Фолклендский морской бой в истории первой мировой - Sogetsu-Mf.ru

Фолклендский морской бой в истории первой мировой

Фолклендский бой всю первую половину прошлого столетия считался трагической страницей немецкого флота, будет не лишним узнать о нем подробнее.

Фолклендский морской бой в истории первой мировой

Фолклендский морской бой в истории Первой мировой

8 декабря 1914 года у Фолклендских островов состоялось одно из величайших морских сражений Первой мировой войны, в результате которого военно-морские силы Германии, в лице адмирала фон Шпеее потерпели сокрушительное поражение от военизированной английской эскадры под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди.

Немецкая эскадра состояла из 8 кораблей – 2-х броненосцев, трех крейсеров, двух транспортников и одного плавучего госпиталя. 1 ноября именно эта эскадра потопила два английских броненосца, погубив при этом более 1600 человек, среди которых был также и контр-адмирал Кристофер Крэдок. В результате нападения ни один из кораблей немецкой эскадры не пострадал, что в значительной мере ущемило английскую гордость за свой, слывущий непобедимым флот.

Неожиданное для англичан поражение создало немцам условия для перехода эскадры в южную часть Атлантического океана, что в свою очередь стало настоящей угрозой для английской торговли как вблизи берегов Южной Америки, так и в южноафриканской прибрежной зоне. Эскадра фон Шпее курсировала по всему Атлантическому океану, создавая препятствия для английских торговых кораблей, топя и беря их груз и команды в плен.

29 октября 1914 года в Великобритании произошла смена чинов в Морском ведомстве, пост Первого морского лорда занял Фишер, человек умный, находчивый и своевольный, не терпящий противодействия и возражения со стороны младших по чину. Пост этот Фишер занимал уже не в первый раз, потому вошел в свой кабинет, словно хозяин, вернувшийся из продолжительного отпуска, при этом обнаружив, что старый слуга, которого он желал бы уволить, все еще исполняет свои обязанности. Именно таким слугой являлся контр-адмирал Доветон Стэрди, которого Фишер считал виновником потопления немецкой подводной лодкой трех английских броненосных крейсеров, а также гибели контр-адмирала Кристофера Крэдока, из-за неправильных инструкций, полученных ими как раз таки от Стэрди.

Фишер, которому Стэрди не нравился очень давно не находил никакой возможности от него избавится, но после того, как в Атлантике появилась немецкая эскадра такой случай представился. Стэрди, занимавший пост начальника морского штаба во избежание дальнейшей конфронтации его интересов с интересами Фишера был отправлен во главе английской эскадры на поиски немецких боевых кораблей. В состав, возглавляемой им эскадры, по личному распоряжению первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля вошли линейные крейсера и вспомогательные суда. Пока два линейных крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были проследовать прямиком в южную Атлантику, дугой крейсер обязан был проследовать в бассейн Карибского моря и предотвратить возможный прорыв немецких кораблей через Панамский канал. Помимо этих четырех кораблей в боевой операции по обнаружению и уничтожению немецкой эскадры приняло участие более 30 транспортов, причем некоторая их часть принадлежала союзному японскому флоту. В поимке эскадры фон Шпее приняли участие также и два десятка броненосных крейсера и несколько десятков кораблей разведки.

3 ноября три немецких корабля бросили якорь в нейтральном порту Вальпараисо, еще два встали на якорь в портовой гавани Мас-а-Фуэра. По закону военного времени, находиться в нейтральных водах можно было не более суток, при этом количество кораблей одной из воюющих сторон не должно было быть больше трех. Следуя данному правилу, фон Шпее спустя 24 часа покинул порт Вальпараисо и отправился на соединение с другой частью эскадры. Во время короткого перехода он получил данные разведки о планируемом англичанами капкане и планах его поимки, а также рекомендацию высшего командования, в которой говорилось, что эскадру следует уводить из Атлантики поближе к Европе, а лучше всего взять курс прямиком на Германию.

Дорога домой была крайне опасна, кольцо вокруг немецкой эскадры смыкалось, но видимо фон Шпее все же решил повременить с возвращением, надеясь на чудесное стечение обстоятельств, которое вскоре не замедлило последовать – адмирал получил известие о том, что часть английской эскадры отозвана в Африку для подавления восстания буров. Сведения, полученные немцами, были заведомо ложными, но влияние свое оказали – немецкий адмирал воспрял духом и задержался в водах Атлантики еще на несколько драгоценных дней, позволивших английским кораблям прибыть к месту его стоянки весьма своевременно.

Немецкие боевые корабли обладали несомненной боевой мощью, современным вооружением и хорошо обученной командой, единственное, чего у них не было – это боеприпасов, на каждом из судов их насчитывалось чуть более 400 штук, что было крайне мало. Узнав о том, сколь мал запас пороха, патронов и снарядов, фон Шпее стал питать надежды на подход подкрепления, посланного по его запросу из Германии, потому продолжал находиться в порту вплоть до 15 ноября, когда всем стало окончательно ясно, что никакого подкрепления не будет.

Понимая, насколько опасным для немецкой эскадры является затеянное им предприятие, командующий применил военную хитрость, оставив в порту вооруженный пароход, команда которого должна была вести переговоры на немецком языке, создавая видимость нахождения в порту немецкого флота.

6 декабря корабли немецкого флота встали на якорь вблизи Пиктона, и фон Шпее вызвал их капитанов для непродолжительного совещания по поводу дальнейших действий эскадры, на котором было решено продолжить попытки пробиться в Европу, но прежде атаковать английскую базу на Фолклендских островах, уничтожить имевшуюся там радиостанцию и захватить в плен губернатора. Данная акция должна была стать показательной местью за захват англичанами губернатора острова Самоа. Операцию планировалось осуществить 8 декабря, потому большая часть немецкой эскадры уже в начале 3-его ночи обозначенной даты достигла намеченной цели.

С наступлением расцвета немецкие корабли продвинулись вплотную к острову и внезапно обнаружили, что гавань. Которая должна была по данным разведки быть свободной, занята английской эскадрой под командованием Стоддарта и Стэрди, которым надлежало усмирять буров у берегов Африки.

По всей немецкой эскадре раздался приказ к отступлению, получив который немецкие корабли поспешили как можно быстрее развернуться и броситься прочь из грозившей захлопнуться ловушки. Тем не менее, осуществить стремительное бегство немецкому флоту все же не удалось, легкие английские крейсера были способны развить скорость в несколько раз большую, чем тяжелые броненосцы, потому Стэрди приказал преследовать и уничтожить враге еще до наступления заката.

В свою очередь бегство немецкой эскадры позорным не было, так как всем находившимся при ней матросам и офицерам было ясно, что того ничтожно малого количества боевых запасов хватит всего на несколько выстрелов, большая часть из которых цели так и не достигнет, а это значит, что немецкие корабли станут всего-навсего мишенью для англичан.

И все же, несмотря на принятые меры, касающиеся непрерывного бегства, примерно в 11 часов утра немецкий флот был нагнан и атакован превосходящими силами противника. В результате многочасового боя погибла большая часть немецких кораблей и их экипажей, оставшиеся на плаву были затоплены, а их команды взяты в плен, два же основных броненосных крейсера англичан получили всего лишь 15 попаданий, итогом которых стала гибель одного и ранение трех человек. Англичане добились полной и безоговорочной победы, отомстив за все нанесенные им до этого поражения. Ненавистный же Фишеру Стэрди не только не был смещен с занимаемой им должности, но и пожалован дворянским титулом, став английским бароном.

Анализируя случившееся 8 декабря Фолклендское сражение, многие историки находят в нем огромное количество тактических и иных ошибок, совершенных как английской, так и немецкой стороной, отбросив которые можно было бы иметь перед глазами совершенно иную историческую картину. Но несмотря на это, бой у Фолклендских островов заслуживает того, чтобы быть названным одним из известнейших сражений Первой мировой войны.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Видео

Фотоальбом

Метки

Рубрики

  • Марки (873)
  • Живопись (741)
  • Города России (488)
  • Авиация (428)
  • Война (420)
  • Оружие (398)
  • Военная история (384)
  • История (362)
  • ЖЗЛ (327)
  • История СССР и России (319)
  • Эротика (262)
  • Картинки и рисунки (241)
  • юмор (240)
  • Военная техника (234)
  • Астрономия (231)
  • Автомобили и пр. (222)
  • ККИ (218)
  • Фурри (182)
  • Космонавтика (154)
  • Кино, актеры (143)
  • Ордена, медали, нагрудные знаки (133)
  • История вещей (125)
  • Нумизматика (122)
  • Животные (122)
  • Корабли (121)
  • Памятники и скульптура (121)
  • Архитектура — дома, мосты и пр. (117)
  • Бронетехника (109)
  • Сделано в СССР (104)
  • Старые фото (101)
  • Геральдика (98)
  • Красивые девушки (96)
  • моё фото (96)
  • Города и страны (91)
  • Мифология (89)
  • Техника и технологии (88)
  • Деньги (86)
  • Поезда, трамваи, ж/д станции и пр. (85)
  • Флот (85)
  • Мультфильмы и мультперсонажи (82)
  • Птицы и звери (79)
  • Авиакатастрофы (78)
  • Ювелирка (77)
  • Бытовая и радиотехника (75)
  • Униформа (74)
  • Минералы и геология (71)
  • природа (71)
  • География и путешествия (69)
  • Спорт (66)
  • Религия (63)
  • поэзия (60)
  • Искусство (57)
  • Археология (52)
  • Лагерь «Чайка» (47)
  • заметки (47)
  • Загадки и тайны (46)
  • Писатели, поэты и их произведения (45)
  • Еда и напитки (41)
  • Демотиваторы (39)
  • Открытки (37)
  • Одежда, национальные костюмы (36)
  • Рисунки боевой техники (34)
  • Праздники и юбилеи (32)
  • Техногенные катастрофы (31)
  • видео (31)
  • Герои СССР и России (29)
  • Страны — бывшие республики СССР (27)
  • Храмы, церкви, монастыри и пр. (26)
  • Палеонтология (25)
  • Терроризм (24)
  • Морские катастрофы (23)
  • Клады и сокровища (23)
  • Музыка и песни (20)
  • Рукописи (20)
  • Змеиногорск (18)
  • Атом — мирный и военный. (17)
  • Фанфики (17)
  • Ориджинал «Перекресток Десяти Миров» (16)
  • Антиквариат (16)
  • Политика (15)
  • Календарь, Гороскоп (15)
  • Книги (15)
  • Замки и крепости (15)
  • Наука (14)
  • Афоризмы (14)
  • Природные катастрофы (13)
  • Реки, моря, озера и пр. (13)
  • Моё село (13)
  • Музеи (12)
  • Доспехи, мечи, рыцари и пр. (12)
  • Эмблемы, этикетки, логотипы (11)
  • Безопасность и самооборона (11)
  • Разное (9)
  • Снаряжение (8)
  • Криминал (7)
  • Армия (7)
  • Фанфик ‘Взломщик Бильбо Бэггинс» (6)
  • Медицина и здоровье (6)
  • Племена, народы, этнос (6)
  • Полезные советы (4)
  • Архивы, документы (4)
  • Криптозоология (3)
  • Робототехника (2)
  • мои рисунки (2)
  • Семья (1)
  • Уфология (0)

Цитатник

Когда на железных дорогах появились вагоны-цистерны, и почему экономически они не эффективны. Ва.

ФОРМА РУССКИХ АРТИЛЛЕРИСТОВ И ИНЖЕНЕРОВ ПЕРИОДА НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН Пешая артиллерия Так к.

Мушкетеры короля + гвардейцы кардинала = полк королевских мушкетеров (3) ЧАСТЬ 3. БЫТ МУШК.

Мушкетеры короля + гвардейцы кардинала = полк королевских мушкетеров (2) Конная атака королевск.

Мушкетеры короля + гвардейцы кардинала = полк королевских мушкетеров (1) Часть 1 «МУШКЕТЕРЫ.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Морское сражение 1й Мировой войны у Фолклендских островов

Морское сражение 1й Мировой войны у Фолклендских островов

Сражение у Фолклендских островов (англ. Battle of the Falkland Islands, нем. Seegefecht bei den Falklandinseln) — морское сражение Первой мировой войны, состоявшееся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и английской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди около Фолклендских островов.

Командующий немецкой эскадрой, состоявшей из двух броненосных («Шарнхорст», «Гнейзенау») и трёх лёгких[прим. 2] («Дрезден», «Нюрнберг», «Лейпциг») крейсеров, двух транспортов и госпитального судна, принял решение нанести удар по английской военно-морской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах, но неожиданно обнаружил на рейде сильную английскую эскадру, прибывшую туда накануне. Английская эскадра состояла из одного эскадренного броненосца, двух линейных крейсеров, трёх броненосных и двух лёгких крейсеров. Встретив неожиданно сильного противника, Шпее пытался уйти, однако английские корабли настигли германскую эскадру. Шпее приказал лёгким крейсерам и транспортам уходить в различных направлениях. Их стали преследовать английские броненосные и лёгкие крейсера, а линейные крейсера вступили в бой с германскими броненосными крейсерами и потопили их. Были также уничтожены два лёгких германских крейсера и транспорты. Лишь крейсеру «Дрезден» и госпитальному судну удалось скрыться


Читайте также  Гражданская война на дону: течение и специфика

Тайны Фолклендского боя

Тайны Фолклендского боя

Фолклендский бой — это одно из самых значительных морских сражений Первой мировой войны, состоявшееся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и английской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди около Фолклендских островов Германская крейсерская эскадра состояла из двух броненосных («Шарнхорст», «Гнейзенау») и трех лёгких («Дрезден», «Нюрнберг», «Лейпциг») крейсеров, двух транспортов и госпитального судна, принял решение нанести удар по английской военно-морской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах, но неожиданно обнаружил на рейде сильную английскую эскадру, прибывшую туда накануне. По сообщениям разведки, на Фолклендских островах не было британских кораблей, поэтому «Гнейзенау» и «Нюрнберг» под прикрытием остальных кораблей должны были разрушить радиостанцию, склады с углём, а также — в качестве возмездия за взятие в плен и недостойное обращение с губернатором Самоа — захватить в плен губернатора острова. Капитан «Лейпцига» фрегаттен-капитан Хаун отдельно указывал на то, что сообщение об уходе англичан, очевидно, является провокацией и что лучшей реакцией на неё были бы проход где-то в 100 милях южнее острова и неожиданное появление возле Ла-Платы, но не был услышан. 1 ноября 1914 года эскадра Шпее в сражении при Коронеле потопила два британских броненосных крейсера — «Гуд Хоуп» и «Монмут». Потери англичан составили 1654 моряка, включая контр-адмирала Кристофера Крэдока. Германская эскадра не понесла потерь. Этот успех вскружил голову германскому адмиралу и побудил его решиться на рискованную операцию по атаке столицы Фолклендов. Английская эскадра в Порт-Стэнли состояла из одного эскадренного броненосца, двух линейных крейсеров, трёх броненосных и двух лёгких крейсеров. Встретив неожиданно сильного противника, Шпее пытался уйти, однако английские корабли настигли германскую эскадру. Шпее приказал лёгким крейсерам и транспортам, пользуясь преимуществом в скорости, уходить в различных направлениях. Их стали преследовать английские броненосные и лёгкие крейсера, а линейные крейсера вступили в бой с германскими броненосными крейсерами и потопили их. Германские броненосные крейсера проигрывали британским линейным крейсерам типа инвинсибл в скорости хода почти 3 узла и не имели шансов спастись. А 16 305-мм орудий британских крейсеров значительно превосходили 16 210-мм немецких орудий главного калибра. Стэрди намеревался вести бой на больших дистанциях, на которых 210-мм снаряды германских броненосных крейсеров не могли пробить борт его крейсеров. Стрельба немцев была меткой, но их попадания практически никак не снижали боевую мощь британских линейных крейсеров. Между тем сами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сильно страдали от 305-мм снарядов. Были также уничтожены два лёгких германских крейсера и транспорты. Лишь крейсеру «Дрезден» и госпитальному судну удалось скрыться. Три линейных крейсера англичан потеряли 1 убитого и 3 раненых, а три британских легких крейсера — 5 убитых и 16 раненых. В плен попало 212 германских моряков, а было убито и потонуло вместе со своими кораблями — 2110 человек.

Гибель крейсера «Шарнхорст» во время Фолклендского боя 8 декабря 1914 г. Художник Т. Дж. Сомерскейл. 1915 г.

Была уничтожена единственная сильная германская эскадра на британских коммуникациях, и эскадру Стэрди можно было вернуть в европейские воды. Согласно одной из версий, выдвинутой бывшим офицером германской военной разведки Францем фон Ринтеленом, фальшивая телеграмма с приказом Шпее идти к Порт-Стэнли была закодирована германским военно-морским кодом и была отправлена британским разведчиком с берлинского телеграфа. Германский морской министр Альфред фон Тирпиц недоумевал: «Что заставило этого прекрасного адмирала идти к Фолклендским островам? Уничтожение расположенной там английской рации не принесло бы большой пользы, ибо сообщив, что «германская эскадра находится здесь», она полностью выполнила бы своё предназначение». Якобы код был расшифрован благодаря шифровальной книги, захваченной русскими на борту севшего на камни у острова Оденхольм у северного побережья современной Эстонии 26 августа 1914 года. В связи с этим 8 ноября 1914 года был образован секретный отдел британского Адмиралтейства — т. н. «комната 40». Не исключено, что как раз расшифровка германского военно-морского кода и стимулировала создание «комнаты 40». Не исключено, что текст провокационной телеграммы был передан британскому агенту в нейтральной стране, например в Швеции или Норвегии. В то же время в пользу версии о случайной встрече двух эскадр у Фолклендских островов говорит также то, что эскадра Стэрди на следующий день должна была уходить к мысу Горн. А эскадра Шпее по первоначальным планам должна была подойти к Фолклендским островам на несколько дней раньше, и лишь непредвиденная задержка у острова Пиктон для дозаправки углём привела к тому, что атака Порт-Стэнли состоялась 8 декабря.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тайны репрессий

Тайны репрессий Начнем с мироустроительной задачи. На простом человеческом языке она означает задачу борьбы с внутренними и внешними врагами. Новая реальность родилась недавно. Ей только предстояло материализоваться, стать полноценным миром. И до тех пор, пока этого не

Синташтские тайны

Синташтские тайны Археологическая лихорадка в Челябинской области продолжается уже более двух десятилетий. Захватила она и местных жителей, в результате чего находку, открывшую самую загадочную серию, обнаружил школьник-старшеклассник, — фигурку воина доисторической

Тайны родословной

Тайны родословной Сегодня многие историки не сомневаются в том, что Ленин совершил Октябрьскую революцию на немецкие деньги, охотно вверг страну в хаос и разруху, потому что ненавидел Россию. Говорят, что в нем было слишком мало русской крови и потому он не был

Тайны Неглинки

Тайны Неглинки Трубную площадь и Неглинный проезд почти до самого Кузнецкого моста тогда заливало при каждом ливне, и заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов этого района. Происходило это оттого, что никогда не чищенная

Тайны Варанаси

Тайны Варанаси Загадочный город Варанаси расположен на севере Индии в штате Уттар-Прадеш. В те времена, когда Индия была английской колонией, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши — «Светоч». Даже среди тиртха (мест паломничества)Варанаси — особый город.

Тайны страны Куш

Тайны страны Куш Международная археологическая экспедиция в Судане пытается спасти остатки древней культуры на территории, которая скоро окажется на дне нового водохранилища.Ученые из Англии, Германии, Польши, России, Франции и Судана работают в большой спешке,

Первопроходцы тайны

Первопроходцы тайны Загадочных мест на Земле не счесть. Но Бермудский треугольник уже давно считается феноменом классическим, воплотившим в себе человеческий страх и безграничное изумление перед выс­шими силами природы. Кажется, именно эти силы очертили по чьей-то воле

Тайны конкистадоров

Тайны конкистадоров Перекрашивая историю История – собрание фактов, которых не должно было быть. Станислав Ежи Лец Конкистадоры… Завоеватели… Наследники доблестной испанской Реконкисты, солдаты, романтики, жестокие и настойчивые. Своим потом и кровью они окропили

Тайны пирамид

Тайны пирамид У нас — это змея На’у, бык, который властвует; Она проглотила семь своих змей-уреев. Из заключительных строк надписи на пирамиде Унаса Сын и прямой наследник Хеопса — Джедефра — построил свою пирамиду не в Гизе, а в 8 километрах от усыпальницы своего отца, у

От тайны к знанию

От тайны к знанию Центр или центры? Когда были открыты погибшие цивилизации Египта и Двуречья, Центральной и Южной Америки, древней Индии и острова Пасхи, тропической Африки и Средиземноморья, у многих исследователей, видящих общие черты сходства этих культур, невольно

Тайны Сераля

Тайны Сераля Итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о «единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая

Тайны Тантры

Тайны Тантры Тексты протоиндийцев; дошедшие до нас, крайне скудны. Вряд ли мы получим очень ценные указания на историю происхождения протоиндийской цивилизации, даже если нам удастся прочитать их. Но вполне возможно, что многие загадки протоиндийцев удастся решить,

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики)

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики) Что касается России, то всё упирается в 20 миллионов масонских солдат. (Г. С. Курганов). Еще до второй мировой войны Г. С. Курганов говорил:«Или я лягу живым в гроб, или я узнаю,

Фолклендский морской бой в истории первой мировой

Эскадра адмирала Шпее в бою

Серия «Корабли и сражения”

Подготовлено к печати редакцией журнала «Морской исторический сборник»

Редактор В. В. Арбузов

Литературный редактор Е. В. Владимирова

Технический редактор С. Н. Редников

Корректор С. В. Субботина

Научно- популярное издание

Санкт-Петербург 1994 г. – 90 с. илл.

на 1-ой стр.- броненосный крейсер «Шарнгорст» (Художник К. П. Губер, г. С.-Петербург);

на 2-й стр.- носовая надстройка и треногая мачта английского линейного крейсера;

на 3-ей стр.- броненосный крейсер «Гнейзенау».

До конца первой мировой войны оставалось два года, когда премьер-министр Англии лорд Асквит сделал в парламенте заявление, в котором говорилось: «Предвидя возникновение требований об отчете о военных действиях для широких общественных кругов Англии, правительство решило опубликовать официальную историю войны на море”.

Столь почетное и ответственное задание получил один из известнейших британских историков Юлиан Корбетт, в распоряжение которого поступили как официальные морские и дипломатические документы, так и все доступные тогда союзнические и трофейные источники. К сожалению, закончить начатое дело Ю. Корбетту не удалось, и его продолжил другой историк Г. Ньюболт, подготовивший к изданию последние 4-й и 5-й тома.

В результате кропотливой и огромной по объему работы читатель увидел вышедший в свет пятитомный труд: «Операции английского флота в мировую войну».

Для ознакомления с боевыми действиями на море специально для командного состава РККФ «Операции…» перевели на русский язык и в 1941 г. почти без сокращений их издали в Военно-морском издательстве НК ВМФ («Операции английского флота в мировую войну». Военмориздат. Ленинград. 1941 г. 5 томов с приложениями карт).

Текст настоящей книги представляет четыре главы из первого тома «Операций…» Отметим, что до описываемых в этой книге событий война уже бушевала в Европе, а на морских просторах произошел бой у Гельголанда, повлекший за собой гибель нескольких германских крейсеров. Немецкой подводной лодкой U-9 были потоплены три английских броненосных крейсера. Так в течение короткого промежутка времени гибли один за другим корабли противоборствующих сторон.

Эскадра Шпее пересекает Тихий океан

Первая неделя октября 1914 г. ознаменовалась значительными переменами в общей обстановке как в Атлантике, так и на Тихом океане. На Тихом океане она все еще зависела, главным образом, от движения эскадры вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и трех ее отдельных крейсеров: «Эмдена», «Дрездена» и «Карлсруэ».

1 октября, упрочив наше положение в германской Новой Гвинее и в архипелаге Бисмарка, командир австралийской эскадры адмирал Пэти со своей эскадрой в составе «Australia», «Montcalm», «Encounter» и «Sydney» снялся с якоря и вышел в море с намерением перехватить Шпее, если он, повернув обратно, попытается войти в Индийский океан.

Сформированные Японией 2 крейсерские эскадры для поисков неприятеля в Тихом океане были уже в море, и адмирал Пэти предполагал идти к Каролинским островам, чтобы соединиться с японским адмиралом Ямата, который с 1-й эскадрой Южного моря вышел из Йокосука 14 сентября, в день, когда Шпее был обнаружен у Самоа. Заняв Jaluit 29 сентября, Ямата крейсировал в этом районе.

Читайте также  Первый этап смуты. воцарение лжедмитрия i и его феномен

1-й японской эскадре надлежало действовать совместно с эскадрой адмирала Пэти к востоку от этого меридиана.

При таких условиях в обоих районах имелись бы эскадры, не слабее германской, и, кроме того, такое расположение сил препятствовало бы выходу с Филиппинских островов неприятельских угольщиков.

Однако до принятия определенного решения по этому вопросу намерения немцев выяснились окончательно.

Вечером 4 октября радиостанция в Suva перехватила отрывок шифрованной телеграммы, отправленной с «Шарнгорста» по секретному коммерческому коду, экземпляр которого попался нам в руки.

«Шарнгорст» на пути с Маркизовых островов на остров Пасхи».

Последний пункт расположен на пол пути между Таити и амери-

(Прим.: в исходном скане пропущена 4-я стр.)

ты на случай, если разведка даст какие-либо указания на этот счет.

[* Телеграмма адмирала гласила:

«Крейсер «Good Норе», через британского посланника в Рио-де-Жанейро (отпр. 14 сентября 1914 г. в 5 ч. 50 м. д.). Имеются серьезные основания предполагать возможность появления «Шарнгорста» и «Гнейзенау» в Магеллановом проливе или на западном побережье Южной Америки».

«Немцы возобновили торговое судоходство на западном побережье Южной Америки».

«Оставьте силы, достаточные против «Дрездена» и «Карлсруэ». Сосредоточьте соответствующую эскадру для встречи «Шарнгорста» и «Гнейзенау», базируясь на Фолклендские острова».

«Defence» идет из Средиземного моря к вам на подкрепление, «Canopus» в пути на Abrolhos. До прибытия «Defence» держите при себе «Canopus» и один крейсер типа «графств».

«Как только закончите сосредоточение, осмотрите Магелланов пролив, оставаясь в готовности вернуться обратно в район р. Ла-Платы, или в случае соответствующих указаний произведите разведку к северу до Вальпарайсо, нарушьте немецкую торговлю и уничтожьте немецкие крейсера”.

«Надлежит осмотреть якорные стоянки по соседству с Golfo Nuevo и Egg Harbour.

«Угольщики направлены на Фолклендские острова, решите, надо ли отправлять на юг угольщики с «Abrolhos».

Полный ход «Canopus» 17 узлов, «Good Норе» и крейсеров типа «графств» – более 22 узлов.]

Вице-адмирал Максимилиан фон Шпее. Родился 22 июня 1861 г. в Копенгагене, погиб 8 декабря 1914 г. у Фолклендских островов. На флот поступил в 1878 г. С 1908 г. начальник штаба флота Северного моря. В 1910 г. присвоено звание контр- адмирала Сторонник крейсерской войны. В 1912 г. назначен командиром эскадры крейсеров на Тихом океане. С 1913 г. вице- адмирал. Погиб на флагманском корабле эскадры – крейсере «Шарнгорст».

Инструкции Крэдок получил в Santa Catharina (250 миль к югу от Рио-де-Жанейро), где он только что встретился с отрядом капитана 1 ранга Люса – «Glasgow», «Monmouth» и «Otranto». Отряд Люса, исполняя полученное приказание, шел в Магелланов пролив, чтобы перехватить «Дрезден», но в пути получил сведения, что последний грузился углем близ Santa Catharina. Люс, не находясь в радиотелеграфной связи с адмиралом, мог действовать лишь по собственному усмотрению и решил идти назад, но полученные сведения оказались ложными.

В действительности «Дрезден», погрузив уголь 31 августа в Gill Вау, пошел дальше и, опасаясь идти в пролив, направился к м. Горн и 5 сентября вошел в Orange Вау, естественную удобную гавань, совершенно незаметную с моря на фоне снегов и глетчеров о. Hoste.

В то время все это, конечно, было неизвестно, и адмирал решил идти в Магелланов пролив с «Good Норе” и отрядом Люса, оставив «Bristol» в дозоре в районе между Santa Catharina и Ла-Платой, а «Cornwall» – между Рио-де-Жанейро и м. San Roque. «Carmania» должен был идти ремонтироваться после боя в Гибралтар под конвоем «Macedonia», и, таким образом, все Атлантическое побережье оставалось под наблюдением только двух крейсеров. На их долю приходилось громаднейшее пространство, причем район Пернамбуко оставался почти все время без наблюдения, за исключением тех промежутков времени, когда «Cornwall», крейсируя, подходил к мысу San Roque. Хотя с получением новых известий о движении Шпее вопрос о Магеллановом проливе потерял свою остроту и инструкции Крэдоку о сосредоточении на юге были быстро изменены, расположение сил на севере оставалось прежнее. Причина, вызвавшая столь быструю перемену инструкций, была следующая. В день отправления телеграммы с инструкцией адмирал Шпее появился на Самоа, откуда затем вышел по ложному курсу на NW, что и привело к мысли о его намерении вернуться в первоначальную базу.

Битвы на море во время Первой мировой войны

Перед войной Германия прилагала немалые усилия для сокращения отставания от Великобритании в развитии и оснащении военно-морского флота, однако достигнуть паритета так и не удалось. Немецкий флот насчитывал 14 дредноутов, 4 линейных крейсера, 20 старых линкоров додредноутского типа и 97 эскадренных миноносцев. Англичане же располагали 20 дредноутами, 9 линейными крейсерами, 40 линкорами и 98 эскадренными миноносцами. Учитывая флоты других участников противоборствующих сторон, соотношение сил на море было явно в пользу Антанты.

Дредноуты — новейшие по тому времени линейные корабли. Это неофициальное название закрепилось за кораблями подобного типа в честь первого такого корабля — английского броненосца «Дредноут» («Неустрашимый»), построенного в 1905—1906 гг. и по своим боевым качествам значительно превосходившего все существовавшие в то время корабли.

Первым значительным сражением войны стал бой у острова Гельголанд в Северном море, где 28 августа 1914 г. немцы потеряли три лёгких крейсера, эскадренный миноносец и тральщик. Это поражение заставило немецкое командование отказаться от активной тактики. Однако уже 22 сентября последовал ответ: подводная лодка U-9 под командованием О. Веддигена потопила три английских крейсера, что вызвало некоторое замешательство в Лондоне, а у немецкого командования породило необоснованные надежды на то, что с помощью подлодок удастся всё-таки переломить ситуацию в свою пользу. Положение осложнялось тем, что до войны строительству подводного флота особого внимания не уделялось, и Германия располагала всего 20 лодками.

Сразу после начала войны Лондон установил блокаду побережья Германии с целью прервать поставки продовольствия и сырья на её рынок. Этими мерами ставилась задача в первую очередь прервать связи Германии со странами Латинской Америки. Накануне войны суммарный экспорт Германии в Латинскую Америку превышал суммарный экспорт в Африку и Азию. Из поставляемых оттуда товаров большое значение для Германии имела чилийская селитра.

Что касается европейских стран, то Германия для смягчения блокады активно пыталась использовать нейтральные Швецию, Норвегию, Данию и Нидерланды, которые помимо своих собственных товаров поставляли в Германию купленные в других странах, в том числе в Великобритании, промышленное сырьё и сельхозпродукцию.

Уже 2 сентября 1914 г. всё Северное море было объявлено зоной военных действий. Суда нейтральных государств тщательно обыскивались. По Акту о репрессалиях, принятому в марте 1915 г. британским парламентом, ни одно нейтральное судно не имело права заходить в германские порты. Эти действия Великобритании нарушали Лондонскую декларацию 1909 г., согласно которой нейтральные государства могли вести торговлю с воюющими странами. Ответом на установление блокады стало решение Берлина усилить подводную войну, атакуя не столько военные, сколько торговые суда противника. Официально подводная война была направлена только против судов Антанты, поэтому получила название «ограниченной». На самом же деле немецкие подлодки не раз топили суда нейтральных стран, в частности Испании, потерявшей 65 кораблей общим водоизмещением 140 тыс. т, Нидерландов, потерявших 88 судов, и т. п.

К началу 1915 г. англичане уничтожили все немецкие крейсерские силы (корабли, предназначавшиеся для ведения крейсерских операций — действий на морских коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника, нарушения морских перевозок и отвлечения сил вражеского флота), действовавшие на просторах Мирового океана. Самое большое крейсерское соединение — эскадра адмирала М. Шпее — погибла в декабре 1914 г. в бою у Фолклендских островов. На Балтике русскому флоту удалось не допустить немцев в Финский и Ботнический заливы, выполнив, таким образом, свою главную, оборонительную, задачу. Здесь 19 июня 1915 г. (2 июля) у острова Готланд состоялось сражение между двумя флотами. Отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала М. К. Вяхирева (5 крейсеров и 8 эсминцев) вступил в артиллерийскую дуэль с немецкой эскадрой коммодора Карфа (3 крейсера, 7 эсминцев и минный заградитель). Успех сопутствовал россиянам.

Русские подбили немецкий минный заградитель «Альбатрос», который получил серьёзные повреждения. На нём начался пожар, после чего команда с трудом довела его до шведского берега. Другие немецкие корабли, получив повреждения, прекратили огонь и были вынуждены отступить. В этом бою впервые на русском флоте для корректировки огня были использованы данные радиоразведки.

Русский Черноморский флот в свою очередь потопил турецкий лёгкий крейсер, четыре канонерские лодки и минный заградитель, не понеся при этом никаких потерь.

Операции немецких подводных лодок вызвали обострение отношений Германии с нейтральными государствами, в первую очередь с США. После нападения лодки UB-29 на французский пароход «Сассекс», в результате которого погибли и были ранены 80 человек, в том числе несколько американцев, Белый дом направил в Берлин ультиматум, в котором требовал прекратить атаки пассажирских и торговых судов. Опасаясь вступления США в войну на стороне Антанты, немецкий кайзер в апреле 1916 г. принял решение перейти к ведению подводной войны «по правилам» и запретил топить торговые корабли. Отношение к этой проблеме вновь стало меняться после Ютландского боя.

Во второй половине 1916 г., после Брусиловского прорыва и боёв за Верден, в Берлине постепенно стали приходить к выводу о необходимости использовать любые, даже самые крайние средства, которые могли как-то повлиять на неблагоприятное для Германии развитие событий на фронтах.

В январе 1917 г. немецкое командование приняло решение о начале с 1 февраля неограниченной и беспощадной подводной войны в расчёте на то, что операциями субмарин удастся полностью прервать связи Англии с американским континентом. Эти расчёты, однако, не оправдались. Впрочем, первоначально немецкий флот добился впечатляющего успеха: уже в феврале потери противника составили 540 тыс. т торгового тоннажа. В апреле потери союзников на море достигли 881 тыс. т. Однако затем в результате предпринятых Антантой контрмер, в частности усиления охраны торговых судов, проведения крейсерских операций против подводных лодок, установки минных полей и пр., их потери стали снижаться и в сентябре 1917 г. составили 351,7 тыс. т. В то же время потери немецких подлодок росли. Всего за время войны немцы потеряли 178 субмарин.

Искусство войны

Стратегия и тактика исторических событий

Первая мировая: Ютландский морской бой

Ютландский бой (31 мая — 1 июня 1916 года) стал самым крупным морским сражением в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей, участвовавших в нём. Здесь, на волнах Северного моря, впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры-дредноуты, вооруженные только орудиями крупного калибра. В этой же битве произошел уникальный военный казус: пожалуй, это единственный морской бой в истории, в котором главные силы обеих сторон до последнего не подозревали, что находятся в непосредственной близости друг от друга.

Интересно, что появлением «дредноутов» мир во многом обязан России, а точнее — печально знаменитому Цусимскому сражению 1905 года, где русская эскадра была наголову разбита японцами. Изучив этот бой вдоль и поперёк, западные военные аналитики пришли к неожиданному выводу: главную роль на крупных кораблях играет дальнобойная артиллерия крупного калибра (на момент Цусимы стандарт — четыре 12-дюймовых орудия), а средняя артиллерия, по сути, не нужна вообще, так как уничтожается противником, толком не вступив в бой! Особенно показательна гибель в том же Цусимском проливе русского броненосца береговой обороны (с устаревшим «средним» вооружением) «Адмирал Ушаков»: он был расстрелян на дистанции двумя тяжёлыми крейсерами, которые получили в ответ лишь пару случайно долетевших снарядов.

Читайте также  Россия в начале 20 века: территория и население

В Великобритании, которая ещё начиная с XVIII века славилась мощным флотом, морской лорд Джон Фишер объявил конкурс на скорейшее создание корабля нового типа. Выиграл его молодой офицер Дж. Норберт, пообещавший Фишеру построить линкор в течение года. Корабль получил имя «Дредноут» (по-английски — «бесстрашный», или «неустрашимый»), дав таким образом название целому классу военных судов. Первый дредноут был оснащён 10-ю орудиями калибра в 12 дюймов (305 мм), а также мелкой скорострельной артиллерией для борьбы с миноносцами. Кстати, сами англичане называли этот тип судов «All-big-gun», то есть — «вооруженный только крупными орудиями».

Линкор «Дредноут» — родоначальник британского флота Первой мировой войны. Спущен на воду в 1906 году.

В следующие десять лет, вплоть до начала Первой мировой войны, конструкция дредноутов постоянно совершенствовалась. Усиливались бронезащита, вооружение, дальномерная техника, и к 1916 году родоначальник нового британского флота уже считался устаревшим. На смену ему пришли «сверхдредноуты» — линкоры класса «Орион», с еще более мощными и дальнобойными 13-15-дюймовыми орудиями. Разумеется, не сидели без дела и конкуренты британцев, в первую очередь их главные соперники — немцы. Но немецкие дредноуты всё же заметно уступали по огневой мощи, хотя имели определенное преимущество в скорострельности, если бы бой шёл на небольшой дистанции.

Такое соотношение сил сыграло существенную роль в ходе Первой мировой войны. С началом войны корабли Гранд-флита (английского королевского флота) успешно заблокировали немецкий «Флот открытого моря» в базах, не позволяя проводить крупные операции в Северном море и фактически парализовав для противника всю морскую торговлю. Проиграв несколько мелких стычек, Германия решила готовиться к генеральной морской баталии, чтобы прорвать английскую блокаду и по возможности уничтожить хотя бы часть неприятельского флота. Разбить его целиком не представлялось возможным: очень уж весомым было преимущество англичан. В составе Гранд-Флита — точнее, в том контингенте, который предназначался для активных боевых действий — было 28 линкоров-дредноутов (включая уже упомянутые «Орионы»), у немцев — только 22 линкора и броненосца, из них шесть — старой, «до-дредноутной» эры. По остальным позициям цифры разнились еще сильнее: 17 тяжелых и броненосных крейсеров против пяти, 26 лёгких крейсеров против 11-ти, 77 эсминцев против 62. Поэтому немецкий адмирал Рейнхард фон Шеер сделал ставку на внезапность, рассчитывая разбить противника по частям, пока английские эскадры не соберутся воедино. Британским флотом командовал адмирал Джон Джеллико, но обстоятельства сложились так, что главную роль сыграли командиры передовых эскадр тяжелых линейных крейсеров — немец Франц фон Хиппер и англичанин Дэвид Битти (контр-адмирал и вице-адмирал соответственно).

Дэвид Битти и Франц фон Хиппер — командующие авангардами флотов. Их корабли сыграли самую существенную роль в Ютландской битве.

Эскадра фон Хиппера, по плану адмирала Шеера, должна была стать приманкой для английского флота. Расчёт делался на разброс баз английского флота. Предполагалось, что после обстрела Хиппером городов Восточной Англии корабли британцев из ближайшей базы — Ферт-оф-Форта — бросятся в погоню за германскими крейсерами. А пока основные силы британцев — их линкоры — выйдут в море из далёкого Скапа-Флоу в Шотландии, Шеер быстро расправится с частью флота противника и таким образом ослабит морскую блокаду.

Отмечу ещё один момент: в операции Шеера впервые в истории войн широко применялись подводные лодки. Они должны были курсировать у Скапа-Флоу и следить за маневрами главных сил англичан, а в случае необходимости — попытаться нанести им урон. Но оценить эффективность нового вида вооружений помешала случайность: один из немецких кораблей, крейсер «Зейдлиц», во время второстепенного рейда наткнулся на мину, и из-за его ремонта операцию, которая планировалась на начало мая, пришлось перенести на конец месяца. К тому времени большинство немецких подлодок уже выработали всё топливо и вернулись в свои доки, а оставшиеся благополучно проморгали выход Гранд-флита из Скапа-Флоу, что в дальнейшем едва не привело к печальным последствиям для немецкого флота. В свою очередь, англичане дали маху, когда не сумели до конца расшифровать перехваченную радиограмму Шеера от 30 мая: адмирал приказывал всему Флоту открытого моря готовиться к походу. Британцы же решили, что речь идёт только об эскадре фон Хиппера. Таким образом, все главные силы противников вышли в море с интервалом всего в несколько часов, но каждый продолжал считать, что имеет дело только с тяжёлыми крейсерами, а не с линкорами.

Общая карта основных этапов Ютландского боя. В левом нижнем углу — стратегическая обстановка в Северном море накануне и во время сражения.

Сражение началось в 14 часов 30 минут 31 мая, когда у датского полуострова Ютландия, в Скагерракском проливе, заметили друг друга отряды тяжелых крейсеров Хиппера и Битти. Первый этап боя получил название «бег на юг»: немцы, следуя первоначальному плану, держали курс на основные силы Шеера, британцы следовали за ними. В ходе нескольких перестрелок быстро выяснилось, что немецкая дисциплина очень даже неплохо работает против английской мощи. Для начала британские комендоры напутали с наводкой, в результате немецкий крейсер «Дерфлингер» вообще оказался вне зоны обстрела. А вот моряки фон Хиппера пристрелялись очень быстро. Около четырех часов дня взлетел на воздух британский линейный крейсер «Инфетигебл», та же участь едва не постигла флагманский корабль Битти «Лайон» — пожар в пороховых погребах удалось потушить героическими усилиями матросов. Через полчаса под огнём германской эскадры взорвался и ушёл на дно линейный крейсер «Куин Мери». Из тысячных экипажей обоих кораблей спаслись в общей сложности только 19 человек. Вице-адмирал Битти, наблюдая за взрывом «Куин Мери», в сердцах процедил: «Что-то сегодня не так с нашими проклятыми кораблями!» Наиболее распространённая версия гласит, что англичане слишком небрежно обращались со взрывчатыми веществами.

Взрыв британского линейного крейсера «Куин Мэри».

А в это время к месту боя уже подходили главные силы Шеера. Создавалось впечатление, что замысел немецкого командующего сбудется, но этому помешала его собственная предосторожность. Я уже упоминал, что в состав Флота открытого моря входили шесть устаревших броненосцев, которых Шеер, тем не менее, взял с собой для усиления огневой мощи. В результате же адмирал получил минус к общей скорости флота в три узла. Английские крейсеры, своевременно заметили главные силы немцев, развернулись и, выдержав короткую атаку миноносцев, поспешили на север. Теперь уже Битти заманивал немцев на главные силы Гранд-флита, о существовании которых поблизости Шеер не подозревал. Курьез заключался в том, что на флагмане Битти «Лайоне» в ходе первого боя разнесло радиорубку, так что оперативно информировать об обстановке адмирала Гранд-флита Джеллико британец не мог. Главные противники по-прежнему находились в неведении насчёт друг друга.

Перестрелка же крейсеров продолжалась. К месту боя подоспел авангард главных сил англичан — отряд линейных крейсеров контр-адмирала Горацио Худа. Британцы в коротких стычках потопили три германских лёгких крейсера. Затем подкрепление открыло огонь по флагманскому кораблю Хиппера — линейному крейсеру «Лютцов», который получил серьёзные повреждения, но, тем не менее, смог продолжить сражение. Практически потерял ход и был вынужден выйти из боя крейсер «Зейдлиц», однако ему удалось ускользнуть под прикрытием основных сил фон Хиппера. А вот британцам опять не повезло. В половине седьмого вечера немецкие снаряды попали в погреба крейсера «Инвисибл», на котором держал свой флаг сам адмирал Худ. Корабль погиб вместе со всем командованием и экипажем, спаслись только шесть матросов.

Тем не менее, свою задачу Битти и Худ выполнили. За считанные минуты до гибели «Инвисибла» вице-адмирал увидел на горизонте главные силы английского флота. Адмирал Джеллико открыл огонь по кораблям Шеера, до последнего же только теперь дошло, что перед ним — не отряды крейсеров, а главный и самый опасный противник. Казалось, англичанам представился великолепный шанс раз и навсегда покончить с Флотом открытого моря.

Дредноуты главных сил английского Гранд-флита в боевом строю.

Но бой дредноутов и сверхдредноутов дал неожиданный результат. В течение трёх часов немецкий адмирал Шеер упорно рвался из ловушки, несколько раз его эскадры оказывались в зоне, доступной для английского огня, но всему Гранд-флиту удалось лишь добить и так уже повреждённый крейсер «Лютцов» (причём корабль вышел из боя и на следующий день его затопила собственная команда). Главные корабли обоих противников благополучно разминулись, несмотря на сильную канонаду. Если бы дредноуты могли, подобно сухопутным войскам, биться сутками и неделями в «позиционной войне», вероятно, англичане бы одержали полную победу. Но ресурс любого корабля естественным образом ограничен количеством топлива и погодными условиями.

После 21 часа Шеер, вывесив дымовую завесу и воспользовавшись подступающей темнотой, сумел оторваться от британцев. Последний эпизод Ютландской битвы случился уже в ночь на 1 июня, когда немецкую эскадру дважды атаковали английские миноносцы. Учитывая то, что эсминцы шли на основные силы Флота открытого моря, атаки нужно признать очень успешными: удалось потопить броненосец «Поммерн» и лёгкий крейсер «Росток». Впрочем, даже это уже не могло скрасить неприятную для англичан картину общих потерь. Их флот лишился шести линейных и тяжелых крейсеров и восьми эсминцев, тогда как немцы потеряли один устаревший броненосец, один линейный крейсер, четыре лёгких крейсера и пять миноносцев. Убыль в людях была и вовсе несопоставимой: более шести тысяч погибших британских матросов и около трёх тысяч немецких.

Немецкий линейный крейсер «Лютцов», затопленный экипажем после Ютландской битвы.

Немцы, основываясь на соотношении потерь, объявили о своей победе. Англичане упирали на то, что немецкому флоту, по большому счёту, не удалось ни прорвать блокаду, ни заманить в ловушку крупные силы британцев — и были правы. Во всяком случае, после Ютландского боя Германия до самого конца войны больше не предпринимала активных действий на море.

А вот с тактической точки зрения битва дала парадоксальные результаты. Ни численное и огневое превосходство англичан, ни уловки немцев не позволили линкорам с той и с другой стороны не то что разбить главные силы врага, но и нанести им сколько-нибудь серьезный вред. Монстры-дредноуты оказались бессильны друг против друга в условиях маневренного боя и быстро меняющейся обстановки. Всё это привело к тому, что в последующие годы роль линкоров во флотах всего мира начинает уменьшаться, и ко Второй мировой войне на авансцену выходят новые «владыки морей» — авианосцы.

Любопытный факт. Именно на дредноутах впервые появилась в 1917 году морская авиация. Самолёты понадобились для оперативной корректировки стрельбы, для этого на башнях установили специальные лётные платформы. Первыми «морскими» самолётами стали английские бипланы типа «Сопвич».

Биплан «Сопвич» — первая в мире морская авиация.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: