Итоги выполнения первой пятилетки

Итоги первой пятилетки в инфографике

В 1931 году был открыт Все­со­юз­ный инсти­тут изоб­ра­зи­тель­ной ста­ти­сти­ки — Изо­стат. Его клю­че­вой зада­чей было нагляд­но про­де­мон­стри­ро­вать дости­же­ния стра­ны в экономике.

В осно­ву совет­ской изоб­ра­зи­тель­ной ста­ти­сти­ки лёг вен­ский метод нагляд­но­го обу­че­ния Отто Ней­ра­та и зна­ки пик­то­грам­мы Гер­да Арн­ца. Суть мето­да заклю­ча­ет­ся в пере­да­че коли­че­ства не вели­чи­ной фигу­ры, а соот­вет­ству­ю­щим чис­лом оди­на­ко­вых фигу­рок. Каж­дая фигур­ка (пик­то­грам­ма) соот­вет­ству­ет опре­де­лён­но­му мас­шта­бу. Напри­мер, одно­му мил­ли­о­ну чело­век или одно­му мил­ли­о­ну тонн.

За годы рабо­ты инсти­ту­та было опуб­ли­ко­ва­но несколь­ко десят­ков аль­бо­мов. Сего­дня мы пред­став­ля­ем вам аль­бом «Ито­ги пяти­лет­не­го пла­на СССР» 1933 года выпуска.

Рост вало­вой про­дук­ции про­мыш­лен­но­сти. Каж­дый круг соот­вет­ству­ет про­дук­ции общей сто­и­мо­стью два мил­ли­о­на руб­лей. Крас­ные озна­ча­ют про­дук­цию, голу­бые — потребление Уве­ли­че­ние коли­че­ства работ­ни­ков и сотруд­ни­ков. Каж­дая фигу­ра — один мил­ли­он человек Капи­таль­ные инве­сти­ции в наци­о­наль­ную эко­но­ми­ку СССР. Каж­дый круг пред­став­ля­ет 2500 мил­ли­о­нов рублей Добы­ча чугу­на. Каж­дый знак — один мил­ли­он тонн Миро­вое про­из­вод­ство ста­ли в 1932 году. Каж­дый знак пока­зы­ва­ет один мил­ли­он тонн Добы­ча угля. Каж­дая ваго­нет­ка пред­став­ля­ет 10 мил­ли­о­нов тонн Добы­ча неф­ти в СССР. Одна цистер­на — три мил­ли­о­на тонн нефти Добы­ча тор­фа. Один гру­зо­вик — один мил­ли­он тонн Мощ­ность стан­ций и добы­ча элек­три­че­ской энергии Про­из­вод­ство трак­то­ров. Каж­дый трак­тор пред­став­ля­ет 10 000 машин Авто­мо­биль­ное про­из­вод­ство. Один авто­мо­биль — 10 000 машин Рост гру­зо­во­го и пас­са­жир­ско­го транс­пор­та. Каж­дая фигу­ра— 25 мил­ли­о­нов пас­са­жи­ров. Каж­дый ящик пред­став­ля­ет 25 мил­ли­о­нов тонн груза Мине­раль­ные место­рож­де­ния в СССР. Каж­дый знак пред­став­ля­ет один мил­ли­он тонн Доля СССР в миро­вых ресур­са сырья и топ­ли­ва. Каж­дый знак пред­став­ля­ет 10% миро­вых ресурсов Миро­вые ресур­сы неф­ти в 1932 году. Каж­дый знак пред­став­ля­ет 500 мил­ли­о­нов тонн нефти Миро­вые ресур­сы дре­ве­си­ны. Одно дере­во пред­став­ля­ет 500 000 квад­рат­ных кило­мет­ров лесов Доля СССР в миро­вом про­мыш­лен­ном про­из­вод­стве. Каж­дый круг пред­став­ля­ет 5% миро­вой про­мыш­лен­ной про­дук­ции. СССР обо­зна­чен красным Раз­ви­тие круп­ных сов­хо­зов. Одно зда­ние — 1500 госу­дар­ствен­ных сов­хо­зов. Один пря­мо­уголь­ник — 500 000 обра­ба­ты­ва­е­мых гек­та­ров. Один трак­тор — 100 тракторов Раз­ра­бот­ка машин­но-трак­тор­ных стан­ций кол­хоз­ных полей. Каж­дый дом пред­став­ля­ет 500 машин­но-трак­тор­ных стан­ций. Каж­дый пря­мо­уголь­ник озна­ча­ет 10 мил­ли­о­нов гек­та­ров кол­хоз­ных земель Раз­ви­тие кол­хо­зов. Крас­ный пря­мо­уголь­ник озна­ча­ет 30 000 кол­хо­зов. Зелё­ные квад­ра­ты — 1 500 000 обра­ба­ты­ва­е­мых гек­та­ров. Каж­дое зда­ние — 500 000 кре­стьян­ских хозяйств Посев­ная пло­щадь кол­лек­тив­ных и госу­дар­ствен­ных хозяйств. Каж­дый пря­мо­уголь­ник пред­став­ля­ет 2,5 мил­ли­о­нов гектаров Про­из­во­ди­тель­ность кол­лек­тив­но­го хозяй­ства. Каж­дый дом пред­став­ля­ет один мил­ли­он кре­стьян­ских хозяйств.
Каж­дый пря­мо­уголь­ник — один мил­ли­он гек­тар земель, засе­ян­ных вес­ной 1932 года Про­из­вод­ство сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки. Каж­дый круг пред­став­ля­ет обо­ру­до­ва­ние на 100 мил­ли­о­нов рублей Трак­тор­ные хозяй­ства в СССР. Каж­дый трак­тор пред­став­ля­ет 25 000 машин. Каж­дая лошадь — 250 000 лоша­ди­ных сил Рост пло­ща­дей зер­на и про­мыш­лен­ной обра­бот­ки. Каж­дый пря­мо­уголь­ник пред­став­ля­ет 5 000 000 обра­ба­ты­ва­е­мых гектаров Рост пло­ща­дей под выра­щи­ва­ние хлоп­ка и сахар­ной свек­лы. Один пря­мо­уголь­ник — 200 000 гектаров Кол­лек­ти­ви­за­ция посев­ных пло­ща­дей. Каж­дый пря­мо­уголь­ник пред­став­ля­ет 10% общей пло­ща­ди посева Кол­лек­ти­ви­за­ция кре­стьян­ских хозяйств. Каж­дый дом пред­став­ля­ет 10% всех кре­стьян­ских хозяйств Побе­да соци­а­ли­сти­че­ско­го сель­ско­го хозяй­ства. Каж­дый квад­рат пред­став­ля­ет один мил­ли­он участ­ков в 1932 году Рост насе­ле­ния. Каж­дая фигу­ра — 10 мил­ли­о­нов человек Новые и рекон­стру­и­ро­ван­ные горо­да в СССР (Евро­пей­ская часть) Новые и рекон­стру­и­ро­ван­ные горо­да в СССР. Каж­дый пря­мо­уголь­ник пред­став­ля­ет 25 000 жителей Раз­ви­тие обще­пи­та. Каж­дое изоб­ра­же­ние — 1500 сто­ло­вых. Каж­дая фигу­ра — 750 000 чело­век, име­ю­щих доступ к общепиту Лик­ви­да­ция негра­мот­но­сти. Каж­дая фигу­ра — 10% насе­ле­ния. Тём­ные фигу­ры — негра­мот­ные, крас­ные — грамотные Дошколь­ное и школь­ное обра­зо­ва­ние в СССР. Каж­дая фигу­ра озна­ча­ет 1 мил­ли­он детей Под­го­тов­ка тех­ни­че­ских кад­ров. Каж­дая фигу­ра обо­зна­ча­ет 100 000 учеников Изда­ние книг в СССР. Одна кни­га — 5000 произведений Газет­ное изда­ние. Каж­дая крас­ная линия пред­став­ля­ет 600 раз­лич­ных газет. Каж­дая стоп­ка газет пред­став­ля­ет тираж в 2,5 мил­ли­о­нов экземпляров Радио в СССР. Каж­дая антен­на пред­став­ля­ет 20 веща­тель­ных станций

Смот­ри­те так­же под­бор­ку иллю­стра­ций 1920‑х годов «„Город и дерев­ня“. Спор детво­ры 1927 года».

ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ

В результате выполнения первой пятилетки Советский Союз превратился из страны аграрной в страну индустриальную, из страны мелкого единоличного крестьянского хозяйства в страну коллективного крупного сельского хозяйства.

Было построено и введено в действие свыше 1500 новых промышленных предприятий, вооруженных современной техникой. Были созданы такие важнейшие отрасли промышленности, как тракторная, автомобильная, авиационная, химическая, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение и многие другие.

В 1932 г. объем продукции всей промышленности СССР вырос почти в 3 раза по сравнению с 1913 г. и

более чем вдвое по сравнению с 1928 г. Еще более быстрыми темпами развивалась тяжелая индустрия: объем ее продукции в 1932 г. более чем в 4 раза превысил уровень 1913 г. и почти втрое — уровень 1928 г.

Машиностроение перевыполнило в 1932 г. задание пятилетки на 64,8%. К 1931 г. Советский Союз занял по производству машин второе место в мире и первое в Европе.

Подавляющую часть необходимого для народного хозяйства оборудования Советская страна теперь производила на своих собственных предприятиях. Технико-экономическая независимость Советского Союза значительно укрепилась.

Ленинский план ГОЭЛРО, предусматривавший сооружение 30 районных электростанций общей мощностью в 1700 тыс. квт, был перевыполнен уже в 1931 г. К концу пятилетки выработка электроэнергии в стране по сравнению с 1913 г. выросла в 7 раз. Только крупных станций мощностью по 100 тыс. квт и выше было 10; они давали 33% общей выработки электроэнергии.

За пятилетку вступили в эксплуатацию 129 новых крупных шахт. Вместо одного основного угольного района — Донбасса — Советский Союз имел уже 8; среди них особенно быстро возрастала роль таких крупнейших районов, как Кузнецкий (Западная Сибирь) и Че- ремховский (Восточная Сибирь) бассейны.

По добыче и переработке нефти пятилетка была выполнена в два с половиной года. СССР занял второе место в мире по добыче нефти. В эксплуатацию был введен ряд новых районов нефтедобычи, имеющих большие перспективы промышленного развития, и коренным образом реконструирована нефтеперерабатывающая промышленность.

Черная металлургия отставала в выполнении плана. Ho рост металлургии оказался значительным. За пятилетку были построены 41 домна и 77 мартеновских печей, освоено массовое производство высококачественной стали, ферросплавов и сверхтвердых сплавов. В 1932 г. страна произвела 6,1 млн. т чугуна и 5,9 млн. т стали против 3,2 млн. т чугуна и 4,2 млн. т стали в 1928 г. В начале пятилетки Советский Союз занимал шестое место в мире по выплавке стали, а в 1932 г. вышел на второе место в мире и первое место в Европе как по чугуну, так и по стали. Зак. 1542

Удельный вес промышленной продукции увеличился с 51,5% в начале пятилетки до 70,7% к концу четвертого года, а удельный вес производства средств производства в валовой продукции промышленности —с 39,5 до 53,4%.

Читайте также  Массовое движение в 30 - 40-х годах xix века

На востоке страны была создана новая мощная угольно-металлургическая база — Урало-Кузнецкий комбинат. В районах западного и южного склонов Уральского хребта возникли новые важные районы добычи нефти.

Бурное промышленное строительство обусловило быстрый рост городов и создание новых индустриальных центров, таких как Березники, Караганда, Хибиногорск, Магнитогорск. Из маленьких сибирских поселков выросли крупные города: Ленинск-Кузнецкий с населением в 65 тыс. жителей, Кемерово — 100 тыс. жителей и др. В несколько раз увеличилось население Новосибирска, Анжеро-Судженска, Прокопьевска — в Сибири, Свердловска, Челябинска, Перми, Нижнего Тагила — на Урале, Луганска, Макеевки — в Донбассе, Запорожья, где шло строительство Днепрогэса, и других городов.

Численность рабочего класса почти удвоилась: с 6 млн. человек в 1928 г. до 22,9 млн. человек в 1932 г.

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Гуральник Р. В.

Книга «Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 153
  • 154
  • 155
  • 156
  • 157
  • 158
  • 159
  • .
  • 193
  • 194
  • »
  • Перейти

Основным направлением технической реконструкции железнодорожного транспорта явился переход к более мощным локомотивам. Железнодорожный транспорт получил за годы пятилетки около 3 тыс. новых паровозов 1187 . На железных дорогах стал эксплуатироваться локомотив серии Э, мощность которого в 2,5 раза превосходила мощность наиболее распространенного до революции типа паровоза серии О. В пассажирском движении были внедрены локомотивы серии С и серии М. Удельный вес этих более мощных паровозов во всем парке увеличился с 43,3% в 1928 г. до 53,9% в 1932 г. 1188 Одновременно модернизировались локомотивы старых серий: на них устанавливались водоподогреватели, пароперегреватели, качающиеся колосники и т. д.

Увеличение выпуска паровозов стало возможным благодаря развитию локомотивостроения. В период первой пятилетки приступили к реконструкции ряда старых паровозостроительных заводов и был построен новый крупнейший локомотивостроительный завод в Ворошиловграде, который с 1931 г. стал производить паровозы серии ФД. Паровозные депо получили техническое оснащение — установки для горячей промывки, электрогазосварки, повысилась механизация экипировочных устройств. За годы первой пятилетки были построены новые депо, обустроенные подъемными и транспортными приспособлениями, сварочными агрегатами, эстакадами, кранами для подачи топлива.

Но, несмотря на успехи в области развития материально-технической базы железнодорожного транспорта, развитие локомотивного хозяйства отставало от роста потребностей народного хозяйства в перевозках; суммарная тяговая сила операционного парка за 4 года пятилетки выросла на 32,6%, а приведенная продукция транспорта возросла в 2,1 раза 1189 ; не выполнялись задания пятилетнего плана на поставки паровозов. За 1928/29—1932 гг. железнодорожному транспорту было поставлено 2666 грузовых и 288 пассажирских паровозов вместо 3085 грузовых и 300 пассажирских паровозов 1190 , запланированных по оптимальному варианту; не удалось преодолеть многосерийности паровозного парка; не были выполнены задания пятилетнего плана по увеличению средней тяговой силы паровозов. Состояние паровозного парка ухудшилось, число «больных» паровозов на отдельных дорогах поднялось до 25% общего количества 1191 .

Новые виды тяги. В 1926—1932 гг. были осуществлены первые попытки внедрения на железных дорогах СССР новых видов тяги — электрической и тепловозной. Пятилетним планом предполагалось провести электрификацию 456 км дорог, правда, пока только в опытном порядке. В стране не хватало электроэнергии, не доставало цветных металлов для контактной сети, еще отставало транспортное машиностроение, не хватало вагонов электромоторных секций. К концу первой пятилетки общее протяжение электрифицированных участков постоянной эксплуатации составило лишь 62 км 1192 . Широкая программа перевода дорог на электротягу была разработана лишь в 1931 г., и по решению июньского (1931 г.) Пленума ЦК ВКП(б) электрификация железных дорог была объявлена ведущим звеном технической реконструкции транспорта в перспективе.

Тепловозная тяга впервые была внедрена на Ашхабадской дороге в начале 1932 г. Протяженность участка, на котором эксплуатировались тепловозы, составила 335 км 1193 . Июньский Пленум ЦК ВКП(б) одобрил план перевода на тепловозную тягу в 1932/33 г. участков Красноводск — Чарджоу, Сальск — Батайск, Сталинград — Тихорецкая.

Реконструкция вагонного парка. Усиление мощности паровозов обусловило переход к производству большегрузных вагонов. Осуществление индустриализации привело к изменению структуры грузооборота — в нем увеличился удельный вес сырья и топлива, для перевозки которых потребовался открытый подвижной состав и новые типы большегрузных вагонов. Поэтому в рассматриваемый период повысился удельный вес четырехосных вагонов в общем парке, платформ большой грузоподъемности, специального подвижного состава — хопперов, изотермических вагонов и др.

Приводим данные, характеризующие рост производства различных вагонов для железных дорог (число шт.) 1194 :

1927/28 г. 1932 г.
Грузовые вагоны в двухосном исчислении * 10868 23111
Пассажирские вагоны (включая вагоны для электрифицированных дорог) 387 1133
Изотермические вагоны, четырехосные 1468
Цистерны четырехосные 422 2571
Цистерны двухосные 67 627
Вагоны саморазгружающиеся четырехосные 1240
Вагоны самоопрокидывающиеся двухосные 1450

* Включая промышленные и узкоколейные.

Грузовой вагонный парк увеличился за 1928—1932 гг. на 71 тыс. вагонов, из которых 40 тыс. были большегрузными. Доля крытых большегрузных четырехосных вагонов возросла с 3,8% до 6,1%. Особенно увеличился парк четырехосных большегрузных цистерн, удельный вес которых поднялся с 8,3% в 1928 г. до 21,9% в 1932 г. Производство более мощных вагонов и их поставки для железнодорожного транспорта привели к росту грузоподъемности вагонного парка — за пятилетку она увеличилась на 17% и в 1932 г. превзошла уровень 1913 г. на 44% 1195 .

Для производства вагонов нового типа был введен в строй новый мощный вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле, а также реконструированы и расширены существовавшие заводы этой специализации.

Одновременно с реконструкцией грузового вагонного парка обновлялся парк пассажирских вагонов за счет перехода к производству вагонов большей вместимости, прочности, создания удобств для пассажиров.

В этот период начал осуществляться перевод вагонного парка на новые виды сцепки и торможения, что способствовало повышению скорости движения поездов. К концу первой пятилетки автотормозами было оборудовано 10,6% общего числа грузовых вагонов 1196 .

Однако реконструкция вагонного парка по темпам отставала от технического перевооружения локомотивного хозяйства: все еще был высок удельный вес двухосных вагонов, т. е. вагонов небольшой грузоподъемности; недостаточно внедрялись новые виды сцепления вагонов. Намеченные пятилетним планом объемы поставок вагонов по грузовым вагонам были выполнены на 62,3%, а по пассажирским — на 72,8% 1197 . Поэтому железные дороги все еще испытывали недостаток подвижного состава, особенно в 1931—1932 гг.

Развитие технических средств водного транспорта. Для обеспечения потребностей в перевозках было расширено строительство новых речных судов, а также капитальное восстановление флота, находящегося после гражданской войны на консервации. Для этого расширялась и реконструировалась судоремонтная база. В годы пятилетки на Северной Двине и в Астрахани были построены крупнейшие в СССР судоремонтные заводы. За 1927—1928 гг. были восстановлены суда общей мощностью 47,5 тыс. л. с. и построены суда общей мощностью 1,6 тыс. л. с. 1198 За 1928—1932 гг. суммарная мощность самоходного флота увеличилась на 54%, а общая грузоподъемность несамоходных судов — на 81% 1199 . Здесь отразилась и передача госпароходствам частновладельческого флота и судов, находившихся в пользовании нетранспортных организаций. Основные фонды речного транспорта выросли более чем в 2 раза 1200 .

Читайте также  Первые деньги русского государства

Презентация на тему «Итоги первых пятилеток: мифы и реальность»

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Скачать презентацию. Тема: «Итоги первых пятилеток: мифы и реальность». Предмет: история. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

Итоги первых пятилеток: мифы и реальность

Выполнили: Кудимова Валерия Прокопенко Валерия Группа 12МЭ2

Содержание

Первая пятилетка (1928 – 1932) Вторая пятилетка (1933 – 1937) Третья пятилетка (1938 – 1942) Итоги

Разработка плана первой пятилетки

А. Н. Бах (ученый биохомик, общественный деятель) И. Г. Александров и А. В. Винтер (ученые – энергетики) Д. Н. Прянишников (основатель научной школы агрохимии)

Первая пятилетка: индустриальное развитие

Создан работниками ВСНХ под руководством его председателя В.В. Куйбышева Предположение о среднегодовом приросте в объеме 19-20% Н.И. Бухарин в статье «Заметки экономиста» (1929 г.): «Осуществлению таких темпов могли способствовать: — повышение эффективности; — снижение себестоимости производства; — экономия ресурсов; — уменьшение производительных затрат; — повышение роли науки; — борьба с бюрократизмом»

Первый пятилетний план утвержден на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г.

Главная задача превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную Началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле- и авиастроения. Однако! Пересмотр плановых заданий индустрии в сторону их повышения («корректировка») – Пленум ЦК партии (ноябрь 1929 г.)

«Корректировка» по мнению И.В.Сталина и его ближайшего окружения

К концу пятилетки возможно: выплавить вместо планируемых 10 млн тонн чугуна – 17 млн тонн выпустить 170 тыс. тракторов вместо 55 тыс. произвести 200 тыс. автомобилей вместо 100 тыс. Новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собой реальной основы.

. Желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Кроме того было решено сократить срок пятилетки на 1 год, для чего был выдвинут лозунг «Пятилетку — в четыре года!».

Итоги первой пятилетки

В первые 2 года пятилетки промышленность развивалась в соответствие с плановыми заданиями и даже превышала их  иссякли резервы НЭПа  в начале 30-х годов темпы роста упали: 1928-1929 гг. – 24% , а уже в 1933 г. – 5% «Откорректированные» задания плана выполнить не удалось.

Вторая пятилетка

План утвержден XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г. Сохранялась тенденция на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Основная задача: завершить реконструкцию народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей. Задания были более умеренными и реальными для выполнения. Был выдвинут лозунг «Кадры решают все!» Ставка делалась на трудовой подъем, энтузиазм рабочих, вовлечение их в стахановское движение. Его участники боролись за установление производственных рекордов.

Стахановское движение

Начало и имя этому движению дал шахтер Алексей Стаханов, установивший в сентябре 1935 года рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм. Стахановское движение – массовое движение последователей Алексея Стаханова в СССР – рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства. НО! Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику приводили к ее порче и к дезорганизации производства.

Завершение второго пятилетнего плана вновь объявлено досрочным (4 года и 3 месяца)

В некоторых отраслях промышленности достигнуты очень высокие результаты (в 3 раза выросла выплавка стали, в 2,5 раза – производство электроэнергии). Сооружены 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий. В Москве проложена первая линия метрополитена. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная. Развитию легкой промышленности не уделялось должного внимания, направлялись ограниченные финансовые и материальные ресурсы результаты значительно ниже запланированных (от 40 до 80% по разным отраслям)

Производство важнейших видов промышленной продукции СССР в натуральном выражении

Соотношение производства в СССР и в крупнейших капиталистических странах

Цена индустриального рывка

1935г. Сталин И.В.: «Жить стало лучше, жить стало веселее…» РЕАЛЬНОСТЬ: снижение жизненного уровня населения отставание легкой промышленности голод 1932-33 г. ограбление деревни массовые репрессии

Страна накануне третьего пятилетнего плана

В 1937 г. – второе место по объему производства в мире после США. НО! Не преодолено промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада. Перекосы в экономике. Передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, машиностроительной промышленности, сочетались с отставанием в сфере применения передовых технологий, в выпуске предметов народного потребления. В легкой промышленности планы были выполнены на 40 – 60% и не отвечали уровню потребностей станы. Снижение производства в с/х к 1938 г. по сравнению с концом 20-х гг.

Третья пятилетка (1938 – 1942 гг.)

Утверждена XVIII ВКП(б) в марте 1939 г. Политический лозунг: «Догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны»: — демагогическая установка; — исходила из завышенных показателей итогов второго пятилетнего плана Главные усилия направлены на развитие обороноспособности страны.

Третья пятилетка прервана в 1941 г. ВОВ

Осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. Металлургическая промышленность – основа военного производства. Создание «заводов-дублеров» (Урал, Западная Сибирь, Средняя Азия). Расширение посевных площадей и увеличение производства зерновых создание продовольственных резервов. Перевод предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. ОДНАКО! Политика в области вооружений имела отстающий характер от Запада и в первую очередь от фашисткой Германии. Разработаны новые конструкции самолетов. НО!Их широкое производство до войны наладить не удалось! 1940 г. – программа развития государственных трудовых резервов. Развитие военных кадров.

Программа развития государственных трудовых резервов

Создание широкой сети школ ФЗО и ремесленных училищ для подготовки молодежи к трудовой деятельности. Переход на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю. Круглосуточный рабочий режим на предприятиях оборонного значения. Принят закон о судебной ответственности за самовольное увольнение, прогулы и опоздание на работу. Результат! Ухудшилось положение некоторых групп населения, снизился их жизненный уровень. Совершенствование образовательной системы.

Итоги первых пятилеток

Основные показатели развития СССР за 1928–1940 гг.

Валовой сбор сельскохозяйственной продукциии производство продуктов животноводства (млн т)

Список литературы

История России — А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.Д. Сивохина. Википедия Всемирная история — Поляк Г.Б., Маркова А.Н. История мировой экономики — Поляк Г.Б., Маркова А.Н.

Планы первых пятилеток

И.В. Сталин, находясь у власти заявил, что Советский Союз технически отстал от передовых стран почти на 100 лет. Он считал, что нужно догнать их очень быстро: примерно за десять лет Россия должны превратиться в ведущую индустриальную державу мира. Сталин говорил, что если Россия не сделает это, то ее быстро сломят. Этим был продиктован первый пятилетний план.

Первый пятилетний план был принят в 1928 году и длился до 1932 года, это был первый этап, который должен был стать толчком СССР к техническому прогрессу и запустить движение Росси вперед. Известно, что каждая пятилетка имела свой лозунг. Так вот лозунг первой пятилетки звучал как «догнать и перегнать» страны Запада. Это говорит о том, что были поставлены грандиозные цели, за какие-то пять лет Россия должна обогнать страны по прогрессу на сто лет. Основной и смой главной задачей первой пятилетки было создание комплекса тяжелой промышленности. Была поставлена цель построить как можно больше предприятий, выпускать огромное количество машин, тяжелой техники, а за качеством особо не следили. Упор на качество предполагалось сделать в годы последующей пятилетки. Огромное внимание уделялось капиталовложением в отрасли народного хозяйства. Была дана задача увеличить объем производства в следующих отраслях:
• Электростроительство. План предусматривал строительство 42 электростанций ДнепроГЭС, Сивирская, на Донбассе и т.д.;
• Черная металлургия. Предполагалось построить Магнитогорский, Днепропетроский, Криворожский, Тельбесский заводы. Нужно было увеличить выплавку чугуна с 400 тонн до 10 млн. тонн;
• Каменный уголь. Построить заводы в Донабассе, Кузбассе, под Москвой, на Урале. Увеличить добычу угля в 7 раз;
• Машиностроение. Построить автомобильные и тракторные заводы в Сталинграде и на Урале. Увеличить производство техники в целом в 3-4 раза;
• Химическая промышленность. Строительство комбинатов в Донбассе. Увеличить производство химических удобрений в 4-5 раз;
• Железные дороги протянуть на 92 км.

Читайте также  Поражение российской армии в битве под мукденом

О выполнении первой пятилетки было сообщено через 4 года и 3 месяца. Показатели были очень завышены и не всегда соответствовали действительности. Власть объявила, что план полностью выполнен, на самом же деле показатели не достигли намеченных в официальных документах. Однако стоит отметить, что эта пятилетка действительно дала толчок Советскому Союзу для дальнейшего развития. Было построено много заводов, хоть их количество не достигло плановых показателей, Россия действительно превратилась за четыре года в сильную индустриальную державу. Так как внимание в основном уделялось именно тяжелой промышленности: производству техники, оружия, то Россия смогла нарастить свой военный потенциал, что было необходимым из-за тяжелой международной обстановки. В период Второй Мировой Войны пятилетки стали одной из причины хорошей военной оснащенности России.

Вторая пятилетка продолжила и углубила индустриализацию Советского Союза. Она продолжалась с 1933 года по 1937 год. Главное внимание по-прежнему уделялось производству тяжелой промышленности, но было необходимо увеличить производительность и эффективность труда рабочих, власти призывали уделять внимание и качеству выпускаемой продукции. Но конечно упор делался на то, что сделать труд рабочих более эффективным. Лозунгом второй пятилетки стал лозунг «кадры решают все». Этим объясняется начавшееся социалистическое соревнование в перевыполнении планов. Характерной чертой второй пятилетки стало стахановской движение, начало которому положил шахтер Стаханов, перевыполнивший норму добычи угла за смену в 14 раз. Этот случай был освещен в СМИ, другие рабочие были призваны повторить подвиг Стаханова. Это имело положительный эффект, другие рабочие стали соревновать в перевыполнении норм выработки. Стимулом для рабочих были награды от государства в виде квартир, орденов, медалей, лучших условий труда и самой новой техники. Однако есть слухи, что Стаханов не в одиночку выполнял работу, ему помогали и записывали именно в его индивидуальные достижения. Таким образом, пытались социалистическое соревнование сделать популярным среду рабочих. Кроме того, привилегии стахановцам вызывали зависть у остальных рабочих.

Вторая пятилетка также объявилась выполненной. Во всех отраслях наблюдался значительный подъем производства, улучшилось качество выпускаемой продукции. Все это стало результатом усердного труда рабочих в период социалистических соревнований.
В годы второй пятилетки были построены такие «гиганты» как Днепрогэс, Магнитогорский, Урало-Кузнецкий комбинат, Сталинградский и Харьковский автомобильные заводы, Уральский и Челябинский тракторные заводы. Активизировался научно-технический прогресс.
Таким образом, планы первых пятилеток были очень завышены, но несмотря на это СССР шагнул вперед на несколько лет и смог технически подготовиться к войне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: