик М. Пере открыла щелочной металл с температурой плавления 18 градусов, названный ею францием. В том же году американский химик У. Карозерс разработал метод, с помощью которого было получено первое синтетическое волокно — нейлон.

В 1945 г. математик Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования любого компьютера, заложив первый камень в основание будущего информационного общества.

Английские химики не только изобрели, но и начали промышленное производство полиэтилена, нашедшего широкое применение в быту в послевоенные годы.

2. Какие перспективы они открывали перед наукой и производством в послевоенные годы?

Ответ: В 1939 г. французский химик М. Пере открыла щелочной металл с температурой плавления 18 градусов, названный ею францием. В том же году американский химик У. Карозерс разработал метод, с помощью которого было получено первое синтетическое волокно — нейлон.

В 1945 г. математик Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования любого компьютера, заложив первый камень в основание будущего информационного общества.

Английские химики не только изобрели, но и начали промышленное производство полиэтилена, нашедшего широкое применение в быту в послевоенные годы.

3. Определите общее и особенное в развитии национальных систем образования воюющих стран.

Ответ: Бесперебойно в годы войны работала лишь образовательная система США. В Англии в условиях начавшейся воздушной войны власти предпочли прекратить учебные занятия. В большинстве оккупированных стран занятия в школах не прекращались, но работа учебных заведений проходила под неусыпным контролем оккупационных властей. До последних дней войны продолжались и занятия в школах Германии, хотя обучались в них преимущественно лишь ученики младших классов; старшеклассники были мобилизованы в отряды ополчения или на оборонительные работы.

Особый акцент в обучении во всех воюющих странах был сделан на воспитание патриотизма учеников.

4. Найдите сходные и отличи тельные черты в развитии художественной культуры основных воюющих стран.

Ответ: Несмотря на начавшуюся войну, мастера художественной культуры продолжали создавать свои произведения.

В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал.

В Англии и США представители творческой интеллигенции особенно активно вели антинацистскую пропаганду своим творчеством и публичными выступлениями.

В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей — Гитлера и Муссолини, правящих фашистских партий, показе единства власти и народа.

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Наука

Советская наука ориентировалась на военные нужды. Задачам обороны была подчинена работа физиков А. Иоффе, С. Вавилова, П. Капицы, Л. Мандельштама; химиков Н. Зелинского, И. Гребенщикова, А. Несмеянова, Н. Семенова. В 1943 г. на фронт отправили новые самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, сконструированные С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и др. Пускали в строй новые модели танков и стрелковое автоматическое оружие. Учеными И.В. Курчатовым и А.П. Александровым разработан новый метод защиты кораблей от мин.

К концу войны С. Королев и М. Янгель заложили основы ракетной техники. В Москве была организована лаборатория во главе с И. Курчатовым, занимавшаяся расщеплением урана.

Литература и стихи

Основное внимание уделялось патриотической тематике. Началась печать стихов и произведений в газетах, их декламирование по радио. Центральные газеты с июня 1941 г. публиковали стихи таких авторов, как Н.Н. Асеев, М.В. Исаковский, А.А. Сурков, а также публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и др. Особая популярность принадлежала агитационно-политическим плакатам «Окна ТАСС», которых за годы войны подготовили более 1200.

Такие писатели, как В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман, М.А. Шолохов, трудились военными корреспондентами, готовя сообщения для центральных газет, радио, Совинформбюро и ТАСС.

Созданы произведения, описывающие подвиги советских людей на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанском деле. Это романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Произведения на сатирические темы писали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Д. Бедный, лирические стихи – К.М. Симонов, С.П. Щипачев, М.И. Алигер, А.А. Ахматова.

Кинематограф

Основная тема – героическая борьба советского народа против нацистов. Получила широкое распространение военная хроника. События Великой Отечественной войны освещались киногруппами, снимавшими бои, отдых солдат. К концу 1941 г. ими были подготовлены специальные выпуски – «Все силы на разгром врага» и «На защиту родной Москвы». Военная хроника в дальнейшем была положена в основу документальных фильмов, таких, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др.

За годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л.Д. Луков), «Она защищает Родину» (режиссер Ф.М. Эрмлер). Тематика художественных фильмов – борьба коммунистов-подпольщиков, партизан, жизнь на оккупированной территории и др. Была распространена комедия, исторический жанр. Историко-революционной теме посвящены художественные фильмы «Оборона Царицына» (режиссеры С.Д. и Г.Н. Васильевы), «Александр Пархоменко» (режиссер Л.Д. Луков).

Читайте также  Русское революционное движение и польское восстание 1863 г. казанский заговор.

Музыка и театр

Преобладал антифашистский репертуар. Одно из выдающихся произведений, созданных в военное время, – седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, которую он начал в осажденном Ленинграде и закончил в эвакуации, в Куйбышеве. Особый трепет вызывали песни, прежде всего, «Священная война» А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера. Широко распространяется лирическая песня. Золотой фонд советских песен составляют песни «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь».

Подлинные шедевры театрального искусства – пьесы «Нашествие» (Л.М. Леонов), «Русские люди» (К.М. Симонов), «Фронт» (Е.Е. Корнейчук).

Действовали фронтовые театральные бригады и театры. Они создавались Всероссийским театральным обществом. Выступая на фронте, в прифронтовых районах, госпиталях, бригады прошли всю войну вместе с советской армией. За годы войны бригады провели 1350 тыс. спектаклей, концертов, творческих встреч.

Живопись

Превалируют бытовой и пейзажный жанры, связанные с войной. Этой тематики касаются картины А.А. Пластова «Фашист пролетел» (1942) и «Жатва» (1945). Исторический жанр представлен в картинах К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942), батальный – в картинах А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942). В историческом жанре выполнил триптих «Александр Невский» (1942 – 1943) П.Д. Корин, серию «Полтавская битва» (1942) Е.Е. Лансере.

В годы войны трудились Кукрыниксы – творческое объединение советских художников-графиков и живописцев М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова, получившее известность благодаря своим многочисленным карикатурам и шаржам. Первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», выполненный еще в 1941 г., изображает Гитлера, разорвавшего договор о ненападении между Германией и СССР.

Потери культуры

За годы Великой Отечественной войны прекратили свою работу более 82 тыс. школ, около 2 тыс. высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Украдено 180 млн. книг, утрачено 564 тыс. художественных произведений, разграблено 430 музеев. Уничтожены фрески XII в. в новгородском Софийском соборе, рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского в Сталинграде.

Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны

Описание презентации по отдельным слайдам:

Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Цель урока – познакомиться с особенностями развития науки и культуры в годы Второй мировой войны Задачи: Рассмотреть основные направления науки на кануне и в годы войны Изучить тенденции культурной жизни стран в период войны Создать стен-газету «Наука и культура СССР в период Великой Отечественной войны» Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Наука Накануне войны ученым был задан вопрос: «Какие научные направления станут ведущими во второй половине XX в.?» Ни один из них не назвал тех научных разработок, которые стали ведущими в последующие десятилетия: лазерную и квантовую электронику, ядерную энергетику, полупроводники и т. п. В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд. Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Ядерное оружие А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Ферми, Б. Понтекорво вели успешные работы в области создания ядерного оружия. 2 декабря 1942 г. Впервые была осуществлена цепная ядерная реакция. (Энрико Ферми). Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Разработки советских ученых В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями. Система защиты кораблей от магнитных мин. Под руководством В. Бармина были созданы первые в мире системы залпового огня (катюши). Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Остальные государства. Германия: «Крылатые ракеты» Фау-1 и Фау-2 Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования компьютера. Япония: опыты по созданию химического и биологического оружия. Франция: Открытие в 1939 годы химического элемента «франция» Великобритания: полиэтилен. Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

«Побочные изобретения» Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Образование В СССР занятия продолжались даже в осажденных Москве и Ленинграде. В последние дни войны в Германских школах обучались лишь младшие классы, т.к. старшеклассники были мобилизованы в военные отряды. * Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский» Работаобразовательной системы Эффективность* СССР + + Германия + + Англия — — США + +

Художественная культура. В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал. Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей — Гитлера и Муссолини. В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия. Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Значимые произведения культуры «Диктатор» Ч. Чаплин «Женщина моих грез» Г. Якоби «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэй «Игра в бисер» Герман Гессе «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери «Скотный двор» Д. Оруэлла Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Мастера культуры — фронту. Нередко организовывались выставки трофейных материалов. Показывались либо жестокость противника, либо несовершенство политического и общественного строя во враждебной стране. Деятели культуры направляли значительные материальные средства на нужды армии, формировали общественные фонды помощи семьям военнослужащих. Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Мастера культуры — фронту. Большое значение имело производство кинохроник. Благодаря фронтовым кинооператорам мы имеем сегодня возможность видеть события военных лет. За годы войны только в СССР было создано почти 500 киножурналов. В изобразительном искусстве самым оперативным видом были плакаты. К их изготовлению были привлечены лучшие художественные силы. На стр. 273-284 проиллюстрированы работы художников созданные в военные годы. Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Заключение. Основным направлением научных разработок в годы войны стало создание эффективных видов оружия и военной техники. Главным содержанием развития культуры в предвоенные годы стало формирование антивоенных, а в годы войны — патриотических настроений в обществе. Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Работа в группе 1. Ответственный редактор (представляет газету) 2. Оформитель (отвечает за эстетику газеты) Редакторы рубрик: 1. Наука 2. Литература 3. Кино и радио 4. Музыка 5. Изобразительное искусство. Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский»

Наука и культура в период Великой Отечественной войны Скотникова Екатерина Алексеевна МОУ «СОШ пос. Уральский» Наука Литература Кино и радио Музыка Изобразительное искусство

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Скотникова Екатерина АлексеевнаНаписать 4646 10.03.2016

Номер материала: ДВ-514477

  • Всеобщая история
  • 11 класс
  • Презентации
    10.03.2016 899
    10.03.2016 1590
    10.03.2016 1711
    10.03.2016 772
    10.03.2016 951
    10.03.2016 853
    10.03.2016 3267

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Молодым россиянам начислят по 3000 рублей на культурное просвещение

Время чтения: 1 минута

В электронной школе могут разместить лекции серии «Моя страна — моя Россия»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения РФ реализует проект по развитию сети школьных библиотек

Время чтения: 4 минуты

Путин поручил до конца 2023 года обеспечить стопроцентную доступность детсадов

Время чтения: 2 минуты

В Минобрнауки дали пояснения к рекомендациям для вузов

Время чтения: 2 минуты

В Петербурге создали программу для защиты детей в интернете

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: