Культура казахского народа в 19 веке

Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения г...

Культура казахского народа в 19 веке

Культура Казахстана во второй половине XIX века

Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии сюда стали приезжать ученые, путешественники. Еще в XVIII веке, в 1769 году одну из первых экспедиций в край возглавлял П. С. Паллас. Результатом ее стал труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 год). В 1772 году Н. Рынков опубликовал «Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в Киргиз-кайсацкие степи в 1771 году». Крупным этапом изучения Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книг А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей». Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В. И. Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при Оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году во время сбора материала о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин.

В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-19Н годы), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование «Россия. Полное географическое описание отечества». Два тома из них : «Киргизский край» и «Туркестанский край», посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Также изучали географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые Н. А. Северцев, И. В. Мушкетов. Большой вклад в изучение края внес востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837-1918 годы). Он изучал обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Семиречье. Его публикации «Образцы народной литературы тюркских племен» содержат казахские сказки, эпические произведения, лирику. Также известный ученый-востоковед, археолог, лингвист, академик В. В. Вельяминов-Зернов (1830-1904 годы) в книгах «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» освятил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали А. И. Добромыслов, Н. Н. Аристов, М. Красовский и другие. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году — отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали «обзоры» областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году — в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах». Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас», а по результатам поездки в Кульджу — «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа». В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.

В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства. Результатом этой поездки стал капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)»; 1856-1861 годы — это время пребывания его в Петербурге. Он работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедом В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, В. П. Васильевым, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым продолжалась еще с Семипалатинска; он общался с поэтами А. М. Майковым, Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях киргиз» и другие. Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», опубликованы отрывки из казахского эпоса «Кобланды-батыр», «Жанибек-батыр», материалы по истории «Кыпчак Сейткул», «Байулы» и другие. По этнографии в «Записках» Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства». Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.

Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение «Лето» и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют «лицом казахского народа». Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении «Гаклия», где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты «Акмолинские областные ведомости», «Киргизская газета», «Оренбургский листок» и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты «Туркестан уалаяты» на казахском и узбекском языках.

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов.

В изучаемое время появилось много произведений выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т. Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку: «Казах на лошади», «Казахские дети — байгуши», «Казахское стойбище на Кос-Арале» и другие. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце 60-х, начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую Туркестанскую серию «В горах Алатау», «Мечеть Хазрета Ясави» и другие.

Читайте также  Хронологическая последовательность князей на руси

Развивалось декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, других изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, превращая их в произведения искусства.

Таким образом, социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено окончательным превращением края в колонию Российской империи.

Материальная и духовная культура Казахстана XIX в.

Синкретная культура казахов оставалась до середины XIX в. глубоко традиционной. Ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей и последовавших за этим политических кризисов, приведших к упадку хозяйственную жизнь к дальнейшей экономической несостоятельности кочевничества (развитие культуры замедлилось из-за отсутствия идеалов).

Россия до 70-х г. XIX в. была озабочена только укреплением своего положения в Средней Азии и исключала всякое культурное взаимодействие народов империи.

В начале XlX века абсолютное большинство казахского населений проживало в юртах. Особые мастера (уйшы) делали замечательные образцы юрт, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко их направляли на различные этнографические выставки (Петербург, Москва, Париж). В различных случаях жизни, связанных с частыми переездами, военными походами, с хозяйственной целесообразностью, употребляются более упрощенные типы юрт: кос, жолама уй, абылайша, ит арка и т.д. Русское правительство в большом количестве приобретало юрты для нужд армии (особенно в годы первой мировой войны).

Появление зимовок в XIX в. — порождение переходного периода и связано с обострившимися проблемами землевладения и, конечно, переходом к оседлости. «Кыстау» — зимнее жилище казахов XIX в. — это разнообразные строения, зависящие от климатических и естественно — исторических условий, а также степени экономического благосостояния владельца. В горных районах его строили из камня ми дерева, в степной части — из дерна и камня, в северной — чаще из дерева, на юге — из саманного кирпича. Окна делались на потолке, или на противоположной к выходной двери стенке, дверь выходила во двор. Кыстау обычно состоит из двух комнат (коржун уй). Вплотную к жилищу пристраиваются хозяйственные сооружения. В понятие кыстау входит и близлежащая территория, строго летом охраняемая от потравы.

В одежде казахов XIX в, наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка! бархата, атласа и особенно дурня (полушелк), то в конце века все больше проникают ткани русского фабричного производства. Многие формы архаичной одежды казахов — саптама (сапоги с длинными голенищами), саукеле (головной убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) постепенно выходят из употребления.

О некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. Они только еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». Безусловно, та среда, которая рождает жыр (речитатив) уходит в прошлое. Окружение казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, поражение ряда крупных восстаний — все эти события/ всколыхнувшие. казахскую жизнь, породили в казахской поэзии пессимистическое направление, известное под названием — Зар заман Яркими представителями данного направления были Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердеры. В XIX в. в казахской литературе были широко представлены темы и сюжеты из лучших образцов классической литературы Востока. Книжные поэты XIX в. получали образование в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обучались восточным языкам, литературе и истории. В конце XIX в. «касса», «хикаят», «дастаны» были распространены очень широко.

Заметное продвижение в деле просвещения произошло после реформ 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмолинской и Семипалатинской областях действовали десятки низших школ, открывались гимназии, появились библиотеки и т.д. То же самое наблюдается во всех остальных областях Казахстана. Знаменательной вехой в этом процессе можно считать открытие женских гимназий в областных центрах, учительских семинарий, передвижных аульных школ. Начиная с середины XIX века, в результате усиления ислама наиболее распространенной формой обучения в Казахстане стали аульные мусульманские школы. Усиление религиозного сознания казахов XIX в. нельзя объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских и бухарских фанатиков. Корни популярности ислама связаны с усилением колонизации, неудачами административно — территориальных реформ, обнищанием масс, обезземеливанием и моральными потрясениями.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Культура Казахстана 19 века

1. Шокан Валиханов.

2. Искусство и музыкальная культура.

3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.

4. Абай Кунанбай-улы.

Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. Это были красивые места, широко известные в степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.

Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.

Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным, труды которого побудили его заняться изучением восточных средневековых хроник.

Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П. Семёнов-Тян-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образованность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру кыргызского народа, пишет »Дневник поездки на Иссык-Куль» и »Записки о киргизах». Во время экспедиции знакомится с П. П. Семёновым-Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами.

Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению кыргызской народной литературы, как эпос »Манас». Им записан большой отрывок этого огромного эпического цикла.

В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой »белое пятно» в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд » О состоянии Алтышара…» давал анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями. Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П., Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским и другими яркими именами русской литературы.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский. Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.

В 1865 году в газете »Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Научное наследие великого казахского учёного многообразно. Работы »Аблай», »Казахское родословие», »Мусульманстве в степи», »Следы шаманства у казахов», »О кочёвках казахов» и другие послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии.

ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров и другие представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина »Окружающие Лепсинский край горы» с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.

Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника »Прогон скота», »За дровами» казахская степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах – зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Читайте также  Внешняя политика ивана iv грозного и его царствование

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй »Кишкентай» был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях »Акбай», »Адай» и др. отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе »Сары арка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ

Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.

Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.

Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В формировании его поэтического творчества в демократическом направлении известно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал изучать язык и культуру этого великого народа.

Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.

Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из »Евгения Онегина» отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским поэтом. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним, является тому подтверждением.

Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Преждевременная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году.

Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы – »Гаклию». Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое народом.

Культура Казахстана в первой половине XIX века. Развитие просвещения и изучение Казахского края

Особенности развития просвещения в Казахстане.

В начале XIX века в мектепах Казахстана давались в основном религиозные знания. Для продолжения образования состоятельные родители отправляли своих детей учиться в медресе Самарканда, Бухары, Ташкента и Хивы. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 году указом Екатерины II в городе Омске была открыта Азиатская школа, которая готовила переводчиков и писарей из числа коренного населения. Выпускники Азиатский школы составили первые группы квалифицированных специалистов в казахской Степи.

Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. Военное училище в Омске было преобразовано в 1837 году в Сибирский кадетский корпус, военное училище в Оренбурге в 1844 году – в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.

В 1831 году было решено открыть училища с русским языком обучения в поселениях Омской области. Одно из первых таких училищ было организовано в 1831 году в Семипалатинске. В 1836 году в Усть-Каменогорске был открыт интернат для казахов.

В 1841 году в Букеевской Орде по инициативе хана Жангира была организована школа с обучением на русском и татарском языках. Школа ставила своей целью не только дать знания казахским детям, но и подготовить преданных служащих для хана и Оренбургской губернской канцелярии. В 1850 году открылись школы при Оренбургской пограничной комиссии, в которых велось преподавание для казахов на русском языке.

Изучение Казахстана российскими учеными.

В первой половине XIX века среди представителей русской культуры, изучавших жизнь и историю казахского народа, почетное место занимает В.И. Даль, русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. В 1833–1841 годах он служил чиновником для особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края В. Перовском.

За 8 лет пребывания в Оренбургском крае Владимир Даль собрал образцы устного творчества тюркоязычных народов. В 1836–1838 годах он выразил сочувствие руководителям народной борьбы Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. В повести «Бокей и Мауляна» В. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края. В 1838 году за собранные коллекции по флоре и фауне Оренбургского края он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук.

С Оренбургским краем было связано одно из направлений творчества великого русского поэта А.С. Пушкина. В 1833 году он побывал в Оренбурге, где собирал материалы о пугачевском восстании. В «Истории Пугачева» приведены сведения об участии казахов в пугачевском восстании, описываются племена казахов, кочевавшие в междуречье Волги и Яика.

В Уральске А. Пушкин записал поэму «Козы-Корпеш – Баян-Сулу». Пo одной из версий, поэму передал Пушкину Махамбет Утемисов. Есть предположение, что на основе поэмы «Козы-Корпеш – Баян-Сулу» Пушкин собирался написать собственное произведение, но ему помешала ранняя смерть.

В 30–40-х годах XIX века начался новый этап в изучении Казахстана. В 1832–1836 годах Григорий Карелин изучал берега Каспийского моря. Его каспийские экспедиции стали знаменитым вкладом в географическую науку. Результатом экспедиций стало описание и составление карты восточного берега Каспийского моря протяженностью более 1 200 километров.

Во время экспедиции Карелин проявил себя и как дипломат. В ходе встречи со старейшинами одного из туркменских племен он склонил их к взаимовыгодной торговле. В 1827–1829 годах Карелин составил карту расположения Букеевской Орды, за что в 1829 году получил бриллиантовый перстень. За труды по описанию земель и кочевой жизни казахов он был произведен в титулярные советники. По договору с ханом Букеевской Орды Жангиром, Карелин с 1828 года помогал управлять делами хана, заниматься с ним различными науками.

В 1848–1849 годах экспедиция капитан-лейтенанта А. Бутакова изучала Аральское море. А. Бутаков собрал новые ценные материалы по общественно-политическому устройству, экономической жизни и быту казахского населения Приаралья. Им было составлено подробное навигационно-гидрографическое описание Аральского моря.

В изучении казахской Степи ведущую роль играли экспедиции, организованные Русским географическим обществом. Огромное познавательное значение имело обобщающее трехтомное исследование А. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей». Начались сбор и систематизация архивных материалов о казахском народе и Казахстане.

Культура казахского народа в 19 веке

Промышленность:

Зарождение промышленности – последняя четверть 19в – это в основном горнорудная промышленность. Месторождение угля нашел казахский мальчик. Карагандинское месторождения угля выкуплено Ушаковым за 255 рублей, жезказганское – 100 рублей. Уголь – Центр К, цветные металлы – Вост К. Предприятия: серебро – 1884г, уголь – 1885г. Иностранные инвесторы: Россия, Бельгия, Германия, Англия, США (с 1860-х годов). Крупные предприятия – 300-400 человек. Верный: первая ветряная мельница – 1857г, первый завод – пивоваренный – 1858г. Рабочий класс: в большинстве казахи, основа – железнодорожники. В 90-е годы 19в стал применяться детский труд.

Инфраструктура:

Изначально – судоходство по Иртышу, Балхашу. «Общество буксирного пароходства» — на реке Иртыш. Первый пароход – покупка Юлдашева — 1882г. Строительство Сибирской железной дороги (1894г). 1888г – открытие Закаспийской железной дороги. Оренбург — Ташкент ж/д (1905г)– самая длинная, проходит через Западный К, присоединяет Южный К.

Читайте также  Внутренняя политика в россии в первой половине xix века

Большие города:

Семипалатинск – главный пункт торговли между К и Китаем; научный центр – первая библиотека (1883г)
Оренбург – центр торговли с казахами, с Зауральской окраиной, марксистский кружок, кадетский корпус
Кяхта – связывающий центр между Россией и Китаем.
Петропавловск (Кызылжар) – главный город в торговле со Средней Азией.
Акмешит (Ак Мечеть) = Перовск = Кызылорда. Аулие-Ата = Тараз = Жамбыл. Верный = Алматы.

В 1822г на территории Зап К в ханской ставке (Урда) открыта первая ярмарка. 1855г – городские ярмарки (Семипалатинск). В Каркаралинском уезде открыта Кояндинская ярмарка (Сев К, основатель – Ботов, 1848г). В Семиречье – Каркаринская ярмарка. Ярмарочная торговля развита в Акмолинской обл.

Бухарским торговцам разрешено свободно торговать. Для безопасности караванов разрешено иметь вооруженные отряды (1803г). К позволил России торговать с Тибетом и северной Индией. Основной товар в торговле с Россией – скот. Вывозили: мука, кожа. Ввозили: текстиль, металлическая утварь. Самая популярная форма торговли – ярмарки. В русско-китайской торговле важную роль играли: Семипалатинск, Бухтарма и Петропавловск. Саудагер – казахский торговец → почва нац. буржуазии.

Водное сообщение с Китаем по реке Или открыто в 1883г (пункт – крепость Суйдин). В 1855г торговые отношения прерваны из-за уничтожения русский факторий в Чугучаке местными жителями. Для активации торговли с Китаем в 1890г построена Сибирская железная дорога и был создан Семипалатинский торговый округ. Кульджинский договор (1851г) – таможня, фактории, консульства.

Петербургский договор (1881г): русско-китайская торговля через К, беспошлинно торговать чаем, давал право выбора русского или китайского гражданства. Первое отделение банка – Уральск, 1876г. Потом отделения банка открылись в Петропавловске и Семипалатинске. Самое большое количество филиалов – Русский Торгово-Промышленный Банк. 1890г – Семипалатинский торговый округ (для контроля налогов). В 50е – 60е с Китаем торгуют Капал и Верный.

Образование и наука:

1789г – Азиатская школа переводчиков – первая школа для казахов. 1841г – первая светская казахская школа (Букеевская Орда, ставка хана Джангира), преподавание на татарском. 1850г – оренбургские школы русского образования для казахов. Цель – подготовка кадров для администрации. 1864г – первая казахская школа Алтынсарина. 1870г – обязательное изучение русского языка 1872г – учительский институт в Омске, 1879г – в Ташкенте. 1883г — казахская учительская школа в Орске. 1906г – Закон о развитии просвещения (открытие русско-казахских школ). Предметы медресе: фараиз – об имуществе, усул – законы мусульман, акаид – догматика, монтик – логик, хикмет – история. Хикмет – энциклопедия наук. Возраст учащихся – 18-20 лет. Документ, ограничивающий исламские школы – «Мероприятия по борьбе с мусульманством в восточной части России» (оренбургский ГГ Крыжановский). Изучение края осуществлялось через статистические комитеты. 1845г – открыты отделы Русского географического общества (Семипалатинск). 1878г – в Семипалатинске открыт статистический комитет. 1892г – перепись казахского населения, скота, создан «Переселенческий фонд».

Музей показывал историю и быт края. «Енлик-Кебек» — эпос Кудайбердыулы (1858г – 1931г). «Сорок ногайлинских батыров» — огромный эпический цикл Абыла. Пушкин в 30-е годы побывал в Оренбурге и Уральске, где писал «Историю Пугачевского бунта» и «Козы-Корпеш и Баян-сулу». На выставке в Париже ювелирные предметы и одежда. 1872г – московская выставка музыкальных инструментов.

Организованное переселение русских крестьян началось в 60-е годы 19в. Переселенцу давали 30 десятин земли, освобождение от повинностей (от всех налогов на 15 лет). Из европейской части России в К прибыло 328т переселенцев. Большего всего переселенцев – в Семиреченской области. В Верный (Алматы = Илийский городок) в основном приезжали из Воронежской области. В 1897г казахи составляли 68%. У казахов Акмолинской области отобрано 251т десятин. По переписи крупными городами являлись: Уральск (36т), Верный, Семипалатинск. Кулак – 15 десятин. К 1906г передано через «переселенческий фонд» 17 млн десятин, 1916г – 40 млн, 1917 – 45 млн. Рост населения также за счет новой категории – отходников (наемные рабочие).

Из Польши сослано 10т человек. В 1881-83г происходит переселение уйгур (45т) и дунган (5т) в Семиречье и Киргизстан. Их главная культура – рис. Причина – притеснения Цинской империи (Китая). Джатаки – несформировавшаяся часть аульного пролетариата; обедневшие казахи — земледельцы

Великие люди:

Гасфорт — идея о соединении Сырдарьинской и Сибирской линий в 1853г
Колпаковский – разработал «Временные правила переселения» (1868г-1883г), военный губернатор Семиречья
Крыжановский – программа «Меры борьбы с мусульманством»
Осип Мамнев – начал производство меда Попов – «Товарищество промышленников»
Юлдашев – купец купивший английский корабль и торговля по водному пути с Китаем
Левшин – исследовал жизнь казахов, написал труд по истории «Описание киргиз-кайсацких орд и степей», законы Тауке, «казахский Геродот»
Семенов-Тян-шанский – географ, исследовал «Киргизский край»
Вельяминов-Зернов – ученый-историк, история КХ «Касимовские цари», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках»
Радлов – востоковед, «Образцы народной литературы тюркских племен»
Бутаков – изучение глубины Арала и берегов Сырадарьи (48г) с поэтом Макшеевым Карелин,
Старков — ссыльные, изучавшие Казахстан и Каспийское море
Северцев – географ Щербина – экспедиция по изучению Казахстана, освободительное
Достоевский – писатель, демократ, сосланный в Семипалатинск; собирал археологию; встречался с Ч. Валихановым
Муравьев-Апостол – ссыльный декабрист, «много лечил и помогал в Бухтарме»
Вольховский – декабрист, создавший карту родов Щербин – глава группы ссыльных изучавших земельный вопрос, статистический комитет
Михаэлис – друг Абая, изучал Тарбагатайские горы
Хлудов – основатель казахской художестенной школы, «Прогон скота»
Верещагин – картина «Горы долины Лепсы» движение
Кастеев – первый казахский художник Коровкин – «Поездка в Илийскую крепость
Коншин, Зенков – становление печатного дела
Шевченко – украинский поэт, ссылка 1847г – 57г, стихотворение «Мои думы»
Зелинский – поэма «Казах» Даль – повесть «Бокей и маулен»
Шернияз – поэт и оратор, традиции импровизаторства
Суинбай – популярный поэт Семиречья, наставник Жамбыла
Жанторе – хан Младшего жуза, создавший кюй «Шалкыма»
Татикара – поэт, прославлявший Абылая Сармалай – крупный композитор, сыбызгист
Сегиз серы – народный композитор-песенник 1 половины 19в
Жаяу Муса (1835г – 1929г) – композитор, поэт-публицист, певец, автор 70 песен. В 1860г сослан в Тобольск. Положил музыку на стихотворение «Давайте, дети, учиться»
Биржан – композитор, встретился с Абаем
Акан-серы – композитор, «Кулагер», «Балхадиша»
Даулеткерей (1820г – 1887г) – кюйши-композитор; лирическое направление. Кюи «Косалка», «Кудаша». На формирование взглядов повлияло восстание в Букеевской Орде
Таттимбет – кюйши-композитор, основоположник классической домбровой музыки. Стиль шертпе. Получил серебряную медаль. Привлекали легенды созданные в 13в – 17в
Дулат Бабатайулы — «Осиет-нама» — запрещенный сборник стихов, влияние толгау
Бухар-жырау Ыкылас (1843 – 1916) — композитор, кобызист, возродивший традицию кобыза от музыки
Коркута Курмангазы (1818г – 1889г) – гениальный кюйши-композитор, классик. Родился в Букеевской Орде. 60 кюев. «Сарыарка» — мотив стремления к свободе, степи. «Кишкентай» — посвящен Исатаю Тайманову, первый кюй. «Кызыл кайын» «Балбыраун» — танцевальные
Шоже Каржаубайулы – мастер айтыса, лишенный зрения
Ибрай Алтынсарин (1841г – 1889г) – педагог-просветитель. Воспитание получил от деда Балгожы. В 1857г с золотой медалью окончил школу при оренбургской приграничной комиссии. Назначен инспектором школ в Тургайскую область. Труд «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку». Хрестоматия написана русским алфавитом. Стихотворение «Идите дети учиться». Друг Григоревич, востоковед. Открыл ремесленные и с/х школы («Яркое направление»). Произведение «Кипчак Сейткул» — одобрял земледелие. Он открыл школу для девочек в Иргизе.
Чокан Валиханов (1835г -1865г) – просветитель, путешественник, этнограф, исследователь истории и культуры. Родился в Кушмуруне (белая кость, чингизид). Первоначальное имя – Мухаммед-Канапия. Воспитывали бабушка Айганым. Учился в Сибирском кадетском корпусе (г. Омск) в 47г — 53г (с 12 лет учился русскому языку), получил звание корнета. 1856г – поездка в Кульджу. В 1857г – член Русского географического общества. 1858г – знаменитая поездка в Кашгарию. Труд об ее итогах принес ему всемирную известность. 1859г – 61г – в Петербурге. В 60-е живет в Верном. 1865г – публикуется последний труд о восстании дунган (газета «Русский инвалид»). Записал киргизский эпос «Манас». «Козы-Корпеш – Баян-сулу» записал со слов Жанака и Шоже. Исследовал Иссык-куль. Участвовал в захвате крепости Аулие-Ата (генерал Черняев). Работал с Семеновым-Тянь-Шаньским. Предлагал восстановить самоуправление во время реформ. Всемирную известность принес труд о путешествии в Кашгарию. Скончался в Алтын Емел. «Чудовищная фанатика» — аульные мектебы (школы).
Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845г – 1904г) – поэт, основоположник письменной литературы, филолсоф-гуманист, Родился в горах Чингиз, из рода Тобыкты. Имя Абай дала мать Улжан. Учился в медресе Ахмеда Ризы в Семипалатинске. Отец хотел сделать из него управленца. Избран в статистический комитет. Близкий друг – Гросс, польский революционер, написавший «Материалы для обычного права киргиз» — особенности имущественного права. Лучший ученик – Кудайбердиев. Сын Абдрахман учился в Петербурге в артиллерийском училище. Толстой повлиял на взгляды. Философский труд «Гаклия». «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды». «Я презрел познанье. »

В южном К дети за долги отбирались, а затем продавались на базарах. Налог введенный Мырзой Ахметом был на незамужних женщин и девушек. Характерно увеличение числа коров. Юрта, изготовленная по заказу хана Жангира, была подарена Николаю 1. Лучший вариант эпоса «Козы-Корпеш – Баян-сулу» записан от Шоже. Школа мореплавания открыта в Гурьеве (Атырау). «Временное положение» дало право добровольного сбора финансовых средств. Приход русского отряда в долину реки Кызылагаш ускорил обращение киргизских семей под власть России. Туркестанский генерал-губернатор имел право вести переговоры с Китаем и Ираном. Первая забастовка прошла в Кокчетавском округе, Мариинские прииски (1849г). 1888г – горняки Усть-Каменогорского уезда добились повышения зарплаты. Забастовка в Омске 1889г. Выступления рабочих были слабы, так как рабочий класс был малочисленен.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: