Ключевые договоры и декларации россии в xx веке

Ключевые договоры и декларации России в XX веке

XX век стал судьбоносным этапом для истории России, в это столетие страна пережила три революции, две мировые войны, голод, разрухи, массовые репрессии и много других потрясений. Россия трижды сменила типы государственности, формы правления и социально-экономические уклады. Сложная история России отразилась в списке договоров и деклараций XX века.

Базовые договоры и декларации Российской империи:

Росийско-Французская Декларация по поводу заключения англо-японского союза.

Декларация о взаимном нейтралитете России и Австро-Венгрии

Секретный русско-германский союзный (Бьёркский) договор

Мирный договор между Россией и Японией

Конференция (Генеральный акт)

Конвенция между Россией и Англией по делам Персии, Афганистана и Тибета

Российско-германский секретный протокол по балтийскому вопросу

Договор о неприкосновенности территории Норвегии

Декларация и меморандум по Балтийскому вопросу (Германия, Дания, Россия и Швеция)

Соглашение по Персидским делам между Россией и Германией

Признание автономии Внешней Монголии

Соглашение России и Монголии

Декларация о признании автономии Внешней Монголии Россией и Китаем

Соглашение по армянским реформам между Россией и Турцией

Соглашение о незаключении сепаратного мира между Россией, Англией и Францией

Соглашение о проливах России с Великобританией и Францией

Декларация о незаключении сепаратного мира в течение настоящей войны (Великобритания, Италия, Россия, Франция и Япония)

Соглашение о разделе азиатской Турции

Соглашение России с Францией о целях войны

Краткий перечень договоров Советского правительства

Договор между Российской и Финляндской республиками.

Брестский мирный договор

Создание Коммунистического Интернационала

Мирный договор между Литвой и Советской Россией

Рижский мирный договор

Тартуский мирный договор между РСФСР и Финляндией

Тартуский (Юрьевский) мирный договор между РСФСР и Эстонией

Советско-английское соглашение о торговле

Договор о дружбе между РСФСР и Эмиратом Афганистан

Советско-турецкий «договор о дружбе и братстве»

Договор об образовании СССР

Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женевский протокол)

Пекинский договор (Советско-японская конвенция)

Берлинский договор о ненападении и нейтралитете

Договор между СССР и Афганистаном о нейтралитете и взаимном ненападении

Советско-японская рыболовная конвенция и договоры о рыболовных концессиях.

Протокол (пакт) Литвинова, Московский протокол

Хабаровский протокол — между СССР и Китаем о ликвидации конфликта на КВЖД

Договор о ненападении и о мирном урегулировании конфликтов между Финляндией и СССР

Договор о ненападении между СССР и Польской республикой

Пакт о ненападении между СССР и Францией

Советско-французское соглашение о торговле

Договор о взаимной помощи между СССР и Республикой Чехословацкой

Соглашение между СССР и Маньчжоу-го об уступке прав Маньчжоу-го прав СССР в отношении КВЖД (СМЖД)

Франко-советский пакт о взаимопомощи

Англо-советское морское соглашение 1937 года

Советско-китайский договор о ненападении

Советско-латвийский пакт о взаимопомощи

Советско-эстонский пакт о взаимопомощи

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом

Германо-советское торговое соглашение

Московский мирный договор между СССР и Финляндией

Договор о дружбе и ненападении между СССР и Королевством Югославия

Советско-японский пакт о нейтралитете

Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между СССР и правительством Польской Республики в изгнании

Англо-советский союзный договор

Московское перемирие (СССР – Финляндия)

Соглашение о перемирии между СССР и Румынии

Договор о дружбе и союзе между СССР и КНР

Договор между СССР и Польшей о советско-польской государственной границе

Парижский мирный договор

Мирный договор между СССР и Финляндией

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (СССР-Финляндия)

Советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи»

Договор между СССР и ПНР о советско-польской государственной границе.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Организация Варшавского договора)

Декларация о запрещении применения военного, политического или экономического принуждения при заключении международных договоров

Московский договор между СССР и ФРГ

Контракт «газ — трубы» — долгосрочное соглашение между СССР и ФРГ

Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Объединённой Арабской Республикой

Четырёхстороннее соглашение по Берлину

Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении

Договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-1

Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Эфиопией

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан

Договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ -II

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД) — договор между СССР и США, подписанный Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ)

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии

Соглашение о линии разграничения морских пространств между СССР и США

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1)

Соглашение о советско-китайской государственной границе на её Восточной части»

Заявление о будущем статусе России и других бывших республик («Заявление двенадцати»)

Договоры и соглашения Российской Федерации

Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений

Соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II)

Соглашение о разделе продукции

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией

Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении

Договор между РФ и Украиной о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве

Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ)

Соглашение об утилизации плутония

Документы ушедшей эпохи говорят о том, что прошлое столетие стало для России эпохой великих свершений: знаменательных Побед и досадных упущений.

  • Дипломатические договоры и соглашения России второй половины XVIII века
  • Мирные договоры России в период правления Романовых
  • Мирные договоры Рюриковичей

Я бы ещё отметил Московскую декларацию 1956 года между СССР и Японией. По ней между этими странами прекращалось состояние войны. СССР пообещал передать Японии острова Шикотан и Хабомаи при заключении мирного договора. Однако США надавили на Японию, чтобы они мирный договор не заключали, поэтому территориальный спор межу Россией и Японией до сих пор не разрешен.

Ультиматум о государственном суверенитете

Декларация о государственном суверенитете РСФСР стала решающим рычагом распада Советского Союза

12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, подписанная председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Сейчас мало кто вспомнит содержание этого документа, между тем он имел решающее значение для прекращения существования СССР и завершения советского периода истории.

Выделив РСФСР из состава СССР и объявив приоритет Конституции РСФСР и российских законов над союзными, авторы декларации вытащили стержень из всей государственной конструкции СССР.

Внешне идеологическая борьба новой российской бюрократии во главе с Борисом Ельциным против союзной бюрократии со главе с Михаилом Горбачевым перешла в борьбу органов государственной власти РСФСР против органов государственной власти СССР, в которой Борис Ельцин одержал две политические победы подряд – сначала в аппаратной войне, а потом на первых выборах президента РСФСР – ровно год спустя, 12 июня 1991 года.

Это был документ политической борьбы, документ умаления и подавления власти руководителя СССР, документ по сути не договорной, а односторонний, силы которого оказалось достаточно для достижения поставленной задачи.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР имела очень существенную особенность: в ней не было экономической программы.

Провозглашая демократические политические ценности, Декларация ни слова не сказала об экономической политике, в том числе экономической кооперации, вопросах собственности, денежной системе, в том числе накоплениях граждан в советской валюте, никак не обозначила вопрос отношений РСФСР с Российским государством до 1917 года.

Для внимательного читателя преамбула документа говорила не о завершенном политическом и юридическом шаге, а о намерении его совершить в ближайшем будущем – как теперь уже понятно, любой ценой:

Читайте также  Народы закавказья в последние века до нашей эры

«Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

— сознавая историческую ответственность за судьбу России,

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

— выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».

Высшие цели суверенитета были заявлены совершенно благие: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах».

Из этого заявления следовало, что в существующих государственных формах этих целей было достичь невозможно.

Между тем обнародованные в Декларации инструменты для достижения этих целей не имели к ним по существу никакого отношения:

«Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР».

В Декларации о государственном суверенитете РСФСР было объявлено, что «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством».

Фактически РСФСР была объявлена суверенным государством де факто с объявлением ультиматума властям СССР о заключении нового Союзного договора на условиях, заявленных российскими властями.

Неслучайно в Декларации написано: «устанавливаемом», а не «установленном». Потому что на тот момент ничего установлено не было.

Этот новый Союзный договор разрабатывался потом различными рабочими группами, но так и не был принят: подписание его согласованной большинством республик СССР версии в Ново-Огарево, назначенное на 20 августа 1991 года, было сорвано путчем 19 августа, после чего распад СССР принял лавинообразный характер.

Вместе с этим были погребены под рухнувшими стенами общего дома все попытки сохранить экономическую кооперацию республик СССР: сформировать единое рыночное экономическое законодательство, единую денежную систему, единый таможенный комплекс, общую оборону – проще говоря, создать на основе СССР аналог Европейского Союза, несущей конструкцией которого стала бы экономическая кооперация республик, что обеспечивается отсутствием препятствий в перемещении людей, товаров и услуг (именно это было предложено уже летом 1990 года в программе экономистов Станислава Шаталина и Григория Явлинского, более известной как «500 дней»).

Но российские и союзные власти не договорились между собой, и программа, а также 20 ключевых законопроектов к ней, предварительно одобренные Верховным Советом РСФСР, так и не была воплощена в жизнь.

Не сказав ни слова об экономике, Декларация сделала шаг в борьбе за региональные элиты, перетягивая их на сторону властей РСФСР обещаниями расширения прав и полномочий: «Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР».

Так был заложен «парад суверенитетов» уже внутри России.

На фоне последних вывертов российской власти в части преследования людей за сам факт второго гражданства с грустной улыбкой читается такой пункт Декларации: «На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР».

Или вот это, об изменении государственных границ: «Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума».

Люди, писавшие Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, верили в то, что экономика подчиняется указаниям политиков, что в вопросе определения государственных границ главное – «схватить первым», полагали, что просто смогут подмять под себя и власть, и контролируемую ею собственность.

Видя перед собой почти четверть века, прошедшие с того дня, понимаешь: в каком-то смысле эта задача действительно решена. Но решена не для «обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь», а для защиты интересов бюрократии, опередившей народ в советской очереди за достойной жизнью.

Последствия некомпетентных волюнтаристских государственных решений, принятых в 1990 году, вылились в итоге в крах государства, распад экономических и человеческих связей, войны, кровь, личные трагедии миллионов людей.

Понимая очевидность этих оценок, российские власти в 2002 году переименовали государственный праздник «День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР» в День России, стараясь стереть из частого упоминания Декларацию 12 июня 1990 года. Они так понимают изучение истории: забыть её печальные страницы, не изучать её уроки, не осмысливать её переломные дни.

Но без этого изучения и осмысления искажается и разрушается историческая память народа, а исторические ошибки получают шанс на забвение и – именно по причине забвения – на продолжение.

Декларация справедливости: 20 лет назад Россия и Китай начали создавать многополярный мир

От слов к делу

Российско-китайская декларация о многополярном мире — это небольшой текст, состоящий из семи пунктов. Однако документ имеет огромное значение для Москвы и Пекина. Декларация определила стратегическое направление внешней политики двух государств. Россия и Китай договорились разрешить взаимные противоречия и не возвращаться к конфронтации, которая существовала в советский период.

Кроме того, декларация провозгласила в качестве конечной цели российско-китайских усилий создание многополярного мира, системы международных отношений, где ни одна страна не будет навязывать другой свою волю. Роль медиатора и миротворца должен играть исключительно Совет Безопасности ООН. Только у этой структуры есть монополия на вмешательство во внутренние дела суверенных государств.

Ельцин и Цзэминь договорились осуществлять «стратегическое взаимодействие в ХХI веке», и слова не разошлись с делом. В 2000-е годы Москва и Пекин урегулировали все территориальные противоречия и в несколько раз увеличили объём товарооборота.

Кроме того, две ядерные державы провели реформы вооружённых сил, подтянув их боеспособность. Около 10 лет назад зарубежные аналитики заговорили о скором закате американской гегемонии. Последние годы степень конфронтации России и Китая в отношениях с США значительно возросла, но не привела к коллапсу однополярного мира.

Стратегическое партнёрство

Под многополярным миром учёные и политики подразумевают международный порядок, где есть несколько (минимум три) полюсов силы, которые примерно равны по своим экономическим и военным возможностям. Россия считает себя одним из центров формирующегося многополярного мира. В частности, это зафиксировано в Стратегии национальной безопасности, утверждённой 12 мая 2009 года.

Предполагается, что возникновение новых полюсов силы будет сдерживать экспансионистские устремления США, которые за минувшую четверть века развязали десятки вооружённых конфликтов.

В начале 2000-х годов о своих амбициях на мировой арене заявили пять стран: Россия, Китай, Индия, Иран и Бразилия. Наиболее тесные контакты из этой пятёрки сложились между Россией и Китаем.

Нынешний уровень отношений Москвы и Пекина официально характеризуется как «стратегическое партнёрство». Стороны последовательно реализуют пункты декларации 1997 года. Общий подход к решению международных конфликтов ярко проявляется в Совбезе ООН. Государства не поддерживают или блокируют инициативы в интересах западных стран.

В зарубежной прессе можно встретить множество рассуждений относительно формирующегося российско-китайского блока или утверждения о том, что Пекин однажды захватит богатые ресурсами сибирские территории. Данные публикации отражают страх Запада перед возможным союзом двух держав.

Однако декларация 1997 года, несмотря на обилие пространных формулировок, достаточно чётко поясняет, что РФ и КНР «выступают против блоковой политики» и «попыток расширения и усиления военных блоков».

Эта формулировка касается не только Североатлантического альянса. Москва и Пекин проводят водораздел в собственных отношениях. Державы не собираются дружить против какого-либо государства, рассматривая такой шаг как нарушение основы будущего более справедливого миропорядка.

Без союза

Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» востоковед Аждар Куртов усомнился в создании полноценного военно-политического союза между Москвой и Пекином.

«Китай вынес определённые уроки из своего прошлого: не нужно делать ставку на кого-бы то ни было и закреплять отношения какими-либо жёсткими обязательствами вроде военных союзов или альянсов», — сказал Куртов.

По его мнению, Пекин не согласится связывать себе руки даже выгодными на первый взгляд договорами.

«Суть политики КНР сводится к созданию пояса безопасности вблизи собственных рубежей, и нынешний формат отношений с Россией этой задаче полностью соответствует. Думаю, что и Москва вполне удовлетворена текущим качеством политических отношений, то есть стратегическим партнёрством», — отметил эксперт.

Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов в беседе с RT также констатировал, что Россия и Китай осуществляют«взаимное партнёрство на уважительной основе».

«Наши страны наращивают сотрудничество в рамках Шанхайской организации, БРИКС, G20, АТЭС и АСЕАН. Стабильно развиваются контакты в военно-технической сфере», — пояснил Стрельцов.

Эксперт обратил внимание, что Китай неслучайно стал первым государством, которое приобрело у РФ зенитный ракетный комплекс С-400. Стрельцов считает передачу новейших образцов оружия показателем высокого уровня доверия в двусторонних отношениях. По его мнению, российский ЗРК будет защищать китайское небо от западной авиации и крылатых ракет.

«Всё, что сейчас делают Россия и Китай, в итоге сдерживает амбиции Запада. США уже не могут диктовать свою волю всей мировой экономике и значительной части государств. Многополярный мир — это уже не цель, а констатация факта», — заявил Стрельцов.

О дивный новый мир

Экс-советник по национальной безопасности президента США, известный политолог Збигнев Бжезинский в своей книге «Стратегическое прозрение» (2012 год) предположил, что эпоха однополярного мира вскоре закончится, а вся 500-летняя эпоха доминирования атлантических морских держав уйдёт в прошлое.

«В будущем Америка должна будет проводить более ответственную и утончённую политику, чем раньше. Мировое доминирование одной-единственной державы в мире больше невозможно — вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы», — пишет Бжезинский.

По мнению политолога, Западу нужно срочно заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией, иначе ему может грозить глобальная изоляция. Важность такого стратегического шага определяется сближением Китая и России.

«Время всесильного игрока для Америки прошло, теперь уже США не могут, как раньше, самоуверенно представать в надменной позе перед Россией, Китаем, Индией, Бразилией, Ираном или Пакистаном», — полагает Бжезинский.

Вопреки ожиданиям, с приходом в Белый дом Дональда Трампа отношения Вашингтона с Россией и Китаем не так однозначны. Президент США придерживается традиционного американского курса на противостояние альтернативным центрам силы.

Однако, как считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев, накал страстей не стоит преувеличивать. Вашингтон будет постепенно сбавлять тон и вряд ли рискнёт пойти на обострение конфронтации. Наибольшую осторожность Америка будет проявлять в отношениях с Китаем.

«Может сложиться впечатление, что США и Китай превратились во врагов. Это не так. Между ними хватает противоречий и точек соприкосновения. Хотя проблемы, которые есть, волевыми решениями не урегулировать, они требуют и длительных переговоров, и уступок», — заявил RT Рогулев.

Не стоит забывать, США и Китай связывают тесные торгово-экономические отношения. Однако в этой сфере не всё гладко.

«США смущает огромный дефицит торговли с Китаем — более $200 млрд. Это крайне не удовлетворяет американцев. С другой стороны, Китай заинтересован и дальше поставлять свои товары в Штаты, потому что потерять такой рынок для Пекина равноценно краху», — подчеркнул Рогулев.

Опрошенные RT эксперты уверены, что в настоящее время из комплекса противоречий различных полюсов силы и попыток наладить диалог рождается многополярный мир. Однако его оформление может затянуться на несколько десятилетий.

Московская декларация Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики

По приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Председатель Государственного комитета обороны Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ир находился в Российской Федерации с 26 июля 2001 года и 4–5 августа осуществил официальный визит.

Состоявшиеся в Москве в первом году нового века встречи и переговоры руководителей Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики стали исполненным особого значения событием в истории российско-корейских дружественных отношений, исторической вехой в деле укрепления мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире.

Руководители двух стран в дружеской и откровенной атмосфере провели широкий обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и представляющим взаимный интерес международным проблемам и согласились в следующем.

1. В наступившем веке Российская Федерация и КНДР будут содействовать формированию новой справедливой системы мироустройства, основанной на приоритете права, принципах равноправия, взаимного уважения, взаимовыгодного сотрудничества в интересах сохранения глобальной стабильности, обеспечения надежной безопасности каждого члена мирового сообщества в политической, экономической, социальной, культурной, информационной и других областях.

Стороны признали важность усиления ведущей роли ООН в мировых делах и необходимость предотвращения любых попыток действовать вразрез с Уставом ООН, другими принципами и нормами международного права. Существующие в мире спорные проблемы должны решаться мирным, политическим, переговорным путем на основе неконфронтационности.

Российская Федерация и КНДР, признавая, что в международных отношениях должны последовательно обеспечиваться независимость, суверенитет и территориальная целостность, подтверждают право каждого государства иметь равную степень безопасности.

Стороны указали на важность объединения усилий международного сообщества по противодействию угрозе распространения международного терроризма и воинствующего сепаратизма.

2. Принимая во внимание, что Договор по ПРО 1972 года является краеугольным камнем стратегической стабильности и основой дальнейших сокращений стратегических наступательных вооружений, руководители двух стран выразили решимость и в наступившем веке всемерно содействовать укреплению международной безопасности.

Корейская Сторона заверила, что ракетная программа КНДР носит мирный характер и, следовательно, не представляет угрозы для любой страны, с уважением относящейся к суверенитету КНДР.

Российская Сторона приветствовала эту позицию КНДР.

3. Руководители двух стран единодушно признали, что дальнейшее развитие имеющих глубокие исторические корни традиционных российско-корейских отношений дружбы и сотрудничества отвечает основополагающим интересам народов двух стран, вступивших в новый век, вносит существенный вклад в обеспечение мира и безопасности в Азии и во всем мире.

Стороны вновь подтвердили историческую значимость Совместной российско-корейской декларации, подписанной руководителями двух стран 19 июля 2000 года, и Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой от 9 февраля 2000 года и договорились расширять и развивать дружественные отношения на основе этих документов в интересах достижения мира и стабильности в Северо-Восточной Азии и во всем мире, процветания и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества двух стран.

4. Руководители двух стран пришли к согласию относительно конкретных направлений и мер по дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества в различных областях политики, экономики, военного дела, науки и техники, культуры и с удовлетворением отметили подписание ряда соответствующих соглашений.

5. Стороны, конкретизируя достигнутые ранее договоренности в области торгово-экономического сотрудничества, условились о первоочередной реализации проектов реконструкции построенных совместными усилиями предприятий, в частности в электроэнергетике, на основе урегулирования проблем прошлого в двусторонних расчетах и дали соответствующие поручения правительствам своих стран.

Российская Сторона подтвердила свое намерение, встреченное Корейской Стороной с пониманием, использовать привлечение внешних финансовых ресурсов в интересах реализации ряда двусторонних проектов.

6. Стороны обязались предпринять все необходимые усилия по реализации на основе общепринятых в мировой практике принципов взаимовыгодности проекта создания железнодорожного транспортного коридора, соединяющего Север и Юг Корейского полуострова с Россией и Европой, и заявили, что работа по соединению корейских и российских железных дорог вступает в стадию активного осуществления.

7. Руководители двух стран согласились в том, что поддержка усилий корейского народа, направленных на самостоятельное и мирное решение вопроса воссоединения страны объединенными силами самой корейской нации в соответствии с Совместной декларацией Севера и Юга от 15 июня 2000 года, способствует решению проблемы объединения Кореи, и заявили о недопустимости внешних помех этому процессу.

Российская Сторона подтвердила, что она уважает договоренности Севера и Юга Кореи на этот счет и твердо поддерживает продолжение диалога между Севером и Югом без вмешательства извне, заверила в своей готовности и далее играть конструктивную и ответственную роль в позитивных процессах на Корейском полуострове.

8. КНДР разъяснила свою позицию о том, что вывод американских войск из Южной Кореи является не терпящей отлагательства насущной проблемой в интересах обеспечения мира и безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии.

Российская Сторона выразила понимание этой позиции, подчеркнув необходимость обеспечения мира и стабильности на Корейском полуострове невоенными средствами.

Российская Сторона приветствовала активизацию установления официальных отношений между КНДР и рядом европейских государств и международных организаций, высказала искренние пожелания успеха в переговорном процессе между КНДР и такими странами, как США и Япония.

Председатель Государственного комитета обороны Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ир выразил признательность за теплый прием и гостеприимство, оказанные ему Российской Стороной в ходе визита, и пригласил Президента Российской Федерации В.В.Путина вновь посетить КНДР в удобное для него время. Приглашение было с благодарностью принято.

Что мы празднуем 12 июня? Стала ли Россия суверенным государством

12 июня мы отмечаем День России, в народе праздник еще называют Днем независимости России. Как Россия приобрела суверенитет и какова в этом роль Декларации о государственном суверенитете, принятие которой стало поводом для празднеств? Об этом разбираемся в заметке.

Определение суверенитета нельзя найти в универсальных международных и отечественных правовых актах. Однако исходя из смысла, в котором этот термин используется, суверенитетом можно назвать верховенство государственной власти как во внутренних, так и во внешних делах. В науке он более точно называется государственным суверенитетом, наряду с национальным, народным и личным суверенитетами. А есть еще экономический, налоговый и другие суверенитеты, но это уже другая история.

Современная Россия исчисляет свой суверенитет еще со времен Октябрьской революции 1917 года, создавшей новый тип советской социалистической республики. Перенести начало современного российского суверенитета на более ранний период нет оснований ввиду отказа советских властей признавать советскую республику правопреемницей Российской империи. Но отдельные исследователи все-таки пытаются найти тонкие связующие нити между царской Россией и советским государством. Об этом можно рассказать подробнее в рамках других публикаций.

Первым документом, закрепившим государственный суверенитет, стала Конституция РСФСР 1918 года. В РСФСР провозглашалась верховная власть высших государственных органов республики: власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами – Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов. После окончания Гражданской войны, помимо конституционного закрепления, установилось фактическое господство советской власти на всей территории РСФСР.

Ярким выражением суверенитета РСФСР стало заключение наряду с Украинской, Белорусской и Закавказской советскими республиками Договора об образовании СССР в 1922 году. Союзные республики передали Союзу часть своего суверенитета: определили предметы ведения и систему высших органов союзного государства. Однако решающее слово в вопросе участия в СССР оставалось за союзными республиками. Для этих целей они предусмотрели в Договоре свое право свободного выхода из Союза. Одновременно с Договором страны-участницы подписали также Декларацию об образовании СССР, в которой подчеркивался добровольный характер объединения.

Договор и Декларация 1922 года вошли составными частями в первую Конституцию СССР 1924 года. Право республик на выход из СССР сохранялось на протяжении всего советского периода и последовательно переписывалось в «сталинскую» Конституцию 1936 года и «брежневскую» Конституцию 1977 года. Это подтверждает вторичность суверенитета Союза по сравнению с суверенными правами его участниц. Помимо этого, суверенность республик определялась их свободой в решении вопросов, отнесенных к республиканскому предмету ведения.

Так продолжалось до конца 1980-х годов, когда в результате ослабления власти Союза в стране начался «парад суверенитетов». Из состава СССР одна за одной стали выходить союзные республики. Более того, следуя тренду, некоторые автономные республики стали провозглашать свою независимость (напр. Нахичеванская АССР). Первыми союзными республиками, объявившими о независимости, стали Литва и Грузия (март и апрель 1990 года).

На фоне роста сепаратистских настроений 3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. Закон зафиксировал процедуру выхода из состава СССР: решение о выходе должно быть принято свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Многие республики выходили из СССР с нарушением этой процедуры. РСФСР была в их числе, но это тема для отдельной публикации.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Этот день впоследствии стал отмечаться в России как День России и с 1992 года по настоящее время он является одним из государственных праздников. Декларация торжественно провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

Странно читать формулировки о суверенитете РСФСР на ее территории – ее суверенитет никем не оспаривался и обладание ею суверенной властью на всей территории ни у кого не вызывал сомнений. Как мы видели на примере Конституций СССР, республики сохраняли верховенство власти в пределах своей компетенции, а также основополагающее суверенное право на выход из состава СССР. Однако внимательное прочтение Декларации позволяет понять мотивы авторов при ее составлении.

Практически каждая формулировка Декларации была насыщена противопоставлением правовых статусов РСФСР и СССР. В первую очередь, по смыслу Декларации, СССР должен быть обновлен путем заключения между странами-участницами нового союзного договора. Во-вторых, в стране провозглашалось верховенство законов РСФСР над союзным законодательством. В случае противоречия актов СССР суверенным правам РСФСР последние имеют приоритет, при этом акты СССР в этой части приостанавливают свое действие. В-третьих, в очередной раз подчеркивалось право РСФСР на выход из СССР. В-четвертых, на территории РСФСР устанавливалось республиканское гражданство при сохранении гражданства СССР. Также в Декларации закреплялись основные принципы государственного управления.

Таким образом, Декларация не провозглашала независимость РСФСР от кого бы то ни было, не решала вопрос о выходе из СССР (РСФСР оставалась в составе СССР) и не устанавливала суверенитет на ее территории (РСФСР и так обладала суверенитетом на основании действовавшей тогда Конституции СССР 1977 года), а лишь расширяла суверенные права республики в вопросах государственного устройства и управления. По сути, она не являлась актом прямого действия, а ее условия должны были приводиться в действие путем внесения изменения в Конституцию РСФСР, денонсации договора об образовании СССР 1922 года и заключения нового союзного договора.

В итоге на основании условий Декларации в декабре 1991 года Верховный Совет РСФСР денонсировал союзный договор 1922 года. Новый же договор заключить не удалось, вместо обновленного СССР на международной арене появилось аморфное СНГ. А в декабре 1993 года по результатам референдума была принята действующая Конституция РФ, юридически закрепившая фактический выход России из состава Союза.

Помимо роли Декларации в определении дальнейшей судьбы РСФСР, отмечается ее большое деструктивное действие на политические процессы того времени. Ее принятие стало детонатором в развитии «парада суверенитетов» и ускорило распад СССР. Она послужила основой для вовлечения в «парад суверенитетов» автономных республик и округов, входивших в состав союзных республик. К примеру, Татарстан еще долгое время юридически оставался суверенным государством. Определение статуса национальных регионов растянулось на десятилетие после принятия Декларации.

Больше историко-правовых разборов — в паблике ВКонтакте История и Право. Присоединяйтесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: