Культура московского царства

Культура Московского царства (1480–1700)

Культура Московского царства (1480–1700)

В XVI–XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия культур в рамках национального государства. Усиливается западное влияние.

В сфере просвещения важнейшим событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента. В 1564 Иван Федоров в первой русской легальной типографии издал первую русскую книгу «Апостол». В школах учили грамматику, арифметику, богословие. В первой половине XVII в. появились первые учебники. Грамотность все шире распространялась среди дворян, горожан, купцов. В 1687 братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению, основали первое высшее общеобразовательное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.

С освоением новых территорий связано составление первых карт России. Написана «История Сибирская», книги о путешествиях по Китаю и другим странам. Большой размах приобрел перевод зарубежной литературы по многим научным отраслям. В Москве появились врачи, первая аптека.

Мощные крепости-кремли возникли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиевом монастыре, Новодевичьем монастыре в Москве. В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор что на рву (1555–1561, зодчие Барма и Постник), более известный как Храм Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого. В XVII в. в архитектуре утвердился национальный стиль, московский шатровый, который получил яркое воплощение в царском дворце в Коломенском под Москвой.

В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого, как и светского искусства, стал Симон Ушаков, иконописец и гравер.

Устное народное творчество отразило правление Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею. Появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинений писал стихотворения и пьесы, поставленные в придворном театре. Замечательными данными оратора и публициста обладал протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе. Он оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Официальной идеологии (единое государство во главе с монархом, культ царя) противостоят идеи ограничения монархии, социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украине), старообрядчество.

Читайте также

Вопрос 4. Славянские государства: истоки Московского царства и Речи Посполитой

Вопрос 4. Славянские государства: истоки Московского царства и Речи Посполитой Славянские государства на востоке Европы имели разную историческую судьбу. С одной стороны – централизованное российское государство с мощной самодержавной властью царя. С другой стороны –

Глава 4 Образование Московского царства

Глава 4 Образование Московского царства Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный.Иван родился 25 августа

Глава 8 Эволюция Московского Царства и московская альтернатива

Глава 8 Эволюция Московского Царства и московская альтернатива Среди мириад идиотских утверждений касательно русских чемпионом является сказка об их предрасположенности к авторитарному стилю правления. Другим распространенным заблуждением является вера во

Глава VIII. Искатели московского подданства превращаются в опустошителей Московского царства. — Паны строят на Днепре крепость Кодак; казаки ее разрушают. — Происхождение казацкого своевольства от панского. — Крымцы дважды ищут напрасно польского подданства. — Казацкий бунт под предлогом возмездия з

Глава VIII. Искатели московского подданства превращаются в опустошителей Московского царства. — Паны строят на Днепре крепость Кодак; казаки ее разрушают. — Происхождение казацкого своевольства от панского. — Крымцы дважды ищут напрасно польского подданства. — Казацкий

ЭПОХА «МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА»

ЭПОХА «МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА» Россия и русские… «Огромность» России и загадочная русская душа… Многие русские философы прошлого задумывались о взаимосвязи русского характера и созданной волей и характером русских огромной и сильной страны. «В душе русского народа есть

Русская культура Ордынской Руси (1243–1480)

Русская культура Ордынской Руси (1243–1480) В сгоревших русских городах и храмах погибли летописные своды, иконы, рукописные книги, а главное – ушли в вечность создатели духовных и материальных ценностей. Культура кочевников была ниже, и монголо-татары «не подарили алгебры,

Московское царство (1480–1700)

Московское царство (1480–1700) Ведущие тенденции исторического развития 1. Усиление самодержавия, подчинение государству (огосударствление) всех сторон жизни общества, всех групп населения. «Сословия различались не правами, а повинностями… человек в государстве

Территория и внешняя политика Московского царства (1480–1700)

Территория и внешняя политика Московского царства (1480–1700) При сыне Ивана III Василии III завершилось собирание русской земли и уничтожение удельной системы. В состав московского государства вошли Псков (1510) и Рязанское княжество (1521). Война с Польшей закончилась

Политическая история Московского царства (1480–1700)

Политическая история Московского царства (1480–1700) Основы Московского царства заложили Иван III (1462–1505), Государь всея Руси, и его старший сын от брака с Софьей Палеолог Василий III (1505–1533).После смерти Василия III при малолетнем Иване IV (1533–1584) сначала правила его мать Елена

Государственно-политический строй Московского царства (1480–1700)

Государственно-политический строй Московского царства (1480–1700) Верховная власть при Иване III, Василии III, Иване IV, Алексее Михайловиче являлась самодержавной. В руках царей сосредоточивалась огромная законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Все

Экономическая история Московского царства (1480–1700)

Экономическая история Московского царства (1480–1700) Военные и другие потребности государства, включение России в систему международных торгово-экономических связей, развитие товарно-денежных отношений обусловили появление в России мануфактурного производства. В

Социальная история Московского царства (1480–1700)

Социальная история Московского царства (1480–1700) Общегосударственная собственность умножалась с расширением территории страны, которая самодержавной властью рассматривалась как единая семейная вотчина. Цари по своему усмотрению производили передел имущества. У

Закрепощение крестьянства в Московском царстве (1480–1700)

Закрепощение крестьянства в Московском царстве (1480–1700) В 1497 Судебник Ивана III определил единый и единственный срок для перехода крестьян от владельца к владельцу: после окончания сельскохозяйственных работ, за неделю до и неделю после 26 ноября, осеннего праздника

Культура имперской России (1700–1860)

Культура имперской России (1700–1860) Имперский период в истории России ознаменовался строительством новых городов (Екатеринбург, Екатеринодар, Севастополь, Одесса и др.), великолепных дворцовых ансамблей, водных систем и т. д.В архитектуре главные творческие силы были

Культура Московского государства

Все статьи сайта → Культурология → Культура РоссииКультура Московского государства

После освобождения от монгольского ига и круше­ния Византии Россия оказалась единственным право­славным государством. Русские государи стали имено­ваться царями. В 1547 г. Иван IV (Грозный) венчался на царство. Слово «царь» стало носить божественный смысл. Царь имел власть и над светскими, и над духов­ными особами, распоряжался жизнью и имуществом всех. Воля царя была и волей Бога . По сути русский царь занял место византийского императора. Иван Гроз­ный воспринял это как возможность творить полный произвол.

В XV веке образуется единое Российское государ­ство, столицей которого является Москва. Государствен­ная система России с середины XVI ст. до середины XVII в. представляет собой сословно-представительную монархию, т.е. все сословия участвуют в государствен­ной и политической жизни. Возникают земские собо­ры. В состав земских соборов входила Боярская дума, высшие представители духовенства, служилых и посад­ских людей. Особую роль сыграли земские соборы в эпоху Смутного времени. В 1612 г. после освобождения Москвы от поляков (Минин и Пожарский) был образо­ван постоянный совет всея земли с признаками выс­шего государственного учреждения. Этот совет провоз­гласил в 1613 г. царем России Михаила Романова. Земс­кие соборы занимались изысканием средств для попол­нения казны и внешними отношениями. Власть строи­лась по модели религиозных отношений: Бог — во все­ленной, царь — в государстве, отец — в семье.

Москва в этот период — оплот русского правосла­вия, «третий Рим». Это отразилось на искусстве. При Иване III обновились стены и храмы Кремля. Кирпич­ные стены, 18 башен. Возводятся Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, строится Успенский со­бор (конец XV — начало XVI вв.). Из гражданской архи­тектуры сохранилась Грановитая палата. В Новгороде, Туле, Коломне, Нижнем Новгороде воздвигаются свои Кремли. В архитектуре появляются не только куполь­ные храмы, но и шатровые (церковь вознесения в селе Коломенском). Известность получил городовой мастер Федор Конь, который возводил Смоленский Кремль. В XVI веке архитекторами Бармой и Постником возво­дится Собор Василия Блаженного.

Читайте также  Кризис золотой орды и приход к власти тохтамыша

Собор Василия Блаженного в Москве

Искусство носит религиозный характер. В живописи ведущую роль играет Рублевское направление — пи­шутся иконы. Крупнейшим художником этого направ­ления был Дионисий. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний.

В XV веке видоизменяется русская книга, пергамент заменяется бумагой. Рукописные книги (Четьи — Ми­неи) наполняются огромным количеством иллюстра­ций. Первая печатная русская книга — Евангелие 1556 г. В Кремле открывается Оружейная палата, там рабо­тают лучшие ювелиры, чеканщики, эмальеры, резчики по дереву и т.п.

XVII век вошел в историю русской культуры как «бунташное время» — по русской земле прокатились «медные», «соляные» бунты. Это время крестьянских войн Ивана Болотникова и Степана Разина. Время боль­ших перемен в русской церкви. Реформы патриарха Никона вызвали оппозиционное движение — раскол. Защитники старой веры — «старообрядцы» подвергались гонениям. Идет ломка старого мировоззрения, пробуж­дается интерес к наукам, литературе, светским сюже­там. Идет обмирщение искусства, освобождение его от религиозных догм. В архитектуре появляется новый стиль — «нарышкинское барокко» (церкви в подмосков­ных усадьбах знати).

Одним из крупных достижений русской культуры является начало книгопечатания. Еще Иван IV обра­тился к митрополиту Макарию с предложением орга­низовать в России книгопечатание. Точная дата начала печатного дела в России — 1553 г. В 1563 г. на средства царской казны была открыта типография в Москве. Иван Федоров и Петр Мстиславец стояли во главе этой типографии.

Глубокий историко-культурный смысл имело про­движение русских землепроходцев на Восток, к бере­гам Тихого Океана. Ермак в 1582 г. овладел столицей Сибирского ханства. Иван Московитин в 1639 г. поставил на берегу Охотского моря зимовье, и русские выш­ли к Тихому океану. В 1648 г. Семен Дежнев проплыл проливом, отделяющим Америку от Азии. Это было при­соединением Сибири и сыграло огромную роль в ее ис­тории. Территория России гигантски выросла. Истори­ки охарактеризовали это явление как «несоответствие шага пространства и шага времени». Н.А.Бердяев оха­рактеризовал культуру Московского царства как «вос­точную культуру христианизированного татарского царства». Но это была цельная культура, сформировав­шая человека необыкновенной выдержки и жажды слу­жения Родине.

Влияние Византии не прекратилось и после падения Византийской империи. Возникла концепция Москвы — Третьего Рима, что переносило мировое значение на Русь, как на последнее православное государство. Чис­тоту веры нужно было отстаивать перед остальным ми­ром. Русский царь пытается во всех деталях вести себя как вели себя византийские императоры. В 1649 г. со­здается так называемое Соборное Уложение — что-то вроде кодекса власти. Появилось понятие «святая Русь». В области морали, семейного права большую роль сыг­рал «Домострой».

В XVII веке во всех областях культурной жизни по­является много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. В это время в Москву приезжает много образованных людей из Ук­раины и Белоруссии, бежавших от польского гнета. Они переводили иностранные книги, стали вести обучение латинскому и польскому языку. Видный общественный деятель Ф.М.Ртищев пригласил из Киева около 30 уче­ных монахов, чтобы организовать школу. Все это под­готовило почву для образования в 1687 г. знаменитой Славяно-греко-латинской академии.

Славяно-греко-латинская академия

В зодчестве сформировался стиль так называемого московского барокко. Это свидетельствовало об усиле­нии западноевропейских архитектурных образцов, ко­торые стали проникать после воссоединения Украины с Россией. Общение России с Западной культурой уси­ливается и расширяется — это диктовали торговые от­ношения, развитие промышленного производства. Ху­дожественным центром всей страны в середине XVII века становится Оружейная палата, где работает один из главных живописцев Симон Ушаков («Спас Неру­котворный», «Троица»). Формируется мастерство рус­ской гравюры, фресковой живописи. Это росписи цер­кви Троицы в Никитинках, Коломенского дворца. По­является портретный жанр — первые светские портреты русских царей, патриарха Никона и др.

В заключение следует отметить, что древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с ре­лигией, Христианское православие породило особые формы храмов и монастырских построек, породило оп­ределенные каноны в иконописи и монументальной рос­писи.

Читайте также:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV- XVII веках

Содержание:

Начиная с XV века, северо-восточная Русь становится центром собирания земель вокруг Москвы. В течение двух столетий формируется национальное сознание и общерусская культура. Основой русского языка стал владимиро-суздальский диалект. На этом языке написаны новые и переписаны старые летописи. Московский летописный свод, датируемый 1480 годом, объясняет, почему земли объединились вокруг Москвы. Произведения литературы, созданные в XV- XVII веках, пронизаны патриотическими чувствами, воспевают силу единства народа и власти в борьбе с врагами государства. Яркий пример – поэма «Задонщина», посвященная Куликовской битве. При монастырях создаются школы. Благодаря этому увеличивается количество рукописных книг и распространяется грамотность. Связи Московского государства с европейскими и восточными странами оставили след во всех сферах искусства и культуры. За время существования Московского царства сложился русский национальный характер. Несмотря на сильное влияние церкви, искусство отходит от канонов и становится мирским и доступным.

Главные направления развития культуры:

  • книгопечатание;
  • развитие системы образования;
  • усиление светских элементов в искусстве.

Книгопечатание и образование

  • Государству требовались грамотные люди. В 1551 году на Стоглавом соборе принято решение об открытии «Книжных училищ». Постепенно на смену витиеватому церковному письму пришла скоропись, необходимая в деловой и обыденной переписке. Монастыри оставались центрами изготовления и хранения книг, хотя книги можно было увидеть в домах знати, горожан и крестьянских избах. В 1564 ᴦ. Иван Федоров выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол». Грамотность росла среди знати и посадских людей. Спрос на книги увеличился. На Московском печатном дворе к XVII печатаются церковные книги, учебники, светская литература. Открывается первая книжная лавка. Появляются домашние библиотеки. В 1621 году при государевом дворе издается первая газета «Куранты».
  • Обучение детей грамоте было домашним – монахи, подьячие или сами родители давали основы письма и чтения. В середине XVII века появляются государственные и частные школы, где изучали иностранные языки, риторику, философию. Специальные школы готовили лекарей, наборщиков, мелких служащих для работы в приказах. В 1687 г. в Москве открыто первое высшее учебное заведение для подготовки духовенства и чиновников государственной службы – Славяно‑греко‑латинская академия.
  • В это время идет накопление научных знаний, хотя они носят в основном практическое назначение. Составляются сборники описаний трав и цветов, пособия по механике, биологии, аптекарскому делу.

Архитектура

  • Строительство храмов и гражданских объектов является внешним показателем могущества державы. В период Московского царства воздвигнуты десятки церковных сооружений. Самыми яркими из них стали церкви самой столицы. Под руководством Аристотеля Фиораванти в1479 ᴦ. завершено возведение Успенского собора Кремля. Приглашенные из Италии архитекторы построили также дворец великого князя, Архангельский собор, кремлевские стены и башни. Но и русские зодчие внесли вклад в облик Москвы. В 1489 ᴦ. псковскими мастерами построена в Кремле великокняжеская церковь Благовещения. Шедевром шатровой архитектуры стал Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в честь взятия Казани мастерами Постником Яковлевым и Бармой. Строятся крепости не только в центре, но и по всей Московии. Примером инженерно-технических сооружений стали Нижегородский и Смоленский кремли.

Живопись

  • Параллельно с архитектурой развивается живопись. Внутренние росписи храмов принадлежат кисти Феофана Грека, Симеона Черного, Андрея Рублева, Дионисия. В иконописи мастера стали использовать технику объемного, реалистичного изображения. В росписях появляются фрагменты из героического прошлого Русского государства, бытовые сюжеты. На первых парсунах (светских портретах) запечатлены Великие князья, их дети, придворные. Состоятельные горожане заказывали себе семейные портреты. Москва стала центром художественного творчества. Здесь работали лучшие строители, художники, ювелиры.

Литература

  • Книг светского содержания становится больше – жизнеописания, патриотические произведения, сатирические повести, учебники и книги для детей, поэзия. Образцами русской литературы стали «Сказание» Авраамия Палицына, «Житие Юлиании Лазаревской», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче». Появились первые записи народного фольклора – былины, сказания, песни. Главными героями в них представлены защитники русской земли – богатыри, князья, дружинники.
Читайте также  Участие россии в мировой войне - таблица

Театр

  • В 1672 году при дворе государя Алексея Михайловича создан первый профессиональный театр – комедийная храмина. Труппа состояла из приглашенных немецких актеров. Для зрителей представляли небольшие пьесы на библейские сюжеты. После смерти царя театр был закрыт. Но сам факт его появления говорит о все большем развитии светского направления в культуре России.

Заключение

В XV- XVII веках в России сформировалась самобытная национальная культура, основанная на православных и народных традициях. Закрепился русский язык, давший начало развитию литературы и образованию. Начался процесс разделения культуры на церковную и светскую. Накоплен богатый опыт в градостроительстве. Появляются зачатки гуманитарных и естественных наук. За этот период произошло становление русского этноса с его отличительными чертами – традиционными патриархальными устоями, верностью государству, способностью в тяжелое для страны время к объединению и самопожертвованию.

Культура московского царства

Один из самых интеллектуальных фильмов мирового кино, посвященных образу русского царства и царя. Отношения народа и государя здесь представлены как трагический диалог любви и ненависти.

Как известно, православная Русь идейно началась в Киеве и Великом Новгороде, но своего высшего развития достигла в стольном граде Москве. Киев и Москву объединяет прежде всего целостная природа государства и культуры. В интересах нашего рассуждения специально подчеркнем, что на Руси мы встречаемся с уникальной — после заката Византии — ситуацией христианского духовно-эстетического идеала, положенного в основание огромной державы. Именно поэтому мы называем древнюю Русь золотой. В Московской Руси верховная власть великого князя — государя исходила не от народа, а от Бога. При рассуждении о христианской симфонии властей Симфония властей как церковно-политический термин означает внутреннее религиозное и идейно-ценностное согласие (симфонию) духовной и светской власти в христианском государстве. Именно к такому идеалу отношений между Церковью и державой стремилась московская Русь вплоть до начала ХVIII века, когда патриаршество были уничтожено Петром Первым. , о церковном помазании на царство часто забывают, что божье благословение на власть есть именно ограничение этой власти, а вовсе не обожествление ее как таковой. Царь (великий князь) отвечает за свой народ перед Богом — вот отличие русской православной державы от восточной деспотии (царь как живой «бог») или западного абсолютизма (король как знак «бога», «король-солнце»)

После захвата Константинополя войсками турецкого султана (1453 г.), гибели последнего византийского императора Константина XI и женитьбе московского великого князя Иоанна III на его племяннице Софье Палеолог к Москве перешел не только герб Восточной Римской империи — двуглавый орел, к Москве перешел статус единственной великой православной державы. Хрестоматийно известны слова псковского инока Филофея, обращенные им к великому князю Василию III: «Третьего нового Рима- державного твоего царствования — Святая Соборная Апостольская Церковь — во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства Православной веры сошлись в твое царство. Один ты во всей поднебесной христианам царь. Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть: уже твое христианское царство иным не достанется». Инок Филофей прожил около ста лет, он обращался с подобными посланиями и к Иоанну III, и, возможно, к Иоанну IV (Грозному) — но что означают эти обращения в историософском Историософия – христианская философия истории, выявляющая высшие духовные ценности и цели исторического процесса смысле?

Святая Русь — это христианская сторона света, в которой власть начинается не «снизу» (демократия) и не «сбоку» (плутократия, власть денег), а сверху — от Бога. Имя «Святой Руси» и указывает на это обстоятельство, а вовсе не претендует на всеобщую праведность и святость. Первый Рим — языческий — обожествил самого себя в лице кесаря и пал под ударами варваров. Второй Рим — православная Византия — вопреки ею же провозглашенному идеалу симфонии практически развела священство и царство, пошла на согласие с католиками (Флорентийская уния 1439 г. заключена 6 июля 1439 г. Уния была подписана в рамках Ферраро-Флорентийского собора, где рассматривались разногласия между Римско-Католической и Восточными Православными Церквами. Особенный упор делался на различия в догматах, в частности филиокве (filioque) — добавлении, сделанном Римской Церковью в Символ Веры. Другие догматические вопросы: о чистилище, главенстве Папы Римского во Вселенской Церкви, совершении Таинства Евхаристии. В ходе собора восточные иерархи тщательно ознакомившись с учением Римской Церкви, пришли к выводу, что оно православно. После некоторых колебаний все они, кроме одного иерарха, митрополита Марка Эфесского, признали нововведения Римской церкви имеющими основание в св. Писании и св. Предании, то есть правомочными, но с оговоркой, что Восточные Церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 они (включая императора) единодушно подписали резолюцию собора, буллу Laetentur coeli, предложенную Папой. Таким образом была заключена уния и Восточные Церкви воссоединились с Латинской. Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго. Уже через несколько лет многие присутствовавшие на нем епископы и митрополиты открыто отрицали свое согласие с собором или утверждали, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства. Таким образом, уния была отвергнута большинством Восточных Церквей. и 14 лет спустя тоже пала под ударами мусульман. Москве как Третьему Риму выпала колоссальной трудности задача — жизненно соединить в одно целое храм, престол и народ, святыню и бытие.

Если в Киеве произошло, так сказать, первичное усвоение русской властью идеи священной христианской державы (иначе она не заслуживает названия христианской), то в Москве со времен ее первых князей и митрополитов тайна государства была понята именно как тайна служения.Конечно, перед Москвой стояла в те времена и другая задача — освободить Русь от татар. Однако по существу руководителями Москвы эта задача всегда трактовалась как двуединая; и если на первых порах, в эпоху Ивана Калиты, идея собирания русских земель под московскую руку рисовалась по преимуществу прагматически, с точки зрения государственной пользы, то уже со времен Дмитрия Донского эта задача становится по сути прежде всегорелигиозной — вспомним благословение Сергия Радонежского, вспомним образ Спаса на стягах русского войска на Куликовом поле. Государственная власть на Москве есть точка приложения божьего промысла — вот что такое онтологияТретьего Рима в глазах москвичей. Идея государственной власти в России церковна — и потому св. Иосиф Волоцкий святой преподобный Иосиф Волоцкий – один из наиболее почитаемых святых Русской православной Церкви. В 2009 году по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. прямо утверждает, что «неправедный царь — не божий слуга, но диавол». В отличие от первого Рима православный московский царь — не языческий кесарь, а христианин, и потому Москва готова отдать ему не только кесарево, но порой и богово. В этом встречном движении к соединению Бога и человека в истории и состоит замысел Святой Руси.

Послушайте, как «говорит» об этом гениальная музыка С. Прокофьева в титрах фильма С. Эйзенштейна. Видео

Чтобы убедиться в этом, достаточно продумать царствование Иоанна IV Грозного. Много материала для этого дает, в частности, его переписка с князем Курбским. Царство Иоанна IV часто клянут как деспотическое — но почему деспот тратит столько времени и чернил для оправдания себя перед своим подданным? Более того, в качестве последнего довода в пользу защищаемых Курбским позиций Иоанн зовет его обратно на Русь — пострадать за правое дело, если тот считает себя правым. Как видим, и меч и золото в руках грозного царя служат Богу, а не наоборот. Что же касается жертв опричнины, то их число было значительно меньше количества убитых одной Варфоломеевской ночью Массовая резня протестантов (гугенотов), устроенная католиками по приказу французского короля Карла IХ и его матери Екатерины Медичи в ночь на 24 августа 1572 года в канун дня святого Варфоломея (катол.).

Читайте также  Россия и турция в 1833 году

Не менее существенное, хотя и символическое значение имеет в истории иоаннова царствования его встреча с юродивым во время новгородского похода, как она описана современниками. Грозный царь отправился с войском на покорение непослушных псковичей и новгородцев — действие, вытекающее из общей логики построения централизованного русского государства. На улицах Пскова его встретил местный юродивый и предложил ему кусок мяса, а дело было в великий пост. «Я — христианин и в пост мяса не ем», — ответил юродивому Иоанн. «А кровь христианскую пьешь?» — укорил его человек божий. И самодержец всероссийский вместе со всей армией повернул назад. Идея Третьего Рима и заповедь «не убий» сошлись в месте этой встречи, и Иоанн IV показал себя православным царем, который строил Святую Русь, при этом тяжело грешил, но когда грешил, то каялся. Таким он и остался в памяти народа.

Итак, религиозно-общественный и культурный идеал московской (золотой)Руси отличался не механически-юридическим совершенством форм, благодаря которым справедливость достигается как бы автоматически, а именно нацеленностью всех своих отношений на христианскую истину-благо, которая требует если не подвига, то усилия для своего воплощения. Об этой особенности русской «политической этики» хорошо сказал С. А. Аскольдов Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины. М.,1991. С. 233 – 234 в 1918 году: «Русь была до отмены крепостного права, а отчасти и после него страной рабов и рабовладельцев, но это не мешало ей быть Святой Русью, поскольку Крест, несомый одними, был носим со светлой душой и в общем и целом с прощением тех, от кого он зависел, поскольку и те и другие с верою подходили к одной и той же Святой Чаше. Так праведность десятков миллионов очищала и просветляла в единстве народного сознания грех немногих тысяч поработителей, к тому же грех часто ясно не сознаваемый в качестве такового ни той, ни другой стороной».

Вопросы для самопроверки

1. Что обозначает термин «симфония властей»?
2. Как понимать выражение «Москва – Третий Рим?
3. В чем заключается противоречивость личности Ивана Грозного?

Презентация по истории на тему: «Культура московского царства»

Описание презентации по отдельным слайдам:

КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО—период в отечественной истории, начало которого относят к воцарению Ивана Грозного, а окончание датируют временем восшествия на царство Петра I и образованием Российской империи.

Важной частью идеологии «московского царства» стало «Сказание о князьях владимирских», возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – «шапки Мономаха») – византийским императором князю Владимиру Мономаху.

В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. В его ансамбль входят три великолепных собора. Первый из них — пятиглавый Успенский собор (1475 — 1479), построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.

Второй — трехглавый Благовещенский собор (1484 — 1489) — изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 — 1486), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал — Грановитая палата (1487 — 1492), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.

Третий — Архангельский собор (1505 — 1509) — был построен с использованием светских элементов и служил велико-княжеской усыпальницей.

Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской архитектуры. Он вобрал в себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил основы для дальнейшего подъема русского зодчества, для формирования общерусской национальной архитектуры. К числу новых явлений относится шатровый стиль, возникший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма.

Самым знаменитым памятником такой архитектуры стал Собор Покрова на Рву, известный также как храм Василия Блаженного (1555 — 1561), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани.

С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья» (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана III. Одним из важнейших образцов для многочисленных «узорочных» церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.

церковь Троицы в Никитниках

Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в XVII веке сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно популярна была «Библия Пискатора») Возникают новые тенденции в живописи, представленные творчеством кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова. Для их живописи характерно использование приемов, близких к нехарактерной для иконописи светотеневой моделировке. Новым явлением стало написание трактатов о живописи.

Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феофан Грек, переселившийся в 70-е годы 14 века на Русь из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые росписи в Церкви Спаса на Ильине. В Москве вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца расписал иконостас старого Благовещенского собора в Кремле. Ему принадлежат иконы «Донская Богоматерь», «Святые апостолы Петр и Павел» в Успенском соборе Московского Кремля.

«Донская Богоматерь» и «Святые апостолы Петр и Павел»

В середине XVI века был составлен крупнейший летописный свод — «Летописец начала царства». Одновременно при московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была написана икона «Благословенно воинство небесного царя»; одна из наиболее интересных икон этого круга – «Четырехчастная» из кремлевского Благовещенского собора.

«Четырехчастная»икона из кремлевского Благовещенского собора.

Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот. Наряду с иконописью также развиваются архитектура, литература и общественная мысль.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Разина Алена ПетровнаНаписать 1935 20.05.2016

Номер материала: ДБ-092143

  • Всеобщая история
  • Презентации
    20.05.2016 1027
    20.05.2016 803
    20.05.2016 1165
    20.05.2016 1652
    20.05.2016 474
    20.05.2016 2110
    20.05.2016 1494

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Петербурге создали сенсорный сад для реабилитации детей с ОВЗ

Время чтения: 1 минута

Около трети россиян планируют пройти дополнительное обучение в течение года

Время чтения: 2 минуты

В Минобрнауки дали пояснения к рекомендациям для вузов

Время чтения: 2 минуты

Молодым россиянам начислят по 3000 рублей на культурное просвещение

Время чтения: 1 минута

В Петербурге создали программу для защиты детей в интернете

Время чтения: 3 минуты

Робот-учитель от российских разработчиков будет обучать детей в индийской школе

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: