Государственный строй в период образования русского централизованного государства

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства 14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства Русь в период

Государственный строй в период образования русского централизованного государства

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:

1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;

2) замена вассальных отношений отношениями подданства;

3) развитие общегосударственного законодательства;

4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя этого периода:

1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);

2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;

3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);

4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);

2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

Боярская дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.

Полномочия Боярской думы:

1) решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);

3) дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);

4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств — закономерный процесс развития феодализма. В его основе лежали социально-экономические факторы:

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.Группы предпосылок образования русского централизованного государства.1. Экономические

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в

21. Судебный процесс русского централизованного государства

21. Судебный процесс русского централизованного государства Судебный процесс в период образования и существования русского централизованного государства по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах носил обвинительно-состязательный характер.Постепенно на

История отечественного государства и права

Государственный строй в Русском централизованном государстве

Образование Русского централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса — формирование единой государственной территории за счет объединения раздробленных княжеств и установление власти единого монарха этой территории.

Динамика формирования власти великого князя московского характеризуется неуклонным возрастанием его единовластия. До объединения московские князья были полновластными хозяевами в собственном домене. С остальными князьями отношения строились на основе принципа сюзеренитета-вассалитета с помощью договоров, иммунитетных грамот. По мере развития процесса объединения происходит укрепление власти великого князя московского, а удельные князья превращаются в служилых. Русское государство из комплекса феодальных владений становится единым государством. Удельные князья не могут проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Власть великого князя московского приобрела характер реальной власти всего Московского государства, а государство стало делиться не на уделы, а на уезды, в которых управляли его должностные лица.

С точки зрения формы правления до середины XVI в. Русское централизованное государство может рассматриваться как переходное от раннефеодальной монархии к сословно-представительной монархии.

Властные полномочия великого князя. Высшая законодательная, исполнительная власть принадлежала великому князю. Существовало два источника усиления власти великого князя:

  1. внутренний — за счет ограничения иммунитетных прав удельных князей и бояр;
  2. внешний — ликвидация вассальной зависимости от Золотой Орды.

Великий князь московский и юридически и фактически стал носителем суверенной власти нам всей территории Руси. Начиная с Ивана III московские князья именуют себя «государями всея Руси». Возвышение власти великого князя получило идеологическое обоснование. Таковым стала выдвинутая в послании монаха псковского Елизарова монастыря Филофея теория «Москва — третий Рим». Два Рима (Западный и Восточный — Константинополь) пали. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и останется им навсегда: «Два убо Рима падоша, а третий стоит и четвертому не быти». Филофей обращается Московскому князю: «Един ты во всей поднебесной хрестианом царь».

Своего рода практическим подтверждением такого положения Ивана III стал его брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора — Константина Палеолога.

Читайте также  Крупная промышленность и стахановцы. организация народного хозяйства

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способствовало то, что в 90-е годы XV в. Ивану III удалось добиться независимого от константинопольского патриарха назначения русского митрополита.

Боярская дума и приказы. Боярская дума — постоянный совещательный орган при великом князе, возникший в XV в. Она выросла из Совета бояр при князе, который существовал раннее, но созывался от случая к случаю.

Боярская дума имела постоянный состав, в нее входили высшие иерархи, бояре, окольничьи. Численность ее в начале XVI в. не превышал 20 человек.

Компетенция Боярской думы не была четко определена. Она могла рассматривать важные общегосударственные вопросы. В частности, велика была ее роль во внешнеполитических делах. Бояре ставились во главе посольских миссий, вели переписку, присутствовали на приемах послов великих князей.

В Боярской думе и вообще в системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Боярской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

В период становления Русского централизованного государства еще созывались феодальные съезды, как правило, для решения вопросов, связанных с объединением русских земель. Последний феодальный съезд был созван Иваном III в 1471 г.

«Пути» — своеобразные ведомства, соединявшие в себе функции государственного управления и удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.). Возглавляли «пути» назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных лиц. В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» — показатель того, что в государственном управлении сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с течением времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизованной власти. В XV — начале XVI в. появляются новые органы — приказы. Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В них сформировалось чиновничество — приказные люди, профессионально занимавшиеся государственным управлением.

Первым из них был Казенный приказ (двор). Впервые как должностные лица в 1450 г. упоминался казенный дьяк, а в 1467 г. — казенный подьячий. Вначале Казенный приказ обладал обширными функциями: ведал ямскими, поместными, холопьими и посольскими делами. Вслед за ним стали возникать и другие приказы.

Местное управление. Оно строилось на основе системы кормления. В городах находились наместники, в волостях — волостели. Они обладали административной и судебной властью. Население обеспечивало наместников и волостелей всем необходимым — «кормом». Его размер определялся в специальных княжеских грамотах. «Корм» включал: въезжий корм («кто что принесет»); периодические натуральные и денежные поборы несколько раз в год — на Рождество, Пасху, Петров день; торговые пошлины с иногородних купцов; брачные пошлины («выводная купница» и «новженный убрус»). Система кормления была пережитком раннефеодальной монархии и не удовлетворяла население, особенно недовольны ею были дворяне.

Вооруженные силы и суд. Вооруженные силы состояли из великокняжеского войска, куда входили дети боярские и слуги под дворским. Основой войска был государев полк. Кроме того, могло созываться народное ополчение — «московская рать», в основном состоявшая из жителей городов. Однако в случае необходимости ополчение пополнялось и сельскими жителями.

Судебный аппарат не был отделен от административного. Высшим был суд великого князя — для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели. При этом их судебные права были неодинаковые. Наместники и волостели с правом «боярского суда» могли рассматривать любые дела, а без «боярского суда» не имели право принимать дела по тяжким преступлениям — разбой, татьба, дела о холопах и т.п. По таким делам они должны были докладывать великому князю или Боярской думе.

История государства и права России

Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса «История государства и права России» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского.
  • 3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
  • 4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение.
  • 5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского.
  • 7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
  • 8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
  • 9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
  • 10. Судебник 1497 г.
  • 11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
  • 12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
  • 13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
  • 14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства

Государственный строй. Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа отношений между великим и удельными князьями, в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Главой Русского государства был великий князь, который обладал широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия, при этом реальная княжеская власть с течением времени усиливалась и изменялась. С падением ига Золотой Орды великие князья стали юридически независимыми, суверенными государями.

Совет при князе к XV в. трансформировал в Боярскую думу. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. В Думу входили так называемые думные чины — введенные бояре и окольничьи. Хотя великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, фактически все его решения должны были одобряться боярством. С течением времени великие князья все больше подчиняли себе Боярскую думу.

Правовое положение населения. В XV в. в связи с усилением процесса централизации изменились состав и положение боярства. Князья оттеснили на второй план старинное московское боярство, термин «боярин» стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего, его получила основная масса прежнего боярства. Верхушку класса феодалов составляли служилые князья — бывшие удельные князья, потерявшие самостоятельность, но сохранившие собственность на землю. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские, которые несли службу великому князю.

Читайте также  Общество и устройство власти на руси xvi – xvii веках

Сельское зависимое население именовалось сиротами, но в XIV в. этот термин вытеснялся новым — «крестьяне» (от «христиане»). Крестьянство делилось на две категории: владельческие (жившие на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам) и черно-тяглые (жившие на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу землях). Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму — пожилое.

Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Холопы подразделялись на несколько групп: большие холопы (княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты), полные и докладные холопы (работники в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев). Постепенно стирались грани между холопами и крестьянами, холопы получали некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряли.

Государственный строй русских земель в период образования централизованного государства.

При этом значение обычного права как регулятора общественных отношений падает. В данный период появляется проблема противоречивости законодательства из-за принятия большого числа актов.

Говоря о централизации, следует иметь ввиду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра – Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

Верховную власть в Русском государстве конца 15 — начала 16 в. осуществлял великий князь, который оказался во главе целой иерархии, состоящей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливающих различные степени зависимости для разных субъектов. Однако он осуществлял власть не единолично, а вместе с Боярской Думой — высшим совещательным органом при князе.

В ходе завоевания Москвою Северо-восточной и Северо-западной Руси, московским князьям было важно преодолеть сепаратизм (отделенчество) соседних князей. И если те верноподданнически склоняли голову, то и Иван III, и Василий III великодушно оставляли им их уделы. Менялось лишь следующее.

Во-первых, формально-юридическое положение удельных князей. Вновь присоединенные территории управлялись на основе договоров московского князя с бывшим удельным князем.

Во-вторых, присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы — волостели.

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способствовало то, что в 90-е годы 15 в. Ивану III удалось добиться независимого от константинопольского патриарха назначения русского митрополита.

Боярская дума — постоянный законосовещательный орган при великом князе, действовавший в России с 10 по 18 в. Она выросла из Совета бояр при князе, который существовал раннее, но созывался от случая к случаю.

С конца 15 в. она превращается в постоянно действующий орган при князе. В нее входят представители древнейших княжеских и боярских родов, но не в качестве князей и бояр — им присваиваются определенные чины. Князья получают чин «боярин», бояре — «окольничий».

В княжение Василия III помимо этих двух чинов появились «думные дворяне» и «думные дьяки» (секретари).

Дума очень редко рассматривает какие-либо вопросы по своей инициативе. Как правило, это были проблемы, на необходимость решения которых указывал государь. Решения Думы получали силу закона лишь после его утверждения.

В Боярской думе и вообще в системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Боярской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

«Пути» — своеобразные ведомства, соединявшие в себе функции государственного управления и удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.). Возглавляли «пути» назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных лиц. В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» — показатель того, что в государственном управлении сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с течением времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизованной власти.

В 15— начале 16 в. появляются новые органы — приказы. Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В них сформировалось чиновничество — приказные люди, профессионально занимавшиеся государственным управлением. Со временем приказы превратились в монопольные органы центрального управления, совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов.

Местные органы управления.

Оно строилось на основе системы кормления. Присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы — волостели.

Во второй половине 16 в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Единых в масштабах страны судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации, поэтому судебные функции осуществляли в рамках своей юрисдикции государственные органы, сословные, церковные и частные (вотчинные).

Высшим был суд великого князя — для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели.

Государственный строй периода становления и развития Русского централизованного государства.

Во главе Русского государства стоял великий князь, именовавшийся начиная с конца XV в. «государем всея Руси». В начальный период объединения русских земель в одно государство великий князь был типичным монархом раннефеодального государства, хозяином в своей вотчине и первым среди равных ему удельных князей. Его власть определялась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их Московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничивавшего, а затем полностью отменившего их иммунитет. Великий князь не мог управлять государством без совета боярской аристократии — Боярской думы. Члены Боярской думы «жаловались» великим князем из среды княжеско-боярской аристократии, высших чинов дворцового управления (а с начала XVI в. — и из дворянства). Боярская дума была постоянно действовавшим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управления, законодательства, внешней политики и суда. На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцововотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами («путями»). Существовали конюший, стольничий, сокольничий и прочие «пути» под началом «путных» бояр. В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. Население этих земель подчинялось «путным» боярам и в финансово-административном, и в судебном отношениях. Начиная с конца XV в. стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Это название возникло в связи с тем, что боярину или дьяку (либо группе дьяков) давался приказпоручение великого князя по какой-то отрасли управления, а те создавали штат из подьячих и других чиновников. Приказы имели определенные штаты, специальные помещения (приказные избы), делопроизводство, архивы. В начале XVI в. функционировало около 10 приказов. Одними из первых сложились приказы Большого дворца и Казенный (ведавший казной), возникшие в связи с реорганизацией дворцового управления. Позднее появились Разрядный приказ (в котором сосредоточивалось управление военной службой), Посольский приказ (делопроизводство по внешнеполитическим делам, дипломатическая служба, пограничные дела, пропуск через границу послов и гонцов и т.д.), Разбойный приказ (карательный орган, тесно связанный с местными губными избами), его образование обусловлено обострением классовых противоречий и необходимостью государственными средствами вести борьбу с беглыми крестьянами, Ямской приказ (почтовая служба и иные средства сообщения) и др. Местное управление до конца XV в. составляла та же система кормления, которая существовала в период Древнерусского (Киевского) государства. На местах в уезды, волости, губы посыпались наместники и волостели великого князя. Власть их существенно ограничивалась иммунитетными правами крупной феодальной знати (светской и духовной). Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они ведали административными, финансовыми, полицейскими и судебными делами, за что получали «корм» с населения. Кормленщики назначались на короткий срок (от года до 3х лет) и стремились обогатиться за это время, мало думая о гос. и общих интересах. В начале XVI в. стали появляться выборные дворянские и земские (верхушки посада) органы — губные и земские избы. Им поручались полицейско-судебные функции (борьба с «разбойниками», «лихими» людьми, беглыми крестьянами) и финансовая служба, которая возлагалась главным образом на земские избы. Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы. Позднее на них были возложены некоторые управленческие функции. Контроль за губными избами осуществлял Разбойный приказ, созданный на основе выделившейся из Боярской думы специальной комиссии, которой «разбойные дела приказаны». Произошли изменения и в городском управлении. Города были изъяты из ведения удельных князей и перешли под власть великого князя. Великокняжеская власть назначала в города городовых приказчиков, поручая им сбор податей, полицейские функции, укрепление городов. Они были и военными комендантами, возглавляли вооруженные силы города. Городовые приказчики подчинялись непосредственно центральному управлению (Разрядному и Казенному приказам прежде всего).

Читайте также  Рабочее движение на западе в период стабилизации

Судебные органы. Так же, как и ранее, специальных судебных органов все еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, судебные функции исполняли великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники и волостели. Сохранилась и вотчинная юстиция. Продолжал существовать церковный суд. По мере создания губных органов многие уголовные дела (о разбоях, убийствах, татьбе и др.) были переданы им. Вооруженные силы к концу XV в. — началу XVI в. были существенно реорганизованы. Наряду с ополчением старой феодальной знати появилось и стало играть важную роль дворянское поместное ополчение, состоявшее из служилых людей, получавших земли под условием службы. Дворяне служили, как правило, в коннице. Они являлись на службу «конны, оружны, людны», причем число приводимых людей должно было соответствовать размеру поместного оклада. Дворянские полки представляли собой надежную опору великокняжеской власти, были важным инструментом политического господства. Возросло значение и собственно княжеского дворцового войска. В случае необходимости созывалось, как и раньше, народное ополчение. В период создания централизованного государства важные изменения произошли в системе финансов. Из дворцовой казны великого князя выделилась великокняжеская (государственная) казна, управление которой находилось в ведении Казенного приказа. Доходы с дворцовых земель, принадлежавших непосредственно великому князю, сосредоточивались, как и раньше, в казне дворца. В государственную же казну поступали доходы с земель, не входивших в комплекс дворцового хозяйства, общегосударственные налоги, количество которых значительно увеличилось. Создание специального государственного аппарата, развитие бюрократии, увеличение численности вооруженных сил, строительство городовых укреплений потребовали усиления налогового обложения. Решение этого вопроса было возможно лишь на основе ликвидации финансовых иммунитетов старой феодальной знати и общего упорядочения, унификации налоговой системы на всей территории государства (включая и присоединенные земли). В результате был введен единый налог — посошный. Основанием обложения стали служить писцовые книги (периодические описи имущества), по которым определялось число окладных единиц — сох. В соху включалась земля, в городе — определенное число дворов, разные промыслы, торговые обороты и т.п. Налоги с сохи шли в государственную казну. Кроме посошного обложения, появилось много других государственных налогов, сборов, повинностей: таможенные, торговые пошлины, ямская служба, городовое дело и др. Важным средством упорядочения финансов явилась денежная реформа, проведенная в начале XVI в. В государстве была введена единая денежная система, право чеканить монету предоставлялось лишь великому князю, деньги удельных князей из обращения были изъяты.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: