Внутренняя политика в россии в первой половине xix века

план-конспект урока

Внутренняя политика в россии в первой половине xix века

Внутренняя политика России в первой половине XIX века
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
план-конспект 33.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 10 классе

разработал Семёнов Иван Андреевич

Учитель МКОУ «Лозовская СОШ»

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Цель: довести до учеников внутренние мероприятия Александра I и его преемника — брата Николая I.

● создать у учеников представление о политическом, социально-экономическом состоянии России в первой половине XIX века;

●познакомиться с личностями, входившими в Негласный комитет, тайные общества декабристов и выдающимися личностями данного периода истории России;

● осветить основные идеи декабристов и их влияние на внутреннюю политику Николая I;

●проследить внутренние мероприятия императоров Александра I и Николая I.

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий восстания декабристов;

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин восстания путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

●Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

●Формировать умение работать с историческими документами на примере проекта конституции Н.М. Муравьева;

●Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: урок-лекция.

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;
  2. наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;
  3. практический, с использованием документа.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Александр I», «Николай I», презентация «Декабристы», проект конституции Муравьева, видеозаписи «Убийство Павла I» и «Николай I Павлович». А также учебник: История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. 5-е изд., стер. — М.: 2012. — 336 с..

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Раскрытие темы урока.
  4. Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

  1. Смерть Павла I, приход к власти Александра I.
  2. Реформы Александра I.
  3. Восстание декабристов.
  4. Внутренняя политика Николая I.

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Актуализация: «Вспоминаем, что Павел I – сын Петра III и Екатерины II, правил страной в конце XVIII столетия, с 1796 года по 1801 год. Обстоятельства его кончины нам предстоит рассмотреть сегодня на уроке, как и то, что в дальнейшем происходило со страной в правление его сыновей – Александра I и Николая I. Тема урока звучит как «Внутренняя политика России в первой половине XIX века».

Раскрытие темы урока:

На доске проектор высвечивает портрет Александра I, учитель: «Перед вами портрет императора Александра I, который вступает на престол при весьма необычных обстоятельствах. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в здание Михайловского замка ворвались 12 гвардейских офицеров. Записываем дату. Смотрим, как это было».

Производится показ видеозаписи «Смерть Павла I» длительностью 3 минуты.

Учитель: «Как вы видели только что, в полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом. Вдохновителями заговора были Никита Панин и Петр Пален, а группу непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли Николай Зубов и Леонтий Беннингсен. Причинами заговора было недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно, оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент могли попасть остальные — то есть желание сменить царя на более «покладистого». Той же ночью императором становится Александр I, который объявляет собравшимся у замка, что Павел скончался от апоплексического удара.

Что касается первых мероприятий нового императора, то с первых дней он призвал лучшие умы помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Запишите название, состав и годы собраний комитета.

Первая реформа затронула собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет. 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет . Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов.

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который объявлял Сенат верховным органом в империи, но по факту сановники в Государственном Совете были куда выше сенатских, так что сути дела это не изменило.

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

военных сухопутных сил,

и народного просвещения.

По указу от 20 февраля 1803 года «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать за выкуп или исполнение повинностей своих крестьян вместе с землей, но мало кто воспользовался этим правом. Далее 10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1822 году это право вновь вернули . Александр даже пытался отменить крепостное право, поручал составлять проекты различных решений этого вопроса, но понимал – убьют, а документ сожгут.

К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт «прикосновением к основам существующего строя». Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев.

В стране был установлен режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникают военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год)».

Включаем презентацию «Декабристы». Далее учитель:

«Александр I умирает 19 ноября 1825 года в Таганроге, завещая престол не старшему брату Константину (слайд 2), а Николаю. Пока это выясняется, все успевают присягнуть Константину. Переприсягу назначают на 14 декабря 1825 года. В процесс вмешиваются декабристы. У них было много причин (слайд 3). Запишите три основные, на ваш взгляд. У них было несколько организаций (слайд 4), существовавших в разные годы и в разных городах, в их состав входили в основном офицеры (слайды 5-8). Выписываем руководителей и название организаций. Они решают помешать присяге новому царю (слайд 9), а затем предъявить манифест с требованиями отмены самодержавия, то есть свержения царя, отмены крепостного права . Диктатором назначают князя Трубецкого. Но утром 14 декабря они не успели помешать присяге и к моменту их сбора сенаторы уже разъехались (слайд 11). Восставшие не шли на переговоры и царь разогнал 3000 восставших силой (слайд 12-13). Позднее состоялся суд, результаты которого вы видите на доске (слайд 14), однако царь смягчил приговор, приказав казнить лишь руководителей: П. И.Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский. Значение этого восстания трудно себе даже вообразить (слайд 15), ведь это первое вооруженное восстание против самодержавия как формы правления.

Как вы думаете, какого значение этого восстания? Николай I никогда не забудет этого урока и до конца своих дней будет в зародыше давить все проявления вольнодумства. Каким же был сам император Николай I? Смотрим».

Включаем видеозапись о Николае I c 1 минуты по 03:42.

Учитель: «Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены (51 том) «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 годы (1830 год) и 15 томов «Свода законов Российской империи» (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф.

Высшее образование могли получать только дворяне. Число студентов ВУЗов ограничено до 300 человек В школах разрешили телесные наказания.

А если кому-то что-то не нравилось, то всюду была агентурная сеть, выявлявшая ненадежных людей. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год).

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне, но об этом вы узнаете на следующем уроке. Вывод записываем самостоятельно».

Учитель предлагает закрытии тетради и учебники, и вспомнить все пройденное за урок.

Конспект урока по истории «Внутренняя политика России в первой половине ХIХ века»

Конспект урока по истории в 10 классе

разработала Ускова Ирина Викторовна

Преподаватель ГАПОУ МОК имени В. Талалихина

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Цель: довести до учеников внутренние мероприятия Александра I и его преемника – брата Николая I.

1.Образовательные:

● создать у учеников представление о политическом, социально-экономическом состоянии России в первой половине XIX века;

● познакомиться с личностями, входившими в Негласный комитет, тайные общества декабристов и выдающимися личностями данного периода истории России;

● осветить основные идеи декабристов и их влияние на внутреннюю политику Николая I;

● проследить внутренние мероприятия императоров Александра I и Николая I.

2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий восстания декабристов;

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин восстания путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

● развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

● формировать умение работать с историческими документами на примере проекта конституции Н.М. Муравьева;

● развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: урок-лекция.

устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

практический, с использованием документа.

Технические средства (оборудование урока): Доска, проектор, иллюстрации «Александр I», «Николай I», презентация «Декабристы», проект конституции Муравьева, видеозаписи «Убийство Павла I» и «Николай I Павлович». А также учебник: История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. 5-е изд., стер. — М.: 2012. — 336 с..

План урока:

Раскрытие темы урока.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

Смерть Павла I, приход к власти Александра I.

Реформы Александра I.

Внутренняя политика Николая I.

Раскрытие темы урока

На доске проектор высвечивает портрет Александра I , учитель: «Перед вами портрет императора Александра I , который вступает на престол при весьма необычных обстоятельствах. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в здание Михайловского замка ворвались 12 гвардейских офицеров. Записываем дату. Смотрим, как это было».

Производится показ видеозаписи «Смерть Павла I » длительностью 3 минуты.

Учитель: «Как вы видели только что, в полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом. Вдохновителями заговора были Никита Панин и Петр Пален, а группу непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли Николай Зубов и Леонтий Беннингсен. Причинами заговора было недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно, оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент могли попасть остальные — то есть желание сменить царя на более «покладистого». Той же ночью императором становится Александр I , который объявляет собравшимся у замка, что Павел скончался от апоплексического удара.

Что касается первых мероприятий нового императора, то с первых дней он призвал лучшие умы помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Запишите название, состав и годы собраний комитета.

Первая реформа затронула собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет. 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет . Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов.

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который объявлял Сенат верховным органом в империи, но по факту сановники в Государственном Совете были куда выше сенатских, так что сути дела это не изменило.

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

военных сухопутных сил,

и народного просвещения.

По указу от 20 февраля 1803 года «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать за выкуп или исполнение повинностей своих крестьян вместе с землей, но мало кто воспользовался этим правом. Далее 10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1822 году это право вновь вернули . Александр даже пытался отменить крепостное право, поручал составлять проекты различных решений этого вопроса, но понимал – убьют, а документ сожгут.

К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт «прикосновением к основам существующего строя». Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев.

В стране был установлен режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникают военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год)».

Включаем презентацию «Декабристы». Далее учитель:

«Александр I умирает 19 ноября 1825 года в Таганроге, завещая престол не старшему брату Константину (слайд 2), а Николаю. Пока это выясняется, все успевают присягнуть Константину. Переприсягу назначают на 14 декабря 1825 года. В процесс вмешиваются декабристы. У них было много причин (слайд 3). Запишите три основные, на ваш взгляд. У них было несколько организаций (слайд 4), существовавших в разные годы и в разных городах, в их состав входили в основном офицеры (слайды 5-8). Выписываем руководителей и название организаций. Они решают помешать присяге новому царю (слайд 9), а затем предъявить манифест с требованиями отмены самодержавия, то есть свержения царя, отмены крепостного права . Диктатором назначают князя Трубецкого. Но утром 14 декабря они не успели помешать присяге и к моменту их сбора сенаторы уже разъехались (слайд 11). Восставшие не шли на переговоры и царь разогнал 3000 восставших силой (слайд 12-13). Позднее состоялся суд, результаты которого вы видите на доске (слайд 14), однако царь смягчил приговор, приказав казнить лишь руководителей: П. И.Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский. Значение этого восстания трудно себе даже вообразить (слайд 15), ведь это первое вооруженное восстание против самодержавия как формы правления.

Как вы думаете, какого значение этого восстания? Николай I никогда не забудет этого урока и до конца своих дней будет в зародыше давить все проявления вольнодумства. Каким же был сам император Николай I ? Смотрим ».

Включаем видеозапись о Николае I c 1 минуты по 03:42.

Учитель: «Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены (51 том) «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 годы (1830 год) и 15 томов «Свода законов Российской империи» (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф.

Высшее образование могли получать только дворяне. Число студентов ВУЗов ограничено до 300 человек В школах разрешили телесные наказания.

А если кому-то что-то не нравилось, то всюду была агентурная сеть, выявлявшая ненадежных людей. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год).

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне, но об этом вы узнаете на следующем уроке. Вывод записываем самостоятельно».

Учитель предлагает закрытии тетради и учебники, и вспомнить все пройденное за урок.

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века

Дворцовый переворот 1801г.

Начало XIX столетия ознаменовалось в истории царского самодержавия новым дворцовым переворотом.

Недолгое царствование Павла I имело тяжелые последствия для Русского государства. Павел был жестоким правителем, деспотичным, болезненно мнительным и своевольным. В своей внутренней и внешней политике он действовал по личной прихоти, неразумно. Ненавидя свою мать Екатерину II, он стремился переделать все, что сделала она, отменял изданные ею законы и распоряжения и заменял их своими. Это внесло путаницу и хаос в управление государством.

Внешняя политика была также неустойчива. Павел непродуманно заключал и расторгал договоры с иностранными государствами, объявлял войны. Это приводило к большим конфликтам с крупнейшими государствами того времени — Англией, Австрией и Пруссией.

Жестокость и деспотизм царя не знали границ. Иногда разгневанный царь за малейшую провинность отправлял в ссылку целые.полки. Сотнями высылал из столицы неугодных ему дворян и офицеров, заключал в тюрьмы и ссылал в Сибирь.

Большая группа дворян — гвардейских офицеров, придворных, чиновников — составила заговор, чтобы устранить царя и заменить его другим, более умным и послушным. Заговорщиков поддерживал наследник царя, его старший сын Александр.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики проникли во дворец, ворвались в спальню царя и убили его. На престол вступил Александр I (1801 — 1825).

Александр I

Основными чертами характера нового царя были хитрость, лицемерие и ханжество. С раннего детства ему приходилось угождать то бабке, то отцу, которые ненавидели друг друга, постоянно враждовали между собой. Новый царь был человеком слабовольным и ленивым. Воспитатели говорили, что он не прочитал до конца ни одной книги. Впоследствии А. С. Пушкин нарисовал незабываемый по глубине характеристики и яркости портрет царя Александра I:

  • Властитель слабый и лукавый,
  • Плешивый щеголь, враг труда,
  • Нечаянно пригретый славой,
  • Над нами царствовал тогда.

Александр I был таким же самодержцем и крепостником, выразителем и защитником интересов дворянства, как и его предшественники. Но в начале своего царствования он стремился завоевать популярность и поэтому действовал более тонкими методами, чем его отец. Чтобы привлечь на свою сторону широкие круги дворянства, он в своем манифесте обещал править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. Прежде всего он ликвидировал некоторые наиболее тяжелые последствия павловского царствования: были амнистированы опальные при Павле I дворяне, облегчен въезд в Россию и выезд из нее, несколько смягчена цензура, удалены от двора павловские любимцы. Эти меры не затрагивали основ самодержавного строя, но создавали видимость либерализма и заботы царя о своих подданных. Крупнейшим событием начала XIX в. явилось добровольное присоединение Грузии к России в 1801 г., которое имело огромное положительное значение для грузинского народа. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Реформы государственного управления и просвещения

Наиболее важное значение имели преобразования в области государственного управления. Значительной перестройке подвергся центральный аппарат власти. Вместо старых петровских коллегий вводились министерства, в которых министр являлся единоличным руководителем.

В отличие от коллегий министерства имели подчиненные им органы на местах. Это позволяло лучше руководить той или иной отраслью государственного управления. Деятельность каждого министерства была четко определена. Были образованы министерства:

  1. военное,
  2. морское,
  3. иностранных дел,
  4. просвещения,
  5. финансов и др.

Высшим учреждением в стране становился созданный в это время Государственный совет. В его состав входили министры и другие крупные чиновники. Он являлся совещательным органом при царе.

Положительное значение имели мероприятия в области просвещения. Для подготовки образованных специалистов и чиновников было увеличено число средних и высших учебных заведений (правда доступных преимущественно дворянам), открыты университеты в Казани, Харькове, Петербурге, Дерпте (Тарту). Было создано несколько близких к ним по своим учебным программам лицеев, в том числе Царскосельский, в котором учился А. С. Пушкин. Гораздо меньше внимания уделялось начальной школе. Это и понятно — крепостническое государство препятствовало распространению образования среди «низших» сословий.

Все эти преобразования лишь подкрашивали фасад «безобразного здания российского самодержавия», но оставляли незыблемыми царскую монархию и крепостное право. Они призваны были укрепить самодержавный строй и крепостнические порядки, отсрочить их падение.

Международное положение России в начале 19в

Международное положение России в начале XIX в. было чрезвычайно сложным. В 1804 г. Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции. Он задушил французскую революцию и начал вести захватническую внешнюю политику в интересах крупной французской буржуазии. Наполеон стремился завоевать мировое господство, подчинить себе все европейские государства. Создание французской империи, указывал Ленин, сопровождалось порабощением ряда крупных народов Европы; наполеоновские войны с этого времени носят захватнический характер и порождают «национально-освободительные войны».

Уже в начале века России пришлось вести войны с наполеоновской Францией в союзе сначала с Австрией, а затем с Пруссией. Эти войны оказались неудачными для союзников.

Тильзитский мир

Царское правительство вынуждено было пойти на заключение мира, который был подписан в местечке Тильзит и поэтому получил название Тильзитского мира (1807). По этому договору Россия не понесла каких-либо территориальных потерь. Императоры договорились о том, что Наполеон получает свободу действий в Западной Европе, а Александр — на севере и востоке Европы. Таким образом, императоры обещали не мешать друг другу.

Но в целом этот договор был невыгодным для России.

  1. Во-первых, из отторгнутых от Пруссии польских земель Наполеон создал герцогство Варшавское, чтобы иметь удобный плацдарм для нападения на Россию;
  2. во-вторых, Россия обязывалась присоединиться к континентальной блокаде.

Сущность ее заключалась в следующем. Наполеон не мог нанести Англии сокрушительного военного поражения, так как Францию и Англию разделяло море, а на море господствовал английский флот. Тогда Наполеон попытался нанести удар по экономической мощи Англии. Чтобы полностью отрезать ее от континента, он запретил всем европейским государствам вести с ней торговлю, т. е. установил континентальную блокаду. Теперь Россия тоже была вынуждена порвать все торговые связи с Англией.

Тильзитский мир был непрочным. Им недовольны были обе стороны. Наполеон был недоволен тем, что ему не удалось установить полную гегемонию Франции в Европе. Россия по-прежнему стояла на его пути к мировому господству. Поэтому Наполеон рассматривал Тильзитский мир лишь как передышку для подготовки новой большой войны с Россией.

Тильзитским миром были недовольны широкие круги русского дворянства и купечества, заинтересованные в торговле с Англией: в сбыте сырья и получении необходимых промышленных товаров. Прекращение торговли с Англией наносило ущерб экономике России, расстраивало торговлю и некоторые отрасли промышленности, вело к резкому падению цен на товары — подрывало финансы страны.

Укрепив свое положение в Европе, Наполеон начал готовить войну против России. Французский император стремился расчленить Россию, превратить ее в третьестепенную державу или даже полностью поработить ее. «Я буду властелином мира,- говорил он, -остается одна Россия, но я раздавлю ее». Обстановка благоприятствовала Наполеону. На его стороне были Австрия, Пруссия, Испания, итальянские государства и другие европейские страны, разгромленные Наполеоном в предыдущих войнах. Положение России осложнялось тем, что ей в это время пришлось вести продолжительные и тяжелые войны с Турцией, Ираном, Швецией.

  • В результате войны с Турцией (1806- 1812 гг.) была освобождена от турецкого ига значительная часть Молдавии — Бессарабия, которая вошла в состав России.
  • В результате войны с Ираном (1804-1813 гг.) к России отошла значительная часть Азербайджана.
  • Война со Швецией (1808- 1809 гг.) завершилась присоединением Финляндии — было создано автономное Великое княжество Финляндское в составе России.

Хотя эти войны и были успешными для России, но они требовали больших средств и сопровождались значительными людскими потерями. России пришлось одной бороться с Наполеоном и его сателлитами — зависимыми от него государствами. Единственный ее союзник — Англия не оказала существенной военной помощи.

Россия в первой половине 19 века — кратко об особенностях политики, экономики и науки

Население страны

Разнообразные природно-климатические условия в регионах страны оказали влияние на численность населения. Самыми густонаселенными были европейская часть и юг России. По данным переписи, на начало века общая численность населения составляла около 41 млн человек. Эта цифра значительно выросла к концу столетия в основном из-за присоединения других территорий.

В центральных губерниях плотность населения в несколько раз превышала этот показатель в районах Сибири и Дальнего Востока, где земли оставались практически пустынными.

Подавляющее число граждан являлось сельскими жителями. Но картина начала меняться с ростом промышленного производства. К середине века городское население выросло вполовину, и это главное достоинство начавшегося процесса капитализации.

Империя всегда была многонациональным государством. Ее населяли более двухсот разных этнических групп и народностей.

Исходя из этой особенности, национальному вопросу в нашей стране всегда уделялось повышенное внимание. Чтобы многоконфессиональная и многонациональная страна оставалась единой, правительство проводило политику, исключающую сепаратизм и притеснение малых народов на всей своей территории.

Социальная структура

В XIX веке население империи делилось на несколько сословных групп. Каждая из них имела свои обязанности, права и привилегии. По социальной градации выделялись следующие сословия:

  • Дворянство. Представители этой группы российского общества были самыми привилегированными. Они имели широкие права на собственность, занятие государственных должностей, получение образования и так далее. Выделялось потомственное и личное дворянство. Последнее жаловалось человеку за заслуги перед отечеством.
  • Духовенство. Эта часть населения составляла всего один процент от общего числа граждан. Представители религии могли иметь в собственности землю и эксплуатировать крестьян.
  • Купечество. Его представители освобождались от армии и некоторых налогов. Купцы, относящиеся к первой гильдии, могли торговать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Представители второй гильдии торговали в крупных и мелких городах страны. Для третьей гильдии были доступны только уездные города и села.
  • Мещане, к которым относились ремесленники, работники по найму и мелкие торговцы, облагались высокими налогами, должны были предоставлять в армию рекрутов и могли наказываться телесно.
  • Крестьянство. Этот класс был самым многочисленным среди всех. Они делились на государственных, помещичьих и удельных. Крепостное право еще не было отменено, и это тормозило развитие экономики.
  • Казачество. Это особое военное сословие, имеющее свой уклад и традиции.

Кроме того, в городах стали возникать классы буржуазии и рабочих, характерные для капитализма. Это стало возможным в связи с изменением экономической структуры страны и появлением промышленных предприятий.

Существующая политическая система

Говоря кратко, Россия в первой половине 19 века оставалась самодержавной монархией. В отличие от прогрессивных европейских систем, вся власть в стране оставалась в руках правящего императора.

Свое управление государь осуществлял с помощью чиновников разного уровня. Но деятельность отраслевых органов имела множество важных недочетов. Система коллегий была малоэффективной ввиду того, что ее представители не несли персональной ответственности за свои действия и были ограничены в правах. Все это говорило о необходимости скорейшей реорганизации управленческой системы. Этого же требовало стремительное развитие буржуазных отношений и развитие новых общественных классов. К тому же правящая элита стремилась сохранить свои привилегии в новых реалиях путем усиления влияния на императора.

В результате политических интриг в 1801 году российский престол занял Александр I. Эта дата знаменательна тем, что новый правитель сразу же приступил к реформированию государственного устройства страны. Им были подписаны следующие указы:

  • О возможности покупки земельных наделов купцами и крестьянами.
  • О лишении дворян права на монопольное владение землей.
  • Закон «О вольных хлебопашцах». Он позволял крестьянам выкупать землю.

Александр несколько улучшил бесправное положение крестьян, запретив тяжелые наказания и ссылки в Сибирь. По сути, это было предвестником отмены крепостного права.

Развитие экономики

В начале девятнадцатого века страна по-прежнему оставалась агарной. При этом сельское хозяйство в нашей стране развивалось экстенсивно.

Осваивались, в основном, земли центральных районов страны, Поволжья и Украины. Производительность труда была низкой, а орудия производства — отсталыми. Попытки внедрения новых технологий при сохранении эксплуатации крестьян уже не давали нужных результатов.

В результате крестьянство беднело и не могло обеспечивать нужды помещиков даже при полном своем разорении. Дворяне же не спешили вкладывать деньги в развитие хозяйства, предпочитая жить в роскоши и комфорте. При существующей системе отношений капиталистические элементы развивались медленно.

Что касается промышленности и торговли, то крупных производственных предприятий еще не было. Промышленность состояла из мелких мануфактур, обслуживающих массовый рынок. Внедрение передовых технологий в текстильной промышленности показало перспективы модернизации. Производительность труда сразу выросла в три раза. Это привело к разорению множества мелких предприятий, эксплуатировавших крепостной труд.

Основными центрами промышленности долгое время были крупные города центральной России. Для транспортировки товаров требовались новые пути и появились морские каналы, а также началось строительство мощеных дорог.

В это время быстрыми темпами развивалась и торговля. На ярмарках заключались договоры с внутренними и внешними партнерами.

Главным внешнеторговым партнером то время была Англия. Она закупала в России зерно, пеньку, древесину и многое другое в обмен на предметы потребления и сырье для промышленности. Таким образом, в плане экономики Россия в начале 19 века, кратко говоря, оставалась малоэффективной и отставала от европейских держав.

Образование и наука

Начало 19 века для России стало временем рассвета культурной и научной деятельности. Отечественная война 1812 года сплотила нацию, народы духовно сблизились. Проводимая Александром I политика абсолютизма также содействовала культурному подъему.

В результате была проведена государственная реформа образования. По нему страна делилась на шесть учебных округов, в каждом из которых был университет. Правда, до конца реформа так и не была доведена. Качественные знания по-прежнему можно было получить только в столичных городах. Дети дворян воспитывались дома или в частных пансионах. Учителями часто становились пленные французы.

Важным достижением того времени стало развитие женского образования. Главная цель этого нововведения состояла в воспитании добропорядочных жен и умелых хозяек. Что касается образования народных масс, то она была в зачаточном состоянии. Общей системы такого образования не было. Тем не менее в науке появлялись гениальные самоучки из народа.

В те годы русская наука достигла многого. Среди открытий наших ученых самыми значимыми являются:

  • Новая Неевклидова геометрическая система профессора Лобачевского.
  • Осуществление синтеза анилина (предназначенного для текстильной промышленности красителя) Зиминым.
  • Исследование электрической дуги физиками В. В. Петровым и Б. С. Якоби.
  • Открытие метода гальванопластики физиком Борисом Якоби.
  • Создание булата на основе опытов и исследования технологии древних технологий Павлом Петровичем Аносовым.
  • Организация Пулковской обсерватории в Петербурге и сенсационные открытия в астрономии.
  • Использование в операциях наркоза хирургом Пироговым.

Для русской науки то время было очень значимо. Наша земля давала миру великих ученых и естествознателей. Их труды были по достоинству оценены во многих странах земного шара.

В то же время русские путешественники совершали свои открытия. Кругосветные экспедиции Крузенштерна позволили изучить острова Тихого океана и составить подробные карты этих мест.

Полярная экспедиция под руководством Беллинсгаузена позволила открыть Южный полюс. Русский мореплаватель Головкин исследовал Курильские острова, а его ученик Федор Петрович Литке обследовал Северный Ледовитый океан и в дальнейшем основал Русское географическое общество. Экспедиции этих и других путешественников имели не только научное значение. Они позволяли узнавать культуру других народов и знакомить их со своими ценностями.

Расцвет культуры и архитектуры

Не только научными открытиями богата история 19 века. Кратко говоря, это время дало миру целую плеяду писателей и поэтом, среди которых самым значимым является Пушкин. Он стал символом своего времени. Но нельзя забывать и о других великих авторах, таких как:

  • Жуковский,
  • Грибоедов,
  • Лермонтов,
  • Карамзин,
  • Гоголь и многие другие.

Они подняли русскую культуру на самый высокий уровень. Недаром то время принято называть «золотым веком». Произведения этих авторов будут значимы всегда, и этим они прославили свою страну.

Архитектура первой половины 19 века в России стала эпохой классицизма. Это нашло отражение в облике обеих столиц и других больших и малых городов. Характеристика построек в таком стиле отличается четкими линиями и ясностью облика.

В то же время стремительно развивалась и музыкальная культура. Наиболее значимыми фигурами того времени являются композиторы Глинка и Дарго­мыжский.

Живопись переживала период романтического реализма. Выставки русских художников позволяли знакомиться с их творчеством не только ценителям этого искусства, но и представителям простого народа. Самыми значимыми картинами считаются «Последний день Помпеи» К. П. Брюлова и «Девятый вал» И. К. Айвазовского.

Таким образом, несмотря на отсталость в экономики и многочисленные военные действия, Россия оставалась государством, с которым вынуждены были считаться страны более развитой Европы. Особенно значимыми были достижения в области науки и культуры.

Внутренняя политика в первой половине XIX в

Вступая на престол, Александр торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Вокруг царя сложился кружок друзей, получивший название – Негласный комитет. В него вошли молодые аристократы: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А.Д. Чарторыйский. Агрессивно настроенная аристократия окрестила комитет « якобинской шайкой». Этот комитет заседал с 1801 по 1803 годы и обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.д. https://fortol.ru/shop/CID_602.html

В первый период царствования Александра I с 1801 по 1815 гг. было сделано много, но еще больше было обещано. Были отменены ограничения, введенные Павлом I. Созданы Казанский, Харьковский, Петербургский университеты. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто Московское коммерческое училище. Отныне в учебные заведения могли приниматься представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, оплачивалось из госбюджета. Для царствования Александра I характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, юстиции, внутренних дел, финансов. Коммерции и народного просвещения.

В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе его стоял обер-прокурор, человек, как правило, близкий к царю. Из военных или гражданских чиновников. При Александре I должность обер-прокурора в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. так же министром народного просвещения. Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс–секретарь Непременного совета М.М. Сперанский. Однако он очень не долгое время пользовался расположением императора. Осуществление проекта Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. Всего в проекте «Введение к уложению государственных законов» намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей путем созыва представителей государственной думы и введения выборных судебных инстанций.

Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного самоуправления. Все вновь предложенные органы осторожный Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти. Против либерального проекта Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворянства, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения.

Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк И.М. Карамзин. В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру I граф А.А. Аракчеев, который в отличие от М.М. Сперанского Стремился к укреплению личной власти императора, путем дальнейшего развития бюрократической системы.

Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку. Единственным результатом было учреждение Государственного совета, в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Реформы 1802 –1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде император был верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815г.), сохранении сейма и конституционного устройства Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а так же в создании Н.Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819 –1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение правительственных органов. Равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

VI–VIII вв.
Существование Аварского каганата. .

Послевоенные реформы Александра I
Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр I и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и в .

Развитие систем ГХ в советский и постсоветский период
В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к нэпу, суть этой политики заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам. Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и для восстановления городских хозяйственных систем. Для р .

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: