Культура и быт во второй половине xviii века в россии

В данной статье вы охарактеризуете культуру и быт России XVIII в.

Культура и быт во второй половине xviii века в россии

Культура и быт России в XVIII в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

В XVIII в. культура и быт России подверглись коренным изменениям. Эти изменения были отчасти подготовлены XVII в., когда культуре стало присуще «обмирщение». Тем не менее именно радикальные реформы Петра способствовали слому прежних обычаев и традиций. Россия превращалась в просвещенное европейское государство.

Образование и наука

Сословным по-прежнему оставалось образование, тем не менее общее количество учебных заведений значительно возросло. Создаются профессиональные учебные заведения для подготовки кадров:

  • Сухопутный шляхтетский корпус (1730-е гг.);
  • Морской шляхтетский корпус (1750-е гг.);
  • Артиллерийский, Инженерный корпуса.

Распространяются частные пансионы для дворян, где те и жили, и учились.

Появились и высшие учебные заведения. Сначала был создан Петербургский университет при Академии наук, а в 1755 г. – Московский университет. Последний стал первым и единственным в Европе XVIII в. университетом, в котором отсутствовали богословские курсы. В нем училось много выходцев из семей разночинцев, а Устав запрещал телесные наказания студентов. В гимназии при университете могли учиться дворяне (в одной ее части) и дети разночинцев (в другой части).

Появляются и общеобразовательные школы. В 1780-е гг. вводится система народного образования: создаются двухклассные и четырехклассные училища, где детей учили основным предметам. Также была дана возможность учиться и женщинам: в 1767 г. был открыт Смольный институт или Институт благородных девиц, где обучались девочки из дворян и отдельными группами из мещан.

Наука в России XVIII в. стала институализированной – развивалась она в Академии наук. Самая большая и значимая личность того времени – М.В. Ломоносов, который работал во многих областях знаний: химия, физика, геология, астрономия, история, литература и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Развивалась и техника: И Ползунов создал проект парового двигателя, а И. Кулибин проявил удивительные инженерные способности (разработал проект одноарочного моста длиной в 300 м, к примеру). Имя Кулибина даже стало нарицательным.

При поддержке государства организовывались и географические экспедиции: Камчатские экспедиции В. Беринга и А.И, Чирикова позволили открыть пролив между Америкой и Азией (сейчас – Берингов), а также тсследовать берега Камчатки, Северную Японию, Алеутские острова. Также отправлялись экспедиции в Сибирь, Приуралье, Поволожье, Северный Кавказ, Крым, Байкал и т.д.

Литература и искусство

В это время литература выходит из-под власти церкви; формируется литературный язык. Большой вклад в развитие языка вносят М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков. Ломоносов пишет теоретические произведения на тему русского языка, Сумароков пишет трагедии и комедии; его же потом назовут отцом русской драмы. В тот период развиваются классицизм и сентиментализм в литературе. Во времена Екатерины II блистают Д. Фонвизин («Недоросль», «Фелица»), Г. Державин.

В архитектуре также происходят масштабные изменения. В Россию приезжают иностранные архитекторы, которые создают целые школы. Д. Трезини строит в Петербурге Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Александро-Невскому лавру и т.д. Б. Растрелли возводит Строгановский дворец, комплекс Смольного монастыря, Зимний дворец. Эти архитекторы строили в стиле барокко.

Вслед за ними появляются и русские архитекторы: М. Казаков (дом Благородного собрания в Москве, здание Голицынской больницы), И. Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры).

Живопись также переходит от чисто церковной к светской. Особенно это проявилось в портретном жанре, ярчайшими представителями его были А. Антропов, П. Аргунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые изображали государственных деятелей, знатных лиц. Также развивается и скульптурный портрет, наиболее известный представителем которого был Ф. Шубин, создавший бюсты Екатерины, Павла, Потемкина, Суворова, Румянцева, Ломоносова. Возникает и монументальная скульптура – например, памятник Петру, больше известный как «Медный всадник», созданный Э. Фальконе, и памятник Минину и Пожарскому в Москве, созданный И, Мартосом.

В ряду значимых культурных событий того периода стоит создание первого профессионального театра в России в 1756 г. Первым русским актером традиционно считается Федор Волков.

Эти изменения, в основном, коснулись высших кругов. Дворяне в городах теперь строят дворцы, стараясь сделать их похожими на императорские. В этих дворцах организовывались приемы, салоны. В них проходили разговоры о литературе, танцах и пр., могли зачитываться стихотворения. Петербург становился блистательной имперской столицей. Но бывшая столица, Москва, также менялась. Московская знать старалась следовать за петербургской. В городе выравнивались улицы, застройка шла не так хаотично, как раньше. Знать возводила дома типа усадеб. Каждый дом был отделен от остальных садом, газоном, дорожками, огражденный решеткой.

В моду входят мебельные гарнитуры со стульями, креслами, столами, шкафами; стены обклеиваются обоями.

Развивается городская инфраструктура:

  • появляются больницы, где работает персонал, обученный в училищах;
  • формируется единая система медицинских учреждений, по которой в каждом губернском городе должен быть на службе один доктор, а в уездном – один лекарь;
  • открывались аптеки.

Однако малые российские города по-прежнему были похожи на села: в них было несколько каменных зданий, а остальные – деревянные; улицы не мостились, на окраинах были рабочие бараки, в одном из которых могло жить несколько десятков человек.

Новшества распространялись не по всей стране. Большая часть России все равно жила в селах, где, по большому счету, быт не сильно менялся. Крестьяне по-прежнему жили в деревянных избах большими семьями, обрабатывали свой надел, занимались традиционными ремеслами. Создание крестьян было религиозное, патриархальное и традиционное. В селах присутствовал свой фольклор, свои праздники. При этом частью сельского населения было дворянство, через которое до села доходили новшества. Однако и дворяне не все были «просвещенными», особенно если жили далеко от центра.

Культура и быт во второй половине xviii века в россии

Россия во второй половине XVIII века.

Необходимость считаться с общественным мнением стала для Екатерины II неотъемлемой чертой государственной системы и легла в основу политики, получившей в литературе условное название «просвещенного абсолютизма» как политики исполь­ зования монархами абсолютной власти для проведения преоб­ разований, основанных на идеях Просвещения.

Необходимость перемен доказало и самое крупное социаль­ное потрясение XVIII века — восстание под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775). Наряду с казачеством в нем участво вали крестьяне, заводские рабочие Урала, ряд нерусских народов Поволжья. Массовость, большая организованность, более четко выраженные цели, длительная борьба с правительственными вой­сками отличают это выступление, поэтому большинство исследо­ вателей сходится на том, что оно может претендовать на название «Крестьянская война». Правительство осознавало, что победа Пугачева означала бы истребление единственного образованно­ го слоя — дворянства, нанесла бы непоправимый урон культуре, подорвала бы государственную систему России, создала бы угрозу ее территориальной целостности. Так, начав с поощрения либера­ лизма, Екатерина после подавления повстанцев стала проводить более консервативную политику, ориентируясь не на сотрудни­ чество сословий, а на объединение дворянства: новые реформы (губернская, центральных учреждений, жалованные грамоты дво­ рянству и городам) объективно укрепляли феодально-абсолютист­ ский строй, против которого направлялся «пугачевский бунт».

Во второй половине XVIII века Россия решила две внешнепо­ литические задачи: добилась выхода к Черному морю и распрост­ ранила свою власть на восточнославянские земли с православным населением. Имперская политика потребовала длительной борь­ бы с Турцией (войны 1768—1774, 1787—1791 годы) и вовлекла Россию в раздел Польши (1772, 1793, 1795 годы), что повысило международный авторитет Российского государства и создало пред­ посылки для завершения процесса его превращения в «великую европейскую державу». Русское военное искусство прославили А. В. Суворов, П. А. Румянцев, Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов. 34 года царствования Екатерины связаны с именами блестящих государственных деятелей, таких как А. Г. Орлов, А. А. Вязем­ский, Н. И. Панин, А. Р. Воронцов, Г. А. Потемкин, А. А. Безбо-родко, И. И. Бецкой и др. В целом эпоха Екатерины была време­ нем внутриполитической стабильности, созидательных реформ, формирования национального самосознания и понятия человечес­кого достоинства. Но до «золотого века» было далеко: за внешним фасадом скрывались ужасы крепостничества, фаворитизм, взяточ­ ничество, имперская национальная политика.

Читайте также  Личность императора александра iii

Во второй половине XVIII века сеть учебных заведений ста­ ла расширяться. В 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова и при поддержке И. И. Шувалова был создан Московский уни­ верситет. Он был открыт для выходцев из непривилегирован­ ных сословий. К концу века действовало 5 кадетских корпу­ сов, Смольный институт благородных девиц, в 288 народных школах обучалось более 22 тысяч учащихся. Это время богато достижениями отечественной науки и техники (А. К. Нартов, И. П. Кулибин, И. И. Ползунов, В. Беринг, С. П. Крашенин­ ников, В. Н. Татищев, М. М. Щербатов и др.).

Русское искусство эпохи связано с тремя художественными стилями: барокко, рококо, классицизм. Особенностями клас сицизма являются гражданская тематика, защита «просве­щенного абсолютизма», преклонение перед человеческим ра­ зумом. Важнейшими жанрами классических произведений были поэтические оды и сатиры, драматические трагедии и комедии. Классицизм нашел выражение прежде всего в поэзии Г. Р. Державина, А. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. П. Сума­ рокова, В. К. Тредиаковского. На смену преобладающему в архитектуре в середине века пышному стилю барокко (Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Большой Екатеринин­ ский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе Ф.-Б. Растрелли) также пришел классицизм: подчеркнуто ла­ коничные здания, строго симметричные, лишенные второсте­ пенных деталей (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Подъем портретного искусства связан с именами Ф. С. Роко- това, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского, хотя велика зна­ чимость бытового жанра и пейзажа.

Интерьер жилища, костюм, ежедневный стол дворянина от­ личались от крестьянских не только богатством, как в XVI — XVII веках, но самим типом. Помещик носил мундир, камзол, а позднее — фрак, держал повара, многочисленную дворню. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, при­ вела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны.

1015,Культура России во второй половине 18 века — разбираем подробно

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Кафедра истории и культуры

Культура России
во II пол. XVIII в

группа ГУЗ 01-40 Буренин А.А.

г.Салават, 1999 г.

Образование

Первой попыткой создания в России высшего учебного заведения было открытие в 1725 году Академического университета. К сожалению, просуществовал первый российский ВУЗ недолго и был закрыт в конце XVIII века, но его появление стало первым шагом на пути к становлению университетской традиции и уже 26 апреля 1755 года прошли первые лекции в «Императорском Московском университете», проект об утверждении которого был подписан 12 января того же года.

Через год, указом Екатерины II от 5 мая 1764, при участии ее личного секретаря и президента Академии художеств И. И. Бецкого (1704-1795 гг.) было основано первое в Европе высшее учебное заведение для девушек — «Императорское воспитательное общество благородных девиц» (позднее — «Смольный институт благородных девиц»).

В 1786 указом Екатерины II была реформирована система среднего образования. Был подписан «Устав народным училищам в Российской империи» по которому:
1. В каждом губернском городе должно было существовать одно главное народное училище, с четырьмя классами образования. В них должны были изучаться:
— 1-й класс: чтение, письмо, начала христианского закона, священная история, добронравие;
— 2-й класс: добавляются чтение катехизиса, арифметика, рисование;
— 3-й класс: добавляются изъяснения Евангельских текстов, всеобщая история, всеобщая география, география России;
— 4-й класс: добавляются основы геометрии, механики, физики, естественной истории, архитектуры и черчения.
2. В уездных городах должны были быть открыты малые училища, с двумя классами образования.
3. В губернских училищах должны иметь возможность проходить подготовку учителя для малых училищ.
4. Кроме основных предметов должны были преподаваться латынь и языки, полезные для местного населения.
Прием в училища осуществлялся дважды в год. Девочки и мальчики обучались совместно, учебный день длился около 10 часов (с 8 до 18) с трехчасовым перерывом.

Реформа реализовывалась, хотя и не столь гладко, как выглядела на бумаге, из-за нехватки финансов и кадров. Но процесс был начат и уже в XIX веке прошла следующая чреда реформ и улучшений.

Театр

В середине XVIII русский театр из смеси народного творчества, крепостных трупп и придворного театра наконец-то трансформируется в театр профессиональный.

В 1777 году был основан Калужский драматический театр, в 1791 — публичный театр в Казани — два старейших, после Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова, в Ярославле, действующих по сей день театра.

Музыка

Не меньший скачок в развитии произошел и в музыке. Популярность в описываемый период обрела опера, французская и итальянская. Получила развитие российская комическая опера и хоровые концерты.

Первая опера с оригинальным российским текстом — «Цефал и Прокрис» (музыка — Ф. Арайя (1709-1767(71), слова — А. П. Сумароков) — была поставлена в 1755.

Крупнейшими композиторами того времени были М. С. Березовский (1745-1777) и Д. С. Бортнянский (1751-1825) — родоначальники классического русского хорового концерта, В.А. Пашкевич (1742-1797) — один из создателей отечественной оперы, М. М. Соколовский (1756-?) — автор музыки к популярной опере «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779, слова — А. О Аблесимова (1742-1783), автор множества опер, один из первых композиторов-трагиков Е. И. Фомин (1761–1800) и О.А. Козловский (1757-1831) — композитор и органист, внесший вклад в развитие камерной лирической песни.

Российский быт

Наиболее разительные изменения в жизни населения произошли в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах страны. Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы. Берега Невы оделись гранитными набережными. Сделано это было по указанию Екатерины И. Ей же принадлежала мысль сооружения знаменитой решетки Летнего сада.

Дворцы были богаты и изысканны. Аристократы стара­лись сделать их похожими на императорские. Здесь были большие залы, обставленные европейской мебелью гости­ные, удобные комнаты. Изразцовые печи зимой излучали по всему помещению ровное, сухое тепло. Свечи в люстрах и канделябрах прекрасно освещали комнаты, коридоры и переходы.

В этих дворцах гремели балы, устраивались великосветские приемы. Чего стоил знаменитый бал, который дал Г. А. Потемкин в своем Таврическом дворце в честь императрицы! Три тысячи гостей, выступление хора, балета, пантомимы, прием в зале, превращенном в сад с фонтаном и кущей цветущих деревьев, с пением живых соловьев и храмом со статуей Екатерины. Ужин до 2 часов ночи, танцы до утра. 140 тыс. лампад и 20 тыс. свечей освещали это действо.

К концу XVIII в. в Петербурге стало модным содержать аристократические салоны. Здесь слышалась французская речь, кипели споры о политике, литературе, искусстве. В таких салонах начинали блистать российские литературные знаменитости.

Мимо роскошных особняков по Невскому проспекту проезжали щегольские экипажи, прогуливались гвардейские офицеры и нарядно одетые обыватели.

Богатые дворяне и купцы строили, как правило, двух, трехэтажные дома усадебного типа. Такой дом был отдельно от улицы садом, газонами, дорожками. Он стоял в глубине пространства, отгороженный от улицы чугунной или железной решеткой, на улицу выходили лишь крылья флигеля. Таких усадебных домов XVIII в. до сих пор и Москве сохранилось немало.

Рядом с ними стояли дома других богатых людей — каменные, изящные здания с колоннами. Там размещалось до 7—8 комнат — гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, столовая, зал для танцев. Здесь тоже стояли вошедшие тогда в моду мебельные гарнитуры, софы и диваны. Ушли в прошлое лавки и грубо сколоченные столы. Появились стулья, кресла, изящные столы на изогнутых ножках, полки для книг. Стены были обклеены обоями.

Читайте также  Волнения рабочих 1825 года

По вечерам многие российские города освещались фонарями, в которых горело конопляное масло. По центру городов прокладывались, как в Петербурге, брусчатые, а чаще — деревянные мостовые.

Появились городские больницы. Медицинский персонал готовили в госпитальных школах и медико-хирургических училищах. К концу века была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состоять на службе один доктор, а в уездных городах — один лекарь. Открылись аптеки. Конечно, это было ничтожно и мало для обширной и многомиллионной страны. Строились больницы и на частные средства. Через какое-то время богатые люди передавали их городу.

Малые российские города больше походили на большие села. Кроме двух-трех каменных зданий, остальные дома были деревянными. Немощеные улицы, поросшие травой, лужи после дождей, грязь осенью и весной становились неотъемлемой частью таких городов.

На окраинах располагались рабочие бараки, где жили пришлые работные люди местных мануфактур, разный мастеровой народ. Это были тесные, грязные, душные помещения с нарами вместо кроватей. В таком бараке в общем помещении порой жило несколько десятков человек. Здесь же обитали и семьи. Лишь позднее внутренние по­мещения бараков стали разделять перегородками.

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского населения XVIII в.

Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность, бедность российской жизни.

Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни — село, деревня, сельское население. Здесь, как и в городах, ощущались большие перепады в условиях жизни, особенностях быта. С одной стороны, частью сельского населения являлось дворянство. После указа о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству, освобождавших дворян от обязательной государственной и военной службы, значительная часть дворян поселилась в своих поместьях, занялась хозяйством, стала устраивать свою сельскую жизнь.

Конечно же, между представителями сельского дворянства существовали большие различия. Одно дело — богатые помещики, владельцы десятков тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными лдебными домами, построенными по проектам знаменитых архитекторов. Другое дело — мелкопоместные лнпряне, обладавшие полутора десятками крепостных.

И все же основную часть дворянства составляли средней руки помещики, владельцы сельской усадьбы. Такие чноряне не были отделены от крестьянской жизни непреодолимой стеной. Они постоянно общались с крестьянами, в их усадьбах жили дворовые люди, прислуга из тех крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились у одних и тех же знахарей, пили одинаковые настои и парились в бане одинаковыми березовыми вениками. К тому же значительная часть дворянства, вроде фонвизинов-ской госпожи Простаковой, была неграмотной или малограмотной. Сельские усадьбы таких дворян состав­ляли неотъемлемую принадлежность российской сельской жизни.

Последние новшества быта обходили стороной крестьянскую жизнь. Лишь небольшая часть крестьян выбивалась в люди. Они строили в селах хорошие, чистые, с печами-голландками избы, пользовались новыми предметами быта (посудой и мебелью), покупали добротную одежду и обувь, разнообразили еду.

Изобразительное искусство

На первый план выдвигается светская живопись, одним из первопроходцев которой был А.П. Антропова (1716-1795). Растет ее реалистичность. Переживает свой расцвет жанр парадного портрета в работах Д. Г. Левицкого (1735-1822). У истоков исторической живописи стоял А. П. Лосенко (1737-1773). Не уступает и портрет камерный.

В работах В.Л. Боровиковского (1757-1825) впервые появился пейзажный фон.

Получил развитие и сам пейзаж. Его родоначальниками можно назвать Ф.Я. Алексеева (1753-1824) (городской пейзаж) и С.Ф. Щедрина (1791-1830) (ландшафтный пейзаж).

В конце века выходец из крестьян М. Шибанов дал своими сценами из жизни начало бытовому жанру.

Изменяется и иконопись. Иконописцы начали работать не с доской и темперой, а с холстом и маслом. В росписи храмов все чаще проявлялся европейский стиль.

Культура России второй половины XVIII века Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романов Эдуард Викторович, Лелецкий Александр Владимирович, Лабунин Кирилл Анатольевич

В статье рассказывается об основных достижениях и особенностях российской культуры второй половины восемнадцатого века. Также описываются искусство и наука того времени.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Романов Эдуард Викторович, Лелецкий Александр Владимирович, Лабунин Кирилл Анатольевич

Текст научной работы на тему «Культура России второй половины XVIII века»

КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Романов Э.В. , Лелецкий А.В. , Лабунин К.А.

1Романов Эдуард Викторович — студент, институт иностранных языков, кафедра английской филологии;

2Лелецкий Александр Владимирович — студент;

3Лабунин Кирилл Анатольевич — студент, институт естественных наук и биотехнологии, кафедра зоологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,

Аннотация: в статье рассказывается об основных достижениях и особенностях российской культуры второй половины восемнадцатого века. Также описываются искусство и наука того времени.

Ключевые слова: Россия, культура России, искусство, наука.

Великий реформатор Петр I кардинально изменил культурную жизнь России, а мудрая императрица Екатерина II продолжила и ускорила этот важный процесс. Средневековье и изолированность, в которых жила страна, всё дальше уходили в прошлое, открывая границы новой культуре, которая превратила Россию в просвещенное и могущественное европейское государство.

Идеи европейского Просвещения и прогрессивных просветителей все больше проникали в Россию. Конечно, в основном только члены императорского двора и знати становились их носителями, но современная культура также распространялась и в более широкие слои населения.

Именно эпоха Просвещения, в отличие от прошедших мимо страны европейских Возрождения и Реформации, стала действительно важной для России, серьезно изменив мировоззрение общества и его идеалы. Но, в тоже время в России царил феодализм, действовало крепостное право и жёсткая сословная иерархия, что сильно сдерживало прогресс в стране, приводило к острым социальным противоречиям и конфликтам [2].

Главной же особенность российской культуры в то время было взаимное проникновение и смешение русской культуры прошлого века и новых культурных достижений. Культура России становилась все более светской и отдалялась от влияния Церкви.

Если при Петре Великом были заложены только основы российского образования и науки, то к концу века они уже достигли заметных успехов.

Огромное влияние на них оказали иностранцы. Именно выходцы из-за границы заложили фундамент новой российской культуры, создали современную систему образования, преподавали в учебных заведениях, знакомили местных жителей с последними достижениями Европы, и внесли огромный вклад в развитие российского искусства.

Важнейшим достижением XVIII века для России стало открытие Московского университета имени Ломоносова. Это был первый университет XVIII века в Европе, в котором не существовало богословского факультета и не преподавались его науки [1]. Новое российское учебное заведение было создано полностью на светских принципах образования. Сам М.В. Ломоносов внес огромный вклад в его создание, добился, чтобы обучение в нем было общедоступным и велось на русском языке.

Стали развиваться общеобразовательные школы, впервые в истории России ввелась система народного образования. Открылись многочисленные народные училища, обучавшие детей основным наукам. Дети дворян и чиновников посещали гимназии, дающие академические знания.

Академия наук являлась центром науки, в которой ведущую роль занял Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный российский ученый. Этот удивительный человек сумел освоить все сферы науки, сделать множество важнейших открытий и разработок. Ему было не чуждо и искусство: он был талантливым писателем и поэтом, создавал красивые художественные творения. Именно Ломоносов стал отцом отечественной науки и главным ученым XVIII века в России, его высоко ценили во всей Европе [3].

Читайте также  Революционная агитация герцена до отъезда за границу

Важнейшим научным достижением стали исследовательские экспедиции, которые открыли новые земли, продвинувшись вглубь континента, к морям и океанам. Развивались географические сведения о мире, расширялась огромная территория страны.

В искусстве второй половины XVIII века стало все больше светскости, ухода от религиозных мотивов и контроля Церкви. В литературе произошло важнейшее изменение — перестал использоваться церковно-славянский язык, стал формироваться современный русский язык. Живопись стала преимущественно светской и реалистичной, появились произведения на исторические темы, а также посвященные жизни простого народа. Был основан отечественный театр, развивалась музыка, основанная на европейских жанрах, особенно опера и балет. Расцвела архитектура, именно в XVIII веке появилось огромное количество потрясающих своей красотой и величественностью творений этого вида искусства, особенно в Санкт-Петербурге.

Таким образом, российская культура второй половины XVIII века — это важнейшее достижение в истории страны. В это время такая чуждая и непонятная в начале века культура стала все сильнее закрепляться в России, становиться неотъемлемой и привычной частью жизни населения. Именно культура этого периода позволила появиться выдающимся отечественным деятелям науки и культуры.

1. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М: Рассвет. 1992 г. 190 с.

2. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. Кн. III. Ростов/Д. 2000 г.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты М., 1990 г.

Русская культура второй половины XVIII века

В XVIII веке Россия существенно расширила контакты с другими государствами. Обмен опытом повлиял на культуру страны. Во второй половине столетия окончательно утвердилось рационалистическое мировоззрение. Искусство отошло от духовной тематики, полностью сосредоточившись на светском направлении. Постепенно происходило становление светской школы и науки. Культура России носила сословный характер.

Изменения в сфере образования

Правительство продолжало популяризовать грамотность среди населения. Цифирные школы заменили гарнизонными. Дети дворян учились в шляхетских корпусах. Открывались специальные образовательные учреждения:

  • Московский воспитательный дом (1764).
  • Училище при Академии художеств (1764).
  • Петербургский воспитательный дом (1770).
  • Московское коммерческое училище (1772).

Самым значимым событием стало открытие:

  • В 1755 году Московского университета. Студенты принимались на три факультета: юридический, философский и медицинский.
  • В 1757 году Академии художеств. Студенты могли выбрать отделение живописи, архитектуры или скульптуры.
  • В 1764 году Института благородных девиц. Учреждение принимало лишь дочерей дворян. Институт работал в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре.

С 1786 года в России в губернских городах работали 4-классные, а в уездах – 2-классные училища. Благодаря такой образовательной системе грамотность приобрела массовость. В Москве и Санкт-Петербурге выходили газеты «Ведомости». При Екатерине II выпускались отраслевые, сатирические журналы.

Исследования русских ученых

Если раньше Россия в основном использовала наработки зарубежных ученых, то во второй половине XVIII века появились отечественные исследователи, занимающиеся наукой. Великие гении выходили из стен Академии наук. Лучшие русские ученые:

  • М.В. Ломоносов. Сделал гениальные открытия в химии, физике, астрономии. Михаил Васильевич открыл химическую лабораторию, фабрику цветного стекла. Разработал астрономические, химические, метеорологические приборы. Положил начало физической химии, метеорологии. Объяснил принцип сохранения материи, движения. Доказал электрическую природу северного сияния, эфирную теорию электрического поля. Заложил основы литературного языка.
  • Д.И. Виноградов. Изобрел русский фарфор.
  • Г.Ф. Миллер. Историк путешествовал по Сибири в составе академической экспедиции. Первым высказал предположение, что варяги в свое время завоевали Русь, образовали Российское государство.
  • Г.З. Байер. Историк впервые высказал предположение о скандинавском происхождении Рюрика.
  • В.Н. Татищев. Описал историю России с древнейших времен.
  • Н.И. Новиков. Его работа «Древняя Российская Вивлиофика» включает 20 томов важных исторических документов.
  • М.М. Щербатов и И.Н. Болтинов. Написали крупные исторические сочинения.
  • И.И. Ползунов. Механик-самоучка создал паровую машину на Алтае.
  • И.П. Кулибин. Механик-изобретатель создал самокатку, лифт, оптический телеграф, прожектор, «водоходное судно». Ему принадлежит проект арочного моста через Неву.

После 60-х гг. исследователи массово отправлялись в академические экспедиции. Зуев, Паллас, Лепехин привезли целые тома материала по ботанике, астрономии, географии, геологии, зоологии, этнографии. Лепехин положил начало составлению первого русского толкового словаря.

Новые направления в литературе

Во второй половине XVIII века в литературе развивалось два направления: классицизм и сентиментализм. Произведения в стиле классицизма описывали религиозные сюжеты или события из древней истории. А вот сентиментализм акцентировал внимание на жизни обычных людей, семейном быте.

Классицизм в переводе с лат. «первоклассный». Его героями были аристократы, государственные деятели, великие полководцы. В направлении выделяли высокие жанры: оды, трагедии, героические поэмы. А также низкие жанры: сатиры, комедии, басни. В стиле классицизма писали драматурги Фонвизин, Сумароков, поэты Державин, Тредиаковский.

Сентиментализм с фр. переводится, как «чувствительность». Авторы описывали простых людей, их внутренний мир, личные переживания, отношения друг к другу, природе. Распространенные жанры: дневники, драмы, повести, романы в письмах, путевые заметки. Ярким представителем сентиментализма был Карамзин, написавший «Бедную Лизу».

В 1790 году в мире литературы произошел громкий скандал. А. Радищев издал сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор подробно рассказал о крепостном праве, показал судьбу людей, угнетенных крепостнической эксплуатацией. Этим Радищев вывел из себя Екатерину II. Императрица признала автора опаснее для общества, чем бунтовщик Пугачев.

Русская архитектура

Во второй половине XVIII века в архитектуре развивается два направления: барокко и классицизм. Барокко в переводе с ит. «вычурный». Ему присущи пышность, торжественность, обилие декораций: лепнина, статуи в нишах, колонны. В стиле барокко работали С. Чевакинский и Ф. Растрелли. Яркие образцы: дворец Шереметева на Фонтанке, Строгановский дворец, Смольный собор.

Классицизму присуща симметрия, пропорциональность, правильная геометрия. Постройки украшались портиками, колоннами, фронтонами, другими античными элементами. В стиле классицизма работали архитекторы А. Ринальди, И. Старов, В. Баженов, М. Казаков, Д. Кваренги. Самые заметные творения: Эрмитажный театр, гатчинский дворец, дом-дворец Пашкова, Таврический дворец.

Изменения в живописи

Во второй половине XVIII века русские художники массово перешли на написание портретов. Самые интересные примеры:

  • И. Аргунов – портреты семьи Шереметевых, князя Лобанова-Ростовского.
  • А. Антропов – портреты Петра III, А. Бутурлиной.
  • Д. Левицкий – портреты Екатерины II, архитектора Кокоринова, воспитанниц Института благородных девиц.
  • Ф. Рокотов – портреты А. Струйского, Д. Левицкого, князя Петра Федоровича.
  • В. Боровиковский – портреты Екатерины II, Павла I, членов семьи Толстых, Лопухиных, Гагариных.

Живописцы не ограничивались одними портретами. Развивался пейзажный жанр. В нем работали Ф. Алексеев, С. Щедрин. Исторические картины писал А. Лосенко. Бытовой жанр преобладал в работах И. Ерменева, М. Шибанова.

Прогресс в мире скульптуры

Постепенно в России мастера начали практиковать портретные бюсты, статуи, рельефы, станковые, декоративно-монументальные произведения. Значимые работы второй половины XVIII века:

  • К. Растрелли – бюсты Петра I, А. Меншикова, Анны Иоанновны.
  • Ф. Шубин – бюсты из мрамора Павла I, Н. Репнина, Г. Потемкина. Бюст из гипса М. Ломоносова.
  • Э. Фальконе – статуя «Медный всадник».
  • М. Козловский – статуя Самсона, памятник Суворову, Екатерина II в виде Минервы.

Русский театр

В 1756 году открылся первый в России государственный общедоступный театр. Им руководил актер, а по совместительству еще и купец из Ярославля Ф. Волков. В 1766 году появилась Театральная дирекция под руководством И. Елагина. В ее обязанности входило формирование штата русского театра, а также определение размеров окладов актеров.

У дворян были свои особые развлечения. В моду вошел крепостной театр, организованный аристократами. Известными актрисами того времени были Ф. Аникеева, П. Ковалева-Жемчугова, балерина Т. Шлыкова.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: